Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

По законам красоты. Есть ли у красоты свои законы? Пеленгатор творческой мысли

Цели урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Задачи урока:

Знакомство с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных», ее интонационно-образной и жанровой природой, особенностями музыкального языка в воплощении образов животных;

Овладение практическими умениями и навыками; воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; развитие памяти, речи, воображения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, карточки «Проверь себя»; таблица средств музыкальной выразительности; дополнительный материал о К.Сен-Сансе, карточки с названием музыкальных номеров сюиты.

Сл. 2

1. Эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие. Актуализация знаний .

Учитель: Отгадайте, пожалуйста, 4 загадки

1) В зоопарке верь-не верь
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу! (Cлон)

2) В детстве был усат ребенок
И мяукал, как котенок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это …. (Лев)

3) Повелось так с самой древности -
Эти птицы – символ верности.
Вот плывут по водной глади,
Восхищая всех людей
Двое белых … (Лебедей)

Учитель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать о ком были эти загадки? (О животных).

Верно! Сегодня на уроке музыки, как ни странно, речь пойдет о животных.

К концу урока мы попробуем ответить на серьезный вопрос: «можно ли с помощью музыки изобразить животных»?

2. Изложение нового материала и слушание пьес из «Карнавала животных».

Учитель: Я уверена, что вы любите животных. Давайте представим, что у зверей и птиц, как и у людей, могут быть свои праздники, и не просто праздники, а КАРНАВАЛЫ. Что вы знаете о карнавале?

Ученики: Карнавал - это праздник, веселье, смех, танцы, маски, костюмы, шествия.

Учитель: Великий французский композитор Камиль Сен-Санс сочинил удивительное произведение «Карнавал животных», с которым я вас и познакомлю. А так же дал этому жанру интересное название «Зоологическая фантазия»

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте узнаем кто такой К.Сен-Санс? (Работа с дополнительным материалом ). Приложение 2

Учитель:

  • К. Сен-Санс композитор какой страны?
  • Игрой на каких музыкальных инструментах владел композитор?
  • Какими науками,помимо музыки,интересовался К.Сенс-Санс?
  • Какими чертами наделена его музыка?
  • Какое общество организовал композитор в 1871 году?
  • Какое занятие привлекало его с раннего детства и что вспоминает о этом периоде композитор?

Учитель: Ч то нужно композитору, чтобы его произведение зазвучало? (Инструменты)

Произведение К. Сен-Санса “Карнавал животных” написано для инструментального ансамбля – 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон, челеста.

Внимательно прослушайте тембры музыкальных инструментов,нам они понадобятся для дальнейшей работы.

Чем отличаются тембры инструментов?

Учитель: Закрепим свои знания : с помощью какого средства муз-ой выразительности можно изображать что либо? (Тембр)

«Проверь себя » - ребята слушают звуки инструментов, работают по карточкам.

Учитель:

Карнавал животных ”- программная сюита из 14 номеров, блещущая юмором, легкостью жанровых зарисовок, лирическая и нежная.

Программная музыка - инструментальная музыка (чаще всего симфоническая), в основе которой лежит «программа», т.е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Источником сюжета могут быть исторические сказания и легенды.

Сюита (франц.suite - последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

Учитель: Вы сами будете угадывать персонажей музыкального карнавала. А чтобы правильно угадать животное, показанное в музыке, мы будем внимательно слушать незнакомую музыку, определять музыкальные краски: темп (скорость), регистр (высоту звука), тембр или музыкальный инструмент и результаты заносить в таблицу.

Итак, как вы думаете, кто будет открывать карнавал и почему?

Сейчас вы послушаете первый музыкальный фрагмент и попробуете сами догадаться, кто же это. Сначала прозвучит небольшое вступление, во время которого можно представить, как звери прихорашиваются, надевают маски, костюмы и у всех создается радостное настроение (надеюсь и у вас!).

а) Звучит «Королевский марш льва». Дети высказывают свои варианты.

Учитель: Верно! Это лев, ведь всем известно, что он - король зверей. Я думаю, что все услышали низкие пассажи рояля очень похожие на рычание льва. Что же он делает – бежит, охотится?

Лев идет, шествует, рычит.

Правильно. Не случайно эта музыка называется «Королевский марш льва», а марш – это всегда торжественное шествие.

Какой этот лев?

Важный, гордый, независимый, веселый, пугающий, с гордо поднятой головой и др.

А как же композитору так здорово удалось передать нам образ льва? С помощью музыкальных красок. Давайте послушаем еще раз и вместе попробуем (или кто-то из детей выйдет к доске) определить музыкальные краски, которыми показан лев. Приложение 3

Темп – умеренный, ведь лев идет, а не бежит, регистр – низкий , так как лев не может рычать высоким голосом! Тембр - виолончель и рояль.

б) Звучит «Курицы и петухи» - заполнение таблицы с учителем.

в) Звучит «Антилопы» - заполнение таблицы самостоятельно.

г) Звучит «Черепахи» - заполнение таблицы самостоятельно.

д) Звучит «Слоны» - заполнение таблицы самостоятельно.

Учитель: Мы успешно заполнили таблицу.Глядя на нее ответьте на вопрос: Можно ли с помощью темпа, регистра, тембра изображать различные картины в музыке?

Учитель:

Закрепим свои знания: 1. Концерт-загадка

(Проверка результатов) концерт-загадка

2. Итоговые вопросы.

1. Какое определение жанра дал композитор К. Сен-Санс своему произведению “Карнавал животных”?

2. Что такое “сюита”?

3. Для какого состава музыкантов написано произведение?

4. Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?

5. Темы каких персонажей вы узнали, прослушав финал “Карнавала животных”?

6. Можно ли с помощью музыки изобразить животный мир, что для этого нужно?

Д/з. (Рисунки по теме урока)

4 четверть, 7 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА: По законам красоты.

Цели урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Задачи урока:

Знакомство с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных», ее интонационно-образной и жанровой природой, особенностями музыкального языка в воплощении образов животных;

Овладение практическими умениями и навыками; воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся; развитие памяти, речи, воображения.

Предметные компетенции

расширить представление о краске звукакак средстве музыкальной выразительности;

узнать, что общего между тембром и живописными красками;

обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели;

познакомиться с творчеством композитора К. Сен- Санса

узнать о роли красоты в раскрытии образного содержания музыки;

учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки;

развивать вокально-хоровую грамотность.

Информационная компетенция

находить ключевые знания в текстовом материале

развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов, запоминания их написания, чтения развёрнутых художественно оформленных текстов);

уметь оформлять краткие записи материала урока.

Коммуникативная компетенция

воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством

ТИП : Изучение нового материала.

ВИД: Урок – творчества, размышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, карточки «Проверь себя»; таблица средств музыкальной выразительности; дополнительный материал о К.Сен-Сансе, карточки с названием музыкальных номеров сюиты.

Методы и приёмы : метод погружения, эмоционального воздействия, словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический, сравнения, сопоставления, метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, метод самоанализа. Информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Цель этапа: подготовка обучающихся к учебной деятельности.

Задача учителя: создать условия для эффективной работы на уроке. Настроить учащихся для работы в классе, акцентируя их внимание и слух.

Задача учеников: организовать рабочее пространство. Настроится

на творческую работу.

Методы: словесный, наглядный; метод стимулирования и мотивации – создание ситуации новизны.

Результат деятельности педагога: определение уровня внимания, активности, восприятия, настрой детей на предстоящее занятие.

Приветствует детей.

Определяет уровень готовности к уроку (наличие тетради, карандашей ручки).

Формирует положительный настрой.

Заинтересовывает предстоящей работой.

Отгадайте, пожалуйста, 4 загадки

1) В зоопарке верь-не верь
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу! (Cлон)

2) В детстве был усат ребенок
И мяукал, как котенок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это …. (Лев)

3) Повелось так с самой древности -
Эти птицы – символ верности.
Вот плывут по водной глади,
Восхищая всех людей
Двое белых … (Лебедей)

Молодцы! Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать о ком были эти загадки

Верно! Сегодня на уроке музыки, как ни странно, речь пойдет о животных.

К концу урока мы попробуем ответить на серьезный вопрос: «можно ли с помощью музыки изобразить животных»?

Организуют рабочее пространство.

Обращают внимание на свою посадку.

Настраиваются на активную творческую

работу в классе.

Обращают внимание на учителя.. Внимательно слушают его. ?

(О животных).

Актуализация опорных знаний

Цель учеников:

Познакомиться с тембрами инструментов симфонического оркестра.

Задача учеников :

В устной творческой беседе передать свой отклик на прослушанный и увиденный материал

слушание пьес из «Карнавала животных».

Я уверена, что вы любите животных. Давайте представим, что у зверей и птиц, как и у людей, могут быть свои праздники, и не просто праздники, а КАРНАВАЛЫ. Что вы знаете о карнавале?

Великий французский композитор Камиль Сен-Санс сочинил удивительное произведение «Карнавал животных», с которым я вас и познакомлю. А так же дал этому жанру интересное название «Зоологическая фантазия»

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте узнаем кто такой К.Сен-Санс?

    К. Сен-Санс композитор какой страны?

    Игрой на каких музыкальных инструментах владел композитор?

    Какими науками,помимо музыки,интересовался К.Сенс-Санс?

    Какими чертами наделена его музыка?

    Какое общество организовал композитор в 1871 году?

    Какое занятие привлекало его с раннего детства и что вспоминает о этом периоде композитор?

Ч то нужно композитору, чтобы его произведение зазвучало

Как называется звук инструмента или голос человека?

Внимательно прослушайте тембры музыкальных инструментов,нам они понадобятся для дальнейшей работы.

Чем отличаются тембры инструментов?

Закрепим свои знания : с помощью какого средства муз-ой выразительности можно изображать что либо?

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Карнавал - это праздник, веселье, смех, танцы, маски, костюмы, шествия.

( Работа с дополнительным материалом ).

(Инструменты)

(Тембр) Произведение К. Сен-Санса “Карнавал животных” написано для инструментального ансамбля – 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон, челеста.

(Тембр)

« Проверь себя » - ребята слушают звуки инструментов, работают по карточкам.

Изучение нового материала

Карнавал животных ”- программная сюита из 14 номеров, блещущая юмором, легкостью жанровых зарисовок, лирическая и нежная.

Программная музыка - инструментальная музыка (чаще всего симфоническая), в основе которой лежит «программа», т.е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Источником сюжета могут быть исторические сказания и легенды.

Сюита (франц.suite - последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

Вы сами будете угадывать персонажей музыкального карнавала. А чтобы правильно угадать животное, показанное в музыке, мы будем внимательно слушать незнакомую музыку, определять музыкальные краски: темп (скорость), регистр (высоту звука), тембр или музыкальный инструмент и результаты заносить в таблицу.

Итак, как вы думаете, кто будет открывать карнавал и почему?

Сейчас вы послушаете первый музыкальный фрагмент и попробуете сами догадаться, кто же это. Сначала прозвучит небольшое вступление, во время которого можно представить, как звери прихорашиваются, надевают маски, костюмы и у всех создается радостное настроение (надеюсь и у вас!).

а) Звучит «Королевский марш льва ».

Учитель: Верно! Это лев, ведь всем известно, что он - король зверей. Я думаю, что все услышали низкие пассажи рояля очень похожие на рычание льва. Что же он делает – бежит, охотится?

Правильно. Не случайно эта музыка называется «Королевский марш льва», а марш – это всегда торжественное шествие.

Какой этот лев?

А как же композитору так здорово удалось передать нам образ льва? С помощью музыкальных красок. Давайте послушаем еще раз и вместе попробуем (или кто-то из детей выйдет к доске) определить музыкальные краски, которыми показан лев.

Темп – умеренный, ведь лев идет, а не бежит, регистр – низкий , так как лев не может рычать высоким голосом! Тембр - виолончель и рояль.

б) Звучит «Курицы и петухи» - заполнение таблицы с учителем.

в) Звучит «Антилопы» -

г) Звучит «Черепахи» -

д) Звучит «Слоны» -

Мы успешно заполнили таблицу.Глядя на нее ответьте на вопрос: Можно ли с помощью темпа, регистра, тембра изображать различные картины в музыке?

Закрепим свои знания : 1. Концерт-загадка

Дети высказывают свои варианты.

Лев идет, шествует, рычит.

Важный, гордый, независимый, веселый, пугающий, с гордо поднятой головой и др .

заполнение таблицы самостоятельно.

заполнение таблицы самостоятельно.

(Проверка результатов) концерт-загадка

Рефлексия. Итог урока.

1. Какое определение жанра дал композитор К. Сен-Санс своему произведению “Карнавал животных”?

2. Что такое “сюита”?

3. Для какого состава музыкантов написано произведение?

4. Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?

5. Темы каких персонажей вы узнали, прослушав финал “Карнавала животных”?

6. Можно ли с помощью музыки изобразить животный мир, что для этого нужно?

Задание на дом

Рисунки по теме урока

Действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики , скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию , пропорции , ритм - базовые понятия и в природе , и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса .

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи , литературы - построены по правилам золотого сечения.

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.

В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения.

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Биоритмы - условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года , фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение .

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию - форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссер свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого.
Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.

В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок - последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей - для колыбельной песни.

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса , Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки . Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Рассмотрите произведения изобразительного искусства на страницах учебника. Какую роль в композиционном решении каждого из них играет гармония, пропорции, симметрия, ритм?

Послушайте несколько музыкальных произведений, проследите за развитием музыки, контрастностью ее частей, определите место кульминации, используя графические изображения (фразировочные лиги, обозначения динамики , ритмические рисунки).

Послушайте 1-ю часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта (или «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта). Проследите за изменениями эмоционального состояния, за логикой развития музыкальной мысли, выраженной композитором.

Художественно-творческое задание
Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?

Сергеева Г. П., Искусство . 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.: ил.

Рефераты, домашняя работа по искусству скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

К сожалению, изучение изобразительного искусства в старших классах не предусмотрено, а у школьников, имеющих склонности к изобразительной деятельности, данный предмет востребован. Более того, навыки, полученные по изобразительному искусству, к моменту обучения в специальных учебных заведениях, связанных с изобразительной деятельностью, за два года утрачиваются. Элективный курс «Основы декоративно-прикладного искусства» для старших классов позволяет учащимся не только закрепить имеющиеся ЗУНы по изобразительному искусству, но приобрести и систематизировать новые.

Общие цели курса:
- способствовать выбору профиля обучения;
- развивать способности к самоопределению;
- формировать ответственность за самостоятельный выбор;
- развивать мотивацию собственной деятельности.

Частные цели курса:
- повышение значимости изобразительного искусства как фактор самореализации личности в новых социально-экономических условиях;
- связь учебного материала курса с познавательной и преобразовательной творческой деятельностью учащихся;
- профилизация учащихся старшей ступени в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- систематизация знаний, умений и навыков в области основ декоративно-прикладного искусства с целью дальнейшего их применения как в жизни, так и в последующем обучении изобразительному искусству.

Актуальность программы заключается в переходе системы образования на предпрофильную и профильную подготовку. Предложенная программа элективного курса по декоративно-прикладному искусству носит практический характер и должна быть использована для профильного обучения в 10-11-х классах как специализированный курс по выбору.

Новизна программы в том, что она предлагает учащимся за короткий промежуток времени в ходе практической деятельности систематизировать полученные знания из области основ декоративно-прикладного искусства, полученные на уроках изобразительного искусства. Апробировать и систематизировать новые знания, умения и навыки, полученные на углубленном курсе этой же области, через специально интегрированный теоретический материал и комбинаторные практические упражнения. Создает условия для осознанного выбора учащимися профильного обучения изобразительному искусству.

Педагогическая целесообразность отражается в систематизации теоретического и практического материала в процессе выполнения комбинаторных упражнений, ориентированных на конечный результат. Через активизацию художественно-творческой деятельности учащихся, которая складывается в данном случае из художественно-творческих умений и методического подхода к реализации этих умений, где одним из действенных путей развития творческого начала является овладение приемами художественно-декоративной деятельности. Изобразительно-художественная деятельность построена на основе принципов повтора, вариации, импровизации, конструирования. Формы работы с учащимися, способствующие решению художественно-изобразительских задач на этапе практической работы, - индивидуальные, групповые и коллективные. Ведущий метод в обучении - учебное сотрудничество, изложение теоретического материала проходит в совместной деятельности учителя и учащихся, когда учащиеся, излагая заранее изученный печатный теоретический материал, ориентируются на наглядность по каждой конкретной теме, определяют логическое построение материала, находят взаимную связь теории и практики. Большое значение отводится фронтальной и индивидуальной формам беседы, которые должны активизировать учащихся к диалогу.
Важным моментом программы является введение ассоциативных рядов, методика которых основывается на концепции Т.А.Франтенко, преподавателя художественно-графического отделения Тулунского педагогического колледжа.

В результате усвоения учебного материала по основам декоративно-прикладного искусства учащиеся должны:
1. Иметь представления:
- о декоративно-прикладном искусстве как о виде изобразительной деятельности;
- о практическом применении данного курса в сфере жизнедеятельности образованного человека;
- о том, как применить на практике полученные знания по данному курсу.

2. Знать:
- теоретические основы декоративно-прикладного искусства;
- общие сведения об истории развития декоративно-прикладного искусства;
- приемы стилизации и виды орнаментов;
- основные законы, правила и средства декоративной композиции;
- основные законы цветоведения;
- свойства и технические условия использования основных материалов.

3. Уметь:
- выполнять орнаментальные и декоративно-тематические композиции;
- выполнять стилизацию растительной и животной формы;
- применять знания цветоведения на практике;
- систематизировать и интегрировать знания и умения в итоговой творческой работе «Ассоциативный натюрморт».

4. Владеть:
- элементарными навыками подбора материалов, инструментов, оборудования для выполнения декоративных работ;
- элементарными навыками в постановке задач декоративной работы;
- элементарными навыками самообучения декоративно-прикладному искусству с помощью методической литературы и печатного материала.

Содержание программного материала курса
1. Вводное занятие. 1 час
Теоретическая часть. Цели и задачи курса для учащихся. Ознакомление с программой курса, способами прохождения курса и формой итоговой работы по теории и практике. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве, его роли в профессиональной сфере деятельности человека.
Виды бумаги, красок, кистей, их взаимодействие и влияние на качество декоративных работ.
Зрительный ряд: просмотр мультимедийных презентаций по видам декоративно-прикладного искусства, которые будут предлагаться в 10-11-х классах на профильном обучении. «Батик», «Керамика», «Декоративная композиция».
Литература для учителя: Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1981.

2. Стилизация как способ выявления декоративных качеств объекта. 2 часа
Теоретическая часть. Повторение понятия «стилизация». Роль стилизации в декоративно-прикладном искусстве. Стилизация как средство композиции в орнаменте и декоративном натюрморте. Приемы стилизации: контур, силуэт, деформация, точка, цвет, штрих, ассоциация, декорирование, пластическое изменение. Процесс стилизации.
Практическая часть. Выполнение стилизации растения по иллюстрированному материалу в качестве подготовительных работ к последующей орнаментальной теме.
По желанию учащихся творческое задание - стилизация животных в цвете.

Литература для учителя:
Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. - Тулун, 2008.

3. Цветоведение. 4 часа
Теоретическая часть. Значение цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физическое объяснение цветового спектра. Расположение цветов в цветовом круге и правила работы с ними. Понятия и принципы получения цвета: основные цвета, холодные и теплые цвета (повтор), хроматические и ахроматические цвета, насыщенность цвета, контраст и нюанс в цвете. Понятие акцента на холодный и теплый цвет.
Практическая часть:
1. Ассоциативные ряды на состояние погоды, времени года.
2. Определение и подбор мягких и жестких кистей к качеству бумаги, акварели и гуаши.
3. Практическая работа на смешение красок с целью закрепления теоретического материала и выполнения пробников для комбинаторных упражнений цветоведения. Комбинаторные упражнения на хроматический контраст и нюанс и на ахроматический контраст и нюанс. Комбинаторика на акцент холодного и теплого цвета.
Музыкальное сопровождение. П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Литература для учителя:
Басов Н.Г. Световое чудо века. - М.: Педагогика, 1987.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.

3. Виды орнаментов и способы их составления. 2 часа
Теоретическая часть. История развития орнамента. Виды орнамента (повтор). Способы построения ленточного, замкнутого и сетчатого орнамента. Понятие ритма, раппорта, мотива и паузы. Цветовая гармония орнамента. Симметрия и асимметрия в орнаменте.
Практическая часть:
1. Ассоциации эмоций.
2. Составление орнамента ленточного, сетчатого, замкнутого с использованием элементов стилизации растения предыдущих занятий. Выполнение орнаментов гуашью хроматическими и ахроматическими цветами на контраст, нюанс, акцент теплых или холодных цветов по выбору учащихся.
Усиленный уровень по желанию учащихся. Выполнение замкнутых орнаментальных композиций.
Музыкальное сопровождение. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка.
Литература для учителя:
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.
Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. //Учитель. - 2007.

4. Композиция в декоративном натюрморте. 2 часа
Теоретическая часть. Понятие «композиция» по изученному курсу «Изобразительное искусство». Композиционный центр, целостность, ритм, пауза, контраст в декоративной композиции. Соотношение изображения и фона, больших и малых форм. Методы и приемы решения композиционных задач. Статика и динамика в композиции.
Практическая часть:
1. Упражнения на ассоциации статики и динамики.
2. Комбинаторные упражнения по решению композиционных задач в технике аппликации из предварительно окрашенной бумаги предыдущей темы «Цветоведение». Выполнение схем к приемам композиции.
Музыкальное сопровождение. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка. П.И.Чайковский «Времена года».
Литература для учителя:
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.
Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.
5. Ассоциативный натюрморт. 4 часа. Итоговая работа
Теоретическая часть. Стадии работы над клаузурой. Фактура и ее применение в декоративном натюрморте.
Практическая часть:
1. Выполнение ассоциативного ряда по теме «Натюрморт» и выбор удачных вариантов в качестве клаузур.
2. Разработка клаузур по решению композиции натюрморта в цвете.
3. Выполнение декоративной композиции на основе комбинирования различных изобразительных техник и художественных приемов: акварель, гуашь, монотипия, коллаж, техника аппликации с применением фактур, с использованием приемов стилизации и орнаментального декора по выбору учащихся.
Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка.
Итоги деятельности учащихся в рамках элективного курса «Основы декоративно-прикладного искусства».

Контролирующие материалы
Вопросы для составления тестов с целью актуализации опорных знаний или теоретического контроля в конце изучения курса
1. Каковы возможности преобразования объектов при их декоративном изображении?
2. Поясните, что значит декоративное рисование, приближенное к реальности?
3. В чем смысл декоративного рисования стилизованных объектов?
4. Какие пути стилизации природных форм возможны?
5. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?
6. Перечислите основные признаки цвета.
7. Перечислите виды цветовых контрастов и охарактеризуйте их.
8. Охарактеризуйте модель треугольника цветового контраста.
9. Какие цветовые оттенки дает смешение различных пар контрастно-дополнительных цветов?
10. В чем заключается процесс создания композиции?
11. Что означает понятие «равновесие» в композиции и от каких факторов оно зависит?
12. Каким образом достигается динамизм в композиции?
13. Использование каких приемов придает композиции черты декоративности?
14. Перечислите способы организации композиционного центра.
15. С какой целью используется членение плоскости на части?
16. Какова роль доминанты в композиции?

Библиография
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1991.
2. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
3. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова,
И.А. Тютькова. - М.: В.Секачев, 2005.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2004.
5. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
7. Соловьев С.А. Декоративное оформление. - М.: Просвещение, 1987.
8. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.
9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие. - М.: Владос, 2005.
10. Основы декоративного искусства в школе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1981.
11. Басов Н.Г. Световое чудо века. - М.: Педагогика, 1987.
12. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
13. Веснин А.Ф. Смешение красок: метод. рекомендации. - Иркутск, 2006.
14. Яблонский В.А. Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, 1978.
15. Золотарева Е.М. Давайте учиться рисовать. - М.: Педагогика, 1993.
16. Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие. - Тулун, 2008.
17. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1991.
18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М.: Просвещение, 1991.
19. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
20. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение, 1979.
21. Школа и производство: научно-методический журнал. - 2008. - №3.
22. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1994.
23. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество.//Учитель. - 2007.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

Прим. ред. Презентация к курсу, сценарии занятий опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.сайт/method_article/872

​Ольга ДМИТРИЕВА, учитель технологии, черчения и изобразительного искусства средней школы №25 города Тулуна Иркутской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

3. «ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ»


В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» встречается одно место, где Маркс, казалось бы, прямо говорит о красоте и роли ее «законов» в производственной человеческой практике. Стало непременной традицией всех пишущих о проблемах эстетики приводить эти строки с тем, чтобы далее продолжать развивать собственные идеи, молчаливо исходя как бы уже из марксового положения. Например, Л. Столович ссылается на мысль Маркса о творчестве «по законам красоты» и делает свой вывод: «Законы природы становятся законами красоты, когда посредством их человек утверждает себя в действительности» 14. Вроде бы, Маркс и в самом деле поддерживает достаточно спорную идею видоизменения объективных законов и зависимости от степени «самоутверждения» человека. Л. Зеденов, процитировав то же место, подверстывает к нему собственную фразу, смысл которой в том, что человек творит соотнесенно «с мерой человеческого рода» 15. Ю. Филипьев, упоминая о том же месте, отмечает в соответствии со своей концепцией что «смысл понятия, выраженного Марксом термином „мера“, очень близок к тому, который выражается в современной науке понятием сигнала» 16. К. Кантор пишет, что «„законы красоты" и есть как раз законы целесообразного труда» 17. Примеры можно множить, пока не окажется исчерпанным почти весь круг авторов, занимающихся проблемой эстетического.

Представляется, что перед нами тот самый случай, когда сложившуюся традицию (ни в коей мере не ставя под сомнение искренность побуждений предшественников) все же лучше нарушить, нежели продолжить. Приведем полностью абзац из «Экономическо-философских рукописей 1844 года», на который обыкновенно ссылаются.


«Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного родового существа, т. е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты» 16.

Общин смысл этого отрывка очевиден. Маркс говорит здесь о принципиальном отличии свободного, универсального творческого труда человека от животной жизнедеятельности. Несмотря на множественность выдвигаемых аспектов глубокого и всестороннего рассмотрения вопроса, каждый из которых мог бы составить предмет специального исследования, положение в целом изложено кристально ясно а не требует никаких комментариев. Исключение составляет лишь заключительная фраза, где как дополнение к сказанному вводится единственный рал прозвучавшая во всем колоссальном теоретическом наследии Маркса мысль о том, что человек «формирует материю также и по законам красоты» (курсив мой. - О. В. ). Как раз эту нигде ни раньше ни позднее не разъясненную мысль каждый эстетик и стремится истолковать по-своему.

Что же мог здесь иметь в виду Маркс на самом деле? Строго говоря, об этом остается только догадываться. Пока существовал перевод «Рукописей», где вместо слова «мерка» фигурировало «мера», можно было предположить, как это делает, например, Г. Поспелов, что формировать материю по законам красоты означает «создавать материальные предметы [...] в соответствии с соотношениями „качества" л „количества", лежащими в основе всей внутренней структуры предметов каждого вида, соотношением, вытекающим из назначения этого вида».

«Люди, - пишет Г. Поспелов, - сознают, что произведенные ими предметы по своей внутренней структуре и внешним пропорциям вполне соответствуют своему назначению, что они созданы по „мере" своею вида, что они даже в той или иной степени совершенны в своем, виде и поэтому могут с той или иной степенью совершенства выполнять свое назначение» 19.

Такое толкование производства «по законам красоты», хотя оно и приписывает молодому Марксу понимание красоты как совершенства в своем роде (что вряд ли оправданно), было бы возможно, если бы не появился новый перевод, где философское понятие «мера», выражающее взаимоотношение количества и качества, было заменено словом «мерка», точно соответствующим оригиналу. Слово «мерка» позволяет шире трактовать мысль Маркса. Судя по содержанию всего отрывка, под «меркой» имеется в виду собственная внутренняя закономерность любого вида. Умение прилагать к предмету во время его производства соответствующую мерку должно означать, очевидно, умение производить предмет в соответствии с его собственной познанной закономерностью. Это ведь и отличает сознательное и свободное, универсальное человеческое творчество от жизнедеятельности животного, которое не способно выйти за пределы своей «мерки», оставаясь тождественным собственной жизнедеятельности.

Но какую роль здесь играют «законы красоты», по которым человек «также» формирует материю? Не может быть никаких сомнений в том, что нужно сразу же отказаться от любых попыток увидеть в этой фразе открытие неких особых объективно-эстетических законов материального творчества, так или иначе действующих параллельно с законами истины, отражающими законы самой природы. Такая идея, хотя она и порадовала бы несказанно некоторых искателей «объективно-эстетического вне сознания», конечно, не могла бы вдохновить молодого Маркса, так как творчество по таким «законам» способно привести, лишь к созданию «параллельных* реальным явлениям особых, как мы помним, непознаваемых рационально, таинственных «объективно-эстетических» явлений. Думается, что и вообще, если говорить серьезно, нет оснований навязывать Марксу стремление принципиально по-новому для его времени разрешить в приведенном выше отрывке проблему прекрасного.

Не мог великий ученый позволить себе, задумавшись над столь сложной проблемой, а тем более найдя или хотя бы наметив ее решение, ограничиться лишь одной, раз брошенной фразой. Скорее всего, эту фразу мы имеем право рассматривать, как попутное замечание , констатирующее, что новое, чем он был действительно занят, находит подтверждение и в чем-то уже общепринятом.

В самом деле. Утверждая, что человек как родовое существо по-человечески, а не эгоистически «вопреки бытию и свойствам вещей» 20 преобразует действительность, Маркс внутренне полемизирует с гегелевским пониманием материального труда лишь как «конечной», «несвободной», «односторонней» деятельности человека, противостоящего природе. И чтобы еще раз подтвердить свою мысль, он сравнивает творческие возможности человека с возможностями самой природы, сделавшейся благодаря труду «неорганическим телом» человека. Для этого он обращается к гегелевской же, не являющейся предметом спора трактовке красоты природы и утверждает, что и с этой точки зрения человек формирует материю так же, как ее способна формировать сама природа.

«[...] Нас восхищает, - читаем мы у Гегеля, - природный кристалл своей правильной формой, которая порождается не внешним механическим воздействием, а собственным внутренним определением [...] В кристаллах формирующая деятельность является не чужеродной объекту, а такой деятельной формой, которая принадлежит этому минералу согласно его собственной природе»21. Как мы видим, красота природной формы рождается здесь как раз в результате формирования природного материала согласно собственной внутренней закономерности предмета. Иными словами, согласно той самой «соответствующей мерке», которую умеет прилагать к создаваемому им предмету и универсально творящий человек. Формируя материю по мерке любого вида, то есть так, как это делает и сама природа, завершает свою мысль Маркс, человек в силу этого делается способен формировать ее также и «по законам красоты».

Предлагая вниманию читателя данное толкование смутившей многие умы фразы, подчеркиваем еще раз, что это, конечно, только предположение, так как ни прямых, ни косвенных разъяснений ее значения до нас не дошло. Именно поэтому представляется теоретически некорректным привлекать замечание Маркса в качестве доказательства правильности наших рассуждений. Подлинный, неоспоримый смысл приведенного отрывка, включая, кстати, и заключительную его фразу, видится в том, что Маркс утверждает здесь неоднократно подтвержденную мысль: человеческий труд, создающий новые человеческие явления действительности, есть разумное творчество по познанным законам самой природы, есть разумное, целенаправленное природное творчество. «Труд, - читаем мы в «Капитале», - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы [...] В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» 22.

Из этой марксистской идеи о новом человеческом этапе сознательного и целеустремленного самопреобразования природы мы и исходили во всех наших рассуждениях.