Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Маленькому зайчику на сырой ложбинке прежде глазки. Анализ стихотворения блока зайчик

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Главный персонаж стихотворения - антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость - главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля - четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю - Любови Дмитриевне, супруге автора.

Документ без названия

Дина Магомедова (РГГУ; профессор, заведующая кафедрой истории русской классической литературы Института филологии и истории; Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX - начала XX века; доктор филологических наук) [email protected]

УДК: 821.161.1+801.73

Аннотация:
Статья посвящена интерпретации блоковского стихотворения для детского чтения «Зайчик», в котором применена двойная адресация: други­м адресатом, который только и мог полностью понять второй план значений этого текста, была жена А.А. Блока - Л.Д. Блок. Это позволяет говорить о двойственной жанровой природе стихотворения (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия). Стихотворение «Зайчик» тем самым становится частью жизнетворческого сюжета А.А. и Л.Д. Блок.

Ключевые слова: детская литература, травестия, Александр Блок, Любовь Блок

Dina Magomedova (RSUH; professor, head, Department of Russian Classical Literature History, Instit­ute for Philology and History; Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences; leading researcher, Department of Russian Literature of the Late 19th and Early 20th Centuries; D. habil.) [email protected]

UDC: 821.161.1+801.73

Abstract:
Magomedova presents an interpretation of Alexander Blok’s children’s poem The Bunny , which simultaneously addresses two audiences: the second audien­ce, incidentally the only one that could be expected to completely understand the second layer of the text, was Lyubov Blok, the poet’s wife. This hypothesis allows Magomedova to propose that the poem is likewise ambivalent in terms of genre (both a children’s “story in verse” and a burlesque elegy). In this way, The Bunny constitutes part of the Bloks’ shared project of “life-creation.”

Key words: children’s literature, burlesque, Alexander Blok, Lyubov Blok

«Заячья» тема в поэтическом наследии Блока воплощена и в детском твор­честве, и в стихотворениях, написанных зрелым поэтом для детей. Среди сохранившихся стихотворений, написанных Блоком-ребенком, три озаглавлены «Зая» . Два из них - короткие плясовые:

Милый Зая,
Крошка Зая,
Попляши и поскачи,
Я - те дам на калачи

Зая милый,
Зая серый,
Я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде
Я морковку
И коплю.

Зая скачет,
Зая пляшет,
По зеленому лугу,
Изгибаяся в дугу.

Третье стихотворение - хорошо знакомое ребенку рубежа веков сочетание «страшилки» и назидательной поэзии (достаточно вспомнить знаменитого и весьма любимого Блоком «Степку-Растрепку»):

Жил был зайчик, -
Молодой,
И питался он
травой.
Раз пошел он погулять.
Да капустки поискать,
Да морковки пощипать,
Да водицы похлебать.

Вдруг увидел
он волчину,
Настоящя мужичину!..
Съел волчина тут зайчишку,
Не балуйтесь, ребятишки!..

Фоном к написанию этих стихотворений были как природные, так и бытовые, домашние игровые впечатления. По свидетельству М.А. Бекетовой, в шахматовском лесу маленький Блок неоднократно видел зайцев, ежей, белок. Через много лет читаем в письме Л.Д. Блок от 25-26 мая 1907 года: «Сегодня ходила на реку. По дороге в кустах видела двух больших зайцев; сидели рядом, страш­но меня испугались и удрали вместе» .

В четыре года Блок побывал в Италии. По воспоминаниям Бекетовой,

новых игрушек в Триесте не покупали, но зато во Флоренции был куплен белый пушистый заяц с морковкой ко рту. С ним Саша не расставался и долго играл им в России. Перед отъездом из Флоренции он немного беспокоился, что кондуктор отнимет у него в вагоне зайца, и поэтому говорил так: «Я скажу, что questo e mio bambino» (что это мой ребенок) [Бекетова 1990: 216].

Судя по этим воспоминаниям и по стихам Блока-ребенка, семантический ореол образа зайца - это прежде всего детство, нежность, отчасти - страх пере­д жизнью, может быть, мужским началом («волчину, настоящя мужи­чину»). Кажется важным, что для Блока-ребенка заяц - существо слабое и опекаемое, как для девочек - кукла.

Следующее обращение к теме «зайца» происходит через двадцать лет. В 1906 году Блок пишет несколько стихотворений для детского чтения и публикует их в журнале «Тропинка», издаваемом Н.М. Манасеиной и П.С. Соловьевой (Allegro), среди них - стихотворение «Зайчик», которое затем неизменно будет входить во все прижизненные издания детских стихов Блока (сборники «Круглый год», «Стихи для детей»). «Зайчик» - своего рода детская элегия, эксплу­атирующая мотивы смены времен года, вполне устойчивые и в детских «стихах о природе», в первой публикации оно даже и называлось «Осень». Правда, главная эмоция - не «уныние», как во «взрослой» элегии, а, как и в стихах Блока-ребенка, вновь «жалость» и страх («бедный зайчик», «очень неприятно», «страшно в лапы волку серому попасть»):

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Стихотворение это неоднократно переиздавалось, оно хорошо известно и специалистам, и массовому читателю, но при этом никогда не привлекало к себе при­стального внимания. Изучение его творческой истории позволило установить лишь, что первая строфа была написана еще в 1903 году, а бóльшая часть текста была дописана только в год его первой публикации. Однако прочтение его на фоне переписки Блока с женой выявляет неожиданные смысловые подтексты и заставляет поставить вопрос о том, кому это стихотворение адресовано.

Наблюдения над стилистикой переписки Блока с женой обнаруживает резкий перелом после 1903 года (год свадьбы). Высокий романтический стиль ранних писем к 1906 году сменяется раскованным, фамильярным, домашним. Прежде всего это сказывается на номинации участников переписки, которая отражается и в обращениях, и в самоназываниях (Любовь Дмитриевна - Люба - милая - Буся - Бу - Заяц, Зайц, Зайчик - Зайчичек; Александр Александрович - Саша - милый мой - хозяин). Соотносимые именования «Заяц - хозяин» обнаруживаются в период написания стихотворения «Зайчик» (хотя, очевидно, возникли значительно раньше, просто совместное существование не предполагало переписки) и позволяют предположить, что у стихотворения двойная адресация - 1) массовый детский читатель и 2) жена поэта. Сохраняется весь семантический ореол «заячьей» темы, возникший еще в стихах Блока-ребенка, только теперь на первый план выходит мотив детскости. Достаточно прочесть записи Блока о «Любе» в дневниках и записных книжках, чтобы стало ясно, что он видит в ней то, чего не видели остальные: она ребенок, «маленькая» (самая частотная номинация, при том что во всех воспоминаниях ее описывают как высокую, статную и недобрую молодую женщину [Максимов 1999]). Номинация «заяц» характерна только для коммуникативных жанров - писем, записок, устного общения. В фонде Блока в РГАЛИ сохранились шуточные рисунки и шаржи: 1) рисунок, завершающий записку Блока к жене, с зайцем перед капустной грядкой и вырванной морковкой (в отдалении дремлет хозяин огорода); 2) шуточная иллюстрация к стихотворению о Канте «Сижу за ширмой. У меня такие тоненькие ножки…». По другую от «Канта» сторону ширмы - детская фигура (скорее - фигура девочки в коротком платье), но с заячьими ушами и с подписью строки из стихотворения: «Меня давно развлечься просят»; 3) рисунок «Как мы ездим в гости» (в коляску впряжен заяц, подгоняемый кнутиком седока в шляпе); 4) «Заячий аттестат» на трех языках (русском, французском и немецком); 5) записка:

Зайчичек малый,
Скушай просвирку,
Никуда не бегай,
Сиди в платочке,
Потряхивай лапочками,
Сожмись в комочек,
Занимайся тряпочками,
Кушай листочки,
Читай книжки и бумажки,
Дожидайся Сашки.

Шутливый «домашний» язык, частью которого были именования «заяц» и «хозяин», оказывается в переписке и в реальной семейной жизни Блоков неизменным средством, позволяющим уходить от драматического напряжения во взаимоотношениях. Так, в 1907 году, в период первого после свадьбы серьезного увлечения Блока актрисой Н.Н. Волоховой, начавшегося еще в 1906-м, сказавшегося и в личных взаимоотношениях, и в трансформации структуры всего автобиографического сюжета в творчестве, вплоть до появления второй героини в лирике и драматургии, Л.Д. Блок - также впервые - уезжает одна в Шахматово. Переписка свидетельствует, что домашний язык сохранен, а значит, сохраняется и возможность продолжения общей жизни. Л.Д. - по-прежнему «заяц Бу», «зайчичек» и «заяц», Блок - по-прежнему «хозяин»: «И немножко мне как-то не по себе и тревожно, что ты одна и не со мной. - Ничего, что ты, маленькая Люба, лентяй и глупый - у тебя щечки потолстеют и порозовеют. Ты самый, самый настоящий маленький заяц Бу» . «Пока болят лапки, заяц сидит дома и занимается шитьем. Очень их лечит, чтобы с хозяином бегать. Ждет хозяина, уши навостряет» , - ср.: «Лапки наступают / На желтые листочки. <…> Очень неприятно / По воде ступать».

«Детское», связанное у Блока с образом зайца, переплетается с его неизменным представлением о Л.Д. как о взрослом ребенке. В его дневнике и записных книжках она - неизменно «маленькая», «маленькая Люба», «маленькая Бу», на рисунках - в детском платье с панталончиками и с бантом, часто напоминающим заячьи уши.

«Заячья» номинация исчезает из переписки дважды. В 1908 году, когда Л.Д. пишет Блоку из гастрольной поездки, что намерена окончательно порвать с ним (как выясняется через некоторое время, обнаружив свою беременность от актера К. Давидовского). Второй раз - в 1912-м, когда у Л.Д. возникает новый роман с К.К. Кузьминым-Караваевым (будущий главный режиссер БДТ К. Тверской). В момент семейного кризиса в 1912 году Блок требует от жены «оставить домашний язык» в обращении с ним. И лишь значительно позднее, в 1914-м, во время работы Л.Д. в прифронтовом госпитале, возвращаются именования «заяц» и «хозяин», а вместе с ними - шутливый язык, свидетельствующий о восстановлении доверия и близости. Через два месяца после ее отъезда стилистика писем заметно меняется, начинает преобладать домашний шутливый язык: Блок снова именует себя «хозяином», Л.Д. - «зайцем»:

Ходил сегодня хозяин, делал приобретения для своего зайца: 1 пакет гостинцу; 1 пакет курительный (10 четверок табаку - получше махорки, 10 трубок из корня, 2000 па­пирос Тары-Бары); 1 пакет - журналы с картинками и модные - но­вые, хорошие. Еще пакет будет - муфта (купит О.А. Мазурова - от хозяина, плохая), конфеты от мамы и требуемые книжки <…>. - Наливкой не торгуют, говорят - крепкий напиток. Да таким, как ты, вовсе и не надо наливки; еще слишком малень­кий .

Л.Д. охотно подхватывает эти интонации: «Поздравляю Вас с Праздником! Различные народы присоединяются, как то - заяц при исполнении обязаннос­тей - исправно барабанит, слоненок, осел и прочие» ; «Гостинцу не посылай, хозяин, заяц растолстел и хочет воздерживаться от сладкого. Вообще ему боль­ше не надо подарков, у него всего “вдосталь”, а вот приедет, тогда будет канючить у тебя денежек, ты их лучше припаси» , - так все чаще пишутся письма.

Этой бережности, нежности и интимной домашности не мешает даже то, что Л.Д. продолжает при любой возможности видеться с Кузьминым-Караваевым, который разыскивает ее в госпитале и время от времени пишет ей письма и навещает ее, о чем она неизменно сообщает мужу. Блок, между прочим, информирует Л.Д., что отыскивает имя соперника в списках раненых, публикуемых в газетах. Иногда и он упоминает о своих встречах с Л.А. Дельмас. В ночь на Новый год, 31 декабря, он пишет: «Думаю о тебе, моя милая, и еще два имени - одно - мама, а другое - ты знаешь». Л.Д. тревожит мрачное настроение, которое время от времени ощутимо в письмах Блока: «Думай о своем Зайце, который тебя любит», - твердит она от письма к письму. В мемуарах она свидетельствует:

И у нас сразу же, с первого года нашей общей жизни, началась какая-то игра, мы для наших чувств нашли «маски», окружили себя выдуманными, но совсем живыми для нас существами, наш язык стал совсем условный. Так что «конкретно» сказать совсем невозможно, это совершенно [не] воспринимаемое для третьего человека; как отдаленное отражение этого мира в стихах - и все твари лесные, и все детское, и крабы, и осел в «Соловьином саду». И потому, что бы ни случилось с нами, как бы ни теряла жизнь, - у нас всегда был выход в этот мир, где мы были незыблемо неразлучны, верны и чисты. В нем нам всегда было легко и надежно, если мы даже и плакали порой о земных наших бедах .

Отказ от этого языка означал серьезную угрозу полного разрыва. В последний раз утрата этого языка совпала со смертью Блока.

Возвращаясь к незамысловатому стихотворению «Зайчик», можно утверждать, что переписка Блока с женой является ключом к его интерпретации. Двойная адресация позволяет говорить и о двойственной жанровой природе текста (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия), причем второй план значений понятен только автору и единственному адресату, участникам жизнетворческого сюжета, частью которого становится стихотворение.

Библиография / References

[Бекетова 1990] - Бекетова М.А. Александр Блок и его мать // Бекетова М.А. Воспо­ми­нания об Александре Блоке / Сост. В.П. Енишерлова, С.С. Лесневского; вступ. ст. С.С. Лесневского; послесл. А.В. Лаврова; примеч. Н.А. Богомолова. М.: Правда, 1990. С. 205-344.
(Beketova M.A. Aleksandr Blok i ego mat’ // Beketova M.A. Vospominaniya ob Aleksandre Bloke / Ed. by V.P. Enisherlov, S.S. Lesnevskiy. Moscow, 1990. P. 205-344.)

[Дикман 1980] - Дикман М.И. Детский журнал Блока «Вестник» // Литературное наследство. Т. 92: Александр Блок: Новые ма­те­риалы и исследования / Ред. И.С. Зильберштейн, Л.М. Розенблюм. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 203-221.
(Dikman M.I. Detskiy zhurnal Bloka «Vestnik» // Literaturnoe nasledstvo. Vol. 92: Aleksandr Blok: Novye materialy i issledovaniya / Ed. by I.S. Zil’­bershteyn, L.M. Rozenblyum. Part 1. Moscow, 1980. P. 203-221.)

[Каскина 2001] - Каскина Ю.У. Детство Александра Блока и его стихи для детей // Начальная школа: Плюс-минус. 2001. № 9. С. 70-74.
(Kaskina Yu.U. Detstvo Aleksandra Bloka i ego stikhi dlya detey // Nachal’naya shkola: Plyus-minus. 2001. № 9. P. 70-74.)

[Корсаков 1940] - Корсаков Р. (Иванов-Разумник Р.И. ) Стихи А. Блока для детей // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 78-82.
(Korsakov R. (Ivanov-Razumnik R.I. ) Stikhi A. Bloka dlya detey // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 78-82.)

[Максимов 1999] - Максимов Д.Е. Любовь Дмитриевна / Публ., примеч. К.М. Азадовского, А.В. Лаврова // НЛО. 1999. № 35. С. 250-280.
(Maksimov D.E. Lyubov’ Dmitrievna / Ed. by K.M. Azadovskiy, A.V. Lavrov // NLO. 1999. № 35. P. 250-280.)

[Минц 1972] - Минц З.Г. Рукописные журна­лы Блока-ребенка // Блоковский сборник. [Вып.] II: Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока / Отв. ред. З.Г. Минц. Тарту: ТГУ, 1972. С. 292-308.
(Mints Z.G. Rukopisnye zhurnaly Bloka-rebenka // Blokovskiy sbornik. II: Trudy Vtoroy nau­chnoy konferentsii, posvyashchennoy izucheniyu zhizni i tvorchestva A.A. Bloka / Ed. by Z.G. Mints. Tartu, 1972. P. 292-308.)

[Павлович 1940] - Павлович Н. Блок и детская литература // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 74-78.
(Pavlovich N. Blok i detskaya literatura // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 74-78.)

Анна Медведева
Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Чтение стихотворения А . Блока «Зайчик » .

ЦЕЛЬ : При восприятии стихотворения А . Блока «Зайчик » вызвать сочувствие к зайчишке , которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

ЗАДАЧИ :

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, познакомиться со стихотворением . Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие : развивать внимание , память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа : уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : текст стихотворения ,иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми : беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа : На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений , физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень» , нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг-другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне) : Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик )

Дети : Зайчик .

Зайчик : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуй!

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите , какой он?

Дети : Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель : А где живет зайчик ?

Дети : В лесу.

Зайчик : Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают : «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть» ).

Представьте, что мы с вами гуляем в осеннем лесу :

Осенью часто дует ветер. Покажите, как дует легкий осенний ветерок : У-у-у (тихо) .

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

А как дует, сильный ветер : У-у-у (Громко) .

Листочки (пальчики) сильно шевелятся

Заблудились мы в лесу, закричали мы : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Теперь представим что мы с вами осенние листья, давайте покружимся как листочки «Ш-ш-ш» .

4. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, во время нашей прогулке мы могли встретить в лесу :

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. А это кто? (белочка) Она непоседа, очень любит прыгать с ветки на ветку? Как давайте покажем, язычком как белочка прыгает («Часики» ).

3. А это хомячок – толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка («Шарик» ).

4. В лесу осенью много ягод. Давайте представим, что у нас полные ладошки ягод. Как мы будем, есть ягодки (Жевательные движения) .

5. Съели ягоды и все наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье» ).

5. Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки» : - Давайте поиграем с опавшими листочками. - Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть (» 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» - Ребята, давайте чуть-чуть поиграем. У зайчика есть корзиночки . Помогите ему разложить листочки в корзинки по цветам. (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Молодцы, ребята!

7. Первичное чтение стихотворения Александра Блока «Зайчик »

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику . Давайте послушаем стихотворение .

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

Почему же наш зайчик такой грустный ?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему ?

Жалко вам маленького зайчишку ? Почему?

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Воспитатель : - Ребята, давайте теперь попробуем прочитать это стихотворение вместе , я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение .

А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете стихотворение в третий раз . Те, у кого окажется зайка в руках будут читать стихотворение , а я буду вам помогать - (___ восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей) .

8. Ребята, еще сегодня я хочу вас познакомить с песней «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)

Текст песни :

1. Дует, дует ветер,

Дует, завывает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

2. И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню и движения вместе со мной.

9. Рефлексия.

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были? - Кто приходил к нам в гости?

Какие стихи мы прочитали ? - О чём эти стихи ?

Какую песню мы исполнили?

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Солнечный зайчик». Младшая группа Сказочник. Кот Ворчун нежился в мягком кресле, ласковое солнышко заглядывало в избушку, и маленький солнечный зайчик играл с пушистым кошачим.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок». Первая младшая группа. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок» Воспитатель МБОУ СОШ №7 г. Россошь, Воронежской области, Машошина Любовь Викторовна.

Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель занятия: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Методы и приемы: мнемотаблицы,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Цель: Совершенствовать диалогическую.

ООД «Как зайчик осени боялся» (вторая младшая группа) Цель:формировать знания детей об осени и ее сезонных изменениях. Задачи: -закрепить знания детей о жизни животных в лесу. - помочь детям.

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы» (первая младшая группа) Неделя Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Развитие речи «Семья». Первая младшая группа Образовательная деятельность «Семья». Развитие речи. Цель: Повторить с детьми имена их ближайших родственников (родителей, бабушек, дедушек,.

НОД по развитию речи «Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» (первая младшая группа) Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок» Задачи: Обогащать словарь,.

Библиотека изображений:

Цели и задачи:

  1. Учить сопереживанию и доброму отношению к природе.
  2. Формировать представление о стихотворении.
  3. Формировать читательскую культуру школьников (фамилия автора, заголовок).
  4. Учить определять жанр и тему произведения.

Учебный материал: стихотворение А. Блока «Зайчик».

Оборудование:

  • интерактивная доска SMART Notebook;
  • конверты с цветными фишками;
  • текст стихотворения А. Блока у каждого ученика;
  • бумага для моделирования обложки;
  • диск с записью музыкальных произведений (Роберт Шуман «Первая утрата», Е.Н. Тиличева «Полька»);
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Вводная часть.

На интерактивной доске открыта страница № 1 (рисунок 1).

Рисунок 1

Учитель, обращаясь к учащимся:

Прочитайте название темы нашего урока.

Какова ваша задача на этом этапе урока?

(Ответы детей.)

Учитель читает стихотворение А.Блока «Зайчик».На интерактивной доске открыта страница № 2 (рисунок 2).

Рисунок 2

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше
Очень неприятно
По воде ступать.

Учитель обращается к ученикам:

Какое чувство вызвало произведение?

(Ответы детей.)

III. Моделирование обложки.

На интерактивной доске открыта страница № 3 (рисунок 3).

Рисунок 3

Учащиеся работают на интерактивной доске, передвигая слова и значки, моделируя обложку. Остальные ученики работают на своих рабочих местах.

К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение.)

Объясните свое мнение.

Определите тему произведения. (О животных.)

Найдите на доске и назовите.

О каком животном идет речь в данном стихотворении?

Как бы вы назвали это стихотворение?

(Ответы детей.)

Учитель на доске открывает название стихотворения: «Зайчик» .

IV. Физкультурная минутка для глаз.

(Дети сидят.)

V. Работа со словами и по содержанию произведения.

На интерактивной доске открыта страница № 4 (рисунок 4).

Рисунок 4

Учитель повторно зачитывает стихотворение А.Блока «Зайчик».

Прочитайте слова на нашей «волшебной» доске: ложбинки, тешили.

Объясните смысл слов.

(Ответы детей.)

Какое время года сменило лето? (На магнитной доске: ОСЕНЬ.)

Какие изменения в природе произошли с наступлением осени?

Объясните смысл слов с «волшебной» доски: расплакались, былинки, хмурая.

Какой стала жизнь зайчика с приходом осени?

Объясните смысл слов с «волшебной» доски: косится, ступать.

О чем мечтает зайчик?

(Ответы детей.)

VI. Задание на подбор антонимов.

Работа с табличками на магнитной доске.

На магнитной доске учащиеся осуществляют подбор слов к табличкам: ЛЕТО, ОСЕНЬ.

VII. Физкультурная минутка.

Учитель предлагает учащимся показать движения и настроение зайчика летом и осенью.

VIII. «Шкала настроения».

Работа в парах. Учитель предлагает учащимся из конвертов достать цветные фишки и разделить их на две группы в зависимости от того, какими бы красками они написали слова «ЛЕТО», «ОСЕНЬ».

Объясните, почему вы именно так выполнили задание.

(Ответы детей.)

IX. Подбор музыкального произведения:

Учитель предлагает учащимся прослушать два музыкальных произведения.

Какую мелодию вы бы подобрали к стихотворению А. Блока?

(Ответы детей.)

Объясните свой выбор.

(Ответы детей.)

X. Итог урока.

  1. Что вас тронуло на уроке?
  2. Что вам запомнилось?
  3. Что сказал бы вам герой нашего стихотворения?

На интерактивной доске открыта страница № 5 (рисунок 5).

Рисунок 5

(Ответы детей.)

XI. Домашнее задание (по желанию).

К отрывку стихотворения А. Блока «Зайчик», который получил каждый учащийся, предлагается нарисовать дома иллюстрацию.

Валентина Воскресенская

Осень! Удивительное время года!

Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников и поэтов на создание произведений искусства.

Мы много выучили наизусть стихотворений про осень . Ведь заучивание наизусть - это эффективное средство умственного и эстетического воспитания, это важное средство овладения выразительной речью,

а поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности, учит сопереживанию.

Осень бывает разная по своей красоте. Она – то «рыжая лисица» , а то хмурая, дождливая, как у А. Блока в стихотворении «Зайчик » .

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Мы выучили наизусть . С этим стихотворением один наш мальчик стал лауреатом конкурса чтецов «Живая поэзия и живая проза» , занявшим 1- место в школе, в которую он скоро пойдёт учиться.

А потом решили нарисовать картины по данному стихотворению . Мы использовали восковые мелки, краски гуашь, пластилин. Все увлечённо работали. Рисуя, все тихонечко, очень выразительно читали про зайчика , сопереживая ему.

Вот что у нас получилось.

Публикации по теме:

Сейчас в группе изучаем тему "Его величество - электричество". Продолжаю использовать мнемотаблицы для изучения стихов наизусть. Как часть.

Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.

«Травка-муравка» (заучивание потешки)» Технологическая карта организованной учебной деятельности № 13 Провела: Проскурякова В. Г. Дата проведения: 16.02.2015г. Возрастная группа:.

Материал для аттестации. Пункт №2 «Блок здоровья» (анализ работы) Блок здоровья МДОУ «Детский сад №22» За 2014 – 2015 учебный год Основными задачами нашей работы являются: - охрана и укрепление здоровья.

В этом году у меня подготовительная группа. После прохождения КПК по младшему возрасту, я посоветовалась с ребятами, и мы решили сделать.

Ребятам очень нравится рисовать ладошками!У нас очень много работ выполненных в этой технике!Ведь самое главное видеть в глазах ребенка.

Стихи «Ниточка», «Угощает осень солнышком» Жизнь- она, как ниточка,тонкая струна. Разная у каждого нити той длина. При рождении каждому Бог клубочек дал. И в него он важную.