Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Лес точно терем расписной. Лес, точно терем расписной

Творчество Ивана Алексеевича Бунина популярно во всем мире. За время своей жизни он написал огромное количество произведений, которые создавали настоящий резонанс среди читателей. Очень популярным стихотворением раннего периода автора является «Листопад». Созданы стихотворные строки в начале девятнадцатого века, когда поэту уже исполнилось тридцать лет.

В этом же году данное произведение было опубликовано и представлено для обсуждения читателям того времени. В октябре 1900 года стих был презентован в известном журнале, именуемом «Жизнь». Посвящалось стихотворение Горькому и являлось своеобразной осенней поэмой.

Этот стих стал самым первым в создании поэтического сборника, который был напечатан спустя три года и удостоен премии имени Пушкина. Стихотворение «Листопад» понравилось многим, а сам автор очень сильно дорожил им всю жизнь.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.


Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Произведение «Листопад» представляет собой своеобразную лирическую композицию с пейзажной тематикой, которая посвящена описанию природы в осенний период. В композиции Бунин использовал свои личные наблюдения, поэтому в стихотворении прослеживаются мотивы философии. Автор рассуждал по поводу течения человеческой жизни и изменения человеческих судеб по воле случая.

Стихотворение отличается своеобразным и необычным построением строк и рифм. Если рассмотреть рифмовку, здесь имеется определенный перечень четверостиший и отдельных двустиший, которые преподнесены читателю в виде четырехстопного ямба.

Главная особенность стихотворения «Листопад» - это своеобразная напевность, которая приближает данное произведение к фольклорной типологии.

Повествование стихотворения Ивана Алексеевича направлено на расширение временных и пространственных границ. Это отслеживается во всей сюжетной части.

Начало поэмы отличается краткостью временного промежутка – это всего-навсего один день из жизни. Действие в данном случае ограничивается простым пейзажем – поляной. Такая особенность позволяет имитировать ощущение последних счастливых моментов. Автор концентрирует внимание на мелочах, например, на мотыльке, который чувствует последние прощальные и теплые лучи солнца, а на этом фоне постукивает дрозд, напоминая об уходящем лете.

В ходе формирования сюжетной части действие постепенно расширяется на месяцы. Автор напоминает о «кружащем» сентябре. Пространственная значимость в сюжете уходит от мелочей, и особое внимание уделяется уже лесу, небу и всей окружающей природе, расширяя границы до масштаба всей планеты.

В представленном стихотворении пора года является собирающим понятием. Осень в произведении «Листопад» - это своеобразное существо, которое может существовать самостоятельно. Данная «госпожа» - некая тихоня-вдова, которая является хозяйкой всей природы – лесов, лугов, полей.

Автор с помощь такого эксклюзивного очеловеченного образа осени старается показать читателю все особенности внутреннего мира и жизненного цикла природы. Этот мир полон как радости, так и грусти, здесь есть как счастливые моменты, так и различные страдания.

Автору удалось удивительно правдиво передать смену настроений, заложенных глубоко в личности героя. Здесь присутствуют всевозможные художественные обороты. Они созданы таким образом, чтобы сущность человека и природных особенностей не имели явного разделения.

Бунин показывает читателю идеи о возможности вечной жизни, а также особенную цикличность, которая отслеживается в процессах мироздания. В поэме смена природы показана в виде специфического кольца. Красота поры года – осени, окутанной золотистым нарядом – передается через увядание. Может показаться, что природа гибнет и страдает, но это совсем не так. Просто всё живое готовится к длительному сну, который будет обеспечен в зимнюю пору.

Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью. Здесь используются практически все краски, встречающиеся в натуральной природе. Эта цветовая гамма искусно разукрашивает всё стихотворение: серебряная паутина, терем лилового оттенка, янтарная тональность листвы, освещенная солнцем поляна.

Поэт старается передать читателю осеннее время года в виде своеобразной сказки. Имитируя красоту и особенности этого времени. В строках также отслеживается сказочная лексика, например, автором приводится сравнение поляны с широкой дворовой территорией, в качестве терема используется лесной массив, а просветы между листьями на деревьях – это своеобразные окна.

Постепенно восприятие светлой картины разноцветной осени приобретает минорное, и даже грустное настроение. Таким образом, автор указывает на то, что осень – это «тихая вдова». Данные образы напоминают о мотивах смерти, страданиях и грусти. Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. Это отслеживается практически в каждой строчке и навевает грусть на читателя.


Постепенно сюжетная линия переходит к третьей части. На данном этапе осень «умирает» и это заметно по многим вещам. Автор передает ощущение угасания с помощью различных звуков, а яркие краски начинают пропадать, и уходят в небытие. Осень покидает описываемые места.

Заключительная часть также имитирует смерть и гибель натуральной природы. Но, хотя дуют сильные ветры, и в права вступает зима, многим обитателям леса нравится такая погода.

В своём стихотворении «Листопад» Бунин старается передать читателю осенний период максимально ярко и выражено, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего. Для этого в произведении используются различные дополнительные приемы. Например, чтобы передать движения применяются специфические выразительные средства:

✔ Инверсия. Используется она в первой строфе – кружат листья, льет дождь.


Стоит заметить, что в стихотворении присутствует большое количество разнообразных тропов. Буниным изысканно используется и анафора, которая представляет собой ассонанс при замене буквы «О» на «Е». Такая особенность позволяет создать в произведении мелодичность. Замена букв «Ш», «С» в различных словосочетаниях олицетворяет звуки натуральной природы, стараясь передать читателю максимальную естественность происходящей ситуации на примере тишины и шуршания листьев.

В представленной читателю поэме имеется большое количество сравнительных оборотов, например, мотылек сравнивается с белым лепестком, а блеск ткани с серебром. В стихотворении достаточно и различных метафор, например, терем с пестротой, а также широкий двор вместо луга.

Имеются в произведении и специфические олицетворения, стараясь максимально качественно показать читателю то, что осень представляет собой своеобразное живое существо – осень, заходя в свой терем. Иногда олицетворения перекликаются вместе с метафорами, например, дым встает столбами. Полно в произведении и эпитетов – вдова, мертвая молчаливость, серебряный мороз.

В заключение нелишним будет отметить, что Иван Алексеевич Бунин – это настоящий художник мысли. Автор произведения «Листопад», благодаря своему таланту, смог передать в словесной форме множественные особенности окружающего мира, все красоту природы и ее величие.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
4 Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
8 А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
12 За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
16 Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
20 В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
24 Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
28 Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
32 Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелитая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
36 Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
40 Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
44 И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
48 Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
52 Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
56 Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
60 Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
64 О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
68 Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
72 Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
76 И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
И лес стоит в оцепененье,
80 Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
84 Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
88 В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
92 И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
96 Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
100 И таять стал, все умертвив...
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
104 Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
108 Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
112 Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
116 Встают столбами на заре.
Леса багряны, недвижимы.
Земля в морозном серебре.
И в горностаевом шугае,
120 Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст н холоден. В ворота,
124 Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота.
Дорога на далекий юг:
128 Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели:
Туда и Осень поутру
132 Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
136 День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
140 Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
144 В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
148 В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры на тундры, с океана,
152 Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
156 На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
160 И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов.
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
164 В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Les, tochno terem raspisnoy,
Lilovy, zolotoy, bagryany,
Veseloy, pestroyu stenoy
Stoit nad svetloyu polyanoy.

Berezy zheltoyu rezboy
Blestyat v lazuri goluboy,
Kak vyshki, yelochki temneyut,
A mezhdu klenami sineyut
To tam, to zdes v listve skvoznoy
Prosvety v nebo, chto okontsa.
Les pakhnet dubom i sosnoy,
Za leto vysokh on ot solntsa,
I Osen tikhoyu vdovoy
Vstupayet v pestry terem svoy.
Segodnya na pustoy polyane,
Sredi shirokogo dvora,
Vozdushnoy pautiny tkani
Blestyat, kak set iz serebra.
Segodnya tsely den igrayet
V dvore posledny motylek
I, tochno bely lepestok,
Na pautine zamirayet,
Prigrety solnechnym teplom;
Segodnya tak svetlo krugom,
Takoye mertvoye molchanye
V lesu i v siney vyshine,
Chto mozhno v etoy tishine
Rasslyshat listika shurshanye.
Les, tochno terem raspisnoy,
Lilovy, zolotoy, bagryany,
Stoit nad solnechnoy polyanoy,
Zavorozhenny tishinoy;
Zakvokhchet drozd, perelitaya
Sredi podseda, gde gustaya
Listva yantarny otblesk lyet;
Igraya, v nebe promelknet
Skvortsov rassypannaya staya -
I snova vse krugom zamret.
Posledniye mgnovenya schastya!
Uzh znayet Osen, chto takoy
Gluboky i nemoy pokoy -
Predvestnik dolgogo nenastya.
Gluboko, stranno les molchal
I na zare, kogda s zakata
Purpurny blesk ognya i zlata
Pozharom terem osveshchal.
Potom ugryumo v nem stemnelo.
Luna voskhodit, a v lesu
Lozhatsya teni na rosu...
Vot stalo kholodno i belo
Sredi polyan, sredi skvoznoy
Osenney chashchi pomertveloy,
I zhutko Oseni odnoy
V pustynnoy tishine nochnoy.
Teper uzh tishina drugaya:
Prislushaysya - ona rastet,
A s neyu, blednostyu pugaya,
I mesyats medlenno vstayet.
Vse teni sdelal on koroche,
Prozrachny dym navel na les
I vot uzh smotrit pryamo v ochi
S tumannoy vysoty nebes.
O, mertvy son osenney nochi!
O, zhutky chas nochnykh chudes!
V srebristom i syrom tumane
Svetlo i pusto na polyane;
Les, belym svetom zalitoy,
Svoyey zastyvshey krasotoy
Kak budto smert sebe prorochit;
Sova i ta molchit: sidit
Da tupo iz vetvey glyadit,
Poroyu diko zakhokhochet,
Sorvetsya s shumom s vysoty,
Vzmakhnuvshi myagkimi krylami,
I snova syadet na kusty
I smotrit kruglymi glazami,
Vodya ushastoy golovoy
Po storonam, kak v izumlenye;
I les stoit v otsepenenye,
Napolnen blednoy, legkoy mgloy
I listyev syrostyu gniloy...
Ne zhdi: nautro ne proglyanet
Na nebe solntse. Dozhd i mgla
Kholodnym dymom les tumanyat, -
Nedarom eta noch proshla!
No Osen zatait gluboko
Vse, chto ona perezhila
V nemuyu noch, i odinoko
Zapretsya v tereme svoyem:
Pust bor bushuyet pod dozhdem,
Pust mrachny i nenastny nochi
I na polyane volchyi ochi
Zelenym svetyatsya ognem!
Les, tochno terem bez prizora,
Ves potemnel i polinyal,
Sentyabr, kruzhas po chashcham bora,
S nego mestami kryshu snyal
I vkhod syroy listvoy usypal;
A tam zazimok nochyu vypal
I tayat stal, vse umertviv...
Trubyat roga v polyakh dalekikh,
Zvenit ikh medny pereliv,
Kak grustny vopl, sredi shirokikh
Nenastnykh i tumannykh niv.
Skvoz shum derevyev, za dolinoy,
Teryayas v glubine lesov,
Ugryumo voyet rog turiny,
Sklikaya na dobychu psov,
I zvuchny gam ikh golosov
Raznosit buri shum pustynny.
Lyet dozhd, kholodny, tochno led,
Kruzhatsya listya po polyanam,
I gusi dlinnym karavanom
Nad lesom derzhat perelet.
No dni idut. I vot uzh dymy
Vstayut stolbami na zare.
Lesa bagryany, nedvizhimy.
Zemlya v moroznom serebre.
I v gornostayevom shugaye,
Umyvshi blednoye litso,
Posledny den v lesu vstrechaya,
Vykhodit Osen na kryltso.
Dvor pust n kholoden. V vorota,
Sredi dvukh vysokhshikh osin,
Vidna yey sineva dolin
I shir pustynnogo bolota.
Doroga na daleky yug:
Tuda ot zimnikh bur i vyug,
Ot zimney stuzhi i meteli
Davno uzh ptitsy uleteli:
Tuda i Osen poutru
Svoy odinoky put napravit
I navsegda v pustom boru
Raskryty terem svoy ostavit.
Prosti zhe, les! Prosti, proshchay,
Den budet laskovy, khoroshy,
I skoro myagkoyu poroshey
Zaserebritsya mertvy kray.
Kak budut stranny v etot bely,
Pustynny i kholodny den
I bor, i terem opustely,
I kryshi tikhikh dereven,
I nebesa, i bez granitsy
V nikh ukhodyashchiye polya!
Kak budut rady sobolya,
I gornostai, i kunitsy,
Rezvyas i greyas na begu
V sugrobakh myagkikh na lugu!
A tam, kak buyny plyas shamana,
Vorvutsya v goluyu taygu
Vetry na tundry, s okeana,
Gudya v krutyashchemsya snegu
I zavyvaya v pole zverem.
Oni razrushat stary terem,
Ostavyat kolya i potom
Na etom ostove pustom
Povesyat inei skvoznye,
I budut v nebe golubom
Siat chertogi ledyanye
I khrustalem i serebrom.
A v noch, mezh belykh ikh razvodov.
Vzoydut ogni nebesnykh svodov,
Zableshchet zvezdny shchit Stozhar -
V tot chas, kogda sredi molchanya
Morozny svetitsya pozhar,
Rastsvet polyarnogo sianya.

Ktc, njxyj nthtv hfcgbcyjq,
Kbkjdsq, pjkjnjq,fuhzysq,
Dtctkjq, gtcnhj/ cntyjq
Cnjbn yfl cdtnkj/ gjkzyjq/

Thtps ;tknj/ htpm,jq
,ktcnzn d kfpehb ujke,jq,
Rfr dsirb, tkjxrb ntvyt/n,
F vt;le rktyfvb cbyt/n
Nj nfv, nj pltcm d kbcndt crdjpyjq
Ghjcdtns d yt,j, xnj jrjywf/
Ktc gf}