Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кто такой православный человек. Можайское благочиние

«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..» — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году.

Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни.

Когда умерла его мать, он, глядя на «бесконечно умилительную благость и доброту» её лица, пережил, по его собственным словам, некое «физическое ощущение бессмертия». Впоследствии этот опыт будет просвечивать во всём его творчестве: он пишет о бессмертии человека так, что ты не просто вспоминаешь о своей бескрайности и бесконечности, но и явственно начинаешь чувствовать её.

Ещё в тринадцать лет, во время учёбы в Белградской Свято-Саввской семинарии, где его учителем был святитель Николай (Велимирович), Благое положил за правило каждый день прочитывать по три главы из Нового Завета. Правило это он соблюдал до конца жизни. Позже, будучи уже преподавателем семинарии, он видел главной своей целью научить воспитанников прежде всего жить по Евангелию, научить их претворять евангельские истины в свою природу.

Отец Иустин всегда много заботился о молодых людях, у которых возникали серьёзные духовные вопросы. И в нём самом на протяжении всей жизни проявлялась какая-то постоянная внутренняя молодость и удивительная живость духа. До последнего вздоха он был исполнен восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке и в мире. Получивший прекрасное образование (помимо Белградской семинарии он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в Оксфорде, в Афинском университете) и обладавший редким философским чутьём, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога и признавался: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..»

Бескомпромиссность отца Иустина во всём, что касалось Православной Церкви и Евангелия, часто вызывала недовольство как высших церковных кругов, так и коммунистических властей. Он нередко вынужден был скрываться, несколько раз сидел в тюрьме, а с 1948 года и до конца своих дней жил практически в заключении в маленьком женском монастыре Челие. Там он много времени посвящал писательской, переводческой и издательской деятельности, оставив после себя более тридцати томов сочинений.

«Самое драгоценное, чему он нас научил, — это любить Христа», — писал об отце Иустине один из его семинарских студентов. Этому же — любить Бога, гореть Богом, жить Богом без остатка — учат и все его многочисленные творения, фрагменты из которых «Отрок» предлагает читателю.

Человек!.. Все творения немеют перед этим самым необычным чудом во всех мирах. Бог как бы собрал чудеса из всех Своих миров, слил их воедино, и получился человек. Ощущать — разве это не чудо? Мыслить — разве это не чудо? Желать — разве это не чудо? Не ищи чуда вне себя, ибо ты сам величайшее чудо. Существовать — разве не есть это нечто само по себе бесконечно удивляющее и непонятное? У всякого создания, имеющего силы думать о человеке, начинает кружиться голова. Со всех сторон человек окружён бесконечностями…

Не есть ли жизнь человека на земле паломничество по безднам? Ведь всякий серьёзный вопрос, который человек задаёт себе или мир — человеку, уводит его мысль в бездну. Вопрос истины разве не есть бездонная проблема? В поисках истины, пробиваясь к её святилищу, мысль человека всегда пробирается через страшные пропасти. А проблема справедливости, а проблема добра, а проблема зла — всё сплошь пропасти и горные ущелья, паломничества, мучительные и тяжёлые, разве нет? Ненасытная же мысль человека, гонимая неким врождённым инстинктом, страстно бросается из проблемы в проблему и никак не может насытиться. И так вечно, до тех пор, пока её не подчинит себе двуединая проблема — проблема Бога и человека, по своей сути, всепроблема, от решения которой зависит судьба человека во всех мирах.

Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой; и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми; и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только когда человек примет Господа Христа как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние в восхищение и смерть в бессмертие; тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию. Поэтому в душе человека создаётся молитвенное отношение не только к Богу, но и к многострадальной твари. Поэтому Христов человек должен быть воодушевлённый молитвенник.

Молитва — самое первое дело христианина, ибо она ставит человека в правильное, единственно правильное отношение к Господу Иисусу Христу и к миру. К любому человеческому существу, к любому Божиему творению надо приступать прежде всего с молитвой, чтобы молитва Господу опосредствовала наше приступание к каждому существу, к святой тайне каждой души, к каждой богоподобной личности, ибо только посредством призываемого в молитве Господа Иисуса Христа можно правильно и безгрешно встретить, узнать и полюбить творение Божие, каждое богоподобное и христоподобное существо.

Молитва — дистиллятор мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ.

Молитва — это некий вид сгорания и самосожжения: принесение себя в жертву всесожжения: и не желаешь ничего своего, и молишься, чтобы всё, что есть в тебе немолитвенного, исчезло и угасло. Молитва — это единственный путь существенного самопознания (самоотрицания); вне молитвы всякое познание поверхностно, подобно проказе на коже.

Что такое молитва к Богу? — Выражение нашей любви к Богу, то есть боголюбие, первая заповедь. Что такое наша молитва к святым? — Выражение нашей любви, язык нашей любви к ним, наше смирение перед ними, наша вера в них и наша надежда. Другими словами, вторая заповедь, то есть человеколюбие: любовь к обоженному человеку, о-Бого-ображенному, сочетавшемуся со Христом и преображённому во Христе. Это отверзает дверь и всем прочим святым добродетелям и таинствам.

Омолитвить себя, омолитвить весь ум, всю душу, всё сердце, всю волю — пусть это будет нашим каждодневным подвигом.

Святая литургия — это всегда лествица, мост на небо. Каждый день ты на Небе. Всё, что в ней, — мгновенно возносит тебя в оный мир и поставляет среди Ангелов и святых. Каждая молитва — разве не лествица души на небо? Какое может быть уныние, когда есть святая литургия!

Каждое мгновение моей жизни — Божие. Зачем же тогда бояться кого бы то ни было и чего бы то ни было, кроме Бога?

Ты можешь открыть в человеке человека только когда разберёшься в том, что он считает добром, и что — злом, и всё это измеришь мерою Христовою.

Человека можно оценить по его главной заботе. Если найдёшь в человеке его главную заботу, то отыщешь саму изюминку его существа. Человек обычно весь живёт в своей главной заботе. Все его ценности и недостатки в его главной заботе и около неё. Здесь его рай и его ад.

Человеческому естеству на земле, в каждое мгновение, небо необходимее, нежели вся земля и всё, что на ней, ибо человек на девяносто девять процентов с неба и лишь на один процент от земли. Поэтому мы должны в каждую минуту взбираться к небу, ползти к небу, бежать к небу, лететь к небу. Этому нас до мельчайших подробностей учит Святое Евангелие досточудного Господа Иисуса Христа и каждое святое житие каждого святого, прославленного Спасителем нашим.

Всякий святой — это не что иное, как возвращённый рай. Что такое рай? Это осуществлённое Евангелие, прожитое Евангелие. Более того, рай — это пережитый человеком Господь Христос во всей полноте Его богочеловеческой Личности.

Претворяя в жизнь евангельские добродетели, человек преодолевает всё, что в нём смертно, и чем больше он живёт по-евангельски, тем сильнее выжимает из себя смерть и смертность и возрастает в бессмертие и жизнь вечную. Ощущать Господа Христа в себе есть то же, что и ощущать себя бессмертным. Ведь ощущение бессмертия происходит из ощущения Бога, потому что Бог есть источник бессмертия и вечной жизни. Ощущать Бога в себе постоянно, во всякой мысли, во всяком ощущении, во всяком поступке — это и есть бессмертие.

Освящение человеческой природы прогрессирует в соответствии с верой; чем святее становится человек, тем более сильным и живым становится его чувство собственного бессмертия.

Основная обязанность христианина — в мире времени и пространства жить Христовым бессмертием и вечностью. Призвание христианина — не допускать грехам и страстям быть действенными силами в его мыслях, ощущениях, желаниях и делах. Вытесняя из себя все грехи, человек вытесняет все смерти, ведь всякий грех — малая смерть.

Если ты прожил день и не победил ни одного своего греха, знай: ты стал более смертным. Если же ты победишь один, два, три своих греха, смотри, ты помолодел молодостью, которая не старится, помолодел бессмертием и вечностью.

По сути, Церковь не что иное, как божественная мастерская, в которой непрестанно омолаживаются, освежаются и укрепляются человеческое ощущение и сознание личного бессмертия и бесконечности. Разве молитва не делает душу бесконечной, связывая её с Богом? Не будем себя обманывать: всякая молитва понемногу побеждает в нас смерть, и всякая евангельская добродетель, а все вкупе они созидают победу над смертью и обеспечивают жизнь вечную.

В Церкви прошлое всегда современно; настоящее в Церкви — это настоящее всегда живым прошлым, ибо Богочеловек Христос вчера и днесь Той же, и во веки (Евр. 13, 8), непрестанно в Своём богочеловеческом теле живёт одной и той же истиною, одним и тем же светом, тем же добром, той же жизнью и всё прошедшее всегда делает настоящим. Отсюда живому православному ощущению и сознанию все члены Церкви, начиная от святых апостолов вплоть до вчера почивших, всегда современны, так как всегда живы во Христе. И сейчас всякому настоящему православному человеку современны все святые апостолы, и мученики, и святые отцы. Более того, для него они реальнее, чем многие из его современников по телу.

Это ощущение всеединства веры, жизни и сознания составляет сущность православной церковности.

Православие — не что иное, как досточудная Личность Богочеловека Христа, проложенная через все века, проложенная как Церковь. Быть православным — значит постоянно иметь Богочеловека в душе, Им жить, Им мыслить, Им чувствовать, Им совершать поступки. Другими словами, быть православным — значит быть христоносцем и духоносцем. Человек достигает этого, если в Теле Христовом — Церкви — всецелое своё существо исполнит Богочеловеком Христом без всякого остатка. Поэтому православный человек постоянно распят молитвами между небом и землёй, подобно радуге, связующей вершину неба с бездной земли. И тогда как телом он молитвенно ходит по скорбному земному муравейнику, душой пребывает горе`, где Христос сидит одесную Бога.

Что есть человек? Мешок кровавой грязи, и в нём закваска всех бесконечностей. Возводя себя на высоту, человек исчезает в божественной беспредельности; низводя в пучину, тонет в демоническом беспределе. Человек? Маленький бог в грязи, иногда — демон в роскошном убранстве. Нет более естественного принципа: будьте совершенны, как Бог! Ибо нет никакой более страшной реальности, чем влюблённость человека в зло и его бездны.

Какая радость быть человеком. Она познаётся, как только человек почувствует другого человека Христом, ибо всегда ощутит его как собрата, причём как вечного собрата, собрата с богоподобным естеством. Каждый человек — это твой вечный брат, твой бессмертный собрат. Следи за тем, как ты с ним поступаешь! Рассмотри, что мыслишь о нём! Исследуй, что о нём говоришь! Вникни в то, что ты ему желаешь! Ибо и в вечности тебе придётся с ним жить. Потому пусть всё у нас будет бессмертно и вечно: и наша любовь к человеку, и наше добро, и наша истина, и наша правда.

Вся мудрость христианина заключается в следующем: держаться непрестанно за Господа Иисуса Христа, держаться молитвой, держаться постом, держаться милостыней, держаться любовью, держаться кротостью, держаться смирением, держаться Святым Причащением, держаться святой исповедью, — всем этим держаться за Него, неизменного, ничем и никем не заменимого Бога и Господа — каждым Святым Таинством и каждым святым богоугодным делом. И что тогда? — Тогда над всеми смертями, над всеми мучениями ты всегда восторжествуешь радостью: радостью веры, радостью спасения…

Радость — быть человеком! Потому что Бог стал Бого-человеком. Этим открыты и даны человеку все божественные силы, и совершенства, и бесконечности. Следовательно, нет отчаяния для человека с тех пор, как Бог стал человеком, ибо из всякой горести и отчаяния — Божественный выход, и взлёт, и восхождение в Царство Божественной вечной Жизни, вечной Истины, вечной Любви, вечной Радости.

Для соблюдения этических и моральных норм в обществе, а также для урегулирования отношений между отдельным человеком и государством или высшей формой духовности (Космический разум, Бог) были созданы мировые религии. С течением времени внутри каждой большой религии происходили расколы. В результате такого раскола образовалось православие.

Православие и христианство

Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие - это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.

Христианство - это которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя. На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.

Православие - это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс. н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.

История христианства и православия

История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих.

Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству. Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.

Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.

Не только еретические концепции способствовали развитию православия. на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную). Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.

Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление - православие.

Суть и основы православия

Основа любой религии - вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно.

Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению.

Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти.

Все православные относятся к единой церкви. Крещение - обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха.

Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.

Православие и католицизм (основные различия)

Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм - ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие - в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:

Православие

Католицизм

Отношения с властью

На протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании.

Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной.

Дева Мария

Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая.

Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха).

Святой Дух

Дух Святой идет от Отца через Сына

Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца

Отношение к греховной душе после смерти

Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную.

Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души.

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание - часть Священного Предания

Равноценны.

Крещение

Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием.

Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет.

6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями.

4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем.

Единоверцы

Все братья.

Каждый человек - уникален.

Отношение к обрядам и таинствам

Совершает Господь через священнослужителей.

Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой.

В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.

Отношение православия к другим религиям

Православие - это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.

Православие - это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает. И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.

Православие и современность

Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры.

Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.

Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

Православная Церковь не является каким-то чисто земным учреждением, т. е. обычным сообществом людей, которые можно разогнать, или социальным институтом, который может самоупраздниться.

Православная Церковь Богочеловечна, она основана Богочеловеком Христом который обетовал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16.18). То есть реальность Церкви Христовой не ограничена временем, она не связана какими-то временными рамками, не определена сроками и датами, не зависит от отношения к не отдельных людей или целых народов, государств или обществ, даже если речь идет об абсолютном большинстве человечества…

Две тысячи лет назад Спаситель сказал Своей будущей Церкви: «Вы- соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна (Мф 5, 13). И вот уже на протяжении двадцати столетий Православная Церковь хранит мир от духовного разложения. Совершенный мир нуждается в «осолении», в благодатном преображении, способном удержать его от окончательной духовной гибели и вечной смерти.

Сделать это может только Бог через Свою Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23).

Православная Церковь - духовная лечебница, а по слову Евангелия, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Она как духовный организм имеет в своей основе богозданную природу - Тело Христа. И поэтому Церковь совершенная. А критические отзывы - это либо непонимание церковных традиций, либо просто незнание.

Православная Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем, объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна - у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, св. мученик Евстафий Апсильский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду православия и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.

Вне зависимости от внешних факторов Церковь, хранимая Господом, всегда оставалась неизменной Его служительницей и хранительницей Священного Предания. Меняются эпохи, исчезают государства, меняются нравы, но Церковь нерушима, она не зависит от того, какое количество стран и государств к ней присоединяется. Церковь вселенская, она не может быть вписана в рамки культуры той или иной эпохи, Церковь определяет культуру. Она не может быть вписана в рамки одной страны или народа.

Православная Церковь - это духовный организм. Утеряв духовность, она останется только организмом со всеми его земными потребностями. Вот это можно наблюдать в Церквах в западном мире. Они богаты, у них есть все, служители у них обеспечены, но нет духа Христова.

Задача Православной Церкви - содействовать спасению людей, приводить людей ко Христу, чтобы принять Святое Крещение, чтобы человек стал жить обновленной жизнью во Христе.

Цель же служения Церкви - нравственное и духовное оздоровление общества. Спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христос оставил на земле Свою Церковь, чтобы в ней люди могли приобщаться вечной жизни. Церковь Христова, несущая человечеству свет истины на протяжении двух тысяч лет, в наши дни по-прежнему является кораблем спасения для всякой страждущей души. И поэтому верность Евангельским принципам и мужественное состояние в вере, соединенное проповедью Православия, должны стать прочным основанием для противостояния лукавому духу времени, сеющему губительные семена неверия и порока. Православная Церковь всегда предлагает человеку путь жизни, т. Е. средства и силы измениться к лучшему.

В духовном плане наша Церковь богатая, и своим лучшим богатством она побеждает соблазны мира, сильные в материальном плане. Она объединяет в единое целое ныне живущих в ее ограде людей – Церковь земную, а также Церковь Небесную – всех праведников. Главою Церкви является Христос Спаситель.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО.

То, что наше государство светское, не означает, что оно атеистически богоборческое. Церковь и государство служат народу по-своему. Государство призвано заботиться о социальной и политической стабильности в обществе, об обеспечении внутренней и внешней безопасности страны. Православная Церковь же в свою очередь должна помогать народу духовно сформироваться, чтобы нравственные нормы стали основополагающими в жизни каждого человека.

Православная Церковь не преследует каких-либо своекорыстных целей, не стремится добиться для Православия статуса государственной религии. Просто Церковь не может существовать сама по себе, отдельно от людей. А люди страдают от социальных проблем - нищеты, алкоголизма, наркомании, преступности и т.д. Поэтому она видит проблему современного общества и предлагает их решение, основываясь на духовных законах бытия. Если мы сможем, как можно большее число жителей Абхазии научить жить по заповедям, то мы будем помогать государству. Если заповеди «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «возлюби ближнего твоего» и другие будут определять жизнь нашего общества, у государства не будет многих проблем. Православная Церковь не нуждается ни в чьем покровительстве. Она нуждается в законах, которые дали бы ей возможность нормально осуществлять свою миссию, возрождать нравственное здоровье общества. Таких законах, которые обеспечивали бы право граждан жить в соответствии со своей духовной традицией, от которой они насильственно были оторваны в годы богоборчества.

Церковь должна быть отделена от государства, но должны быть уважительные отношения между государством и Церковью, характеризующиеся невмешательством Церкви в политическую жизни и невмешательством государства во внутреннюю жизнь Церкви. Но у нас есть общие задачи, которые мы должны решать вместе. И к таким общим задачам относятся нравственное здоровье нашего общества, мир и согласие в обществе, решение многих социальных вопросов. Православная Церковь осуществляет свою миссию в обществе, которое не просто не знает Бога, а духовно искалечено. Атеизм, особенно его воинствующая форма, под прессом которого находился народ в течение многих десятилетий, произвел глубокие антидуховные изменения. Многие даже приняв Святое Крещение в наши дни остались духовно мертвыми людьми. Называя себя христианами, они ничего не знают о Христе, а се их отношение к жизни пронизано материализмом.

Как мы знаем и как учат Отцы Церкви, начиная от Святого Мученика Игнат Антиохийского, и, кончая Симеоном, архиепископом Солунским, и Николаем Кавасилой, Церковь имеет свое бытие и проявляется как Тело Христово главным образом Божественной Евхаристии. Как отмечает Святой Николай Кавасила, между Церковью и Божественной Евхаристией не существует «соотношения сходства», а существу «тождество вещей». Следовательно, «если кто-то увидел Церковь Христову, то он увидел не что иное, как тело Христово». Совершив Божественную литургию, мы явили времени и пространстве саму Церковь Христову и, причастившись от единого Хлеб* единой Чаши, соединились друг с другом в общении Святого Духа.

Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше. Как говорил божественный Апостол, скажем, что скорбь или теснота, или гонение и голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8, 35), или любая другая сила или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени и тучи, время от времени возникающие в отношениях между православными братьями, имеют лишь временный характер, и «быстро проходят, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. И человек как наивысшее из творений Божьих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.

Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, - находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви для того, чтобы сохранить единство нашей Православной Церкви и многострадального абхазского православного народа.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Быть православным для любого человека, независимо от того, молодой он пожилой, означает жить по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют. Не стесняться свидетельствовать о добре и говорить о Боге, не надо бояться быть православным. Быть православным сегодня - это духовное мужество.

Быть православным - это значит жить по православному, поступить так, как учит Евангелие. Человек, искренне ставший православным, стремится, чтобы заповедь Господни - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и в разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя, не убей, не укради, сотвори прелюбодеяния, чти отца и матерь твою, поступай с другими так, как хочешь, чтобы с гобой поступали, - были нормой его жизни. А поэтому искренне верующий человек, независимо от места, которое он занимает, должен выполнять возложенные него обязанности с христианской ответственностью.

Что же мешает нам жить по правде Божей? Наше горделивее сердце. «Из серда исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства и хуления...» - говорил Христос.(Мф. 15.19).

Зло обитает вокруг нас, оно внутри нас, в нашем наполненном грехами сердце. Грех в нас - это наша гордость, наша зависть, эгоизм. Грехи человека велики, но нет греха побеждающего милосердие Божие. Человек получает прощение грехов не за свои заслуг и, а по милости Человеколюбивого Бога, всегда готового прощать.

Быть Православным для любого человека, независимо от того, молодой он или пожилой, означает жизнь по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют.

Каждый грядущий в мир человек имеет в нем свое предназначение. В чем же состоит предназначение человека-сознания Божия, не считают для себя необходимым изменить свою жизнь и следовать за Христом, исполнять Его заповеди. Это основная, коренная причина всех современных проблем, как личных, так и общественных и государственных. Если верующий человек живет по Евангелию, он на всяком месте нужен Церкви и Родине.

ПРИВИЛЕГИИ.

Любая привилегированность, элитарность чужда Христу. Когда два апостола попросили Спасителя о привилегии сидеть на почетном месте, Он ответил, что дарует Своим последователям не привилегии, а свободу от служения греху и возможность наследовать Небесное Отечество.

РАЗДЕЛЕНИЯ.

Современный мир страдает от всевозможных разделений, начиная от лич индивидуализма, разобщенности в семье и заканчивая враждой между народами и противостояниям мировых систем. Причина этому в том, что люди отдалились от Boi верующих во Христа не должно быть разделений и всех их порождений – соперничества, зависти, злорадства и т.п. Всех православных должны объединять любовь во Христе и деятельное проявление любви к ближним, и это будет исполнением о нас воли Спасителя молившего Бога Отца: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в тебе, так и он будут в Нас едино».(Ин. 17.21).

Раскол - это плод гордыни, ожесточенность сердца; когда человек ставит свои интересы и личные убеждение выше тех незыблемых основ, на которых стоит бытие Церкви как вместилища благодати. К тому же в расколе проявляется не только индивидуальный грех, но более страшный грех вовлечения в греховное состояние других - целой части общества, хотя и незначительной. Конечно это терзает тело Церковное, приносит страдания и тем, кто подвержены греху, и тем, кто находятся рядом, лишает общество гражданского согласия.

Православные люди — это те, кто правильно славят Бога. Отсюда и название ПРАВОСЛАВНЫЕ.

Критерий здесь — Истина — Христос, Который Сам сказал: АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ. Христианин, считающий себя православным, неуклонно следует воле Христа и уподобляется Ему в подвиге и любви.

Православный христианин терпелив, молитвеннен, услужлив, всепрощающ, вежлив, внимателен, обладает верой, надеждой и любовью, а также премудростью… Все эти качества он получает от Бога и благодарен Богу за все. Он доверяет Богу свою жизнь и вверяет Богу самого себя и ближних.

Но есть еще одна категория людей, которые возомнили себя хранителями Истины в последней инстанции. Хотя ими по сути не являются. Им постоянно мерещится, что на них нападают все кругом, они находятся в состоянии борьбы… Начитавшись духовной литературы, говорят они категорически и безаппеляционно. Дружелюбием и не пахнет. А тем более — любовью Христовой.

Недавно прочитал высказывание одного мыслящего реально парня: есть люди православные, и есть люди ПРАВОСЛАВНУТЫЕ. Речь идет не о хранении Истины, но о нездоровом фанатизме, который граничит с человеконенавидением. Несовершенный в любви мог бы называться христианином? Подумаем.

Посмотрите как часто внешние люди жалуются, что пришли мол в храм, а там их бабка отругала за внешность или еще что-то неправильно сделанное! Это понятно, что церковь — учреждение Божье, и в нем надо вести себя в соответствии с правилами. И выходки пуссирайтиков неуместны… Девочки явно попутали место своего выступления.

Но мы не о них, а о тех, кто ходит в церковь и считает себя истинно верующим, но другим жить не дает своей «православностью». Надо ли свои комсомольские выходки переносить на церковное поведение?

Вчерашняя комсомолка пришла в Церковь. Похвально. Бог просветил и простил заблуждения. В прошлом веке она боролась за светлое будущее на земле, притом, до крови. Теперь борется там, где давно принесена Жертва на Кресте.

Недавно переписывался с одной оппоненткой, обвинившей меня в цинизме. Я поблагодарил за критику. Мне полезно посмотреть на себя со стороны. Но ей этого было недостаточно. Взялась учить уму-разуму того, кто Богом сам поставлен учительствовать. И невдомек человеку, что сказал апостол Павел: женщина в церкви да молчит!

У нас почему-то в обществе принято говорить о чем попало и считается это нормально. Осудить ближнего — вообще не считается за грех. А если или мыслит не так, как мне бы хотелось? Значит, плохой? Тупой, отсталый, не верит в эзотерику… гороскоп…

Сегодня меня один хороший собеседник прямо пожалел — мол веришь мощам святого, а не знаешь, что тот был туберкулезником. Бедный ты (то есть я) и отсталый!

Прежде суждения, отвечаю, изучи вопрос! Что ты вообще знаешь о святости подвижников благочестия?

«Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия».
Святитель Тихон Задонский

Бывает и в обратную сторону. Если своей аудитории и притом то, что хотят услышать, то такого надо носить на руках! Раболепно поклоняться. Смотреть прямо в рот. Так?

А разве врач только приятное делает пациенту, чтобы его вылечить? А тренер готовит спортсмена, заставляя снова и снова выполнять неприятное, но нужное действие, чтобы тот стал чемпионом?

Вот и людям , старца, который прошел путь проб и ошибок, искушений и побед во Христе, умеет молиться и имеет дар рассуждения. Иначе человек забредает в закоулки собственный измышлений, где его бес и побалует вволю. И наигравшись над такой нестойкой душой, вышвырнет на попрание…

Жизнь справедлива.

Дорогие мои! Наш Наставник Христос — воплощение любви и добродетели! А Святое Евангелие — Его слово — руководство к действию. Вот на что надо опираться.

Пишите внизу в комментариях свои соображения.

Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!


Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.

Что значит быть православным?

К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.

В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).

Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: «То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими».

«Видишь на дереве сухую ветвь, - пишет святитель Тихон Задонский, - которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющий свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть истинная виноградная лоза (Ин.15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф.5:30) .Он Чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким».

Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.

О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:

1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)

2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).

3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)

4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).

Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого “титула”. Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?

В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: « Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».

ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.

Далее мы поговорим об утверждении, что православие - это религия слабых и немощных людей, которые боятся даже своей тени и толком ни к чему не способны. Такое мнение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории православных народов, где на арену главных событий выступали люди православного духа. Они принимали судьбоносные решения для своей страны и своего народа в драматические моменты истории и вели за собой людей. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Например, Александр Невский, Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Иосиф Волоцкий и многие другие.

Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое «Я» на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее «Я» стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.

Часто те люди, которые утверждают, что православие - это удел слабых, никогда не жили по Евангельским ориентирам, но те, кто своей жизнью исповедует принципы христианской жизни, вспоминая свою жизнь вне Церкви и сравнивая свою жизнь находясь в ней; всегда с уверенностью скажут: быть Православным - это значит быть сильным человеком! Ибо Православие призывает победить в себе страсти, которые стоят преградой между человеком и Богом. И потому бой с самим собой, есть самый трудный бой, и победа из побед - победа над собой!

Православный человек - это тот кто понимает, что в церковь нужно ходить не только для того чтобы зажечь свечу перед иконой или заказать сорокоусты. Он разумеет, что в церкви ничего нельзя купить. По одной простой причине: церковь - это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы. Не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ - ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ. И что самый главный дар, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ - ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. Нельзя заплатить за самое главное в церкви - за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное.

Быть православным значит отчетливо разбираться в том, что главное, а что второстепенное. Понимать, что мы можем попросить у Бога не только крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни, ибо этим не ограничивается милость Божия. К тому же, если человек читает Евангелие, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь никому, не обещает, не гарантирует и даже не желает.

И последнее, очень важное - Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое - Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.

Быть православным - значит не бояться полностью довериться Богу. Не лукавить: «А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое - это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо». Человек не православный НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ - ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ - ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО - БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Быть православным значит понимать, что церковь - это место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.