Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кросскультурное эссе "ода лягушке". Русская сказка «Царевна - лягушка» — сокровищница древней мудрости


Всероссийский

творческий конкурс

«Талантоха – 10»

Номинация

«Творческие работы и методические разработки»\

Ода лягушке

(кросскультурное эссе)

Серёдкина Галина Николаевна,

педагог-психолог,

МОУ Тельминской СОШ

высшая квалификационная категория

2014 год


Я то лягушкой,то царевной

Глядела из – под чёлки гневно

И миру говорила: »Мучь!» -

Мне просто не вручили ключ

От ровной жизни равномерной.

(Т.Бек)

«Результаты интересных психологических исследований показывают, что каждый из нас живёт в соответствии со своей личной легендой.Нас можно сравнить с актёрами, каждый из которых играет свою определённую роль в драме жизни, постоянно помня о сценарии. Проведённые в связи с этим многочисленные исследования показали, что наши личные МИФЫ настолько похожи на мифы Древней Греции, что им можно давать те же названия. Встречаются и «Аполлоны», те, что считают себя поэтами и пророками. Эти личные легенды помогают формировать человеку свою жизнь, потому что благодаря им он чётче осознаёт своё предназначение и свои цели в жизни». Весьма тонкое наблюдение Р..Моуди, которое он оставил в своей книге–бестселлере «Жизнь до жизни. Жизнь после жизни»

Действительно, из цепи «экология - культура – социализация – личность - поведение» невозможно изъять ни одного звена. Экология и история – главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей и взрослых в данной культуре.

Гигантским Нарциссом, углублённым в самосозерцание, окрестил мир кто-то из философов. Человек же создан природой, чтобы с его помощью увидеть себя, восхититься собой.

«Человек – это природа, природа – человек. Смерти не существует» (М.Сарьян).

Несомненно, чувство прекрасного связано с видением того общего, что есть и в природе, и в человеке: симметрия, бесконечная сложность, всеобщая ритмика,захватывающая дух и воображение симфония цвета,звуков и запахов… Именно это общее и позволяет переносить человеческие качества на внешний мир, приумножаясь особым чувством единения человека со всем сущим, то есть, по Сарьяну, человек самоосознаёт себя как часть прекрасного целого. В силу природы человеческого мышления рождается особая интеллектуальная эмоция – чувство гармоничности целого. Это, наверное, и есть цель духовного очеловечивания: стремление к особому эмоциональному наслаждению, к поэзии.

Любая частица природы – некий изначальный сюжет, который может стать предметом художественного и поэтического осмысления:

Какая – то лягушка (всё равно)

Свистит под небом черновлажным

Заботливо, настойчиво, давно…

А вдруг она о самом важном?

(З.Гиппиус).

О чём – «самом важном»?

О том, что эта раскоряка – лупоглазка, крошечная, мокрая и жалкая – тоже арабеска природы, причудливая и неповторимая? Всмотримся в неё душевным зрением, с помощью волшебного поэтического невода вслед за Василием Песковым залюбуемся: «существо походило на точёный драгоценный камушек цвета яшмы и малахита».

Справочники бесстрастно констатируют, что лягушки - семейство бесхвостых земноводных, широко распространённых по всему свету (более 2500 видов). Самых крупных употребляют в пищу. Классические лабораторные особи.

На другом полюсе – почётное место в искусстве народов мира, архетипический женкий образ, особенно милый и притягательный в российской ментальности. Царская корона у кого?

В конце прошлого века шахтёр из Доминиканской республики (африканский континент) наткнулся в забое на обломок янтаря с заключённой внутри лягушкой. Янтарный саркофаг сразу стал достоянием и украшением частной американской коллекции. Специалисты по земноводным выдали личный «паспорт» янтарной царевне - от 35 до 40 миллионов лет. Это древнейший образец ископаемой лягушки.

Заглянем в толщу тысячелетий: там наша героиня, ни много ни мало – повелительница мировых вод!

В австралийских, китайских, североамериканских преданиях и мифах и сказках, несмотря на их географическую удалённость, встречается единый сюжет: гигантская лягушка выпивает всю воду на земле, и когда наступает водный апокалипсис, некий герой, сумевший рассмешить «угрозу» жизни, возрождает природу. Событие это – из начальных времён сотворения мира. Изображения распорядительницы и подательницы земного благоденствия почитались священными. У народов Центральной Америки лягушка являлась одним из 12 зодиакальных знаков, а в Древнем Китае её многочисленные статуи украшали императорские дворцы сынов Неба.

Со временем ранг её, как божества, обязывал не только заботиться об урожае, но и курировать демографическую отрасль - заведовать приплодом, даровать многочисленное крепкое потомство.

В славянском миру лягушке отводилось особо почётное место, будь то глиняная игрушка или вышивка. На женской одежде, убрусах, постельных принадлежностях непременно вышивались искусными руками изображения квакушки, как непременный атрибут земледельческих свадебных обрядов Рождение - сакральное событие в каждой семье,и роженица – лягушка в русской вышивке - всегда крупным планом, часто с куклой во рту.

Сильна была вера в долголетие лягушки, живущей якобы тысячу лет и едва ли не владеющей секретом бессмертия.

В центре мифологической картины мира на ритуальном тибетском ложе, символизирующем Вселенную – цвета огня распластанная лягушка, подпирающая головой как сводом, мировые воды.

В одной из буддийских легенд божество Манджушри, трансформировавшись в исполинских размеров лягушку, утвердило на своём чреве им же созданную землю. Схожие предания проникли с током времён к народам Южной Сибири. Творцом земли изображена лягушка у забайкальских эвенков - именно она вынесла лапками тонущую в водных хлябях землю и, убитая злым божеством из лука, осталась лежать на спине. С тех незапамятных времён держит она в объятьях землю, окружённую со всех сторон водой.Костюм любого эвенкийского шамана и тысячу зим назад, и сегодня украшает подвеска с изображением лягушки – символа самой земли.

Удивительна идентичность модели устройства мира египтян и …эвенков: четыре стороны света обозначены живыми подпорками-лягушками, этакими зелёными атлантами от природы.

В египетском миропорядке лягушка была могущественным атрибутом богини Херит, помогавшей Изиде воскресить Озириса.

Согласно Е.Блаватской, почерпнувшей свои сакральные знания во время путешествия в индостанские земли, лягушка связана с идеей творения и воскрешения не только в силу своей земноводности, но и по причине ухода – прихода созданий (фаз, характерных для всех лунных

созданий). Сразу приходит на ум есенинское

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Были времена, когда божества - лягушки сопровождали египетские мумии в последний путь и помещались в гробницах. Ранние христиане включили лягушек в свою символическую религиозную систему. В центре живописного полотна «Искушение святого Антония» Иеронима Босха изображена лягушка с головой старца на деревянном блюде. Лягушку, как символ высшей ступени эволюции, держит в руках негритянка.У всего сущего есть антитеза.У пчелы – оса, у лягушки – жаба. Г.Юнг сопровождает это положение тем, что лягушка в своей анатомии более, чем любое холоднокровное создание предвосхищает человека.

Поэзия не раз говорила и говорит о серьёзном с примесью юмора, вводя в стихотворную ткань категорию эстетики – комическое

Разве не фантастика-

Сказал церковный служка,-

Что из головастика

Произошла лягушка?

(Я.Козловский).

Проведя холодное время года в оцепенении под толщей опавших листьев в кротовых тоннелях, мышиных норках, в углублениях под древесными корнями, прибывают лягушки на главное торжество жизни. Спешат они на малую родину,к месту рождения, ибо привязана лягушка к своему родному очагу. Недаром и пословица русская утверждает: «В своей водице и лягушка – певица». Великому знатоку природы и её тайн Василию Пескову знакомый лесник так перевёл смысл весенних лягушачьих концертов: «Уррод! Уррод! – Сама какова! Сама какова! – Бре-ке-ке!!!»

Теофиль Готье с изящной иронией подметил: «Тянут лягушки свои пасторали и аплодируют сами себе».

В унисон со своим минорным настроением Александр Кондратьев, поэт Серебряного века, услышал

Как томных старых клавесин стон мелодично монотонный,

Звучит их хор неугомонный из влажной зелени трясин.

Современник Гиппиус и Кондратьева, великий пересмешник Саша Чёрный озорничает вместе с квакушками, подхватив их задорный клич

Мы лягушки – кваксы,

Ночь чернее ваксы:

Шелестит трава.

Ква!

Развевайте пасти,-

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква!

Ностальгирует Иван Бунин в эмигрантском далеке: «В чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки». (рассказ «Кавказ»).

Лягушачьи фестивали длятся три недели при мощной поддержке соловьёв – в пору цветения сирени, томления юных сердец и разгар студенческих сессий. У немцев до сих пор бытует поверье: в каждом без исключения пруду есть древняя лягушка – хормейстер. И ведь подтверждают учёные – натуралисты, что водяная братва действительно составляет и дуэты, и трио, причем каждая артистка поёт строго в своём диапазоне!.

Но ушей у лягушек нет. Замена им – барабанные перепонки на голове. Во время концертной деятельности можно увидеть у некоторых особей по бокам головы два надувшихся пузыря – это воздушные метки – резонаторы.

Анекдот из репертуара Ю.Никулина: «Весна. Правительственная дача. От лягушачьего хора у хозяйки разыгралась мигрень. Она умоляет мужа прекратить это несанкционированное безобразие. Он выходит, бросает в пруд камешек. Тишина. «Милый, как тебе это удалось?» - «Я попал дирижёру по темечку».

Парафразом анекдота звучат в продолжение темы строки стихотворения Владимира Максимова «Над прудом»

Хористки томные в пруду,

Особенно в начале лета,

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлишь у пруда шаги…

Как песня лунная напевна!

Не бей лягушек, береги

А вдруг одна из них – царевна?

Одним из главных обрядов наших пращуров были русалии - ритуальные пляски с молениями о дожде. Длинные рукава одежд танцующих дев символизировали крылатость божества и льющуюся воду.Одна из самых знаковых, знакомых и любимых русских сказок о царевне – лягушке, по версии академика Рыбакова, «сложившаяся, возможно, в вятической (или кривической) земле по соседству с финноугорским населением, даёт нам красочный образ женщины, танцующей ритуальный танец с распущенными рукавами; каждый взмах руки рождал озёра, птиц и деревья. «Наблюдая появление из студёнистой икры головастика, похожего на ожившую запятую, и превращение его в лягушку, с любовью и восхищением перед чудом природы создал русский человек сказание о волшебных превращениях лягухи в деву – царевну.

Сказка повсеместно известная, но сюжет довольно редкий, когда в центре сказки самовыворачивание, полное обновление своего естества, выход из плена без образной оболочки. Кстати,в древних мифах пёстрые животные символизировали звёздную сферу и имели два лика – облика, один – отталкивающий, без образный, подземный, тёмный (без образа, потому и без образный), другой – прекрасный, светлый, блистающий. Царевич, взявший по воле случая (или по велению судьбы – Доли) в жёны подземную владычицу, не может миновать в своих странствиях подземное Кощеево царство. Сбросишь лягушачью шкурку характера, бросишь вызов судьбе -прорвёшься к небу и звёздам, заполнишь подземное царство долгожданным светом. Неведомо, наверное, многим, что лягушки, подобно змеям и ракам, «переодеваются». Линька происходит четыре раза в году. Сбросив старую одежонку, лягушка всякий раз съедает поношенное платье – не пропадать же добру!

Сказка о царевне – лягушке построена на контрасте масок: в смертном безобразном коконе должен герой принять свою избранницу и спасать её в пределах её же прежнего владения. Выбор свершился. Вся и всех оставив, идёт царевич за своей судьбой и в это время происходит чудо второго рождения – изнанка через смерть и обретение истинного образа. Самое важное в сказке – процесс снятия маски.Он растянут во времени и в финале завершается воскресением, потому что «вглядываясь в звёздный лик мифологической Вселенной, мы угадываем в нём человеческое лицо» (К.Кедров).

Не каждому дарована сердечная зоркость,не у всех «иглою Любви прокололи артерию Духа, и капля упала, и сердцем её нарекли» (Руми). Очеловечивая природу, порой отказывает человек себе подобному в уважении, любви, душевности

Как за печкой поёт сверчок,

Сказку сказывать ты умеешь:

«Спи, Иванушка – дурачок,

Утро вечера мудренее»

Засыпал богатырским сном,

А царевна – в рядно, и – к печи,

Чтобы в клети и за столом,

Чтобы милый не бил челом,

Не трудил богатырские плечи.

И уже нет румяных щёк,

Под глазами круги темнеют…

Спит Иванушка – дурачок,

Утро вечера мудренее.

А потом, собравшись на пир,

Или утром, не встав с подушек,

В руки зеркало: « Я – богатырь!

А она? Она – из лягушек».

(Н.Кухаренко).

Здесь уже не контраст масок, а торжествующее «Эго» героя, убеждённого: место царевны - в низшем царстве, и быть ей лишь служанкой. Как себя чувствует Душа и храм её – тело?

Виилма Лууле, уникальный доктор, в одной из своих книг «В согласии с собой» объясняет:

«Со временем, если печальную ситуацию не исправлять, она начинает восприниматься человеком как оскорбление, и он полнеет в талии. Приходится постоянно втягивать живот и выпячивать грудь, чтобы фигурой не походить на лягушку.

Лягушка же являет собой энергию обиженности. Будучи земноводным, она спасается от наземных опасностей, прыгая в воду. Если ей что-то не нравится в воде, возвращается на землю.

Если человек раздувается от обид, он уподобляется лягушке и потому живёт и ведёт себя так, как лягушка. Он всегда недоволен тем, что имеет или тем, где находится. Его девиз6 «хорошо там, где меня нет».

Вернёмся, собственно, к нашей героине. Она всегда такая мокренькая, и всё потому, что её тело обильно смочено слизью. Эта субстанция является и хранилищем воды, и индивидуальной химчисткой, уничтожающей микробов. Вот почему сметливый крестьянский люд селил с давних времён лягушек в колодцы и кринки: вода свежая, не затхлая, и молоко не киснет. Сегодня наукой добыт из лягушачьей слизи высокоэффективный антибиотик.

Не царевной, а служанкой приходится быть лягушке – зеленушке в мире людей. Какое-то время она использовалась как электроизмерительный прибор. А сколько побывало под микроскопом – имя им легион!

Благодарные учёные воздвигли болотной труженице два памятника – в Париже и Токио. Между тем науке и до сих пор есть нужда в лягушке. Опыты на ней показали, что кожа задаёт определённую программу своим нервам. И в постижении тайн природы и мироздания наука неостановима. Предостережением звучит не только учёным «Атомная сказка» Ю.Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Убийственно страшна такая улыбка познанья, адресованная природе и человеку…

Лягушка – живой ларец с тайнами. Одна из них – лечебная.

Странный, но эффективный способ лечения ангины издавна использовали и на Востоке, и у нас, в России Знахарь подносил к лицу больного крупную лягушку и просил дышать прямо на неё. Сердцебиение лягушки учащалось и, сделав пару прыжков, она умирала; больной же полностью излечивался.

Покров некоторых видов лягушек обладает способностью выделять ядовитые вещества. Туземцы Южной Америки смазывают свои смертоносные стрелы лягушачьим ядом.

Феноменальна прыжковая способность лягушек – голенастый кенгуру «отдыхает». Кстати, Марк Твен начал свой путь в литературе репортажем о соревнованиях по прыжкам лягушек, которые до сих пор проводятся в Калифорнии. Высшее достижение – 6 м 11 см. Из других тайн: пять сердец(!), мощный, сравнимый с шумом электрички голос (110 дцб).

И эту живую тайну, занимающую почётное место в древних мифах, венчанную сказочной короной, человек – гурман определил в кулинарию. Знатоки утверждают, что съедобны абсолютно все лягушки. Особенно неравнодушны к ним французы, законодатели европейской и в целом мировой кухни. В год французское население употребляет до 800 млн квакушек, но неместных, а импортных – из Индонезии, Бангладеш и, конечно, из России.

Во многих странах успешный бизнес осуществляют фирмы, специализирующиеся на разведении лягушек, в Иране есть завод, выпускающий лягушачьи консервы.

Откроем книгу Н.Кончаловской «Волшебство и трудолюбие», где она убедительно пишет о том, что лягушка – суть гастрономическое чудо»… супруги умели готовить самые изысканные чудеса французской кухни.Так, однажды они угостили меня знаменитыми лягушачьими лапками, которые продавались в магазинах, аккуратно уложенные в коробки по 50 штук.Это были только задние окорочка зелёных древесных лягушек.Приготовление этого блюда было чрезвычайно сложным: каждую ножку следовало опалить над газовой плитой дочерна, чтобы кожица отошла

От мяса в виде чёрных шкурок, затем розовые окорочка обваливали в яйце и сухарях и бросали в кипящее оливковое масло, где они через несколько минут подрумянивались и подавались на стол на блюде, И, хотя копоти, дыма и газа было предостаточно, всё же я признаюсь:ничего вкуснее этих крошечных окорочков, похожих на цыплячьи лапки, я не едала».

Много раз бестрепетно заказывала Л.Громковская «вкуснейшие пельмени гёдза, прежде чем узнала, что самый нежный фарш готовят из лягушачьих лапок» (о чём мы узнаем из её книги «101 взгляд на Японию».

Сколько же, зелёных прелестниц, вывезено во Францию из российских прудов и болот!

История одной такой депортированной лягушки привиделась поэту А.Вознесенскому.

Внутри рефрижератора не пошалишь.

Наши лягушки поехали в Париж.

Будет обжираловка на Пале Рояль.

Водитель, врежь, пожалуйста, Эллу Фицджеральд.

Превратив в компьютеры, их вернёт Париж.

У наших лягушек мировой престиж.

Мимо – Зап. Германия…

В хрустальной мерзлоте

Снятся им комарики без ДДТ.

Снится, как их в кринки клали,в молоко,

Как сто второй икринке без мамы тяжело!

Крали Заонежья наблюдают сны,

Как миллионерши,заморожены.

Кровь,когда-то жидкая, стынет у нуля.

Спят на пороге жизни комочки хрусталя.

Что же у таможни глаза на лбу?

Царевна размороженная качается в гробу.

Бриллианты сбросит, попудрясь лишь.

Потягиваясь, спросит: «Уже Париж?»

Превратиться в льдинку, превратиться в сон

И услышать: «Дышит!» из иных времён.

В озере присниться или на реке,

Нефтяному принцу отказать в руке.

Почему не верим? Подо что заём?

Ну, а вдруг, царевен продаём?

Как в волшебном зеркале меняет лики и маски наша героиня – от безобразного до звёздного, но непременно, даже в мгновенья неприглядности своей, остаётся ненаглядной под воздействием иглы Духа – Любви. Свидетельства любви поэтической особенно остро ощущаются в детстве. О невзрачной лягушонке сочинила Ксюша Черноиванова стихотворение, ставшее позже популярной дворовой песней. Сюжет незатейлив. Исполнения трёх желаний посулила младшая сестра Золотой рыбки – лягушка, городскому пацану - мешок золота (первое желание), власть в родном городе(второе).

Но не в этом суть…

В сердце та же грусть.

Ровно через год

К берегу идёт:

«Здравствуй, милая лягушка!

Сердце оживи -

Вместо золота и власти

Я хочу любви!»

В тот же миг оборотилась водяная замарашка прекрасной девой….

Проходят столетия, но негасимо желание человека одушевлять природу, видеть всё её волшебство и славить её заповедность.

А солнечные лучи начинаются с солнца

И на лугах оканчиваются травой.

Счастливейшие из лучей, коснувшись озёр,

Принимают образ болотных лягушек,

Животных нежных и хрупких,

И до того безобразных видом своим,

Что вызывают в мыслях живущих

Ломкое благоговение.

А лягушки и не догадываются,

Что они родня солнцу,

И только глубоко веруют зорям,

Зорям утренним и вечерним…

(К.Некрасова)

Чьи бы глаза не смотрели на живое малахитовое чудо: русского, эвенка или француза, нерушима заповедь: «Человек – это природа, природа – это человек».

В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

«Какое легкомыслие!»- скажет современный человек, но на самом деле за этими словами стоит целое мировоззрение. Наши предки верили в единого и многопроявленного Бога, который проявляется множеством Богов, людей, животных, растений, минералов. Короче, нет ничего на свете, кроме Бога. Всё, что мы видим и не видим- всё есть его проявление. Этого единого Бога русичи называли Род . Род Всевышний проявляется тремя ипостасями: морем информации (Дыв), энергией (Свет Рода Всевышнего) и проявленным бытием (Род Рожанич). Когда Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв, информация наполняется энергией и проявляется Родом Рожаничем. Так творится проявленное бытие. Род Рожанич проявляется, прежде всего, мужским и женским началом. Наши предки называли их Сварогом и Ладой. Проходя через них, Свет Рода Всевышнего разбивается на спектры энергий, подобно тому, как солнечный свет разбивается на 7 цветов радуги. Эти спектры божественной энергии и есть наши Родные Боги и Богини.

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес - мудрости, Макоша - материнства, Леля - юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы - есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие - на папу, одни - девочки, другие - мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди - такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина - больше энергий Лады, а в мужчинах - Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух - частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.

«Пустил младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».

- «Бери! - отвечает ему царь. - Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь - есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе - это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок - мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга - это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого - явного и лесного - навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания как о жизни, так и о смерти. Она-то и разсказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь целый букет образов, передающий настоящие древние знания о жизни и смерти! Дуб - это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо - символ жизни, символ продолжения рода. Утка - символ смерти. Это подтверждается некоторыми русскими загадками типа этой:

(отгадка- смерть)

Заяц символизирует страх, сундук - сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь - символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес - хранитель Нави, т.е. мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван–царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился - Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц - Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо - свою жизнь. Зайца разрывает волк - символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Безсмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол - это символ Рода, солнца, света. Сокол - этот тот, что с кола, т.е. птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо - это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море - символ мира Нави. Правь - мир Богов, Явь - наш явный мир, Навь - мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука - обитатель мира Нави выносит яйцо (последнюю надежду рода Кощеева) Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой - смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави (сокол), в Яви (волк) и в Нави (щука). Современная генетика открыла, что на стадии плодного яйца, из которого впоследствии развивается человеческое тело, на конце одной из его хромосом есть ген смерти. Он «спящий» и включается у каждого человека в свой срок, что приводит к изнашиванию организма и умиранию.

Вопросы жизни, смерти и безсмертия , а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»

Аврал - это морской термин, означающий «Все наверх!», когда ситуация аварийная и все матросы поднимают паруса или гребут веслами. Задействованы в аврале все кто могут и не несут вахту в другом месте. Подвиг в бизнесе - это ошибка планирования. Генерал ошибся, и воины теперь должны совершать подвиги, кидаясь грудью на амбразуру. Это не уменьшает их мужества, но если бы кто-то спланировал правильно: были бы боеприпасы в нужном количестве, была бы правильно занята та или иная высота, не пришлось бы геройствовать. Если перейти от военной тематики к нашей суровой жизни, то в коммерческих компаниях геройство - это опять же ошибки планирования. Возможно, ошибки совершаются неосознанно, из-за нехватки опыта, зрелости, из-за полного отсутствия планирования. Например, у стартапов планов нет в принципе: бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит. Отсутствие плана приводит к геройству. С другой стороны, возможно, когда в бизнесе возникает дырка, по-другому и нельзя. Однозначно сказать, что геройство - это плохо, я не готов. Но если компания живет на рынке от трех лет, то горизонт планирования, задачи клиентов, объемы поставок производства - все это можно планировать и планировать достаточно достоверно, чтобы не приходилось готовить отчеты до трех утра. Работать нужно с умом, а не допоздна.

Есть масса легенд, построенных на «подвигах».

В свое время компания «Майкрософт», когда она поняла, что проигрывает гонку за Интернет, сильно изменила мотивацию в команде, которая разрабатывала Internet Explorer - программу для работы с Интернетом. Люди в принципе не уходили домой: они просто спали на своих столах и под столами. Это произошло не потому, что им кто-то диктовал такое поведение. Это был трудовой, производственный азарт. Эти люди горели своей идеей. Они, безусловно, гордились своими переработками, но всего лишь в третью очередь. В первую очередь они гордились тем, что они делают. Они думали, что обгонят конкурентов. Когда есть образ врага, то работать сверхурочно, работать помногу значительно легче.

В новых правилах русского языка кофе может быть и среднего рода. Если кофе хороший, то это он, а если кофе плохой, то это оно.

То есть: любая система обыграет талант.

Аврал возникает тогда, когда хаос становится образом жизни. На самом деле надо направить хаотичный клубок людей в нужном направлении. Тогда и получится система. Когда на рынок приходит крупный западный игрок, все игроки начинают понемногу понимать, что система всегда сильнее. Борьба талантливых с профессиональными всегда заканчивается одинаково: выигрывают последние. Никто не мог сопротивляться Римской империи, какими бы мужественными воинами, с какими бы острыми копьями не были ее противники. Четко организованные легионеры всегда выигрывали. Всегда все кончалось одинаково. Крах Римской империи был обусловлен внутренними проблемами, а не тем, что они не смогли двигаться дальше. Неважно, будет ли это банковская структура или IT-компания, все отстанут и проиграют. Профессионалы и системный подход всегда победят. Вопрос в том, как стать такими системными, продуманными ребятами.

Есть один исторический пример, он сюда очень хорошо подходит. В свое время Маргарет Тэтчер поручила членам своего правительства провести реформу. В какой-то момент, начав просматривать отчеты, она разогнала часть своих министров, объяснив это простой фразой: «Нельзя поручать лягушкам осушение болота».

Если люди держатся за свои портфели, за свои кресла, что с ними не делай и как ты их не мотивируй, они будут придумывать способы, чтобы остаться и добавить себе комфорта. Сколько не проводи программ по уменьшению чиновнического аппарата, у нас будет третий заместитель четвертого председателя. И это никуда не денется, пока все не станет меняться сверху.

Есть 10% людей, которые работают хорошо в любых условиях, а есть 10%, которые работают плохо в любых условиях. Есть основная масса, с которой мы вынуждены сотрудничать, и чьи результаты мы вынуждены использовать и оценивать - они находятся посередине. Качество труда зависит от качества управления. Как задача поставлена, как объявлены критерии оценки - так она и будет решаться. Условия - это всего лишь инструмент, когда задача будет решена более качественно в более короткий срок или менее качественно в более длинный срок.

Некоторые собственники, начав «воевать», никак не могут остановиться. Просто не могут действовать по-другому?

Если я не знаю арифметики, таблицы умножения, то я буду считать на пальцах не потому, что мне это нравится, а потому, что меня просто никто не научил действовать по-другому.

Дикое предпринимательство в эпоху накопления капитала обусловлено чутьем рынка и конкурентов. Если человек не научился и не стал расти, делегировать, управлять людьми правильно, в соответствии с какими-то школами, если он не выбрал для себя приемлемую тактику, то он всегда будет совершать малые и большие чудеса - подвиги. Он будет сутью этих чудес, но не будет понимать, как это делать по-другому. Есть практика - проводить тренинги. Но если это делается бездумно - сегодня мы учим лидерству, а завтра тимбилдингу, а послезавтра тайм-менеджменту, а через месяц желающие могут пройти курсы кройки и шитья, - то в головах будет полный бардак. В первую очередь должен учиться высший руководитель, который отвечает за достижение результата. Не важно - собственник он или нет. Принцип Декарта «я мыслю, а значит, я существую» часто несправедлив. «Я руковожу, значит, я умею» - тоже необъективен. Здесь можно вспомнить массу анекдотов про прапорщиков. Так или иначе, хорошие офицеры говорят, что высшая честь - это руководить солдатами. Так и здесь. Руководить подчиненными, которых тебе доверили, управлять профессиональными людьми - это нужно делать грамотно и с умом. Желательно в соответствии с целями компании.

Беседовала Светлана Федюкова

Справка о компании

Компания «ПартКом»
была создана в 2004 году. Компания снабжает автосервисы и магазины запасными частями, маслами, автохимией, дополнительным оборудованием и аксессуарами.

Полюби эту вечность болот:

Никогда не иссякнет их мощь.
Этот злак, что сгорел, — не умрёт.
Этот куст — без истления — тощ.

А. А. Блок

У болот незавидная судьба — их не любят. Трудно полюбить унылую сырую местность, где едва только вытянешь ноги из холодной жижи, снова проваливаешься в вязкую трясину. Поневоле начнёшь худо относиться к бескрайнему плоскому царству комаров и лягушек. Изумрудная зелень травы, тишина и неподвижность ржаво-мутной воды, тревожные запахи растущих только здесь цветов, блестящие тела змей — всё это окутывает болото таинственным покровом. Вот и сделала их людская фантазия прибежищем всякой нечисти — домовых, кикимор, змеев-горынычей, поселила на болоте царевну-лягушку и других сказочных персонажей. Высоцкий на этот счёт иронизировал:

В заколдованных болотах
Там кикиморы живут, —
Защекочут до икоты
И на дно уволокут.

А болото своё «дело» знало: то корову, то лошадёнку отбирало у окрестных бедных поселенцев. Уходили они на поиски и не возвращались… Промозглые сырые и пряные туманы надвигались с болота — и прекращалась всякая жизнь: никли деревья, хирела домашняя живность, заболевали люди…

Дурная репутация установилась за болотами с незапамятных времён, и, что греха таить, современный человек отчасти всё ещё находится во власти предрассудков. Незнание порождает нелюбовь, а нелюбовь препятствует познанию.

Болота неохотно раскрывают свои тайны, требуя для этого специалистов самого широкого диапазона — от климатологов до ботаников, от почвоведов до гидрофизиков, от химиков до ландшафтоведов. Ведь болота — не просто значимая часть гидросферы, это сложнейшая экологическая система,

существующая и развивающаяся по своим,

присущим только им, законам.

Спросим по-детски простодушно: боло-

то — это вода или суша? Ответ не однозна-

чен. По составу болото ближе к озеру, в нём

обычно 90—95% воды, остальные 5—10%

приходятся на сухое вещество — торф. Од-

нако по свойствам болото всё же не водоём, а

суша. Несмотря на крайне малое содержание

сухого вещества, именно оно создаёт свое-

образие болотного ландшафта.

Более конкретен вопрос: как возникло это

зыбкое место, полусуша-полувода?

По мнению гидрологов, все современные

болота образовались в результате двух

противоположных процессов. Первый — по-

степенное уменьшение водоёмкости за счёт

заиления, обмеления и заболачивания водо-

ёмов. Второй — заболачивание суши, то есть

рост её увлажнённости. Оба процесса дли-

тельны, хотя отдельные их этапы доступны

для наблюдения.

Так, сонный и грязный пруд может года-

ми дремать среди зелёных лугов. Но в нём

кипит бурная и разнообразная жизнь. Здесь

целый мир простейших животных: амёбы и

эвглены, циклопы и дафнии, личинки кома-

ров и жирные коричневые пиявки. Каждую

минуту обрываются миллионы этих крошеч-

ных жизней. Мёртвые организмы оседают

на дно, где на них жадно набрасываются

мириады микробов. На дно опускаются и

различные минеральные вещества, сносимые потоками дождевой и талой воды,

там же оказываются принесённые ветром

Всё это перерабатывается, видоизменяет-

ся в сложнейших биохимических процессах, и

в результате образуется рыхлый и подвижный

слой ила — сапропель (буквально — гнилой

ил). Постепенно слои наслаиваются друг на

друга, сапропель уплотняется, обезвожи-

вается. При этом уровень дна непрерывно

повышается, водоём настолько мелеет, что

позволяет прибрежным растениям продви-

нуться к его центру.

Как только по берегам бывшего озера

поселяются камыши, рогозы и тростники,

процесс заболачивания ускоряется. Эти рас-

тения ежегодно при отмирании откладывают

гораздо большую органическую массу, чем

все другие. С каждым годом водное про-

странство неумолимо сжимается зелёным

кольцом. Проходят десятки, сотни, иногда

тысячи лет, и вместо зеркальной глади воды

появляется заросшая зеленью поверхность.

Болота, появившиеся на месте некогда

глубокого озера, наиболее опасны своими

трясинами. Прекрасна зелень болот, но и

коварна. Именно таким увидел болото поэт-

романтик К. Д. Бальмонт:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

И тиной запахло. И сырость ползёт.

Трясина заманит, сожмёт, засосёт.

Будто вторит ему прекрасный знаток

русского севера писатель П. И. Мельников-

Печерский: «Изумрудная чаруса, с её краси-

выми благоухающими цветами, с её сочной,

свежей зеленью — тонкий травяной ковёр,

раскинутый на поверхности бездонного

озера… У лесников чаруса слывёт местом

нечистым, заколдованным. Они рассказыва-

ют, что на тех чарусах по ночам бесовы огни

горят, ровно свечи теплятся».

Итак, озеро «одряхлело», заросло и превра-

тилось в болото. Но подобный путь возникно-

вения болот не единственный и даже не самый

распространённый. Многие болота возникают

другим путём — не на воде (из воды), а на

суше. Они встречаются в любой широтной

зоне — от тропических лесов до холодной тун-

дры. Главная причина их возникновения — из-

быточное увлажнение, застойность или очень

малая проточность воды в верхних слоях почв.

Поэтому в первую очередь болота формиру-

ются в понижениях, где обычно застаиваются

талые и дождевые воды.

Обилие влаги способствует энергичному

вымыванию питательных веществ из почвы

и выносу их в реки. Весь север нашей страны

относится к районам бедных подзолистых

почв, на которых луговая и древесная рас-

тительность испытывает минеральное голо-

дание. При этом под кронами «голодающих»

деревьев поселяются новые «хозяева» — не-

требовательные к питанию и условиям жиз-

ни мхи. Мох, как губка, удерживает в себе

значительные количества воды, затрудняет

доступ кислорода.

Поэтому, когда на поверхности почвы

в лесу создаётся постоянно насыщенный

водой сплошной слой торфа и живых мхов,

прекращается доступ кислорода в почву,

корни деревьев начинают задыхаться, де-

ревья заболевают и рано или поздно гибнут.

С этого момента начинается безраздельное

господство различных видов мхов. Особен-

но ускоряют этот процесс вырубка лесов и

лесные пожары. С уничтожением

деревьев исчезает своего рода

мощный «насос», выкачивающий

воду из почвы, и начинается про-

цесс заболачивания.

Со временем пути развития

болот на суше и в водоёмах сбли-

жаются. Иногда без специального

исследования торфяной залежи не

определить, каким путём она обра-

зовалась. Однако установлено, что

болота «водного» происхождения,

занимая сравнительно небольшие

площади, оказывают заметное

влияние на ландшафт: каждое из

них служит очагом, вокруг которого

заболачиваются суходолы.

Учёные давно заметили, что

болота различаются не только

происхождением, но и формой по-

верхности, что нарушает привычное

представление об их «плоскости».

Одни болота в поперечном разрезе

выпуклые, почти куполообразные,

их называют «верховые», другие,

наоборот, вогнутые или почти ров-

ные — «низинные». Оба вида болот

отличаются не только формой, но

и внешним видом и растительнос-

тью, что определяется условиями

их питания.

Оценивая качество воды по её

насыщенности минеральными

солями, можно полагать, что рас-

тения низинных болот ведут довольно «сы-

тую» жизнь. Само положение этих болот в

понижениях или на поймах равнинных рек

способствует поступлению к ним обилия

питательных веществ, особенно из мине-

рализованных грунтовых вод, содержащих

соли кальция, магния, железа. (Кстати, для

древних людей болотная руда была сырьём

для изготовления железных изделий.)

Именно железо придаёт болоту специфи-

ческий «ржавый» цвет и запах, на которые

обратил внимание Б. Л. Пастернак:

И пахнет водой и железом

И ржавчиной воздух болот.

В этих «благодатных» условиях на низинных

болотах поселяются весьма требовательные

и капризные растения: не только гипновые

мхи и травы (осока, тростник, хвощ, вахта),

но даже деревья. Встретишь густые заросли

ольхи, войдёшь в такой лес — и провалишься

по пояс в жидкую грязь.

Анализы мощных слоёв древесного и тра-

вяно-древесного торфа в основании многих

болот доказывают, что всего 8—10 тыс. лет

назад, то есть в начале послеледникового

периода, образование болот шло в условиях

богатого минерального питания. Причина

исчезновения пышной растительности этих

древних болот заключается... в самой расти-

тельности. Поколение за поколением отми-

рающая растительность ложилась в утробу

болота, пополняя его торфяной запас. Пос-

тепенно «впалый живот» болота становился

плоским, а затем и выпуклым. Поверхность

болота приподнималась над уровнем грун-

товых вод, резко меняя направление водных

потоков — не в болото, а из него.

С этого момента круто меняется судьба

болота. Большинство растений лишается

привычного минерального питания, им при-

ходится переходить на «диету». Но не все

её выдерживают, хуже всего высокооргани-

зованным растениям — деревьям. Сначала

падает их прирост, а затем и они сами. Такая

массовая гибель растительности низинных

болот резко увеличивает скорость накопле-

ния торфа. Болото ещё больше «вспухает» и

ещё меньше увлажняется минерализован-

ными водами.

В этих условиях на болоте появляются рас-

тения непритязательные, легко мирящиеся

с почти полным отсутствием минеральных

веществ в воде. Есть даже оригиналы, ко-

торые вообще не выносят некоторых солей.

Многие сфагновые мхи могут расти только в

кислой среде и гибнут при малейшей приме-

си извести или других оснований. Любимая

их «пища» — болотные кислоты: щавелевая,

яблочная, уксусная. Отчасти их выделяют

сами растения, отчасти они получаются при

неполном разложении органики. Иногда

показатель рН достигает трёх, то есть со-

ответствует кислоте лимона. Столь кислая

среда почти полностью обеззараживает воду

и позволяет её использовать непосредствен-

но для питья. Вопреки распространённому

мнению, вода в болотах не застоялая: если в

озёрах она полностью обновляется в среднем

за 17 лет, то в болотах — за 5. Болотный мох

(сфагнум) — отличный антисептик, а торф в

толще болота связывает вредные вещества

в нерастворимые соединения. Зная об этом,

сестрица Алёнушка могла бы спокойно раз-

решить своему братцу Иванушке «воды на-

питься» из верхового болота.

Растения, пренебрегающие минеральной

подпиткой, предпочитают селиться повыше —

в центре болота. В благодатных «голодных»

условиях они интенсивно развиваются, увели-

чивая торфяную массу. Но распад её замедлен

из-за высокой кислотности среды, действие

которой подобно уксусу, консервирующему

продукты, и растительные остатки начинают

энергично накапливаться в центре болота. Вот

почему середина болотного купола иногда на

6—8 м возвышается над окрестностями. Так

бывшее низинное болото становится выпу-

клым и переходит в разряд верховых.

Очевидно, что «вспухающие» болота, ли-

шив себя наземных источников минерально-

го питания, переходят на более скудный ат-

мосферный рацион. Небесная влага пресная,

но «по дороге» капли дождя захватывают

газы и атмосферную пыль, пополняя болота

химическими веществами. Исследования в

бассейне Оби показали, что за год на гектар

болота выпадает более сотни килограммов

солей хлора, кальция, серы, магния и других

элементов. Именно высокая «выживаемость»

болот в самых неблагоприятных условиях

способствует их развитию и победе над

лесами в длительной конкурентной борьбе.

По оценкам специалистов, примерно через

5 тыс. лет леса Западной Сибири могут со-

храниться лишь на суходолах.

Итак, причины возникновения болот раз-

нообразны, но в основе их лежат главные

географические факторы:

климат — определяет соотношение при-

хода и расхода влаги (при её

переизбытке возникают предпо-

сылки для заболачивания);

грунт — малая проницае-

мость пород вызывает высокое

и длительное стояние уровня

грунтовых вод;

рельеф — на плоских участках

суши замедляется или прекра-

щается сток воды, удлиняются

сроки прохождения половодий

и паводков.

Экологический парадокс за-

ключается в том, что болотные

массивы, образующиеся при

участии этих факторов, могут

сами оказывать серьёзное вли-

яние на своих «создателей».

Болота служат примером суще-

ствующего в природе механиз-

ма обратной связи. Эти самые

спокойные и тихие природные

образования являются мощным

регулятором экологической ста-

бильности на планете. Вот лишь

несколько примеров.

 Будучи сами «продуктом» климата,

болота оказывают заметное влияние на

формирование теплового и водного балан-

сов территорий. Установлено, что величина

радиационного баланса болот с мощной

торфяной залежью в зоне тайги препятствует

смещению границы вечной мерзлоты на юг.

За летние месяцы с болот Западной Сибири

испаряется и выносится на территорию Вос-

точной Сибири и Казахстана более 300 км3

 Болота, как и леса, служат «лёгкими»

планеты. За год гектар болота поглощает

из воздуха 550—1800 кг углекислого газа и

выделяет 260—700 кг кислорода. Это в 7—15

раз больше, чем может переработать гектар

леса. При этом углекислый газ изымается из

планетарного цикла и как углерод консерви-

руется в торфяниках на тысячи лет, то есть

болота действуют как природные «ловушки»

углекислого газа, поддерживая тем самым

стабильность состава атмосферы.

 Болота выполняют функцию природного

«пылесоса». Пыль обладает свойством дви-

гаться в сторону пониженной температуры.

Воздух над болотами всегда холоднее, чем

над окружающими территориями. Поэтому

пыль с этих территорий движется к болоту и

поглощается им. За год каждый гектар болота

может поглотить до 3 т пыли. И не без пользы

для себя — ведь это ценный источник мине-

ральных веществ для болотных растений!

Более того, торфяники не только «пылесосы»,

но и гигантские естественные «фильтры»,

поглощающие токсичные элементы. Уста-

новлено, что слой торфа толщиной 18 см

концентрирует в себе аэрозоли за последние

15—17 лет. Так что болота реально очищают

среду нашего обитания!

 Болота созданы водой, но они же управ-

ляют водным режимом огромных террито-

рий. Множество ручьёв и речек — притоков

крупных рек берут своё начало в верховых

болотах. Примерами могут служить Волга,

начинающаяся с маленького родничка среди

селигерских болотных массивов, и заболо-

ченный бассейн Припяти, формирующей

сток Днепра. Болота не только «поят» круп-

ные реки, но и регулируют подачу воды. Во

время снеготаяния они часть стока берут на

себя, тем самым снижая катастрофичность

половодья, а затем постепенно отдают его,

обеспечивая устойчивую водность летом. В

любом случае болота замедляют поверхност-

ный сток воды, предотвращая эрозию почвы.

Так болота, занимая часть земли, защищают

другую её часть.

 Болота, эти тихие замшелые угодья, про-

дуцируют уникальные растения, способные

не только лечить, но и кормить. Без них не

могут обойтись фармацевтические, косме-

тологические и пищевкусовые производства.

Болотные травы, мхи и ягоды почти ежегодно

дают богатые урожаи. К примеру, на болотах

Карелии с одного гектара можно собрать до

200 кг клюквы и до 700—800 кг морошки.

 Болота кормят не только людей. Вспом-

ните, «каждый кулик своё болото хвалит». За

что? Просто за то, что он имеет возможность

там жить, кормиться, выводить птенцов. И

не только кулик, множество других видов

птиц благодарны приютившим их болотам.

Каждое из них — настоящий рай для сотен

тысяч водоплавающих и излюбленное место

обитания ценнейших пушных зверьков: дикой

норки, ондатры, нутрии, выдры…

Признание экологической ценности болот

привело к пониманию необходимости их

сохранения и даже охраны.

«Глобализация» проблемы болот связана

с их повсеместным распространением и

гигантскими площадями, соизмеримыми

с крупными географическими зонами.

Площадь болот и заболоченных земель

оценивается в 4—6% земной поверхности.

В России на заболоченные территории при-

ходится около 10% площади страны, или

1,4 млн км2. По разным оценкам, в болотах

сосредоточено около 3000 км3 статических

запасов природных вод.

Поскольку болота не были вовлечены в

сельскохозяйственный оборот, они счи-

тались «мокрыми пятнами» и ненужными

угодьями на нашей планете. Лишь в начале

XX века появились планы, а затем и возмож-

ности осушения болот и их использования

под пашни, пастбища и сенокосы. Перво-

начально борьба шла бессистемно (было

немало случаев, когда люди отступали),

но уже в середине столетия соотношение

сил изменилось. Теперь не одиночки, а

крупные научные центры разрабатывали

детали «противоболотных» операций. На

их выполнение затем устремлялась мощ-

ная современная техника и целая армия

мелиораторов.

Однако, как говорит народная мудрость,

«природу не обманешь». Пока наступление

на переувлажнённые земли проводилось в

небольших масштабах, его результаты были

обнадёживающие, а происходящие при этом

изменения среды незаметны. Но как только

этот опыт был распространён на существенно

большие площади, результаты оказались не

столь позитивны, зато стали заметны эколо-

гические сбои. При дальнейшем увеличении

масштабов осушения (иногда в пределах

крупных речных бассейнов) выявились су-

щественные изменения природной среды. Их

исправление требует таких затрат и усилий,

которые общество не всегда может себе поз-

волить. По существу, подтвердилась проро-

ческая мысль К. Маркса: «Не будем, однако,

слишком обольщаться нашими победами над

природой. За каждую такую победу она нам

мстит. Каждая из этих побед имеет, правда,

в первую очередь те последствия, на которые

мы рассчитывали, но во вторую и третью

очередь совсем другие, непредвиденные

последствия».

Действительно, осушенные земли не везде

стали «золотой жилой» сельского хозяйства.

Помимо специальной обработки почвы, вне-

сения больших доз минеральных удобрений

и постоянных эксплуатационных расходов

выявились и другие, «побочные», проблемы.

Они возникли в результате изменившихся

под влиянием осушения гидрологических и

микроклиматических условий — как след-

ствие сложной системы природных взаимо-

зависимостей.

Многолетние исследования свидетель-

ствуют, что под влиянием осушения изме-

няется микроклимат болотных массивов.

Радиационный баланс в тёплый период

года уменьшается на 3—11%. Суммарное

испарение при оптимальном увлажне-

нии почв увеличивается на 10—13%, а в

отдельные жаркие месяцы — до 60%. В

процессе мелиорации изменяются водно-

физические и теплофизические свойства

почв. Осушение освобождает почвенные

поры от избытка воды, они заполняются

воздухом, что активизирует газообмен

с атмосферой. Аэрированная среда по-

нижает теплоёмкость и уменьшает тепло-

проводность в 1,5—2,0 раза. В силу этого

температурный режим почвы изменяется,

но различно — в зависимости от степени

освоенности массива и характера расти-

тельности. На освоенных болотах в летний

период поверхностные слои теплее, чем

на неосушенных. При малоинтенсивном

освоении осушенных болот испарение с них

на 15—35% ниже, а сток в 1,5 раза выше,

чем с неосушенных. При интенсивном ис-

пользовании заболоченных территорий

осушение не изменяет испарения или

даже увеличивает его во влажные годы.

Конденсация влаги на поверхности и вну-

три почвы на осушенных болотах в 1,3—1,5

раза выше, чем на неосушенных (в среднем

на 40—70 мм). Большая конденсация влаги

усиливает внутрисуточный влагооборот в

системе почва — атмосфера.

Агрометеорологи обращают внимание

на сокращение безморозного периода ве-

гетации растений на осушенных болотах.

Причина — снижение теплоёмкости почвы.

При этом возрастает опасность как поздних

весенних, так и ранних осенних заморозков.

Возрастает и амплитуда колебаний темпера-

туры поверхности почвы: средний минимум

снижается в первую половину лета на 2—4о,

а абсолютный — на 3—5о и более, что усили-

вает морозоопасность освоенной террито-

рии. Средний максимум температуры почвы

повышается на 5—10о, а абсолютный — на

В результате окультуривания болот резко

увеличиваются расход влаги растениями

и насыщенность воздуха водяным паром.

При этом повышается конденсация влаги,

что проявляется в виде обильной росы, осо-

бенно над осушенными болотами, занятыми

луговой растительностью.

Для устранения неблагоприятных изме-

нений микроклимата на осушенных болотах

(иссушение верхнего слоя торфа, усиление

морозоопасности, повышение температур

поверхности почвы, снижение её тепло-

обеспеченности) приходится принимать

контрмеры, улучшающие теплофизические

свойства и водно-термический режим почвы.

Наиболее частый приём — дождевание, по-

вышающее температуру пахотного горизонта

Если осушительные мелиорации проводят-

ся на болотах с большой глубиной торфа, то

происходят его уплотнение и минерализация,

при этом возможно значительное понижение

уровня осушаемой территории и глубины

русла реки-водоприёмника. И хотя её систе-

матически углубляют, уровень воды в ней при

каждом углублении продолжает понижаться.

Следом понижаются уровни грунтовых вод

на прилегающих к ней минеральных почвах,

что негативно отражается на водном режиме

всего бассейна.

Заболачивание территорий может проис-

ходить везде, даже на землях, вовлечённых в

хозяйственное использование, например на

дачных участках. На многих из них проводятся

необходимые осушительные работы. Опыт

показал, что в масштабах дачного участка и

даже целого дачного посёлка они не приводят

к заметным экологическим последствиям.

Поэтому можно смело реализовывать обо-

снованные мелиоративные проекты.