Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Категория сложности река какая самая. Водные маршруты по республике алтай различной категории сложности

Posted Пнд, 23/10/2017 - 07:20 by Кэп

Самые популярные реки для сплава в мире

Волнующее чувство опасности, сплоченный командный дух и освежающие брызги ледяной воды горных рек - вот главные особенности рафтинга, которые с каждым годом увеличивают количество поклонников экстремального вида спорта. Привлекает рафтинг и людей зрелого возраста, и детей, которые отправляются покорять стихию вместе с родителями.

И если некоторых привлекают просто красивые горные реки, то другие в поисках экстрима отправляются в самые удаленные места планеты. Некоторые реки считаются невероятно опасными для сплавов из-за переменчивого течения и обилия сложных порогов - они и становятся целью опытных экстремалов.
Для проведения соревнований спортсмены тоже выбирают самые опасные пороги рек, чтобы получить возможность в полной мере продемонстрировать свое мастерство. Если вы уже давно чувствуете себя единым целым с надувной лодкой, то самое время отправиться в путешествие к одному из самых опасных мест для рафтинга.
Водные процедуры закаляют тело и укрепляют дух, особенно если речь идет об экстремальном рафтинге. Этот оригинальный способ знакомства с водной стихией утолит жажду адреналина даже у самых отчаянных сорвиголов - высокая скорость, бушующие волны и опасности, которые поджидают за каждым поворотом.

Для поклонников экстремальных сплавов и просто любителей активного туризма мы подготовили подборку самых опасных и интересных речных маршрутов мира.

Река Франклин. Тасмания, Австралия

«У реки Франклин особая энергетика - в ее водах забываешь обо всех своих проблемах» - пишет Мартин, рафтер из Австралии. Франклин - одна из самых полноводных и длинных рек «Зеленого континента». Страшно подумать, но каких-то 25 лет назад Франклин могли погубить. Местные власти хотели соорудить в ее водах плотину, но после длительной борьбы охранникам окружающей среды удалось это предотвратить.

Сейчас Франклин - популярное место среди любителей активного туризма. Согласно международной спортивной классификации, сплав по этой реке причисляется к высшей категории сложности. Река часто меняет русло, маршрут осложняют упавшие стволы деревьев. Кроме лесного мусора, подводных камней и речных порогов туристам придется преодолеть психологический фактор - сплав проходит вдали от цивилизации, и в случае катастрофы спасатели прибудут только через пару дней.
Лучшее время для сплава - с октября по апрель. Туристические агентства Австралии предлагают рафтинговые программы длительностью 8 и 10 дней. Восьмидневный сплав будет стоить около 2500 долларов.
Франклин протекает по Национальному парку Франклин-Гордон-Уайльд-Риверс. Добраться туда можно из столицы штата Хобрата по трассе B62 в сторону Нью-Норфолка за 1 час.

— река в центральной части Алтая, правый приток Катуни, один из наиболее крупных.
Длина 106 км (без реки Акалаха), площадь бассейна 9550 км².
Аргут начинается при слиянии Джазатора и Акалахи. Обилие ледников определяет характер водного режима: 40 % стока дают ледники и вечные снега, 34 % — сезонные снега, 17 % — дожди, 9 % — подземные воды. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м³/с.
Аргут имеет большой расход воды, который сильно зависит от притоков, стекающих, в основном, с ледников Катунского и Чуйского хребтов. В бассейне Аргута есть спокойные речки и ручьи плоскогорья Укок, мощные молочно-белые с кипящими водоворотами притоки, начинающиеся из ледников, и прозрачные, чистые, стремительные потоки, вытекающие из озёр.

слияние Аргута и Катуни, Алтай

Аргут — это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился снежный барс (ирбис). Здесь же обитает крупнейшая в Алтае-Саянском регионе группировка сибирского козерога.

Здесь зарегистрированы наиболее высокие показатели плотности горных козлов, которые пасутся на крутых склонах гор. На Аргуте и его притоках — Карагеме, Юнгуре, Шавле — хорошая рыбалка. В верхнем течении и притоках ловится хариус, в нижнем течении также ускуч и таймень.

Богата долина реки Аргут и археологическими памятниками. Курганные могильники здесь встречаются повсеместно. Многие из них соседствуют с зимовьями — квадратными сооружениями, как правило, с плоской крышей, покрытой брёвнами и дёрном. Помимо курганов здесь можно встретить каменные оградки, балбалы, каменных баб. Кое-где на скальных выступах сохранились древние рисунки. Здесь такое обилие археологических памятников, что, наверняка, когда-то здесь просто кипела жизнь. Теперь места эти можно назвать дикими. Из населённых пунктов — только село Беляши, одно из самых отдалённых сёл республики, и Аргут или Архыт, маленькая деревенька в несколько домов, а также зимовья, которые обитаемы только в летнее время (на зиму скот перегоняют на плоскогорье Укок).

  • 20207 просмотров

Рафтинг - это экстремальный сплав по горной реке на надувных плотах. Для туристов и непрофессиональных спортсменов существует шесть категорий сложности - от первой, самой простой, до шестой, самой сложной. Есть, конечно, совсем опасные маршруты, но это уже удел профессиональных рафтеров, где они развлекаются на свой страх и риск.

Рафтинг на реке Замбезе считается самым сложным коммерческим рафтингом: на нашем маршруте было четыре порога пятой категории и один шестой. На последний не пускают новичков и неподготовленных туристов, поэтому мы обошли его по суше. Впрочем, эта предосторожность все равно не застраховала нас от экстремального купания...

Перед началом с нами провели инструктаж. По выражениям лиц можно заметить, что все скептически отнеслись к советам инструктора о том, что делать в случае падения за борт. Девушка Арина, сидевшая рядом со мной, спросила: "Зачем они это рассказывают? Мы что - действительно можем перевернуться?" Я сказал, что эти советы, как противопоказания к таблеткам - теоретически могут быть, но происходят крайне редко:

После инструктажа у нас забрали все вещи и выдали по каске, веслу и спасательному жилету:

4.

Наш сплав начинался под , перед мостом, который соединяет Замбию и Зимбабве. Мы долго спускались к воде, а потом долго карабкались по вертикальной стене к плотам. Усевшись на них, мы прежде сплавали вверх по течению и посмотрели на водопад. Потом отплыли в тихое место, где наш рулевой предложил всем выпрыгнуть из плотов в воду. К такому предложению никто не оказался готовым, все отказались, и мужик спрыгнул сам, дав нам понять, что никакого сплава не будет, пока мы не искупаемся. Пришлось прыгать, что было довольно щекотливо, если учесть, что в Замбезе живут крокодилы. И хотя нам объяснили, что они обитают выше по течению, плавали мы с поджатыми ногами.

После того как все выпрыгнули из рафта, инструктор забрался на плот и начал затаскивать каждого обратно, объясняя как себя при этом вести. Мы потренировались и, настороженные столь серьезным отношением к безопасности, вышли на сплав:

5.

Вместе с нами шли четыре спасателя на каяках. Они следили за тем, чтобы никто не упал, а если такое случалось, подгребали к тонущему и возвращали на место:

6.

А падали, между прочим, часто:

В нашей группе было два рафта - на одном сидели мы, на втором компания австралийцев:

8.

Я греб на рафте в первом ряду:

9.

Может возникнуть вопрос - зачем грести, если река и так несет нас? Дело в том, что маневренность и управление рафта зависят от скорости относительно потока, поэтому на подступах к порогу необходимо грести с максимальной силой. Что мы и делаем на этом снимке:

10.

А во время прохождения порога, напротив, нужно убрать весла и спрятаться. В эти моменты кормчий кричал нам "Down!", мы пригибались и держались за веревку вокруг плота:

11.

Самое важное при этом - не потерять весло:

12.

Ну и не вылететь из рафта, разумеется:

13.

После энергичной тряски порог заканчивается, и мы благополучно идем дальше:

14.

А это пример неудачного прохождения порога, который продемонстрировали австралийцы. Девушка не крепко держалась за канат и вылетела за борт. Обратите внимание, что ее сосед, хоть и находится в рафте, погружен в воду с головой:

15.

После порога все приходили в себя и радовались:

16.

Мы исполняли "Дай пять!" на рафтинговский манер, используя вместо ладоней весла:

17.

Приближается еще один порог и все добавляют хода:

18.

Пара кадров о том, как нас ласкала водная стихия:

19.

20.

У нас была возможность обойти последний порог пятой категории, но мы, уже прошедшие три таких и заматеревшие, решили не отступать:

21.

Я первым попал под раздачу и встретил волну, которая задрала плот и перевернула его на бок:

22.

После меня рафт покинули и остальные члены экипажа:

23.

Это был очень страшный момент: ты пытаешься вынырнуть на поверхность чтобы вздохнуть, но так как "поверхность" у порога очень условна, барахтаешься и хлебаешь воду. Не спасает даже жилет:

24.

К счастью, в этом месте было достаточно глубоко, и никто не ударился о камни. Мы с рулевым забрались на плот, привязали веревку к левому борту и перевернули рафт. Все залезли обратно, напуганные и с глазами по пять копеек:

25.

Последний порог был четвертой категории, мы прошли его более-менее нормально. А лодка, которая шла за нами, перевернулась:

26.

Это был очень запоминающийся рафтинг и очень жесткий. Тем, кто будет в Замбии или Зимбабве и не боится таких приключений, я советую обязательно попробовать:

27.

Поскольку по понятным причинам взять с собой камеру было проблематично, нас снимали с суши. Я купил эти фотографии с правами, обработал (оригиналы были бледные и невыразительные).

В следующем посте читайте о прыжке на тарзанке с моста в водопад Виктория. Stay Tuned!

Международный стандарт оценки рек с точки зрения сплава по реке (рафтинга):

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
1. Наличие препятствий
2. Возможность определить линию движения
3. Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, несколько отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.

Для новичка-водника знание уровня сложности сплава просто обязательно. Так можно оценить риск при сплаве по реке. Зная классификацию можно предположить, какие препятствия могут ожидать вас на водоеме.

Особенности оценки рек для сплавов

Сплав по горной реке в разное время года может существенно отличаться. Даже тихая спуск может в период весеннего паводка или после ливней быть довольно опасным. Поэтому, если приехав на место, вы увидели бурлящий поток вместо ровной глади, то лучше сняться с маршрута.

Существует несколько различных методик оценки сложности прохождения рек. В нашей стране применяют международную классификацию. Согласно ей сплавы делятся на 6 типов сложности. Этого вполне достаточно, чтобы оценить .

Это самые простые реки для прохождения. Чаще всего, такие сплавы больше всего напоминают прогулку. Течение не быстрое. Камни на пути практически не встречаются. Самую большую опасность представляют отмели.

Это более быстрые спуски, но в конце лета большая часть из них становится очень простой для прохождения. Могут встречаться несложные препятствия. Изредка попадаются бочки и сливы. Они также относят к наиболее простым рекам для сплавов, но здесь уже можно получить некоторые навыки по преодолению препятствий.

Эти реки относятся к сложным. Встречаются валы, причем они зачастую беспорядочные и довольно высокие. Имеется достаточное количество бочек, могут попадаться уловы. Прохождение требует неплохих физических кондиций. Также могут потребоваться некоторые технические навыки, но в целом прохождение такого маршрута доступно, в том числе и новичку, который всего несколько раз сплавлялся по рекам.

Это более сложные реки. Прохождение порогов не всегда возможно без предварительной оценки потока. Имеются достаточно мощные бочки. Течение сильное, могут встречаться препятствия в виде камней и притопленных деревьев. В связи с этим важно умение быстро маневрировать.

Эта категория считается крайне сложной. Перед сплавом обязательно производят осмотр реки, и оценивают направление потоков. Особое внимание уделяется порогам. Некоторые из них могут представлять опасность для жизни. Встречаются практически все известные типы препятствий.

Возможность прохождения зависит от уровня воды. Встречаются все возможные виды преград, при этом они обладают сложным входом и выходом. Любая ошибка может стать смертельной. Существуют еще не покоренные реки, относящиеся к этой категории.

Любой сплав по реке довольно экстремальное занятие. Иногда на вполне спокойной реке может встречаться порог более сложный для прохождения. В таком случае категорию отмечают II4 . Это говорит о наличии на этом маршруте препятствия четвертой категории сложности. При подготовке к маршруту будьте предельно внимательны. Всем новичкам рекомендуется заранее пройти и ознакомиться с основными требованиями к инвентарю и технике безопасностию.

Последние несколько лет популярность начинают приобретать экстремальные туристические маршруты. Причем чем сложнее тур и чем опаснее, тем больше желающих принять в нем участие. По всему миру открываются новые маршруты, доступные для обыкновенных туристов: здесь и сплавы по горным рекам, и восхождения на горные вершины. В нашей стране также существует большое количество зон, предназначенных для экстремального отдыха.

Плато Мань-Пупу-Нер

Плато Мань-Пупу-Нер располагается на Северном Урале, этот природный комплекс входит в число семи чудес России. Плато представляет собой высокое плоскогорье, на котором возвышаются семь огромных каменных столбов. Высота самых высоких достигает 42 метров, это чуть меньше, чем высота здания в семнадцать этажей.

Этот природный комплекс называется столбами выветривания, он привлекает туристов, неравнодушных к экстремальному, опасному отдыху. Более того, существует множество мистических легенд, связанных с этим местом. Маршрут к плато Мань-Пупу-Нер считается очень опасным, так как добраться до него можно лишь на снегоходах. Причем туристам понадобятся не только базовые навыки управления этим средством передвижения. Те, кто решает отправиться к плоскогорью, должны мастерски управлять снегоходами, так как дорог, ведущих к плато, как таковых нет.

Весь маршрут сопровождается большим количеством каменных скоплений, небольших острых скал, горных отвесов. Кроме того, в пути вы не сможете воспользоваться какими-либо благами цивилизации. Не будет ни туалета, ни душа, ни электричества, ни интернета, ни даже сотовой связи. Участники экспедиции связываются друг с другом при помощи рации.

Также в маршрутный лист экспедиции обычно включают печально известный перевал Дятлова, его посещение обычно предусматривается уже после того, как туристы достигают плато Мань-Пупу-Нер. Любители пощекотать нервы приходят в восторг от такого бонуса к программе.

Конжаковский массив

Туристические маршруты Северного Урала почти все экстремальны и крайне опасны. Поход к Конжаковскому горному массиву, а также восхождение на гору Конжаковский Камень входят в число опасных туристических маршрутов. Гора Конжаковский Камень — одна из самых высоких гор Уральского горного массива, в высоту она достигает 1569 метров. Нижняя часть склонов этой горы покрыта хвойными лесами, прохождение которых очень сложное и невозможно без дополнительной подготовки. Восхождение на вершину горы будет также проходить по зоне тундры и каменистым местностям.

Туристы, у которых нет навыков альпинизма, вряд ли смогут одолеть этот опасный маршрут. Конжаковский Камень — это одна из гор Конжаковского горного хребта, в состав которого входят горные вершины Казанский Камень, Катышер и Буртым. На эти горы также совершают восхождения отдельные туристы-экстремалы. Дело в том, что специальных туристических маршрутов, которые были бы проложены для восхождения на вершины этих гор, нет. В этом и заключается основная опасность такого экстремального тура: вам придется стать опытным альпинистом, который сможет сам определить надежный маршрут.

Также возможен снегоходный поход к подножию хребта, однако и здесь не справиться без продвинутых навыков вождения. Но красота, которая открывается при восхождении на вершину, и прилив адреналина при восхождении для многих туристов кажутся стоящими всех усилий и опасности.

Рафтинг на реке Белой

Река Белая — это один из самых крупных притоков реки Кубани, протекает она по территории Адыгеи. Сплав по горной реке — это вид опасного и экстремального туризма, который в последние несколько лет также становится особенно популярным. Не пугают любителей острых ощущений ни острые скалы, ни течение реки, смывающее все на своем пути.

На реке Белой располагаются горные каньоны, которые делают этот туристический маршрут очень опасным. Новички и любители вряд ли смогут принять участие в этом туре, так как для преодоления всех препятствий, которые существуют на протяжении всего маршрута, понадобится специальная профессиональная подготовка. Сам сплав на рафтах, или рафтинг, крайне сложен. Некоторые любители этого вида экстремального туризма называют рафтинг «гонками на выживание», и действительно, стоит потерять контроль над управлением лодкой — и получения травм различной степени тяжести будет не избежать. Но, несмотря на опасность, ежегодно более тысячи туристов принимают участие в опасном маршруте — сплаве по реке Белой.

Его протяженность около 64 километров. Естественно, на протяжении реки существуют и более легкие маршруты, которые обычно предлагают людям, не занимающимся рафтингом профессионально. Но таких участков реки немного.

Восхождение на Эльбрус

Наверное, каждому известно, что гора Эльбрус — это самая высокая точка Европы. Но не каждый решится на восхождение к ней. Однако такие смельчаки есть. Западная вершина горы Эльбрус достигает высоты 5642 метра и входит в число семи высочайших горных вершин мира. Но основная сложность покорения Эльбруса не в преодолении его склонов. Напротив, гора имеет довольно пологие склоны, по которым добраться до вершины не составит труда. Опасность кроется в огромной высоте, преодоление которой без правильного прохождения акклиматизации просто невозможно и способно нанести колоссальный вред здоровью. На высоте более 5 тыс. метров туристов-экстремалов ожидает разряженный воздух и очень низкое атмосферное давление, эти факторы оказывают воздействие на стенки сосудов и вызывают горную болезнь.

Восхождение на Эльбрус возможно с его южной и северной стороны. Южный маршрут несложен и очень популярен, так как преодолеть его может и человек со средней физической подготовкой. Восхождение по южному склону, с учетом остановок для акклиматизации, составляет 8-9 дней. А вот маршрут, проходящий по северному склону горы Эльбрус, наиболее сложен и опасен. На нем нет специально проложенных асфальтовых дорожек, которыми пронизан южный склон. Также не существует специальных подъемников и благ цивилизации. Кроме того, северный склон изрезан трещинами и расщелинами, которые также представляют опасность. Прохождение маршрута займет 11-12 дней, а остановки, которые будут обязательны для акклиматизации организма, обычно включают в себя проживание в специальных хижинах или палатках. Но, поднявшись именно по этому склону, с севера горы Эльбрус, вы сможете с гордостью сказать, что совершили опасное восхождение по маршруту первых альпинистов, которые покоряли гору около 180 лет назад.

Сплав по реке Чуе

Горный Алтай богат не только потрясающими по красоте природными пейзажами, но и местами, путешествие по которым опасно. Однако экстремальный туризм, набирающий популярность, не испугать опасностями, ведь именно в них смысл прохождения маршрута.

Река Чуя — одна из самых сложных рек Горного Алтая, не все профессионалы решаются на сплав по этой реке. Чуя — это буйная горная река, которая является притоком реки Катуни. Протяженность реки Чуи около 320 километров, она берет свое начало в горном леднике, отчего вода в ней мутная, белого цвета. Протяженность туристического маршрута по реке — 84 километра. При этом до места начала сплава придется добираться более 500 километров на внедорожнике.

Новички и любители до сплава по реке Чуе не допускаются. Более того, для того чтобы стать участником туристического маршрута, нужно иметь опыт сплава по рекам третьей (самой опасной) категории сложности. Дело в том, что на Чуе существует большое количество порогов, преодоление которых крайне опасно, так как многие из них достигают четвертой и пятой (наивысшей) категории сложности. Для преодоления таких порогов проводится предварительный осмотр местности с берега, и лишь потом туристам разрешается преодолеть препятствие. Обычно курируют прохождение маршрута 3-4 инструктора, которые следят за сплавляющимися и в случае опасности должны оказать экстренную помощь туристам. Если вы все же решились на такое опасное приключение, как сплав по реке Чуе, необходимо помнить и соблюдать все правила безопасности.