Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Интересные приемы на уроке информатики. Методы и приемы

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими.

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, которые определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека.

  1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  2. Развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного (модульно-рефлексивного) мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области объективно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление.

Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритм действий и схемы логического вывода (т.е. то, что происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

С простейшими «прообразами» информационно-логического моделирования человек имеет дело даже в бескомпьютерном быту: кулинарный рецепт, руководство по эксплуатации пылесоса - все это попытки дать описание реального объекта или процесса. Чем точнее описание, чем легче с ним иметь дело другому человеку. Чем больше в нем ошибок и неопределенностей, тем больше простора для «творческих озарений» исполнителя и тем выше вероятность неадекватного результата.

В области информатики конечным потребителем подобного описания становится не человек, а компьютер, лишенный интуиции и озарений. Поэтому описание должно быть формированным, т.е. составленным с соблюдением определенных правил.

Такое формализованное описание и является информационно-логической моделью.

Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся логического мышления и решению задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.

Итак, развитие логического мышления учащихся - одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе.

Целью данной работы является исследование существующих приемов мыслительной деятельности учащихся на уроках информатики.

изучить основные закономерности развития мышления учащихся общеобразовательных школ;

провести классификацию различных видов мышления, используемых учащимися в зависимости от поставленной перед ними задачи;

выделить основные этапы решения проблемной ситуации;

провести обзор основных типов заданий для развития логического мышления на уроках информатики.

Глава 1. Мышление

1.1 Основные закономерности развития мышления

Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник вырабатывает свой собственный способ умственной деятельности, находит индивидуальный стиль работы, закрепляет навыки пользование мыслительными операциями.

В ряде педагогических исследований последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным действиям, приемам познавательного поиска.

В задачу мышления входит правильное определение причин и следствий, которые могут выполнять функции друг друга в зависимости от условий и времени.

К приемам мыслительной деятельности относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Основными являются анализ и синтез. Остальные же - производные от первых двух. Какие из этих логических операций применит человек, будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. Результатом этого процесса может быть понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Усвоение понятий и развитие психики учащихся в обучении - классическая проблема педагогической психологии. Подлинное усвоение понятий, т.е. свободное и творческое оперирование ими, достигается управлением умственной деятельностью учащихся.

Существенно, что отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что для формирования правильных понятий учащихся надо специально обучать приемам и способам умственной деятельности.

1.2 Виды мышления

Система приемов и способов умственной деятельности помогает учащимся обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений.

В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1).

Таблица 1

Организация

мыслительной деятельности

Виды мышления

  • наглядно-образное (конкретно - образное)
  • наглядно - действенное (конкретно-действенное)
  • абстрактное (словесно-логическое)

По характеру решаемых задач

  • теоретическое
  • практическое.

По степени развернутости

  • аналитическое (логическое)
  • интуитивное

По степени новизны и оригинальности

  • репродуктивное (воспроизводящее)
  • продуктивное (творческое)

Самым ранним (присущим детям в возрасте до 3 лет) является наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

В 4-7 лет у ребенка развивается наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Конкретно-образное , или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

В первые годы обучения в школе происходит развитие абстрактно-логического (понятийного) мышления - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. У школьников среднего и старшего возраста этот вид мышления становится особенно важным.

Абстрактное , или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Оно отражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются наглядно-действенному и образному способу познания. На этом этапе школьники учатся формулировать задания в словесной форме, оперировать теоретическими понятиями, создают и усваивают различные алгоритмы решения задач и деятельности и т.п.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

1.3 Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития

Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. (Приложение 1 ).

В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется.

Психология установила, что простое сообщение знаний, простая передача приемов и способов умственных действий путем показа образца и тренировки не развивает мышления.

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения понимается формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Таким образом, развитие мышления включает в себя:

  1. Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
  2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.
  3. Развитие умений:
    • выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
    • находить главные связи и отношение предметов и явлений реального мира;
    • делать правильные выводы из фактов и проверять их;
    • доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения;
    • раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
    • излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
  4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы.
  5. Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеурочной познавательной деятельности учащихся.

Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.), лежащих в основе любого из них. Формируя и совершенствуя их у учащихся, мы тем самым способствуем развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности.

В качестве критериев развития мышления используются показатели (существенные признаки), свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащихся.

Критерий 1 - степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности. Под этим следует понимать, что учитель должен не только развивать у учащихся умение мыслить, что опосредованно делается на уроке по любому школьному предмету, но и демонстрировать им в явной форе сам процесс этой специфической деятельности и его результаты.

Критерий 2 - степень овладения операциями, умениями и приемами мыслительной деятельности, умение производить рациональные действия по применению их в учебных и внеучебных познавательных процессах.

Критерий 3 - степень умения осуществлять перенос мыслительных операций и приемов мышления, а также навыков пользований ими на другие ситуации и предметы.

Умение осуществлять перенос - это, по мнению ряда психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С. Эриксона, В. Браунелли и др.), важный признак развития мышления.

Критерий 4 - степень сформированности различных видов мышления.

Критерий 5 -запас знаний, их системность, а также появление новых способов усвоения знаний.

Критерий 6 - степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, действовать оперативно.

Критерий 7 - способность усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.

Все критерии неразрывно связаны друг с другом, представляя единое целое.

В настоящее время уделяется особое внимание развитию мышления старшеклассников.

Во-первых, потому, что к этому возрасту у ребенка:

  1. вырабатывается активная жизненная позиция;
  2. отношение к выбору будущей профессии становится более сознательным;
  3. резко возрастает потребность в самоконтроле и самооценке;
  4. самооценка и самосознание становится более выраженными;
  5. мышление делается более абстрактным, глубоким и разносторонним;
  6. возникает потребность в интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов обладают такими качествами, которые позволяют целенаправленно развивать у них мышление. К ним можно отнести высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения.

В-третьих, самосознание старшеклассников переходит на более высокий уровень, что выражается в углублении самоконтроля, самооценки, стремлении к самостоятельности и совершенствованию и в конечном итоге способствует формированию навыков самообразования и самовоспитания.

Глава 2. Развитие логической мышления при изучения раздела «Основы алгоритмизации»

2.1 Формирование понятий

В основе системы знаний учащихся лежит сформированность системы понятий изучаемой предметной области.

Владение понятийным аппаратом в большей степени определяет понимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач. Каждое новое вводимое понятие должно быть четко определено, раскрыта суть изучаемого понятия, кроме того, должны быть определены связи данного понятия с другими понятиями, как уже введенными, так еще неизвестными учащимся.

При формировании понятий информатики необходимо учитывать, что они имеют весьма абстрактный характер (например, понятие «информационная модель», «информация»).

«Педагогическая психология на основе изучения процесса формирования у школьников многих понятий дает следующие рекомендации: чем абстрактнее понятие, тем больше конкретных объектов должно быть подвергнуто анализу с целью выявления существенных его черт, тем шире должно «работать» данное понятие при описании и объяснении конкретных объектов. Лишь на основе анализа конкретных объектов и в процессе использования понятие предстает в своем полном объеме, выделяются все его существенные стороны. В противном случае усвоение понятия имеет словесный, книжный характер, его словесное обозначение не вызывает у учащихся никакой ассоциации.

Логические схемы понятий являются именно таким представлением информации человеку, когда смысловое содержание понятия дополняется не только перечислением признаков данного понятия, но и наглядным представлением его взаимосвязи с другими понятиями.

Включенность понятия в совокупность взаимосвязей помогает появлению дополнительных ассоциаций, закреплению понятия в схемах мышления учащихся, переносу знаний о понятии из одной области на знания из другой областей.

Практика применения логических схем понятий на уроках информатики подтверждает положение о том, что чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом запоминается.

Очень интересна работа учащихся, когда они «подыскивают место» новому понятию в существующей структуре. В процессе такой деятельности обучаемые должны анализировать структуры своих собственных знаний, что помогает им включать новые знания в структуры уже имеющихся знаний и представлений. Самостоятельное составление учащимися информационно-логических схем по незаполненным (пустым) схемам-паутинкам способствует повышению познавательного интереса учащихся, достижению успехов в обучении. Умение систематизировать знания и представлять их в различных видах имеет также самостоятельную ценность для развития мышления учащихся.

Данная форма организации работы на уроках информатики является хорошим пропедевтическим приемом изучения темы «Основы алгоритмизации».

2.2 Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»

Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела - формирование у школьников основ алгоритмического мышления.

Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Алгоритмическое мышление, наряду с алгебраическим и геометрическим является необходимой частью научного взгляда на мир.

Каждый человек постоянно выполняет алгоритмы. Обычно нет необходимости думать о том, какие действия и в каком порядке при этом совершаются. Если же алгоритм требуется объяснить человеку, ранее с ним незнакомому (или, скажем, ЭВМ), то алгоритм необходимо представить в виде четкой последовательности простейших действий.

Любой формальный исполнитель (в том числе и ЭВМ) рассчитан на выполнение ограниченного набора действий (операций). При работе с ним учащиеся сталкиваются с необходимостью построения алгоритмов с использованием фиксированного набора операций (системы команд).

Под алгоритмической культурой школьников понимается совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма и средствами его записи.

Таким образом, понятие алгоритма является первым этапом формирования у учащихся представлений об автоматической обработке информации на ЭВМ.

Алгоритмы используются при решении не только вычислительных задач, но и для решения большинства практических задач.

При построении алгоритмов учащиеся учатся анализировать, сравнивать, описывать планы действий, делать выводы; у них вырабатываются навыки излагать свои мысли в строгой логической последовательности.

Подбирая задания при изучении основных алгоритмических конструкций необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Какие мыслительные операции будут «работать» при ее решении;
  • Будет ли сама постановка задачи способствовать активизации мышления учащихся;
  • Какие критерии развития мышления можно применить в ходе решения этой задачи.

Чтобы при разборе задачи направить обсуждение в нужное русло, рекомендуется использовать побуждающие вопросы. Эти вопросы носят открытый характер, т.е. не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Учащиеся ведут активный и свободный интеллектуальный поиск, сообразно со своими личными мыслительными способностями.

Например, можно использовать следующий блок побуждающих вопросов с последующей фиксацией мыслительных операций, которыми будут пользоваться учащиеся при решении задачи «Дан одномерный массив А, размерность которого равна 10. Определить число элементов в массиве, значение которых кратно 5.»

Вопрос

Мыслительные операции, которыми будут пользоваться учащиеся

  1. Прочитайте задачу. Из скольких этапов, по-вашему, будет состоять ее решение?

(3 этапа - ввод, вывод массива и определение кратности)

1. Анализ задачи (выделение исходных данных, результата), синтез (выделение этапов).

  1. В чем суть математического понятия «кратность»?

(Деление без остатка на заданное число; частное - целое число)

2. Анализ - синтез - конкретизация - обобщение - суждение (ученик должен из множества имеющейся информации выделить нужную - понятие «кратность», вспомнить ее суть, обобщить, сделать вывод).

  1. На основании каких математических законов, правил мы делаем вывод о кратности чисел?

(признаки делимости, таблица умножения).

3. синтез - обобщение - суждение (повторение признаков делимости)

Структурной элементарной единицей алгоритма является простая команда, обозначающая один элементарный шаг переработки или отображения информации. Простая команда на языке схем изображается в виде функционального блока, который имеет один вход и один выход (Приложение 2). Из простых команд и проверки условий образуются составные команды, имеющие более сложную структуру и тоже один вход и один выход. В соответствии с принципом минимальной достаточности методических средств, допускаются всего три базовые конструкции — следование, ветвление (в полной и сокращенной формах), повторение (с постусловием и предусловием). С помощью соединения только этих элементарных конструкций (последовательно или вложением) можно «собрать» алгоритм любой степени сложности.

При разработке алгоритмов необходимо использовать только базовые конструкции и стандартным образом их изображать, что позволит облегчить понимание структуры алгоритма, отвлечься от несущественных деталей и сконцентрировать внимание учащихся на нахождении способа решения задачи.

Использование блок-схемы позволяет высветить сущность выполняемого процесса, дать определение командам ветвления и повторения, которое будет понято учащимися, запомнено и применено в их учебной деятельности.

В ряде учебников первой изучаемой конструкцией после команды следования является цикл, поскольку это дает возможность сократить запись алгоритма. Как правило, это конструкция «повторить n раз ». Такой подход приводит к трудностям в освоении циклов как структуры организации действий, качественно отличающейся от линейной.

Во-первых, другие разновидности цикла с предусловием и с постусловием (цикл «пока», цикл с параметром, цикл «до») воспринимаются как изолированные друг от друга и главный признак — повторяемость действий — не выступает в качестве системообразующего.

Во-вторых, без внимания остаются опорные умения, которые необходимы при разработке циклов: правильное выделение условия продолжения или окончания цикла, правильное выделение тела цикла. Проверка условия в цикле «повторить n раз» практически не видна, и циклический алгоритм часто продолжает восприниматься учащимися как линейный, только иначе оформленный, что порождает неверный стереотип у учащихся в восприятии циклов вообще.

Изучение команды повторения следует начинать с введения цикла с постусловием, поскольку в этом случае учащемуся дается возможность вначале продумать команды, входящие в цикл, и только после этого сформулировать условие (вопрос) повторения этих команд. Если же сразу вводить цикл с предусловием, то учащимся придется выполнять оба эти действия одновременно, что снизит эффективность проведения занятий. В то же время цикл с постусловием рассматривается в качестве подготовки восприятия учащимися цикла с предусловием, обеспечивает перенос знаний на другой вид команды повторения, дает возможность работать по аналогии. Следует обратить внимание учащихся на то, что данные виды цикла отличаются по месту проверки условия, по условию возврата к повторению выполнения тела цикла. Если в команде повторения с постусловием тело цикла выполняется хотя бы один раз, то в команде повторения с предусловием оно может ни разу не выполняться.

Среди определений понятия «команда повторения» в учебной литературе встречается такое: цикл — это команды алгоритма, которые позволяют несколько раз повторить одну и ту же группу команд. В данной формулировке не сказано, почему имеется возможность повторения и сколько раз можно повторять, почему повторяется обязательно группа команд. Опираясь на структурную схему команды повторения (Приложение 2), можно предложить следующее определение.

Повторение - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от соблюдения условия может повторяться выполнение действия.

Заключение

Логическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их логически мыслить.

Логика необходима там, где имеется потребность систематизировать и классифицировать различные понятия, дать им четкое определение.

Для решения данной проблемы необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.

Необходимо:

  • развивать умение проведения анализа действенности для построения информационно-логической модели;
  • научить использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов (с целью развития алгоритмического мышления);
  • вырабатывать умение устанавливать логическую (причинно-следственную) связь между отдельными понятиями;
  • совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся.

В старших классах для учащихся усиливается важность самого процесса учения, его цели, задачи, содержания и методы. Этот аспект оказывает влияние на отношение ученика не только к учебе, но и к самому себе, к своему мышлению, к своим переживаниям.

Изучение алгоритмического языка — одна из важнейших задач курса информатики. Алгоритмический язык выполняет две основные функции. Во-первых, его применение позволяет стандартизировать, придать единую форму всем рассматриваемым в курсе алгоритмам, что важно для формирования алгоритмической культуры школьников. Во-вторых, изучение алгоритмического языка является пропедевтикой изучения языка программирования. Методическая ценность алгоритмического языка объясняется еще и тем, что в условиях, когда многие школьники не будут располагать ЭВМ, алгоритмический язык является наиболее подходящим языком, ориентированным для исполнения их человеком.

Организация материала в виде схем способствует его лучшему усвоению, воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск.

Педагогическая практика показывает, что такое представление учебного материала способствует осмысленному структурированию учащимися воспринимаемой информации и на этой основе - более глубокому пониманию логических закономерностей и связей между основными понятиями изучаемой темы. Структурирование информации должно использоваться как при объяснении учебного материала (краткие конспекты лекций), так и для более эффективной организации практической работы на компьютере (тексты лабораторных работ), для активизации самостоятельной работы учащихся.

  1. Заг А.В. Как определить уровень мышления школьников.
  2. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования систем знаний старшеклассников. М., 1978.
  3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.
  4. Левченко И. В., канд. пед. наук. Московский городской педагогический университет // Информатика и образование №5’2003 с.44-49
  5. Леденев В.С., Никандров Н.Д., Лазутова М.Н. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998.
  6. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Применение логических схем понятий в курсе информатики.
  7. Павлова Н.Н. Логические задачи. Информатика и образование №1, 1999.
  8. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Просвещение, 1973.
  9. Понамарева Е.А. Основные закономерности развития мышления. Информатика и образование №8, 1999.
  10. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Просвещение, 1989.
  11. Самовольникова Л.Е. Программно-методические материалы: Информатика. 1-11 класс.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М., 1999.
  13. Отсев ассоциаций;

    появление предположения

    Проверка предположения

    (не подтвердилось?)

    Появление нового

    предположения

    Решение задачи

    Действие

    Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
    Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

    • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
    • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

    Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
    Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

    Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

    Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

    Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

    Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
    Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
    Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
    Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

    Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
    Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

    Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
    Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
    Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
    Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
    Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
    Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
    Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
    Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
    Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
    Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

    В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
    Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
    Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
    Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
    В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
    Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
    Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
    Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
    Вопрос: Каково будет условие задачи?
    Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
    Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
    Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
    Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

    Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

    • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
    • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
    • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
    • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
    • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

    Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

    • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
    • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
    • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
    • географии: создание презентаций 7 класс

    Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

    Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
    На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

    Литература:

    1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
    3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
    краткое содержание других презентаций

    «Познавательная активность на информатике» - Информатика. Прием повышения занимательности обучения. Метод опоры на жизненный опыт. Развитие познавательной активности. Творческий характер. Творческий характер деятельности. Яркие примеры-образы. Развитие познавательных интересов. Методы стимулирования учения. Основные противоречия. Развитие познавательной активности учащихся на уроке информатики.

    «Критическое мышление на уроках информатики» - Исследовательские методы. Таблица «Знаю – Узнал – Хочу узнать». Пчелиный улей. Технология критического мышления. Учащиеся. Фазы развития технологии критического мышления. Критическое мышление. Информация. Метод синектики. Метод мозгового штурма. Кластеры. Умеющие мыслить. Циклические алгоритмы. Сократовский диалог. Модели. Методы и приемы. Корзина идей. Работа с ключевыми понятиями. Обучение критическому мышлению.

    «Современный урок информатики» - Время. Методы, приемы и средства обучения. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач. Методика системы анализа урока по В.П. Симонову. Содержательная часть. Примерная схема самоанализ урока. Образовательный аспект. Время урока. Подавай материал и учитывай время. Известны основные разделы урока. Структура урока. Организационный момент. Аналитическая часть – самоанализ урока. Пример таблицы план-конспект урока.

    Занимательные задачи. Как организовать урок информатики. Уроки информатики с учетом профиля. Интеграция уроков информатики тесна связана с профилем обучающихся. Мультимедийные презентации. Различные формы уроков. Информатика. Логика. Word. Игровые элементы и занимательные задания. Зачетная работа.

    «Особенности урока информатики» - Знания и умения по информатике. Персональный компьютер используется как объект изучения. Воспитательные цели. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут. Типы уроков. Систематическая работа учащихся на ПК. Организация современного урока информатики. Особенности урока информатики. Учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Структура урока. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля.

    «Контроль на уроках информатики» - Дисковод. При изучении темы «Основы процедурного программирования: разветвленные алгоритмы» можно предложить ряд заданий для решения и самопроверки. Самостоятельная работа. Командные файлы. Контрольная работа. Ребусы. Информация и информационные процессы. Не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Диктант. Дисковод. Компьютер. Организация и формы контроля на уроках информатики.

    Мотивация на уроках информатики

    Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация.
    Согласно Википедии: «Мотивация - это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».
    В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых.

    I. Научно-исследовательская деятельность в школе

    Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления.
    Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность.
    Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).
    Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
    Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
    Существует пять основных видов творческих работ школьников:
    1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
    2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).
    3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.
    4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.
    5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы.
    Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
    Во-первых , включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
    Во-вторых , эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.
    В-третьих , ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
    Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

    II. Творческие задания на уроках

    Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
    На уроках информатики учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
    Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления . Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.
    Например:
    Тема клавиатура. Я использую программу «Емеля» в которой щука подарив Емеле компьютер обучает его работе с устройствами ввода.
    Тема файловая система. Дерево каталогов мы сравниваем с генеалогическим деревом. Ребята с большим удовольствием изображают древо своей семьи (узнавая новое о своих предках) и очень быстро запоминают понятия: корневой каталог, родительский каталог и место положения файлов на диске.
    Определяя место положения файла на диске, мы ищем клад зарытый пиратами.

    III. Творческие домашние задания

    Во-первых, разно уровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем.
    Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику.
    Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой.
    Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
    Диапазон творческих заданий широк:
    1. Кроссворды, чайнворды, ребусы, комиксы, плакаты (результаты на стенде).
    2. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект. Причём по разнообразию идей семиклассники не уступали девятиклассникам. На уроке была проведена пресс-конференция XXV века, где ребята выступали со своими докладами в роли профессоров (результаты на стенде).
    3. При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов (результаты на стенде).
    4. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)
    5. При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения. В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз. В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо. С примером закодированной информации учащиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна.
    Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись.
    Самим написать тайную записку, используя этот код.
    Придумать свои собственные способы кодирования информации.
    6. Знакомясь с различными системами счисления, ребята учатся переводить числа из одной системы счисления и при этом выполняют различные творческие задания. Например: перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отметить точки на координатной плоскости и соединив их получить симпатичного зверька. Ещё больше ребятам нравиться придумывать такие задания самим.
    7. А с каким удовольствием учащиеся 7 класса при повторении и закреплении изученных тем, таких, как «Системы счисления», «Файловая система», «Устройство ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» самостоятельно придумывают вопросы к викторинам, проводят конкурсы «Что, где, когда?», «Миллионер», КВН, «Слабое звено». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках
    8. Старшеклассники оказывают неоценимую помощь, создавая презентации и обучающие программы, позволяющие другим ученикам осваивать.
    9. У меня есть ученики, которым я могу дать опережающее домашнее задание. Например, подготовить тему следующего урока и самостоятельно его провести.
    10. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности: проблемно-реферативного и информационно-реферативного. Например, по таким темам, как «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» и др. ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблемы.

    IV. Коллективное творчество

    Результатом изучения темы «Графический редактор» является проект «Магазин игрушек». При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети.
    Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов рисунка каждый ученик собирает по сети картинку у себя на экране компьютера. При выполнении этого задания используется математический термин «симметрия». После того как освоены первичные навыки работы в локальной сети, школьники применяют их в таких прикладных проектах, как «Вернисаж индивидуальных или групповых рисунков», «Выпуск стенгазеты» (при помощи текстового редактора) и др.
    Работая в текстовом редакторе Microsoft Word, ребята составляют различные кроссворды и сканворды с использованием коллекции Clip Art, таблиц, графики и других возможностей данной программы.
    Изучение темы «База данных» также предоставляет огромные возможности для творческой и познавательной деятельности. Учениками составляются:
    записные книжки, где указаны не только имена и адреса друзей, но и их хобби, вид спорта, которым они занимаются, любимая музыка книги, фильмы и др.
    банк данных любимых артистов (певцов) с перечислением самых известных их ролей (альбомов, песен), фактов из их биографии и др. _

    V. Проблемное обучение

    Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
    1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
    2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
    3. Темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся.
    Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
    4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
    Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как:
    Организация проблемной ситуации.
    Формирование проблем.
    Индивидуальное или групповое решение проблем учащимися.
    Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.

    Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
    составление плана решения проблемы;
    выдвижение и обоснование гипотезы;
    доказательство гипотезы;
    проверка решения проблемы;
    повторение и анализ процесса решения.

    Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
    1. Тема «Алгоритмы». Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
    2. Тема «Графический редактор». Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).
    3. Программирование, изучаем тему «Циклические операторы», проблема: как подсчитать сумму цифр числа, где одна и та же операция должна использоваться несколько раз.
    И т.д.

    VI. Дистанционное (программное) обучение

    Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
    Я использую такой способ обучения при изучении ряда тем, таких как:
    Архитектура компьютера;
    История возникновения компьютерной техники;
    Роль компьютера в современном обществе;
    и т.д.

    VII. Межпредметные связи

    Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение.
    Программа TRAVEL – это путешествие по всем странам и материкам, история их открытия. Знакомство с биографией путешественников. Работая с ней, ребята одновременно учатся работать с компьютером, и знакомятся с важными географическими открытиями, учатся пользоваться справочниками и гипертекстом.
    English – это путешествие по волшебной стране. Через элементы игры ребята получают знания по английскому языку и совершенствуют навыки работы устройствами ввода, учатся пользоваться справочниками.
    Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры.
    Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т.д.
    Здесь мне хочется остановиться и ещё раз сделать упор на то, что у нас тесная связь с предметами: (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика), мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися.
    Например: Графика в Бейсике 8 класс (понятия: параллелограмм, эллипс, дуга, измеряем углы в радианах)

    Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний. Внешнее подкрепление, например, похвала и одобрение, может оказаться не самой оптимальной мотивацией учения. Учителям следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, но не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.

    Информатика как наука о различных способах получения, хранения, передачи и обработки информации предоставляет учителю много возможностей для развития мышления учащихся. В частности, на своих уроках я использую некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ ). С возможностями данной технологии я познакомилась на курсах повышения квалификации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» в апреле 2012 года.

    Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) .

    Через ТРКМ на уроках информатики формируются:

    • образовательная мотивация – активное восприятие учебного материала;
    • ключевая компетентность – формирование коммуникативных навыков;
    • информационная грамотность – развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией.

    Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии (этапы):

    • вызов – актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
    • осмысление – получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми.
    • рефлексия – рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения .

    Существует большое множество приемов технологии развития критического мышления, но не все они подходят для уроков информатики. В настоящее время я использую на различных этапах урока следующее приемы:

    I. Классификация . Перед классом демонстрируются некоторые предметы, учащимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение .

    II. Перепутанные логические цепочки. Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления .

    III. Кластер. Выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

    В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические особенности использования вышеназванных приемов ТРКМ на различных этапах урока информатики. Кроме того, в своей статье я остановлюсь на возможностях такого инструмента, поддерживающего динамическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке, каким в настоящее время является электронная интерактивная доска.

    I. Классификация . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, во 2 классе при изучении темы «Одинаковые и разные цепочки» (УМК Семенова А.Л., Рудченко Т.А. ) на стадии вызова учащимся предлагается следующее задание (см. скрин-шот экрана доски на рис. 1). Учащиеся выдвигают свои гипотезы по поводу признаков, существенных для объектов, изображенных на доске. После того, как все мнения выслушаны, учитель предлагает учащимся выполнить задание на доске (у доски успевают поработать двое учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки). После выполнения задания (см. скрин-шот экрана доски на рис. 2) учащиеся самостоятельно формулируют тему (см. выше) и цели занятия (сравнивать цепочки, находить в наборе одинаковые и разные цепочки).

    II. Перепутанная логическая цепочка. Данный приемможно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. Например, в 6 классе при изучении темы «Алгоритм» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии осмысления учащимся предлагается восстановить правильную последовательность заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 3). При выполнении задания у доски могут поработать несколько человек, строя различные правильные (по их мнению) алгоритмы заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 4). После обсуждения каждого из алгоритмов учитель выводит на экран страницу флипчарта с правильным решением (см. скрин-шот экрана доски на рис. 5), и учащиеся могут сравнить свои алгоритмы с образцом (эталоном). Использование интерактивной доски в данном случае обеспечивает более эффективную отработку новых понятий за счет наглядности, путем вовлечения детей в активную познавательную деятельность, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

    III. Кластер. Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, в 8 классе при изучении темы «Основные компоненты компьютера» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии рефлексии учащимся предлагается составить кластер, помогающий понять иерархическую структуру групп устройств компьютера (см. скрин-шот экрана доски на рис. 6). Данное задание позволяет поработать у доски, по крайней мере, пяти ученикам, остальные подсказывают работающим у доски, а при необходимости могут выйти к доске и исправить недочеты своих одноклассников. После построения правильной (на взгляд учащихся) схемы и ее обсуждения (см. скрин-шот экрана доски на рис. 7) учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свой кластер с эталоном (см. скрин-шот экрана доски на рис. 8). Задания подобного рода помогают учащимся выполнять в дальнейшем задания на систематизацию информации не только на уроках информатики, но и на других школьных предметах.

    Можно сделать вывод, что использование на уроках информатики вышеназванных приемов помогает систематизировать изучаемую информацию, т.е. информация приводится к определенному виду, отображается в определенной завершенной форме, что наполняет ее определенным смыслом и значением. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    В заключение хочу отметить следующие преимущества использования интерактивной доски в рамках применения ТРКМ:

    1) приобретение учащимися новых навыков работы с интерактивным оборудованием;
    2) активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
    3) улучшение темпа и течения урока (на выполнение заданий требуется меньше времени);
    4) повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа изложения материала.

    Конечно, используя интерактивную доску в образовательном процессе, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

    1) большие временные затраты учителя на подготовку к уроку (поиск в Интернете подходящих презентаций, Flash-роликов, программ, тестов, разработка собственных презентаций и флипчартов);
    2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
    3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
    4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

    Используемые ресурсы:

    1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
    4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006.
    5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
    6. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
    7. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
    8. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
    9. Интерактивные доски Hitachi // Инфологика.