Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Club k ракетный комплекс. Ракетный комплекс «Club-K» в морском контейнере

… бой был неизбежен. В 17:28 сигнальщики спустили голландский флаг, и на гафеле взвилось полотнище со свастикой - в этот же миг рейдер «Корморан» (нем. баклан) дал залп в упор из своих шестидюймовок и торпедного аппарата.

Смертельно раненый австралийский крейсер «Сидней» последним усилием всадил в немецкого бандита три снаряда и, объятый пламенем от носа до кормы, вышел из боя. На рейдере ситуация тоже складывалось скверно - снаряды насквозь прошили «Корморан» (быший дизель-электроход «Штайермарк») и вывели из строя трансформаторы ГЭУ. Рейдер потерял ход, возникли обширные пожары. Ночью немцам пришлось покинуть корабль, в это время на горизонте все еще виднелось зарево умирающего «Сиднея»…

317 немецких моряков высадились на побережье Австралии и, соблюдая образцовый порядок, сдались в плен; дальнейшая судьба крейсера «Сидней» неизвестна - из 645 человек его экипажа не спасся никто. Так завершился уникальный морской бой 19 ноября 1941 г., в котором вооруженный гражданский корабль потопил настоящий крейсер.

Где умный спрячет лист? В лесу

Контейнерный комплекс ракетного Club-K внешне представляет собой набор из трех стандартных 20- или 40-футовых грузовых контейнеров, в которых располагаются универсальный стартовый модуль, модуль боевого управления и модуль электропитания и вспомогательных систем. Оригинальное техническое решение делает «Клаб» практически необнаружимым до момента его применения. Стоимость комплекта - полмиллиарда рублей (откровенно говоря, не так уж мало – столько же стоит, например, вертолет Ми-8).

«Клаб» использует широкий спектр боеприпасов: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», ракеты 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ комплекса «Калибр» для поражения надводных и наземных целей. Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы.

Аналоги

В широком смысле - практика маскировки оружия известна со времени зарождения Человечества.
В узком смысле - аналогов комплекса «Клаб» не существует.


ABL на корме атомного ракетного крейсера USS Mississippi


Из наиболее близких по назначению систем, мне удалось вспомнить лишь бронированную пусковую установку Armoured Box Launcher (ABL) для запуска «Томагавков». ABL устанавливались в 80-е годы на эсминцах типа «Спрюэнс», линкорах, а также на вертолетных площадках атомных крейсеров типа «Вирджиния» и «Лонг Бич». Разумеется, никакой универсальности не предусматривалось – ABL представляла собой компактную пусковую установку коробчатого типа и применялась исключительно на военных кораблях. ABL была снята с вооружения после появления новой УВП Марк-41.

Club-K для нападения

Если самурай вынимает меч из ножен на 5 сантиметров – он должен обагрить его кровью. Особым шиком считалось умение убить врага одним движением, лишь на мгновение показав оружие и спрятав его назад. Эти древние правила лучше всего подходят для описания советских «поездов особого назначения». Стратегический ракетный комплекс железнодорожного базирования РТ-23УТТХ «Молодец», гарантированно обеспечивал противнику «билет в один конец».

Разработчики комплекса «Клаб» часто проводят аналогию между своим изделием и РТ-23УТТХ. Но здесь существует следующий «нюанс»: железнодорожный комплекс с МБР «Молодец» предназначен для превентивного/ответного ядерного удара в случае глобальной войны; подразумевается, что повторного выстрела уже не потребуется. Такое оружие нужно по возможности прятать и маскировать, чтобы в нужный момент неожиданно «выхватить из ножен» и одним ударом поразить противника на другом конце Земли.

В отличии от по настоящему грозного РТ-23УТТХ, комплекс «Клаб» - тактическое оружие и его мощность не столь велика, чтобы одним, десятью или даже сотней запусков покончить с силами противника.


Во время «Бури в пустыне» ВМС США выпустили по иракским позициям 1000 крылатых ракет «Томагавк». Но применение колоссального количества «Томагавков» не решило исход локальной войны – для «закрепления» полученного эффекта понадобилось еще 70 000 боевых вылетов авиации!
Что, собственно, мешало силам Коалиции продолжить обстрел иракских позиций «Томагавками»? Непомерная цена крылатых ракет - 1,5 миллиона долларов! Для сравнения: стоимость одного часа полета истребителя-бомбардировщика F-16 составляет 7 тыс. долларов. Стоимость бомбы с лазерным наведением – от 19 тыс. долларов. Боевой вылет самолета обходится в десятки раз дешевле крылатой ракеты, при этом тактический бомбардировщик выполняет свою «работу» качественнее, оперативнее и может наносить удары из положения «дежурство в воздухе».

Применение крылатых ракет по обычным целям слишком неэффективно и расточительно: «Томагавки» всегда используются только в комплексе с авиацией и наземными силами, как вспомогательное средство для подавления ПВО и уничтожения важнейших объектов в первые дни войны. Поэтому во время локальных операций ракетный комплекс «Клаб» теряет свое преимущество – скрытность. Какой смысл маскировать ПУ под грузовой контейнер, если в течении нескольких месяцев в район проведения операции на глазах у всего мира перебрасываются тысячи единиц бронетехники, миллион солдат и сотни боевых кораблей (именно столько сил потребовалось для проведения «Бури в пустыне»). Просто установить несколько комплектов «Клаб» на контейнеровоз, и организовать поход к берегам «вероятного противника» – бессмысленно с военной точки зрения.

Club-K в обороне

Специалисты ОАО «Концерн Моринформсистема-Агат» позиционируют свой ракетный комплекс «Клаб» на мировом рынке как идеальное оружие для развивающихся стран – простое, мощное, а главное в нем реализован столь любимый российскими конструкторами принцип «ассиметричности» - для примера, годовой объем перевозок в Китае составляет более 75 млн стандартных контейнеров! Обнаружить в таком грузопотоке три контейнера с «сюрпризом» не представляется никакой возможности.
Беспримерная скрытность комплекса «Клаб» позволяет, в теории, уравнять шансы сильных и слабых армий. На практике ситуация несколько сложнее: комплект из трех «стандартных 40-футовых контейнеров» сам по себе еще не являются оружием, т.к. перед ракетным комплексом «Клаб» остро стоит проблема внешнего целеуказания и связи.


20-футовый контейнер Club-K с ПУ для запуска противокорабельных ракет "Уран"


В армиях блока НАТО хорошо понимают, что целеуказание и связь – камни преткновения перед разработчиками любого оружия, поэтому предпринимают беспрецедентные меры для разрушения коммуникаций противника – в зонах локальных конфликтов небо гудит от самолетов радиотехнической разведки и РЭБ. Радиолокаторы, радиовышки, командные центры и узлы связи первыми подвергаются ударам. Авиация, используя специальные боеприпасы, выводит из строя электроподстанции и обесточивает целые районы, лишая противника возможности воспользоваться мобильной и телефонной связью.
Наивно полагаться на систему GPS – специалисты НАТО знают, как испортить противнику жизнь: во время агрессии в Югославии GPS выключили по всему миру. Американская армия может легко обойтись без этой системы – «Томагавки» наводятся с помощью TERCOM – системы, самостоятельно сканирующей рельеф; авиация может использовать радиомаяки и военные системы радионавигации. Эта ситуация исправилась только с появлением у России собственной системы глобального позиционирования «Глонасс».

Качественные данные для выработки боевого задания крылатой ракеты могут быть получены только с космических аппаратов или разведывательных самолетов. Второй пункт исключается сразу – в локальной войне господство в воздухе сразу же перейдет к более сильной стороне. Остается лишь получение данных со спутника, но здесь возникает вопрос о возможности приема информации в условиях жесткого радиоэлектронного подавления, а работающая электроника демаскирует позицию тактических ракет.

Немаловажным фактором является то, что грузооборот стандартных 40-футовых контейнеров в странах «третьего мира» (а именно они – перспективные заказчики комплекса «Клаб») достаточно ограничен. Приведенная выше цифра 75 миллионов касается лишь Китая с его суперпромышленностью и миллиардным населением. США, Япония, Тайвань, Сингапур, Ю. Корея, страны Еврозоны – вот основные эксплуатанты «стандартных 40-футовых контейнеров».


Контейнерный терминал в штате Нью-Джерси

Три контейнера, стоящие среди африканских трущоб сразу вызовут подозрения, учитывая, что обработку и анализ спутниковых снимков выполняет ЭВМ, мгновенно отмечающая все нюансы. 12-метровые контейнеры не могут сами появиться в нужном месте – необходимы трейлеры и автокран - такая возня сразу привлечет внимание. Тем более, сейчас любой военный специалист в мире знает, что в контейнерах может находиться комплекс «Клаб» (в принципе, в подозрительных контейнерах может быть любое оружие, поэтому их следует уничтожить).

И третий вопрос – против каких целей в оборонительной операции может быть применен комплекс «Клаб»? Против наступающих танковых колонн? Но потеря одного-двух танков никак не повлияет на наступление агрессора. Против вражеских аэродромов? Но они далеко, а максимальная дальность стрельбы ракет «Калибр» - 300 км. Удары по местам высадки на побережье? Хорошая идея, но, даже без учета вероятности прорыва ВПО, несколько ракет с 400 кг боевой частью не нанесут серьезный ущерб.

Club-K как противокорабельное оружие

Наиболее реалистичный вариант применения ракетного комплекса. Несколько контейнеров на побережье могут обеспечить контроль территориальных вод и проливных зон; защиту военно-морских баз и инфраструктуры побережья, а также обеспечить прикрытие на десантоопасных направлениях.
Проблемы все теже – стрельба на максимальную дальность возможна лишь с применением внешнего целеуказания. В обычных условиях дальность обнаружения надводных целей ограничивается радиогоризонтом (30…40 километров).

Но тогда в чем отличие комплекса «Клаб» от уже принятых на вооружение мобильных береговых ракетных комплексов Бал-Э? Отличие только одно – скрытность. Но визуальная скрытность – не самое надежное средство. В боевых условиях включенная РЛС однозначно демаскирует местонахождение ракетной позиции, а самолеты радиоэлекронной разведки могут засечь работу электронной аппаратуры комплекса.

С другой стороны, самоходных Бал-Э на шасси высокой проходимости можно загримировать под что угодно и спрятать в любом портовом ангаре. Бал-Э, как и Клаб, может использовать противокорабельные ракеты Х-35 «Уран». В принципе, опыт оригинальной маскировки ракетных позиций известен еще со времен Вьетнама, и для этого не требуется покупать пусковую установку за полмиллиарда рублей.


Чтобы угадать в каких контейнерах Club-K, придется потопить красивое судно


Что касается идеи установить контейнеры на небольшие суда и контейнеровозы, используя их в океане как эрзац-ракетоносцы для уничтожения кораблей ВМС «вероятного противника», то практика установки оружия на торговые суда известна еще со времен каравелл Колумба. В начале статьи был приведен случай удачного применения немцами гражданского судна – «Корморан», используя фактор неожиданности и беспечность команды «Сиднея», нанес превентивный удар и уничтожил крупный военный корабль.
Но… с развитием авиации и средств радиолокации идея «рейдера» исчезла в небытие. Оснащенные современной электроникой, самолеты палубной и базовой патрульной авиации, проверяют за час сотни тысяч квадратных километров поверхности океана – рейдеру-одиночке уже не удастся так просто исчезнуть на бескрайних морских просторах.

Мечтая об «ударном контейнеровозе», в одном из контейнеров которого притаилась ПУ системы «Клаб», нужно решить следующие проблемы: во-первых, кто выдаст контейнеровозу целеуказание на дальности 200 километров? Во-вторых, контейнеровоз, появившийся в зоне боевых действий может быть легко взят на абордаж или уничтожен, как представляющий потенциальную угрозу. Для ВМС США это привычное мероприятие - 1988 году американские моряки сбили пассажирский «Эйрбас» авиакомпании Air Iran и даже не принесли извинений. Не стоит забывать, на контейнеровозе нет каких-либо средств самообороны (а их установка сразу же демаскирует гражданский корабль), а во время операции «Буря в пустыне» ВМС США и Королевский военно-морской флот Великобритании за просто так перестреляли в зоне боевых действий все плавсредства крупнее шлюпки – особенно свирепствовали британские вертолеты «Линкс», уничтожившие с помощью миниатюрных ракет Sea Skua множество патрульных катеров и траулеров, переоборудованных в тральщики.

Заключение

Мудрый Лао Цзы как-то сказал: «Посылать в бой неподготовленных людей – значит предавать их». Я категорически против любых «ассиметричных» средств. В современных условиях их применение приводит к еще большим людским потерям, т.к. никакие «дешевые ассиметричные средства» не могут противостоять отлично оснащенным и подготовленным армии, авиации и флоту. Я всецело за развитие настоящих боевых систем и постройку настоящих боевых кораблей, а не «контейнеровозов с ракетами».

Что касается перспектив оригинального ракетного комплекса Club-K («доступное стратегическое оружие» по мнению его создателей), то я не вправе здесь делать каких-либо выводов. Если Club-K будет иметь успех на мировом рынке, то это будет лучшим опровержением всех военных теорий, хотя это уже проблемы Открытого Акционерного Общества «Концерн Моринформсистема-Агат».


Гораздо приятнее тот факт, что крылатые ракеты семейства «Калибр» имеют диаметр 533 мм, а значит, приспособлены для запуска из торпедных аппаратов российских атомных «Щук». Вот это настоящая российская боевая система!

Примечание. Немецкий вспомогательный крейсер «Корморан» был крупным кораблем полным водоизмещением 8700 тонн. Запас топлива позволял ему четырежды обойти вокруг Земного шара (без каких-либо атомных реакторов!). Вооружение рейдера – 6 х 150 мм орудий, 6 торпедных аппаратов, 2 гидросамолета, сотня морских мин.


КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K»
CONTAINER COMPLEX MISSILE WEAPONS «CLUB-K»

Мобильно-модульный ракетный комплекс CLUB-K, не имеющий аналогов в мире, открывает новую страницу в создании оборонительного оружия нового поколения. Он разработан в ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат».
Разработкой этой системы наша страна не только доказала, что может в кратчайшие сроки создавать и выводить на рынок принципиально новые системы вооружения. Отечественные специалисты фактически открыли революционное направление в проектировании военной техники.

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Club-K» предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами. Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Функционально комплекс «Club-K» состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). В Универсальном стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты. УСМ предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров.

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Club-K» предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ.
Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы.

Комплекс «Club-K» размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.
Функционально комплекс «Club-K» состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).
В Универсальном стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты. УСМ предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров.

МоБУ обеспечивает:
— повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
— прием ЦУ и команд на выполнение стрельбы;
— расчет исходных данных стрельбы;
— проведение предстартовой подготовки;
— выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.
МоБУ и МЭЖ могут быть конструктивно оформлены и изготовлены в виде отдельных стандартных морских контейнеров.

ОСОБЕННОСТИ:
— Возможность применения с любых наземных и морских платформ
— Оперативность доставки и установки на носитель или береговую позицию
— Поражение надводных и наземных целей
— Возможность наращивания боекомплекта
Применяемые ракеты
3М-54КЭ (3М-54ТЭ) и 3М-54КЭ1 - крылатые ракеты для поражения надводных целей;
3М-14КЭ (3М-14ТЭ) - крылатые ракеты для поражения наземных объектов;
Х-35УЭ - крылатые ракеты для поражения надводных целей.

Ракетная система Club-K впервые была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем LIMA-2009, проходившей с 19 по 22 апреля 2009 года в Малайзии. На II международной военной выставке и конференции «ДИМДЕКС-2010», проходившей 29–31 марта 2010 года в Дохе (Катар), в российской экспозиции были представлены данные о новых системах ракетного семейства Club. Это береговой комплекс ракетного оружия Club-M, модульный комплекс ракетного оружия Club-U и контейнерный комплекс ракетного оружия Club-К.

ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге, а затем и МАКС-2011 в Жуковском представил уникальную открытую экспозицию, на которой впервые были представлены натурные образцы новейшего контейнерного комплекса ракетного оружия «Club-K» в двух вариантах исполнения: 40-футовый контейнер с ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ; 20-футовый контейнер с ракетами Х-35УЭ. Как стало известно, «Club-K» недавно вернулся с полигона.

На выставке «Технологии в машиностроении — 2012» Концерн «Моринформсистема-Агат» показал ККРО и продемонстрировал возможность применение новейшей крылатой ракеты Х-35УЭ с системой целеуказания и обнаружения цели. Функционально комплекс «Клаб-К» включает универсальный стартовый модуль (УСМ), модуль боевого управления (МоБУ) и модуль энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). В общем случае, система может быть выполнена в одномодульном исполнении.
ООО “НПО “ПРОГРЕСС” предлагает техническое решение по использованию в контейнерных комплексах ракетного оружия типа “Клаб-К” изделие ГАЛС-Д2-4, включающего в себя высокоточную инерциально-спутниковую систему выполняющую функции высокоточной топопривязки с точностью не хуже 0.7 д.у., наведения и навигации.

ОАО «ЦКБ «Титан» на Международном форуме «Технологии в машиностроении-2012» продемонстрировало специалистам одну из своих недавних разработок, универсальный стартовый модуль контейнерного комплекса ракетного оружия «Сlub-K». Его представлял генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан», доктор технических наук Виктор Шурыгин. «В данном показе мы участвовали вместе с головным разработчиком этого комплекса, российским концерном «Моринформсистема – Агат». «Живая» техника – это не фотографии, не макеты и даже не фильмы, результативность ее просмотра всегда неизмеримо выше. Но постоянно возить на дальние расстояния крупногабаритные образцы своих изделий отечественные производители позволить себе не могут. И в этом смысле очередной форум в Жуковском особенно важен для всех участников и гостей», — прокомментировал ситуацию В.Шурыгин.

Успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ракетой Х-35УЭ прошли в сентябре 2012 года, сообщил источник в концерне «Моринформсистема-Агат», проводившем испытания. «Программа бросковых испытаний выполнена полностью. Специалисты оценивают их как успешные», – сообщил источник.
По его словам, в ближайшее время пройдут аналогичные испытания комплекса «Клаб-К» с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э.
«Проведенные испытания еще раз показали, что заказчикам предлагается не модель или макет, а действующий контейнерный комплекс ракетного оружия, позволяющий превратить любое судно в ракетный корабль», – сказал он. Он напомнил, что комплекс «Клаб-К» демонстрировался на ряде международных выставок и вызвал большой интерес у зарубежных заказчиков.
Комплекс «Клаб-К» размещается в стандартном железнодорожном контейнере. Обнаружить его можно только во время пуска ракет, когда комплекс приводится в боеготовое состояние. В другое время внешне это обычный железнодорожный контейнер.

По мнению руководителя концерна, в котором разработали CLUB-K, Георгия Анцева, приходит эпоха модульного вооружения. Боевые системы будут собираться из своеобразных кубиков. И Россия в этом направлении становится своеобразным законодателем моды.

Идея размещения различных боевых систем в специальных мобильных модулях не нова. Однако лишь у нас догадались в качестве таких модулей использовать стандартные контейнеры — 20 и 40 футовые. В них спрятаны многоцелевые ракеты типа Х-35УЭ, 3М14, 3М54, а также системы разведки и боевого управления. Предполагается использование беспилотных вертолетов оригинальной конструкции.

Из кубиков-контейнеров можно легко и быстро собирать оборонительные ракетные системы любой мощности и любого назначения, а затем скрытно перемещать в зону возможных боевых действий. Любой контейнеровоз с комплексами Club-K, становится ракетоносцем с сокрушительным залпом. А любой эшелон с такими контейнерами или конвой большегрузных автомобилей-контейнеровозов — мощными ракетными подразделениями, способными появиться там, где враг не ждет.

Ноу-хау не только в высокой мобильности, но и простоте обслуживания, а также одноразовости применения. Отпадает необходимость наличия специальных и дорогих транспортных средств, транспортно-заряжающих машин, многого другого, что требуется в классических ракетных системах.
Затраты любого государства на такое ракетное вооружение становятся доступными. Не случайно, интерес к CLUB-K на мировом рынке вооружений растет. Кстати, появление первых таких систем еще в виде макетов на международных выставках кое-кого на Западе даже испугало. Тем более что одно из смысловых содержаний английского слова «club» — дубина. А уж русская дубина сокрушит что угодно.

Концерн «Моринформсистема-Агат» провел на международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники ЛИМА-2013 в Малайзии ряд встреч и переговоров по вопросу поставки на экспорт нового контейнерного ракетного комплекса «Клаб-К». «Интерес к комплексу проявлен достаточно большой, переговоры мы провели. Причем, это уже не первые переговоры, мы двигаемся потихоньку вперед», — сказал генеральный директор, генеральный конструктор концерна «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев.
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое гражданское грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу военным кораблям и грузам.
Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают «Клаб-К» всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если этот ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)
КОНЦЕРН «МОРИНФОРМСИСТЕМА-АГАТ»
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ
3М-54КЭ 3М-54КЭ1 3М-14КЭ Х-35УЭ
Вид боевой части проникающая фугасного действия фугасного действия осколочно-фугасная проникающего типа
Дальность стрельбы, км 12,5-15…220 12,5-15…275 до 275 до 260
Скорость полета маршевой ступени, м/с 180…240 180…240 180…240 260…280
Максимальная скорость боевой ступени, м/с не менее 700

Западные партнеры России, по крайней мере в СМИ, обеспокоились очередным нашим новшеством – ракетным комплексом (РК) «Клаб-К» в контейнерном исполнении. По их мнению, это чудо-оружие, мощная ударная система, опасная в руках слабого, но агрессивно настроенного противника. Разработчики же РК утверждают, что он всего лишь эффективное средство сдерживания.

Оказывается, контейнерный вариант размещения ракетного оружия имеет свою предысторию, рассказ о которой позволяет однозначно решить вопрос: в какой степени в новинке использовались ранее известные технологические решения?

Технологические предпосылки

На предприятиях ОПК постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия при тех же или лучших боевых характеристиках. Вспомним первые отечественные крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) – КСС, КСЩ и П-15. Они размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Прошло немного времени, и их сменили контейнеры. Это позволило сделать пусковые системы и сами КРМБ более компактными. Последние стали оснащаться складными крыльями. Принятые решения увеличили корабельный боезапас.

“ Ракеты комплекса «Клаб-К» находятся в стандартных транспортных контейнерах, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями ”

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, малогабаритных двигателей, ракетного топлива, взрывчатых веществ, что обеспечило разработку малогабаритных крылатых ракет. В США приняли на вооружение противокорабельную ракету (ПКР) «Гарпун», стратегическую КРМБ «Томагавк». Во Франции – ПКР «Экзосет». В СССР – ПКР Х-35 и КРМБ «Клаб». Позже в контейнеры, фактически превратившиеся в ракетные модули, начали устанавливать от двух до четырех КР. Затем появились подпалубные сотовые пусковые. Для корабельного варианта РК «Клаб» предусмотрено такое размещение.

Однако все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к комплексу «Клаб-К». Его ракеты находятся в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями. Преимущества – скрытность и маскировка. Найти в огромном объеме транспортируемых грузов контейнер с оружием практически невозможно, а перебрасывать чрезвычайно удобно.

Подобная ситуация в свое время сложилась с отечественными боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперимент, суть которого заключается в следующем: на крупный железнодорожный узел перегоняется состав с БЖРК, затем проводится фотографирование из космоса, далее специалисты должны найти комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. Поэтому американцы настояли на запрещении передвижения БЖРК в мирное время вне баз постоянной дислокации. Речь шла о ракете длиной 23 метра и весом больше 100 тонн. Другое дело – «Клаб» длиной всего шесть – восемь метров и весом чуть более двух тонн.

Нереализованный замысел

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов в СССР проводились работы и по контейнерному базированию авиации ВМФ. Предполагалось за счет размещения самолетов на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев (как наши западные союзники по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны) и вертолетоносцев.

Размещение вертолетов Ка-252 (после принятия на вооружение – Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только на авианесущие крейсера, но и на гражданские суда открывало заманчивые перспективы. С целью проверки его практической осуществимости в сентябре 1983-го по приказу главкома Военно-морского флота С. Г. Горшкова летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР посадили боевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 на палубу теплохода «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Вначале это сделал 14 сентября старший летчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов.

Государственные испытания (18 полетов) провели пилоты В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». В результате выяснилось, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 на 24 метра), выделенной для СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалось, что гражданские суда могут использоваться в качестве «мини-авианосцев». Тем не менее когда стали считать, сколько контейнеров нужно переоборудовать и хранить в мирное время, от замысла отказались.

Не только у нас в стране

Работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились и на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки сформировать мощную военно-морскую группировку, обратив особое внимание на ее авиационную составляющую. Ведь вдали от родных берегов без поддержки с воздуха обойтись не просто трудно, но и невозможно. Тогда, в 1982 году англичане поместили в судовые контейнеры комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров», а также установки ПВО, погрузили их на транспорт «Атлантик Конвейор» и послали в Южную Атлантику.

В настоящее время оружейные контейнерные модули – ключевые элементы американских программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на экспериментальном корабле FSF-1 Sea Fighter должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug and play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug and fight («включай и сражайся»).

Однако сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания «Блом+Фосс» (Blohm+Voss) с 70-х годов XX века разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия. На сегодня произведено более 1500 модулей MEKO. Они установлены примерно на 60 кораблях. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Type 1C. Обеспечена глобальная транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю. Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь, или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции, или варианты другого назначения.

Малогабаритные МБР

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 80-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной. В 1976-м «Арсеналу» была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной МБР Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК СМ СССР) № 57 от 5 апреля 1976 года и № 123 от 26 мая 1977 года в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны – ЦНИИМаша и 4-го ЦНИИ МО.

Основное назначение комплекса – ответный удар после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, то есть сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования. В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса.

Скрытность от технических средств разведки вероятного противника достигалась путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью за счет транспортировки в процессе боевого дежурства штатными автопоездами – контейнеровозами. Использовались тягачи МАЗ-6422 и полуприцепы МАЗ-9389 с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30.

Снижение вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении обеспечивалось рассредоточением МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты.

Однако создание в СССР малогабаритных МБР не прекратилось. Постановлением № 696-213 от 21 июля 1983 года Московскому институту теплотехники (МИТ) поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с МБР «Курьер». Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов высокой мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных МБР и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен».

Эскизный проект ракетного комплекса «Курьер» был закончен в 1984 году. Прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении. Тем не менее по традиции для МИТа основным стал автомобильный вариант на легком колесном шасси.

Работы по теме «Курьер» завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении создания этой ракеты и ее американского аналога – «Миджетмена». Михаил Горбачев объявил, что Советский Союз не будет в дальнейшем проводить испытания малогабаритных МБР.

Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, New START), в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. Контейнеры с МБР, таким образом, подрывали бы достигнутое доверие и нарушали бы стабильность в стратегической области.

Не подлежит ограничениям

Другое дело – тактическое и оперативно-тактическое оружие. Пока международный контроль его практически не касается, тем более если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает под запрет распространения ракетных технологий. «Клаб-К» занимает именно эту нишу.

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. Британская The Daily Telegraph бьет тревогу: «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет». Информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец». The Daily Telegraph отмечает, что если бы в 2003 году у Ирака имелись РК «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Получается, что идеи разместить оружие в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые. Весь мир в той или иной форме движется в этом направлении. Указанные наработки применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб», которая пользуется стабильным спросом у наших зарубежных покупателей. Все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.

В заключение отметим, что, как сообщили в концерне «Моринформсистема-Агат», 22 августа проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ПКР Х-35УЭ. В ближайшее время пройдет аналогичный экзамен комплекс «Клаб-К» с ПКР 3М-54Э и КРМБ 3М-14Э (для уничтожения наземных целей). Таким образом, семейство РК «Клаб» стало универсальным и теперь способно поражать корабли и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине.

Впервые ракетная система «Клаб-К» была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей в апреле 2009 года в Малайзии. В России же «Клаб-К» был показан широкой публике в Петербурге на военно-морском салоне «МВМС-2011». Система представляет собой пусковую установку с четырьмя противокорабельными крылатыми ракетами Х-35УЭ, а также ракет типа 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1 и 3М-14КЭ.

Комплекс выглядит как стандартный морской (20 или 40-футовый) грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить «Клаб-К» до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно. Функционально комплекс «Клаб-К» состоит из универсального стартового модуля (УСМ), модуля боевого управления (МБУ) и модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит, по разным оценкам, около 10…15 млн. долларов.

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Клаб-К» вызвал настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.

На самом деле ситуация гораздо хуже. Она просто катастрофическая. Дело в том, что в любой прилично развитой стране все порты и железнодорожные станции просто забиты 40-футовыми контейнерами. Эти контейнеры, кроме того, широко применяются в качестве временных складов и для размещения бытовок рабочих, а также для техники - например, в них монтируются модульные мазутные и газовые котельные, дизельные электростанции, резервуары с жидкостями и так далее.

Таким образом, вся территория страны заставлена десятками и даже сотнями тысяч таких контейнеров. Которые из них содержат внутри ракеты? Как это определить? Гражданский транспорт прекрасно приспособлен для перевалки таких грузов. Огромное количество железнодорожных платформ, речных и морских судов и даже грузовых трейлеров могут перевозить такие контейнеры.

«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое гражданское грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу военным кораблям и грузам.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают «Клаб-К» всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если этот ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире.

«Эта система дает возможность для распространения крылатых ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, - оценивает потенциал «Клаб-К» консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. - Благодаря тщательной маскировке и высокой мобильности вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».

Основным элементом ракетной системы «Клаб» является универсальная ракета «Альфа», которая была продемонстрирована в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби и на международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в г. Жуковский. В том же году она была принята на вооружение.

По западной классификации ракета получила обозначение SS-N-27 Sizzler («шипелка», за характерный шипящий звук при старте). В России и за рубежом она обозначалась как «Клаб» (Сlub), «Бирюза» (Biryuza) и «Альфа» (Alpha или Alfa). Впрочем, это все экспортные названия - отечественным военным эта система известна под шифром «Калибр».

Первым иностранным заказчиком ракетной системы Club морского базирования стала Индия. Ракетные комплексы надводного и подводного базирования установлены на фрегатах проекта 11356 (тип «Talwar») и дизельных подводных лодках ВМС Индии проекта 877ЭКМ, построенных российскими предприятиями. На закупленных ранее подлодках комплекс Club устанавливается при проведении на них работ по ремонту и модернизации.

Ракетная система Club поставляется также и Китаю, достигнуты договоренности о поставках еще нескольким странам. Иран и Венесуэла уже высказали свою заинтересованность в приобретении новинки, сообщает Sunday Telegraph.

Но до сих пор речь шла о системах «Клаб» (Club) морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же российские разработчики сделали революционный шаг - поставили корабельные ракеты в стандартный контейнер и добились их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.

При этом формально ракеты «Клаб-К» не подпадают ни под какие ограничения. Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.

Чем напугал «Клаб-К» военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового - комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель). Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 км от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.

Главное здесь другое - весь комплекс исполнен в виде стандартного 20 или 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи. Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком. Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет «Скальпель» времен СССР!

Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь. Ракеты крылатые, «это средство береговой обороны» - и точка!

Само собой, что при нападении в первую очередь подавляются средства ПВО, а после разносится в пух и прах береговая оборона. Но здесь нечего разносить - сотни, а то и тысячи и даже десятки тысяч ложных целей (обычных контейнеров, которые кто-то метко назвал «эритроцитами мировой торговли») просто не позволят допустить ни пуха, ни праха.

Это заставит авианосцы держаться подальше от берега, тем самым ограничивая дальность применения с них авиации - это раз. Если дошло до высадки десанта, то часть контейнеров может «открыться» и пустить десантные корабли на дно - это два. А ведь хрен с ними, с кораблями - но там же десант, главная ударная сила и техника, потери которой оперативно невосполнимы.

Ну и третье - это позволяет держать поближе к побережью более серьезные средства поражения и резервы. Ведь авианосцы мы отогнали, и их возможности воздействия на берег сильно редуцированы.

Конечно, неплохо было бы и береговые средства ПВО запрятать вот в такие контейнеры. Тогда точно - морские границы будут на замке. И, конечно же - торговать, торговать и еще раз торговать этими системами. Ведь защищаться никому не возбраняется.

А теперь давайте разберёмся - действительно ли так страшен «Клаб-К», как его малюют? Надо сказать, что в семейство «Клаб» сейчас входит несколько крылатых ракет различного назначения, дальности и мощности.

Наиболее мощная из них – крылатая противокорабельная 3М-54КЭ, созданная на базе ракеты «Гранат», предназначенной как раз для ударов по авианосцам. Ее полет проходит на скорости 0,8 М (0,8 скорости звука). При подлете к цели она отделяется от маршевого двигателя и разгоняется до 3 Махов – свыше 1 км/с – при высоте полета 5–10 м. Боеголовка высокого проникающего действия содержит 200 кг взрывчатого вещества. Дальность действия ракеты – 300 км.

Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ-54КЭ и ЗМ-54КЭ1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом. Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней.

Ракета ЗМ-54КЭ имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ54КЭ может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.

Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.

На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180-240 м/си, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30-40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э.

АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту -45°, а в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ54КЭ происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее, для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54КЭ средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.

Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54КЭ1 от ракеты ЗМ-54КЭ - отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54КЭ1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54КЭ1 короче почти на 2 метра, чем ЗМ-54КЭ. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся в странах НАТО.

Зато ракета ЗМ-54КЭ1 имеет почти в два раза большую боевую часть (400 кг). Полет ракеты ЗМ-54КЭ1 происходит так же, как и у ЗМ-54КЭ, но без разгона на конечном участке.

Крылатая ракета ЗМ-14КЭ по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-54КЭ1. Разница заключается в том, что ракета ЗМ14КЭ предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.

Что касается новой крылатой ракеты Х-35УЭ, то её мы рассмотрим несколько позже в отдельной статье.

Следует отметить такой факт – в публикациях западных СМИ обходится стороной ряд существенных технических факторов. Например, «Клаб-К» позиционируется его изготовителем – ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» – как универсальный стартовый модуль, в котором размещена подъемная пусковая установка на четыре ракеты. Но чтобы привести комплекс «Клаб-К» в боевое состояние и произвести пуск ракет, требуются еще два таких же 40-футовых контейнера, в которых находятся Модуль боевого управления и Модуль энергопитания и жизнеобеспечения.

Эти два модуля обеспечивают:
- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
- прием целеуказания и команд на выполнение стрельбы через спутник;
- расчет исходных данных стрельбы;
- проведение предстартовой подготовки;
- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

Понятно, что для этого требуются обученный боевой расчет, централизованный командный пункт, спутниковая навигация и связь. Вряд ли это доступно террористам, даже если они из «Хезболлах». Своих спутников у них нет, «Клаб-К», естественно, завязан на российскую космическую группировку и соответствующий контроль.

Настоящее назначение контейнерного комплекса «Клаб-К» – вооружение мобилизованных гражданских судов в угрожаемый период. В случае возможной агрессии прибрежное государство может быстро получить небольшой флот, предназначенный для борьбы с морской ударной группировкой потенциального противника.

Такие же контейнеры, расположенные на побережье, прикроют его от приближающихся десантных судов. То есть это очень эффективное оружие обороны. При этом весьма дешевое – около 15 млн. долларов за базовый комплекс (три контейнера, 4 ракеты). Это на порядок ниже стоимости фрегата или корвета, которые обычно применяются для обороны береговой черты.

«Клаб-К» способен заменить флот и морскую авиацию. Для небогатых государств с протяженной береговой чертой это серьезная альтернатива закупкам дорогой в эксплуатации техники, которая обычно приобретается в странах Западной Европы. Испанские фрегаты, германские подлодки, французские ракетные комплексы, итальянские вертолеты и другое вооружение, комплектующие для которого изготавливаются в полутора десятках стран, могут потерять изрядный сектор рынка.

/По материалам warcyb.org.ru, ru.wikipedia.org и i-korotchenko.livejournal.com/

Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K.

Российский ракетный комплекс Club-K не только позволяет запускать ракеты с любых судов, грузовиков и железнодорожных платформ, но и делает эти пуски незаметными, так как замаскирован под типовой грузовой контейнер. Эксперты Пентагона всерьёз опасаются, что новое российское оружие может полностью изменить мировой военный баланс.

Ракетная система Club-K, о которой пишет «The Daily Telegraph», была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей с 19 по 22 апреля в Малайзии. Система оборудована четырьмя крылатыми морскими или наземными баллистическими ракетами. Комплекс выглядит как стандартный 12-метровый грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить Club-K до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно. Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит около 15 млн долларов.

Как отмечает британское издание, контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K вызывает настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.


«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают Club-K всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире. Ранее США уже высказывали немалое беспокойство, когда Россия собиралась продать Ирану зенитные ракетные системы среднего радиуса действия С-300, которые могут отразить потенциальный ракетный удар по ядерным объектам страны со стороны США и Израиля.


«Эта система дает возможность для распространения баллистических ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, — оценивает потенциал Club-K консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. — Благодаря тщательной маскировке вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».

Первым основным элементом системы является универсальная ракета «Альфа», которая была продемонстрирована в 1993 г. (через 10 лет после начала ее разработки) на выставке вооружений в Абу-Даби и на международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в г. Жуковский. В том же году она была принята на вооружение.

По западной классификации ракета получила обозначение SS-N-27 Sizzler ("шипелка", за характерный шипящий звук при старте). В России и за рубежом она обозначалась как Сlub, «Бирюза» (Biryuza) и «Альфа» (Alpha или Alfa). Впрочем, это все экспортные названия - отечественным военным эта система известна под шифром "Калибр". "Калибр", естественно, имеет некоторые отличия от экспортной версии - но о них мы поговорим позже.

Первым иностранным заказчиком ракетной системы Club стала Индия. Ракетные комплексы надводного и подводного базирования установлены на фрегатах проекта 11356 (тип «Talwar») и дизельных подводных лодках ВМС Индии проекта 877ЭКМ, построенных российскими предприятиями. На закупленных ранее ПЛ Club устанавливается при проведении на них работ по ремонту и модернизации. По данным СМИ, на индийских ПЛ и фрегатах устанавливаются ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54ТЭ соответственно. Ракетная система Club поставляется также и Китаю, достигнуты договоренности о поставках еще нескольким странам.

Но до сих пор речь шла о системах морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же ОКБ "Новатор" сделала революционный шаг - поставила корабельные ракеты в стандартный контейнер и добилась их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.

Иран и Венесуэла уже высказали свою заинтересованность в приобретении новинки, сообщает Sunday Telegraph.

При этом формально ракеты Club-K не подпадают ни под какие ограничения. Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.

Чем напугал Club-K военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового — комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель). Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 километров от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.

Главное здесь другое — весь комплекс исполнен в виде стандартного 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи.

Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком. Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет времен СССР! Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь. Ракеты крылатые, "это средство береговой обороны" - и точка!

Само собой, что при нападении в первую очередь подавляются средства ПВО, а после разносится в пух и прах береговая оборона. Но здесь нечего разносить — сотни, а то и тысячи и даже десятки тысяч ложных целей (обычных контейнеров, которые кто-то метко назвал "эритроцитами мировой торговли") просто не позволят допустить ни пуха, ни праха.

Это заставит авианосцы держаться подальше от берега, тем самым ограничивая дальность применения с них авиации — это раз. Если дошло до высадки десанта, то часть контейнеров может «открыться» и пустить десантные корабли на дно — это два. А ведь хрен с ними, с кораблями - но там же десант, главная ударная сила и техника, потери которой оперативно невосполнимы.

Ну и третье — это позволяет держать поближе к побережью более серьезные средства поражения и резервы. Ведь авианосцы мы отогнали, и их возможности воздействия на берег сильно редуцированы.

Конечно, неплохо было бы и береговые средства ПВО запрятать вот в такие контейнеры. Тогда точно — морские границы будут на замке. И конечно же - торговать, торговать и еще раз торговать этими системами. Ведь защищаться никому не возбраняется.

Между прочим, одна из опций для этой установки - противокорабельная ракета 3М54Э, последняя ступень которой отделяется на финальном этапе полета и может разгоняться до сверхзвуковой скорости, соответствующей числу маха 3.

«Это убийца авианосцев , - подчеркнул Хьюсон из журнала Jane’s. - Если в вас попадет всего одна или две такие ракеты, то кинетическое воздействие будет очень мощным.. это ужасно».

Россия сейчас является крупнейшим экспортером оружия в мире. В прошлом году Россия смогла продать рекордное количество вооружений на сумму 8.5 миллиарда долларов - в том числе таким странам, как Сирия, Венесуэла, Алжир и Китай. Портфель заказов оценивается более чем в 40 миллиардов долларов.


А теперь отставим истерику в сторону и разберемся - действительно ли так страшен Club-K, как его малюют?

Надо сказать, что в семействе Club сейчас состоит 5 ракет различного назначения, дальности и мощности. Наиболее мощная из них - крылатая противокорабельная 3М54Э, созданная на базе ракеты «Гранат», предназначенной как раз для ударов по авианосцам. Ее полет проходит на скорости 0.8 Маха (0.8 скорости звука). При подлете к цели она отделяется от маршевого двигателя и разгоняется до 3 Махов - свыше 1 км/с - при высоте полета 5-10 м. Боеголовка высокого проникающего действия содержит 400 кг взрывчатого вещества. Дальность действия ракеты - 300 км.

Однако такие характеристики вряд ли позволяют потопить авианосец одним попаданием (хотя повредить его и нарушить нормальное функционирование, конечно, позволяют). И уж ни в коем случае эти ТТХ не делают Club-K стратегическим ракетным оружием.

На экспорт ракетные комплексы Club-S (для подводных лодок) и Club-N (для надводных кораблей) предлагаются еще с 1990-х годов. Они первоначально предназначалисьдля борьбы с подводными лодками противника . Это был прорывный продукт на рынке вооружений. Противолодочная управляемая ракета 91РЭ1 запускается из 533-мм торпедного аппарата. Прохождение подводного участка, выход в воздух и набор высоты осуществляются с помощью твердотопливного двигателя.

Затем стартовая ступень отделяется, включается двигатель второй ступени, и ракета продолжает управляемый полет в расчетную точку. Там происходит отделение головной части, которая представляет собой высокоскоростную противолодочную торпеду МПТ-1УМЭ или подводную ракету АПР-3МЭ с гидроакустической системой наведения на цель. Подлодку противника она находит самостоятельно.

Позднее комплекс получил и противокорабельные ракеты - в том числе и упомянутую 3М54Э.

Комплексами Club-S вооружаются предназначенные на экспорт дизель-электрические подводные лодки пр. 636 «Варшавянка». В частности, приобретенные для ВМС Индии и Китая. Этими же комплексами будут вооружены заказанные Вьетнамом шесть «Варшавянок» и две для Алжира. Адаптированный для надводных кораблей противокорабельный комплекс Club-N устанавливается на строящиеся для ВМС Индии фрегаты типа Talwar.

На II международной военной выставке и конференции «ДИМДЕКС-2010», проходившей 29-31 марта в Дохе (Катар), в российской экспозиции были представлены данные о новых системах ракетного семейства Club. Это береговой комплекс ракетного оружия Club-M , модульный комплекс ракетного оружия Club-U и контейнерный комплекс ракетного оружия Club-К . Комплексы Club имеют второе название - «Бирюза » и предназначены исключительно на экспорт. Их внутрироссийские прототипы именуются «Калибр ».

Однако первый показ контейнера Club-K состоялся годом раньше на выставке авиакосмической и морской техники LIMA-2009 на острове Лангкави в Малайзии. Тогда мировые СМИ не обратили на комплекс внимания , хотя он стал настоящей сенсацией той выставки.

Следует отметить такой факт - в публикациях западных СМИ обходится стороной ряд существенных технических факторов. Например, Club-K позиционируется его изготовителем - ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» - как универсальный стартовый модуль, в котором размещена подъемная пусковая установка на четыре ракеты.

Но чтобы привести его в боевое состояние и произвести пуск ракет, требуются еще два таких же 40-футовых контейнера , в которых находятся Модуль боевого управления и Модуль энергопитания и жизнеобеспечения. Эти два модуля обеспечивают повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет; прием целеуказания и команд на выполнение стрельбы через спутник; расчет исходных данных стрельбы; проведение предстартовой подготовки; выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

Понятно, что для этого требуются обученный боевой расчет, централизованный командный пункт, спутниковая навигация и связь. Вряд ли это доступно террористам, даже если они из «Хезболлах». Своих спутников у них нет, Club-K, естественно, завязан на российскую космическую группировку и соответствующий контроль.

Настоящее назначение контейнерного комплекса - вооружение мобилизованных гражданских судов в угрожаемый период . В случае возможной агрессии прибрежное государство может быстро получить небольшой флот, предназначенный для борьбы с морской ударной группировкой потенциального противника. Такие же контейнеры, расположенные на побережье, прикроют его от приближающихся десантных судов. Контейнерами легко маневрировать при наличии дорог.

В принципе, размещенные на автомобильных и железнодорожных платформах, они превращаются в мобильные противокорабельные комплексы, гарантированно останавливающие противника на расстоянии 150-200 км от берега. То есть это очень эффективное оружие обороны. При этом весьма дешевое - около 15 млн. долл. за базовый комплекс (три контейнера, 4 ракеты). Это на порядок ниже стоимости фрегата или корвета, которые обычно применяются для обороны береговой черты.

Club способен заменить флот и морскую авиацию. Для небогатых государств с протяженной береговой чертой это серьезная альтернатива закупкам дорогой в эксплуатации техники, которая обычно приобретается в странах Западной Европы . Испанские фрегаты, германские подлодки, французские ракетные комплексы, итальянские вертолеты и другое вооружение, комплектующие для которого изготавливаются в полутора десятках стран, могут потерять изрядный сектор рынка.

Когда к русским универсальным контейнерам стал присматриваться даже такой солидный покупатель, как Объединенные Арабские Эмираты, лондонские СМИ взвыли сиреной.

Вот где собака порылась, товарищи. Бабло, просто бабло.

Рассмотрим ракеты комплекса подробнее. Начнем с 3М14Е (дозвуковая КР, относительно простая и дешевая - годится, чтобы мочить транспортные суда и наземные цели):


Крылатая ракета ЗМ-14Э по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-54Э1. Разница заключается в том, что ракета ЗМ-14Э предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.



Вот это - противолодочные ракеты-торпеды 91РЭ1 и 91РЭ2:


А это - та самая 3М54Э , "убийца авианосцев" - показан вариант запуска надводного и подводного:

Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ54Э и ЗМ54Э1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом.

Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней. Ракета ЗМ-54Э имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ-54Э может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.

Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.

На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180—240 м/с и, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30—40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э, созданной санкт-петербургской фирмой «Радар-ММС». АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту —45°, а в вертикальной плоскости в секторе от —20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ-54Э происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54Э средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.

Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54Э1 от ракеты ЗМ-54Э — отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54Э1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54Э1 короче почти на 2 метра , чем ЗМ-54Э. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся в странах НАТО. Зато ракета ЗМ-54Э1 имеет почти в два раза большую боевую часть, чем ЗМ-54Э. Полет ракеты ЗМ-54Э1 происходит так же, как и у ЗМ-54Э, но без разгона на конечном участке.

И, наконец, самое секретное из изделий - 3M51:


Рядом с ним - 3М54Э для сравнения.

Хорошо видно, что 3М51 уже не может запускаться из 533-мм трубных установок (и тем более торпедных аппаратов). Она изначально разрабатывалась для применения с самолетов - однако есть мнение, что и наземный пуск возможен.