Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое словарная статья в русском языке. Примеры словарных статей

  • 1.2. Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики
  • 1.3. Некоторые направления компьютерной лингвистики
  • 1.4. Гипертекстовые технологии представления текста
  • § 2. Прикладные аспекты квантитативной лингвистики
  • 2.1. Проблематика квантитативной лингвистики с теоретической и прикладной точек зрения
  • 2.2. Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка
  • 2.3. Авторизация текста: пример экспертизы
  • § 3. Психолингвистика как приложение лингвистики
  • Глава 3 Оптимизация эпистемической функции языка §1. Лексикография
  • 1.1. Из истории словарного дела
  • 1.2. Базовые параметры типологизации словарей
  • 1.3. Основные структурные компоненты словаря
  • 1.4. Основные структурные компоненты (зоны) словарной статьи
  • 1. Временная ось
  • 1.5. Компьютерная лексикография
  • § 2. Терминоведение и терминография
  • 2.1. Исходные понятия
  • 2.2. Важнейшие направления деятельности в терминоведении и терминографии
  • 2.3. Институциональный аспект терминоведения и терминографии
  • 2.4. Лингвистическая терминология как особая терминосистема*
  • 2.5. Миры лингвистической терминологии
  • Термины семиотики19"
  • Термины прагматики
  • Термины теории диалога, термины теории речевой коммуникации
  • Термины логического анализа естественного языка
  • Термины прикладной лингвистики
  • Термины теории речевых актов
  • Термины искусственного интеллекта
  • Термины когнитивной науки
  • 2.6. Лингвистическая терминография
  • § 3. Корпусная лингвистика
  • 3.1. Языковой материал в лингвистическом исследовании
  • 3.2. Исходные понятия корпусной лингвистики
  • 3.3. Требования к корпусу текстов с точки зрения пользователя
  • 3.4. Опыт разработки корпусов текстов
  • 3.5. Заключение
  • Глава 4 Оптимизация функционирования языка как средства передачи информации § 1. Перевод как прикладная лингвистическая дисциплина*
  • 1.1. Лингвистические и нелингвистические аспекты перевода
  • 1.2. Виды перевода
  • 1.3. «Естественный» перевод: лингвистические проблемы
  • 1.4. Машинный перевод
  • § 2. Теория и методика преподавания языка*
  • 2.1. Грамматико-переводной метод в обучении иностранным языкам
  • 2.2. Прямой метод обучения иностранному языку
  • 2.3. Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения иностранным языкам
  • 2.4. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам
  • §3. Оптимизация общения с эвм:системы обработки естественного языка
  • §4. Теория и практика информационно-поисковых систем
  • 4.1. Основные понятия информационного поиска
  • 4.2. Типы информационно-поисковых систем
  • 4.3. Информационно-поисковые языки
  • Глава 5 Оптимизация социальной функции языка, функционирование языка как средства воздействия § 1. Лингвистика и функционирование государства
  • § 2. Лингвистические аспекты теории воздействия: языковые механизмы вариативной интерпретации действительности*
  • 2.1. Предмет теории воздействия и ее истоки
  • 2.3. Типология языковых механизмов воздействия на сознание
  • 2.4. Лингвистические аспекты теории аргументации
  • 2.5. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности в аргументации: пример анализа
  • § 3. Механизмы вариативной интерпретации действительности в нейро-лингвистическом программировании
  • 3.1. Нейро-лингвистическое программирование -эффективная практика как теория
  • 3.2. Нлп как психотерапевтический метод
  • 3.3. Постулаты нлп по отношению к языку: взгляд лингвиста
  • 3.4. Роль языковых механизмов вариативной интерпретации действительности в нлп
  • §4. Политическая лингвистика
  • 4.1. Предмет и задачи политической лингвистики
  • 4.2. Методика контент-анализа
  • 4.3. Примеры применения методики контент-анализа
  • 4.4. Методика когнитивного картирования
  • Глава 6 Прикладная и теоретическая лингвистика: проблемы взаимовлияния § 1. Инструментарий прикладной лингвистики в лингвистической теории
  • 1.1. Традиционные проблемы лексической семантики с точки зрения когнитивного подхода*
  • 1.2. Эвристики лингвистической семантики
  • 1.3. Заключение
  • § 2. Рефлексия лингвистической теории в прикладной лингвистике
  • 2.1. Базовые теоретические оппозиции в прикладной лингвистике
  • 2.2. Филологические методы анализа текста как эвристики построения систем искусственного интеллекта*
  • Актуальные проблемы прикладной лингвистики
  • Список сокращений
  • Литература
  • Словарные издания
  • 1.3. Основные структурные компоненты словаря

    Каждый словарь состоит из ряда компонентов, обеспечивающих чи­тателю доступ к содержащейся в нем информации. Первый важнейший компонент - словник словаря. В словник включаются все единицы, которые формируют область описания словаря и являются входами сло­варных статей. Фактически словник задает область описания словаря. Как таковой словник отдельно в словаре обычно не выделяется. Слов­ник может состоять из морфем (для словарей морфем и грамматичес­ких словарей), лексем (например, для толковых словарей), словоформ (для грамматических словарей) и словосочетаний (например, для фра­зеологических словарей, словарей идиом, словарей синтагм). Элемен­тарной единицей словаря являетсясловарная статья - каждый отдельно взятый объект описания словаря и сопоставленные ему словарные ха­рактеристики. Множество словарных статей и формирует основной текст словаря. Отдельный структурный компонент образуют указатели , или индексы . В обычном толковом словаре указатели встречаются доволь­но редко. Совершенно иная ситуация с фразеологическими словарями и словарями идиом. Поскольку базовая форма фразеологических единиц подвержена сильному варьированию - положить зубы на полку и зу­бы на полку положить, греть/нагреть/погреть руки (на чем-л.) и руки греть/нагреть/погреть (на чем-л.) - любой выбранный способ упорядо­чивания словника не обеспечивает легкого поиска. Для облегчения про­цедуры поиска нужной идиомы во фразеологических словарях создаются указатели, которые позволяют находить идиому по любому из ее компо­нентов. Часто указатели включаются и в структуру тезаурусов и двуязыч­ных словарей. Указатели тезауруса дают возможность определить, в какие таксоны входит то или иное слово, а указатели двуязычных словарей от­части выполняют функции обратного словаря по отношению к данному.

    Важной структурной частью лингвистического словаря является спи­сок источников . Для европейской словарной традиции он абсолютно необходим, поскольку использование любых уже опубликованных тек­стовых материалов (в том числе в примерах) требует соответствующего разрешения от держателя авторского права.

    Особой частью словаря можно считать вводную статью , в которой объясняются принципы пользования словарем и содержится информация о структуре словарной статьи. Иногда структура словарной статьи выно­сится в особый раздел словаря. Кроме того, лингвистические словари, как правило, включают в свой состав список условных сокращений и алфавит .

    1.4. Основные структурные компоненты (зоны) словарной статьи

    Базовая единица словаря - словарная статья - состоит из не­скольких зон описания. Каждая зона содержит особый тип словарной информации. Первая зона - лексический вход словарной статьи, вока­була или лемма . Часто в вокабуле указывается ударение. Лексический вход обычно маркируют полужирным выделением. Поэтому в жаргоне лексикографов и редакторов эта зона часто называется - «черное слово». В толковом словаре после лексического входа чаще всего следует зона грамматической информации и зона стилистических помет . В толковых словарях в качестве грамматической информации о слове указывается принадлежность к части речи, характерные грамматические формы (на­пример, для существительных - форма родительного падежа и указание на род). Комплекс стилистических помет дает представление об ограни­чениях на употребление слова: литературный язык vs. диалекты, термин следует зона значения , которая разделяется на отдельные подзоны:

      номер значения;

      дополнительные грамматические и стилистические пометы;

      зона толкования;

      зона примера/иллюстрации;

      зона оттенков значения.

    В толковых словарях словарная статья, как правило, заключается зо­ной фразеологизмов . Поскольку зона фразеологизмов обычно маркируется знаком ромба, на жаргоне лексикографов она называется «заромбовой» зоной.

    Кроме того, для более полного описания слова в некоторых случа­ях приводится этимологическая или историческая информация - зона этимологии .

    На рис. 1 приведена типичная словарная статья Малого академичес­кого словаря [Словарь русского языка 1985-1988].

    Л

    Лексический вход

    ишить , -шу, -шишь;прич. Страд. Прош. Лишенный, -шен, –шена, -шено;соы., перех., кого-чего

    1

    Грамматическая информация

    Толкование

    .
    (несов. Лишать). Оставить без кого-, чего-л., отнять что-л. У кого-л.Лишить свободы.  [Франц .:]Сейчас отец грозился меня выгнать и лишить наследства . Пушкин, Сцены из рыцарских времен [Борис ]скорее лишил бы себя многих удовольствий чем позволил бы себе – показаться в старом мундире на улицах Петербурга . Л.Толстой, Война и мир.Его лишили прогулок и не выпускали даже на больничный двор . Голубева, Мальчик из Уржума.

    2

    Источник примера

    . (обычно в форме прич. страд. прош. ) Не имеющий чего-л., не обладающий чем-л.Грустно смотреть на эту лишенную растительности землю . Л.Толстой, Воскресенье. [Костя ]совершенно был лишен музыкального слуха . Чехов, Три года. [Клим ]был удивлен тем, что Яков оказался лишен каких-либо особых примет . М.Горький, Жизнь Клима Самгина.

    Фразеология

    Лишить жизни умертвить, убить.Лишить слова не дать возможности высказаться на собрании, митинге и т.п.Не лишен чего обладает чем-л. в некоторой или какой-л. степени. [Виктор ]походил на отца, только черты его были меньше и не лишены приятности . Тургенев, Несчастная.

    Рис. 1 Словарная статья глаголалишить

    Каждый тип лингвистического словаря характеризуется своей струк­турой словарной статьи. Так, нормативные и дескриптивные словари от­личаются не только выбором материала, но и его организацией в словаре.

    Нормативный словарь

      Лексический вход (вокабула).

      Стилистическая помета.

      Грамматическая информация.

      Толкование.

      Примеры употребления.

    Дескриптивный словарь

      Лексический вход (вокабула).

      Варианты.

      Помета сферы употребления.

      Грамматическая информация.

      Толкование.

      Примеры употребления.

      Примеры нестандартных употреблений.

      Зона идиоматики (устойчивые сочетания, фразеологизмы).

    Тем самым словарь дескриптивного типа представляет по возмож­ности все особенности употребления слова, а нормативный обращает внимание на литературный стандарт, разделяя лексику на стилистичес­кие области и формируя стандарт литературного языка.

    Совершенно иную структуру словарной статьи имеют частотные словари, словари метафор и эпитетов. Например, в них практически отсутствует зона толкования.

    Несколько размытым понятие словарной статьи оказывается для тезаурусов, поскольку в них отражена иерархия семантических отношений внутри лексики. Если тезаурус представляет собой дерево родо-видовых отношений в чистом виде, то единой словарной статьей можно считать весь текст. По этой причине, как уже отмечалось выше, применительно к структуре тезауруса чаще используется понятие таксона , под которым понимается любая совокупность слов, словосочетаний (и даже морфем), которым сопоставляется единое семантическое описание в терминах дескрипторов тезауруса. Иными словами, таксон - это множество единиц описания, объединенных в группу по единым семантическим основаниям любого уровня абстракции.

    Для таксонов высокого уровня абстракции лучше говорить о иерар­хическом строении словарной статьи. Последняя предстает в тезаурусе как совокупность иерархически упорядоченных терминальных таксонов, формирующих таксоны более высоких уровней.

    Ср. ниже совокупность терминальных таксонов, образующих таксон ВРЕМЯ из Тезауруса русской идиоматики [Баранов, Добровольский 2000]

    ВРЕМЯ

    Не важно, что вы собираетесь сделать: составить собственный глоссарий, написать словарь, выглядеть убедительно при игре в «дурацкий словарь» или написать определения к словам собственного сочинения – вот вам несколько идей, которые помогут сделать ваши определения максимально точными и ёмкими. Эти шаги подходят для описательного определения того, как термин используется в языке. Примите во внимание, что это довольно трудоемкий процесс, требующий гораздо больше усилий, чем прескриптивное определение, которое предписывает то, как автору нужно использовать данный термин в письменной речи.


    Шаги

      Найдите примеры того, как слово используется. Google (а в особенности Google Books) – это отличный способ поиска цитат. А цитаты в свою очередь доказывают, что это слово активно используется, и отлично показывают, в каком или каких смыслах.

      Изучите, как это слово используется и функционирует в примерах, найденных вами.

      Определите часть речи этого слова в том смысле или смыслах, который или которые вы хотите определить. Помните об этих основных положениях:

      • Существительное: человек, место или предмет: Юта, микроавтобус, луна, зеленщик, январь. К существительным также могут относиться абстрактные понятия, такие, как уверенность или сомнение.
      • Местоимение: слово, которое используется вместо существительного. Он, она, оно, они.
      • Глагол: слово, обозначающее действие. Идти, прыгать, разглагольствовать, жарить, глазеть, обдумывать, торопиться.
      • Прилагательное: слово, описывающее существительное. Красная (шляпа), скорый (поезд), ненадежная (планка).
      • Наречие: слово, которое описывает или преобразует значение глагола или прилагательного. (Он упал и) больно (ударился, затем) медленно (поднялся). (Поезд шел) жутко (медленно).
      • Союз: слово, соединяющее части сложного предложения. В русском языке в этот список входят слова и, или, как, словно, и…и, ни…ни, тоже, зато, чтобы, также, потому что и т.д.
      • Предлог: слово, описывающее положение чего-либо. На, над, под, к, в, у, внутри и т.д.
      • Междометие: эмоциональное восклицание, обычно не имеющее отношения к грамматической структуре предложения. Например: Вау! Эй! Фу! Абракадабра! Ой! Хмм… Ого!
    1. Проведите дальнейшую классификацию в рамках одной части речи. Если вы хотите тщательно разобраться с грамматической функцией этого слова, определите, является ли существительное исчисляемым или неисчисляемым, является ли глагол переходным или непереходным и т.п.

      Выберите один из смыслов слова и подумайте о его значении в данном контексте. Чем проще вы определите это слово, тем лучше, так что постарайтесь представить, что вы пытаетесь объяснить это слово ребенку или человеку, который только учится говорить на вашем языке. Избегайте использования описательных слов, которые окажутся еще сложнее, чем само определяемое слово, если только вы не пытаетесь объяснить попутно и их смысл.

      Исследуйте слово. Какие другие слова кажутся вам похожими на него? Какие слова близки к нему по значению? Какова разница между этим словом и его синонимами? Например, что отличает слово «хрупкий» от «слабый» или «ломкий»?

      Подумайте, какие существуют синонимы (слова со схожим значением) и антонимы (слова с противоположным значением) у определяемого слова. Некоторые из них могут оказаться и в вашей словарной статье, если они туда подходят.

      Опишите определяемое слово. Хотя включение синонимов в определение и является вполне допустимым, такое определение, составленное полностью из синонимов, не может давать исчерпывающей информации о значении слова. Поэтому, приложите все усилия, чтобы определяемое слово описать.

      • Если у слова есть несколько значений, то вам придется определить каждое из них по отдельности.
    2. Для написания определения слова используйте слова, которые будут знакомы человеку, который будет читать это определение впервые, не зная значения определяемого понятия. Сравните:

      • Отвага – храбрость, смелость, дерзость.
      • Отвага – подчеркнутая решимость, сила духа.
    3. Напишите определение слова, придерживаясь типичного словарного стиля. Начать можно с предложений типа «Это слово используется …» или «Оно описывает ситуацию, в которой …», но их лучше убрать из финальной версии вашего определения.

      Напишите определение таким образом, чтобы оно соответствовало определяемой части речи. Определения глаголов сами должны содержать много глаголов, определения существительных – много существительных.

      • Большинство определений глаголов должны начинаться с глагола в неопределенной форме. Например, определение глагола «останавливаться» может выглядеть так: «сделать небольшую паузу или остановиться на время; прервать процесс или какое-то действие и снова начать его позже».
      • Определения существительных лучше тоже начинать с существительных.
    4. Прочитайте свое определение и убедитесь, что оно подходит к определяемому слову и тому значению этого слова, которое вы хотите описать.

      • Почитайте определения из словарей и глоссариев и сделайте себе заметки относительно стиля, в котором они написаны.
      • Посмотрите, как ваше слово определено в других источниках. Синтез уже написанных кем-то ранее определений поможет вам написать свое собственное или поможет вам научиться писать определения слов самостоятельно.
      • Обратите внимание, что мы узнаем значение большинства новых слов при помощи контекста. Вот почему особенно важно найти примеры использования слова в контексте прежде, чем пытаться написать ему определение.
      • Обратите внимание также и на этимологию слова. Иногда именно происхождение слова может пролить свет на его значение.
      • Если вас интересует захватывающая история составления Оксфордского словаря английского языка, то посмотрите вот это Simon Winchester"s lecture .
      • Если вы только еще учитесь писать словарные определения, то стоит начинать со слов с узким специфическим значением, особенно с существительных. Просто сравните количество значений и определений их для таких специфических слов, как «сувенир» или «щебетать» с количеством значений и определений таких широко употребляемых слов, как «низ» или «ток», и вы поймете почему. Начинайте практиковаться сперва с не многозначными, узкоспециальными словами.
      • Иногда определение части речи слова может быть делом довольно непростым. Если вы не до конца уверены, с какой частью речи имеете дело, то лучше свериться со словарем. Если дело совсем плохо, то посмотрите в грамматическом справочнике. В такого рода книгах содержатся около 3000 трудных слов.

      Предупреждения

      • Избегайте определений, рассказывающих о том, чем слово не является, сконцентрируйтесь лучше на том, что оно из себя представляет.
      • Старайтесь избегать кольцевых определений, особенно если вы пишете определение к нескольким словам. При написании определений к словам существует тенденция в конце определения возвращаться к определяемому или к однокоренному слову. Вполне приемлемым может быть определение наречия при помощи однокоренного прилагательного (например: странно – странным образом), но такого типа определение предполагает, что прилагательное «странный» уже определено или заранее известно. В общем, лучше избегать использования однокоренных с определяемым слов в определении.
      • Если вы решили включить в свою словарную статью информацию о происхождении слова, то убедитесь сначала, что вы хорошо изучили вопрос. У некоторых слов существует по несколько «народных» версий происхождения. Обычно эти теории не имеют под собой никакого основания и передаются из уст в уста без какого-либо адекватного подтверждения. Проведите свое собственное исследование и адекватно оцените, можно ли доверять вашим источникам.
      • Части речи, перечисленные выше, являются основными и общими для большинства европейских языков. Другие языки могут иметь другие части речи, а некоторые ученые выделяют дополнительные части речи и в европейских языках.

    Тип урока: урок развития речи, 6 класс, 2 часа

    Тема: Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей.

    Оборудование: раздаточный материал (примеры словарных статей, карточки для игры «Собери словарную статью»), компьютерные презентации учителя и детей. Словарей на уроке нет, чтобы у ребят была возможность самостоятельно выполнить задание. Пословицы, написанные на листках разноцветной бумаги.

    Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать словарную статью.

    2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.

    3. Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в словарях.

    Ход урока

    1. Приветствие, деление на группы.

    Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)

    Добрые слова лучше мягкого пирога. (желтый цвет)

    Осла узнаешь по ушам, а дурака - по словам. (красный цвет)

    От слова до дела - бабушкина верста. (Верста - чуть больше километра) (синий цвет)

    Слово - серебро, молчание - золото. (зеленый цвет)

    Выбрали пословицы? Сядьте, пожалуйста, за стол, на котором стоит карточка того же цвета, что и ваша пословица.

    2. Постановка целей урока.

    А) Групповая работа

    Составьте группой текст из 3-4 предложений, объясняющий смысл вашей пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)

    Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

    Б) Запись и разбор предложения.

    Множество очень древних слов и корней хранит язык в своей сокровищнице… (Лев Васильевич Успенский, «Слово о словах»)

    О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

    Где же хранятся эти сокровища, по-вашему? (в словаре)

    Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои секреты. Попробуем их раскрыть.

    3. Знакомство с предметом изучения.

    А) Учительская презентация «Словари»

    Б) Индивидуальные детские задания.

    Индивидуальное задание: подготовить сообщение (можно с использованием компьютерной презентации) на темы «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, а также сообщение о любом энциклопедическом словаре.

    В) Учительская презентация «Словарная статья»

    Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей.

    ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) - перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые - состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) - высоко-слоистые и высоко-кучевые - состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) - слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые - состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель - порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. - доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере - серебристые О.

    ÓБЛАКО , -а, мн. -á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. - á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.

    Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 - энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 - лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)

    О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)

    Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

    Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.

    Д) Игра «Собери словарную статью»

    Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи. Они вперемешку, надо разложить по порядку.

    ВÁЛЕНКИ , -нок, ед. -нок, -нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -ая, -ое.

    ЗОДИÁК , -а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит зодиак). // прил. зодиакáльный , -ая, -ое.

    ЛИСИ́ЦА , -ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси́чка , -и, ж.

    ПРИ́ГОРОД , -а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу. Жить в пригороде. // прил. при́городный , -ая, -ое.

    4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей (групповая работа).

    Инструкция.

    I. Составить статью для лингвистического словаря.

    Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.

    Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.

    Дать предложенному слову толкование.

    Привести пример использования данного слова в речи.

    Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.

    Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

    II. Составить статью для энциклопедического словаря.

    Рассказать о природе предмета (что это?)

    Описать основные свойства (какое это?)

    Перечислить возможные виды.

    Слова для работы по группам.

    1. Цветок - желтый цвет

    2. Овощ - красный цвет

    3. Дерево - синий цвет

    4. Ягода - зеленый цвет

    5. Оформление словарных статей.

    Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для энциклопедии.

    6. Итог урока.

    Помните, как в сказке «Алибаба и сорок разбойников» только тот мог открыть пещеру с сокровищами, кто знал тайное слово? Вот и мы с вами приоткрыли завесу тайны, которая поможет нам приобщиться к сокровищам русского слова. А дома я предлагаю вам составить словарь из 8-10 слов на тему «Новый год». А какой это будет словарь? Решать вам. Возможно, вы объедините особенности двух словарей в одном! Дерзайте!

    Самостоятельная работа

    По русскому языку и культуре речи

    Словарь. Словарная статья.

    С л о в а р ь представляет собой, как правило, список слов, записанных в алфавитном порядке и словарные статьи к каждому слову.

    С л о в а р н а я с т а т ь я, например, в лингвистическом словаре раскрывает смысл слова и кратко описывает его лингвистические и грамматические особенности. В этом случае словарная статья обычно включает

    ▪ заглавное слово;

    ▪ акцентологические и некоторые грамматические характеристики этого слова;

    ▪ стилистические помéты;

    ▪ словарное о п р е д е л е н и е значения слова;

    ▪ цитаты, иллюстрирующие использование слова в речи;

    ▪ устойчивые словосочетания;

    ▪ справку историко-этимологического характера;

    ▪ библиографическую справку (литература, которая была использована для составления статьи).

    Таким образом, с л о в о, его смысловая структура (значение), его основные грамматические, стилистические, орфоэпические характеристики, примеры использования в произведениях русских писателей, в устойчивых оборотах, пословицах и поговорках бывают представлены именно в словарной статье.

    Теорией и практикой составления словарей занимается раздел науки о языке, который называется л е к с и к о г р а ф и я(греч. lexicon –словарь, graphō - пишу)

    В однотомном лингвистическом толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы можем прочесть, например, такую словарную статью:

    ДУША", -ú , вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж.

    1. Предан душой и телом своему делу. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится). По душам говорить (откровенно). Играть с душой (с вдохновением). Вложить душу в дело (отдаться целиком делу). В чём душа держится (о хилом, больном человеке). Душа не лежит к кому-чему-н. (нет расположения к кому-чему-н., не интересует что-н.) Душа не принимает чего-н. (не хочется). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее). Душа радуется (очень радостно, приятно). Душа в пятки ушла (испугался). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой (неотступно находиться около кого-н., надоедая; разг.) (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, дела). Сколько душе угодно, (сколько угодно, вдоволь). Ни душой ни телом не виноват (совсем не виноват). Отвести душу (высказать всё, что накопилось). Брать нá душу (принимать на свою ответственность). Зá душу берёт что-н. (очень волнует). Души не чаять в ком-н. (сильно любить кого-н.). Душа нараспашку (о человеке откровенном). Душа не на месте или душа болит (беспокойно). С души воротит от чего-н. (о чувстве отвращения; прост.) Как бог нá душу положит (как выйдет, кое-как; разг.) Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстаётся (смерть пришла). 2. Добрая душа, низкая душа. 3. перен., чего. 4. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях; разг.) (никого нет). На душу (приходится, досталось и т.п.: на одного человека) 5. В старину: крепостной крестьянин. Ревизская душа. Мёртвые души (также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.). ◊ Без души – В душе – 1) мысленно, про себя. В душе он не был согласен Поэт в душе. Для души (разг.)– для себя, для удовлетворения своих склонностей. Душа моя! Душа-человек За душой нет (ничего, ни копейки и т.п.)у кого – нет ничего у кого-н. С дорогой душой (разг.) – очень охотно. За милую душу (сделать что-н.) – со всем удовольствием. ║ пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.; разг.)║прил. душевный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 5 знач.) Душевные болезни (психические).

    (С.И. Ожегов. Словарь русского языка –М.: 1983, с. 162)

    П р и м е ч а н и е. Словарь Ожегова был написан в советское время и впервые издан в 1949 году. После смерти Сергея Ивановича Ожегова (†1964 г.) над словарём продолжила работу редактор-лексиколог этого словаря Наталия Юльевна Шведова, и в 1972 году вышло 9-е исправленное и дополненное издание этого словаря. Словарная статья, приведённая выше, взята из стереотипного (то есть неисправленного) 14-го издания, повторившего в основных чертах 9-е издание словаря 1972 года.

    В 1989 году вышло 21-е переработанное и дополненное издание словаря. По сравнению с последним нестереотипным прижизненным его изданием (4-е, 1960 г.) 21-е издание словаря стало по существу новой книгой: весь корпус словаря был обновлён и пополнен его редактором и соавтором. В 1990 г. Академия наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И. Ожегова премию им. А.С. Пушкина. В 1992 году словарь вышел в свет под именами двух его авторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Однако в соответствии с традицией все издания этого словаря по-прежнему именуются Словарём Ожегова.

    С т р у к т у р а с л о в а р н о й с т а т ь и в толковом словаре Ожегова.

    Заглавное слово словарной статьи – душá – имя существительное, которое даётся в именительном падеже единственного числа и имеет ударение на второй слог. Последующие грамматические пометы: -ú , вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж. обозначают следующее:

    родительный падеж единственного числа имеет окончание -ú (с ударением на окончание): душú ;

    винительный падеж единственного числа имеет форму дýшу (место ударения меняется, переходит на корень, т.е. ударение подвижное);

    именительный падеж множественного числа (мн. ) –– дýши ;

    родительный падеж множественного числа дýш;

    дательный падеж множественного числа – дýшам.

    Род имени существительного душá ж. – женский.

    Арабскими цифрами (1. 2. … ) обозначены словарные определения значений многозначного слова. В словарной статье слово душá имеет шесть значений и соответственно шесть кратких словарных определений. Краткие определения составляются для понимания смысла слова и его употребления в современной речи. Понятно, что от словаря нельзя требовать сведений для всестороннего знакомства с самим предметом, однако точность определения необходима.

    С точки зрения употребления в речи слово душá является нейтральным. Однако стилистические пометы даются при иллюстративных примерах и фразеологических сочетаниях. Примеры, иллюстрирующие употребление слова в речи, даются курсивом после словарного определения. Так, после толкования первого значения слова приведён такой пример: Душа нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Помета (разг.) указывает на стилистическую характеристику словосочетания или предложения - разговорное ; т.е.такое употребление слова свойственно разговорному стилю русского литературного языка.

    После толкования значений и примеров употребления слова в речи жирным шрифтом даются устойчивые выражения или фразеологические единицы. Например: Души не чаять в ком (разг.) – очень любить. Души не чаять в детях (разг.). Этот фразеологизм также снабжён пометой (разг.).

    В конце статьи приводятся однокоренные производные слова, входящие в состав так называемого словообразовательного гнезда к основному слову – с уменьшительно-ласкательным суффиксом - уменьш.-ласк. дýшенька -и, ж. (к 1 и 2 знач.); с суффиксом, придающим оттенок пренебрежительностипренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.), а также прилагательные душéвный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой -ая, -ое (к 6 знач.; устар.).

    Задание № 1

    Сравните словарные статьи к слову ‘душа ’ в Словаре Ожегова 1983 года издания (см. предыдущее задание), Словаре Ожегова 1995 года издания (см. ниже) и Словаре В.И. Даля (см. ниже); ответьте письменно на следующие вопросы:

    а) Сколько значений слова ‘душа ’ приведено в словарных статьях?

    б) Есть ли различия в формулировании значений слова?

    в) Какие фразеологические сочетания приведены в словарных статьях?

    г) Какие пословицы и поговорки приводятся в словарной статье В.И. Даля, а какие – у С.И. Ожегова?

    д) Как написано слово Бог в словарных статьях Ожегова и Даля? Как нужно писать это слово?

    е) Как бы вы прокомментировали следующее сообщение?

    Наш соотечественник, архиепископ написал в 60-е годы ХХ века следующее: «В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое имя с маленькой буквы). Но Бога человек ещё менее может обидеть, чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Психология обиды, с.146)

    ДУШÁ, -ú , вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж.

    1. Внутренний психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном человеке; разг.). Душа не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.) Душа не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.) Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.) Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.) Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно, (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.) Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). Нá душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). Зá душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). Зá душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа, низкая душа. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная душа. Думать о спасении души. Души умерших. 4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа всего дела. Душа общества. 5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях) В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На дýшу приходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, а также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.). ◊ Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) – мучить чем-н. надоедливым, томительным. Души не чаять в ком (разг.) – очень любить. Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) – в обращении: милый, (-ая). Душа-человек (разг.) – очень хороший, отзывчивый человек. Без души – без воодушевления, без подъёма. С душой – отдаваясь целиком, с вдохновением. В душе – 1) мысленно, про себя. В душе согласен ; 2) по природным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.)– для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) – Работа ему по душе. За душой нет ничего у кого – ничего нет у кого-н. По душáм (говорить, беседовать, откровенно). С дорогой душой (разг.) – очень охотно. За милую душу (разг.) – легко, без усилий. Как бог на душу положит (разг.) – как придётся, кое-как. С души воротит от чего (прост.) – о чувстве отвращения. // уменьш.-ласк. дýшенька -и, ж. (к 1 и 2 знач.) // пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.) // прил. душéвный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 6 знач.; устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Душевой надел.

    (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: 1995, с.179)

    ДУШÁ ж. безсмертное духовное существо, одарённое разумомъ и волею; въ общем знач. человѣкъ, с духомъ и теломъ; въ более тесном; ║ человекъ безъ плоти, безтелесный, по смерти своей; въ смысле же тѣснѣйшемъ;║жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тѣла и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. ║ Говоря душа , въ знач. человѣка, разумѣютъ иногда людей обоего пола, либо только мужескаго, душу ревизскую , что собственно означаетъ человѣка податного состоянія.║ Душа также душевныя и духовныя качества человѣка, совѣсть, внутреннее чувство и пр. Душа есть безплотное тело духа; въ этом знач. духъ выше души . Ни души нѣтъ дома. Горожане – жители, а селяне – души. Челов ѣк с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. Взять что нá-душу, на совѣсть; принять в чёмъ клятву, присягу; ручаться. Взять грѣхъ нá-душу , сдѣлать что самоуправно, принявъ на отвѣтъ. Въ нёмъ много души, въ его сочиненіяхъ много души, чувства. Быть душою беседы, главнымъ двигателемъ ея. Душа-челов ѣкъ , прямой и добродушный, откуда и привѣтъ: душа моя. У него сто душъ, онъ владѣетъ имѣниемъ сó-ста крестьянами. Родовыя души, населённое родовое, наслѣдованное имѣнье. Прописныя души, пропущенныя въ народной переписи. Мертвыя души, люди умершіе въ промежуткѣ двухъ народныхъ переписей, но числящіеся по уплатѣ податей, налицо. Отдать Богу душу, умереть. Положить за кого душу, пожертвовать жизнію. Заложить за кого душу , ручаться въ важномъ дѣлѣ. Искать чужой души , хотеть погубить ближняго. < …> Отпусти душу на покаянье, не губи напрасно, дай пожить. <…> Это на твоей душе , ты виноватъ, дашь за это Богу отвѣтъ. [и т.д. – см. Словарь Даля ] (В. И. Даль Толковый словарь живаго великорускаго языка, с. 504)

    Виды Словарей.

    С л о в а р и можно разделить на два основных типа: энциклопедические и филологические (лингвистические).

    В э н ц и к л о п е д и ч е с к и х словарях даётся описание того или иного явления, понятия, события и т.д.

    К энциклопедическим словарям относятся энциклопедии, научные справочники по какой-либо отрасли знаний, терминологические словари. Крупнейшими энциклопедическими словарями являются словари издательской фирмы «Брокгауз и Ефрон», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона на русском языке (1890-1907гг.), «Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат», изданный в конце XIX–го, начале XX–го века, Большая советская энциклопедия (БСЭ), Малая советская энциклопедия (МСЭ), и др. Среди научных справочников следует назвать энциклопедию «Русский язык», из терминологических словарей - словари лингвистических, литературоведческих терминов, «Советскую историческую энциклопедию», «Детскую энциклопедию», «Популярную медицинскую энциклопедию», философский словарь и др.

    В ф и л о л о г и ч е с к и х (л и н г в и с т и ч е с к и х) словарях объясняются слова, толкуются их значения.

    Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковыйсловарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

    Задание №2

    1) Выпишите и сравните исторические факты, изложенные в статьях из разных энциклопедических словарей и в историческом произведении о греческой Царевне, русской Царице Софии Палеолог:

    в «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона,

    в «Советской исторической энциклопедии»,

    в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (ЭСБЕ) именуется в соответствии с фамилиями издателей. Словарь состоит из 41-го тома и 2-х дополнительных томов или соответственно из 82-х основных и 4-х дополнительных полутомов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона издавался в течение семнадцати лет (с 1890 по 1907 гг.) в годы царствования Государя–Императора Александра Александровича (Александра III) и последнего Государя–Императора Всероссийского Николая Александровича (Святого Царя-мученика Николая II). Изначально энциклопедия содержала в основном адаптированные к русскому читателю переводы статей знаменитой немецкой энциклопедии Брокгауза «Conversations-Lexicon». Перевод вызвал немало претензий, тогда было принято решение подвергнуть энциклопедию редакции. В результате научной переработки был создан знаменитый многотомный Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, содержание которого значительно пополнилось статьями об истории и культуре России, статьями по географии, биологии, химии и медицине. Многие описания в словаре представляют собой оригинальные новые исследования, часто имеющие характер монографии.

    В составлении словаря участвовали около 735 авторов Царской России – весь цвет русской науки и культуры, который оставил память о себе в этом лексикографическом произведении накануне катастрофы 1917–го года.

    Главные редакторы Энциклопедического словаря - (с 1 по 6 полутом) Профессор Иван Ефимович Андреевский († 20 мая 1891г.), (с 6 по 82 полутом) К.К. Арсеньев и Заслуженный Профессор Ф.Ф. Петрушевский;

    редактор отдела истории литературы – литературный критик, историк литературы, выдающийся библиограф Семён Афанасьевич Венгеров;

    редактор отдела химико-технического и фабрично-заводского – Профессор Дмитрий Иванович Менделеев;

    редактор отдела философии – философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьёв († 31 июля 1900г.);

    редактор отдела изящных искусств – художник Андрей Иванович Сомов и др.

    Академик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (†1897г.); русский лингвист Профессор Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ; филолог Академик Алексей Николаевич Веселовский; филолог Алексей Фёдорович Фортунатов; Академик Алексей Александрович Шахматов; русские лингвисты Профессор Николай Яковлевич Грот (†1899г.) и Профессор Константин Яковлевич Грот; Барон Карл Карлович Врангель; Сенатор Анатолий Фёдорович Кони; биолог Приват-доцент Михаил Николаевич Римский-Корсаков; биолог Профессор Иван Михайлович Сеченов, биолог Профессор Климент Аркадьевич Тимирязев; биолог Академик А.О. Ковалевский; русский историк, Приват-доцент Е.В. Тарле; филолог Профессор Князь Сергей Николаевич Трубецкой; философ Князь Евгений Николаевич Трубецкой, В.И. Срезневский, художник А.Н. Бенуа и др.

    В конце словаря помещена портретная галерея редакторов и сотрудников Энциклопедического словаря. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т.82. из Послесловия.)

    Софiя Палеологъ - вторая супруга Великого Князя Іоанна, сыграла немаловажную роль в истории Московскаго государства. Дочь θомы, родного брата послѣдняго Византійскаго Имп. Константина. Послѣ паденія Византіи θома нашёл убежище в Римѣ; по смерти своей онъ оставил двухъ сыновей и дочь Зою (Зинаиду – по Софійскому временнику), впослѣдствіи, въ Россіи, получившую имя Софiя. Папа Павелъ ІІ задумалъ избрать Зою орудиемъ своихъ замысловъ – возстановить флорентійское соединение церквей. Черезъ грека, кардинала Висаріона, онъ началъ сношенія с Іоанномъ ІІІ: въ февралѣ 1469 г. Висаріон отправилъ в Москву грека Юрія съ предложениемъ Вел. Кн. руки С. Палеологъ. Raihald «Annal Eccles» подъ 1470г. откровенно разсказываетъ о намѣреніи Павла ІІ: «папа льстилъ себя надеждой, что дѣвушка склонитъ супруга к принятію обрядовъ римско-католической церкви, въ которыхъ она была воспитана у апостольскаго престола». Іоанну ІІІ пришлось по душе предложеніе породниться с Палеологами и онъ в слѣдующемъ же мѣсяцѣ отправилъ в Римъ своего посла итальянца Карла Фрязина (см.VІІ, 147), который повёлъ дело очень удачно: онъ произвёлъ на всѣхъ хорошее впечатлѣніе и усердно, вдали отъ Москвы и русскихъ, исполнялъ въ Римѣ все обряды католич. церкви, скрывъ, что сам давно принялъ Православіе. Уже въ июнѣ1472 г. С. Палеологъ выѣхала из Рима въ Россію, а 1 октября гонецъ прискакал в Псковъ съ приказомъ – готовиться к встрѣчѣ будущей Государыни. Встрѣча псковитянами и новгородцами была устроена торжественная, но С. Палеологъ, не задерживаясь, спѣшила в Москву. Её сопровождалъ папскій легатъ Антоній и къ удивленію русскихъ вездѣ, гдѣ ни останавливалась Софія, кардиналъ этотъ облачался въ странное красное платье и перчатки, которыхъ не снималъ даже для благословенія – передъ нимъ же постоянно несли «крыжъ» - латинскій крестъ. Митрополитъ Филиппъ воспротивился этому, говоря, что «неприлично намъ и слышать объ этомъ не только что видѣть», и легатъ Антоній долженъ былъ въехать в Москву безъ «крыжа» впереди. 12 ноября 1472 г. С.Палеологъ прибыла в Москву и въ тотъ же день состоялось веначаніе ея с Іоанномъ. Кардиналъ приступилъ къ исполненію возложенной на него миссіи, но вести съ нимъ споры Митрополитъ возложилъ на книжника Никиту, до того устрашившаго Антонія, что тот быстро прекратилъ диспутъ, сказавъ «нету книгъ со мною»! Такимъ образомъ рушились надежды папы и Висаріона, возложенныя на бракъ С. Палеологъ. Бракъ этотъ имелъ важное вліяніе на форму Московскаго государства и на внѣшнюю обстановку власти (Бестужевъ-Рюминъ). Онъ ускорілъ процессъ «собиранія Руси», внеся въ Москву традиціи Имперіи. Измѣнились отношенія Великаго Князя къ князьямъ другихъ вотчинъ, измѣнились его отношенія и къ дружинѣ (см. ХІІІ, 678). Во всемъ этомъ сказывалось влияніе С. Палеологъ. Опальный бояринъ Берсень говоритъ: «Государь нашъ запершись самъ третей у кровати всякія дѣла дѣлаетъ: - дружина отошла на задній планъ, Вел. Кн. думалъ свою думу съ кемъ хотелъ». Герберштейнъ о С. Палеологъ писалъ: «Это была женщина хитрая, по ея внушению Князь сделалъ многое». Лѣтописец утверждаетъ, что подъ ея вліяніем Іоаннъ покончилъ съ Ордой. Но тотъ же Берсень говорилъ Максиму Греку (въ княженіе Василія) «какъ пришла сюда мать Великого Князя Великая Княгиня С. съ вашими греками, такъ наша земля и замѣшалась и пришли нестроенія великія как у вас в Царѣграде при ваших царяхъ». Онъ разумѣлъ здѣсь вражду партій при дворѣ, дѣло Патрикѣевыхъ и Ряполовскихъ, перемѣну въ выборѣ наследника и т.д. (XІІІ, 681). Кн. Курбскій во многомъ обвинялъ С. и многое приписывалъ С. Палеологъ, говоря: «Въ предобрый Русскихъ Князей родъ всѣялъ діаволъ злые нравы, наипаче же женами ихъ злыми и чародѣйцами, якоже и в израильстѣехъ царѣхъ паче же которыхъ поимовали отъ иноплеменниковъ». С. содействовала тому, что Іоаннъ окружилъ себя пышностью, завёлъ этикетъ при дворѣ и принялъ гербъ Византійской Имперіи – Двуглаваго Орла. Изъ Западной Европы были вызваны художники и зодчіе для украшенія дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберти (Аристотель) Фіоровенти построилъ соборы Успенскій и Благовѣщенскій. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями Кремлёвскими, дворцом Тюремнымъ, выстроенъ, наконецъ, былъ и Архангельскій соборъ. Великокняжеская столица готовилась сдѣлаться столицей Царской; значительную долю участія въ этомъ нужно прописать плѣмяннице послѣдняго Византійскаго Императора. Скончалась она за два года до смерти мужа – 7 апр. 1503г. Литература – та же, что о времени Іоанна ІІІ. (ХІІІ, 681)

    (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона, Т.30 - с.960.)

    Задание №3

    1) Выпишите из текста примеры а) графических изображений букв, утраченных современным русским языком; б) примеры прежней орфографии и синтаксиса;

    2) Составьте и запишите толкование выделенных слов и словосочетаний, обращаясь в трудных случаях к толковому, этимологическому или энциклопедическому словарям.

    Нашёл убежище в Риме; девушка склонит супруга к принятию обрядов римско-католической церкви; Іоанну ІІІ пришлось по душе предложение породниться с Палеологами; повёл дело очень удачно; папский легат ; кардиналъ ; перчатки, которыхъ не снимал даже для благословенія ; «крыжъ» - латинскій крестъ; митрополитъ; книжник Никита; дружина ; вотчина ; сам третей ; нестроения великие; паче же которыхъ; наипаче; этикетъ при дворе ; зодчие.

    Советская историческая энциклопедия

    Софья Палеолóг, З о я П а л е о л о г (ум.7.IV.1503) – племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, с ноября 1472 – жена великого князя Ивана Васильевича. Имя Софьи она получила в России. Брак с С.П. Иван III использовал для укрепления престижа Руси в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны.

    (Советская историческая энциклопедия, с.363)

    Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том VI Глава II.

    Продолжение государствования Иоаннова.

    В сие время судьба Иоаннова ознаменовалась новым величием посредством брака, важного и счастливого для России: ибо следствием оного было то, что Европа с любопытством и с почтением обратила взор на Москву, дотоле едва известную; что государи и народы просвещённейшие захотели нашего дружества; что мы, вступив в непосредственные сношения с ними, узнали много нового, полезного как для внешней силы государственной, так и для внутреннего гражданского благоденствия.

    Последний Император Греческий, Константин Палеолог, имел двух братьев, Димитрия и Фому, которые, под именем Деспотов господствуя в Пелопоннесе или в Морее, ненавидели друг друга, воевали между собою и тем довершили торжество Магомета ІІ; турки овладели Пелопоннесом. Димитрий искал милости в султане, отдал ему дочь свою в Сераль и получил от него в удел город Эн во Фракии; но Фома, гнушаясь неверными, с женою, с детьми, с знатнейшими греками ушёл из Корфу в Рим, где Папа Пий ІІ, и кардиналы, уважая в нём остаток древнейших государей христианских, и в благодарность за сокровище, им привезённое: за главу апостола Андрея (с того времени хранимую в церкви св. Петра) назначили сему знаменитому изгнаннику 300 золотых ефимков ежемесячного жалованья. Фома умер в Риме. Сыновья его, Андрей и Мануил, жили благодеяниями нового Папы, Павла ІІ, не заслуживая оных своим поведением, весьма легкомысленным и соблазнительным; но юная сестра их, девица, именем София, одарённая красотою и разумом, была предметом общего доброжелательства. Папа искал ей достойного жениха и замышлял тогда воздвигнуть всех государей европейских на опасного для самой Италии Магомета ІІ, хотел сим браком содействовать видам своей политики. К удивлению многих, Павел обратил взор на Великого Князя Иоанна, по совету, может быть, славного кардинала Виссариона : сей учёный Грек издавна знал единоверную Москву и возрастающую силу её государей, известных и Риме по делам их с Литовою, с Немецким Орденом, и в особенности по Флорентийскому Собору, где Митрополит наш Исидор, представлял столь важное лицо в церковных прениях. Отдалённость, благоприятствуя баснословно, рождала слухи о богатстве и многочисленности Россиян. Папа надеялся, во-первых, чрез Царевну Софию, воспитанную в правилах флорентийского соединения, убедить Иоанна к принятию оных и тем подчинить себе нашу церковь; во-вторых, лестным для его честолюбия свойствóм с Палеологами возбудить в нём ревность к освобождению Греции от ига Магометова. Вследствие сего намерения кардинал Виссарион, в качестве нашего единоверца, отправил Грека, именем Юрия, с письмом к Великому Князю (в 1469 году), предлагая ему руку Софии, знаменитой дочери Деспота Морейского, которая будто бы отказала двум женихам, Королю Французскому и Герцогу Медиоланскому, не желая быть супругою государя латинской веры…

    Сие важное посольство весьма обрадовало Иоанна; но, следуя правилам своего обыкновенного, хладнокровного благоразумия, он требовал совета от матери, Митрополита Филиппа, знатнейших Бояр: все думали согласно с ним, что сам Бог посылает ему столь знаменитую невесту, Отрасль Царственного Древа, коего сень покоила некогда всё Христианство Православное, неразделённое; что сей благословенный союз, напоминая Владимиров, сделает Москву как бы новою Византиею, и даст Монархам нашим права Императоров Греческих. – Великий Князь желал чрез собственного посла удостовериться в личных достоинствах Софьи и велел для того Ивану Фрязину ехать в Рим, имея доверенность к сему венециянскому уроженцу, знакомому с обычаями Италии…

    Главным действием сего брака (как мы уже заметили) было то, что Россия стала известнее в Европе, которая чтила в Софии племя древних Императоров Византийских и, так сказать, провождала оную глазами до пределов нашего Отечества; начались государственные сношения, пересылки; увидели Москвитян дома и в чужих землях; говорили об их странных обычаях, но угадывали и могущество. Сверх того многие Греки, приехавшие к нам с Царевною, сделались полезны в России своими знаниями в художествах и языках, особенно в латинском, необходимом тогда для внешних дел государственных; обогатили спасёнными от турецкого варварства книгами Московские церковные библиотеки и способствовали велелепию Нашего Двора сообщением ему пышных обрядов Византийского, так, что с сего времени столица Иоаннова могла действительно именоваться новым Царемградом, подобно древнему Киеву. Следственно, падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию. – Некоторые знатные Греки выехали к нам после из самого Константинополя: например, в 1485 году Иоанн Палеолог Рало, с женою и детьми, а в 1495 Боярин Феодор Ласкир с сыном Димитрием. София звала к себе и братьев; но Мануил предпочёл двор Магомета ІІ, уехав а Царьград, и там, осыпанный благодеяниями султана, провёл остаток жизни в изобилии; Андрей же, совокупившись браком с одною распутною гречанкою, два раза (в 1480 и 1490 году) приезжал в Москву и выдал дочь свою, Марию, за князя Василия Михайловича Верейского; однако возвратился в Рим (где лежат кости его подле отцовских, в храме св. Петра). Кажется, что он был недоволен Великим Князем: ибо в духовном завещании отказал свои права на Восточную Империю не ему, а иноверным Государям Кастилии Фердинанду и Елисавете, хотя Иоанн, по свойству с Царями Греческими, принял и Герб их, Орла Двуглавого, соединив его на своей печати с Московским: то есть, на одной стороне изображался Орёл, а на другой Всадник, попирающий дракона, с надписью: «Великий Князь Божиею милостию Господарь Всея Руси ».(Карамзин Н.М. Об истории государства Российского, с.255-257)

    П р и м е ч а н и е. Софья или София – греческое имя. В переводе с греческого языка sophia – мастерство, знание, мудрость. В христианском учении Святая София – Премудрость Божия. Через Царицу Софью Святая Русь породнилась с Византийской Империей и унаследовала впоследствии Имперский титул.

    Задание №4

    Выпишите из текста Н.М. Карамзина слова, словосочетания, в которых заключены те или иные архаические черты: 1) фонетические (зерцало – зеркало); 2) лексические 3) лексико-семантические (соображая обстоятельства – обдумывая обстоятельства); 4) морфологические (рыбарь рыбак ) ; 5) синтаксические. Объясните значения устаревших слов.

    О б р а з е ц.

    Архаические черты в словах и словосочетаниях:

    2) лексические - в сие время - в это время, следствием оного - следствием его,

    Структура словарной статьи

    Левая часть словаря . Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова (по-иному: заголовочное слово, лемма, чёрное слово - от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово).

    Совокупность заглавных слов образуют словник , или левую часть словаря. Выбор словника (какие именно слова войдут в данный словарь, а какие не войдут) зависит от назначения словаря (узкоспециальный, универсальный и т. п.).

    Словник может состоять из языковых единиц:

    • фонем (звуков) - последнее время получают широкое развитие в связи с разработкой автоматического распознавания речи;
    • морфем (приставок, корней, суффиксов..) - для словарей морфем, грамматических словарей, словообразовательных словарей;
    • лексем (слов в «основной форме») - по этому критерию построено большинство словарей: толковых, орфографических и др.;
    • словоформ (слов в определенном числе, падеже..) - для грамматических словарей, словарей рифм и др.;
    • словосочетаний (не одно слово, а несколько так или иначе связанных слов) - например, для фразеологических словарей, словарей идиом, словарей клише и др.

    Иногда словник состоит из лексем и словосочетаний (например, для энциклопедических словарей).

    Правая часть словаря - та, в которой объясняется заголовочная единица. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Это могут быть: список синонимов данного слова (для словаря синонимов), перевод слова (для словарей иностранных слов), раскрытие понятия, которое описывается данным словом, с возможным приложением графиков, схем, рисунков (для энциклопедических словарей) и т. д. Например, правая часть толкового словаря , как правило, включает зоны:

    • грамматическая;
    • стилистическая;
    • толкования;
    • иллюстрации (цитаты, речения);
    • тип значения (прямое, переносное);
    • словообразовательное гнездо;
    • так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы);
    • и др.

    Часто внутри словарной статьи может находиться область (зона) помет (или просто пометы ). Пометы могут быть стилистические, грамматические и другие. Наиболее часто пометы располагаются сразу после заголовочного слова, но могут быть и в других местах (например: устар. - устаревшее значение, редк. - значение редко употребимо, науч. - научное значение, и т. п.)

    Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря . Кроме корпуса, в любом словаре обычно есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарём»; список условных сокращений и др. Кроме того, в словарях могут быть указатели (в Википедии роль указателей частично играют страницы-перенаправления, страницы «неоднозначность» и «Категоризация»)

    Пример

    Словарная статья «Товар» в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова .

    ТОВА́Р , а (у), м. 1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи (эконом.); вообще все, что является предметом торговли. (Сталин). (Жуковский). Красный т. (см. красный). В магазинах много товару. Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. 2. (только ед.). Выделанная готовая кожа (сапож.). Опойковый т. 3. (только ед.). Рудная смесь, готовая для проплавки (горн.). Живой товар. См. живой в 6 знач. Товар лицом показать - показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны. (Достоевский).

    Анализ примера

    ТОВАР - заглавное слово;

    а (у) - грамматическая зона: указание окончания в род. п. ед. ч., в скобках дан вариант окончания;

    м. - грамматическая зона: указание родовой отнесенности слова, оно мужского рода;

    1. - номер значения многозначного слова (у однозначных слов номер не указывается);

    (мн. в знач. разных видов, сортов) - грамматическая зона первого значения: указано, что во множественном числе это значение слова имеет не значение множественности (что свойственно грамматическому значению множественного числа), а значение «разные виды, сорта»;

    Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи - толкование первого значения;

    (эконом.) - стилистическая зона: указание на ограниченность этого значения специальной лексикой, а именно экономической;

    вообще все, что является предметом торговли - вторая часть толкования первого значения, знак; перед этой частью толкования указывает на то, что оно потенциально может быть выделено в отдельное значение;

    Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления

    Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров - зона иллюстрации: в качестве примера дана цитата;

    Красный т. - зона иллюстрации: в качестве примера дано речение - устойчивое выражение;

    (см. красный) - зона отсылки: с помощью этой зоны устанавливается связь между элементами словаря: читателя отсылают к словарной статье «красный», в которой дано толкование фразеологизма красный товар;

    В магазинах много товару - зона иллюстрации: в качестве примера дано речение;

    Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. - зона иллюстрации: в качестве примеров даны речения, обратите внимание на последний пример - сегодня его следовало бы дать в заромбовой части или с подтолковкой, так как это историзм;

    2.

    Выделанная готовая кожа - зона толкования;

    (сапож.) - стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

    Опойковый т. - зона иллюстрации: в качестве иллюстрации дано речение;

    3. - номер значения многозначного слова;

    только ед. - грамматическая зона: указано ограничение для этого значения, только в единственном числе;

    Рудная смесь, готовая для проплавки - толкование;

    (горн.) - стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

    - знак ромба, после которого начинается «заромбовая часть», где представлены фразеологизмы. Каждый фразеологизм тоже имеет свой вход, свои чёрные слова, они (несмотря на то, что их не меньше двух) представляют одну лексическую единицу;

    Живой товар - заголовочное слово заромбовой части;

    См. живой в 6 знач. - толкование-отсылка, читатель должен обратиться в слову живой в 6 значении, где и будет дано толкование фразеологизма живой товар. Хорошо бы было повторять толкование, а не отсылать, но если учесть, что во времена Ушакова словари всегда были только печатными, то сразу очевидно, что отсылки - экономия бумаги;

    Товар лицом показать - заголовочное слово заромбовой части;

    Показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны - толкование фразеологизма;

    Едет из Петербурга ревизор… Слышно было, что все трусят, хлопочут, хотят товар лицом показать - зона иллюстрации: в качестве примера приведена цитата;

    См. также

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Словарная статья" в других словарях:

      Структурная единица словаря/энциклопедии, представляющая собой относительно самостоятельный текст, включающая заглавное слово в виде словосочетания, выражения, понятия, термина и его пояснения, определения, толкования, эквиваленты на других… … Справочник технического переводчика

      Структурная часть словаря, которая посвящена одной теме и которая состоит из заглавного слова, определяющего тему, и следующего за ним текста статьи. См. также Вокабула (2) … Издательский словарь-справочник

      Статья, разъясняющая заголовочное слово в словаре, словарное гнездо. Группа однокоренных слов, представленных в виде одной словарной статьи … Словарь лингвистических терминов

      Статья, разъясняющая заголовочное слово в словаре … Толковый переводоведческий словарь

      Статья в словаре, характеризующая то или иное слово и включающая различные зоны. 1. Вначале идет заглавное слово, оформленное таким образом, что мы можем получить сведения о его орфографии, произношении, ударении. Зонная структура словарной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Структурная единица словаря/энциклопедии, пред­ставляющая собой относительно самостоятельный текст, включающая заглавное слово (словосочетание, выражение, понятие, термин) и его пояснение (оп­ределение, толкование, эквиваленты на др. языках и… … Краткий толковый словарь по полиграфии

      - … Википедия

      И; мн. род. те/й, дат. тья/м; ж. см. тж. статейка, статьица, статьишка, статеечка, статейный 1) Научное, публицистическое, научно популярное сочинение небольшого размер … Словарь многих выражений