Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Владимир Высоцкий. Биография краткая Высоцкого Владимира Семеновича, личная жизнь и творчество

Семья Высоцких состояла из незаурядных и талантливых людей, которые оказали большое влияние друг на друга и на становление личности будущего поэта, певца и актера Владимира Семёновича.

Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий родился 17 июля 1915 года в Киеве в еврейской семье, которая после революции перебралась в Москву.

Будучи студентом Политехнического техникума связи, Семён Высоцкий познакомился с переводчицей Интуриста Ниной Серёгиной. В 1937 году они поженились, а через год у них родился сын, названный в честь деда: Владимиром. Семён в этот момент был в командировке, и его жену с младенцем забирал из роддома брат Алексей. Он стал первым мужчиной, который взял на руки будущего поэта, и впоследствии между ними всегда сохранялась тесная связь.

Семья поселилась в более чем скромной коммуналке на Первой Мещанской улице (теперь проспект Мира, 126). На 38 комнат этого жилища имелась всего одна уборная. До сегодняшнего дня сохранилась только дворовая часть здания, фасад, выходивший на проспект, был снесен.

Когда началась Великая Отечественная война, оба брата – Алексей и Семён в первые же дни были призваны на фронт, а Нина с сыном эвакуировались на Урал.

Семён участвовал в обороне Москвы, освобождении Донбасса, Львова, Лодзи, взятии Берлина, освобождении Праги. Заслужил свыше двадцати орденов и медалей Советского Союза и Чехословакии. После войны продолжил военную карьеру и был уволен из армии в звании полковника за выслугой лет.

Судьбы родителей Семёна Высоцкого

Его отца звали Вольф Шлёмович. Он, будучи сыном стеклодува, сумел получить три высших образования: юридическое, экономическое и химическое (Киевский институт народного хозяйства им. Д.С. Коротченко). Сохранилось курсовое сочинение Вольфа на тему «Влияние иностранных капиталов в русской нефтяной промышленности».

После революции Вольф сменил своё имя на «Владимир» и переехал с семьёй в Москву. Его образование позволяло совмещать несколько ответственных должностей на крупных заводах, например, юрисконсульта и коммерческого директора.

Женат он был на Деборе Овсеевне Бронштейн, родившейся в Житомире в семье учителя. В Москве она также сменила имя и стала называть себя Ирина Алексеевна. Впоследствии они развелись и создали новые семьи. В семейном архиве сохранилась справка от 1941 года о венчании Деборы в Никольской церкви Киева: в документе она фигурирует уже как Дарья Алексеевна и под фамилией второго мужа: Семененко. Эта «мимикрия» с большой долей вероятности спасла ей жизнь, поскольку в конце сентября 1941 года Киев был оккупирован фашистской армией, а семья не успела эвакуироваться. Кроме того, что она была чистокровной еврейкой, оба её взрослых сына - Семён и Алексей, воевали на фронте и были коммунистами. На протяжении всей оккупации Дебора-Дарья жила в страхе, что кто-нибудь её выдаст.

Сложная судьба дяди поэта: Алексея Владимировича Высоцкого

Алексей Владимирович встретил на войне свою любовь: дочь кубанского казака Александру Таран. Она была фельдшером в его воинской части. Майор Алексей Высоцкий и Шура поженились в Керчи. В одном из тяжёлых боёв от их подразделения осталось всего 117 человек, в их числе Алексей и его жена. Но он был тяжело ранен в голову, а она получила пять пулевых ран – в голову, грудь, живот. У неё также была раздроблена кисть руки. Они оказались в разных госпиталях. Когда Алексей выздоровел, то нашёл имя Александры в списке погибших, но она осталась в живых. Её доставили в госпиталь, когда уже начался перитонит и гангрена, руку пришлось ампутировать. После выздоровления Александра отправила свёкру письмо, в котором спрашивала, где Алексей, и которое подписала девичьей фамилией, не желая никого обременять, будучи инвалидом. Письмо это попало в руки Семёна, который служил в Москве при Генштабе. Он немедленно отправил брату шифрованное послание о том, что жена его жива. Алексей немедленно выехал по указанному адресу в Ростов и нашёл Александру в очереди за продуктами, в одежде с чужого плеча. Она указала мужу на пустой рукав: «И только?!» - воскликнул он. Больше они не расставались. Она вернулась на фронт и вместе с мужем дошла до Берлина.

Владимир Семёнович посвятил тёте Шуре песню о войне: «И когда наши девушки сменят шинели на платьица…»

Жизнь после войны

После войны, в 1947 году, Семён и Нина развелись. Володя остался с отцом, который женился вторым браком на армянке Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой. У юного Владимира с ней сложились самые тёплые отношения, он даже называл её «мама Женя», а впоследствии крестился в армянской апостольской церкви.

С 1947 года по 1949 год Семён Владимирович Высоцкий служил в Германии, в городке Эберсвальде. Там Володя научился играть на пианино и кататься на велосипеде. Известно несколько случаев, когда он бил немцам стёкла, а как-то раз взорвал найденную в лесу гранату. Со сверстниками Володя ладил, дарил им свои игрушки, и даже отдал одному из них свой велосипед. Отцу он объяснил это так: «Ты, папа, у меня живой, а его отца убили фашисты. Пусть покатается».

По возвращении они поселились в том самом Большом Каретном переулке. На вопрос журналиста «Московского комсомольца» Л. Колодного, что за «чёрный пистолет» имел в виду в своей песне Владимир, его отец ответил: «Обыкновенный мой трофейный Вальтер с залитым свинцом стволом. Володя его, конечно же, обнаружил и играл им до тех пор, пока Евгения Степановна не разобрала пистолет на части и не выбросила».

Ещё одно воспоминание Семёна Владимировича

«И в Эберсвальде, и на Большом Каретном к нам в дом частo приходили военные, мои фронтовые друзья. Я богатый человек, есть у меня друзья, с некоторыми из них встречаюсь по пятьдесят и более лет. В молодости они были молодые лейтенанты, теперь генералы. А для сына всю жизнь оставались "дядя Саша", "дядя Лёша". Он мог часами слушать их воспоминания.

Я тебе завидую белой завистью, - говорил Володя. - У тебя друзья не меняются».

Ряд своих знаменитых песен Владимир Высоцкий посвятил боевым друзьям своего отца и дяди. Одна из них – «Песня о погибшем друге» - о лётчике Николае Скоморохове, который в свои 20 лет уничтожил «бриллиантовую двойку» - самолёты люфтваффе, управляемые асами, которых бриллиантовыми крестами награждал лично фюрер. Впоследствии Высоцкие и Скомороховы дружили семьями.

Про каждого из членов семьи Высоцких можно было бы написать целую книгу. Для Владимира Семёновича было очень важно жить в среде таких людей, как его близкие и их друзья. Он много знал о жизненных тяготах людей предыдущего поколения, сумел глубоко прочувствовать боль их потерь и воплотить ее в своих песнях.

Предки легендарного барда и актера были евреями, и Высоцкий этого не скрывал

«Словно мухи тут и там ходят слухи по домам» - насмешливо пел Высоцкий. Он сам был объектом пристального интереса, а после смерти «сенсации» из его биографии посыпались одна за другой.

Так, многие опешили, узнав, что часть предков русоволосого и светлоглазого поэта и актера были евреями. Появились и рассуждения о том, что родословная значительно повлияла на творчество Владимира Семеновича. Так ли это?

Вульф – Вэлвэл - Владимир

Прадед артиста по отцу, Шломо , жил в Белоруссии, в Брест-Литовске, и был человеком весьма интересным и разносторонним. Он одновременно являлся преподавателем русского языка и классным стеклодувом. Шломо женился на Хасе Бульковштейн (позже Высоцкой).

В 1914 году супруги уехали в Киев вместе с четырьмя детьми, одним из которых был дед артиста, Вульф (иногда его называли Вэлвэл ). Дедушка Владимира Семеновича получил хорошее образование. Он был химиком, специалистом в парфюмерии, при этом имел глубокие знания в экономике и юриспруденции. Бабушка Дебора работала фельдшером-акушеркой. После революции супруги изменили свои еврейские имена на более привычные (Владимир и Дарья).

Надо сказать, что еврейский вопрос существовал в России веками, с ним связано множество самых разных указов, которые принимались на уровне царей и императоров. Рикошетом все это летело в умы непросвещенных граждан. В царской России не редкостью были погромы еврейских лавок и домов, сопровождавшиеся убийствами и насилием.

В советское время еврейский вопрос вроде бы исчез, но только с виду. С возникновением государства Израиль (1948 г.) многие евреи захотели эмигрировать на «историческую родину». И если при сталинском режиме это было невозможно, то позже, хоть и с трудом, советское правительство пошло на некоторые уступки в этом отношении.

Опять же негласно, но все равно считалось, что если еврей получит бесплатно хорошее образование, затем работу, а потом эмигрирует, то это нанесет непоправимый вред нашей стране. И многие евреи в СССР, даже и не планировавшие никуда выезжать, всеми способами стремились, чтобы в их паспортах (а тогда была графа «национальность») стояло «русский».

Вообще ситуация в СССР была очень интересная: с одной стороны, заключалась масса смешанных браков, между представителями самых разных национальностей, и в то же время бытовой национализм существовал всегда – в том числе и бытовой антисемитизм. Тем более, образ жизни еврейских семей отличался тем, что детям стремились дать хорошее образование, их учили музыке и иностранным языкам. Еврей-алкоголик было понятием анекдотическим.

Еврейское происхождение не помешало сыновьям Вульфа Высоцкого получить военную специальность. И Семен , и Алексей прошли войну, доблестно сражались. У отца Высоцкого – более 20 военных наград, почетное гражданство городов Праги и Кладно.

Дядя актера и поэта Алексей, пройдя войну, окончил журфак, стал писателем. Именно от него будущий бард слышал захватывающие рассказы о настоящей войне, которая «прошла» через все творчество Высоцкого, о войне он написал шедевры, которые звучат повсюду до сих пор: «На братских могилах…», «Он не вернулся из боя» и другие.


Мама Нина и мама Женя

Мать поэта – Нина Максимовна , урожденная Серегина . Ее отец подростком приехал в Москву из Тульской области и работал носильщиком, а затем швейцаром. Бабушка Высоцкого, Евдокия Синотова , родом из подмосковных Утиц. Она также девчонкой попала в столицу, где рано вышла замуж и воспитала пятерых детей.

Нина познакомилась с Семеном в период учебы в техникуме, и, когда ее супруга-военного распределили в Новосибирск, уехала с ним. Но их сын родился в Москве 25 января 1938 года.

Кстати: По , Владимир Высоцкий считался бы однозначно русским.

В 1947 году родители Высоцкого развелись, отец женился на Евгении Мартиросовой , армянке. Вместе с новой женой Высоцкий-старший убыл по месту службы в Германию, куда приезжал Володя. Мальчик очень тепло относился к «маме Жене». Утверждают, что он ради нее даже крестился в армянской апостольской церкви.

Как мы видим, у поэта с малолетства не было никаких особых национальных пристрастий, он рос как все советские дети, в окружении людей самых разных национальностей. Об этом – в его «Балладе о детстве»:

«И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну. Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие! Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие».

Став взрослым, Высоцкий однозначно говорил о себе: «по паспорту и в душе я русский». Это не значит, что он от чего-то отрекался. Как раз феномен Высоцкого, может быть, заключался в том, что он воспринимал всё вокруг, гениально умел влезть в нутро любого человека, моментально проникнуть в тонкости любой профессии, любого менталитета.

Известно, что десятки людей утверждали: они с Высоцким воевали, сидели в сталинских лагерях (и первого, и второго Высоцкий в силу возраста сделать просто не мог), «мотали срок» по «уголовке», лазили в горы, мыли золото…

Все думают, что я - негр

Поэтому и еврейская тема в творчестве Высоцкого была и звучала в самых разных тональностях. Он едко высмеивал бытовой антисемитизм, откликался на процесс над писателями Синявским и Даниэлем , затрагивал конфликт на Ближнем Востоке.

Касаясь еврейской темы, Высоцкий мог надеть маску недалекого обывателя, а мог уже совершенно от своего имени гневно петь и о планах Гитлера уничтожить евреев, и о том, что многим талантливым людям «пятая графа» испортила жизнь.

Высоцкий широко известен как бард, актер и поэт, но он пробовал свои силы и в прозе. Вот, например, два отрывка из памфлета «Дельфины и психи»:

«...Говорят, в Большом театре был случай. Две статистки или кассирши, этого никто не помнит, влюбились в дирижера Фаера или Файдильмера (это не важно, важно, что он - еврей и не стоит этого)».

«...а у меня все оттуда, с Запада - все польские евреи. Но этого никто не знает. Все думают, что я негр».

Специалисты, изучающие творчество Высоцкого, находят схожесть композиций некоторых его стихов («День без единой смерти») с композициями еврейских молитв «Шма, Исраэль». То есть имеется влияние архитектоники молитв на сами творческие приемы, используемые автором. Так, в приеме перечислений у Высоцкого - вместо привычных однородных членов, характерных для русского языка - он применяет «принцип уточнения каждого положения целой системой пояснений» (как в иудаистских текстах).

Неизвестно, насколько был знаком Высоцкий с религиозными текстами. С одной стороны, его бабушка и дедушка получили соответствующее еврейское воспитание. Далее традиций они не соблюдали, однако в ортодоксальных еврейских семьях тексты основных молитв знают все.

Наверное, специалисты могут привести еще немало примеров влияния происхождения на все творчество Владимира Семеновича. Но для большинства советских и постсоветских людей, владеющих русским языком, он остается «нашим». Высоцкий навсегда вошел в культуру сложной, многоукладной и многонациональной России.

«А не пора ли нам взяться за Владимира нашего Семеновича?» - подумали евреи. И взялись. Все-таки 75. Пора расставить точки над i.


И выяснилось, что дедушка - тоже Владимир Семенович Высоцкий - был на самом деле Вольфом Шлиомовичем Высоцким, имел три высших образования, владел тремя языками, сделал детям брит-милу, а бабка, Дарья Алексеевна, была на самом деле Деборой Евсеевной (да еще и Бронштейн). Говорили в семье на идиш. Род Высоцких происходит из местечка Селец, что под Брестом.

Прадеды - Шлёмо Высоцкий, Лейба Бульковштейн и Мордко Бронштейн - а также двоюродный дед Лион были людьми набожными, ходили, разумеется, в синагогу, вставая для этого в шесть утра.

В советские времена отец Высоцкого, чистокровный обрезанный еврей, от еврейства дистанцировался, да и сам поэт свою кровь не особенно ощущал, врать не буду. Написал только однажды в шутку: «Жили-были евреи Высоцкие / Неизвестные в высших кругах».

Однако Высоцким их еврейство аукнулось. Сын Владимира Высоцкого, Аркадий, женился на еврейке, нажил детей, хотя потом и развелся. Дети эти вместе с мамой уехали в Соединенные Штаты и там стали религиозными евреями. Недавно Наташа (Наама) Высоцкая (внучка) вышла замуж за хабадника Шломо Теплицкого - под хупой, все как положено. Видать, Шлёмо Высоцкий, праведник был, не зря так много молился. Споткнулась еврейская кровь об СССР, как о камешек, и потекла дальше.

Оказалось, что было про «то» хорошо известно, не афишировалось только. Но для «Пугачева» (не Любимовского, а фильма по сценарию Володарского) кандидатуру Высоцкого на главную роль завернули с показательной формулировкой: «Не будет того, чтобы роль русского героя Емельяна Пугачева исполнил еврей!»

Забавно попалась на этой теме Зоя Богуславская (хорошо знавшая поэта), когда в фильме «Андрей и Зоя» сказала про Высоцкого, что он был «интеллигентный мальчик из интеллигентной еврейской семьи». Никак с его талантом она это не связывала, а связала как-то с порядочностью. Но что-то такое читалось между строк, что-то такое всем будто бы послышалось, и автор фильма не удержался и задал-таки этот вопрос прямо на камеру, а потом и не вырезал при монтаже:
- Вы что, хотите сказать, что талантливый человек обязательно должен иметь еврейскую кровь?
- Не обязательно, - удивилась в свою очередь Богуславская, - вот у Пушкина была арапская. Тоже сошло.
За это ироничное «сошло» отдельное спасибо Зое Борисовне, но вопрос за кадром запомнился даже больше…

Чувствовал ли себя евреем сам Высоцкий? Не похоже. Правда, Ирэна Алексеевна Высоцкая, двоюродная сестра поэта, писала: «Мы с Володей много говорили о нашем еврействе». Но до чего договорились, неизвестно. Неоткуда было взяться еврейским переживаниям, если на то пошло. Отец поэта (с которым у сына близких отношений не сложилось) - человек советский, кадровый военный, о своей национальности не заикался.

И если поэтическому творчеству еврейская кровь помогла, то еврейскому самоосознанию - не особенно. В любом случае, поэт был евреем негалахическим.

Это факты. Теперь мифология и бизнес. Факт еврейства Высоцкого известен мало. Можно допустить, что он скрывался и скрывается вполне намеренно. Для статуса русского национального гения подмоченная биография ни к чему. Тем более, что теперь идол приносит большие доходы. Над его биографией теперь будут работать старательно. А кто вякнет не в тему - могут и по рукам. Раз уж сам Первый канал над имиджем трудится. Что идет в ход, что нет - проверяется. Что работает, что не работает. Какая деталь личности и жизни конвертируется в прибыль - а какую лучше забыть. Высоцкий догадывался, что его после смерти будут так или иначе кантовать: «Мой отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет». И это тоже… Алкоголь работает на образ? Работает! Хороший друг? Работает! Донжуан? Тоже! Папа-еврей? Папа - еврей?! Объявить, что Высоцкий - еврей - это как-то неприлично и даже кощунственно. И опасно. В глубинке можно и промеж глаз получить за подобные шуточки (если сообщить, например, похожую сплетню про Иисуса).

Вот Бориса Абрамовича Березовского (хоть он, как и Высоцкий, еврей только по папе, да еще и крещеный) русский человек считает евреем и разубедить его в этом можно будет тогда, когда съест колбаса человека.

Или Виктора Феликсовича Вексельберга, тоже еврея по папе. Потому что чужие они нам. А Высоцкий - это же наше, родное. Принять этот факт в биографии Владимира Семеновича общество не готово.

Но в общем, русские правы. Так или иначе, Высоцкий лучше всех выразил советскую эпоху и русский характер. И хотя у русской культуры его никто не отнимает (да и пытаться не следует), но и вворачивать, что он наполовину еврей (испортив всем праздник), - как-то бесчеловечно. Вот евреи - вечно им чего-нибудь присвоить надо. Бывают же люди, до чужого добра жадные! А тут под шумок 75-летия вознамерились целого русского гения уворовать! Ша, ша! Уже никто никуда не идет! Мама Высоцкого, Нина Максимовна Серегина, переводчица, происходила из русских крестьян.

Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит - подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора.

Гарри Каспаров Высоцкий 25 января 2013, 11:10

  • Сегодня я мог бы часами увлеченно рассуждать о феномене Высоцкого, но написать лучше, чем мне посчастливилось тогда, четверть века назад, всё равно не смогу. Это был мощный эмоциональный выплеск: «Десант в бессмертие» я написал за день и ночь, буквально на одном дыхании.Из сборника статей «Высоцкий: я, конечно, вернусь» под редакцией Натальи Крымовой, 1987 год
    Гарри Каспаров. Десант в бессмертие

Видел я все дела, какие делаются под солнцем,
И вот все - суета и томление духа!
Экклезиаст I, 14
Я уйду и скажу, что не все суета.
В. Высоцкий

Школа-студия МХАТ, 1959 год

Для нормального человека естественно интересоваться своим происхождением, своими предками, историей своего народа.


25 июля 1938 года. Володе Высоцкому - полгода

Странно другое: когда происхождением человека начинают интересоваться посторонние и на основании его принадлежности к той или иной нации делают выводы и о самом человеке и о его делах.


Евгения Лихалатова, Владимир Высоцкий, Семен Высоцкий. Эберсвальде, Германия 1947 год. Фото Алексея Высоцкого

Еврейские корни Владимира Высоцкого уже много лет служат почвой для непонятных споров и нелепых выводов, хотя никакого секрета или чего-то необычного в его биографии нет.


Семён и Алексей Высоцкие с жёнами и детьми, Германия, Ратенов, 1947 год


Письмо Володи Высоцкого Нине Максимовне

Совсем молодой еще Высоцкий написал в одном из набросков:
В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.


Страница из тетради времен учебы в Школе-студии МХАТ, март 1957 года

Конечно, в Риме Высоцкие не жили – это художественный образ, но вообще считается, что предки Владимира Семеновича были из местечка Селец, недалеко от Брест-Литовска.

Высоцковеды подробно проследили его родословную и всех родственников по отцу: от деда, практически полного тёзки поэта – Вольфа Шлиомовича Высоцкого до прапрадедов Акима Райха и Мордехая Бронштейна.


Записи о рождении Вольфа и его жены Деборы


Вольф Высоцкий. Фотография с сургучной печатью коммерческого института

И нельзя сказать, что сам Высоцкий относился к своему происхождению безразлично.
Двоюродная сестра, Ирэна Высоцкая, вспоминала, что «конечно, мы с Володей много говорили о нашем еврействе». Он с детства знал разные еврейские словечки и забавные выражения, а поскольку дядя Алексей Владимирович и отец еще и пели иногда еврейские песни, то и сам отдал должное фольклору.

Владимир Высоцкий, «Здравствуйте, мое почтенье…»: слушать (автор неизвестен)

Это запись 1963 года с пленок Семена Владимировича Высоцкого.
Здесь Высоцкий, между прочим, в канонический текст вставил еще и Вэлвэла – то есть собственного деда.


Алексей и Семён Высоцкие. Семён в кителе Алексея. Снимок предназначен для родителей. Германия, 1945 год

Но через год в письме жене, Людмиле Абрамовой, Володя напишет, что «стал похож на русского вахлака, от еврейства не осталось и следа».
Однако в том же 1964 году Владимир Высоцкий спел у Валерия Синельщикова знаменитую песню о еврейском вопросе в СССР.

Владимир Высоцкий, «Антисемиты»: слушать

В советском паспорте была так называемая «пятая графа».
Там в обязательном порядке указывалась национальность человека.


Паспорт советского образца

Однако когда говорили про «пятый пункт», почти всегда подразумевалось, что речь идет о евреях.
И этот «пятый пункт» испортил жизнь и карьеру многим достойным людям. Потому что при официально провозглашенном интернационализме существовали негласные квоты для евреев. Они не могли занимать определенные должности, учиться в определенных вузах и вообще считались людьми подозрительными.

В 1968 году Высоцкий исполнил песню, посвященную своему хорошему знакомому, выдающемуся нейрохирургу Эдуарду Израилевичу Канделю.

Владимир Высоцкий, «Он был хирургом, даже нейро…»: слушать


Авторская правка машинописного текста песни «Он был хирургом…» в сборнике Александра Репникова.
Из архива Сергея Жильцова


Эдуард Кандель

Еще одна песня, к сожалению так и осталась у Высоцкого не законченной, в виде наброска. Но эти два четверостишия получились очень красноречивыми.

Владимир Высоцкий, «И Фюрер кричал, от завода бледнея…»: слушать

Впрочем, про евреев или Израиль Высоцкий пел не только в социальном и даже отчасти политическом смысле.



Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Знаменитая «Лекция о международном положении» – песня шуточная. Хотя, когда речь заходила о враждебном государстве Израиль и его вождях, советским людям даже шутить не полагалось. Там все было серьезно.


Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Владимир Высоцкий, «Лекция о международном положении…»: слушать



Автограф песни «Я вам, ребята…» (РГАЛИ - ф.3004 оп.1 ед хр. 88 л. 1 и л.1 об.)
Сергей Жильцов: «Высоцкий про Римского Папу (злободневное)»

Лекции о международном положении были разновидностью просветительской пропаганды для широких масс.
Люди собирались в зале, а лектор объяснял им текущий момент и политику партии по международным вопросам.


Автограф на память. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Эта песня из числа тех, которые в наше время уже требуют отдельных пояснений.
Римский Папа «из поляков из славян» – это в будущем один из величайших понтификов в истории Иоанн Павел II.


Иоанн Павел II

А иранского шаха Мохаммеда Резу Пехлеви незадолго до того свергла исламская революция, которую возглавлял аятолла Хомейни.


Мохаммед Реза Пехлеви


Аятолла Хомейни

Далеко не каждый помнит, что Голда Меир – это премьер-министр Израиля и к тому же вообще женщина.


Голда Меир

Что Моше Даян был министром обороны и одним из тех, кто и олицетворял для советских людей «израильскую военщину» – и у него действительно не было одного глаза.


Моше Даян

Онассис – это греческий миллиардер, который женился на вдове Джона Кеннеди Жаклин, она же Джеки, она же Жаки.


Жаклин Кеннеди

А вообще эта песня имела несколько вариантов текста: слушать

Это вариант Высоцкий исполнил в тот же день и тоже, в Бауманке.
Там было три выступления подряд, и все три раза Владимир Семеныч исполнял разные варианты теста. А Банда Четырех, кстати, – это жена Мао Цзэдуна и трое его сподвижников, пытавшихся взять власть после смерти Мао.


«Банда четырех»

На третьем концерте в Бауманском Высоцкий вспомнил заодно и Менахема Бегина, тоже израильского премьера, успевшего посидеть в советском лагере в 40-е годы, а родившегося, к слову, в Брест-Литовске.


Менахем Бегин

То есть они с Высоцким в некотором смысле земляки.

Ну, и еще один вариант «Лекции о международном положении» – уже в записи Вадима Туманова.
Это январь 1979 года. Самое раннее из известных сохранившихся исполнений:слушать


Москва, учебная телестудия Факультета журналистики МГУ, май 1979 года. Съёмка Юрия Дроздова для Уоррена Битти

Но в принципе, когда говорят о еврейской теме в творчестве Владимира Высоцкого, то большинство наверняка вспоминает ту песню, которую вы услышите сейчас.
Это концерт в московском Театре кукол, декабрь 1973 года.

Владимир Высоцкий, «Мишка Шифман»: слушать


Автограф песни «Мишка Шифман» (черновик - РГАЛИ - ф. 3004 оп.03 ед.хр.7 л.1)

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Александра Свердлина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Валерия Басина, Игоря Рахманова, Александра Петракова и Александра Ковановского.

С конца 60-х до начала 80-х из Советского Союза в Израиль уехало более ста тысяч евреев.
Но Владимир Высоцкий никогда всерьез не говорил о желании куда-то уехать, тем более уехать в Израиль. Хотя возможность остаться за границей была у него неоднократно. Но он всегда чувствовал себя русским поэтом и без своей страны себя не представлял.


После концерта. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– автографы из архивов Сергея Жильцова и Юрия Гурова;
- статья Геннадия Брука и Виталия Хазанского «Высоцкий и еврейский мир»;
- статья Сергея Удачина «Родословная Владимира Высоцкого».

Бонусы:

1) «Мы раз пошли на дело – я и Рабинович…» слушать (из архивов Семёна Владимировича Высоцкого, 1963 год)
2) Песенка про жену Мамы Дзэ-дуна слушать (неизвестное публичное выступление, 1967 год)
3) Песенка о слухах слушать (Переделкино, у Юрия Королёва, 1970 год)
4) Лекция о международном положении слушать (у Вадима Туманова, январь-февраль 1979 года)

Вчера, 25 января, был день рождения Владимира Высоцкого, которому на следующий год исполнилось бы 75. Но он ушел из жизни более трех десятков лет назад, молодым сорокадвухлетним мужчиной. Впрочем, этих трех десятилетий для народной памяти как будто бы и не было. По итогам опроса ВЦИОМ, сделанного в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке кумиров ХХ века. На первом – Юрий Гагарин.

… Меня всегда интересовала фамилия уникального российского барда. Чья она, из каких краев?.. Чьи гены породили талант, который нельзя подогнать ни под одно определение? Ведь Высоцкий все сразу - и поэт, и композитор, и исполнитель, и актер… Перерыв массу разной литературы, я все-таки «дорылась» до поколения его дедов-прадедов по отцовской и материнской линии.

Оказалось, что по отцу Владимир Высоцкий – еврей, по матери – русский. О двух ветвях его родословной рассказывается в книге двоюродной сестры поэта, профессиональной писательницы Ирэны Высоцкой. Книга, в которой немало места отведено документам, вышла летом 2005 года и называется «Мой брат – Высоцкий. У истоков». К сожалению, найти эту книгу мне не удалось. По имеющейся информации, она издана на деньги автора и ее друзей и вышла тиражом всего в 500 экземпляров: сестра Высоцкого – человек небогатый… Поэтому мне пришлось пользоваться другими источниками. Возможно, информация, которую я разыскала, будет интересна и читателям портала «Саханьюс». Все-таки, это не кто-нибудь, а сам Владимир Семенович Высоцкий…

«В дни, когда все устои уродские

Превращались под силою в прах

В Риме жили евреи Высоцкие

Неизвестные в высших кругах».

Это стихотворение поэт не окончил ипояснил причину в шутливой приписке: "Стихотворение не окончено, т.к. автор впал в антисемитизм, а дальнейшие сведения о Высоцких погребены в толще веков" .

Исследователи полагают, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии. Ныне это – Брестская область Беларуси. Возможно, сама фамилия – Высоцкие – связана с названием города Высокое Брестской области.

Прадедом известного русского поэта по отцовской линии был Шлиом (Шлёма) Высоцкий, преподаватель русского языка, имевший также профессию мастера-стеклодува. Его жену звали Хаша(Хася)-Фейга Лейбовна Бульковштейн.

У Шлиома Высоцкого было четверо детей: Мария, Исаак, Лион (Лейбиш) и Вольф. Лион - видный инженер-химик, основатель Киевского завода "Химэфир". Незаурядной личностью был и его брат Вольф - родной дед Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович (Вольф Шлиомович) Высоцкий (1889-1962) родился в Киеве, позже жил в Москве. По свидетельству его современников, он отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и страстью к обучению. Закончил Люблинское коммерческое училище, киевское отделение Одесского коммерческого института (одновременно с Исааком Бабелем), юридический факультет Киевского университета. В годы «нэпа» организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Кроме того, дед Высоцкого интересовался живописью, даже писал монографию на эту тему. Его называли «аристократом духа, человеком необыкновенной порядочности, фундаментальности в делах». Говорят, что Вольф Высоцкий слыл в Киеве одним из самых красивых мужчин.

Бабушкой Высоцкого была первая жена Вольфа, в девичестве Дора Бронштейн. Впрочем, в разные годы жизни ее звали по-разному: Дебора, Иродиада, Ирина, Дарья Алексеевна. Сама родом из Житомира, бабушка жила в Киеве, имела среднее медицинское образование (акушерские курсы), работала косметологом. Позже она стала носить фамилию второго мужа - Семененко, приняла православие. Её отцом, т.е. вторым прадедом поэта, был Овсей-Гешель Хаим-Мордкович Бронштейн - мещанин Волынской губернии, иудей по вероисповеданию. Он окончил полный курс Житомирского еврейского учительского института.

По воспоминаниям двоюродной сестры Высоцкого, Ирэны, «бабушка принадлежала к прекрасной "породе" вечно молодых людей. Очень добрая, весёлая... была очень остроумная. Одной фразой она могла так передать суть человека, что подобной образной характеристике позавидовал бы любой сатирический журнал. Это, наверное, от неё у всех Высоцких – страсть к хохмачеству, умение заряжать сам воздух доброй шуткой. ... Театр и литература были её страстью...»

У Вольфа и Доры Высоцких было двое детей. Старший - отец поэта Семён Высоцкий (1916-1997), кадровый военный. Он учился в 67-й киевской школе, в 1931-м году поступил в политехникум связи, но уже через год переехал в Москву. Там продолжил образование, стал офицером и в 1937-м женился на переводчице Нине Максимовне Серегиной. Играл ей на рояле, пел Вертинского…

Алексей Высоцкий (1919-1977), был моложе брата на три года. Он закончил артиллерийское училище и факультет журналистики МГУ. В начале Великой Отечественной женился на Александре Таран (1923-2008), кубанской казачке, военном фельдшере, служившей с ним в одной части. Оба брата, а также жена Алексея - участники войны. Отец Владимира Высоцкого ушел на фронт в сорок первом и, с многочисленными наградами, закончил войну в Праге.

Но, пожалуй, на творчестве и формировании личности Владимира Высоцкого сказалось влияние не столько отца, сколько дяди. Тот был более прямым и независимым в суждениях. Алексей Высоцкий начинал войну командиром огневого взвода, закончил начальником штаба 124-ой гаубичной артиллерийской бригады большой мощности 20-й артиллерийской дивизии РГК. Орудия бригады вели огонь по рейхстагу. В мирное время дядя поэта был известен как мастер военного очерка, работал в документальном кино.

Именно в лаборатории "дяди Лёши", в Доме техники министерства речного флота РСФСР, Владимиром Высоцким были сделаны первые профессиональные записи его песен.

Рассуждая о своем творчестве, Высоцкий писал: «Мне кажется, что у моих песен очень русские корни, и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку» .

Откуда эти русские корни? Сам Высоцкий писал: «Много во мне маминого». Мать Владимира Высоцкого, Нина Максимовна СЕРЕГИНА – из рода русских крестьян. Ее отец, Максим Иванович Серёгин - уроженец села Огарёво Огарёвско-Теплинской волости Богородицкого уезда Тульской губернии. В 14 лет он перебрался в Москву, где поначалу прислуживал в трактирах и ресторациях, а позже работал швейцаром.

Нина Максимовна вспоминает: «Я родилась 23 марта 1912 года в Москве, меня крестили в церкви Всех Святых, что возле теперешней станции метро «Сокол». Моими крёстными восприемниками стали: Иван Родионович Калинин (петербуржец) и Наталья Андреевна Туманова из Подмосковья» .

В семье Серегиных росло пятеро детей - сестры Надежда, Рая, Нина и два брата - Володя и Сергей. Мама - Евдокия Андреевна Серёгина (в девичестве Синотова, 1888 года рождения), была домохозяйкой.

Нина Серегина работала в Бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии НКВД СССР, переводчиком с немецкого языка. Семен Высоцкий был другом ее родного брата, Володи. Поначалу молодожены уехали в Новосибирск. Но работы для Нины там не нашлось, и они вернулись в столицу. О рождении сына Нина Максимовна вспоминала: «Появление на свет моего первенца предполагалось 12 января 1938 года, но родился он почти на две недели позже, 25 января. В роддом меня провожал мой муж Семён, ему шёл тогда 22-й год, я была на четыре года старше. Сын родился в 9.40 утра. Такая радость!»

Маленького Володю мать брала с собой на работу, где он спал на большом столе. Позже дед Высоцкого по отцу, который работал на заводе «Новый мыловар» инженером-экономистом, устроил внука в детский сад. Но началась война, и он отправил трехлетнего внука и невестку в эвакуацию - в село Воронцовка под городом Бузулуком Оренбургской области. О тех временах у мамы Высоцкого есть забавное воспоминание. В эвакуации Володя ходил в детский сад, и она видела сына редко. «И вот во время одной из наших встреч, - рассказывала она, - он спрашивает меня: «Мама, а что такое счастье?» Я удивилась, конечно, такому взрослому вопросу, но, как могла, объяснила ему. Спустя некоторое время он мне радостно сообщает: «Мамочка, сегодня у нас было счастье!» - «Какое же?» «Манная каша без комочков!»

Именно здесь, в эвакуации, в доме молодой учительницы, Высоцкий первый раз прикоснулся к гитаре.

Самой заметной фигурой в семье Серегиных был родной брат Нины Максимовны Сергей (он старше ее на восемь лет). Сергей Серегин стал военным летчиком. Закончил военно-теоретическую школу ВВС, первую военную школу лётчиков им. Мясникова в Севастополе. В июле 1926 г. был назначен в 22-ю разведывательную эскадрилью 2-й авиабригады в г.Витебск Белорусского Военного Округа на должность младшего лётчика.

В детстве Сергей был крещен, а в годы службы вступил в ВКП(б). Он был высоким, плотным, белозубо-чернобровым гигантом. В двери родного дома Сергей проходил, только пригнувшись. Ростом в 187 см., он иногда постукивал себя по груди и гордо громыхал: «90 килограммчиков!» Нина Максимовна вспоминала: «Сергей, весельчак и хохотун, знал столько смешных историй и рассказывал их при любом удобном случае. Ехали как-то в трамвае, разговаривали, и тут незнакомая попутчица обратилась к нам: «Я вот гадаю: кто вы друг другу? Супруги? Не нахожу. Просто знакомые? Нет. Что-то в вас общее, одинаковое, близкое. Скорее всего, вы брат с сестрой! Верно?» А мы и вправду были очень похожи» .

Лётчик-инструктор Сергей Серёгин готовил к учебно-курсовым занятиям недавно поступившие на вооружение школы новые тяжёлые бомбардировщики типа «ТБ-1». В конце 1928 г. в Оренбург была перебазирована Ленинградская высшая школа лётчиков-наблюдателей, и объединенной Оренбургской школе присвоили наименование: «Третья военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова». Образовался мощный учебный комбинат, готовивший кадры для ВВС. С 1933 по 1934 годы здесь были произведены два дополнительных выпуска девушек-пилотов, принятых по комсомольскому спецнабору в 1931 и 1932 годах. Среди выпускниц, в подготовке которых непосредственно участвовал С.Серёгин, была воспитанница Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко - первая и единственная в истории мировой авиации женщина, совершившая воздушный таран.

Вся семья гордилась Сергеем и его профессией. Хотя он был мастером на все руки - умел и мебель перетягивать, и плотничать, и книги переплетать. Служебный рост Сергея Серегина продолжался. В феврале 1937 года он был назначен командиром 29-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи. Ему присвоили очередное звание майора - две «шпалы» в петлицах.

Но …судьба переменчива. Во время одного из учебных бомбометаний часть бомб не разорвалась. Их нашли дети, погибли три мальчика. После этого случилось четыре аварии с потерей самолетов, хотя и без жертв… Серегин попал в «черный список».

В марте 1938 года комэска Сергей Серегин был арестован. На допросах его жестоко пытали, выбивая сведения, порочащие наркома обороны С.К.Тимошенко и других военачальников. Ломали об арестованного летчика стулья, жгли калёными прутьями, повредили ноги…

Серегин был осужден по статье 7-35 УК РСФСР (как лицо, совершившее общественно опасные действия) и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но в это время в воздухе запахло войной... 5-го марта 1941 г., в связи с нехваткой авиаспециалистов, Серегина неожиданно освободили, вручив предписание о направлении в г.Ульяновск. Вернулся он совсем другим человеком, во сне кричал: «Зачем вы калечите советских лётчиков!?»

После освобождения дядя Высоцкого был уволен в запас и получил работу старшего нормировщика в военных авиационных мастерских г.Ульяновска. Позже работал контрольным мастером, начальником механического цеха, старшим мастером самолётного цеха. Великолепно зная материальную часть самолётов У-2, УТ-2, УТН-4, И-16, И-15, он изучил новый самолёт ИЛ-2. С 26 июля 1943 г. его перевели на завод № 280 г.Ульяновска в качестве лётчика.

О своем дяде Владимир Высоцкий знал с детства. Когда они с матерью ехали в эвакуацию и из окна поезда увидели верблюдов, он спросил Нину Максимовну: «Мамочка, а они такие же большие, как дядя Серёжа-лётчик?». Как, известно, о летчиках Высоцкий писал много. Есть у него «Песня летчика». Возможно, ее слова навеяны воспоминаниями о дяде Сергее:

«Их восемь - нас двое. Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть!

Сережа! Держись, нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять…»

Вот какая родня была у «кумира ХХ века». А у самого него кумир был только один - Пушкин. Марина Влади писала: «Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина. Твоя последняя роль - Дон Гуан в "Каменном госте". Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе всё русское Возрождение».