Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Самолет миг 21 в ввс ссср. Авиация россии

МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, НАТО: Fishbed)

Советский многоцелевой истребитель, созданный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Производился серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Использовался во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было произведено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 выпускалась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 производилась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная модификация F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было произведено около 2500 J-7/F-7

Разработка

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем третьего поколения , что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счёт применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч.

На первой модификации (МиГ-21Ф), как и на МиГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в схватке с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё далеки от совершенства, советскому истребителю было довольно легко совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.

Исход таких сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не канули в лету.

В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты - это очень мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это делалось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.

Дальнейшим развитием самолёта МиГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в конечном счёте на тонну увеличило снаряженный вес самолёта. Модификация с двигателем Р-25-300, поступившая на вооружение в 1972 году, имела обозначение МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом - F-16A (принятым на вооружение в 1979 году), довольно сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике.

В 1977 году с появлением МиГ-29 самолёт окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оборудовано мощной БРЛС«Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.

Модификации

Первое поколение

МиГ-21Ф (тип 72) (1959) - фронтовой истребитель. Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР-30 и два подкрыльевых пилона для подвески блоков неуправляемых ракет С-5 (по 16 ракет в каждом блоке), ракет С-24, бомб или зажигательных баков. Двигатель Р-11Ф-300, тяга без форсажа - 3880 кгс, на форсаже - 5740 кгс. Радиолокатором не оснащался. Производился в 1959-1960 годах на горьковском авиазаводе. Всего собрано 83 экземпляра.

МиГ-21Ф-13 (тип 74) (1960) - фронтовой истребитель. Появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Демонтирована одна из пушек, что позволило увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести дополнительный подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа - 3950 кгс, на форсаже - 6120 кгс. Радиолокатором не оснащался. Производился с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.
На облегчённой модели этой модификации под названием Е-66 в 1960 году установлен рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте; достигнута средняя скорость 2149 км/ч, а на отдельных участках 2499 км/ч. А 28 апреля 1961 г. был установлен новый абсолютный рекорд высоты 34714 м.

Второе поколение

МиГ-21П (1960) - опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оборудован радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была демонтирована и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С). В то время существовало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки (американский Фантом тоже получил пушку лишь в 1967). Вьетнамская война убедительно доказала, что это мнение было заблуждением. Вместо ракет К-13 на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты. К июню 1960 г. была собрана небольшая установочная серия перехватчиков МиГ-21П. Однако на этом его производство закончилось, а в массовое изготовление пошла следующая модификация - ПФ.

МиГ-21ПФ (тип 76) (1961) - всепогодный перехватчик; оборудован аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». От предыдущей модификации отличался более мощным двигателем Р-11Ф2-300 (как на МиГ-21Ф-13), новейшим радиолокатором ЦД-30ТП (РП-21), и прицелом ГЖ-1. Серийно производился с 1961 года на горьковском и московском авиазаводах.

МиГ-21ПФС (изделие 94)(МиГ-21ПФ(СПС)) (1963) - подвариант МиГа-21ПФ. Литера «С» означает «сдув пограничного слоя» (СПС). Военные хотели получить МиГ-21 с возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах и для этого была создана система сдува пограничного слоя с закрылков. Под эту систему были доработаны двигатели, получившие название Р-11-Ф2С-300, с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух, что резко повысило взлетно-посадочные характеристики самолёта. Применение СПС позволило сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч. На самолёте могли дополнительно устанавливаться два стартовых ускорителя СПРД-99 для сокращения длины разбега. Все эти нововведения оборудовались и на всех последующих модификациях. Самолёты «ПФ» и «ПФС» производились в 1961-1965 годах.

МиГ-21ФЛ (тип 77) (1964) - экспортная модификация МИГа-21ПФ созданная специально для Индии. Упрощено радиоэлектронное оборудование; вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Вместо двигателя Р-11Ф2-300 поставлен Р-11Ф-300, как на ранней версии МиГ-21П. Производился в 1964-1968 годах на горьковском и московском авиазаводах. Поставлялся в Индию с 1964 года, в разобранном виде. Некоторое количество МиГ-21ФЛ поступило и в советские ВВС. Также производился в Индии по лицензии.

МиГ-21ПФМ (изделие 94) (1964). Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (хотя в то время оно ошибочно и считалось устаревшим). Поэтому в данной модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ. Также выяснилось, что в некоторых ситуациях ракеты с радиолокационным наведением предпочтительнее, чем с тепловым, например, в условиях облачности или тумана. Поэтому наряду с ракетами Р-3С (К-13), самолёт ПФМ получил возможность нести ракеты РС-2УС (К-5МС) с радиолокационной системой наведения; для этого несколько доработали бортовую РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М. Позже до РП-21М были доработаны радиолокационные прицелы на МиГ-21ПФС. Среди других усовершенствований: установлены запросчик-ответчик СРЗО-2М «Хром-Никель» (изд.023М), зеркало для обзора задней полусферы (перископ), новое катапультное кресло КМ-1М, инфракрасный визир «Самоцвет», новый прицел АСП-ПФ сопряженный с РЛС и ИК-визиром, и т. д. Серийный выпуск МиГ-21ПФМ для ВВС Советского Союза велся на заводе № 21 в Горьком с 1964 по 1965. На московском заводе «Знамя Труда» данная модификация собиралась на экспорт с 1966 по 1968.

МиГ-21Р (1965)
Разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе оборудовались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием. Контейнеры были в следующих вариантах:

-«Д» - для дневной фоторазведки - фотоаппараты для перспективной съёмки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съёмки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
-«Н» - для ночной фоторазведки - фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
-«Р» - для радиотехнической разведки - аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
-станция постановки активных помех СПС-142 «Сирень»;
-аппаратура для забора проб воздуха;
-аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.

Проводились лётные испытания контейнеров:

С телевизионным комплексом ТАРК или ТАРК-2 и линией передачи информации на наземный пункт (этот вариант в частности использовался в Афганистане);
-с аппаратурой круглосуточной разведки «Шпиль» с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
-с аппаратурой инфракрасной разведки «Простор»;
-с аэрофотоаппаратами для съёмки с особо малых высот.
Самолёты также оснащались аппаратурой радиоэлектронной борьбы на законцовках крыла.

Кроме разведывательного оборудования, на МиГ-21Р предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе ПФМ, за исключением пушечной гондолы ГП-9 и подвесного топливного бака на подфюзеляжном пилоне.

Все предыдущие модификации имели только 2 подкрыльевых пилона. МиГ-21Р и все последующие модификации имели уже 4. Видимо, с самого начала это было вызвано необходимостью увеличить дальность полёта у разведчика: ведь на подфюзеляжный пилон уже нельзя было подвесить дополнительный топливный бак - на его месте расположена разведывательная аппаратура; если же занять подвесными топливными баками подкрыльевые пилоны, то некуда будет подвесить ракеты, и самолёт станет совершенно безоружным.

В борьбе за повышение дальности полёта запас топлива во внутренних баках был увеличен и достиг 2800 литров, но этого было всё равно недостаточно. Зато с появлением двух дополнительных подкрыльевых пилонов проблема была решена. Теперь самолёт нёс разведывательную аппаратуру под фюзеляжем, два подвесных топливных бака по 490 литров на подкрыльевых пилонах, и ещё два подкрыльевых пилона могли нести всю номенклатуру вооружения, как и предыдущая модификация «ПФМ».

МиГ-21Р производился на Горьковском авиазаводе №21 с 1965 по 1971 год.

Третье поколение

МиГ-21С (изделие 95) (1965) - новым этапным шагом развития МиГ-21 послужило появление новейшей бортовой Радиолокационной станции РП-22, получившей название «Сапфир-21» или сокращённо С-21 (отсюда и литера «С» в названии модификации). Станция имела более высокие характеристики, чем РП-21: при тех же углах сканирования дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» достигла 30 км, а дальность сопровождения была увеличена с 10 до 15 км. Но главное - она позволяла использовать новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это изменило тактику использования самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за целью.
Обычным вооружением МиГа-21С стали 4 управляемые ракеты: 2 с инфракрасной головкой самонаведения Р-3С, и 2 с радиолокационной ГСН Р-3Р. Под фюзеляжем на центральном пилоне была размещена гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23.
Новый автопилот АП-155 разрешал не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
В состав бортового оборудования ввели усовершенствованную аппаратуру наведения на цель «Лазурь-М» и новую станцию предупреждения об облучении СПО-10.
МиГ-21С производился серийно в Горьком в 1965-68 гг только для советских ВВС.
Характеристики МиГ-21С:
-Тип двигателя: Р-11Ф2С-300
-Тяга:
-без форсажа 3900 кгс
-на форсаже 6175 кгс
-Максимальная скорость:
-на высоте 2230 км/ч
-у земли 1300 км/ч
-Практический потолок 18000 метров
-Макс. эксплуатационная перегрузка 8
-Дальность полёта МиГ-21С на высоте 10 км:
-без подвесных топливных баков - 1240 км
-с одним подфюзеляжным ПТБ на 490 л - 1490 км
-с тремя ПТБ на 490 л - 2100 км.

МиГ-21СН (1965) - подвариант МиГа-21С, приспособленный для того, чтобы нести на центральном (подфюзеляжном) пилоне атомную бомбу РН-25 (позднее - и других типов). Литера «Н» - от слова «носитель». Производился серийно с 1965 года.

МиГ-21СМ (тип 15) (1968) - МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был оборудован более мощный двигатель Р-13-300, обладавший к тому же увеличенным запасом газодинамической устойчивости и широким диапазоном режимов форсажа с плавным изменением тяги. Тяга без форсажа - 4070 кгс, на форсаже - 6490 кгс. По сравнению с самолётами предыдущих модификаций имеет лучшие разгонные характеристики и скороподъёмность. Максимальная эксплуатационная перегрузка была увеличена до 8,5 g.
Предыдущие модификации могли нести двухствольную пушку ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9, который крепился на центральном пилоне. Однако таким образом контейнер занимал центральный пилон, на котором мог бы быть расположен подвесной топливный бак, бомба, или контейнер с разведывательной аппаратурой. Кроме того Вьетнамская война ясно дала понять, что пушка нужна истребителю не иногда в особых случаях, а всегда - при каждом боевом вылете. Учитывая всё это, МиГ-21СМ получил встроенную в фюзеляж пушку ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов. С внедрением встроенной пушки оптический прицел АСП-ПФ был заменен прицелом АСП-ПФД.
Из-за встроенной пушки пришлось немного уменьшить запас топлива - до 2650 литров. Чтобы компенсировать это, был создан новый подвесной бак объёмом 800 литров, причём расстояние от него до земли осталось прежнее. Этот бак можно было подвешивать только на центральном пилоне, подкрыльевые могли нести только 490-литровые баки.
На четырёх подкрыльевых пилонах в различных сочетаниях могли подвешиваться ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-16-57 или УБ-32-57 (первые несут 16, вторые - 32 неуправляемые ракеты С-5), неуправляемые ракеты С-24, бомбы и зажигательные баки калибром до 500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки - 1300 кг. Самолёт также мог оборудоваться аэрофотоаппаратом АФА-39. Кроме того, в 1968 на вооружение МиГ-21 поступила управляемая ракета «воздух-земля» Х-66.
Истребители МиГ-21СМ производились в 1968-1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.

МиГ-21М (тип 96) (1968) - МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но у него был менее совершенный чем РП-22С радиоприцел - РП-21М, и соответственно вместо ракет Р-3Р на самолёт устанавливались более старые РС-2УС. Но всё же в одном аспекте МиГ-21М превосходил модификацию «С»: на нём была оборудована встроенная в фюзеляж пушка ГШ-23Л, так же как и на строящемся для советских ВВС более новом МиГ-21СМ. Самолёт производился на московском заводе «Знамя Труда» с 1968 по 1971 годы. В 1971 г. лицензия на его производство была продана Индии.

МиГ-21МФ (1969) - модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт. Самолёт имел такой же двигатель Р-13-300, ту же радиолокационную станцию РП-22 «Сапфир-21» и такой же комплекс вооружения, как «СМ». Фактически «МФ» почти не отличался от «СМ». Впервые экспортная модификация МиГ-21 ни в чём не уступала своему прототипу предназначенному для СССР (правда появилась на год позже). Некоторые самолёты модификации «МФ» поступили и в советские вооружённые силы. МиГ-21МФ производился серийно на московском заводе «Знамя Труда» в 1969-1974 годах. Кроме того, уже после этого, в 1975-1976 годах, 231 истребитель этой модификации собрал горьковский авиазавод. МиГ-21МФ продавался во многие страны. В ходе Ирано-иракской войны он сбил иранский F-14 (США поставляли этот новейший самолёт Ирану в последние годы правления Шаха). МиГ-21МФ производился в Индии и в Китае.

Модификация МиГ-21бис (1972)

МиГ-21бис - последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», производимых в СССР.

Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже - 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже - 7100 кгс (по некоторым источникам - даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины была увеличена почти в 1,6 раза. Поскольку выяснилось, что слишком большой запас топлива на МиГ-21СМТ (3250 литров) ухудшает лётные характеристики, на МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после долгих поисков было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта и объёма его топливной системы.Этот самолёт также оснащался: более совершенной РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанным оптическим прицелом, позволившим снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новой системой автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившей время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов.

На самолёте сохранились помехозащищённая линия связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1М, приёмник воздушного давления ПВД-18.

В НАТО эти истребители получили кодовое название Fishbed L.

Во время производства самолёты МиГ-21бис стали оснащать пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) «Полет-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. В состав комплекса входят:

Система автоматического управления САУ-23ЕСН, представляющая собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды
-система ближней навигации и посадки РСБСН-5С
-антенно-фидерная система Пион-Н
Кроме того, комплекс использует сигналы гидродатчика АГД-1, курсовой системы КСИ, датчика воздушной скорости ДВС-10 и датчика высоты ДВ-30. Внешне МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» отличался двумя небольшими антеннами, оборудованными под воздухозаборником и над килем. В Восточной Европе такие истребители получила только ГДР. Там они получили локальное обозначение МиГ-21бис-САУ, что означало «МиГ-21бис с системой автоматического управления».

В НАТО МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» получили кодовое наименование Fishbed-N.

МиГ-21бис производился с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было собрано 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители приобрела Финляндия. Первые самолёты были поставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не производились, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис закончилась в 1987 г.

Помимо совершенствования самого самолёта, продолжали появляться новые ракеты. В 1973 году появились Р-13М оснащённые тепловой головкой самонаведения, представляющие собой глубокую модернизацию Р-3С; и лёгкая манёвренная ракета для ближнего ближнего боя Р-60. Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом общее число управляемых ракет достигало 6. В целом число возможных комбинаций вооружения составило 68 (на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20). Часть самолётов МиГ-21бис снабжалась оборудованием для подвески ядерной бомбы.

Двухместные учебно-тренировочные модификации

МиГ-21У (1962) - учебно-тренировочный истребитель.

МиГ-21УC (1966) - учебный фронтовый истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.

МиГ-21УМ (1971) - учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.

Прочие

М-21 (М-21М) (1967) - высокоманевренный радиоуправляемый самолет-мишень.

МиГ-21И (1968) - самолёт-аналог сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Использовался для исследования поведения самолётов схемы «бесхвостка» и с оживальным крылом. Было собрано 2 экземпляра. Первый был потерян 26 июля 1970 года (лётчик В. Константинов погиб), второй сейчас является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино.

Модернизации

МиГ-21-93 (1994) - модернизация серийных МиГ-21бис созданная для ВВС Индии (впоследствии получил название MiG-21UPG Bison). РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» совместно с другими российскими предприятиями (НИИР «Фазотрон») создала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая была нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволило им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают даже современным истребителям четвёртого поколения. ВВС Индии в 1998-2005 годах провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на основе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС «Копьё», разработанная Корпорацией «НИИР „Фазотрон“», имеет повышенную дальность действия. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. В вооружение истребителя дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта.

В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль показал модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. Самолёт был оснащён новым радиоэлектронным, навигационным и прицельным оборудованием, а также системой катапультирования лётчика, изначально разработанной для тактического истребителя «Лави». Фонарь кабины, состоявший из трех частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования.

MIG-21-2000 (1998) - проект модернизации серийных МиГ-21бис и МиГ-21МФ, созданный израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования.

Асы МиГ-21

Пилот Страна Количество побед

Очень интересный, легендарный, резвый самолет, обладающий очень большой управляемостью, особенно в поперечном канале. Например, он «бочки» крутит за секунду на скорости 700-800 км\час.


- зам. начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.

Летчики 4477-й эскадрильи демонстрировали как быстро может задрать нос МиГ-17, чтобы дать очередь из пушек, насколько велика угловая скорость крена у МиГ-21 и как легко набирает скорость МиГ-23.


- из "Красных орлов", испытания МИГов в США

Угловая скорость крена (rate of roll) - это не спроста. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения "бочки", т.е. возможность ухода из-под атаки. Дикое превосходство в воздушном бою! Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине... Значит, вот - ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления . Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер... Нашел!

Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир"а". Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от "Миражей" и "Фантомов", но сейчас прибор отключен. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом - тем, которое ему пришлось когда-то защищать. Но, пора - внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота...

И швец и жнец

Поводом рассказа о МиГе стал извечный спор об "универсальном самолете". Как обычно, началось все с критики легендарного "Фантома", который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. Далее, был спор о боевой нагрузке - сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя - что б тот не превратился в неповоротливый "утюг".

Объединив два спора, можно констатировать одно - создание "универсального самолета" в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная "Летающая крепость" с размахом крыла 31 метр. И здесь возникает такая несправедливость: универсальный "Фантом" и якобы неуниверсальный МИГ. Как же так? Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и... Афганистан.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.

НУРСы - это еще не все. Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. И ничего, что у "малышей" не было даже простейших бомбардировочных прицелов. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:

Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель - огневые точки по склонам гор.

После постановки задачи я спросил у комэска: "А как бомбы сбрасывать?". Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой "и р-раз...", потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по "предполагаемым" огневым точкам. А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.

Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. Пилоты любили "двадцать первые" за их стремительность и малые размеры - в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.

За чрезвычайную "шустрость" и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище "веселый". Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: "Звено "веселых" поднять в заданный район".

В осенние и зимние месяцы 1988-89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.

О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.

Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете.

Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись "грязной работы" - вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на "свободную охоту" и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.

Суперистребитель

Побоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Воздушные бои!

Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Жаркие схватки с "Фантомами", "Стратофортрессами" и "Тандерчифами" - увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. И это не шутка! Янки было чего опасаться - маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).

МиГи воевали по всему миру - Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Индийские пилоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими "Старфайтерами" во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа "двадцать первых" - арабские и советские летчики (операция "Римон-20") проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?


"Красные орлы"


Шанс есть всегда! Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах "вероятного противника". Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Янки поставили все трофейные машины "на крыло" и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.

Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. По поводу "Фантомов" - тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. перегрузкой правый вираж. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.


МиГ над пустыней Невада


Но особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым "Орлом". Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.

"Мы знали тактику F-15. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват"


"Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет «на хвост». Скорость падает до 170 км/ч. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Зря не верили".


- рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях "пара на пару" с F-15

Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов - и били без промаха.

Как известно, лучшая похвала - похвала от твоего противника:

"МиГ-21 - суперсамолет. Смотрится отлично и летает великолепно."


- безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильи

В статье приведены цитаты из книги В.Марковского "Жаркое небо Афганистана" и отрывки истории о "красных орлах" М. Никольского

Острая конкуренция, существующая между государствами в сфере военных технологий, приводит к быстрому устареванию боевых машин. Поэтому срок содержания на вооружении военных самолетов довольно небольшой.

В первую очередь эта проблема относится к истребителям, призванным противостоять новейшим моделям противника. Но везде есть свои исключения. Самолет МиГ-21, гениальное достижение советских конструкторов, более четверти века поставлялся в авиационный парк СССР и других стан.

История создания

Показавший себя грозным оружием в Корее, чем очень огорчил американских летчиков и руководство США, развеяв представление об отсталости советской авиации. В сложившейся ситуации геополитическому противнику СССР срочно нужна была машина, которая по своим боевым характеристикам смогла бы превзойти советские самолеты.

В 1954 году в воздушное пространство поднялся первый в мире истребитель, скорость которого превышала звуковую в 2 раза, Lockheed F-104 Starfighter.

Задача русских состояла в том, чтобы противопоставить американцам самолет, способный перехватить скоростные бомбардировщики и уничтожить вражеские штурмовики.

В начале 60-х годов согласно Постановлению Совета Министров СССР в конструкторских бюро начали работать над созданием принципиально новым типом машин – сверхзвукового штурмовика.

В процесс включились КБ А. Яковлева, П. Сухого, А. Микояна и М. Гуревича, все они работали над отдельными проектами.

Яковлевым был представлен ЯК-140 – легкий истребитель, отличавшийся хорошей тяговооруженностью и большой маневренностью в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Сделав ставку на маневренность, конструкторам пришлось поступиться скоростью. Это и решило судьбу проекта: он был отклонен.

СУ-7, разработанный группой под руководством Сухого, был запущен в производство и выпускался с 1957 по 1960 г. Обладал характеристиками:

  • Тяговооруженность мах: 3900 кгс: 7370 кг = 058(форсаж. режим – 0,78);
  • Нагрузка на крыло = 7370 кг: 23 кв.м. = 320 кг/кв.м;
  • Максимальная скорость – 2170 км/с;
  • Максимальная высота – 19100 м;
  • Хорошая маневренность, что следует из параметров тяговооруженности и удельной нагрузки на крыло.

Но из-за существенных недоработок в конструкции машины часто выходили из строя. Су-7 в 1957 году в соответствии с директивами руководства стали переделывать в истребитель-бомбардировщик – Су-7Б (изделие С-22).

Однако в качестве фронтового истребителя выбран был МиГ-21, ставший впоследствии самым массовым штурмовиком в истории страны. Он был проще в эксплуатации, более экономичен в плане топливного расхода, менее заметен в воздухе. Его взлетно-посадочные характеристики превосходили возможности Су-7.

Прототипы для МиГ-21

Заканчивалось время ближних маневренных сражений. Штурмовик проектировался для ведения боевых атак при сближении самолетов на огромных скоростях и поражения цели с первого ракетного залпа. По этому же принципу конструировались сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3С во Франции.


С начала 1957 года главным конструктором, который должен руководить всем рабочим процессом (проектированием, постройкой, испытанием, доводкой опытных машин), был назначен А. Брунов.

  • Е-1 – первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее разрабатывали отдельный двигатель, но не успели к назначенным срокам;
  • Е-2 – второй опытный образчик с двигателем АМ-9Б от МиГ-19 и стреловидным крылом. Максимальная скорость 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разгонялся до 1900 км/ч;
  • Е-4 – этот образец создавался одновременно с Е-2. Форма крыла – треугольная. Двигатель АМ-9Б. Продуманная конструкция многорежимного воздухозаборника позволила машине развить скорость на 700 км/ч больше, чем у МиГ-19. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. Рациональность применения треугольного крыла со стреловидностью в 57° по передней кромке также была доказана результатами полетов. Максимальные показатели скорости составили 2000 км/ч. В ходе дальнейших разработок машина была доработана до версии Е-6. Она достигала показателей скорости до 2 Махов. Е-6 стал прототипом серийного МиГ-21.

МиГ-21, описание конструкции

Летательный аппарат является одноместным среднепланом, оснащенным одним двигателем. Построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет низкорасположенное треугольное крыло (стреловидность 57° по передней кромке), цельноповоротное горизонтальное оперение (киль и руль поворота) с высокой стреловидностью.


Крылья оснащены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости авиамашины на больших углах атаки. Крыло составляют 2 консоли с одним лонжероном. В консолях – по 2 топливных бака.

Всего топливная система в зависимости от версии машины включала 12–13 баков.

Тип фюзеляжа: полумонокок, т. е. часть нагрузок несет фюзеляж, другая часть нагрузок распределяется на силовые элементы каркаса – стрингеры и шпангоуты. Конструкция цельнометаллическая из алюминиевых и магниевых сплавов.

Форма сечения – эллиптическая. Двигатель, отделенный стальной противопожарной перегородкой, в хвостовой части. Воздухозаборник (механическое устройство, куда поступает воздух для охлаждения двигателя и оборудования) размещен в носовой части летательного аппарата.

Подвижное конусовидное устройство с антенной радиоприцела поместили в воздухозаборник, помимо размещения антенны конус регулировал направление и силу потока воздуха направляемого в двигатель.


При дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях полета – до М=1,5, конус находился внутри воздухозаборного устройства. От М=1,5 до М=1,9 занимал среднюю позицию. При достижении показателей свыше 1,9 Маха конус выдвигался вперед. Воздушный канал раздваивался, окружая кабину с пилотом, а потом вновь соединялся.

С боков фюзеляжа в носовой части истребителя для предотвращения помпажа оборудованы противопомпажные створки. Радиоэлектронную аппаратуру поместили впереди кабины, под ней секция стойки шасси. Шасси трехстоечное с носовой опорой.

Основные опоры – в нишу крыла и фюзеляж. Тормозная система – пневматическая. Хвостовая часть летательного аппарата оснащена отсеком с тормозным парашютом.

Фонарь кабины летчика имеет каплевидную форму с небольшим гаргротом за ним.

Состоит из неподвижного козырька и откидной части фонаря, при катапультировании пиропатроны срывают петли откидной части, а массивный заголовок кресла выбивает её наружу.

Кабина герметичная. Воздух попадает в нее через компрессор, который сжимает его, повышая плотность кислорода до приемлемых для дыхания показателей. Терморегулирующее устройство поддерживает заданный температурный режим.


Гермокабина была оснащена жидкостной антиобледенительной системой, для омывания стеклянной поверхности. Броня на машине была внушительной: лобовое бронестекло, передняя и задняя бронеплиты из стали для прикрытия летчика. Кресло пилота оснащено системой катапультирования – КМ-1М.

Совершенствовались версии ЛА, параллельно велись работы над силовыми установками – турбореактивными двигателями. МиГ-21Ф, МиГ-21П, МиГ-21У были оснащены форсажным двигателем Р-11Ф-300 (первое название АМ-11), который существенно улучшил показатели машин.

Благодаря системе управления двигателем ПУРТ-1Ф, регулировать работу двигателя можно было всего лишь одним рычагом.

Модификации

От версии к версии конструкторы, опираясь на достигнутые результаты, опыт летчиков, полученный во время воздушных сражений во Вьетнаме, улучшали тактико-технические характеристики истребителей.


Изменениям подвергались конструкция носовой части фюзеляжа, фонаря, габариты гаргрота, радиоэлектроника, боевой арсенал, силовые установки.

Первое поколение

Первое поколение представлено истребителями МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13.

Версия МиГ-21Ф (изделие 72) МиГ-21Ф-13 (изделие 74)
Годы выпуска 1959–1960 1960–1965
Двигатель Фюзеляжный турбореактивный Р-11Ф-300
Характеристики двигателя (1х3880/5740 кгс) (1х3880/5740 кгс)
Оборудование:
оптический прицел,
радиодальномер
АСП-СДН,
СРД-5

АСП-5НД,
СРД-5М «Квант»,
в разведывательных целях доукомплектовывался камерой для фотосъемки АФА-39
Вооружение 2 пушки HP-30 (30 мм, количество боеприпасов на 1 установку - 60),
16 НАР* С-5М или С-5К калибром 57 мм, НАР АРС-240 (240 мм) либо 2 бомбы 50–500 кг.
1 пушка на 30 боезарядов,
ТГС К-13, блоки с ракетами С-5М (по 16 или 32 шт.), два пусковых устройства ПУ-12-40 для стрельбы ракетами С-24, бомбы либо зажигательный бак ЗБ-360
Мах показатели скорости на высоте 2125 км/ч 2499 км/ч
потолок 19000 м 19000 м

*НАР – неуправляемая авиационная ракета

Второе поколение

Это поколение представлено целым рядом превосходных боевых машин.

МиГ-21П (1960) – первый из МиГов, оборудованный радиолокатором, приборами командного наведения «Лазурь». Пушки демонтировали, как покажет история – напрасно. Внешний подвес – ракеты К-13. Взамен допускалось применение неуправляемых бомб или блоков НУРС.


МиГ-21ПФ (1961) (изделие 76), модернизированная версия перехватчика, была задумана как легкий всепогодный ЛА. Силовая установка представлена одним двигателем, значительно усиленным по сравнению с предшествующими моделями.

Вооружение – ракеты С-5М либо С-5К и авиабомбы калибра от 50 до 500 кг на внешнем подвесе. На самолетах МиГ предусматривалось применение ракет НУР типа С-24, применяемых авиацией для уничтожения вражеской техники и живой силы.

МиГ-21ПФС (изделие 94) (1963) – серийный боевой самолет с усовершенствованными взлетно-посадочными показателями. Благодаря модернизированной конструкции появилась возможность эксплуатации самолетов с грунтовых аэродромов, которые по инструкции должны были соответствовать довольно строгим требованиям.

Усовершенствованная разработка позволила уменьшить пробег и снизить посадочную скорость.

Была предусмотрена возможность установки ускорителей для уменьшения дистанции разбега.


МиГ-21Р (1965) – версия, предназначенная для проведения авиаразведки. Под фюзеляжем в сменных емкостях размещали техническое оснащение для дневной, ночной и радиотехнической авиаразведки: камеры для аэрофотосъемки, радиотехнические и ночные приборы, станции постановки помех, перехвата и передачи переговоров в УКВ-диапазоне. Применялись устройства для радиоэлектронной борьбы.

Третье поколение

История создания истребителей третьего поколения связана с применением нового радиолокационного прицела «Сапфир-21», получившего производственный номер РП-22С. По своим техническим параметрам прибор намного превзошел более ранние модели.

«Сапфир-21» позволял выявлять цели типа «бомбардировщик» на расстоянии 30 км. Дальность сопровождения целей была увеличена на 5 км, теперь она составляла 15 км.


Результатом такого технического прорыва стало повышение вероятности поражения ракетой маневрирующей цели и возможность применения ракет с полуактивной головкой самонаведения.

Цели подсвечивались, ракеты автоматически выполняли маневры. Тактика ведения боя на истребителе претерпела значительные изменения.

Представители 3-го поколения:

МиГ-21С (1965) – машина с увеличенным топливным запасом и улучшенными пилотажными свойствами благодаря новой системе автопилотирования АП-155, позволяющей выводить ЛА в горизонтальную позицию из любого пространственного положения, стабилизировать курс, автоматически уводить с опасной высоты.

МиГ-21СН (1965) – фронтовой истребитель, носитель атомной бомбы.

МиГ-21СМ (1968) – ЛА с улучшенными взлетными характеристиками, усовершенствованная версия МиГ-21С. Отличается от последнего моделью двигателя, обладавшего большей мощностью.

Опыт, полученный во Вьетнаме, показал необходимость оснащения боевого ЛА авиапушками. Поэтому вооружение истребителя дополнили двухствольной ГШ-23Л с боекомплектом в 200 патронов.

МиГ-21СМТ – истребитель-перехватчик, доработанная версия МиГ-21СМ. Отличительные качества: увеличенный топливный запас, двигатель Р13Ф-300 с режимом дополнительного форсирования тяги (например, увеличивалась тяга на форсаже при Н=0, М=1,0 на 1900 кгс).


Устанавливалось ракетно-пушечное вооружение: двухствольная ГШ-23Л для уничтожения наземных и воздушных объектов, самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» К-13 для атаки целей на больших дистанциях либо ракеты малой дальности Р-60, Р-60М, тактическая атомная авиабомба РН25.

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972) – последняя серийная версия. Эта машина четвертого поколения признана самой совершенной из всех 21-х МиГов. Оснащались фото- и радиоэлектронными приборами в разведывательных целях.

  • Размах крыла – 7,5 м;
  • Габариты, Д×В – 14,10×4,71 м;
  • Масса машины – 5460 кг;
  • Масса нормальная взлетная – 8726 кг;
  • Масса топливная – 2390 кг;
  • Двигатель реактивного самолета МиГ-21бис – турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной до 7100 кгс силой тяги и высотным ЧР (1 шт.);
  • Тяга нефорсированная – 1×69,60 кН;
  • форсированная – 1×97,10 кН;
  • Max скорость на высоте – 2175 км/ч;
  • Max скорость у земли – 1300 км/ч;
  • Дальность с подвесными топливными баками – 1470 км;
  • Max скороподъемность – 13500 м/мин;
  • Max высота реального применения – 17800 м;
  • Max экспл. перегрузка – 8,5;
  • Количество пилотов – 1 человек.

Техническое оснащение:

  • Радиолокационный прицел «Сапфир-21»;
  • Оптический прицел АСП-ПФД-21;
  • Система автоматич. упр-я СВУ-23ЕСН;
  • Навигационно-посадочная система РСБСН-5С.
  • Двуствольная 23-миллиметровая пушка ГШ-23Л, б/к – 200 патронов;
  • Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

Изготовлено 2013 машин этой последней модификации.

Боевое применение

Впервые в военных действиях истребитель МиГ-21 применили во Вьетнамском конфликте (1966). Американские F-104 Starfighter и Phantom уступали сверхзвуковым советским штурмовикам в способности маневрировать, в особенности в ближних сражениях.

Первые машины из семейства 21-х МиГов не были оснащены пушками. Значение этого упущения стало понятно практически сразу после первых боев, поэтому штурмовики доукомплектовали пушечным вооружением. Отстрелявшись ракетами, летчики применяли пушечный огонь.

Появление 21-х МиГов в 1966 году на вьетнамском небе стало переломным моментом, и уже через 2 года начались мирные переговоры. Военные техники называют Phantom достойной машиной, но дело в том, что этот тяжелый перехватчик заточен на оборону авианосцев от сверхзвуковых истребителей.

В 1971 году ЛА из семейства МиГ-21 применялись в вооруженном противостоянии Индиеи и Пакистана: в индийских авиационных войсках числились на вооружении несколько модификаций сверхзвукового штурмовика.

Противники использовали J-6 (китайская версия МиГ-19), французский Dassault Mirage III, американский F-104 Starfighter. Потери противника в самолетах вдвое превышали потери Индии.

В арабо-израильском конфликте 1973 года МиГам противостояли Mirage III и F-4 Phantom II. Потери Египта и Сирии были значительно ниже, чем у израильской стороны.


Стоит отметить, что советские штурмовики уступали французским ЛА в дальности полета, возможностях РЛС, обзоре, но превосходили в способности маневрировать.

В Афгане в боевых действиях использовались самолеты версий МиГ-21бис, МиГ-21УМ, МиГ-21Р.

Когда у США и Франции появились истребители 4-го поколения, превосходящие МиГ-21 по целому ряду параметров, МиГ-21 утратил превосходство.

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась для Су-7БКЛ.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).


Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предшествующих версий в лучшую сторону. Боевая оснастка была увеличена по весу и арсеналу. На подвеске, например, можно было разместить до 10 стокиллограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицелу обстреливать противника было возможно даже при перегрузках.

МиГ-21бис, будучи истребителем, давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с уничтожением наземных целей. Даже сейчас находятся на вооружение в ряде стран легендарные самолеты МиГ-21– вот характеристика, говорящая лучше всех остальных.

Видео

МиГ-21 – это советский истребитель, разработанный в конце 50-х годов и находившийся на вооружении советских ВВС до 1986 года. МиГ-21 — это самый массовый сверхзвуковой истребитель, за годы своей эксплуатации он неоднократно модернизировался, выделяется четыре поколения этого самолета.

Истребитель МиГ-21 принимал участие практически во всех крупнейших конфликтах второй половины прошлого столетия, первым серьезным испытанием для этой боевой машины стала война во Вьетнаме. За характерную форму крыльев советские пилоты шутливо называли МиГ-21 «балалайкой», а натовские – «летающим Калашниковым ».

В американском музее авиации и космонавтики напротив друг друга стоят два боевых самолета: F-4 Phantom и МиГ-21 – непримиримые противники, противостояние которых длилось несколько десятилетий.

Всего в СССР, Индии и Чехословакии было выпущено 11,5 тыс. единиц истребителя МиГ-21. Кроме того, в Китае для нужд НОАК выпускалась копия истребителя под обозначением J-7, а экспортная китайская модификация самолета имеет название F7. Она выпускается и сегодня. Благодаря огромному количеству экземпляров стоимость одного самолета была очень низкой: МиГ-21МФ обходился дешевле, чем БМП-1 .

МиГ-21 следует отнести к третьему поколению истребителей, потому что он имел сверхзвуковую скорость полета, преимущественно ракетное вооружение, мог использоваться для решения различных боевых задач.

В СССР серийное производство МиГ-21 было прекращено в 1985 году. Кроме СССР, истребитель стоял на вооружении ВВС всех стран Варшавского договора и поставлялся практически многим советским союзникам. Он и сегодня довольно активно эксплуатируется: самолет МиГ-21 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира, в основном это страны Африки и Азии. Так что эту машину можно назвать не только самым массовой, но и самой долгоживущей среди истребителей. Его принципиальный противник — F-4 Phantom в настоящее время стоит на вооружении только ВВС Ирана.

История создания

Еще в начале 50-х годов в ОКБ Микояна приступили к разработке легкого фронтового истребителя, способного как перехватывать высотные скоростные бомбардировщики противника, так и бороться с вражескими истребителями.

Во время работы над новым самолетом учитывался опыт эксплуатации истребителя МиГ-15 и его боевого применения в Корейской войне. Военные считали, что время маневренных боев осталось в прошлом, теперь противники будут сближаться на огромных скоростях и поражать вражеские самолеты с помощью одной-двух ракет или единственного пушечного залпа. Аналогичного мнения придерживались и западные военные теоретики. Работы над самолетами с похожими на МиГ-21 характеристиками велись в США и Европе.

Руководил созданием новой машины А. Г. Брунов, первоначально находясь в статусе заместителя генерального конструктора ОКБ. Позже приказом Министерства авиапромышленности он был назначен главным конструктором по созданию истребителей.

Работы шли параллельно в двух направлениях. В 1955 году в воздух поднялся прототип истребителя со стреловидным (57° по передней кромке) крылом Е-2, он смог достичь скорости в 1920 км/ч. В следующем году состоялся первый полет прототипа Е-4, крыло которого имело треугольную форму. В ходе последующих работ были проведены полеты других прототипов истребителя со стреловидным и треугольным крылом.

Сравнительные испытания показали значительные преимущества самолета с треугольной формой крыла. В 1958 году были изготовлены три самолета Е-6 с новым двигателем Р-11Ф-300, оснащенного форсажной камерой. Одна из трех этих машин и стала прототипом будущего истребителя МиГ-21. Этот самолет отличался улучшенной аэродинамической формой носовой части, новыми тормозными щитками, килем с большей площадью и измененной конструкцией фонаря кабины.

Именно этот самолет решено было запустить в дальнейшее серийное производство и присвоить ему обозначение МиГ-21. Планировалось наладить параллельное производство истребителя со стреловидным крылом (под обозначением МиГ-23), но от этих планов вскоре отказались.

Серийное производство истребителя в 1959-1960 гг. осуществлялось на Горьковском авиазаводе. Позже выпуск самолетов был налажен на ММЗ «Знамя» и Тбилисском авиазаводе. Производство истребителя было остановлено в 1985 году, за это время появилось более сорока опытных и серийных модификаций самолета.

Описание конструкции

Следует отметить, что серийное производство МиГ-21 продолжалось более двадцати пяти лет, за это время выпущено десятки модификаций истребителя. Машина постоянно совершенствовалась. Истребители последних модификаций сильно отличаются от самолетов первых лет выпуска.

Истребитель МиГ-21 имеет нормальную аэродинамическую схему с низкорасположенным треугольным крылом и оперение с высокой стреловидностью. Фюзеляж самолета – типа полумонокок с четырьмя продольными лонжеронами.

Конструкция истребителя полностью выполнена из металла, при его изготовлении применялись алюминиевые и магниевые сплавы. Основной тип соединения элементов конструкции – заклепки.

В носовой части расположен круглый регулируемый воздухозаборник с цельным конусом. Он делится на два канала, что огибают кабину пилота и вновь образующий единый канал после нее. В носовой части истребителя находятся противопомпажные створки, перед кабиной размещен отсек радиоэлектронной аппаратуры, под ним расположена ниша стойки шасси. В хвостовой части самолета размещен контейнер с тормозным парашютом.

Крыло истребителя МиГ-21 имеет треугольную форму, оно состоит из двух консолей с одним лонжероном. В каждой из них расположены два топливных бака и система нервюр и стрингеров. Каждое крыло имеет элероны и закрылки. На каждом крыле имеются аэродинамические гребни, которые повышают устойчивость самолета на больших углах атаки. В корневых концах крыла также находятся кислородные баллоны.

Горизонтальное оперение – цельноповоротное, со стреловидностью 55 градусов. Вертикальное оперение имеет стреловидность 60 градусов и состоит из киля и руля поворота. Под фюзеляжем установлен гребень для повышения устойчивости в полете.

Истребитель МиГ-21 имеет трехопорное шасси, состоящее из передней и основных стоек. Выпуск и уборка шасси производится с помощью гидравлической системы. Все колеса шасси являются тормозными.

Кабина МиГ-21 имеет обтекаемый фонарь каплевидной формы, она полностью герметична. Воздух в кабину подается с помощью компрессора, температура в кабине поддерживается терморегулятором.

Фонарь самолета состоит из козырька и откидывающейся части. Передняя часть козырька состоит из силикатного стекла, под которым находится 62-мм бронестекло, защищающее пилота от осколков и снарядов. Откидная часть фонаря изготовлена из органического стекла, она открывается вручную вправо.

Для устранения обледенения фонарь снабжался антиобледенительной системой, которая разбрызгивала на переднее стекло этиловый спирт.

Первая модификация истребителя МиГ-21Ф, выпущенная в 1959 году, была оснащена двигателем Р-11Ф-300. На более поздних модификациях стояли другие двигатели (например, Р11Ф2С-300 или Р13Ф-300) с более продвинутыми характеристиками. Р-11Ф-300 – это двухвальный турбореактивный двигатель (ТРДФ) с шестиступенчатым компрессором, форсажной камерой и трубчатой камерой сгорания. Он расположен в задней части самолета. ТРДФ имеет систему управления ПУРТ-1Ф, которая позволяет летчику регулировать работу двигателя от полной остановки до режима форсажа с помощью одного рычага в кабине.

Также двигатель оснащается системой электрического запуска, системой кислородной подпитки мотора, электрогидравлической системой управления соплом.

Воздухозаборник самолета регулируемый, в его передней части расположен подвижный конус, изготовленный из радиопрозрачного материала. В нем размещена РЛС истребителя (на ранних модификациях – радиодальномер). Конус имеет три положения: для скорости полета менее 1,5М он полностью убран, для скорости от 1,5 до 1,9М – находится в промежуточном положении и для скорости полета более 1,9М – максимально выдвинут.

В полете отсек двигателя продувается потоком воздуха, чтобы уберечь конструкцию истребителя от чрезмерного нагревания.

Топливная система МиГ-21 состоит из 12 или 13 топливных баков (зависит от модификации самолета). Пять мягких баков размещены в фюзеляже истребителя, еще четыре бака находятся в крыле самолета. Также к топливной системе относятся топливопроводы, многочисленные насосы, системы дренажа баков и другие элементы.

Истребитель МиГ-21 оснащен системой, позволяющей пилоту экстренно покидать самолет. На первых модификациях МиГ-21 устанавливалось катапультное кресло, аналогичное тому, что стояло на самолетах . Затем истребитель был оборудован катапультным креслом «СК», которое при помощи фонаря защищало летчика от воздушного потока. Однако подобная система была ненадежной и не могла обеспечить спасение пилота при катапультировании с земли. Поэтому позже она была заменена креслом КМ-1, имевшим традиционную конструкцию.

МиГ-21 имеет две гидравлические системы, основную и бустерную. С их помощью происходит выпуск и уборка шасси, тормозных щитков, закрылков, управление соплом двигателя и конусом воздухозаборника. Также самолет оснащен противопожарной системой.

МиГ-21 оснащался следующими видами приборного и радиоэлектронного оборудования: авиагоризонтом, курсовой системой истребителя, радиокомпасом, радиовысотомером, станцией предупреждения об облучении. На ранних модификациях самолета не было автопилота, позже он был установлен.

Вооружение истребителя МиГ-21 состояло из одной или двух встроенных пушек (НР-30 или ГШ-23Л) и различных видов ракетного и бомбового вооружения. Истребитель имеет пять точек подвески, общая масса подвесных элементов составляет 1300 кг. Ракетное вооружение самолета представлено разными видами ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Также могут быть установлены блоки неуправляемых ракет калибра 57 и 240 мм и баки с зажигательной смесью.

На истребитель может быть установлена аппаратура для ведения воздушной разведки.

Модификации

За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно подвергался модернизации. Если говорить о последних модификациях истребителя, то они сильно отличаются по своим техническим характеристикам от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.

Первое поколение. К нему относятся фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13, выпущенные соответственно в 1959 и 1960 году. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. На истребителях первого поколения не было радиолокаторов. МиГ-21Ф-13 был оснащен двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км/ч, на этой модификации был установлен рекорд высоты полета.

Второе поколение. Ко второму поколению истребителей относятся модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).

Все истребители второго поколения были оснащены радиолокаторами, двигателями с более высокими характеристиками, изменениям подверглась и система вооружения.

На МиГ-21П полностью убрали пушечное вооружения, так как в то время считалось, что ракет для истребителя вполне достаточно. Аналогично был вооружен и американский «Фантом». Вьетнамская война показала, что подобное решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ пушку решили вернуть – на истребителе предусмотрена возможность установки пушечного контейнера на центральном пилоне. Также этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением, для их установки пришлось переделать бортовую РЛС.

На модификации МиГ-21ПФС была установлена система сдува пограничного слоя с закрылков, что позволило значительно уменьшить посадочную скорость истребителя и уменьшило его длину пробега до 480 метров.

МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для индийских ВВС.

Самолет-разведчик, под его фюзеляжем устанавливались контейнеры со специальным оборудованием.

Третье поколение. Появление этого поколения истребителей связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела более высокие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанциях до 30 км. Благодаря новой РЛС на вооружение истребителя были приняты ракеты с полуактивной головкой самонаведения. Ранее пилоту приходилось наводить ракету на цель до самого ее поражения. Теперь же достаточно было подсвечивать цель, а ракета выполняла маневры самостоятельно. Это полностью изменило тактику использования истребителя.

К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).

Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две – с головками радиолокационного наведения.

Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии.

МиГ-21СМ получил новый более совершенный двигатель Р-13-300 и автоматическую пушку ГШ-23Л, встроенную в фюзеляж. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении.

МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.

МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.

МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывали для поставки на экспорт, но позже эти самолеты были переданы в советские ВВС. Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации.

Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис – самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.

Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук.

Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.

Советский истребитель превосходил своего противника по многим показателям: он имел лучшую маневренность на виражах, обладал отличной тяговооруженностью, был более управляем. Хотя, советский радиолокатор и ракетное вооружение было откровенно слабее, чем у американцев. Но, несмотря на это, первый раунд борьбы все-таки выиграли вьетнамские пилоты на МиГах.

Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.

За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.

Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.

В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.

Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.

Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.

Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них