Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ропот на бога православие. Ропот на бога и несогласие с его волей о смерти ближнего

"Что значит роптать на судьбу свою? Значит роптать на самого Бога…Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменье, которое будет падать на твою же голову."

Господь Бог посылает нам, грешным, болезни, но дарует и исцеления, которые мы получаем чаще всего от врачей, являющихся инструментами в руках Божиих. Недаром среди святых было немало целителей и врачевателей, в том числе почитаемый народом св.вмч. Пантелеимон. Но как, порой, изматывает болезнь! кажется, как было бы хорошо, если бы болезней вовсе не было. Почему мы болеем? что это - наказание или милость Божия? Наконец, почему болеют даже праведники и святые угодники Божии? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук, кандидат богословия, руководитель Общества православных врачей СПб, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникновения болезней несколько. И главная из них - греховная природа человека и совершение человеком греха.

- То есть, кара Божия не заставит себя ждать.

Не Бог - человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни.

Вторая причина возникновения болезни, - это когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать, или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и, следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе - он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте - разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений.

- А бывают болезни, поданные наоборот, - во очищение грехов?

У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет, и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь - наказание. И сам он говорит: «Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной».

А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры - многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь и сами получили от Бога благодать исцелять других людей.

- Но, батюшка, возникает вопрос: а почему Господь не послал вашему прихожанину болезнь до его воцерковления?

А, по-вашему, справедливо, вразумляя, наказывать человека, если он не понимает, за что? Представьте себе малого ребёнка, которого вы ругаете, а он ещё знать не знает, ведать не ведает о тех понятиях, которые вы хотите до него донести. Он не представляет глубины и греховности своего проступка. Так и человеку невоцерковлённому не всегда имеет смысл подавать болезнь, ибо она не будет носить для него спасительного характера. Верующий же принимает болезнь не как обузу и незаслуженное наказание, но как спасительное, очистительное лекарство для души.

Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек - сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть, Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться.

Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета - житие св.Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: «…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.3,5-6). «И возвратил Господь потерю Иова… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42.10,12).

- А возможно ли через болезнь полное изменение участи человека?

Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: «За что он страдает? Чем согрешил?» Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека.
И последнее - болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком.

- Святые и праведники тоже болеют. Но они-то почему?

С этим вопросом мы подошли к рассмотрению последнего аспекта христианского учения о болезни. Святые и праведники болеют, по свидетельству св.Отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадальному. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? - Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято - дети, богатство, семья, здоровье… Св.Иов выдержал искушение: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!» (Иов.1.21; 10.15).

Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями - начинаются ропот и хула на Бога. Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать.

Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот заболел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века - воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками.

Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую - множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие.

- Господь может послать чудо исцеления. А что могут врач и священник?

Задача врача - исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника - научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него, и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт.Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь - венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни.

Вопросы задавала Дарья НИКОЛАЕВА

Эту историю мне рассказала моя подруга Алина. У тети Ани, мамы Алины, было двое детей: младшая Алинка и Димка. Димку призвали в армию, и он отслужил благополучно. В 2001 г. он вернулся, устроился на работу, все было хорошо, Димка продвигался по карьерной лестнице. Он решил взять кредит на машину, и ему дали. Все было хорошо, казалось, Димка словил удачу за хвост. Прошло 2 месяца, и у него что-то машина забарахлила. Он позвал Вадима, чтобы тот помог, и они решили остаться ночевать в гараже. Димка позвонил тете Ане и сказал, что останется в гараже - возни много с машиной. Когда Дима не вернулся в обед следующего дня, тетя Аня заволновалась. Димкин телефон не отвечал, и у Вадима то же самое. Тетя Аня собралась и пошла в гараж. Когда она пришла, то заметила, что гараж закрыт с внутренней стороны. Она стучала, но никто не открывал. Тетя Аня вызвала спасателей, и когда они распилили дверь, то Димка и Вадим лежали в машине. Кресла были откинуты назад, складывалось впечатление, что они спят. Их вытащили из машины. У Димки не было пульса, а вот Вадиму повезло больше - у него прощупывался пульс, и его на скорой отправили в реанимацию. Тетя Аня ревела, она была в полном отчаянии. Как говорит Алина, она прямо не в себе была: ходила по квартире, рыдала и орала очень плохие слова на Бога. Простите, я верующий человек и писать их не буду. В общем, винила во всем Господа Бога. Настала ночь, и они легли спать. Но Алина не могла уснуть, дверь в ее комнате была открыта, она просто лежала и тут услышала хрип, как будто кого-то душили, и ему не хватало воздуха. Алинка подумала, что мать с горя решила свести счеты с жизнью, и вылетела из комнаты. Тут она увидела, что ее мама лежит и издает хрип.
- Мама, мама, проснись, что с тобой? - кричала Алина.
И когда тетя Аня открыла глаза, то жадно начала хватать воздух.
- Мама, что с тобой? - вновь произнесла Алина.
Но она молчала, спустя пару секунд тетя Аня взяла лист и карандаш (по образованию она художник) и начала рисовать. Когда она закончила, то показала Алине, тогда Алинка очень испугалась. Когда она мне показывала рисунок, я сама очень напугалась! Лицо у этого чудовища было вытянутым, зубы огромные, один глаз посередине лба, другой около правой щеки, по всему лицу язвы или шрамы, тело состояло из одной человеческой части, рука была какая-то маленькая, как у младенца, ноги сросшиеся, а другая часть была тоже человеческая: сросшаяся нога, вместо руки - лапа, похожая на лапу медведя, и это чудовище было все в язвах или шрамах. Когда тетя Аня смогла говорить, то рассказала Алине следующее: «Мы легли спать, и я быстро уснула, хотя спать, мне казалось, я не хотела. И тут снится, что подходит мужчина, светленький, красивый, я прямо чувствую от него тепло, и говорит:
- Я забираю у тебя.
- Что забираешь? - спрашиваю его.
- Ты теперь без защиты, - и ушел.
И мне как-то сразу стало страшно, будто чего-то не хватает. И тут появилось это чудище, оно обнюхало меня, посмотрело прямо в глаза и начало душить». Алинка от услышанного была в шоке. Тут она заметила отпечатки на маминой шее - только три точки, будто три пальчика с одной стороны и просто красное пятно с другой. Так продолжалось четыре дня, тетя Аня и Алина боялись спать. Как только ее мама засыпала, то начинала хрипеть, и Алина орала и трясла ее, чтобы разбудить. На пятый день тетя Аня и Алина поехали к какой-то бабушке и все ей рассказали. Бабуля сказала:
- Дура ты, зачем на Бога роптала, вот он свою защиту и забрал - своего ангела. А ты - беззащитная легкая добыча для дьявола, вот он и хочет тебя забрать. Ходи в церковь каждый день, молись и проси у Господа прощенья. Он простит, но не сразу. И запомни: никогда не вини Господа.
Тетя Аня стала ходить в церковь, но все повторилось, но она не отчаивалась. На третий день все прекратилось, и тете Ане приснился сон, что тот мужчина опять пришел и сказал: «Я вернулся, и теперь ты под защитой». Вот такая история. Так что, люди, никогда не говорите плохо о нашем Господе Боге.

— Геронда, откуда начинается Ропот и как можно его избежать? — Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия и недовольства своей жизнью, а прогнать его можно только — Славословием Бога. Ропот рождает — Ропот, а Славословие — рождает Славословие.

Если человек, встретившись с Трудностями — НЕ РОПЩЕТ, но Славит и БЛАГОДАРИТ Бога, то диавол лопается от злости и идёт к другому — к тому, кто Ропщет, кто недоволен своей жизнью, чтобы причинить ему ещё — Большие неприятности и трудности.

Ведь, чем сильнее человек Ропщет, тем сильнее он себя — РАЗРУШАЕТ. Господь от него отворачивается и ПЕРЕСТАЕТ такому ропотливому, недовольному человеку – ПОМОГАТЬ. И ничего ему — не даёт. Иногда тангалашка окрадывает нас и учит нас не быть довольными ничем, тогда как всё случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и Славословием и иметь Благословение Божие. Знаю одного монаха на Святой Горе. Если начнется дождь и ты скажешь ему: "Снова пошёл дождь", то он начинает: "Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости". Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: "Дождик прошёл", то он ответит: "Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет…" Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть — Ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный!

В ропоте присутствует Проклятье. То есть, человек РОПЩУЩИЙ, недовольный и бунтующий, против ТРУДНОСТЕЙ, что с происходят с ним в его жизни — ПРОКЛИНАЕТ сам себя, и потом к нему приходит — ГНЕВ Божий – Наказание Божие. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял всё Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя душевной тревогой. "Что успею, то успею", — говорил он. Иногда он не успевал убрать сено и оно гнило под дождём, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: "Слава тебе, Боже", и всё у него — ШЛО Хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: "Как у тебя дела?" — то он отвечал: "Какие там дела, лучше не спрашивай". Он никогда не говорил: "Слава Тебе, Боже", но все недовольно брюзжал и роптал. И вы бы только посмотрели: то у него околевала корова, то с ним происходил какой-то другой неприятный случай, потом что-то ещё по хуже… У этого человека было всё, но он не преуспевал и был всем недоволен.

Поэтому я и говорю, что Славословие — Благодарение Господа — это Великое дело! Бог даёт нам Благословения, но вкусим мы их или нет — это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог даёт нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, которое кушает какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один чёрствый сухарь, — день и ночь Славословят и благодарят за это Бога и питаются Небесной сладостью!

Люди стали — ЭГОИСТИЧНЫМИ и потому – НЕ ПОНИМАЮТ как ВАЖНО — за всё Славить и Благодарить Бога! Потому что их сердца засалились и очерствели – и потому, таких людей — не удовлетворяет ничто, они – всем НЕДОВОЛЬНЫ, всё им – НЕ НРАВИТСЯ.

Мы не понимаем того, что счастье человека заключено — только в том, что имеет отношение — к Вечности.

Все вы знаете Моисея и эту чудесную историю, когда Господь через него вывел народ из Египта, так вот эта глава лишь эпизод из этого скитания народа в поисках Обетованной земли.

Есть такое выражение по поводу народа Божьего в то время. Израиль вышел из Египта, но Египет не вышел из Израиля.

Числа 16:1-35

Эта глава чисел начинается с очень негативного момента пребывания Божьего народа, когда Моисей вел их в землю обетованную, глава наполнена очень яркими примерами и образами, которые я думаю имеют место и в наше время.

Сейчас я вам расскажу одну история которая будет сегодня в центре проповеди.

1) Непокорность и непослушание -причины ропота

3стих. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?

Люди, которые восстали против Моисея и Аарона позабыв, что их Господь поставил над ними, а не они сами. Корей и его сообщники проявили бунт по отношению к Моисею (непокорность и непослушание) позабыв что они обещали идти за ним и слушаться.

Этот стих показывает нам, что Корей и его сообщники проявили недоверие, непослушание и неуважение к Моисею, которого поставил Господь над ними!

Их сердца ожесточились настолько, что они не хотели даже слушать Моисея, через которого Бог творил чудеса в пустыне, и они видели все это своими собственными глазами.

И мы можем увидеть в их глазах корысть, лицемерие, зависть, жажду большего - все то, что приносит ропот в жизнь человека.

2) Ропот ослепляет наш взор

8-10 стих 8 И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! 9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? 10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.

Моисей пытается вразумить, остановить чтобы народ одумался, приводя им в пример то, что Господь отделил их и дал им служение, но их глаза были ослеплены (ропот ослепляет наш взор). Они продолжали упрекать Моисея и отказались выйти к нему. У них был шанс, но они не воспользовались им!! Их взор был устремлен только на видимые вещи (виноградники, мед, молоко)

Народ искал благословения, а не того, кто дает эти благословения.

13-14 стих 13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! 14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!

Ропот - ослепляет, ожесточает сердце, вызывает бунт, вследствие чего мы становимся непослушными, противящимися Богу и не желаем исполнять его волю. Мы забываем, что сделал Господь!

3. Вывод по итогам Числа 16:3-14 касательно Ропота:

Недовольство своим положение (работа, отношения в браке) Числа 16:3 (пример Иисуса который пришел в этот мир и принял образ раба, не заботясь нисколько о своем положении)

Недовольство обстоятельствами в жизни (трудности, проблемы, служение, поломалась машина, проблемы со здоровьем) - виноградники, молоко, мед - числа 16:14

Восстание против людей (зависть, сплетни, ссоры, конфликты) (народ восстал на Моисея, мы восстаем против властей, хуже когда против людей в церкви, родных или близких)

Восстание против Бога и его водительства (непослушание тому, что хочет Бог от тебя; призвание)

Числа 16:22 22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?

4. Какова реакция Моисея на ропот?

- молился за них и просил Господа чтобы он не истребил весь народ.

Моисей до последнего просил Господа чтобы он пощадил народ, но народ был непреклонен и не послушен Богу. И их постигла смерть. Моисей удивительный человек, который был верен Богу и любил свой народ.

5. Отношение Бога к ропоту:

Бог не терпит никакого греха и нечистоты, потому что Он свят и совершенен.

Бог не хотел, чтобы грех находился в народе, Бог погубил народ потому что он был негативным примером для всего народа (тем более левиты, которые должны были обучать народа Торе, совершать священнодействия при Скинии) .

Он сделал это чтобы грех не распространился по всему обществу. Бог видел их сердца. У них был шанс покаяться, но они не воспользовались им.

Когда человек грешит это отражается на всей церкви (общины), поэтому ропот мог распространиться на большее количество людей. Если мы посмотрим всю книгу Чисел мы увидим, что народ неоднократно роптал на Моисея.

Это была расплата не за мимолетный ропот, а за продолжавшееся уже долгое время недовольство и непослушание Богу.

6. Как можем преодолеть ропот?

Молитва (общение с Богом самое лучшее лекарство от ропота, Бог знает нас и наши немощи, поэтому он сострадает нам и приходит, когда мы взываем к нему и открываем наше сердце)

Курение или воскурил фимиам о которой мы читает в этой главе символизирует поклонение и благодарение (молитву) Богу, когда Аарон побежал и встал между народом и поражение прекратилось. Аарон принес свое поклонение Богу вместо ропота, недовольство и непослушания которое пребывало в народе.

И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. 47 И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; 48 стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось.

Будь верным Богу (послушание) как Моисей. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1Коринф. 10:13)

Довольство тем что ты имеешь (Твое имя записано в книге жизни!)

"Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" Фил. 4:12-13

1 Тим 6:6 Великое приобретение быть благочестивым и довольным (научись быть довольным, потому что Господь делает тебя таким и хочет видеть тебя довольным и благочестивым)

Упование на Слово Божье (Бог обещал не покинуть тебя и не оставить!)

А "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Рим 8:28.)

Итоги:

1 Фес.5:18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Воля Самого Бога заключается в том, чтобы мы Его благодарили за все, нравиться нам или не нравиться то что, происходит в нашей жизни, и это во многом вопрос нашей веры. Если мы доверяем Богу, то для нас нет проблем благодарить Бога.

Это призвание каждого из нас во Христе Иисусе, так говорит Слово Божье нам. Ропот зачастую приходит тогда, когда забываем благодарить Бога или наши глаза устремлены куда-то в другом направлении. Когда мы благодарим Бога в нашей жизни нет недовольства и непослушания.

В конце я хочу сказать: Бог приготовил для нас «обетованную землю», и Он желает благословить нас, но наша часть — заботиться о своих сердцах, храня их от недовольства и ропота.

Если в Вашем сердце имел место ропот или имеет сейчас давайте покаемся в этом и будем молиться, чтобы Господь пришел в наше сердце и изменил наше отношение.

Вопросы к проповеди:

В чем может проявляться ропот в жизни христианина?

Как мы можем преодолеть ропот?

Расскажите свидетельство из жизни, как вы преодолели ропот

Есть ли сейчас в твоей жизни ропот?

За что вы в последний раз благодарили Бога?


Зеркала.
Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными при...

Вот такой совет от свтт. Николая Сербского:
Зеркала.
Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будет времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.
Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице… Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек–кошка становится эгоистичней кошки, человек–собака похотливее собаки, человек–волк безжалостнее волка, человек–лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
---