Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ритуал погребения у слонов. Слоны и смерть

Как известно, только у слонов, людей и неандертальцев есть ритуал захоронения. Обычно продолжительность жизни слона составляет 60–80 лет. Если слон болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Если слон умер, то они будут пытаться оживить его с помощью воды и еды некоторое время. Когда становится ясно, что слон мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего слона грязью и ветками, и после этого будут оставаться возле могилы в течение нескольких дней. Если у слона были очень близкие отношения с умершим, то он может быть в депрессии. Стадо, которое случайно натолкнулось на неизвестного, одинокого, мертвого слона, проявит подобное отношение. Кроме того, были случаи, когда слоны хоронили мертвых людей таким же образом, которых они нашли.

Дети, которых воспитали животные

10 тайн мира, которые наука, наконец, раскрыла

2500-летняя научная тайна: почему мы зеваем

Чудо-Чина: горох, способный подавлять аппетит на несколько дней

В Бразилии из пациента вытащили живую рыбу больше метра длиной

Неуловимый афганский «олень-вампир»

6 объективных причин не бояться микробов

Первый в мире кошачий рояль

Невероятный кадр: радуга, вид сверху

Для статистика смерть лишь цифра, указывающая на динамику популяции, и причины смерти анализи­руются только ради уточнения ее относительного зна­чения. Для слона, как и для человека, смерть приобре­тает иное значение, поскольку она оказывает влияние на поведение живых. Они объединены крепкими семей­ными узами и прилагают максимальные усилия, чтобы помочь больным пли умирающим родичам.

Многие ученые-зоологи, в том числе и Чарлз Дар­вин, считали, что животные испытывают сильные эмоции. Не сомневаюсь, что, когда умирает слон, осталь­ные испытывают чувство, которое мы называем гру­стью. Увы, наука пока не может измерять или просто определять эмоции у человека, а о животных и говорить нечего.

Слоны не прекращают попыток помочь собрату и после его смерти. Однажды, когда мы с Мходжей иска­ли новые дороги в лес Маранг, мы услышали крики попавшего в беду слоненка где-то на высоте двухсот-трехсот метров на склоне эндабашского обрыва. Они доносились слева; мы осторожно подобрались по кру­тым склонам к тому месту, откуда доносились крики. Сквозь густую листву виднелась голова самки, лежащей в неудобной позе на земле. Глаз ее был открыт, но она не шевелилась. Передо мной высилось дерево, и я взо­брался па него.

Моим глазам открылась печальная картина. Взрослая самка лежала на боку, ее задняя нога застряла между скалой и толстым деревом. Голова откинулась назад под невероятным углом. Она была мертва. Рядом стояли три слоненка разных размеров. Самый старший постанывал и изредка издавал протяжные крики. Вто­рой стоял неподвижно, уткнувшись головой в тело ма­тери. Самый маленький слоненок, ему еще не было и года, делал жалкие попытки сосать мать. Потом стар­ший опустился на колени и стал подталкивать головой и крохотными бивнями труп, тщетно пытаясь сдвинуть его. Я наблюдал за ними четверть часа. Потом порыв ветра донес до них мой запах, и они медленно удали­лись.

Я подошел к трупу. Он еще был теплый, и мухи пока не завладели им. Значит, трагедия случилась сов­сем недавно. При падении слониха сломала несколько деревьев ивывернула из земли крупные камни. Мы взобрались но склону метров сто тридцать, до точки, где остались следы ее последних шагов. Она ступила в яму, прикрытую зеленью, потеряла равновесие, ска­тилась вниз, ни за что не зацепившись, и осталась ле­жать неподвижно. Слонята с большим трудом отыскали ее, совершив дальний обход из-за крайне неудобной местности.

Они, казалось, не понимали, что она мертва, но чувствовали что-то неладное, а быть может, и не ве­рили в необратимый характер ее смерти.

Гарвей Кроз и его приятель-фотограф видели в Се­ренгети, как умирала старая самка среди семейной группы. Она агонизировала почти весь день в прекрас­ном уголке, изрезанном долинами, где мы обездвижили молодого самца. Вначале Гарвей заметил, что она с трудом плелась за группой; когда слониха упала, все окружили ее, вложили по очереди кончик хобота ей в рот и подтолкнули, пытаясь поднять. Больше всех при­лагал усилия самец, случайно оказавшийся с самками и малышами; несколько раз он отгонял других и в одиночку помогал агонизировавшему животному. Слониха умерла среди родных, и они несколько часов остава­лись около нее. Самец, чьи усилия оказались бесполез­ными, показал пример совершенно уникального поведе­ния. Он взгромоздился на мертвую самку, словно хотел совокупиться с ней, а затем вместе со всеми удалился. И только одна самка, по-видимому имевшая с умершей слонихой особо тесные связи, задержалась надолго и нехотя ушла лишь с наступлением ночи.

Билл Вудли, смотритель национального парка Абер-дэр в Кении, оказался свидетелем еще более порази­тельной привязанности к мертвому животному. Самки и малыши защищали труп убитой молодой самки трое суток. Удивительный рассказ приводит Ренни Вер в своей книге «Африканский слон». Мать не бросала раз­лагающийся труп своего новорожденного слоненка и несколько дней несла его па бивнях. Насколько мне из­вестно, только самки бабуинов таскают по неделе и более труп своего детеныша.

Такая реакция на безжизненное тело помогает спа­сти тех слонов, которые просто потеряли сознание. Спа­сители заинтересованы в выздоровлении больного жи­вотного, которое снова начинает играть отведенную ему роль в семейной группе. Оно опять занимается воспи­танием и совместной защитой молодых, а если это мат-риарх, то она остается главой и в трудные минуты всю семью выручает накопленный ею опыт. Зоологу, воспи­танному на традициях естественного отбора, ничего не остается, как объяснять внешне альтруистическое пове­дение спасителя последующими выгодами для него; если какое-то животное пытается спасти другое, его по­ведение можно объяснить стремлением сохранить соп­леменника, то есть животного той же крови и с той же наследственностью.

Труднее найти разумное объясне­ние невероятному, почти магическому влиянию на сло­нов даже совсем разложившихся трупов.

После десяти дней гниения под акациями древесной саванны четвертая сестра Торон превратилась в чер­ную полость, обтянутую кожей, сквозь которую торча­ли кости. Ноги были объедены гиенами. Я каждый день отмечал, с какой скоростью происходит процесс разло­жения. После дождей процесс пошел быстрее, и через несколько недель почерневшие волокна, бывшие ранее содержимым ее желудка, должны были скрыться под травой и кустами.

Утром десятого дня в разреженный лес Ндалы яви­лись южные слоны. Какова будет их реакция на труп слона? Я поставил «лендровер» неподалеку от останков и стал выжидать. Через некоторое время появилась матриарх Клитемнестра со своей семьей. Это были свирепые жители юга, и их владения во многих местах пе­реходили во владения сестер Торон. Клитемнестра, ко­нечно, знала четвертую сестру Торон, Заметив мою ма­шину, она развернула уши и косо глянула в мою сторону, а затем спокойно продолжила свой путь. Я знал ее четыре года, и за это время ома стала заметно терпимее относиться к машинам. Слоны, за исключени­ем непримиримых сестер Торон и некоторых других, свыклись с туристским бумом и все большим количест­вом автомашин, появлявшихся даже в самых диких уголках парка. Клитемнестра сделала еще несколько шагов, и вдруг ветер донес до нее запах трупа. Она развернулась, вытянула хобот, словно копье, расставила уши, как два больших щита, и двинулась прямо на за­пах, похожая на некий средневековый снаряд. За вей двигались три другие самки; все, с беспокойством под­няв головы, окружили труп. Вначале они осторожно принюхались, поводя хоботами. Затем прошлись вдоль тела, трогая и исследуя каждую торчащую кость. Бив­ни вызвали особый интерес. Самки подняли их куски, повертели и бросили. Все это время они знали о моем присутствии. Еще ни разу они не стояли так близко ко мне. Вдруг одна из молодых самок сделала два шага в мою сторону и с гневом тряхнула головой; остальные переняли ее настроение. Они приняли несколько неубе­дительно угрожающих поз и удалились. Я пожалел, что устроился так близко от трупа; думаю, не будь меня здесь, они еще долго занимались бы исследованном ос­танков.

Часто рассказывают о кладбищах слонов, о месте, куда они приходят умирать. Но сей миф не соответст­вует действительности.

Мне приходилось находить трупы слонов на всей территории парка. Также ходили слухи, что слонов очень интересуют трупы их сороди­чей; очередная сказка, подумал я и выбросил это из го­ловы. Однако теперь, увидев собственными глазами по­ведение слонов, стал разыскивать серьезные свидетель­ства и первое подтверждение нашел у Дэвида Шелдрика. В 1957 году он писал о Цаво:

«По-видимому, можно считать доказанной странную привычку слонов таскать бивни своих умерших товари­щей. В Восточном Цаво хранитель собрал большое коли­чество бивней слонов, умерших как от стрел, так и естест­венной смертью. В большинстве случаев их находили в семистах-восьмистах метрах от трупа. В других случаях их разбивали о скалы или деревья. Может ли гиена от­тащить в сторону бивень, весящий иногда до 50 кило­граммов, и зачем ей это делать? Отсутствие меток зу­бов и разбитые бивни заставляют думать, что в винов­ники можно зачислить слонов».

Алан Мурхед привел высказывания Дэвида Шелдрика в «Санди Таймс», но позже Ричард Кэррингтон утверждал в своей книге «Слоны», что это всего-навсе­го африканская сказка... и в основе ее лежат племенные легенды, а свидетелей такого поведения слонов нет. Однако факты продолжали накапливаться. Например, вот что наблюдали в 1958 году в одном национальном парке Уганды:

«Около Параа пришлось убить слона с серьезным ранением передней ноги. Тут же к трупу подошли два слона. Они медленно обошли вокруг трупа, тщательно обследуя его кончиком хобота, но не касаясь убитого животного. Затем один из них предпринял несколько тщетных попыток извлечь бивни».

Поведение Клитемнестры и многие другие факты убедили меня в необходимости провести простейший опыт и проверить, действительно ли живые слоны про­являют особый интерес к костям мертвых собратьев. Увиденное вряд ли относилось к случайностям. Найдя останки слона, я перевез кожу, бивни и кости к водое­мам реки Ндала, куда на водопой ходило множество семейных групп. В большинстве случаев, найдя кости, слоны приходили в сильнейшее возбуждение: задирали хвосты, разводили уши в стороны, толпились вокруг, занимались подробным изучением находки, поднимали одни кости и переворачивали ногой другие. Обычно они образовывали столь плотный круг, что не было видно, чем они занимались, только изредка над их головами вздымалась какая-нибудь кость. Реакция шести групп из восьми, прошедших мимо костей около реки, еще больше усугубила тайну поведения тех двух групп, ко­торые не обратили внимания па кости, словно их и не существовало.

Позже, во время съемок телефильма о жизни слонов Мапьяры, мы провели сходный опыт в разре­женном лесу Ндалы. На этот раз решили разложить кости на одной из самых оживленных троп, а киногруп­па спряталась с подветренной стороны, откуда с по­мощью телеобъектива можно было снять всю сцену, не тревожа слонов. Я использовал останки самца, убитого в южной части парка во время его набега на кукуруз­ное поле. Минут через двадцать появилась большая группа самок и малышей под предводительством суро­вого матриарха - это были Боадицея и ее семейство. Вначале казалось, что группа пройдет мимо, ничего не заметив. Затем дуновение ветерка донесло до слонов за­пах трупа. Семейная группа разом повернула, и все осторожно, но решительно окружили труп. Первый ряд, став плечом к плечу, подошел к останкам вплотную. Десять извивающихся хоботов, похожих на черных разгневанных змей, поднимались и опускались, уши беспокойно шевелились. Каждый слон, казалось, стре­мился первым коснуться костей. Затем они приступили к тщательному обнюхиванию. Некоторые кости они ти­хонько передвигали кончиком ноги. Кости стукались друг о друга, словно деревяшки. Особое внимание при­влекли бивни; слоны поднимали их, брали в рот и пе­редавали друг другу. Юный самец ухватил хоботом тяжеленный тазовый пояс и протащил его метров пять­десят, а потом бросил. По очереди они перекатывали череп. Вначале к скелету могли подойти лишь самые крупные животные. Боадицея приблизилась позже дру­гих; растолкав всех, она пробилась в центр, подобрала один бивень, покрутила с минуту пли две, а потом уне­сла во рту. За ней двинулись остальные. Многие сло­ны тащили во рту кости, которые побросали метров через сто. Вирго ушла последней. Заметив меня, она подошла, держа во рту ребро, покачала хоботом и уда­лилась.

Слоны, уходящие вместе с костями, напомина­ли некроманов, собирающихся на какую-то церемонию, и производили странное впечатление.

Джордж Адамсон в своей книге «Бвана Гейм» («Господин дичи») приводит любопытный вариант от­ношения слонов к останкам. Ему пришлось убить сло­на, входившего в группу самцов, когда он преследовал человека с явным намерением убить его. Разрешив ме­стным жителям забрать столько мяса, сколько им на­до, Адамсон перевез останки на километр от места про­исшествия. В ту же ночь слоны нанесли визит трупу, подобрали лопатку и берцовую кость и перенесли точ­но на место смерти животного. Трудно сказать, были ли это его вчерашние компаньоны, но если перенос ко­стей на место смерти не случайность, он, по-видимому, имеет значение для слонов.

Наблюдения Нэна Паркера еще раз подтвердили, что слоны умеют находить место смерти сородича, даже если его останки были перенесены в другое место. Од­нажды, когда Паркер с самолета гнал небольшую се­мейную группу, предназначенную для кроппинга, на охотников, они вдруг повернули и подошли к месту, где земля казалась выгоревшей. Паркер вспомнил, что это были останки слона, которого он «ликвидировал» три недели назад. Хотя слонов беспокоило присутствие самолета, они остановились и несколько минут хобо­тами исследовали это место, а затем двинулись навстре­чу своей судьбе.

Наряду с привычкой обнюхивать и переносить ко­сти вызывает удивление и поведение слонов, которые занимаются «похоронами». Мне не довелось видеть «похорон», но существует множество рассказов достой­ных доверия наблюдателей, так что подобное поведение можно принять за достоверный факт. Слоны хоронят умерших, а случается и живых, даже если это не их собратья. Приведу несколько примеров.

Джордж Адамсон рассказывает о происшествии с одной старой женщиной из племени туркана, которую он знал лично. Слоны похоронили ее заживо. Однажды вечером она с сыном возвращалась домой. Сын ее за­держался, а ей велел идти дальше. Полуслепая стару­ха вскоре заблудилась. После захода солнца она легла иод деревом и уснула. Через несколько часов ее раз­будил слон, который стоял рядом и водил хоботом вдоль ее тела. Она застыла, оцепенев от страха. Вско­ре подошли другие слоны и набросали на нее груду вет­вей с соседних деревьев. Старуху нашли наутро: сла­бые крики женщины услышал пастух и освободил ее из-под веток.

Профессор Гржимек приводит четыре рассказа о слонах, самцах и самках, которые накрывали растения­ми или землей убитых ими людей.

«Героем» самого лю­бопытного из этих случаев был один самец. Произошло это в 1936 году в национальном парке Альберт (ныне Вирунга). Некий турист с фотоаппаратом подошел к одному самцу, несмотря на неоднократные предупреж­дения, что это животное чрезвычайно опасно. Турист же проявил упрямство, и слон напал на него. К несча­стью, человек хромал и не успел убежать. Служащему парка удалось заснять момент, когда он повернулся, чтобы броситься прочь. Слон догнал человека и хобо­том сбил его с ног. Свидетели происшествия утвержда­ют, что он умер, еще не коснувшись земли. Но слон для большей верности опустился на колени и ударом бивня под лопатку пронзил тело. Когда люди верну­лись на место трагедии, тело туриста было прикрыто растениями. Мне посчастливилось встретить профессо­ра Л. Ван ден Берга, который отомстил за смерть ту­риста, выследив и застрелив животное-убийцу. Выяс­нилось, что причиной агрессивного характера слона была глубокая загноившаяся рана на голове, по-видимому, от пули.

Но слоны хоронят не только трупы людей. В отчете 1956 года одного из кенийскнх парков описывается случай с трупом носорога, которого, судя по окружав­шим его следам, слоны тащили за собой какое-то время, а затем прикрыли травой и ветками.

Еще один исследователь, Джордж Шаллер, расска­зывает в книге «Олень и тигр» о сходном поведении ин­дийского слона. Шаллер привязал к дереву буйвола в качестве приманки для тигров. Тигрица убила жертву и со стороны принялась наблюдать за пиршеством тиг­рят. Вскоре из зарослей появился слон. Тигрята убе­жали, а слон наломал веток и прикрыл ими останки буйвола.

Существуют рассказы и о похоронах слонами своих сородичей. Майлс Тернер некогда был профессиональ­ным охотником. Во время одного сафари его клиент убил крупного самца, входившего в группу из шести животных. Живые слоны тут же окружили убитого. Майлс сказал, что через несколько часов слоны разой­дутся, и предложил отойти подальше и перекусить. Когда они вернулись, около трупа находился только один самец. Охотники отогнали его. Подойдя к трупу, они с удивлением увидели, что рана залеплена грязью, а туша засыпана землей и листьями.

Ирвин Басе, один из первых ученых, занимавшихся экологией слонов, наблюдал сходный факт в Уганде, но здесь героями оказались самки и малыши. Ему надо было обездвижить слона и закрепить на нем радиопе­редатчик. Операция не удалась, но зато он сделал цен­ные наблюдения. Для первой же выбранной самки доза оказалась слишком большой. Остальные члены группы образовали защитную когорту и не подпустили его к животному, которое умерло, поскольку он не смог вве­сти ей противоядие. Матриарх группы увела слонов, а затем вернулась и накрыла погибшую слониху ветвями и травой.

В заключение приведу рассказ этолога Вольф-Дн-трнха Куме, наблюдавшего за африканскими слонами в зоопарке Кроненбурга, в Германии. Когда самец ста­новился агрессивным, он начинал бросать через ограду в ученого солому и разные предметы. Однажды Куме улегся на землю по другую сторону ограды. И слон на­бросал столько соломы, что полностью накрыл ею ле­жащего человека.

Дуглас-Гамильтон И. и О. Жизнь среди слонов. М., «Наука», 1981 г., с. 241-249.

У одного путешественника и охотника на слонов можно прочесть следующий мрачный ответ: «В результате погони человека за слоновой костью вся Африка — это сплошное кладбище слонов ».

Что-то вроде красного словца. Но, как и всякое красное словцо, оно за хлесткой формулировкой упускает из виду существо дела. В действительности же, несмотря на массовое истребление, и сейчас тысячи слонов ежегодно умирают естественной смертью. Однако все охотники на слонов утверждают, что никто никогда не находил слоновых трупов ни в Африке, ни в Индии.

Руководитель государственной станции по поимке слонов в Майсуре Сандерсон в своей книге «13 лет среди диких зверей Индии» пишет, что, исходив вдоль и поперек индийские джунгли, он ни разу не натолкнулся на труп слона, умершего естественной смертью.

Он только дважды видел останки слонов, и в обоих случаях животные эти погибли при особых обстоятельствах — самец утонул, самка умерла во время родов. Европейцы, десятилетиями ведшие в районах распространения слонов топографические съемки, также никогда не видали ни одного трупа слона.

Африканские слоны

Индийцы, которых Сандерсон спрашивал, не находили ли они мертвых слонов, также отвечали отрицательно. Только в одном-единственном случае он получил утвердительный ответ. Жители района, окружающего город Читтагонг (в Пакистане), однажды во время свирепствовавшей среди животных области тяжелой эпидемии натолкнулись на большое число мертвых слонов.

Куда же исчезают слоны, умирающие естественной смертью? Встречаются люди, которые говорят: «Их хоронят живые собратья!» Подобное мнение нет даже смысла оспаривать.

Как в Азии, так и в Африке имеются предания. На Цейлоне считают, что слоны, чувствуя приближение последних дней своих, отправляются в труднопроходимую лесную чащу около величественных руин древней столицы острова города Анурадхапура.

В Южной Индии кладбищем слонов считается озеро клад, к которому можно пробраться только через узкий проход; в Сомали — это глубокая долина, окруженная непроходимыми лесами. Однако никто не может сообщить ничего достоверного и подробного об этих легендарных кладбищах, никто и никогда еще не видел их.

Разумеется, подобные некритически воспринятые легенды и предания не становятся более убедительными оттого, что их повторяют на своих страницах некоторые европейские газеты. Один из таких рассказчиков зоологических небылиц утверждает, будто больные гиганты, «движимые древним инстинктом», сами отправляются на кладбище слонов:

«Там, в недосягаемой чаще девственного леса, стоят эти смертники среди гор слоновой кости, среди несметных сокровищ, которые сделают нашедшего их самым богатым человеком в мире».

Вот что утверждает этот автор, вынужденный в то же время признать, что нет еще на свете человека, белого или темнокожего, который был бы свидетелем естественной смерти слона, и что никогда еще не удавалось обнаружить ни одно из этих таинственных кладбищ.

Более серьезно следует отнестись к статье А. М. Макензи, который заметил, что в округах Эльгейо и Сук в Уганде, где он охотился, подстреленные слоны всегда уходили к северу. Однажды он отправился по следам тяжело раненного животного, но потерял их на берегу реки Перкуэлл. Из этого он заключил, что обреченный на смерть слон переплыл реку, чтобы попасть на остров, находившийся посреди нее.

Ночью Макензи сам переправился на остров и, найдя там животное, добил его. При этом он обнаружил на острове двадцать скелетов слонов, но без бивней. Макензи утверждает, что слоновую кость унесли местные жители, которые знали об этом, а также о других подобных кладбищах, но хранили эти сведения в тайне.

Целую неделю Макензи пробыл на острове. Ежедневно туда прибывали больные слоны явно для того, чтобы провести здесь свои последние дни или же сразу умереть. В одном случае такого слона сопровождал до берега самец, но на остров он переправился один.

По мнению Макензи, открытое им кладбище было одним из самых маленьких. Из беседы со старыми африканцами племени масаи он узнал, что в округе Кавамайя есть гораздо более крупное кладбище слонов.

Заслуживает внимания наблюдение, сделанное немецким ловцом диких животных Гансом Шомбургком. Однажды, выйдя из лагеря на реке Руаха, он последовал за больным слоном-самцом, отделившимся от стада. Животное направлялось в ту часть степи, которая постоянно была покрыта водой метра на полтора. Целых пять дней простоял здесь слон совершенно неподвижно. Наконец Шомбургк приблизился к нему и пристрелил его.

Уильямс, который более двадцати лет в Индии и Бирме имел дело с этими животными, а во время Второй мировой войны командовал «ротой» слонов, рассказывая о последних днях умирающего слона, также отводит важное место воде:

«После того как слон достигает возраста 75 или 80 лет, начинается постепенный упадок его сил. У него выпадают зубы, кожа на висках становится дряблой и обвисает. Когда-то вместе со всем стадом он преодолевал большие пространства и пожирал вдень свои триста килограммов зеленого корма. Теперь ему уже не под силу совершать длинные переходы.

Он уходит из стада. В холодные времена года ему легко находить себе пищу, состоящую главным образом из бамбука. Когда же наступают жаркие месяцы, поиски корма становятся затруднительными. В апреле или мае он отправляется к какому-нибудь пруду, который находится над горным ущельем.

Зеленого корма еще хватает вдоволь. Но пруд с каждым днем высыхает и под конец превращается в илистую яму. Слон, стоя посередине нее, опускает хобот в мокрый песок и посыпает им себя. Но вот в один прекрасный день разражается сильная гроза. С гор низвергаются бурные потоки воды, несущие гальку и вырванные с корнем деревья. Этим силам природы одряхлевший слон уже больше не может противостоять. Он подгибает колени и скоро испускает дух. Волны уносят его труп и сбрасывают в ущелье...»

Однако то, что описывает Уильямс, все же представляется частным случаем, а не правилом. Не всегда пруд, до которого добирается умирающий слон, находится над пропастью, и не всегда в решающий момент разражается гроза.

Но в общих чертах данные Уильямса все же совпадают с мнением зоологической науки. Когда слон стареет, говорит наука, мускулы отказываются служить ему. Он уже не в состоянии поднимать хобот, и поэтому ему грозит опасность погибнуть от жажды. В столь томительном положении ему не остается ничего иного, как выискивать глубокие места, чтобы добраться до воды.

Но при этом он легко увязает в иле и уже не может из него выбраться. Его обгладывают крокодилы, и половодье уносит его скелет. Водопой становится могилой слона, и так как сюда приходит в дни старости в надежде утолить жажду отнюдь не он один, го этот водопой действительно может стать кладбищем слонов.

При выяснении вопроса о существовании кладбищ слонов нельзя игнорировать исключительную способность девственного леса поглощать без остатка всевозможные трупы, в том числе и такие гигантские, как слоновые. Большие и малые пожиратели падали набрасываются на труп, причем такие птицы, как коршун и марабу, для которых кожа слона слишком прочна, проникают внутрь его тела через пасть или же через прямую кишку.

Имеются даже любители костного мозга, содержащегося в бивнях слона. Это дикобразы. Чтобы добраться до любимых ими «лакомств», они истачивают слоновую кость так же, как бобр — дерево.

Унтервельц был однажды свидетелем того, как целая стая гиен с воем набросилась на труп убитого слона. В трупе кишели миллионы белых личинок насекомых, а миллионы мясных мух придавали его коже синеватый отблеск. Вскоре на удобренном месте буйно разрослась растительность...

Как известно, только у слонов, людей и неандертальцев есть ритуал захоронения. Обычно продолжительность жизни слона составляет 60–80 лет. Если слон болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Если слон умер, то они будут пытаться оживить его с помощью воды и еды некоторое время.

Когда становится ясно, что слон мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего слона грязью и ветками, и после этого будут оставаться возле могилы в течение нескольких дней. Если у слона были очень близкие отношения с умершим, то он может быть в депрессии. Стадо, которое случайно натолкнулось на неизвестного, одинокого, мертвого слона, проявит подобное отношение. Кроме того, были случаи, когда слоны хоронили мертвых людей таким же образом, которых они нашли.

Подобную информацию вы сможете найти в сотне мест интернета. А что же на самом деле?

Существуют ли кладбища слонов?

Джон Бердон Сандерсон, руководитель государственной станции по поимке слонов в Майсуре, в своей книге «13 лет среди диких зверей Индии» утверждает, что, исходив индийские джунгли вдоль и поперек, он видел останки слонов всего дважды. Причем эти животные погибли не от естественных причин - один из них утонул в реке, а самка скончалась во время родов. Местные жители, которых Сандерсон опрашивал, также не могли вспомнить ни одного мертвого слона в округе.

Так куда же исчезают слоны, умирающие естественной смертью? Жители Африки уверены - слонов хоронят их собратья. Действительно, слоны небезразличны к своим больным или раненым сородичам. Если больной слон упал, здоровые особи помогают ему подняться. После смерти собрата слоны неохотно покидают место его смерти и остаются возле трупа в течение нескольких дней. Эта трехдневная вахта описана в книге Ории и Дугласа Гамильтонов «Среди слонов».

Иногда гиганты покрывают тело своего умершего собрата травой и ветками - согласитесь, это очень похоже на похороны. Если стадо слонов наткнулось на останки давно умершего слона, они порой поднимают их и переносят на значительное расстояние. Но вряд ли эти действия носят массовый характер. На Цейлоне считают, что умирающие слоны уходят в трудно проходимую лесную чащу около древней столицы этого острова, города Анурадхапура. Жители Южной Индии утверждают, что кладбище слонов находится в озере, до которого можно добраться только через узкий проход, а для сомалийцев это место расположено в глубокой долине, окруженной непроходимыми лесами.

Легенд - множество, но достоверно ничего не известно, и за десятилетия тщательных поисков ни одного кладбища слонов так и не было обнаружено. Правда, в начале XVIII века в Анголе исследователи обнаружили огромные груды слоновьих бивней, увенчанные деревянными идолами и человеческими черепами, но, по мнению ученых, это кладбище - дело рук человека.

Свидетельства очевидцев.

Охотник на слонов A.M. Макензи, который промышлял в округах Эльгейо и Сук в Уганде, утверждал, что подстреленные слоны всегда уходили к северу. Однажды, решив добить тяжело раненное животное, он отправился за ним, но потерял его следу реки Перкуэлл. Решив, что умирающий слон сумел переправиться на островок, расположенный посередине реки, Макензи последовал за ним. К своему удивлению, охотник действительно нашел там смертельно раненное животное и добил его. Оглядевшись, Макензи обнаружил на острове 20 слоновьих скелетов, но без бивней. По мнению охотника, бивни забирали себе местные жители, хранившие в тайне знания об этом и других подобных кладбищах. Чтобы проверить свою догадку, Макензи остался на острове на целую неделю. За время его пребывания там на остров ежедневно приплывали старые и больные слоны. Кто-то умирал сразу же по прибытии, кто-то доживал на острове свои последние дни и часы. Однажды охотник увидел, как умирающего слона сопровождал до реки его здоровый сородич, но при этом реку старый слон переплывал в одиночестве. Охотник решил, что случайно открытое им кладбище - одно из самых маленьких. Расспросив местных жителей - старейшин африканского племени масаи, Макензи узнал, что в округе Кавамайя есть гораздо более крупные кладбища этих удивительных гигантов.

Вслед за Макензи догадку о существовании слоновьих кладбищ подтвердил и ловец диких животных, немец Ганс Шомбургк. Шомбургк охотился на слонов в Танзании, в устье реки Руаха. Решив проследить путь больного самца, он последовал за ним в ту часть степи, которая была постоянно покрыта водой. Зайдя по колено в воду, животное простояло там неподвижно в течение 5 дней, пока, наконец, Шомбургк не застрелил его.

Как видно из рассказов этих двух свидетелей, важную роль в формировании слоновьего кладбища играет вода. Это же подтверждает англичанин Уильяме, который более 20 лет занимался в Бирме отловом и приручением слонов: «После того, как слон достигает возраста 75 или 80 лет, начинается постепенный упадок его сил. У него выпадают зубы, кожа на висках становится дряблой и обвисает. Когда-то вместе со всем стадом он преодолевал большие пространства и пожирал в день свои 300 килограммов зеленого корма. Теперь ему уже не под силу совершать длинные переходы. Он уходит из стада. В холодные времена года ему легко находить себе пищу, состоящую главным образом из бамбука.

Когда же наступают жаркие месяцы, поиски корма становятся затруднительными. В апреле или мае он отправляется к какому-нибудь пруду, который находится над горным ущельем. Зеленого корма еще хватает вдоволь. Но пруд с каждым днем высыхает и под конец превращается в илистую яму. Слон, стоя посередине, опускает хобот в мокрый песок и посыпает им себя. Но вот в один прекрасный день разражается сильная гроза. С гор низвергаются бурные потоки воды, несущие гальку и вырванные с корнем деревья. Этим силам природы одряхлевший слон уже больше не может противостоять. Он подгибает колени и скоро испускает дух. Волны уносят его труп и сбрасывают в ущелье...».

До сих пор во многих научно-популярных изданиях можно встретить утверждения, будто бы слоны хоронят своих умерших сородичей в особых местах, называемых слоновьими кладбищами. Ученые долго пытались обнаружить хотя бы один такой "некрополь", однако тщетно - их поиски не увенчались успехом. А все потому, что данное утверждение - не более чем миф.

Интересно, что миф о слоновьих кладбищах уже является не только достоянием фольклора тех стран, где обитают серые ушастые гиганты - еще в прошлом столетии он перекочевал на страницы как научно-популярных, так и научных статей. Во многих справочниках, энциклопедиях и путеводителях можно встретить фразу о том, что: "…Слоны являются единственными (кроме человека) живыми существами, которые хоронят своих умерших в строго определенных местах, называющихся слоновьими кладбищами. Всякий слон, почувствовав приближение смерти, отправляется туда, где и умирает, а его сородичи забрасывают останки листьями, землей и различным мусором".

Что и говорить, картинка получается трогательная, но, увы, совершенно неправдоподобная. Начнем с того, что кладбища (если понимать под этим словом строго определенное место захоронения) достаточно широко распространены в мире животных. В частности, они имеются у общественных насекомых - пчел, ос, муравьев и термитов. Если особь умирает внутри улья или муравейника, то покойника вытаскивают наружу и относят в то место, куда выбрасываются все остальные отходы (ибо с точки зрения насекомых труп - это не что иное, как мусор). Так же поступают и с теми, кто ушел в мир иной вблизи от убежища.

Подобные меры предосторожности вполне оправданы - если труп будет разлагаться внутри гнезда, то на нем могут поселиться опасные для живых членов колонии грибки и бактерии. Именно поэтому, кстати, подобные кладбища находятся достаточно далеко от жилой зоны, а также от тропинок, по которым обычно передвигаются насекомые. Кстати, ученые считают, что у древних людей обычай хоронить умерших в определенных местах, а также все "страшилки", связанные с кладбищами, возникли именно из-за того же - гниющий недалеко от убежища труп является потенциальным источником инфекции. Поэтому логично спрятать его куда-нибудь подальше и сделать все возможное, чтобы наиболее любопытные члены сообщества не посещали это место.

А вот у слонов таких кладбищ как раз нет, что, в общем-то, неудивительно - ведь эти животные не имеют постоянной "прописки", они все время путешествуют. Поэтому умерший член стаи не является опасным для живых - они просто уйдут с того места, где его настигла смерть и некоторое время не будут там появляться. Таким образом опасности подхватить инфекцию у них нет. А раз так, то и в специальном кладбище тоже нет никакой необходимости.

Но откуда же возник этот миф? На самом деле, его придумали всего лишь для того, чтобы объяснить достаточно забавный факт - трупы слонов люди находят достаточно редко. Так, например, биолог Джон Сандерсон, который 13 лет руководил станцией по поимке слонов, пишет в своей книге о том, что видел останки погибших слонов всего лишь дважды, да и те погибли в результате несчастных случаев, причем недалеко от самой станции. Многие другие исследователи подтверждают его наблюдения - найти в джунглях или саванне останки гиганта практически невозможно.

Но почему так происходит? Да потому, что как только слон уходит в мир иной, на его тело сразу же сбегаются толпы любителей падали разных размеров, от муравьев до гиен. Кстати, было установлено, что чаще всего слоны умирают около водоемов, поскольку перед смертью гигант испытывает жажду и, собрав последние силы, доходит до живительной влаги. Однако после смерти его тело оказывается намертво увязшим в прибрежной грязи или в иловых отложениях. И тут до него без проблем добираются хищные рыбы, черепахи и крокодилы, которые не могут упустить подобный бесплатный "ужин".

Согласно запискам натуралистов, которые наблюдали процесс "утилизации" слоновьей туши, часто на то, чтобы от гиганта остались лишь кости, уходит около шести часов (а если слон умер на закате, то и того меньше - стая гиен, насчитывающая около сотни особей, расправится с останками слона за какие-то два-три часа). Кстати, и кости тоже лежат недолго - падальщики, стараясь добраться до костного мозга, разгрызают их, а насекомые растаскивают осколки. В итоге уже через сутки после смерти от огромного гиганта не остается ничего - только остатки волос, кожи и наиболее твердые части костей.

Кроме того, рождению и распространению мифа способствовали также наблюдения за весьма странным поведением слонов. Так, один раз ученые видели, как слоны оставались возле тела своего умершего собрата около трех дней. Замечены были и случаи, когда эти гиганты накрывали труп сородича травой и ветками, а также переносили найденные останки на большие расстояния. Тем не менее, все это единичные случаи, и, следовательно, можно считать, что поведение слонов в описываемых ситуациях было нетипично.

Да, в общем-то, и оно вполне поддается объяснению: перенос останков происходил тогда, когда слон погиб возле водоема, и сородичи просто хотели очистить реку от нескольких тонн гниющей плоти. Забрасывание трупа травой происходило в момент агонии - слоны не понимали, что их сородич умирает и стремились облегчить его муки от жары, которые для больного слона самые невыносимые. А то, что эти гиганты могут долго находится возле трупа своего сородича, тоже неудивительно - слоны всегда ждут отставших. Это, кстати, доказывает то, что и здесь слоны не поняли, что их собрат уже отошел в мир иной.

Возможно также, что на возникновение мифа повлияла и интересная находка, сделанная в XVIII столетии на территории Анголы. Натуралисты обнаружили место, в котором находились груды слоновьих костей. Однако позже там же были обнаружены кости и других живых существ, в частности, человеческие, в также изображения местных богов из камня и дерева. Тогда стало ясно, что здесь вовсе не слоновье кладбище, а место ритуальных жертвоприношений (у многих африканских племен есть обычай приносить в жертву своим богам кости различных животных, в том числе и слонов).

Позже популяризации мифа способствовали очерки некоторых путешественников, которых привлекали тайны и чудеса экзотических стран. Так, в свое время много шума наделало сообщение некоего натуралиста А. М. Макензи, который будто бы заметил, что в округах Эльгейо и Сук в Уганде, где он охотился, подстреленные слоны всегда уходили к северу.

Эта история была сразу воспринята учеными как неправдоподобная - слоны издалека могут определить местонахождение человека, и, соответственно, вряд ли раненые животные пойдут умирать туда, где находится это опасное существо, однако были предприняты попытки проверить информацию, сообщенную г-ном Макензи. Как и следовало ожидать, в указанном районе не нашли никакого острова, являющегося слоновьим кладбищем. Судя по всему, вышеуказанный натуралист просто пересказал легенду местных племен, дополнив ее для придания истории налета достоверности вымышленными подробностями с собственным участием.

Вот еще одна версия зарождения мифов. Дело в том, что продолжительность жизни слона ограничена степенью изношенности его коренных зубов. Растительная пища очень жесткая, и когда у слона выпадают последние зубы, ему грозит смерть от голода. Кроме того, по мере старения животного мускулы атрофируются, и он уже не может поднимать хобот, а следовательно, не в состоянии напиться. В старости слонов преследуют болезни, такие как артрит, туберкулез, септицемия. В результате слабеющему гиганту ничего не остается, кроме как выискивать глубокие места, чтобы добраться до воды. А по берегам водоемов всегда вдоволь сочной растительности, способной поддержать его угасающие силы.

Однако из-за своей массы слон вязнет в иле и уже не может двигаться. Его тело обгладывают крокодилы, а вода уносит скелет. А поскольку на водопой приходит утолить голод и жажду отнюдь не один слон, это место может действительно стать кладбищем слонов. Кроме того, рассуждая о слоновьих кладбищах, нельзя не вспомнить об исключительной способности джунглей утилизировать любые органические останки. Падальщики - гиены и птицы - набрасываются на труп и уничтожают его с удивительной быстротой. Интересно, что коршуны и марабу, для которых кожа слона слишком толстая, проникают внутрь его тела через ротовое или анальное отверстие. А отсутствие дорогостоящих бивней объясняется любовью дикобразов к костному мозгу, содержащемуся в них.

«В результате погони человека за слоновой костью вся Африка - это сплошное кладбище слонов», - написал один из многочисленных охотников на слонов. Но это - метафора. На самом же деле, по мнению зоологов, слоновьих кладбищ, где хранятся несметные запасы драгоценной слоновьей кости, не существует. Сама природа помогает слонам спрятаться после смерти.

Итак, как видите, никаких слоновьих кладбищ не существует. Или, если выразиться точнее, таким кладбищем является вся территория, где обитают эти гиганты. Для африканских слонов - это Африка, индийских - Юго-Восточная Азия. Однако никаких специальных действий над усопшими собратьями, которые можно было бы принять за похоронный обряд, эти животные не совершают…

Как известно, только у слонов, людей и неандертальцев есть ритуал захоронения. Обычно продолжительность жизни слона составляет 60–80 лет. Если слон болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Если слон умер, то они будут пытаться оживить его с помощью воды и еды некоторое время. Когда становится ясно, что слон мертв, стадо замолкает. Часто они выкапывают неглубокую могилу и накрывают умершего слона грязью и ветками, и после этого будут оставаться возле могилы в течение нескольких дней. Если у слона были очень близкие отношения с умершим, то он может быть в депрессии. Стадо, которое случайно натолкнулось на неизвестного, одинокого, мертвого слона, проявит подобное отношение. Кроме того, были случаи, когда слоны хоронили мертвых людей таким же образом, которых они нашли.

Подобную информацию вы сможете найти в сотне мест интернета. А что же на самом деле?

Существуют ли кладбища слонов?

Джон Бердон Сандерсон, руководитель государственной станции по поимке слонов в Майсуре, в своей книге «13 лет среди диких зверей Индии» утверждает, что, исходив индийские джунгли вдоль и поперек, он видел останки слонов всего дважды. Причем эти животные погибли не от естественных причин - один из них утонул в реке, а самка скончалась во время родов. Местные жители, которых Сандерсон опрашивал, также не могли вспомнить ни одного мертвого слона в округе.

Так куда же исчезают слоны, умирающие естественной смертью? Жители Африки уверены - слонов хоронят их собратья. Действительно, слоны небезразличны к своим больным или раненым сородичам. Если больной слон упал, здоровые особи помогают ему подняться. После смерти собрата слоны неохотно покидают место его смерти и остаются возле трупа в течение нескольких дней. Эта трехдневная вахта описана в книге Ории и Дугласа Гамильтонов «Среди слонов».

Иногда гиганты покрывают тело своего умершего собрата травой и ветками - согласитесь, это очень похоже на похороны. Если стадо слонов наткнулось на останки давно умершего слона, они порой поднимают их и переносят на значительное расстояние. Но вряд ли эти действия носят массовый характер. На Цейлоне считают, что умирающие слоны уходят в трудно проходимую лесную чащу около древней столицы этого острова, города Анурадхапура. Жители Южной Индии утверждают, что кладбище слонов находится в озере, до которого можно добраться только через узкий проход, а для сомалийцев это место расположено в глубокой долине, окруженной непроходимыми лесами.

Легенд - множество, но достоверно ничего не известно, и за десятилетия тщательных поисков ни одного кладбища слонов так и не было обнаружено. Правда, в начале XVIII века в Анголе исследователи обнаружили огромные груды слоновьих бивней, увенчанные деревянными идолами и человеческими черепами, но, по мнению ученых, это кладбище - дело рук человека.


Свидетельства очевидцев.

Охотник на слонов A.M. Макензи, который промышлял в округах Эльгейо и Сук в Уганде, утверждал, что подстреленные слоны всегда уходили к северу. Однажды, решив добить тяжело раненное животное, он отправился за ним, но потерял его следу реки Перкуэлл. Решив, что умирающий слон сумел переправиться на островок, расположенный посередине реки, Макензи последовал за ним. К своему удивлению, охотник действительно нашел там смертельно раненное животное и добил его. Оглядевшись, Макензи обнаружил на острове 20 слоновьих скелетов, но без бивней. По мнению охотника, бивни забирали себе местные жители, хранившие в тайне знания об этом и других подобных кладбищах. Чтобы проверить свою догадку, Макензи остался на острове на целую неделю. За время его пребывания там на остров ежедневно приплывали старые и больные слоны. Кто-то умирал сразу же по прибытии, кто-то доживал на острове свои последние дни и часы. Однажды охотник увидел, как умирающего слона сопровождал до реки его здоровый сородич, но при этом реку старый слон переплывал в одиночестве. Охотник решил, что случайно открытое им кладбище - одно из самых маленьких. Расспросив местных жителей - старейшин африканского племени масаи, Макензи узнал, что в округе Кавамайя есть гораздо более крупные кладбища этих удивительных гигантов.

Вслед за Макензи догадку о существовании слоновьих кладбищ подтвердил и ловец диких животных, немец Ганс Шомбургк. Шомбургк охотился на слонов в Танзании, в устье реки Руаха. Решив проследить путь больного самца, он последовал за ним в ту часть степи, которая была постоянно покрыта водой. Зайдя по колено в воду, животное простояло там неподвижно в течение 5 дней, пока, наконец, Шомбургк не застрелил его.

Как видно из рассказов этих двух свидетелей, важную роль в формировании слоновьего кладбища играет вода. Это же подтверждает англичанин Уильяме, который более 20 лет занимался в Бирме отловом и приручением слонов: «После того, как слон достигает возраста 75 или 80 лет, начинается постепенный упадок его сил. У него выпадают зубы, кожа на висках становится дряблой и обвисает. Когда-то вместе со всем стадом он преодолевал большие пространства и пожирал в день свои 300 килограммов зеленого корма. Теперь ему уже не под силу совершать длинные переходы. Он уходит из стада. В холодные времена года ему легко находить себе пищу, состоящую главным образом из бамбука.

Когда же наступают жаркие месяцы, поиски корма становятся затруднительными. В апреле или мае он отправляется к какому-нибудь пруду, который находится над горным ущельем. Зеленого корма еще хватает вдоволь. Но пруд с каждым днем высыхает и под конец превращается в илистую яму. Слон, стоя посередине, опускает хобот в мокрый песок и посыпает им себя. Но вот в один прекрасный день разражается сильная гроза. С гор низвергаются бурные потоки воды, несущие гальку и вырванные с корнем деревья. Этим силам природы одряхлевший слон уже больше не может противостоять. Он подгибает колени и скоро испускает дух. Волны уносят его труп и сбрасывают в ущелье...».

До сих пор во многих научно-популярных изданиях можно встретить утверждения, будто бы слоны хоронят своих умерших сородичей в особых местах, называемых слоновьими кладбищами. Ученые долго пытались обнаружить хотя бы один такой "некрополь", однако тщетно - их поиски не увенчались успехом. А все потому, что данное утверждение - не более чем миф.

Интересно, что миф о слоновьих кладбищах уже является не только достоянием фольклора тех стран, где обитают серые ушастые гиганты - еще в прошлом столетии он перекочевал на страницы как научно-популярных, так и научных статей. Во многих справочниках, энциклопедиях и путеводителях можно встретить фразу о том, что: "…Слоны являются единственными (кроме человека) живыми существами, которые хоронят своих умерших в строго определенных местах, называющихся слоновьими кладбищами. Всякий слон, почувствовав приближение смерти, отправляется туда, где и умирает, а его сородичи забрасывают останки листьями, землей и различным мусором".

Что и говорить, картинка получается трогательная, но, увы, совершенно неправдоподобная. Начнем с того, что кладбища (если понимать под этим словом строго определенное место захоронения) достаточно широко распространены в мире животных. В частности, они имеются у общественных насекомых - пчел, ос, муравьев и термитов. Если особь умирает внутри улья или муравейника, то покойника вытаскивают наружу и относят в то место, куда выбрасываются все остальные отходы (ибо с точки зрения насекомых труп - это не что иное, как мусор). Так же поступают и с теми, кто ушел в мир иной вблизи от убежища.

Подобные меры предосторожности вполне оправданы - если труп будет разлагаться внутри гнезда, то на нем могут поселиться опасные для живых членов колонии грибки и бактерии. Именно поэтому, кстати, подобные кладбища находятся достаточно далеко от жилой зоны, а также от тропинок, по которым обычно передвигаются насекомые. Кстати, ученые считают, что у древних людей обычай хоронить умерших в определенных местах, а также все "страшилки", связанные с кладбищами, возникли именно из-за того же - гниющий недалеко от убежища труп является потенциальным источником инфекции. Поэтому логично спрятать его куда-нибудь подальше и сделать все возможное, чтобы наиболее любопытные члены сообщества не посещали это место.

А вот у слонов таких кладбищ как раз нет, что, в общем-то, неудивительно - ведь эти животные не имеют постоянной "прописки", они все время путешествуют. Поэтому умерший член стаи не является опасным для живых - они просто уйдут с того места, где его настигла смерть и некоторое время не будут там появляться. Таким образом опасности подхватить инфекцию у них нет. А раз так, то и в специальном кладбище тоже нет никакой необходимости.

Но откуда же возник этот миф? На самом деле, его придумали всего лишь для того, чтобы объяснить достаточно забавный факт - трупы слонов люди находят достаточно редко. Так, например, биолог Джон Сандерсон, который 13 лет руководил станцией по поимке слонов, пишет в своей книге о том, что видел останки погибших слонов всего лишь дважды, да и те погибли в результате несчастных случаев, причем недалеко от самой станции. Многие другие исследователи подтверждают его наблюдения - найти в джунглях или саванне останки гиганта практически невозможно.

Но почему так происходит? Да потому, что как только слон уходит в мир иной, на его тело сразу же сбегаются толпы любителей падали разных размеров, от муравьев до гиен. Кстати, было установлено, что чаще всего слоны умирают около водоемов, поскольку перед смертью гигант испытывает жажду и, собрав последние силы, доходит до живительной влаги. Однако после смерти его тело оказывается намертво увязшим в прибрежной грязи или в иловых отложениях. И тут до него без проблем добираются хищные рыбы, черепахи и крокодилы, которые не могут упустить подобный бесплатный "ужин".

Согласно запискам натуралистов, которые наблюдали процесс "утилизации" слоновьей туши, часто на то, чтобы от гиганта остались лишь кости, уходит около шести часов (а если слон умер на закате, то и того меньше - стая гиен, насчитывающая около сотни особей, расправится с останками слона за какие-то два-три часа). Кстати, и кости тоже лежат недолго - падальщики, стараясь добраться до костного мозга, разгрызают их, а насекомые растаскивают осколки. В итоге уже через сутки после смерти от огромного гиганта не остается ничего - только остатки волос, кожи и наиболее твердые части костей.

Кроме того, рождению и распространению мифа способствовали также наблюдения за весьма странным поведением слонов. Так, один раз ученые видели, как слоны оставались возле тела своего умершего собрата около трех дней. Замечены были и случаи, когда эти гиганты накрывали труп сородича травой и ветками, а также переносили найденные останки на большие расстояния. Тем не менее, все это единичные случаи, и, следовательно, можно считать, что поведение слонов в описываемых ситуациях было нетипично.

Да, в общем-то, и оно вполне поддается объяснению: перенос останков происходил тогда, когда слон погиб возле водоема, и сородичи просто хотели очистить реку от нескольких тонн гниющей плоти. Забрасывание трупа травой происходило в момент агонии - слоны не понимали, что их сородич умирает и стремились облегчить его муки от жары, которые для больного слона самые невыносимые. А то, что эти гиганты могут долго находится возле трупа своего сородича, тоже неудивительно - слоны всегда ждут отставших. Это, кстати, доказывает то, что и здесь слоны не поняли, что их собрат уже отошел в мир иной.

Возможно также, что на возникновение мифа повлияла и интересная находка, сделанная в XVIII столетии на территории Анголы. Натуралисты обнаружили место, в котором находились груды слоновьих костей. Однако позже там же были обнаружены кости и других живых существ, в частности, человеческие, в также изображения местных богов из камня и дерева. Тогда стало ясно, что здесь вовсе не слоновье кладбище, а место ритуальных жертвоприношений (у многих африканских племен есть обычай приносить в жертву своим богам кости различных животных, в том числе и слонов).

Позже популяризации мифа способствовали очерки некоторых путешественников, которых привлекали тайны и чудеса экзотических стран. Так, в свое время много шума наделало сообщение некоего натуралиста А. М. Макензи, который будто бы заметил, что в округах Эльгейо и Сук в Уганде, где он охотился, подстреленные слоны всегда уходили к северу.

Эта история была сразу воспринята учеными как неправдоподобная - слоны издалека могут определить местонахождение человека, и, соответственно, вряд ли раненые животные пойдут умирать туда, где находится это опасное существо, однако были предприняты попытки проверить информацию, сообщенную г-ном Макензи. Как и следовало ожидать, в указанном районе не нашли никакого острова, являющегося слоновьим кладбищем. Судя по всему, вышеуказанный натуралист просто пересказал легенду местных племен, дополнив ее для придания истории налета достоверности вымышленными подробностями с собственным участием.


Вот еще одна версия зарождения мифов. Дело в том, что продолжительность жизни слона ограничена степенью изношенности его коренных зубов. Растительная пища очень жесткая, и когда у слона выпадают последние зубы, ему грозит смерть от голода. Кроме того, по мере старения животного мускулы атрофируются, и он уже не может поднимать хобот, а следовательно, не в состоянии напиться. В старости слонов преследуют болезни, такие как артрит, туберкулез, септицемия. В результате слабеющему гиганту ничего не остается, кроме как выискивать глубокие места, чтобы добраться до воды. А по берегам водоемов всегда вдоволь сочной растительности, способной поддержать его угасающие силы.

Однако из-за своей массы слон вязнет в иле и уже не может двигаться. Его тело обгладывают крокодилы, а вода уносит скелет. А поскольку на водопой приходит утолить голод и жажду отнюдь не один слон, это место может действительно стать кладбищем слонов. Кроме того, рассуждая о слоновьих кладбищах, нельзя не вспомнить об исключительной способности джунглей утилизировать любые органические останки. Падальщики - гиены и птицы - набрасываются на труп и уничтожают его с удивительной быстротой. Интересно, что коршуны и марабу, для которых кожа слона слишком толстая, проникают внутрь его тела через ротовое или анальное отверстие. А отсутствие дорогостоящих бивней объясняется любовью дикобразов к костному мозгу, содержащемуся в них.

«В результате погони человека за слоновой костью вся Африка - это сплошное кладбище слонов», - написал один из многочисленных охотников на слонов. Но это - метафора. На самом же деле, по мнению зоологов, слоновьих кладбищ, где хранятся несметные запасы драгоценной слоновьей кости, не существует. Сама природа помогает слонам спрятаться после смерти.

Итак, как видите, никаких слоновьих кладбищ не существует. Или, если выразиться точнее, таким кладбищем является вся территория, где обитают эти гиганты. Для африканских слонов - это Африка, индийских - Юго-Восточная Азия. Однако никаких специальных действий над усопшими собратьями, которые можно было бы принять за похоронный обряд, эти животные не совершают…


источники