Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Растительный и животный мир беларуси. Презентация на тему природные сообщества Растительный и животный мир беларуси презентация

«Заповедники Беларуси» - Грубых слов не говорите, только добрые дарите! Нарочанский национальный парк. Природные богатства Беларуси. Полесский радиационно-экологический заповедник. Заповедники и национальные парки Беларуси. занесение растений и животных в Красную книгу. Припятский национальный парк. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности.

«Город Пинск» - В настоящее время используется только для нужд МЧС. В 1581 г. город получил Магдебургское право и свой герб. Костел Карла Баромея и монастырь францисканцев (вид сверху). На долю промышленных предприятий приходится почти 98 % экспорта. Область: Брестская. Спорт. Геральдика. Главная площадь города. В 2006 году в Пинске открыт Полесский драматический театр.

«Животные Беларуси» - Безответственность, непросвещенность и равнодушие владельцев. Проблема бездомных животных весьма актуальна в городе Минске. Так было раньше, а что же сегодня, в наши дни? Почему необходимо менять тактику в решении проблемы бездомных животных в Беларуси? В 1987 году была издана Европейская конвенция по защите домашних животных.

«Конституционный суд Беларуси» - Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Предмет исследования. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи. Акты Конституционного суда Республики Беларусь занимают уникальное положение в системе правовых актов страны.

«Сувениры из Беларуси» - Смачна есцi! Транзитная страна. Любимый Минск. Рисунок представляет собой часы, на циферблате которых есть только 2 цифры - 20 и 14. Вы никогда не видели столько синего и зеленого! Belarus - the best part of your way! Беларусь – места для поцелуев! We can smile, BY the way, our smiles in the hearts!

«Белоруссия» - Основные богатства Белоруссии – леса, луга, мягкий климат. Другая отрасль комплекса – лесная. Основное направление химико-лесного комплекса – производство полимеров. С сельским хозяйством тесно связана пищевая промышленность. Недостающий металл завозится из России. В земледелии более половины посевных площадей занимают зерновые культуры, а 1/3 – кормовые.

Всего в теме 21 презентация

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Данная презентация поможет провести урок по биологии по ФГОС в 5 классе. Тема урока: "Природные сообщества". На уроке рассмотрены различные виды природных сооюбществ, причины их образования. Предусмотрена работа в группах, рефлексия в виде теста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Природные сообщества" 5 класс.»


ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

(БИОЦЕНОЗ).




Исследуя химический состав тел

неживой живой природы,

учёные определили, что и живая и

неживая природа

состоят из одних и тех же

химических веществ


Неживая природа

Живая природа

Движение веществ в природе.

Солнечная энергия.

Углекислый газ.

Кислород.

Вода (испарение).


Растение, затем, поедается животным, а тот,

в свою очередь, другим животным.

Так растения передадут вещества животным,

которые получили

из неживой природы.


ЦЕПЬ ПИТАНИЯ - трофические (пищевые) взаимоотношения между организмами, в котором каждое предыдущий организм служит пищей для последующего.



Пищевая цепь-

Составьте цепь питания




Круговорот веществ в природе

  • движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу.

Неживая природа

Производители

Разрушители

Потребители


Природное сообщество-

совокупность живых организмов обитающих на одной территории взаимосвязанных друг с другом.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ.

1.Особые природные условия(температура, свет, вода и.т.д.)

2. Особый растительный и животный мир(флора и фауна)

  • Производители;
  • Потребители;
  • Разрушители.

3. Цепи питания.



Игра «Третий лишний»


Работа в группах.

  • Определите о каком сообществе идёт речь?
  • Составьте цепь питания.
  • Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.


Природное сообщество – дубрава.

  • Растение- заяц- лиса.
  • Растение- мышь- сова.

Природное сообщество-пустыня.

  • Кактус- верблюд.
  • Растение- джейран- шакал.

Природное сообщество- водоем.

Растение- карась- щука.


Природное сообщество – луг.

Растение-кузнечик- синица- ястреб.



Проверь себя.

0-1 ошибка- 5 (Молодец!)

2-3 ошибки – 4 (Хорошо!)

4-5 ошибок- 3

Более 6 ошибок- нужно подучить!


Рефлексия:

Все понравилось, материал понял,

Комфортно чувствовал себя на уроке!

Материал не понял, на уроке было не комфортно!


Параграф 20 , задания в рабочей тетради

Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.

Домашнее задание

Урок по предмету человек и мир

Тема: «Растительный и животный мир. Что такое природное сообщество?»

Цели урока:

1 ) познавательная

    начать формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;

    убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.

2) развивающая

    формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.

3) воспитательная

    помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Ход урока:

1.Организационный момент. (слайд 1)

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Садитесь.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». (откройте глаза)

Что нам надо на уроке? (слайд 2)

- Работать сообща.

- Уметь выслушать друг друга.

- Слушать других, не перебивая,

внимательно.

- Уметь распределить обязанности

между собой, четко знать долю работы

каждого.

- Уметь договориться, помочь

друг другу.

2. Проверка д\з: (Тест) по теме «Реки и озёра» (слайд 3)

Река – это водоём, который имеет исток и устье.

2. Углубление, по которому течет река, называется русло.

3. Начало реки называется устье.

4. Выход подземных вод на поверхность называется замком.

5. Маленькие реки, которые впадают в большие, называются притоками.

3. Мини – проекты уч-ся по группам: (слайды 4, 5, 6)

1 группа – озеро Нарочь

2 группа – озеро Свитязь

3 группа – река Неман

Озеро Нарочь – «жемчужина» белорусской земли. Оно такое огромное, что в пасмурную погоду противоположный берег теряется в дымке, и тогда кажется, будто стоишь на берегу таинственного древнего моря.Расположено в Мядельском районе, бассейн реки Нарочь, на территории Нарочанского Национального парка. Входит в Нарочанскую группу озер и является курортной зоной. Является самым большим естественным водоемом в Беларуси. Его площадь составляет 79,6 кв.км. При этом глубины в Нарочи небольшие - средняя 8,9 метров.

Можно с уверенностью сказать, что озеро Нарочь занимает в Беларуси первое место по чистоте и прозрачности воды. Дно, устланное песком и камнем, просматривается до 5-7 метров летом и до10 метров зимой.Здесь водятся линь, налим, амурский сазан и другие. В уловах обычно преобладает лещ, щука, плотва. В озере также водится угорь

В целях сохранения богатства озера предусмотрен комплекс охранных мероприятий - вокруг озера выделена водоохранная зона с особым режимом использования природных ресурсов.

Вода в озере Нарочь удивительно чистая и прозрачная. В ясную безветренную погоду на глубине шести метров без труда можно рассмотреть многочисленных обитателей озера, а если повезет, то помимо уклейки, окуня, плотвы, щуки можно увидеть сома.

Озеро отличается богатством водоплавающих птиц, на нём и в его окрестностях отмечено гнездование редких для Беларуси лебедя-шипуна, крачки малой, скопы, поганки малой.

Озеро Свитязь находится в бассейне реки Молчадь, почти в центре Новогрудской возвышенности, в 3 км к ЮВ от деревни Валевка Гродненской области. Его площадь около 170 гектаров и оно имеет округлую форму. Из Свитязи вытекает небольшая речушка Своротва. Каких-либо поверхностных водотоков (рек и ручьев), впадающих в озеро, нет. Озеро обрамлено массивным изумрудным ожерельем - плотным кольцом леса километровой ширины. В 1970 году озеро Свитязь и прилегающие к нему территории были объявлены экологическим заповедником. На берегу озера находится санаторий.

Здесь даже в озере произрастает множество реликтовых растений, которые по праву могли бы называться «царями» - лобелия Дортмана, наяда гибкая, полушник озерный и редкий прибрежник одноцветковый.

Но самым загадочным представляется наличие в озере очень редкой растительной формы, которая растёт только на острове Ява, и обитание здесь моллюска -известного только для озер Франции, Бельгии и Германии

Озеро Свитязь объявлено заказником вместе с лесным массивом площадью 847 гектаров. Здесь смешанные насаждения из дуба, ели, граба, ясеня, клена, осины на небольших площадях чередуются с чистыми сосняками, ольшанниками, березняками, образуя более 25 различных типов леса.

В хорошо сохранившихся лесах много черники, брусники, земляники; на торфяных лугах интересные насекомоядные растения - росянка круглолистая и жирянка обыкновенная, а в лесных зарослях среди большого разнообразия травянистой растительности - редкие орхидеи.

Неман , который протекает по территории области - третья по величине река в Беларуси. Его общая протяжённость - 937 км, а в пределах Гродненской области - 360 км.

Начинается под названием Неманец на Столбцовской равнине. , течет по Минской и Гродненской области Беларуси. Впадает в Балтийское море.

Русло извилистое, много мелей и перекатов, песчаных островов. Ширина местами достигает 640 м.

Выше города Гродно ширина долины местами не превышает 300-400 м, а глубина достигает 35-45 м. Река здесь напоминает быстрый горный поток. Ее берега усеяны галькой и крупными валунами. В русле валуны нередко образуют настоящие пороги. Склоны долины изрезаны многочисленными глубокими оврагами.

Питают Неман талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья уровень воды в реке поднимается на 2-3 м и более. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и осенью после сильных дождей бывают кратковременные паводки.

Замерзает во второй половине декабря, вскрывается в 3-й декаде марта. Максимальная толщина льда 65 см. Весенний ледоход длится 7-15 суток. Весеннее половодье проходит несколькими волнами. Среднее превышение уровня воды 4 м. увеличивается вниз по течению.

Водятся окунь, щука, плотва, лещ, карась, уклейка, ценный вид - судак.

На реке стоят города Гродно, Мосты, Столбцы

Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался и пробивался к морю. Люди впервые появились на берегах реки примерно 11-12 тыс. лет назад.

Неман - судоходная река. Регулярная навигация связывает Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и другими грузами поднимаются выше места впадения в Неман реки Березины. Есть на Немане и гидроэлектростанция (у города Каунас Литовская республика). Перед плотиной ГЭС раскинулось большое водохранилище, которое называют Каунасским морем.

4. А теперь, ребята я хочу чтобы вы посмотрели фильм и подумали о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(видеофильм о природе)

Игра «Доскажи словечко» (слайд 7-8)

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

5. –Актуализация знаний (слайд 9-11)

Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).

На какие две группы делится природа? (Живая и неживая).

Какие объекты относятся к живой природе? (Человек, растения, животные, грибы и микробы).

А какие объекты относятся к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, рельеф).

А есть ли взаимосвязь между живой и неживой природой? (слайд 12)

Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.

6. Работа в группах. Изучение нового материала.

У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы.

1) Постановка проблемы (слайд 13)

Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории.

У первой группы – лес.

У второй – река.

У третьей болото.

Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.

2) Решение проблемы

Все готовы?

Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.

Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему?

А почему вы поместили туда белку?

А может белка существовать без леса?

А какие объекты оказались лишними? (Рыба).

Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)

Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

Какие объекты природы вы отнесли к болоту? (Клюква, цапля, лягушка, торф).

Какие объекты оказались лишними? Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).

Предоставляем слово представителю третьей команды:

Какие объекты вы отнесли к территории реки? (Рыба, водоросли, галька).

Какие объекты лишние? (Белка).

Почему?

7. Обобщение (слайд 14 - 15)

Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино.

Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом.

Их существует очень много: это и луг, и озеро, и поле.

А о каких сообществах говорили в группах? (О лесе, о болоте, о реке).

Более подробно о природных сообществах вы узнаете на следующих уроках.

А сейчас, ребята, хозяин леса “Лесовичок” приглашает вас отдохнуть.

8. Физминутка (музыкальная лесная физминутка)

9. Работа с учебником

Откройте учебник и найдите ответ на вопрос – Что такое природное сообщество?

Итак, ребята, что же такое природное сообщество? (Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

Игра «Кто лишний» (слайд 16 – 17)

Работают в парах

10. Лес – основное природное сообщество Беларуси (слайд 18)

Растения и животные леса связаны между собой невидимыми нитями – пищевыми связями. (с. 44)

11. Человек – часть природы (слайд 19)

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся в сё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами… (слайд 20).

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. (Слайд 21) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2.(Слайд22) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 23) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 24) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. (Слайд 25) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 26) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 27) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 28) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 29) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Итог урока. Стихотворение:

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса

Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад, и брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –
Большой как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.