Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Написать звонкие согласные звуки. Согласные звуки и буквы

1. Грамматическая сказка.

Парные и непарные

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.

Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

2. Согласные, как вы знаете, бывают глухими и звонкими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки»; одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они, ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.

Не излишество ли это?

Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.

Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.

А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:

дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.

3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Шубка, шапка, сугроб, грибки, столб, ястреб, гриб, робкий, дуб, рыбка, крепкий, тулуп, клубки, клуб, клоп, дубки, губка, суп, рябчик, озноб, топкое, зябко, зуб, хрупкий, скорлупка, ошибка, лапка, царапки, репка, серп, хлеб, зубки, прорубь, щепка, улыбка, лоб, липка, лепка, клуб, герб, скрип, голубь, охапка, голубка, пробка.

В – Ф

Пуговка, травка, сливки, коровка, булавка, ловкий, здоров, поливка, плутовка, телеграф, поплавки, лавка, много дров, шкаф, готов, жираф, морковка, любовь, кофта, головка, канавка, клюв, обувь, рукав, чернослив, деревце, красив, вежлив.

Г – К

Снег, лёгкие, луг, лук, мягкий, когти, овраг, враг, круг, берег, пирог, сапог, ночлег, флаг, творог, язык, хирург, друг, плуг, кок, бок, звук, бог, вокруг, танк, продрог, стог, столб, юг, кулак, визг, утюг, четверг, рыбак, далёк, широк, глубок, высок, котёнок, волчонок, галчонок, земляк, червяк, синяк, ельник, ледник, моряк, дубняк, пустяк, вестник, путник, спутник, работник, шутник.

Д – Т

Грядки, зарядка, тетрадка, заплатка, незабудка, сладкий, грудка, труд, год, брат, лодка, поход, палатка, шёрстка, верблюд, детки, лебёдки, объедки, пароход, подъезд, загадка, старость, походка, изгородь, гладкий, лошадка, город, площадка, детский сад, остатки, брод, запад, град, свет, гладь, вид, редкий, дождь, крот, рядком, кроватка, клёст, дрозд, газетчик, лётчик, кот, код, платки, завод, нефть, въезд, мост, отряд, народ, кровать, утка, съезд, закладка, огород, портрет, в порядке, медком, ветка, невод, проводка, короткий. прятки, шаткий, медведь, початки, блюдце, посадка, закладка, Медведко, пакет, нитки, чуткие, молотьба, ходьба, пулемётчик, находка, чистка, монетка, ветхая, ягодка, жидкий, бородка, городки.

Ж – Ш

Ножки, ложки, чашки, кружки, ёж, дорожка, тележка, рожь, дружки, плюш, страж, пейзаж, подушка, кашка, пирожки, хорош, пригож, снежки, глушь, брошка, дрожь, ладошка, корешки, букашки, уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш, серёжки, сыроежки, мишка, чертёж, мышка, варежка, подружка, репортаж, пичужка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, у петушка, орешки, пташка, шишка, лягушка, снежки, лукошки, чиж, рубашка, экипаж, книжка, рожки, пляж, багаж, ромашка, гармошка, стружка, ушки, гребешком, коврижка, карандаш, гараж, ёрш, тишь, душ, камыш, мошка, манеж, тишь, хрюшка, опушка, пробежка, картошка, бумажка, лаваш, игрушки, поварёшка, братишка, макушка, избушка, детишки, зайчишка, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, бабушка, старушка, крылышки, кормушка, петрушка, бедняжка, полюшко, рыбёшка, матушка, веснушки, детушки, волюшка, малышка, мордашка, зимушка, малыш, лепёшка.

З – С

Резкий, низкий, Барбос, мороз, вяз, паровоз, сенокос, берёзка, слёзки, повозка, узкий, вкус, арбуз, груз, парус, замёрз, изморось, изморозь, проказник, ужас, сказка, Денис, витязь, связь, рысь, грызть, интерес, глаз, повис, вниз, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, колхоз, указка, замазка, лесть, лезть, мазь, вырезка, полюс, колос, карась, надпись, пастух, Русь, просьба, покраска, нос, скользкий, пастбище, редиска, нести, ползти, салазки, резьба, вести, развязка, навес, поднос, соска, киска, миска, исчез, дольки, голос, грузчик, переписчик, вязкий.

4. Найди парные согласные в пословицах.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода – матушка.

Мал золотник да дорог.

По Сеньке и шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок – год хорош.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шубка греет, а хлеб.

5. К данным существительным подберите существительные с суффиксом –очк-.

Ла…ка - _________, блу…ка - _____________,

тетра…ка - ___________, вере…ка - ____________,

про…ка - ____________, ре…ка - ______________.

6.К данным прилагательным подберите прилагательные-антонимы.

Густой - ________________, высокий - __________________,

Далёкий ________________, горький - ___________________.

7.Подберите к предложениям подходящие по смыслу слова существительные со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Метель заметает __________________________________________.

Ученики класса делали для книг _____________________________.

8. Вставь пропущенную согласную в слово, запиши проверочное слово.

Оши…ка, _________________ - варе…ка,

Бума…ка, __________________ - ни…ка,

Бесе…ка, ___________________ - скри…ка,

Ска…ка, ___________________ - селё…ка,

Про…ба, ___________________ - лягу…ка.

9. Составьте предложение со словами каждой строчки.

Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.

10. Вставьте пропущенные буквы.

Сне…ки, пры…ки, фла…ки, кры…ки, оре…ки.

11. Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.

12. Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клёв – (клюв), шлюпка – (шляпка).

13.Цепочка слов.

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую

оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой

согласной.

Холод - …(дед – дог – газ – зуб – брод - …).

Автобус – (след – друг – год – дрозд – долг – град - …)

Мороз – (зуб – багаж – жук – куб - …)

14. Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с

правописанием.

Флаг, отряд, дом, холод, линейка, лёд, мел, поход, мороз, стол, цветок,

суп, книга, стакан.

15. Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.

Молот - молод, серп-герб, воз-нос, пруд-прут, рот- род, плот-плод,

мороз - вырос, зуб-суп.

16. Допишите согласные.

Сугро…, заво…, эта…, моро…, рука… .

17. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, припиши к ним

проверочные слова.

Тетрадь- тетради, книжка-книжечка,

утюг-_________, грибки-_________,

пирог-________, дубки-__________,

сторож-_______, узкий-__________.

18. Подчеркните в словах звонкие согласные.

Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море, суббота,

лето, лепка.

19. К данным словам из первого столбика подберите по смыслу слова из

второго столбика. Составьте с ними предложения.

ветер мя…кая

зайчик у…кая

лёд ре…кий

дорога кре…кий

подушка ро…кий

20. Подчеркните в словах глухие согласные.

Сирень, топор, мебель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.

21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые _____________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторож живёт в ____________.

У берега реки стояла ветхая _________.

В берлогу зале… бурый _____________.

22. Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине

Кошка – ложка, игрушка-дорожка,

коляска-повязка, снежки-смешки,

шубка-шапка, косьба-резьба.

23. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Слезет - ___________, озябнет - ______________,

замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,

приползёт -________, отгрызёт -______________.

24. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а

потом – глухие.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идёт.

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)

25. Ошибки.

Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса грипп».

Ну, скажите, почему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

26. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

За деревней – луг,

А на грядке – лук.

А по речке – плот,

А на груше – плод.

27. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.

Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,

А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна

И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она

И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.

1) Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

2) Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.

3) Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?

28. Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных

предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к

названному слову подбираете проверочное.

Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-

прихватка, салфетка.

29. Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).

Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.

То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!

Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,

А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .

30. Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по

этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –

гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли

изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Непроизносимые согласные

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать не ясно вам…

Чтобы знать, как писать, Не чудесно, не прекрасно,

Надо слово изменять, А ужасно и опасно

И за звуком непонятным Букву Т писать напрасно.

Быстро гласную искать. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

1. Беседа о непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, скрываются. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё–таки исчезают звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается само слова лъства, то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса –тв(а).

Значит, непроизносимое т в существительном лестница – это остаток суффикса –тв(а).

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать

однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

Некоторые слова проверить нельзя. Запомните: чувство, лестница.

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце.

Т – доблестный, грустный, костный, устный, лестница, окрестность, местность, свистнул, известный, прелестный, яростный, честный, счастливый, вестник, тростник, капустный, ненастный, радостный, частное,

Гигантский, областной, властный, крепостной.

В – чувство, здравствуй.

Л – солнце.

Сочетание сн - зн.

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесный, пресный, небесный, парусный, согласный, безгласный, бессловесный.

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный.

3.Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом

запишите проверочные слова.

а) Доблестный, лестница, лист, добрый, свистнул, тростник, портфель,

облако, вестник, окно, здравствуй.

б) Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, друг, известный,

радостный, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник,

прелестная.

4. Спишите слова, обозначающие признаки предметов. Вставьте

пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Извес…ный (кто?) … . Праз…ничный (что?) … .

Грус…ный (что?) … . Звёз…ное (что?) … .

Капус…ный (что?) … . Чес…ный (кто?) … .

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы

Ст…ит м…розная п…года. Иней запушил в лесу берёзки, …синки,

старую ол…ху. Ожила л…сная п…ляна. Прил…тели снегири, синички. Под елью заяц зарылся в сне… .

Вдруг заш…пело по лесу, побежала позёмка. Стало в л…су т…мно. Нал…тел ветер. Д…ревья закач…лись. Пол…тели сугробики с еловых ла… . Сне… посыпал. Началась в…юга.

Со…нце осв…тило окрес…ность. Хрус…нула сухая ветка во сне прол…тела прелес…ная птичка. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Сне… выпал поз…но. Грус…ные ст…ят дни. Все ждут радос…ный праз…ник.

6. Образуйте от существительных прилагательные.

Радость - ____________________,

ненастье - ___________________,

счастье - ____________________,

звезда - ______________________,

свист - ______________________,

прелесть - ___________________.

7. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Вставьте

пропущенные буквы.

Узнать, нашу, зимой, трудно, мес…ность.

Покрыто, ковром, снежным, всё.

Ненас…ная, погода, стоит.

Дует, ярос…ный, ветер, холодный.

Смотреть, на, деревья, грус…но, голые.

8. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными

согласными и подберите проверочные к ним слова.

Мороз и солнце, День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»

9. Прочитайте стихотворение выразительно, объясните все орфограммы, а

затем попробуйте написать по памяти любые запомнившие вам четыре

С неба смотрит солнце Но посветит солнце

Миллионы лет. И уходит прочь.

Льёт на землю солнце А живое сердце

И тепло и свет. Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого,

Никакие тучи

Не затмят его!

10. Загадки. Напишите отгадки с проверочными словами

Раскинут ковёр, День и ночь стучит оно,

Рассыпан горох: Словно бы заведено.

Ни ковра не поднять, Будет плохо, если вдруг

Ни гороха собрать. Прекратится этот стук.

(Звёздное небо) (Сердце)

Ну-ка, кто из вас ответит6

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

11. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные, полученные

словосочетания напишите.

День (праздник); вечер (поздно); утро (ненастье); улыбка (радость);

поступок (честь); труд (доблесть); жизнь (счастье); вид (грусть).

12.Допишите пословицы словами с непроизносимыми согласными.

Рукам работа – душе … .

Не в силе …, а в правде.

В большом … и далёкое близко.

… труд – наше богатство.

… часов не наблюдают.

Слова для справок: счастливые, честный, сердце, праздник, честность.

13. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами с непроизносимыми

согласными.


Похожая информация.


Речь человека складывается из набора последовательных звуков. На две основные группы - согласные и гласные - они делятся по принципу артикуляции. Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых струя воздуха, выдыхаемая лёгкими, встречает на своём пути возможные препятствия во рту — это может быть и язык, и зубы, и нёбо, и губы. Таким образом объясняется возникновение согласных звуков. Одни согласные, образуясь, задействуют а другие — нет. Так, в русском языке различаются глухие и звонкие согласные. Если согласный образуется только с помощью шума, то он будет глухим. А если в его образовании участвуют в

разной степени как шум, так и голос, то этот согласный называют звонким. Мы можем легко заметить различие в паре "глухие и звонкие согласные", если приложим руку к гортани. Если мы называем звонкие согласные, чувствуется дрожь, вибрация голосовых связок. Так как связки напряжены, то воздух, выдыхаемый лёгкими, заставляет их колебаться, приводит в движение. А если проговаривать глухой звук, то связки будут находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, отчего и образуется некий своеобразный шум. Кроме того, если произносятся звонкие согласные, наши речевые органы испытывают несколько меньше напряжения, чем при произношении глухих звуков.

Некоторые согласные — звонкие и глухие — образуют так называемые пары. Такие звуки называются парные звонкие и глухие согласные. Для того чтобы максимально облегчить запоминание глухих согласных, используется специальная фраза-формула (мнемоническое правило): "Степка, хочешь щец? Фиии!" Это предложение содержит все глухие согласные.

А часть звуков не имеет пары по принципу глухие и звонкие согласные. К ним относятся:

[л], [м], [н], [ р], [й] [л"], [м"], [н"], [р"] - звонкие

[ц], [х], [ш:"] [ч], [х"] - глухие

Кроме того, следующие звуки [щ], [ч], [ш], [ж] называют шипящими, а [р], [м], [н], [л] - сонорными. Они близки к и могут формировать слоги.

Первый ряд состоит из согласных, называемых сонорными, что переводится с греческого как «звучный». То есть при их образовании над шумом преобладает голос. А у второго ряда согласных, наоборот, отмечается доминирование шума.

Один из принципов современной русской орфоэпии (раздел фонетики, который занимается изучением норм литературного произношения) заключается в том, что звонкие согласные принимают облик глухих, а глухие уподобляются как звонкие при Звонкие согласные звуки (за исключением сонорных) произносятся как глухие в конце слова или же непосредственно перед другим глухим звуком: код - ко[т]. А глухие согласные приобретают признак звонкости, если находятся перед звонким согласным звуком и начинают произноситься звонко: молотьба [молод’ба], сдать - [з]дать. Только перед согласным [в], а также перед сонорными глухие не становятся звонкими.

Глухие и звонкие согласные создают нам определенные трудности при написании. В соответствии с морфологическим принципом орфографии нашего языка ни оглушение, ни озвончение не может быть выражено при письме. А значит, для того чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные, стоящие в середине слова или на конце перед другой согласной, необходимо подбирать такие или изменять слово таким образом, чтобы после согласного звука был гласный: ло[ш]ка — ложечка, гра[т] - градом, лоша[т]ка - лошади.

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь п ромёрз .

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз . Сердит мороз .
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб , и дуб замёрз .
Насквоз ь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличк е Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И ча ю с молоком,
А пёс бульдог по кличк е Дог -
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты...
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком...
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáш ка укá[с]ка - укáз ка
лó[ш]ка - лóж ка кá[с]ка - кáс ка
лá[ф]ка - лáв ка лó[к]ти - лóк ти
кó[ф]та - кóф та кó[к]ти - кóг ти
шá[п]ка - шáп ка лó[т]ка - лóд ка
шý[п]ка - шýб ка щё[т]ка - щёт ка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та - словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.

Упражнение 28, с. 14

28 . Прочитайте. Назовите сказки.

1. З олушк а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б елос нежк а очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дуб ки́ - дубы́, я́год ка - я́годы.
Лóв кий - лóвок, бли́з кий - бли́зок.
Лóж ка - лóжечка, булáв ка - булáвочка.
Прóс ьба - проси́ть, сторóж ка - сторожи́ть.
Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я глад кий
И на вкус приятно слад кий.
Знает каждый карапуз ,
Что зовут меня .

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.

Лишние слова - водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб , шуруп , ошиб ка, кноп ка, гиб кий.
Г? К?
Айсберг , цирк , лёг кий, юг , мяг кий.
В? Ф?
Остров , жираф , коф та, лов кий, клюв .
Д? Т?
Йод , взгляд , клет ка, загад ка, крот .
Ж? Ш?
Чиж , вареж ка, ёрш , лягуш ка, книж ка.
З? С?
Груз , соус , салаз ки, мас ка, сказ ка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лук .
4. На клумбе рос куст алых роз .

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ , го ло ва с пуд , как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег , не лёд , а сере бром де ревья убе рёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты меся ц лучший -
Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
Зо ло тистый, как янтáрь !
Солнце, снег , о гонь, мо роз -
Пламя белое бе рёз !

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные - образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные - образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 непарных 3 парных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 143.