Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Изобретение парашюта котельников. Котельников Глеб Евгеньевич — изобретатель парашюта: биография, история изобретения

Забытые страницы Великой войны

Парашют Котельникова

Котельников с парашютом

собственного изобретения

Слово «парашют» состоит из двух слов и в переводе с французского в буквальном смысле означает «против падения». Летом 1917 года парашюты появились в действующей армии.

Казалось бы, раз слово французское, стало быть, и сам предмет придуман во Франции. Хотя это правило работает далеко не всегда. Например, знаменитый салат «Оливье» носит явно французское название, но создан был в России. Так и с парашютом получилось. Изобретателем первого современного парашюта был русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. Он запатентовал свое детище в 1912 году. Причем, не только в России, но и в нескольких европейских странах, в частности, Франции. Так что никаких сомнений в том, кому принадлежит пальма первенства, нет.

Первый прыжок совершил также русский человек – студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он успешно спустился на парашюте во французском городе Руан с высоты 60 метров в январе 1913 года. Глеб Котельников, кадровый офицер русской армии, закончивший Киевское военное училище и вышедший в отставку после трех лет службы, придумывал парашют не ради развлечений. В октябре 1910 года в дни Всероссийского праздника воздухоплавания на Коломяжском аэродроме под Петербургом погиб летчик Лев Мациевич. Он открыл жертвенный список в русской авиации. Гибель Мациевича на глазах многотысячной публики произвела колоссальное впечатление, в том числе и на актера труппы Народного дома на Петроградской стороне Глеба Котельникова. Отставной поручик в одночасье понял, что необходимо создать средство спасения для летчиков и других воздухоплавателей. И приступил к делу.

Глеб Котельников с манекеном-испытателем Иваном Ивановичем

Созданный им через год ранцевый парашют первоначально испытывался на манекенах весом 80 кг. И всегда успешно. Однако в официальных структурах принять и поставить изобретение на поток не спешили. Отталкивались от высказывания великого князя Александра Михайловича, курировавшего нарождавшуюся авиацию, смысл которого заключался в том, что наличие спасательных средств на борту при малейшей неисправности будет провоцировать летчика покинуть самолет. А аэропланы, приобретаемые за рубежом, стоят дорого… Характерна в этом смысле отписка заведующего Электротехнической частью Главного инженерного управления (ГИУ) генерал-лейтенанта Александра Павлова (во многих материалах на эту тему его ошибочно называют А. П. Павлов, хотя на самом деле имя-отчество генерала – Александр Александрович) писал: «Возвращая при сем чертеж и описание автоматически действующего парашюта вашего изобретения, ГИУ уведомляет, что изобретенный Вами „ранец-выбрасыватель“ ничем не обеспечивает надежность открывания парашюта после выбрасывания его из ранца, а потому не может быть принят в качестве спасательного прибора… Произведенные Вами опыты с моделью не могут считаться убедительными… В виду вышеизложенного ГИУ предложение Ваше отклоняет». Любопытно, что спустя примерно месяц генерал Павлов выходит в отставку. Впрочем, ретроградство генерала могло стать следствием указаний уже помянутого великого князя. И неважно, что все многочисленные проведенные испытания со стационарного и летящего аэростата и аэроплана показали надежность конструкции. Если что и вызывало нарекания со стороны специалистов, в частности, первого русского авиатора, впоследствии военного летчика Михаила Ефимова, так это вес ранца. С 15 килограммами за спиной движение в тесном пространстве самолетов того времени было сильно затруднено. Корзины аэростатов комфортом также не отличались.

Военный летчик

Глеб Алехнович

Началась I Мировая война, и поручик Котельников был призван в армию и был отправлен на Юго-Западный фронт в автомобильные войска. Однако вскоре его отозвали в тыл. Вспомнили «наверху» про его парашют. И надумали-таки начать внедрение изобретения в практику воздухоплавательных сил и авиации. Начать решили с того, чтобы обеспечить парашютами экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Это решение «продавил» военный летчик Глеб Алехнович, командир экипажа «Муромца-V». Котельникову заказали 70 экземпляров. Заказ был выполнен, но в течение двух лет парашюты лежали мертвым грузом. Военные летчики их не использовали. Приказа не было. Да и опыта тоже.

Тем временем к середине 1916 года началось интенсивное использование привязных аэростатов в качестве пунктов наблюдения и корректировки артиллерийского огня. С высоты, как говорится, виднее. Такой способ разведки оказался эффективным, но и крайне опасным. Немецкие истребители охотились за аэростатами и на Западном и на Восточном фронте с особым азартом. После применения парашютов французской фирмы «Жюкмес» под Верденом, спасших жизнь нескольким наблюдателям, доказывать актуальность применения строп и шелка уже не приходилось. Но в ГВТУ (бывшее до 1913 года ГИУ) поступили согласно «доброй» российской традиции: вместо того, чтобы использовать собственное изобретение, доказавшее к тому же свою надежность, предпочли закупить парашюты во Франции. За золото, разумеется. Приобрели 200 штук. Парашюты заказали и Котельникову, но их число было мизерно.

Изобретатель

воздухоплавательного

парашюта Жорж Жюкмес

Отдельно по поводу парашютов «жюкмес». Есть версия, что это – авторское изобретение известного в Европе аэронавта Жоржа Жюкмеса. Есть и другая. После того как ранцевый парашют Котельникова был продемонстрирован в 1912 году на выставке во Франции, им заинтересовались представители фирмы «Жюкмес». Благо, изобретение можно было позаимствовать, так как представляла его частная русская компания «Ломач и К», а вовсе не официальные структуры России. В любом случае, по техническим характеристикам «жюкмес» проигрывал РК-1. В попытках упростить конструкцию французы свели стропы в один пучок за плечами парашютиста, чем лишили его всякой возможности маневрировать и увеличили опасность обрыва крепления. В аппарате Котельникова стропы делились на два пучка и располагались на плечах, что позволяло управлять движением в воздухе.

В мае 1917 года началось обучение летного состава прыжкам с парашютами. Учились и на «жюкмесах», и на русских РК-1. Так, например, на стол командира Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенанта Александра Кованько лег рапорт: «12 сего мая (ст. ст. – прим. авт.) производились опыты с парашютом Котельникова. Два раза с высоты 200 и 300 метров было сброшено чучело весом в 5 пудов. Оба раза парашют раскрылся, и чучело плавно опустилось на землю. Затем в корзине поднялся… подпоручик Остратов, который, надев пояс парашюта, с высоты 500 метров выпрыгнул из корзины. Около трех секунд парашют не раскрывался, а затем раскрылся, и Остратов вполне благополучно опустился на землю. По словам подпоручика Остратова, он во время спуска каких-либо болезненных явлений не ощущал. О столь положительных результатах испытания парашюта считаю необходимым довести до вашего сведения. Благополучный спуск на парашюте должен вселить в воздухоплавателей большее доверие к парашютам».

Параллельно шли прыжки с менее совершенным французским аппаратом за плечами. Рискнул, к примеру, поручик одного из воздухоплавательных отрядов Анощенко, после чего резюмировал: «Теперь мы твердо верим в парашюты, верим, что в опасную минуту они нас спасут». Днем ранее аналогичную попытку совершил штабс-капитан Соколов. Он прыгал с высоты 700 метров с борта корзины аэростата и приземлился без повреждений. Не все учебные прыжки с «жюкмесом» заканчивались успешно. За короткий период несколько воздухоплавателей погибло. Как ни странно, сохранилась статистика прыжков того времени. С «жюкмесом» было совершено 56 прыжков. Удачным стал 41. В восьми случаях парашютисты погибли, в семи – получили различные травмы. Опытных прыжков с РК-1 за плечами случилось всего пять. И все завершились благополучно. Кстати, что означает аббревиатура РК-1. Очень просто: «Русский Котельникова первый». Выглядел он так: ранец в виде металлического контейнера с откидной крышкой в верхней части, которая фиксировалась специальным ремнём. Внутри контейнера – спиральная пружина и пластина, которые, точно поршень, выталкивали уложенный купол со стропами из контейнера.

Глеб Евгеньевич Котельников умер в 1944 году, пережив Ленинградскую блокаду. Изобретений в области парашютостроения на его долю пришлось много. Потому и покоится он на Новодевичьем кладбище в Москве. В Петербурге на 14-й линии Васильевского острова на доме, в котором изобретатель жил в 1912-1941 годах, находится мемориальная доска. А деревня Сализи под Гатчиной, где были проведены первые испытания РК-1, переименована в 1949 году в Котельниково.

Михаил БЫКОВ,

специально для «Почты Полевой»

Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем — ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.

Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.

И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.

Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.

И наконец, самое главное изобретение Котельникова — он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней — сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.

Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.

Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!

Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.

Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил: «Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».

В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало — ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.

В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.

А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.

Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.


Котельников Глеб Евгеньевич
(1872-1944)
изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта

Котельников Глеб Евгеньевич родился в 30 января 1872 году, в Петербурге. Отец его занимался механикой и математикой, мать была творческой натурой, поэтому с детства Глеб пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Когда будущему изобретателю пошел тринадцатый год, он сделал фотокамеру. У старьевщика купил подержанный объектив, остальное (корпус аппарата, мехи) сделал собственными руками. Сам изготовил и фотопластинки по применявшемуся тогда «мокрому» методу.

Глеб Евгеньевич окончил Киевское военное училище, служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. Когда вернулся в Петербург, стал актёром труппы Народного дома.

Идея создания парашюта пришла к изобретателю, когда он увидел на Комендантском аэродроме смерть лётчика. «Гибель молодого летчика,- вспоминал Котельников, - настолько меня потрясла, что я решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности…Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением нового парашюта».

Котельников был убежден, что парашют должен в полете находиться на летчике и всегда быть готовым к безотказному действию. Парашют «РК-1» (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, в 1911 году он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия, а в 1912 году с успехом произвёл показательное испытание.


Это был легкий парашют круглой формы, который укладывался в металлический заплечный ранец, открывался с помощью вытяжного кольца и действовал безотказно. Заслуга Котельникова в том, что он первый разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать. Предложенная им конструкция парашюта используется до сих пор.

В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, которые были приняты на вооружение Военно-Воздушными Силами.

В 1923 году он выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», позже появилась модель «РК-3» с мягким ранцем. Котельников первый разработал парашют, который мог опускать на землю грузы, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.

Умер выдающийся изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников 22 ноября 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Одно из главных изобретений авиации - парашют - появилось благодаря целеустремленности и стараниям всего одного человека - конструктора-самоучки Глеба Котельникова. Ему пришлось не только решать множество наисложнейших для своего времени технических задач, но и долго добиваться начала массового производства спасательного комплекта.

Ранние годы

Будущий изобретатель парашюта Глеб Котельников родился 18 (30) января 1872 года в Санкт-Петербурге. Его отец был профессором высшей математики в столичном университете. Вся семья увлекалась искусством: музыкой, живописью и театром. В доме часто ставились любительские спектакли. Поэтому неудивительно, что еще не состоявшийся изобретатель парашюта в детстве мечтал о сцене.

Мальчик отлично играл на рояле и некоторых других музыкальных инструментах (балалайке, мандолине, скрипке). В то же время все эти увлечения не мешали Глебу живо интересоваться техникой. От рождения получивший он постоянно что-то мастерил и собирал (например, в 13 лет ему удалось собрать работающую фотокамеру).

Карьера

Будущее, которое избрал себе изобретатель парашюта, определилось после семейной трагедии. Преждевременно скончался отец Глеба, и сыну пришлось оставить мечты о консерватории. Он отправился в Киевское артиллерийское училище. Молодой человек окончил его в 1894 году и таким образом стал офицером. Затем последовали три года службы в армии. Уйдя в отставку, Котельников стал чиновником в провинциальном акцизном ведомстве. В 1899 году он женился на подруге своего детства Юлии Волковой.

В 1910-м семья с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург. В столице будущий изобретатель парашюта стал актером в Народном доме, взяв для сцены псевдоним Глебов-Котельников. Санкт-Петербург подарил ему новые возможности и для реализации изобретательского потенциала. Все предшествующие годы самородок продолжал заниматься конструированием на любительском уровне.

Увлечение самолетами

В начале XX века началось развитие авиации. Во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, стали проводиться показательные полеты, которые живо интересовали публику. Именно таким образом с авиацией познакомился и будущий изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников. Будучи всю жизнь неравнодушным к технике, он не мог не загореться интересом к самолетам.

По случайному стечению обстоятельств Котельников стал невольным свидетелем первой гибели пилота в истории российской авиации. Во время показательного полета летчик Мациевич сорвался с сиденья и погиб, рухнув на землю. Вслед за ним упал примитивный и малоустойчивый самолет.

Необходимость парашюта

Катастрофа с участием Мациевича была закономерным последствием небезопасности полетов на самых первых авиационных машинах. Если человек отправлялся в воздух, он ставил на кон свою жизнь. Данная проблема возникла еще до появления самолетов. В XIX столетии от схожего нерешенного вопроса страдали воздушные шары. В случае возникновения пожара люди оказывались в ловушке. Они не могли покинуть терпящее бедствие транспортное средство.

Эту дилемму могло разрешить только изобретение парашюта. Первые опыты по его производству проводились на Западе. Однако задача по своим техническим особенностям для своего времени была крайне сложной. На протяжении многих лет авиация топталась на месте. Невозможность обеспечить гарантию спасения жизни пилотам серьезно тормозила развитие всей индустрии воздухоплавания. В нее шли только отчаянные сорвиголовы.

Работа над изобретением

После трагического эпизода на показательном полете Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) превратил свою квартиру в полноценную мастерскую. Конструктор был одержим идеей создать спасательное средство, которое помогло бы пилотам выжить в случае авиакатастрофы. Самым удивительным было то, что самодеятельный актер принялся в одиночку за техническую задачу, над которой уже много лет безрезультатно бились многие специалисты со всего мира.

Все свои эксперименты изобретатель парашюта Котельников проводил за свой счет. С деньгами было туго, часто приходилось экономить на деталях. Экземпляры спасательного средства сбрасывались с воздушных змеев и петербургских крыш. Котельников обзавелся кипой книг по истории летного дела. Опыт проходил один за другим. Постепенно изобретатель пришел к примерной конфигурации будущего спасательного средства. Это должен был быть прочный и легкий парашют. Небольшой и складывающийся, он мог всегда быть при человеке и выручить в самую опасную минуту.

Решение технических проблем

Использование парашюта с несовершенной конструкцией было чревато несколькими серьезными изъянами. В первую очередь это мощный рывок, который ждал пилота во время раскрытия купола. Поэтому Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) посвятил много времени конструированию подвесной системы. Также ему пришлось несколько раз переделывать крепления. При использовании неправильной конструкции спасательного средства человек мог хаотично вращаться в воздухе.

Свои первые модели изобретатель авиационного ранцевого парашюта проверял на куклах-манекенах. В качестве ткани он использовал шелк. Для того чтобы эта материя могла на безопасной скорости опустить человека на землю, требовалось порядка 50 квадратных метров полотна. Сначала Котельников складывал парашют в головной шлем, однако в нем не могло поместиться так много шелка. Изобретателю пришлось придумывать оригинальное решение и для этой проблемы.

Идея рюкзака

Возможно, имя изобретателя парашюта было бы другим, если бы Глеб Котельников не догадался решить проблему складывания парашюта с помощью специального ранца. Для того чтобы уместить в него материю, пришлось придумывать оригинальный чертеж и замысловатую раскройку. Наконец, изобретатель приступил к созданию первого опытного образца. В этом деле ему помогала супруга.

Вскоре был готов РК-1 (Русский - Котельниковский). Внутри специального металлического ранца была полочка и две спиральные пружины. Котельников сделал конструкцию такой, чтобы она могла как можно быстрее открыться. Для этого пилоту необходимо было только дернуть за специальный шнур. Пружины внутри ранца открывали купол, и падение становилось плавным.

Последние штрихи

Парашют состоял из 24 полотен. Через весь купол шли стропы, которые соединялись на подвесных лямках. Их пристегивали крючками к основанию, надетому на человека. Оно представляло собой дюжину поясных, плечевых и нагрудных ремней. Также были предусмотрены обхваты для ног. Устройство парашюта позволяло пилоту управлять им при спуске на землю.

Когда стало ясно, что изобретение станет прорывом в авиации, Котельников забеспокоился об авторских правах. У него не было патента, и поэтому любой посторонний человек, увидевший парашют в действии и понявший принцип его функционирования, мог украсть идею. Эти опасения заставили Глеба Евгеньевича перенести свои испытания в глухие новгородские места, которые посоветовал сын изобретателя. Именно там бы опробован окончательный вариант нового спасательного средства.

Борьба за патент

Удивительная история изобретения парашюта продолжилась 10 августа 1911 года, когда Котельников написал подробное письмо в военное министерство. Он в деталях описал технические характеристики новинки и объяснил важность ее внедрения в армию и гражданскую авиацию. Действительно, количество самолетов только росло, а это грозило новыми смертями смелых пилотов.

Однако первое письмо Котельникова затерялось. Стало ясно, что теперь изобретателю предстоит бороться со страшной бюрократической волокитой. Он начал военного министерства и различных комиссий. В конце концов Глеб Евгеньевич прорвался в комитет по изобретениям. Однако функционеры этого ведомства забраковали идею конструктора. Они отказались выдавать патент, считая

Признание

После неудачи на родине Котельников добился официальной регистрации своего изобретения во Франции. Долгожданное событие произошло 20 марта 1912 года. Затем удалось организовать проведение генеральных испытаний, на которых присутствовали пилоты и другие лица, причастные к молодой российской авиации. Они прошли 6 июня 1912 года в деревне Салюзи недалеко от Санкт-Петербурга. После смерти Глеба Евгеньевича этот населенный пункт был переименован в Котельниково.

Июньским утром на глазах изумленной публики пилот аэростата перерезал конец петли, и специально подготовленный манекен стал падать на землю. Зрители следили за происходящим в воздухе с помощью биноклей. Через несколько секунд механизм сработал, и в небе распахнулся купол. В тот день не было ветра, из-за чего манекен приземлился прямо на ноги и, постояв так еще несколько секунд, упал. После этого публичного испытания на весь мир стало известно, кто изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Массовый выпуск парашютов

Первое серийное производство РК-1 началось во Франции в 1913 году. Спрос на парашюты вырос на порядок после того, как вскоре началась Первая мировая война. В России спасательные комплекты были необходимы для пилотов самолетов «Илья Муромец». Затем в течение многих лет РК-1 оставался незаменимым и в советской авиации.

При большевистской власти Котельников продолжил заниматься модификациями своего исходного изобретения. Он много работал с Жуковским, поделившимся своей собственной аэродинамической лабораторией. Опытные прыжки с пробными моделями парашютов превратились в массовое зрелище - на них приходило огромное количество зрителей. В 1923 году появилась модель РК-2. Глеб Котельников снабдил ее полумягким ранцем. Затем последовало еще несколько модификаций. Парашюты становились удобнее и практичнее.

Одновременно со своей Котельников уделял немало времени помощи аэроклубам. Он выступал с лекциями, был желанным гостем в спортивных сообществах. В 55 лет по причине возраста изобретатель прекратил эксперименты. Все свое наследие он передал советскому государству. За многочисленные заслуги Котельникова наградили орденом Красной Звезды.

Будучи на пенсии, Котельников продолжал жить в Северной столице. Он писал книги и учебники. Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич, тем не менее, принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Знаменитого изобретателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Не оставил заметного следа, хотя к "возвышенному", безусловно, тяготел. 100 лет назад он изобрел парашют. Будучи натурой творческой и тонкой, Котельников стал свидетелем авиакатастрофы, и это настолько сильно потрясло его, что он решил спустить человечество с небес на землю.

"В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников?" Эта присказка парашютистов, пожалуй, лучше и короче всего описывает вековую эволюцию парашюта от экзотического средства выживания до спорта и хобби.

100 лет назад не то, что парашюты, самолеты-то были диковиной - летали в основном на аэростатах. На испытания первых самолетов собирались толпы зрителей. Среди них оказался и Глеб Котельников. До сих пор сохранилась даже фотография, запечатлевшая трагический момент: аппарат перевернулся в воздухе, и летчик выпал из него. "Котельников был очевидцем этой катастрофы, - рассказывает историк авиации Георгий Черненко, - и она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов".

Котельников не был конструктором - он был актером. Но за новое дело принялся с жаром. Спасательные купола уже использовались воздухоплавателями, предстояло сделать из них средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой. Котельников решил эту задачу с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу.

РК-2 - чуть модернизированный автором вариант первого парашюта. Желающих испытывать сомнительные приспособления инженера-самоучки нашлось немного, а вернее - всего один. Звали добровольца Иваном Ивановичем, и был он манекеном, сделанным собственноручно конструктором. Впрочем, в то время никто даже и не догадывался, что парашютом можно управлять. "Крепление парашютиста происходило в одной точке. Он, как щенок, в таком положении повисает", - объясняет директор музея ВДВ Степан Татения. "А Котельников разделил эти стропы на 2 половины и прикрепил их к плечам. И до сих пор эта идея используется", - добавляет историк авиации Георгий Черненко.

Парашютом Котельникова можно было маневрировать, а значит, успешно использовать для высадки десанта. Это решило его судьбу. 20-30-е годы - время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.

Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Власти, правда, наградили его значком "Конструктор", а чуть позже - Орденом Красного Звезды, но, по большому счету, бывший актер, чьим изобретением до сих пор пользуется весь мир, оказался не у дел.

Парашютная система быстро стала очень сложным устройством. "Парашют состоит ведь не из одной, не из десяти, а из тысячи деталей. Каждый узел собирается из определенных частей. Поэтому на каждую ленточку, каждую деталь есть свое лекало", - говорит ведущий конструктор парашютного завода Владимир Маляев.

Разнообразие и доступность породили такое направление, как парашютный спорт. Энтузиасты совершают в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаются воздушной акробатикой и собирают в свободном полете фигуры - так называемые формации до 400 человек.

Последнее слово в развитии парашютного спорта - прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета, просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается - он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной.

А здесь в журнале посмотрите с 6:55 минуты про изобретение ранцевого парашюта Котельниковым
Киножурнал «Хочу всё знать» - №49

100 лет назад петербургский актер Глеб Котельников запатентовал первый в мире ранцевый парашют. На это изобретение его вдохновила… жена Юлия Васильевна

Праздник воздухоплавания

Начало ХХ века было временем мощного развития авиации. В 1910 году был преодолён рубеж скорости в 100 километров в час. Мировой рекорд высоты достиг 2780 метров, а продолжительность непрерывного полёта превысила 8 часов. Но эти достижения стоили человеческих жизней. Первой жертвой моторной авиации стал американский лейтенант Томас Селфридж, который разбился в сентябре 1908 года. А в 1911-м в мире погибли уже 82 пилота. Авиационных парашютов в то время еще не было…

Летом 1910 года Императорский всероссийский аэроклуб решил устроить воздушные состязания, в которых приняли участие знаменитые русские авиаторы. Местом проведения этого первого в России "аэрошоу" было выбрано Комендантское Поле - обширная территория в северной части Петербурга. Часть его отвели под аэродром, рядом быстро выросли ангары, трибуны для зрителей, служебные постройки.

Состязания получили замечательное название - "Всероссийский праздник воздухоплавания". Он открылся 21 сентября и длился более двух недель. Среди участников были такие знаменитости, как Михаил Ефимов и Сергей Уточкин. Почти каждый день демонстрировались фигуры высшего пилотажа тех лет.

"Впервые мы увидели, чего достигла русская АВИАТИКА, впервые мы убедились, что среди русских офицеров есть летуны, не уступающие в смелости и уменье французам", - писала газета "Новое время".

Праздник воздухоплавания подходил к концу, когда на Комендантском поле произошла трагедия. Капитан Лев Мациевич поднялся в воздух на своём "Фармане". С момента взлёта прошло всего минут пять, аэроплан находился на высоте 400 метров. Но вдруг зрители замерли - машина будто раскололась пополам. Чёрная фигурка пилота отделилась от нее и стремительно понеслась вниз…

"Нет слов, чтобы выразить тот ужас, который охватил всех нас, - писал репортер. - В каком-то оцепенении мы стояли и внимательно рассматривали, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю. Потом все бросились бежать к месту катастрофы и вон с поля. Бежали потому, что дальше стоять было невозможно - сердце бы не выдержало и разорвалось".

Эту картину наблюдал и Глеб Котельников, который пришел на аэродром вместе с женой. Глеб был выпускником Киевского военного училища, но выбрал профессию актера, служил в театре "Народный дом". Когда возвращались домой, потрясенная жена спросила: "Неужели нельзя придумать такой парашют, который падал бы вместе с летчиком и раскрывался по его желанию?" Слова запали в душу Котельникова - он засел за книги о воздухоплавании.

Против падения

Впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи, датируемой 1495 годом, есть рисунок с подписью: "Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и высотой в 12 локтей, то он может бросаться с любой высоты без опасности для себя". Если учесть, что средневековая мера длины - локоть - равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметров, то такое приспособление действительно обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты. Ведь диаметр современных парашютов тоже не превышает 6-7 метров.

Идея парашюта появилась неслучайно. Однажды французский король Людовик ХII предпринял поход для завоевания Миланского герцогства. Одержав победы в ряде сражений, он осадил Милан. В городе начался голод, но сдаваться миланцы не думали: они знали, что рядом с ними Леонардо да Винчи, а он не только прекрасный художник, но и великий ученый - что-нибудь да придумает. И он придумал. Вскоре миланский герцог получил от Леонардо письмо:

"Я умею отливать пушки, очень легкие и легко переносимые. Я умею делать многоствольные орудия, которые будут сметать все на своем пути. Кроме того, я прилагаю чертежи летательного аппарата, который назвал "геликоптером", и искусственного крыла, на основе которого можно изготовить другой летательный аппарат, под названием "птицелет".

Герцог тут же велел позвать Леонардо. Начать решили не с пушек, а с "птицелета". В самый разгар работы возникли сомнения. Французские мушкеты стреляют на двести пятьдесят метров, значит, сбить "птицелет", летящий на высоте в сто метров, им ничего не стоит. Леонардо на три дня заперся в своей мастерской. А на четвертый принес герцогу чертеж и описание парашюта. Но изготовить его не успел: в тот же день французы предприняли решительный штурм - и Милан пал.

На многие годы об этой разработке было забыто. Лишь в 1617 году венецианский инженер-механик Веранцио отыскал чертежи Леонардо да Винчи, изготовил полотняный шатер и совершил первый в мире прыжок с крыши высокой башни. Но это был единичный случай. Лишь после того, как в небо стали подниматься воздушные шары, а воздухоплаватели в результате катастроф стали гибнуть, вспомнили и о Леонардо да Винчи, и о его последователе Веранцио. В 1783 году французский физик Ленорман создал аппарат для спасения воздухоплавателей, для которого и придумал название - "парашют", что в переводе с греческого означает "против падения". Он даже его испытал, совершив удачный спуск с башни обсерватории.

К 1910 году уже были опубликованы труды таких известных конструкторов парашютов, как Бонне, Орс, Роббер, а также русских изобретателей Поморцева и Янге. Котельников проштудировал все эти работы. Главный вывод, который он сделал, был таким: их парашюты слишком громоздки, ненадежны и, что совсем плохо, размещаются отдельно от летчика в специальном контейнере, спасти же летчика может лишь такой парашют, который он может надеть на себя.

Шелковая шаль. Момент истины

Надо сказать, что Котельников не был инженером, но унаследовал от родителей несколько талантов. Его отец был профессором механики и высшей математики Лесного института, а мать занималась живописью, играла на рояле, участвовала в любительских спектаклях. С детских лет он пристрастился к слесарному и столярному ремеслам. Делал замысловатые игрушки, сооружал модели различных машин. Одновременно он пел в хоре филармонии, играл на скрипке, сочинял музыку.

Отец Глеба рано скончался, и ему пришлось поступить в Киевское артиллерийское училище. В армии он прослужил недолго и уволился в запас. В 1910 году Котельников приехал в Петербург, чтобы стать профессиональным артистом. Его зачислили в труппу Народного дома. Но главным делом его жизни стала работа над ранцевым парашютом. «Я превратил свою комнату в мастерскую и более года работал над своим изобретением», - вспоминал Глеб.

Идея была хороша, но как ее претворить в жизнь? Проблема заключалась в том, что купол парашюта в то время делали из плотной и тяжелой прорезиненной ткани, которую уложить в ранец просто невозможно. Помог Котельникову случай. Однажды в театре он увидел, как некая дама, достав из сумочки шелковую шаль, неловко взмахнула ею, и шаль надулась пузырем.

Это же то, что надо - мгновенно решил Котельников. Он понял, что шелк - лучший материал для купола парашюта. Дальнейшее было делом техники. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников запатентовал свое изобретение и получил свидетельство на "спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом". Он назвал его "РК-1", то есть "Русский, Котельников - первый".

Идеальный парашют

Заслуга русского изобретателя также была в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист не висел, как кукла, подвешенный в одной точке, а мог, держась за стропы, маневрировать, занимая наиболее удобное для приземления положение. Купол укладывался в заплечный ранец, и парашютист с помощью несложного устройства мог вытянуть его в воздухе на любом расстоянии от падающего или горящего самолета. Принципиальная схема РК-1 легла в основу всех современных авиационных парашютов.

Казалось бы, надо немедленно приступать к массовому производству парашютов Котельникова, но военное министерство имело свою точку зрения и к производству парашют не приняло, как было написано в документе, "за ненадобностью".

Но Котельников не сдавался. Познакомившись с коммерсантом Ломачем, который торговал авиационным снаряжением, Глеб Евгеньевич предложил ему наладить производство парашютов. Подумав, тот согласился, но настоял на проведении всесторонних испытаний.

Сначала 80-килограммовый манекен сбрасывали с аэростата - приземлился без повреждений, потом с самолета - то же самое. После одного из удачных спусков манекена будущий знаменитый русский летчик, тогда еще курсант Гатчинской школы, Петр Нестеров сказал Котельникову: "Ваше изобретение изумительно! Разрешите, я немедленно повторю прыжок". Но о предстоящем эксперименте узнало начальство школы, и вместо испытаний парашюта Нестеров оказался… на гауптвахте.

Кто получит главный приз?

Осенью 1912-го во Франции решили провести конкурс на лучшую парашютную конструкцию. Котельников собирался поехать, но у него не нашлось замены в театре. Тогда его спонсор Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с собой в Париж смелого парня, студента консерватории Осовского. Он-то и стал первым в мире человеком, совершившим прыжки с ранцевым парашютом. Это была сенсация, которой от русских не ждали. Всемирно известные конструкторы парашютов жили тогда во Франции. Поэтому главный приз получил француз Фредерик Бонне за менее совершенную конструкцию. Его парашют укладывался на фюзеляже самолёта позади пилотской кабины. С ним и в дальнейшем выполнялись прыжки, но применения в авиации он так и не получил. Между тем, выкупив у Ломача оба парашюта, французы не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их производство, выдав за свою разработку.

Простота, надежность и талант

В 1913 году 24-летний авиаконструктор Игорь Сикорский испытал свой тяжелый четырехмоторный самолет, который позже получил имя "Илья Муромец". Через год из таких машин была создана российская "Эскадра воздушных кораблей". Это было первое в мировой истории соединение стратегических бомбардировщиков. Тут-то и вспомнили о ранцевом парашюте Котельникова. Было решено снабдить им экипажи самолетов-гигантов…

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта - РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В 1924 году он изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения советскому правительству. Но новая власть по непонятным причинам предпочла закупать американские "Ирвины" и французские "Жюкмессы".

Великая Отечественная война застала Котельникова в Ленинграде. Пережив блокаду, он уехал в Москву. Умер в 1944 году. На Новодевичьем кладбище на его могиле установлен памятник работы скульптора Григория Постникова. На мраморной доске надпись: "Основоположник авиационного парашютизма Котельников Глеб Евгеньевич". Жизнь расставила все по местам.

В наши дни парашют стал неотъемлемой частью техники: с ним спускаются с небес воины-десантники, мощные купола бережно доставляют в назначенную точку орудия и танки... Специальные парашюты гасят скорость космических кораблей при посадке на землю. В российском Научно-исследовательском институте парашютостроения создано почти пять тысяч различных модификаций. Принципы изобретения Котельникова актуальны и сегодня. Это - простота и надежность. Глеб Котельников верил в великую силу искусства и был хорошим актером. Но свою самую главную роль он сыграл в истории мировой авиации.



В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что "4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз - ни одной осечки.

Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе..."
В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК_4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

В ознаменование первого испытания натурного образца ранцевого парашюта деревня Сализи Гатчинского района получила название Котельниково. А недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.Биография:
Глеб Евге́ньевич Коте́льников (18 января 1930 января 872 г. Санкт-Петербург-22 ноября 1944 г. Москва ) — изобретатель авиационного ранцевого парашюта .

Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Окончил Киевское военное училище (1894) , и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников)
своздание парашюта
В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта.

До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. В декабре 1911 годда Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия в России, однако по неизвестным причинам патент не получил. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции, 20 марта 1912 года получив патент за № 438 612.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года.

Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.

6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи .

На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Алексея Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.

Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.