Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Епископ Александр (Милеант). Из миссионерских листков

Родился 22 июля 1938 г. в Одессе в семье военных. В 6-летнем возрасте (1944) вывезен из России. До 1948 г. семья проживала в Европе, затем попала в Буэнос-Айрес (Аргентина), где Александр закончил электротехническую школу, затем Буэнос-Айресский университет. Работал чертёжником электромашин. Впоследствии (1979) закончил Калифорнийский университет (инженер по коммуникации с космическими кораблями и кодировке). По данной специальности работал инженером в одном из отделений НАСА.

В 1963 г. поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США), которую закончил бакалавром в 1967 г. В 1966 г. архиепископом Аверкием (Таушевым) рукоположен во диакона. В 1967 г. митрополитом Филаретом (Вознесенским) рукоположен во священника. Служил на Покровском приходе в Лос-Анджелесе, более 30 лет являлся его настоятелем. В 1971 — 1985 гг. активно занимался организацией паломнических поездок в Грецию и Палестину.

В 1995 г. протоиерей Александр Милеант принял принял монашеский постриг в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, получив имя Александра в честь священномученика Александра, архиепископа Харьковского (до этого отец Александр носил имя в честь святого благоверного князя Александра Невского). Возведен в сан архимандрита. 28 мая 1998 г. хиротонисан в Синодальном соборе в Нью-Йорке во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Скончался 12 сентября 2005 г. в Калифорнии. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Более всего епископ Александр известен как автор издававших с 1980-х годов многочисленных миссионерских листков, которые пользовались большой популярностью как в России, так и в зарубежье. Владыкой написано более 300 брошюр на русском, английском и испанском языках на темы Православной веры.

Правила благочестивой жизни

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы все, что ты будешь говорить и делать, было угодно Ему.

Одеваясь, помни о присутствии Господа и Ангела-Хранителя. Проси Господа Иисуса Христа облечь тебя в ризу спасения.

Умывшись, приступи к утренней молитве. Преклонив колена, сосредоточенно, благоговейно и со смирением молись, как должно перед взором Всемогущего. Проси у Него веры, надежды и любви, а также сил спокойно принять все, что принесет тебе наступающий день — всякие трудности и неприятности. Проси, чтобы благословил твои труды и чтобы помог тебе совершить именно такое-то дело и избежать именно такого-то греха.

Если можешь, прочти что-нибудь из Библии, преимущественно из Нового Завета или Псалмов. Читай с намерением получить духовное озарение, склоняя свое сердце к умилению. Прочитав немного, размысли об этом, потом читай далее, внимая тому, что Господь внушает твоему сердцу.

Старайся хоть четверть часа посвящать духовным размышлениям об истинах веры и о том, что прочел душеполезного.

Всегда благодари Господа за то, что не дал тебе погибнуть в грехах, но заботится о тебе и всячески ведет к Царству Небесному.

Каждое утро настраивай себя так, будто только сейчас ты решил стать христианином и жить по заповедям Божиим.

Приступая к своим обязанностям, стремись все делать во славу Божию. Ни одного дела не начинай без молитвы, ибо то, что мы делаем без молитвы, оказывается потом или напрасным или вредным. Истинны слова Господни: «Без Меня не можете делать ничего.»

Подражай Спасителю, Который трудился, помогая Иосифу и Своей пречистой Матери. Среди трудов благодушествуй, надеясь на помощь Господа. Хорошо постоянно повторять молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.»

Если твои труды совершаются успешно, то благодари Господа; если же неуспешно, то предай себя Его воле, ибо Он заботится о нас и все направляет к лучшему. Все трудное принимай, как епитимью за грехи — в духе послушания и смирения.

Перед едой помолись, чтобы Бог благословил пищу и питье, а после еды поблагодари Его и попроси не лишить тебя духовных благ. Хорошо вставать из-за стола несколько голодным. Во всем избегай излишества. По средам и пятницам постись по примеру древних христиан.

Не будь жадным: имея пищу и одежду, будь доволен этим, подражая Иисусу Христу, обнищавшему ради нас.

Старайся во всем угождать Господу Богу, чтобы совесть твоя ни в чем не укоряла тебя. Тщательно бодрствуй над своими чувствами, мыслями и сердечными движениями, помня, что Бог везде видит тебя.

Избегай даже самых малых грехов, чтобы не впасть в большие. Всякий помысел, удаляющий от тебя Господа, особенно нечистый помысел, немедленно изгоняй из сердца, как искру огня, попавшую на одежду. Если хочешь, чтобы тебя не тревожили худые помыслы, то со смирением принимай унижения от людей.

Не говори лишнего, помня, что за каждое слово мы дадим отчет Богу. Лучше слушать, чем говорить, ибо при многословии не избежать греха. Не любопытствуй о новостях, они развлекают дух. Никого не осуждай, но считай себя хуже всех. Кто осуждает другого, тот его грехи возлагает на себя. Лучше поскорби о согрешающем и помолись, чтобы Бог Своими путями исправил его. Если кто не слушается тебя, не вступай с ним в прения. Но если его поступок соблазняет других, тогда прими нужные меры, потому что общее благо важнее частного.

Никогда не спорь и не оправдывайся. Будь кроток, тих и смирен; все терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, превышающего твои силы. Он же и поможет тебе нести крест.

Проси у Господа благодать исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они и казались трудными. Сделав доброе дело, не ожидай благодарности, но искушения, ибо любовь к Богу испытывается препятствиями. Не думай приобрести какую-нибудь добродетель без скорби. Среди искушений не отчаивайся, а обращайся к Богу краткими молитвами: «Господи, помоги … вразуми … не оставь … защити …» Господь попускает испытания, но Он же и дает силы преодолеть их.

Проси Бога, чтобы Он отнял у тебя все, питающее твое самолюбие — хотя бы это было и горько. Избегай суровости, мрачности, придирчивости, мнительности, подозрительности, лицемерия, соперничества. Со всеми будь искренен и прост в обращении. Со смирением принимай наставления от других, хотя бы ты был и умнее и опытнее.

Чего не хочешь себе, того не делай другому, а делай им то, чего желаешь себе. Если кто посетит тебя, будь с ним ласков, скромен, благоразумен, а иногда, смотря по обстоятельствам, — слеп и глух.

Во время расслабления или охлаждения не оставляй обычной молитвы и установленных добрых занятий. Все, что ты делаешь во имя Господа Иисуса, даже малое и несовершенное, становится делом благочестия.

Если желаешь обрести мир, то всего себя предай Богу. До тех пор ты не обретешь душевный мир, пока не успокоишься в Боге, любя лишь Его единого.

Время от времени уединяйся по примеру Иисуса — для молитвы и богомыслия. Размышляй о бесконечной любви Господа Иисуса Христа, о Его страданиях и смерти, о Его вокресении, о втором пришествии и страшном суде …

Как можно чаще ходи в храм. Почаще исповедуйся и причащайся Святых Таин. Поступая так, будешь пребывать в Боге, а это — величайшее благо. На исповеди откровенно и с сокрушением кайся во всем, ибо нераскаянный грех ведет к смерти.

Воскресные дни посвящай делам милосердия и любви, например: посещению больного, утешению скорбящего, спасению заблудившегося. Если кто поможет погибающему обратиться к Богу, тому будет великая награда и в этом и в будущем веке. Поощряй знакомых читать духовную литературу и участвовать в духовных беседах.

Господь Иисус Христос да будет твоим учителем во всем. Постоянно обращайся к Нему своим мысленным взором, спрашивай себя, как бы в данном случае поступил Он.

Перед сном искренне и тепло помолись, испытывай себя, в чем ты согрешил в течение дня. Надо всегда понуждать себя каяться с болью в сердце и со слезами, чтобы не повторять прежние грехи. Ложась, перекрестись, поцелуй крест и поручи себя Господу Богу — твоему Доброму Пастырю, размышляя, что, может быть, в эту ночь тебе придется предстать перед Ним.

Помни о любви Господа к тебе и сам люби Его всем сердцем, душой и разумом твоим.

Поступая так, ты достигнешь блаженной жизни в Царстве вечного света.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой. Аминь.

Православная электронная библиотека «pravmir.ru»

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже – уподобляться Богу . Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.

Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов – к катастрофе. Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый Денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом. Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастьями. К катастрофам меньшего размера надо отнести всемирный потоп в наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение сначала Израильского, а потом – Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году нашей эры; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.

Сравнивая далее законы природы с Заповедями Божиими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. (Таково мнение некоторых современных ученых). Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны , потому что отображают собой сущность вечного и неизменяемого Творца.

Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании , мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью.

В этой брошюре мы поговорим о Десяти Заповедях Божиих, которые лежат в основе всех законодательных систем, как древних, так и современных. Вкратце расскажем об обстоятельствах, при которых эти заповеди были даны и раскроем их значение в жизни христианина.

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь .

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19–20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи... сынам израилевым: ...если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом» (). Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (). Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нево. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:

О почитании святых икон: Отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь – неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.

Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые – наши старшие братья. у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга». Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви – в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.

Поучительно то, что Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить золотых херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: «Сделай их на обоих концах крышки… Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов». Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии ().В храме Соломона находились скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (; ). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (). «Когда храм был готов, слава Господня (в виде облака) наполнила храм» (). Изображения херувимов были угодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся.

Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течение большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди еще не были искуплены и оправданы (; ). По преданию, Сам Господь послал чудесное изображение Своего Лика эдесскому князю Авгарю, названное позже “Нерукотворным” образом. Помолившись перед образом Христовым Авгарь исцелился от своей болезни.

Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве – России. С этих изображений Спасителя и Девы Марии христиане потом делали копии, многие из которых Господь прославил чудесами. Так возникли чудотворные иконы.

Третья заповедь Закона Божия

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».

Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах.

Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии . Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, – в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях ().

Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме.

Четвертая заповедь Закона Божия

«Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему».

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота (“Шаббаш” по-древнееврейски значит “покой,”) как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (). После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и ригористично, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелий, книжники и Спасителя обвиняли в “нарушении субботы,” когда Он в этот день кого-либо исцелял. Господь объяснял им, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (). Иными словами, субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для порабощения его и лишения доброй деятельности. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в , апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые леня тся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Православным христианам следовало бы возобновить в себе духовное горение христиан первых веков и стараться каждое воскресение причащаться святых Тайн Тела и Крови Христовых.

Пятая заповедь Закона Божия

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался (; ).

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (, ; ).

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ().В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия – отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» ().

Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» () должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.

Шестая заповедь Закона Божия

«Не убивай».

Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души. Все праведники наследовали Царство Небесное через свои страдания. Притча о богатом и Лазаре ярко иллюстрирует значение земных страданий (). При испытаниях надо помнить, что бесконечно добр. Он никогда нам не пошлет страданий выше наших сил, и при страданиях нас укрепляет и утешает.

Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери причисляет к убийству. Ряд церковных законов налагают строгие епитимии на лиц, повинных в этом грехе. (Смотри 2-е и 8-е правила св. , 21-е правило Анкирского собора и 91-е правило 6-го Вселенского Собора).

Говоря о грехе убийства, Господь повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех ().Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной (). Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ().

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: «Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» ().

Примечание: Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы. Христианская вера ставит себе целью преобразить самое сердце человека. Пока зло живет внутри людей, войны и преступления – неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.

Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло, в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает, как частный человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих”. Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие. Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла – грабежа, насилий и убийств.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

Седьмая заповедь Закона Божия

«Не прелюбодействуй».

Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными – чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, “пикантные” анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди , Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ().

Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть нашими чувствами и волей. Господь, как сердцевед, знает, как трудно человеку бороться с плотскими соблазнами, поэтому Он учит нас быть решительными и беспощадными к себе, когда они приходят: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геенну» (). Здесь – образная речь, которую можно перефразировать так: Если кто-либо так дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но соблазняет тебя, то не медля прекрати всякое общение с соблазнителем. Лучше тебе лишиться его дружбы и услуг, чем вечной жизни.

Относительно же обязанности супругов хранить взаимную верность Господь сказал: «Что сочетал, того человек да не разлучает» ().

Тяжелым грехом против седьмой заповеди является гомосексуализм. Развратники всячески пытаются этот оправдать. Этот постыдный грех апостол Павел строго бичует в первой главе своего послания к Римлянам (ст. 21–32). Древние города Содом и Гоморра были истреблены Богом именно за этот грех (-я глава, смотри соборное послание ап.

Десятая заповедь Закона Божия

«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему».

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в мыслях.

Зависть-это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью вошел в мир» (, ). Чтобы не поддаваться чувству зависти надо благодарить Бога за его милости к нам, недостойным и грешным. Нас следовало бы истребить за наши преступления, а Господь терпит, да еще посылает нам Свои милости. Ради нас Сын Божий пролил Свою пречистую кровь. Апостол наставляет: «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!» и перечислил заповеди, здесь приведенные ().

Суммируя их, мы видели, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая – запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья – учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая – посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая – учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.

Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.

Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский (Русская Православная Церковь Заграницей).

В миру Милеант Александр Васильевич, родился 22 июля 1938 году в Одессе (По некоторым сведениям - в дворянской семье.). Был наречен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Во время Второй мировой войны его отец без вести пропал на фронте, а семья, спасаясь от большевиков, бежала в 1944 году на Запад. Семья жила в Праге, в Риме и, наконец, в 1948 году попала в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где юный Александр закончил сначала начальную, а потом 7-летнюю электротехническую школу. В нескольких фирмах работал чертежником электромашин. Закончил Буэнос-Айресский университет.

С 8 лет Александр прислуживал Буэнос-Айресским архипастырям Русской Православной Церкви Заграницей - архиепископу Пантелеимону, а потом архиепископу Афанасию, который приблизил его к себе и более трех лет систематически обучал его богословским наукам. У владыки Афанасия была большая богословская библиотека. Желая читать жития святых в оригинале, Александр сначала изучил ново-греческий, а потом древне-греческий язык.

Жил в Аргентине до 1963 года, когда отправился в США учиться в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Закончил семинарию бакалавром богословия в 1967 году.

В 1966 году был рукоположен во диакона архиепископом Сиракузским Аверкием. Великим постом 1967 года митрополит Филарет рукоположил его во священники и направил в Покровский приход в Лос-Анджелесе, где отец Александр настоятельствовал 31 год.

В 1971-1985 годах отец Александр возглавил несколько паломничеств молодежи по святым местам Греции и Святой Земли. Окормляя свой приход, отец Александр продолжил свое научно-техническое образование, получив в 1978 году степень бакалавра по электронике в Калифорнийском университете, потом - степень магистра по той же специальности, и, наконец, в 1983 году инженерную степень в университете Южной Калифорнии по коммуникации с космическими кораблями и кодировке. По этой же специальности он работал инженером в одном из отделении НАСА.

Светская работа дала возможность отцу Александру специализироваться по компьютерам, что в свою очередь помогло ему с 1980-х годов в издании многочисленных миссионерских листков, которые пользовались большой популярностью как в России, так и в зарубежье. С 1985 по 2005 годы, им было напечатано 763 брошюры, 300 из которых - на русском языке, 192 на английском, 168 на испанском и 103 на португальском. Он создал обширный миссионерско-просветительский интернет-сайт: http://fatheralexander.org/, а также узел для заочного обучения семинарских предметов «Свято-Троицкая православная школа»: http://www.holytrinitymission.org/. Все это он делал на свои личные деньги.

В 1995 году, будучи в достоинстве протоиерея, принял монашеский постриг в Свято-Троицком монастыре, получив имя Александра в честь священномученика Александра, архиепископа Харьковского. Был возведен в сан архимандрита.

28 мая 1998 года был хиротонисан в Синодальном соборе в Нью-Йорке во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

В своей епархии владыка бывал наездами. Последние годы жизни был тяжело болен раком и проживал в штате Калифорния, США. Выезжал в Сан-Франциско к мощам святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского для исцеления.

Скончался 12 сентября 2005 года в 23:46 в Ла-Кэнада (La Canada), штат Калифорния, США. 13 сентября вечером в Свято-Троицкой церкви в городе Окснарде (Oxnard), штат Калифорния, была совершена панихида. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Один из учеников и прихожан владыки, А. В. Шмелев, вспоминал о нем:

"Он прекрасно владел многими языками, и хотя мы, как дети, только смутно себе представляли его научную работу, все знали, что он талантливый ученый... Помню, что о. Александр всегда сохранял кротость и добродушие, несмотря на то, что дети порою доводили его, как и других преподавателей, до крайнего напряжения... В храме о. Александр служил превосходно. Проповеди его были всегда хорошо составлены, с ярко выраженной мыслью, которая не терялась в потоке слов... Епископ Александр всегда безотказно вспоминал о всех прихожанах."

Епископ Александр (Милеант), (1938-2005 гг.) Буэнос-Айресский и Южно-Американский Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Необыкновенный, неутомимый, легендарный, подвижник на ниве Христовой. В миру работающий ученый, который успешно совмещает семью и светскую работу с церковной деятельностью. Владыка Александр, после продолжительной болезни на 68-ом году жизни, отошел к Господу 12 сентября 2005 г. в 23.46 ч.

Владыка родился в 1938 г. в России (в миру Александр Васильевич Милеант). После войны его семья жила в Праге, Риме и в Буэнос-Айрес. Здесь он учился и поступил в Буэнос-Айресский университет.

В 1967 г. закончил семинарию в Свято-Троицком монастыре (США). Рукоположен в священники и направлен в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский приход) в Лос-Анджелосе настоятелем, где прослужил 31 год. Был настоятелем и директором церковно-приходской школы.

Окормляя свой приход, отец Александр продолжил свое научно-техническое образование, получив степень бакалавра по электронике, потом магистра и в 1983 г. инженерную степень в Университете Южной Калифорнии (University of Southern California). По этой специальности работал в одном из отделений НАСА (NASA). Исполняя все свои обязанности в Церкви, он продолжал работать, почти до самой смерти.

Почувствовав, что есть нужда в начальной духовной литературе, он начал составлять и писать духовные брошюры и назвал их «Миссионерские листки». В этом ему помогала его мать. Все это он делал на свои личные деньги. Брошюры он рассылал по приходам. Постепенно он начал их переводить на-английский, испанский и португальский.

Когда появилась новая технология -- интернет, то он выложил все свои брошюры на своем узле http://www.fatheralexander.org. С 1985 по 2005 годы, им было напечатано 763 брошюры, 300 из которых -- на русском языке, 192 на английском, 168 на испанском и 103 на португальском. Его узел и брошюры пользовались большим успехом в духовно возрождающейся России и за границей. В РФ многие были переизданы брошюрами, книгами или помещены и на другие узлы. В натоящее время это единственный узел или место в мире на котором можно получить все начальные знания по Закону Божию, на четырех языках, совершенно бесплатно.

Заполнив нужду для начальной духовной литературы он переходит на учебники для семинарии. Отец Александр организовывает уникальный узел для заочного обучения семинарских предметов «Свято-Троицкая православная школа» http://www.holytrinitymission.org/. На нем находится полный комплект семинарских учебников на русском, английском и испанском языках. Нужно сказать что и этот узел, в наше время, единственный такого рода в мире.

В 1995 г. принимает монашеский постриг, а в 1998 г. был хиротонисан во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского, служит в Свято-Троицкой Церкви в Окснарде, Калифорния (Oxnard, CA), а также продолжает служить на своей светской технической работе.

Владыка Александр всей душой служил Господу Богу, Церкви и людям и да будет он нам всем примером как, с Божьей помощью, много может сделать один человек.