Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Цитатник Д.И.Фонвизин «Недоросль. Самые известные цитаты из «Недоросля» Фонвизина

Фонвизин Денис Иванович, (1744/1745-1792 гг.), писатель, драматург

А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

Береги жену, не давай ей воли.

В большом свете водятся премелкие души.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них - какие к черту достоинствы.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает

И к счастию бредет презренными путьми, - Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.

Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

Молодой человек подобен воску.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Начинаются чины - перестает искренность.

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Не все ври, что знаешь.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.

Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

О Клим! дела твои велики!

Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.

Оставлять богатство детям? Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства.

Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Честь есть душа супружеского согласия.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

Стародум

«В большом свете водятся премелкие души». Стародум не склонен идеализировать представителей высшего света.

«Унижать рабством себе подобных беззаконно». Стародум противник неограниченного крепостного права.

«Начинаются чины – перестает искренность». В этой реплике Стародума показано отношение автора к чинам. Когда люди имеют большую разницу в чинах, званиях, социальном положении, между ними никогда не получится искренней беседы.

«В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные», — Стародум. Придворные – чаще всего лживые люди, воюющие за место под солнцем любыми средствами, а честный человек никогда не пойдет в придворные.

«…между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница» . Человек, случайно попавший на свою должность, справится с ней хуже, чем человек, который добился ее своим трудом.

«… в большом свете водятся премелкие души». Стародум говорит, что при дворе, в высшем свете встречаются люди мелочные и корыстные.

«… с великим просвещением можно быть великому скареду» . И с образованием можно быть безнравственным человеком.

«…гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну» . Честнее быть ненагражденным за какой-то подвиг, нежели быть награжденным незаслуженно.

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» . Если человек сам не захочет измениться, его насильно не исправить.

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь» . Невежды любят оправдывать свое невежество, утверждая, что науки – вздор, не стоят внимания. Но, как говорит опыт, в жизни ничего не бывает лишним.

«Вот злонравия достойные плоды!» . Любые пороки наказываются самой жизнью, наступает возмездие для Простаковой с ее чрезмерной материнской опекой.

«Невежда без души – зверь»

«Последуй природе – никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям – никогда богат не будешь»

«Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван».

Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»/

Простаков

«При твоих глазах мои ничего не видят» – эти слова Простакова указывают, насколько он слаб и покорен, в доме не он глава, а Простакова.

«Без вины виноват». Реплика раскрывает зависимое положение от жены.

«без наук люди живут и жили», «ученье – вздор», главное – «достаточек уметь нажить и сохранить» – философия невежественного дворянства.

Еремеевна

П олучает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день».

Простакова

«Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?» – Простакова своевольна, агрессивна, не имеет ни малейшего представления о достоинстве людей.

«Сердце взяло, дай додраться» – объясняет свое состояние после драки с братом.

«За сына вступлюсь, не спущу отцу родному». Простакова чрезмерно опекает сына, балует его.

Скотинин

«…всякая вина виновата». Реплика показывает, что Скотинин очень жестокий человек, готовый наказать за любую вину.

Митрофан

«Уж четыре года как учится». Простаков о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

«Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофан очень ленивый, он привык, чтобы все за него делали другие, а сам он пальцем о палец не ударит для достижения своей цели.

Правдин

«Прямое достоинство в человеке есть душа».

Комедию представили на суд зрителей в деревянном театре купца Карла Книппера. Автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный...». «Недоросль» - самое известное произведение Дениса Ивановича. Он трудился над ним три года, и не напрасно, - пьеса стала самой репертуарной на русской сцене в 18 веке. Огромную популярность комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за ярких образов, живости диалога и юмор. Многие фразу стали цитатами, например «Не хочу учиться – хочу жениться». А имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

О жизни…

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!

Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.

Льстец есть тварь, которая не только о других, о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Льстец - ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

О любви…

К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

О деньгах…

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

О власти…

Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Начинаются чины - перестает искренность.

Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.

О разуме и образовании…

Золотой болван - все болван.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Век живи, век учись, друг мой сердешный!

Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. Без нее (без души) просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь.

Афоризмы Стародума

Начинаются чины, - перестает искренность.

В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока.

Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно.

Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.

Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом.

Стародум и Правдин.


Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение…

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность.

Правдин. Ваше обхождение…

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты , а не вы . Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…

Стародум. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет. От таких-то животных пришел я свободить…

Правдин. Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь. Пойдем…

Стародум. Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.

Правдин. Каким же образом? Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. Вы меня крайне одолжите, если расскажете…

Стародум. Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, – сказал мне, – а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Правдин. Сущая истина.

Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличать себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.

Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало?

Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит! А! тогда поди.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.

Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.

Правдин. Куда же?

Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?

Правдин. Как же вам эта сторона показалась?

Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.

Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога?

Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.

Правдин. Так поэтому тут самолюбие…