Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что говорит библия о совести. Что такое сожжённая совесть? Что такое угрызения совести

О НРАВСТВЕННОСТИ

Что бы ясно и точно рассмотреть, что же такое нравственность и все с ней связанное мы обратимся к Нравственному Богословию. Богословие - слово о Боге, слово от Бога, слово к Богу - такое значение этому. слову придавали с первых веков христианства святые отцы и учителя Церкви. По началу они называли так только Священное Писание 1 , потому что оно и есть слово о Боге и от Бога, Ветхий завет - Богословием Ветхим, Новый Завет - новым Богословием, а всех писателей того и другого Завета, апостолов и пророков - богословами. Потом Богословием стали называть, кроме Священного Писания, и всякое другое учение об истинах христианских - например, в школах такие предметы тоже называли Богословием. В наше время Богословием мы называем все науки, изучающие Бога и всё что Он заповедал людям, каким Он открыл себя 8 христианской религии.

Поэтому Богословие - это наука о Боге и о вере в Бога, которая ведёт человека к верному богопознанию, к христианской действительной жизни. А раз так, то Богословие имеет тесную связь не только с жизнью Церкви, а с жизнью вообще и притом не с какой-то отвлечённой жизнью, а с жизнью современной, которая окружает христианина со всех сторон. Следовательно, христианское учение о Боге и о вере в Бога, христианское Богословие, и особенно православное Богословие, не может быть какой-то пустой наукой, а есть настоящая христианская жизнь - жизнь во Христе.

«Если хочешь со временем стать богословом и достойным Божества, - говорит святитель Григорий Богослов, - соблюдай и не выходи из повелений Закона Божьего. Ибо 2 дела, как ступени, ведут к богопознанию».

Итак, всё это было сказано о Православном Нравственном Богословии, потому что слово «Православное» отличает эту науку от всех других учений о нравственности.

ПОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ

Слово нравственность одного корня со словами «нрав» и «нравится». «Нравится» - то что нравится, что пришлось по нраву, приятное, угодное, желанное. «Нрав» - это нечто постоянное, принадлежащее только одному какому-то человеку. Например, одному мальчику нравится слушаться родителей и помогать друзьям в их бедах, а другому наоборот - нравится быть непослушным, сидеть дома и не помогать своим друзьям.. Это два разных человека с разными нравами. И вот, какой нрав они в себе воспитают - такими людьми они и вырастают и никогда не поменяются потом.

Делая добрые дела - мы исполняем Закон Божий, для того, что бы в наших душах был мир и мир среди людей с которыми мы живём. Так мы сохраняем мир, который сотворил Сам Господь.

Итак, нравственность - это поведение человека, которое он воспитывает в себе сам, и применяет в жизни для добрых дел. Но самое главное в нравственности должно быть то, что выше добрых дел - это общение человека с живым Богом небесным, это жизнь по воле Божией, для славы Божией.

Делая добрые, высоконравственные дела, человек испытывает счастье - которое внутреннее, духовное, невидимое. Это есть Царство Божие «внутри нас», а Царство Божие - это «праведность и мир и радость во Святом Духе» /Римлянам 14:17/. Всё это сказано об истинном счастье, о котором нам говорит Господь. Но есть и другие виды благ, такие как всевозможные удовольствия, временные материальные блага, которые после нашей смерти перестанут существовать - они не принесут нам в загробном мире пользы. Поэтому, радуясь земным благам нужно помнить - в жизни у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И, конечно, христианин должен быть христианином, прежде всего, человеком с твердым нравственным характером и должен стремиться к выработке такого характера. Другими словами, он должен стремиться к улучшению себя, к нравственному совершенству.

Совесть

Под именем естественного закона подразумевается тот присущий нашей душе внутренний закон, который показывает человеку, что добро и что зло, чего он должен удаляться. О существовании в нас этого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание.

Углубляясь в самих себя, мы слышим в себе какой-то голос, который, указывая нам на различие между добром и злом, предписывает одно делать, а другого избегать. Закон этот так глубоко внедрён в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его. Его знают и ощущают все народы и все нации земли, ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться. Существование в человеке естественного нравственного закона подтверждается и Священным Писанием. Так, апостол Павел говорит о язычниках: « они не имея закона (откровенного), естеством законная творят (т.е. по природе делают законное), не имея закона (писанного), они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». /Рим.2,14-15/

Подобным же образом рассуждают и святые отцы. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Ни Адам, ни другой какой человек никогда, кажется, не жил без закона естественного. Как скоро Бог сотворил Адама, вложил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода».

Руководясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определённые обычаи и нравы, которые ничто иное, как написанные законы, переходящие по преданию от поколения к поколению и становившиеся источником для всех писаных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они были, всё-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность. Естественный закон, по апостолу Павлу, вложенный в наше сознание, есть совесть.

Кроме указанных доказательств, о существовании в нас естественного нравственного закона говорит и наша совесть, которая является носительницей и выразительницей этого закона.

Что такое совесть? Слово совесть состоит из глагола «знать» или «ведать» и приставки «со», что в буквальном понимании значит сознание. Однако это сознание особое, отличающееся от обычного человеческого сознания. Это сознание - моральное, относящееся к области моральной жизни человека. Причём приставка «со» указывает на совместное и одновременное сознание нескольких моральных явлений. Какие же это моральные явления? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раньше указать, какие функции выполняет совесть в нравственной жизни человека. На основании свидетельств Слова Божия и человеческих наблюдений устанавливается, что совесть в нравственной жизни человека одновременно выполняет три функции, а именно: законодательная ,судии имздовоздаятеля.

Совесть - законодатель, потому что она указывает человеку требования нравственного закона.

Совесть - судия, так как она производит суждения о наших намерениях и действиях. Соответствует ли они требованиям нравственного закона или не соответствуют.

Совесть - мздовоздаятель, потому что она или награждает человека душевным миром или наказывает его муками и угрызениями за те или иные его поступки.

Во всех этих проявлениях совести присутствует сознание.

Таким образом, совесть это одновременное сознание как требование нравственного закона и соответствия или несоответствия свободных намерений и действий человека этим требованиям, так и сознание приятных или неприятных движений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия.

Совесть есть общечеловеческое явление. Голос её слышится во всяком человеческом сердце. Но, будучи одинаково присуща всем людям, совесть весьма различна у разных людей и даже в одном и том же человеке не всегда действует одинаково. Известно, например, что совесть народов некогда не только оправдывала, но и освящала религией человеческие жертвоприношения оргии в честь Бахуса, акты кровавой мести и т. д. В настоящее время также нередко можно встретить людей, которые в разные периоды своей жизни и на различных ступенях своего развития бывают то более, то менее совестливые, то осуждают, то оправдывают одни и те же явления нравственной области. Очевидно, состояния совести бывают различны и её проявления /как законодателя, судии и мздовоздаятеля /, не одинаковы по своему достоинству и ценности. Как законодатель, совесть бывает - не ведущей, колеблющейся и погрешающей.

Неведущей совесть бывает тогда, когда не имеет надлежащего сознания о том, что требует от нас воля Божия. Апостол Павел все гремя язычества называет временем неведения, понимая именно неведение воли Божией /Деян. 17,30/. Колеблющейся или нерешительной совесть бывает тогда, когда, зная закон, позволяет соглашаться на беззаконные действия. Погрешающей совесть бывает тогда, когда доброе называет худым, а худое добрым, когда свет ей кажется тьмою.

Как судия, совесть бывает - немощной, усыплённой и ожесточённой. Немощной совесть бывает тогда, когда обязательная власть её, под влиянием страстей, до того ослабевает, что она не может побудить человека к исполнению того, что сама же признаёт необходимым.

Усыпленной совесть бывает тогда, когда она, подобно тусклому стеклу, изображает нам в ложном свете предметы нашей деятельности - поступки плохие объясняет из добрых побуждений и намерений, а цели эгоистичные и порочные оправдывает благовидностью и законособранностью поступков. Ожесточённой совесть бывает тогда, когда сознательно и произвольно отвергает исполнение воли Божией.

Как мздовоздоятель совесть бывает - пристрастной, лицемерной и сожённой. Пристрастной совесть ясно указывает нам недостатки других людей, но не возмущает нашего сознания при совершении тяжких грехов. О людях с такой совестью Спаситель говорит, что они видят сучек в глазе брата своего, а бревна в своём не чувствуют. Лицемерной - совесть награждает нас миром незаслуженно или несоразмерно с совершаемым нами добром. Сожжённой совесть бывает тогда, когда она не угрызает даже за великие преступления. Это люди дошедшие до полного бесстыдства, моральные трупы, неспособные к восприятию истин и благодати. Люди с сожжённой совестью встречаются редко, то есть большей частью даже злые сохраняют в душе своей искру добра, значит совесть у них не умерла, а только дремлет или уснула и может быть пробуждена.

Чем объяснить эти ненормальности совести? Тем, что совесть, как и всякая человеческая способность и сила нуждается в образовании и воспитании. Её развитие находится в зависимости от развития ума и сердца. Развращённое сердце, конечно, влияет на действия совести.

Главная причина несовершенства совести заключается в грехопадении прародителей, расстроившем все силы человеческого духа, с которым связана и деятельность совести.

О происхождении нравственного закона нужно сказать следующее:

Сам человек, не имея в себе самом начала своего бытия и жизни, и будучи ограничен условиями пространства и времени, не может написать в себе этот вечный закон. Он является на свет вместе с человеком, всегда пребывает в нём (в человеке) и властвует над ним. Человек, как личность, постепенно развивается, но для того, чтобы возможно было это развитие нравственной личности в человеке уже должен быть нравственный закон, по которому должно совершаться это развитие и совершенствование. И воля всего человеческого рода так же не может быть нравственно-законодательной. Она так же, как и воля отдельного человека, развивается постепенно, и в основе своего развития тоже предполагает нравственный зародыш, как уже готовый, данный ему сначала. Остаётся, следовательно, только воля высочайшего всеблагого и всемогущего Бога, Который один только и может быть законодателем нравственности. Это Воля Божия, будучи законом для всего мира, служит основанием и сущностью нравственного закона для всех нравственно-разумных и свободных существ. Воле Божией повинуется вся природа, её исполняют ангелы. Для её выполнения нисходил на землю Сам Господь. Её познавать и исполнять обязаны все люди.

Воля Божия становится известною человеку двояким способом:

- через нравственный естественный закон - совесть

- через откровения или заповеди Божий, сообщённые Богом через апостолов, пророков и воплотившегося Сына Божия.

Примеры действия совести, описанные в Библии

НИ ОДНА светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести. Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил всякий кто встретится с ним (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже э рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Отличавшийся пламенным характером ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ал. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, "кораблекрушение в вере," т. е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Спрашивает Елена
Отвечает Александр Дулгер, 10.02.2010


Мир Вам, Елена!

Этот термин в Библии встречается в одном месте:

"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей , запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением." ()

Здесь идет речь о вероотступниках, которые проповедуют небиблейское учение, а учение полученное ими от духов, как сверхъестественный духовный опыт. И более того, они используют умышленную ложь в своей аргументации.

Что касается термина "сожженаая совесть" в общепринятом употреблении этого выражения, то я думаю, это характеристика человека, который настолько укоренился в грехе и злых делах, что перестал слышать голос Духа Святого ().

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Разное":

  • Нравственное богословие
  • свт.
  • преп.
  • свт.
  • прот. Евгений Горячев
  • свт.
  • схиархим.
  • игум.
  • прот.
  • Сокровищница духовной мудрости
  • Библейский словарь Геце
  • архим. Платон (Игумнов)
  • Алексей Леонов
  • Со́весть – способность человеческого к различению и , сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. ).

    Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. ). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

    В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим , пребывающим в человеческой душе Своей . Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим . Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.

    Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.

    Как услышать голос совести?

    Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует или .

    Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.

    Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).

    В отношении определения состояний совести в употребляются такие прилагательные, как «добрая» (), «чистая» (), «сожженная» (), «порочная» (), «оскверненная» () и др.

    Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом . Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и , либо и удовлетворение от совершенного действия.

    Свт. Игнатий Брянчанинов :
    «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».

    Ств. Феофан Затворник :
    «Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
    неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

    Патриарх Кирилл:
    Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
    Суд совести - это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек - это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей - все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.

    "Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян. 24:16).
    "Имейте добрую совесть!" (1Пет. 3:16).

    11 декабря 1918 года родился выдающийся писатель, живущий по законам совести, Александр Исаевич Солженицын. И размышления о совести мне хочется синтезировать в рамках трёх вопросов:
    Что такое совесть?
    Каков механизм действия совести, как она работает?
    Как очищается совесть?

    Итак, прежде всего, что такое совесть?
    Можно дать ей такое определение: совесть - это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед Богом, самим собой и окружающими людьми. Это непосредственное ощущение человеческой души к тому нравственному закону, который неподкупно свидетельствует внутри человека, что добро и что зло, одобряя или осуждая его, указывая, что правильно и что неправильно. Совесть называют лучшим контролёром, ангелом-хранителем, светофором души, сигнализирующим, когда идти и когда остановиться.
    Каждый человек, не исключая и язычников, у которых, на определённом историческом этапе не было написанного закона, обладает вложенным в него чувством добра и справедливости, побуждающим его к послушанию. Апостол Павел поясняет, что "дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть и их мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:15).

    Правда, кое-кто в наши дни считает совесть общественно воспитуемой способностью человека. Мы живём, нам говорят, при лучшем общественном строе. В стране, где обеспечена как будто свобода совести, где многие общественные институты задались целью воспитания совести. Но по-прежнему проблема бессовестности, потери стыда, атрофии совести остаётся щекотливой и актуальной. Говорят, что нет надобности в абсолютных нормах поведения. При этом ссылаются на то, что эти нормы, якобы, мешают свободному самовыражению личности. Если ребёнку нравится царапать мебель, не стесняйте его свободу, не подавляйте волю! Пусть делает, что хочет! Долой абсолютные убеждения! А потом созревают плоды детской преступности. Разве не оттого они, что родители собственными руками заглушили голос совести, отняв ангела-хранителя у детской души?
    Нет, общество воспитать совесть не в состоянии, поскольку критериями греха считает ошибочность суждения, неумение приспособиться к установившемуся общественному мнению.
    Единственным средством и эталоном правильности и безошибочности наших действий является Священное Писание, авторитетно указывающее верный путь. А общественные представления изменчивы.

    Одного туземца как-то спросили, что такое зло.
    - Это - если у меня украдут корову.
    А на вопрос - как он понимает добро? - он ответил:
    - Это если я у кого-нибудь украду корову!

    Совесть, - как известно, - наши убеждения, принципы, взгляды. Это внутреннее чувство, побуждающее нас поступать в соответствии с нашими понятиями. Это - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, требовать их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков. Совесть, таким образом, представляет собой выражение нравственного самосознания души.
    Во многих европейских языках слово "совесть" равнозначно слову "сознание". К примеру, греческий и французский языки не различают этих слов - синонимов. В русском языке слово "совесть" этимологически происходит от слов "ведать, знать".

    Как-то в печати сообщили о катастрофе поезда. Он промчался мимо трёх горящих красным светом светофоров и упал в реку. Машинист потерял сознание от боли в сердце, а автоматической кнопкой безопасности, экстренно останавливающей поезд в аварийных случаях, он не был обеспечен. Нет такого устройства, такой кнопки и в совести. Вот почему при повреждении умственных способностей или искусственном отключении их, например, алкоголем или наркотиками, совесть не может предсказать правильное решение.
    Взаимосвязь совести с сознанием не дает право отождествлять её с физиологической деятельностью головного мозга. Кто заставил Иуду пойти на самоубийство? Головной мозг только? Мозг решил убить себя же? Очевидно существование вышестоящей инстанции, которая властно выносит беспощадный приговор. "Без зубов, а с костями сгложет". "У кого совесть нечиста - тому и тень кочерги - виселица".
    Совесть проявляется не только в форме разумного сознания совершённых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, либо в чувстве удовлетворённости, либо в угрызениях совести.

    Какое определение совести даёт Священное Писание? В Ветхом Завете вместо слова "совесть" приводятся его синонимы "дух человеческий" или "сердце". В Притчах (20:27) сказано: "Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца". В Нагорной проповеди Спасителя (Мф. 6:22) объясняется: "Светильник для тела есть око. Если око чисто - тело светло. Если око худо - тело темно". Око - это совесть человеческая. Кто-то верно заметил: глаза нам даны для зрения, ухо для слуха, а совесть - для надзора.

    Как же представляли себе совесть великие мыслители, богословы, писатели? Иммануил Кант, выдающийся немецкий философ, писал:"3акон живущий во мне, называется совестью. Совесть есть, применение наших поступков к этому закону".
    - Совесть - закон всех законов, или как замечает Поль Гольбах, - "наш внутренний судья", безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних". Вот почему французский писатель Виктор Гюго считает высшим судом - суд совести. Богослов Павел Рогозин пишет: "Совесть - это верховное судилище, духовный трибунал, непрестанно заседающий в тайниках нашей души".

    Мы понимаем совесть, как голос Небесного Божественного Судьи, эхом отражающийся в недрах нашего внутреннего человека, и если она осуждает нас, то тем паче Бог. Короче говоря - суд совести - это суд первой инстанции.
    Метко сравнивают совесть с судилищем, в котором обычно хранятся законы, комментируются правила, судятся поступки людей - награждается добро и наказывается зло. Отличие только в том, что совесть универсально сама производит эти действия, в то время как в уголовном процессе они распределены между частными исполнителями. Совесть - и законодатель и судья, и исполнитель приговора. Как важно употреблять совесть в качестве светильника, показывающего ярко, выпукло и рельефно добро и зло. И никого, пожалуй, не следует так бояться, как самих себя, так как в нас самих живёт неподкупный судья, голос которого для нас должен быть важнее, чем одобрение всего мира. И пусть нас все хулят - лишь бы совесть хвалила! Некто сказал: "Голос чистой совести приятней ста голосов славы".

    Лев Толстой подчёркивает, что совесть - лучший учитель, верный руководитель жизни людей, призывая: "Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью". Б лез Паскаль называет совесть "лучшей нравоучительной книгой из всех которыми мы обладаем и в которую следует чаще всего заглядывать". Несомненно, что перед великим белым престолом будет раскрыта и книга совести".
    Римский оратор Цицерон считал, что "самое главное украшение - чистая совесть". Сенека утверждал: "Чистая совесть есть постоянный праздник". Генрик Ибсен указывал, что чистая совесть - самая лучшая подушка. А Бенджамин Франклин советовал: "Если ты хочешь спать спокойно и крепко - возьми в постель чистую совесть". Известный современный поэт Евгений Евтушенко тоже не обошёл совесть молчанием:

    Мы живём, умереть не готовясь,
    забываем поэтому стыд.
    Но мадонной невидимой совесть
    на любых перекрёстках стоит.
    И бредут её дети и внуки
    при бродячей клюке и суме.
    Муки совести - страшные муки
    на бессовестной к стольким земле.
    Ведь у тех, кто у правды на страже,
    кто давно потерял свою честь,
    если нету и совести даже,
    муки совести всё-таки есть.
    И покуда на свете на белом,
    где никто не безгрешен, никто,
    в ком-то слышится "что я наделал?"
    можно сделать с землёй кое-что.
    Я целую вам тёмные руки
    у безверья на самом краю -
    муки совести - светлые муки -
    за последнюю веру мою!

    Откуда же происходит совесть? Есть ли она у животных? Скажем, у волков, собак, шакалов, обезьян? Можно ли судить змею за то, что она укусила человека? Увы, это бессмысленно, поскольку у животных нет души, разума, различия между добром и злом, чувства ответственности за свои поступки, даже примитивного чувства стыда. Поэтому даже Чарльз Дарвин вынужден был признать что "совесть составляет самую сильную и существенную черту отличия человека от животных". С чего она начинается и каков механизм действия совести?
    Конечно, совесть не материальная, а духовная сущность. Это не счётчик Гейгера, действующий по законам физики. Это не химический индикатор вроде лакмусовой бумажки, который опускаясь в кислоту или щёлочь, способен синеть или краснеть. Впрочем, добро не щёлочь, и зло не кислота, хотя человек, надо сказать, краснеет краской стыда, которую Френсис Бэкон называл "ливреей добродетели". Чувство стыда не только отделяет человека от животного мира, но, не обособляя его, выделяет из собственной материальной природы. Лев Толстой писал: "Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой". Кто-то определил стыд как "гнев своего рода, только направленный внутрь". Тот же Дарвин заметил: "Способность краснеть – самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств". И поистине того, кто утратил стыд, можно назвать погибшим нравственно.

    На страницах Библии действие совести описано в книге Бытие.
    Открылись глаза у первых людей - Адама и Евы и поняли, что наги они. И сделали себе опоясание из листьев и скрылись от лица Предвечного Бога.
    И вот звучит вопрос: "Адам, где ты?"
    Ответ Адама гласит: "Голос Твой услышал я и убоялся, что я наг и скрылся".
    Кто возвестил тебе, что ты наг? то ли? Уголовный кодекс?
    В момент грехопадения в глубине человеческой души раздаётся голос, спрашивающий: "Где ты? Где твоё нравственное достоинство? Существуешь ли ты ещё как личность?"
    И – ответ: "Я стыжусь (имеется в виду "животной природы"), стало быть, существую нравственно как человек.

    Стыд – критерий нравственного самосознания. Мы говорим: мне стыдно, мне совестно. Это внешнее эмоциональное проявление совести. Совесть - своеобразный фильтр на пути греха, замок, удерживающий дверь нашего сердца в запертом состоянии. Но если рукой свободной воли открыть её, то грех вползёт в сердце, подобно ядовитой змее.
    Вспомним Каина. Он задумал убийство. Поникло лицо его. Он стыдится своего злого умысла. Голос Божий предупреждает: "У дверей грех лежит". Но Каин подавил стыд, заглушил голос я грубую реплику: "Разве я сторож брату моему?"

    Что будет, если купив будильник, мы каждое утро будем блокировать его, нажимая на кнопку и спать дальше? И поступать так постоянно? Разумеется, он со временем перестанет тревожить наш сладкий сон. Почему? Громкость сигнала останется той же. Изменилась наша реакция на звонок. Таким же образом можно огорчить Духа Святого и Его голос останется неуслышанным нами. А эта духовная трагедия, предпосылка для "кораблекрушения в вере" (1Тим. 1:19), которую потерпели многие, отвергнув добрую совесть - своего рода руль, обеспечивающий путь корабля нашей души в заданном направлении.

    Особенно наглядно действие совести проявляется в присутствии греха. Она решительно противится всему безнравственному и злому. Однако, путём ложного самовнушения человек подавляет этот голос. В статье "Для чего люди одурманиваются?", то есть, пьют, курят, не верят в Бога? Лев Толстой поясняет: это делают они, чтобы заглушить настойчивый голос совести. Почему люди не верят в Бога? Им хочется грешить, а совесть мешает. Для этого они опьяняются алкоголем неверия, отгоняя от себя мысли об ответственности и наказании:

    Прочь, непорочное виденье,
    Уйди, не мучь больную грудь!
    Дай хоть на час, хоть на мгновенье
    Не жить... Не помнить...Отдохнуть...

    Так умоляюще обращается к роковому призраку своего преступления Иуда в известной поэме Семёна Надсона. Угрызения совести терзали его до тех пор, пока он не удавился. И не только он... Что это - как не голос совести - говорит вам сейчас:
    - Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Автор поэмы "Богач и Лазарь" анатомирует психологию неверия так:

    Откуда идет неверие,
    курение или пьянство,
    лукавство и лицемерие -
    души роковая язва?
    Где трезвая мысль появится,
    что грех - это путь обмана -
    безверье, как водка пьяницам,
    как опиум наркоманам.
    Доводит людей до сонности,
    до бреда, галлюцинаций...
    И глушится голос совести,
    зовущей в грехах сознаться.
    Безбожник, в грехе упорствуя,
    предвидя расплаты призрак,
    нуждается в новых порциях
    наркотика атеизма.
    Суд совести - не материя.
    О Боге глаголет ясно.
    Безбожников грех неверия
    хватает, как приступ астмы.

    Запоздалое раскаяние... Многое, увы, мы сознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Один сын рассказывал как был невнимателен к матери. Случалось, забывал позвонить в назначенный час, раздражался по пустякам. Она оправдывала его:
    - Я понимаю, ты занят. Я знаю - ты устал.
    Когда ей не стало, он сокрушался:
    - Если бы можно было сейчас позвонить, высказаться... Но поздно! Эта возможность утеряна навсегда!
    Жертвенность, самоотверженность материнского сердца, склонность отдать последнее, всё детально вспомнилось ему. Он проник в глубины точных наук, стал большим ученым, но науки делать добро вовремя, при жизни не постиг, к сожалению. И вот теперь, осознавая свою низкую неблагодарность - он приходит к матери, склоняется над могильной плитой. Комок подкатывается к горлу, чувства раскаяния обуревают его, тяжесть вины свинцово давит на грудь. Только вздох вырывается из груди:
    - Прости меня, мама!
    Совесть говорит! Суд совести... Но разве он действует только в таких редких, исключительных случаях?
    Конечно, нет. Однако, для запятнавшего себя виной суд совести беспощаден.

    Совесть не только грозный судья, но и добрый советчик, указывающий, как поступить. Зря люди обольщают себя внушая: "Нет Бога, нет души, и, стало быть, нет ни ума, ни совести". И в минуты отрезвления она настойчиво напоминает о верховной судебной инстанции - о Боге. Только в совести, запачканной грехами, так же плохо видно себя, как в закопчённом зеркале.
    Иногда совесть осуждает там, где юридический закон и уголовное право не наказывает. Отсюда, внутренний закон совести более возвышен и совершенен. Конституции нуждаются в поправках и дополнениях. Уголовный кодекс видоизменяется. Понятия несправедливости претерпевают эволюцию. А совесть остаётся непоколебимой, как и Слово Божье, воспитывающее её. Право и совесть... Как часто буква закона противоречит духу совести!

    В 8-й главе Евангелия от Иоанна повествуется о книжниках и фарисеях захвативших с "поличным" женщину в прелюбодеянии и утверждающих, что формально по закону её нужно побить камнями. И вот женщина предстала на суд Христов. Люди имеют право предать её смерти. Что же делает Христос? Он пишет имена обвинителей на земле, как сказано в Иеремии(17:13): "Отступившие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа".
    Он предлагает им:
    - Кто из вас без греха - первый брось в неё камень!
    Охотников не нашлось. Стоят в безмолвии, руки опустились.
    Начинает говорить совесть. "И будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин. 8:9). Совесть обратила их в паническое бегство.

    Бывает такое: вы приходите в поликлинику с мучительным недугом. Врач захлопывает перед вами дверь. Время приёма окончилось. Юридически он прав. А по совести?
    Сенека писал: "Стыд запрещает порой то, что не запрещает закон".
    Отдавая себе в этом отчёт, апостол Пётр призывает: "Имейте добрую совесть!"
    Поясняя утешительное действие совести, Иоанн Златоуст говорил: "Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так точно и святая печаль, даже самая великая, прикасаясь к благой совести, легко рассеивается."

    Мы, люди верующие, понимаем крещение по вере, как обещание Богу доброй совести. Апостол Павел стремился иметь чистую, непорочную совесть. "Я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня" (Деян. 23:1). "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом".

    Насколько важна чистая совесть в духовной жизни - можно судить по его посланиям к Коринфской церкви: "Ибо похвала наша сия, есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божьей жили в мире, особенно у вас" (2Кор. 1:12), причём совесть имеется в виду личная, "ибо для чего моей совести быть судимой чужой совестью?" (1Кор. 10:29). И от личного отношения к этому суду совести зависит развитие характера. "Имейте добрую совесть". И, напротив, какая мрачная картина - люди с осквернённой совестью, представляющие собой "лицемерных лжесловесников, сожжённых в совести своей" (1Тим. 4:2). В послании к Титу им даётся такая характеристика: "Для осквернённых и неверных нет ничего чистого, ибо осквернены ум их и совесть". Такие люди поистине бездушны, безумны и бессовестны. Они, подобно Ф. Ницше, возможно и совесть считают химерой, упраздняя её. Но бегут, подгоняемые совестью, обличаемые Богом, от будущего гнева. "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (Пр. 28:1).

    Действие совести иногда сопровождается не только психологическими, но и физиологическими ощущениями.
    Однажды в пустыне, попав в пещеру, Давид увидел спящего Саула. И хотя ему советовали убить врага, Давид ограничился тем, что отрезал часть царской одежды. Но после того, мы читаем в 1-й книге Царств в 24-й главе: "Больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула".
    Как-то Давид сделал перепись. Это было вопреки воле Божьей. "И вздрогнуло сердце Давида, потому что он сосчитал народ (2Цар. 24:10). Таково действие чистой совести, ведущее к покаянию. Поэтому лучше умереть, чем согрешить против совести. Обличающая за грехи совесть хуже палача. "Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть" - говорил Эразм Роттердамский.
    Может быть, и сейчас внутренний голос совести зовёт кого-то обратиться к Богу. Не противьтесь ему! Ведь совесть - это червь неумирающий, который будет непрерывно мучить грешников в аду. Это огонь неугасимый. А память только подольёт масла в огонь. Люди пытаются во хмелю угасить свою совесть, но она всплывет в своё время - всплывёт, как масло в воде. Почему в тюрьмах преступникам так тяжело? Что удручает их - решётки, охрана, камера, отсутствие свободы? Совесть...

    Та же самая совесть угрызала Каина при воспоминании о подробностях братоубийства, и он сошёл с ума. Та самая совесть напоминает Иуде слова Учителя: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?". Та самая совесть будет терзать современных каинов, убивающих ближних ненавистью, необузданным языком. Многие преступники десятилетиями скрывались от правосудия, но обличаемые совестью, не выдерживали, и оказывались на скамье подсудимых. Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.

    Американский писатель Генри Каттнер так описывает переживания преступника: " Подобно карающей деснице, на Фенвика обрушилась, потрясая и сокрушая, память обо всём, что он совершил. Он вспомнил все свои преступления. Все – до единого. Каждый свой непростительный шаг, каждый бесчеловечный поступок за последние 20 лет. Ноги под ним подкосились. Мир померк. Вина свалилась ему на плечи грузом, под которым он еле мог устоять. Всё, что он совершил за годы, когда беззаботно сеял зло, собралось в жуткие образы, сокрушало мозг громами, испепелило молниями. Нестерпимые муки совести клокотали в душе, разрывая её на части. Он поднял руки к глазам, чтобы отогнать видения, но не мог отогнать память". И, к сожалению, не найдя другого выхода, он приставил пистолет к виску.

    И, возможно, в глубине души вы сознаёте, что путь, которым идёте, неправильный. Вы чувствуете свою вину перед Богом. Это голос Божественного Судьи через совесть осуждает вас. Не нужно конфликтовать с Богом.
    Ведь бывают скверны плоти и духа: одни - грубые и очевидные; другие - незаметные, а потому - опасные. К таковым принадлежит порочная, нечистая совесть. Да поможет нам Господь избавиться от всяких осквернений духа!

    Каковы средства очищения совести? Каким пятновыводителем воспользоваться для этого? Куда и к кому обратиться? Никакие химчистки здесь не помогут. Психиатрические клиники - тоже. И изворотливые рецепты - вести себя так, как будто ничего не случилось - такие не выход из положения. Таким образом, вину только загоняют в подсознание, что чревато душевной болезнью. Нужно радикальное исцеление.
    Его начинает Слово Божье - высший и основной Закон нашей жизни. "Вы уже очищены чрез Слово Моё, которое Я проповедовал вам ", - заверяет Спаситель. Внутренний человек находит удовлетворение в законе Божьем, сверяясь с Ним, как с эталоном.
    И, наконец, процесс очищения совести продолжает и завершает, как указано в послании к Евреям: "Кровь Христа, Который Духом принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть вашу от мёртвых дел для служения Богу, живому и истинному!" (9:14).
    Поэтому, "да приступаем с искренним сердцем, кроплением очистивши сердца от порочной совести" (Евр.10:22) к благодати Божьей!
    "Посему и сам подвизаюсь иметь непорочную совесть"... Путь приобретения непорочной совести - подвижнический. Это подвиг духа, веры, молитвы и любви!
    И ещё: совесть - это наши внутренние весы правды, о которых знал ещё патриарх Иов, предлагавший: "Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность". Весы, определяющие вес веры, любви! Печально, если в день судный кто-то услышит приговор: "Ты взвешен и найден лёгким!" (Дан. 5:27). Неверные весы, порочная совесть - мерзость пред Богом. Поэтому очистим совесть нашу, подвизаясь, стремясь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми!

    В духовной жизни, компасом, указывающим на добро и зло, служит совесть наша. "Ты носишь имя, что ты жив, но ты мёртв" (Откр. 3:1). "Ты говоришь, что богат, разбогател..., но не знаешь, что ты беден и нищ" (Откр. 3:17). Откуда такой самообман, такое самовнушение? Не от повреждённой ли совести? Испытаем самих себя! Проверим своё состояние!
    Соизмерим его с официальным стандартом, с требованиями Слова Божьего!
    Пусть эти слова пробудят нас и побудят к новым, энергичным подвигам во имя доброй совести, во имя вечности, во имя славы Божьей!
    "Имейте добрую совесть!" (1Пет. 3:16). Пусть они станут основным девизом нашей жизни и служения Господу!

    Что такое совесть?

    Что такое совесть и можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью? Как обученная по Библии совесть помогает принимать правильные решения в жизни?

    Совесть

    Идя по оживлённой улице, ты проходишь мимо элегантно одетой женщины, которая, не заметив, роняет пачку денег. Наклонившись, чтобы поднять эту
    пачку, ты видишь, как женщина поспешно садится в дорогой автомобиль.

    Как ты поступишь? Окликнешь ли ты её или быстро спрячешь деньги в свой карман?

    Это зависит от твоей совести. Что она подскажет тебе? Ещё важнее: можешь ли ты доверять ей? Можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью?

    Совесть - это естественное чувство убеждённости в том, что является добром и злом, справедливым и несправедливым, что морально и аморально. В Библии принцип действия совести описан в Послании к Римлянам 2:14, 15 такими словами:

    «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них
    написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

    Таким образом, мы наделены совестью, чтобы взвешивать ситуации, выносить правильные решения и быть в состоянии судить о своём выборе. Тем не менее можно ли доверять ей?

    Это зависит от обстоятельств. Имеется достаточно оснований, подтверждающих, что заблуждающаяся совесть может привести человека к нехорошим поступкам.

    Тот факт, что чья-либо совесть позволяет ему совершать определённые поступки, не является гарантией, что Бог одобряет их.

    Например, прежде чем Савл из города Тарса стал христианином, он больше других преследовал христиан. Он одобрил убийство мученика Стефана и даже
    сам принимал участие в нём. При всём этом его совесть не осуждала его (Деяния 7:58, 59; Галатам 1:13, 14; 1 Тимофею 1:12-16).

    Во время второй мировой войны многие эсэсовцы подвергали пыткам миллионы людей в гитлеровских концентрационных лагерях и убивали их, и потом говорили, что они только исполняли приказы. Их совесть позволяла им делать это. Однако общественное мнение, а тем более мнение Бога, не оправдывало их поступки. Они были справедливо осуждены.

    Почему она не реагирует правильно?

    Почему бывает, что созданное Богом не функционирует правильно? В Библии даётся объяснение. Поскольку человек вследствие непослушания Адама
    , то о грехе можно сказать, что он «царствует» над людьми и принуждает их повиноваться собственным похотям (Римлянам 5:12; 6:12).

    Совесть человека, первоначально совершенная, изменилась к худшему; теперь с совестью соревнуется движущая сила греха (Римлянам 7:18-20).

    Это приводит к хорошо известному нам конфликту: «Я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… В членах моих вижу иной закон,
    противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римлянам 7:21-23).

    Дополнительно к этой унаследованной слабости наша совесть поддается ещё внешним влияниям. Например, нажим равных по положению явно искажал или подавлял совесть упомянутых выше нацистских эсэсовцев. (Сравни Притчи 29:25.)

    Кроме того, не остаётся без последствий, если свой ум наполнять тем, что вредит ему, например аморальностью и насилием в телевизионных передачах,
    кинофильмах и в книгах. Если мы постоянно подвергаемся такому влиянию, то в конце концов нам это не будет казаться плохим, и наша совесть ослабеет.

    Иными словами: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33).

    Если человек научен и знает и уважает законы Бога, то его совесть, очевидно, будет более надёжным руководителем, чем если он не научен. И всё-таки даже люди, которые знают Божьи пути и очень ценят их, иногда устанавливают, что по причине унаследованных греха и несовершенства, а порой и внешних воздействий, их совесть не бывает надёжным руководителем.

    Что же нам делать?

    Можно ли изменить свою совесть и сделать её более чувствительной к справедливым принципам? Конечно можно. Павел наставлял христиан свои чувства навыком приучать к различению добра и зла (Евреям 5:11-14).

    К этому относится изучение Библии и особое внимание совершенному примеру Иисуса Христа (1 Петра 2:21, 22).

    По мере того как мы будем пользоваться своей силой понимания, чтобы принимать решения, наша совесть будет всё дальше и дальше отводить нас от
    неправильных мыслей и поступков и побуждать делать то,

    И даже в таком случае мы никогда не должны становиться самонадеянными или говорить, что всё в порядке, пока ничто «не беспокоит нашу совесть» . Как
    несовершенному человеку следует правильно и надёжно пользоваться своей совестью, можно наглядно показать осторожным поведением опытного водителя автомобиля.

    Когда водитель хочет перейти на другую полосу дороги, он прежде инстинктивно смотрит в зеркало заднего вида. Видя сзади автомобиль, он знает, что менять полосу небезопасно. Но даже если он не видит автомобиля, осторожный водитель знает, что имеются известные мёртвые зоны - не всё можно видеть в любой момент с помощью зеркала.

    Поэтому водитель смотрит не только в зеркало. Прежде чем перейти на другую полосу, он чуть поворачивает голову, чтобы убедиться, что полоса свободна. Так обстоит дело и с совестью. Если она предупреждает тебя, прими это к сведению! Но даже если она вначале и не бьёт тревогу, то поступай, как мудрый водитель,- проверяй дополнительно, нет ли опасности.

    Проверяй себя, соответствует ли твое мышление мышлению Бога. Пользуйся его Словом как эталоном для оценки своей совести. В Притчи 3:5, 6 мудро сказано: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

    Итак, прислушиваться к своей совести - мудро. Но более , изложенной в его Слове. Только тогда мы сможем с уверенностью сказать: «Мы уверены, что имеем добрую совесть» (Евреям 13:18; 2 Коринфянам 1:12).

    Прислушивайся к своему внутреннему голосу

    «Люди из других народов, у которых нет закона Бога, по природе делают законное». Римлянам 2:14

    Однажды на платформе метро у 20-летнего мужчины случился приступ, и он упал на рельсы. Увидев это, человек, стоящий рядом, оставил своих дочерей и спрыгнул за ним. Он оттащил мужчину в углубление между рельсами и закрыл его своим телом. Приближающийся поезд, визжа тормозами, остановился прямо над ними.

    Хотя кто-то назвал бы этого человека героем, сам он сказал: «Мы должны поступать правильно. Я сделал это из доброты, а не ради известности и славы».

    Наверное, вы тоже знаете людей, которые рисковали собой ради других. Многие во время Второй мировой войны прятали совершенно незнакомых людей, спасая им жизнь.

    Или ещё один случай, который произошёл, когда апостол Павел и еще 275 человек потерпели кораблекрушение у берегов Мальты, недалеко от Сицилии.
    Жители Мальты оказали чужеземцам помощь, проявив к ним «необычайную доброту» (Деяния 27:27-28:2).

    Также примечателен пример израильской девочки, которая, хотя и не рисковала своей жизнью, но проявила искреннюю заботу о здоровье одного из сирийцев, взявших её в плен (2 Царей 5:1-4).

    А что можно сказать о добром самаритянине из известной притчи Иисуса? Священник и левит не оказали помощи своему брату-иудею, который был едва
    жив, самаритянин же сделал всё возможное, чтобы помочь ему. Эта притча затрагивает сердца людей, в какой бы стране и в какую бы эпоху они ни жили
    (Луки 10:29-37).

    Мы живём в «необычайно трудные времена»: многие стали «ожесточёнными» и «не любящими добродетельность» (2 Тимофею 3:1-3).

    Но, несмотря на это, мы видим, что люди проявляют к другим доброту, порой и к нам лично. Стремление помогать окружающим, жертвуя собственными
    интересами, настолько распространено, что некоторые называют его человечностью.

    Такая готовность помогать другим в ущерб собственным интересам свойственна людям всех рас и культур. Она противоречит утверждению о том, что развитие человека происходило по закону джунглей, когда «выживает сильнейший».

    Генетик Фрэнсис Коллинз, который руководил правительственной программой США по расшифровке генома человека (ДНК), пишет: «Бескорыстный альтруизм представляет собой сложную проблему для эволюционистов. […] Его невозможно объяснить стремлением отдельных эгоистичных генов увековечить себя».

    Коллинз также сказал: «Некоторые люди… жертвуют собой во имя тех, кто не принадлежит к их группе и с кем у них нет абсолютно ничего общего. […] И это, кажется, невозможно объяснить теорией Дарвина»

    Голос совести

    Фрэнсис Коллинз обращает внимание на одну особенность альтруизма - на «голос совести, который призывает нас помогать другим, даже если мы ничего не получаем взамен».

    Эти слова, возможно, напоминают нам о том, что сказал апостол Павел: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14, 15).

    В письме Римлянам Павел объясняет, что люди подотчётны Богу, ведь его существование и качества проявляются в том, что их окружает. И так было «от
    сотворения мира» (Римлянам 1:18-20; Псалом 19:1-4).

    К сожалению, многие вообще не думают о своём Создателе и предаются пороку. Однако воля Бога состоит в том, чтобы люди признали его праведность и
    (Римлянам 1:22-2:6).

    У иудеев были на то все основания - через Моисея Бог дал им Закон. Но даже народы, которые не имели «священных слов Бога», должны были признавать, что Бог существует (Римлянам 2:8-13; 3:2).

    Внутреннее сознание добра и зла, присущее людям,- это веская причина, по которой каждый человек должен признавать существование Бога и поступать соответственно. Наше чувство справедливости свидетельствует о том, что у нас есть совесть.

    Рассмотрим пример. Представим, что дети стоят в очереди, чтобы покачаться на качелях. Вдруг один мальчик становится впереди всех, не обращая внимания на очередь. Дети сразу же начинают кричать: «Так нечестно!»

    Возникает вопрос: почему даже многие дети, сами того не осознавая, проявляют чувство справедливости? Они поступают так, потому что наделены внутренним нравственным чувством.

    Павел писал: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон».

    Обратим внимание, что он не сказал: «Если когда-либо…» - как будто это происходит крайне редко. Напротив, он сказал: «Всякий раз, когда…» - подразумевая, что люди поступают так довольно часто. Они «по природе делают законное» - то есть внутреннее нравственное чувство побуждает их поступать в согласии с законами, о которых .

    Такое нравственное сознание присуще людям во многих странах. Один профессор Кембриджского университета отмечает, что у вавилонян, египтян и
    греков, а также у австралийских аборигенов и коренных жителей Америки были приняты нормы поведения, согласно которым «осуждалось притеснение,
    убийство, предательство и обман и ожидалось проявление доброты к старикам, детям и немощным людям».

    Фрэнсис Коллинз пишет: «Кажется, что среди всех представителей человеческого рода существует понятие о добре и зле». Не созвучно ли это с тем, что сказано в Римлянам 2:14?

    Как совесть подаёт свой голос?

    Библия показывает, что совесть - это способность оценивать свои поступки. Это своего рода внутренний голос, который говорит тебе, будет ли тот или иной поступок правильным. Павел упомянул этот внутренний голос, когда писал: «Моя совесть свидетельствует со мной в святом духе» (Римлянам 9:1).

    К примеру, этот голос может заранее предупредить тебя - то есть тогда, когда ты только принимаешь решение морального плана. Совесть поможет тебе оценить будущий поступок и представить, как ты будешь себя чувствовать, если его совершишь.

    Чаще всего совесть заявляет о себе после того, как ты совершишь какой-либо поступок. Когда Давид скрывался от царя Саула, ему представилась возможность поступить непочтительно по отношению к Божьему помазанному царю, и он ею воспользовался.

    После этого «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1-5; Псалом 32:3, 5). Хотя в повествовании нет слова «совесть» , то, что чувствовал Давид, было её проявлением.

    Каждый из нас тоже испытывал угрызения совести. Мы совершали какой-то поступок, и потом мысли об этом терзали нас, не давая покоя.

    Например, некоторых людей, не плативших налоги, так мучила совесть, что позднее они рассчитались с долгами. Другие признались своему мужу или
    жене в грехе прелюбодеяния (Евреям 13:4). Поэтому, когда человек поступает по совести, он ощущает .

    Стоит ли всегда поступать так, как подсказывает совесть? Прислушиваться к своей совести, конечно же, нужно, однако она может нас обмануть.

    Вот один пример. В Библии рассказывается о Стефане - преданном последователе Христа, «исполненном великодушия и силы». Иудеи вытолкали
    Стефана за пределы Иерусалима и побили камнями. Савл, который позднее стал апостолом Павлом, стоял рядом и «одобрял его убийство».

    Судя по всему, иудеи были так убеждены в правильности своих действий, что не испытывали никаких угрызений совести. То же самое можно сказать и о Савле, ведь после этого он, «всё ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа» , преследовал их. Очевидно, голос его совести вводил его в заблуждение
    (Деяния 6:8; 7:57-8:1; 9:1).

    Под влиянием чего формировалась совесть Савла? Отчасти на Савла влияло тесное общение с теми, кто его окружал. К примеру, многие из нас говорили
    по телефону с человеком, голос которого очень похож на голос его отца.

    Возможно, в какой-то степени этот человек унаследовал от отца тембр его
    голоса. Однако он мог перенять и его манеру говорить. Подобным образом, на Савла могло влиять тесное общение с иудеями, которые ненавидели Иисуса
    и отвергали его учения (Иоанна 11:47-50; 18:14; Деяния 5:27, 28, 33). Как видно, окружение Савла влияло на его внутренний голос, то есть на его совесть.

    Еще совесть может формироваться под влиянием культуры и общественной среды, в которой живёт человек. Это можно сравнить с тем, как языковая среда влияет на акцент или говор человека (Матфея 26:73).

    Нечто подобное произошло с древними ассирийцами. Они были известны своей воинственностью, и на рельефах того времени изображено, как они жестоко истязают пленников (Наум 2:11, 12; 3:1).

    О ниневитянах, живших в дни Ионы, говорится, что они не умели «отличить правой руки от левой» . Другими словами, они не знали, как определить, что
    добро, а что зло, с точки зрения Бога.

    Только представьте, какое влияние могла оказать такая общественная среда на совесть человека, выросшего в Ниневии! (Иона 3:4, 5; 4:11). Точно так же и сегодня, на совесть человека могут влиять взгляды тех, кто его окружает.

    Воспитывай свой внутренний голос

    Иегова Бог наделил Адама и Еву особым даром - совестью, и мы унаследовали его от них. В Бытии 1:27 говорится, что люди созданы по образу Бога. Это не означает, что мы похожи на Бога внешне, ведь он - дух, а мы - плоть.

    Мы созданы по образу Бога в том смысле, что наделены качествами, которыми обладает Бог, в том числе нравственным чувством и голосом совести. Это
    показывает, как мы можем воспитывать свою совесть, чтобы ей можно было доверять,- мы должны больше узнавать о Создателе и приближаться к нему.

    Из Библии видно, что в определённом смысле Иегова - Отец каждого из нас (Исаия 64:8).

    Верные Богу христиане, какая бы ни была у них надежда - жить на небе или на ,- могут обращаться к Богу как к Отцу (Матфея 6:9).

    У нас должно быть желание ещё больше приближаться к нашему Отцу и таким образом перенимать его взгляды и ценности (Иакова 4:8).

    Однако многих это совершенно не интересует. Они похожи на иудеев, которым Иисус сказал: «Вы же ни голоса его никогда не слышали, ни облика его не видели. Его слова нет в вас» (Иоанна 5:37, 38). Хотя мы не слышали буквального голоса Бога, мы можем иметь в себе его слово и таким образом быть похожими на него и разделять его чувства.

    Повествование о том, что произошло с Иосифом, когда он жил в доме Потифара, служит этому подтверждением. Жена Потифара пыталась обольстить Иосифа.

    И хотя в его время Библии и Десяти заповедей ещё не было, он сказал ей: «Как же я могу совершить такое великое зло и согрешить против Бога?» (Бытие 39:9).

    Иосиф поступил так не потому, что боялся огорчить свою семью,- он жил вдали от родного дома. Прежде всего он хотел угодить Богу. Он знал нормы брака, которые установил Бог,- что у мужчины должна быть только одна жена и что они должны быть «одной плотью».

    По всей видимости, Иосифу было известно, как отреагировал Авимелех, когда узнал, что Ревекка - замужняя женщина. Авимелех понимал, что взять её было бы неправильно, к тому же он навлёк бы вину на свой народ.

    К счастью, всё закончилось благополучно, и благословение Иеговы в том случае было очевидно - так Бог показал своё отношение к прелюбодеянию. То, что Иосиф знал эту историю, вероятно, усилило голос его врождённой совести, и это
    побудило его отвергнуть сексуальную безнравственность (Бытие 2:24; 12:17-19; 20:1-18; 26:7-14).

    Конечно, сегодня нам легче, чем Иосифу. У нас есть полная Библия, из которой мы узнаём чувства и мысли нашего Отца, а также то, что он одобряет, а что нет.

    Чем глубже мы изучаем Писание, тем теснее сближаемся с Богом и тем больше становимся похожими на него. Благодаря этому голос нашей совести будет ещё точнее отражать мышление Бога. Этот голос будет всё больше и больше соответствовать его воле (Эфесянам 5:1-5).

    А как окружение формирует нашу совесть? Раньше на нас могли влиять взгляды и поступки наших родственников, а также общественная среда, в которой мы выросли. Это, возможно, заглушило или исказило голос нашей совести - как будто она говорила с «акцентом» , присущим тем, кто нас окружает.

    Конечно, мы не можем изменить своё прошлое, но мы можем выбирать друзей и окружающую обстановку, которая будет оказывать благотворное воздействие на нашу совесть.

    Очень важно как можно чаще общаться с преданными христианами, которые уже долгое время стараются подражать нашему Отцу. Встречи собрания, а также общение до и после них предоставляют для этого прекрасную возможность.

    Мы можем обращать внимание на мышление и настрой преданных христиан, отражающий библейские принципы,- к примеру, на то, как чутко они внимают
    голосу своей совести, воспитанной в соответствии с путями и точкой зрения Бога.

    Со временем это поможет нам согласовать свою совесть с Библией, что позволит нам ещё лучше отражать образ Бога. Если мы настраиваем свой внутренний голос в согласии с принципами нашего Отца и подражаем хорошему примеру духовных братьев и сестёр, то сможем больше доверять своей совести и будем охотнее прислушиваться к ней (Исаия 30:21).

    Правильно ли обучена твоя совесть?

    Говорил ли ты когда-нибудь подобные слова: «Я сердцем чувствую, что поступать так не следует» или «Я не могу сделать то, о чём вы меня просите. Что- то подсказывает мне, что так нельзя»?

    Хотя человечество в целом отвернулось от Бога, люди не утратили способность различать добро и зло. Бог создал человека по своему образу, поэтому людям в некоторой степени свойственны такие Божьи качества, как мудрость и справедливость (Бытие 1:26, 27).

    Вот что под вдохновением Бога написал об этом апостол Павел:

    «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они и
    показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как совесть их свидетельствует с ними и мысли их обвиняют их или же оправдывают»
    (Римлянам 2:14, 15).

    Это нравственное чувство, унаследованное от первого человека Адама, служит для людей «законом», или нормой поведения, независимо от того, какой они расы или национальности. Это способность оценивать и судить себя (Римлянам 9:1).

    Как только Адам и Ева нарушили закон Бога, в них заговорила совесть - они попытались скрыться (Бытие 3:7, 8).

    Другой пример того, как действует совесть,- это реакция Давида, который, посчитав народ, осознал, что совершил грех. В Библии говорится:
    «И вздрогнуло сердце Давида» (2 Царств 24:1-10).

    Способность анализировать и оценивать свои поступки может побудить человека предпринять очень важный шаг - раскаяться перед Богом.

    Давид написал: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: „исповедаю Господу преступления мои“, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:3, 5).

    Как видно, совесть может побудить грешника обратиться к Богу. Она помогает ему понять, насколько важно получить прощение Бога и следовать его путями (Псалом 50:3-6, 11; 15-17).

    Поистине, мы обретаем большее благо, если наша совесть обучена и служит нам руководством, а не только осуждает нас. Можно ли это сказать о твоей совести?

    Обученная совесть помогает принимать правильные решения

    Совесть есть у каждого из нас, но, к сожалению, этот прекрасный дар был испорчен. Человечеству было дано совершенное начало, однако «все
    согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23).

    Из-за греха и несовершенства совесть может извратиться и больше не служить первоначальным целям (Римлянам 7:18-23).

    Кроме того, совесть может исказиться под влиянием различных факторов, таких, как воспитание, местные традиции, взгляды, а также окружение.

    Совершенно ясно, что низкие моральные нормы этого мира не могут быть хорошими ориентирами для нашей совести.

    Христианину поэтому требуется дополнительная помощь,- путеводитель, в котором содержатся надёжные праведные принципы,- Слово Бога, Библия.

    Этот путеводитель может сориентировать нашу совесть так, чтобы она давала правильную оценку и суждение (2 Тимофею 3:16).

    Если наша совесть обучена в соответствии с Божьими нормами, она скорее станет для нас надёжным советчиком и поможет «различать хорошее и плохое»
    (Евреям 5:14).

    Не обученная совесть не сможет предостеречь нас, если мы ступим на опасный путь. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми,- говорится в Библии,- но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25; 17:20).

    Из его слов видно, что, даже если определённые действия не предосудительны с точки зрения Библии, важно принять во внимание совесть других.

    Пренебрежение этим советом может привести наших братьев, «ради которых умер Христос» , к духовной гибели. Кроме того, мы можем разрушить наши
    отношения с Богом (1 Коринфянам 8:14, 11-13; 10:23, 24).

    Поэтому продолжай обучать свою совесть и храни её чистой. Принимая решения, старайся искать Божьего руководства (Иакова 1:5).

    Изучай Слово Бога и формируй свой ум и сердце на основе его принципов (Притчи 2:3-5).

    Сталкиваясь с серьёзными трудностями, советуйся со зрелыми христианами, чтобы убедиться, что ты правильно понял библейские принципы, которые
    применимы в этом случае (Притчи 12:15; Римлянам 14:1; Галатам 6:5).

    Размышляй о том, как решение повлияет на твою совесть, как оно скажется на окружающих и прежде всего на твоих отношениях с Иеговой Богом
    (1 Тимофею 1:5, 18, 19).

    Совесть - прекрасный дар нашего любящего небесного Отца, Иеговы Бога. Если мы действуем , то сможем развить с ним близкие отношения.

    Стараясь во всём «иметь чистую совесть» , мы сможем дать более яркое свидетельство о том, что созданы по образу Бога (1 Петра 3:16; Колоссянам 3:10).

    Смотрите полезное видео