Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кем утвержден национальный план противодействия коррупции. Тема

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы.

2. Руководителям федеральных государственных органов, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 15 мая 2016 г. в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.

3. Руководителям федеральных государственных органов, за исключением руководителей федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа.

4. Руководителям федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 20 мая 2016 г. представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный государственный орган доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа для подготовки проекта сводного доклада.

5. Правительству Российской Федерации до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводный доклад.

а) подготовить и утвердить:

обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", - до 1 ноября 2016 г.;

обзор судебной практики по делам, связанным с привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - до 1 декабря 2016 г.;

обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров об обращении в доход государства имущества, в отношении которого отсутствуют доказательства приобретения на законные доходы, - до 1 июля 2017 г.;

в) совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации:

доработать с учетом правоприменительной практики Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

обеспечить использование начиная с 2017 года специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, при заполнении судьями и лицами, претендующими на должность судьи, справок о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Доклад о результатах исполнения подпункта "в" настоящего пункта представить до 1 марта 2017 г.

7. Рекомендовать Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации проанализировать практику применения квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации дисциплинарных взысканий к судьям за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и подготовить соответствующие методические рекомендации.

8. Рекомендовать Совету судей Российской Федерации проанализировать практику проведения в судах Российской Федерации проверок соблюдения судьями и лицами, претендующими на должность судьи, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и при необходимости подготовить предложения, направленные на совершенствование порядка проведения таких проверок.

9. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации отражать в информации о результатах проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и в ежегодном отчете о своей работе, которые представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", вопросы, касающиеся осуществления в пределах установленной компетенции мер по противодействию коррупции.

10. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 июня 2016 г. в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, в которых такие планы имеются, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).

11. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представить в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады:

а) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции), - до 15 июня 2016 г.;

б) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся выполнения мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, - до 1 декабря 2017 г.

12. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах обобщить информацию, содержащуюся в докладах, предусмотренных пунктом 11 настоящего Указа, и представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводные доклады:

а) о внесении изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) - до 15 июля 2016 г.;

б) о выполнении мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, - до 20 декабря 2017 г.

13. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы

Мероприятия настоящего Национального плана направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

1. Правительству Российской Федерации:

а) организовать мониторинг реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, обязанности принимать меры по предотвращению конфликта интересов; принять необходимые меры по совершенствованию механизмов урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2017 г.;

б) обеспечить:

рассмотрение коллегиями федеральных органов исполнительной власти, иными совещательными органами при руководителях федеральных органов исполнительной власти вопросов, касающихся предотвращения или урегулирования конфликта интересов государственными служащими и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

создание, функционирование и развитие специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции;

участие Российской Федерации в программной деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности в части, касающейся противодействия коррупции;

ежегодное проведение повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный - для прошедших обучение ранее), согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации (не менее 1000 человек в год).

в) продолжить с учетом требований информационной безопасности и законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны работу:

по внедрению в деятельность подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерной программы, разработанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, в целях заполнения и формирования в электронной форме справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

по обеспечению обработки справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведения анализа указанных в них сведений, осуществления межведомственного информационного взаимодействия в сфере противодействия коррупции с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

г) обеспечить взаимодействие государственной информационной системы, указанной в подпункте "в" настоящего пункта, с информационной системой в области противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2017 г.;

д) продолжить работу:

по подготовке с участием экспертного, научного сообщества и институтов гражданского общества предложений о совершенствовании этических основ государственной и муниципальной службы в части, касающейся соблюдения государственными и муниципальными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также об обеспечении повседневного контроля за соблюдением этических норм и правил;

по проведению анализа исполнения установленных законодательством Российской Федерации ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц.

е) обеспечить:

проведение среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны социологических исследований для оценки уровня коррупции в Российской Федерации и эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции;

эффективную деятельность рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса;

ж) обеспечить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовку:

методических рекомендаций, определяющих порядок соблюдения лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной или муниципальной службы, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

методических рекомендаций по рассмотрению типовых ситуаций предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

предложений, касающихся расширения мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

з) организовать на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" проведение с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся:

природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе;

контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, форм и способов реализации таких норм;

повышения эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

снижения уровня бытовой коррупции.

и) обеспечить совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей" принятие организациями в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" мер по предупреждению коррупции и их реализацию этими организациями, а также консультативно-методическое сопровождение этой работы. Доклад о ходе исполнения настоящего подпункта представить до 1 июня 2017 г.;

к) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о распространении на отдельные категории работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

об унификации антикоррупционных стандартов для работников государственных корпораций (компаний), внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

о введении отдельных антикоррупционных стандартов для работников дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций (компаний);

о распространении на работников заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

о совершенствовании законодательства, регулирующего особенности получения подарков отдельными категориями лиц, в целях противодействия коррупции.

л) внести до 15 августа 2016 г. предложения о совершенствовании мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;

м) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации:

разработать до 1 ноября 2016 г. критерии присвоения организациям статуса организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

представить до 1 февраля 2017 г. предложения о нормативно-правовом регулировании порядка приобретения организациями статуса организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

н) представить предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся недопущения возникновения конфликта интересов при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2016 г.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) организовать рассмотрение на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов:

о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принятых лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы;

о состоянии внутреннего финансового аудита в федеральных государственных органах и мерах по его совершенствованию;

о результатах контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

о мерах по предупреждению и пресечению незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения такого контракта (откатов);

о результатах работы институтов гражданского общества по антикоррупционному просвещению;

о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации по недопущению и пресечению фактов нецелевого использования и хищения бюджетных средств;

б) организовать:

осуществление проверок организации работы по профилактике коррупции в отдельных федеральных государственных органах, государственных корпорациях (компаниях) и иных организациях, а также в органах государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации;

ежегодное проведение семинаров-совещаний по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с руководителями подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) представить председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах реализации настоящего Национального плана и предложения по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) провести проверки:

соблюдения федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе требований об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;

соблюдения лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе лицами, получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

соблюдения органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

соблюдения лицами, замещающими должности категории "руководители" в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;

соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

б) обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации участие Российской Федерации в функционировании обзорного механизма Конвенции ООН против коррупции и в деятельности Группы государств против коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2017 г.;

в) провести анализ практики информирования правоохранительными органами в соответствии с требованиями части 4 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" соответствующих подразделений органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известных фактах несоблюдения государственными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2016 г.;

г) подготовить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу и внести до 1 сентября 2016 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения об определении уполномоченного органа по выявлению, аресту и возвращению из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности, а также по выявлению принадлежащих гражданам Российской Федерации счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, выявлению фактов владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами гражданами Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

5. Руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами:

а) разработать с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

б) обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

в) провести анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

г) продолжить работу по формированию у служащих и работников названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций отрицательного отношения к коррупции.

6. Доклад о результатах исполнения пункта 5 настоящего Национального плана:

а) руководителям федеральных государственных органов, за исключением руководителей органов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, Председателю Центрального банка Российской Федерации представить до 15 ноября 2017 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

б) руководителям федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, руководителям организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, представить до 1 ноября 2017 г. в Правительство Российской Федерации для подготовки проекта сводного доклада.

7. Правительству Российской Федерации представить до 1 декабря 2017 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводный доклад о результатах исполнения пункта 5 настоящего Национального плана.

8. Руководителям федеральных государственных органов принять меры по повышению эффективности противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

9. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) обеспечить исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

б) оказывать содействие органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции;

в) обеспечить проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации и по результатам этих исследований принять необходимые меры по совершенствованию работы по противодействию коррупции;

г) обеспечить выполнение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации;

д) организовать обучение работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации программам дополнительного профессионального образования, включающим раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

е) принять меры по повышению эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

ж) издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие создание единых региональных интернет-порталов для размещения проектов указанных актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

з) продолжить работу:

по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Каждый случай несоблюдения указанных требований предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Обеспечить ежегодное обсуждение вопроса о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

по предупреждению коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представить в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады, предусмотренные пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".

11. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе организовать проведение с участием представителей государственных органов и организаций, российских и иностранных научных и иных организаций научно-практических конференций по актуальным вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции:

а) на базе Челябинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" - во втором полугодии 2016 г.;

б) на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный юридический университет" - в первом полугодии 2017 г.

12. Министерству внутренних дел Российской Федерации осуществить комплекс мероприятий, направленных:

а) на предотвращение попыток хищения средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ, крупнейших инвестиционных проектов и подготовку к проведению в Российской Федерации Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;

б) на предотвращение попыток хищения средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

в) на выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо организованными группами;

г) на борьбу с незаконной передачей должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения данного контракта (откатами) и хищениями в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также хищениями государственного и муниципального имущества;

д) на борьбу с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, постоянно, временно или на основании специального полномочия осуществляющими функции представителя власти либо выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных корпорациях (компаниях), на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в акционерных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования превышает 50 процентов;

е) на выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в том числе при осуществлении международных коммерческих сделок.

13. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

а) обеспечить совместно с заинтересованными федеральными государственными органами активное и результативное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных мероприятиях, в том числе в деятельности:

рабочей группы АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности;

рабочей группы по противодействию коррупции "Группы двадцати";

рабочей группы по противодействию коррупции государств - участников БРИКС;

б) осуществлять:

сотрудничество с Международной антикоррупционной академией;

организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности делегаций Российской Федерации, участвующих в международных антикоррупционных мероприятиях.

14. Министерству юстиции Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о целесообразности усиления ответственности за внесение в документы отчетности финансовых организаций заведомо недостоверных сведений;

б) обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными государственными органами результативное участие Российской Федерации в деятельности рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок;

в) подготовить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях совершенствования работы по восстановлению имущественных прав и взыскания ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, предложения о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих предоставление прокурору полномочий предъявлять гражданский иск в защиту интересов муниципального образования, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

15. Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, обеспечить рассмотрение на заседаниях коллегий (совещаниях), проводимых под председательством указанных лиц, вопросов о состоянии работы по противодействию коррупции и принять конкретные меры по совершенствованию такой работы.

а) научно-практической конференции по актуальным вопросам противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации с участием представителей научных организаций, осуществляющих исследования организационных и правовых проблем в сфере противодействия коррупции и выработку практических рекомендаций, - во втором полугодии 2016 г.;

б) научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования антикоррупционных стандартов и их применения - в первом полугодии 2017 г.

а) проводить с привлечением научных и образовательных организаций повышение квалификации работников государственных корпораций (компаний), в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательным программам, согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации;

б) принять меры по повышению эффективности деятельности межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования работы по противодействию коррупции в дочерних хозяйственных обществах государственных корпораций (компаний), предусмотрев следующие направления ее деятельности:

предотвращение или урегулирование конфликта интересов, возникшего у работников государственных корпораций (компаний) и их дочерних хозяйственных обществ;

минимизация рисков, связанных с применением к государственным корпорациям (компаниям) и их дочерним хозяйственным обществам антикоррупционного законодательства иностранных государств;

мониторинг реализации мер по противодействию коррупции в государственных корпорациях (компаниях) и их дочерних хозяйственных обществах.

18. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" обеспечить:

а) разработку Научно-образовательным центром противодействия коррупции с привлечением иных научных и образовательных организаций и при участии Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции научно-практического пособия "Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений" для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

б) ежегодное проведение на базе Научно-образовательного центра противодействия коррупции учебно-методических семинаров продолжительностью до пяти дней для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

19. Федеральному государственному научно-исследовательскому учреждению "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" организовать проведение в 2016 и 2017 годах ежегодного Евразийского антикоррупционного форума.

20. Рекомендовать Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание", другим общественным организациям:

а) подготовить и провести просветительские мероприятия, направленные на информирование граждан о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции к поведению лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на обеспечение выполнения гражданами норм антикоррупционного поведения, на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости легитимации коррупционных проявлений;

б) обеспечить во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в субъектах Российской Федерации регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике.

а) организовать во взаимодействии с заинтересованными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение ежегодного конкурса журналистских публикаций на тему "Средства массовой информации против коррупции";

б) обеспечить во взаимодействии со средствами массовой информации распространение позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества попыткам коррупционного давления.

а) общественным профессиональным объединениям работников средств массовой информации и других работников, профессиональная деятельность которых связана с обеспечением общественных интересов и привлекает повышенное общественное внимание, размещать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов этих объединений на официальных сайтах соответствующих общественных профессиональных объединений и (или) осуществлять публикацию указанных сведений в средствах массовой информации;

б) Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание", Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", иным заинтересованным общественным организациям обеспечить создание художественных и документальных фильмов, радио- и телевизионных программ, интернет-роликов, иной медиапродукции, способствующих формированию в обществе активного неприятия всех форм коррупции, повышению престижа государственной службы, а также пропагандирующих соблюдение всеми членами общества требований антикоррупционных стандартов;

в) федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего и послевузовского профессионального образования "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова", федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский архитектурный институт (государственная академия)" организовать проведение ежегодных конкурсов социальной антикоррупционной рекламы (плакат, баннер, видеоролик).

а) принять в 2010 году меры по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, предусмотрев возможность включения в состав комиссий представителей общественных организаций ветеранов, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", работников Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, Аппарата Правительства Российской Федерации;

Судебная практика и законодательство - "Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы " (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) (ред. от 14.01.2011)

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.


Разработан Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг.

Ряд мер направлен на совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере. Так, предстоит определить случаи, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением. Кроме того, необходимо установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и учитывать их при применении взыскания.

Надлежит подготовить законопроект, предусматривающий установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход РФ имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений.

Минтруду России с участием Генеральной прокуратуры РФ поручено каждые полгода готовить обзор практики применения законодательства в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Нужно проработать вопрос о расширении перечня имущества госслужащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не подтверждено его приобретение на законные доходы.

Еще один раздел национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции. Одновременно с этим Минюсту и другим профильным ведомствам поручено провести мониторинг деятельности НКО, уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям.

В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн руб., муниципальных закупок - от 5 млн руб.

Предписано рассмотреть возможность привлечения заинтересованных научных организаций и вузов к участию в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Затронут вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам. Под запрет также могут попасть закупки у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах.

Установлены сроки представления докладов о выполнении поручений.

Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

б) разработать и внедрить единую систему осуществления мониторинга антикоррупционной работы, в том числе по отдельным направлениям. Доклад о результатах исполнения представить до 1 декабря 2015 г.;

в) обеспечить проведение ежегодных инструктивно-методических семинаров с сотрудниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов по обмену опытом в сфере противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения представить до 1 октября 2015 г.;

г) в целях совершенствования нормативно-правового регулирования действующего механизма противодействия коррупции разработать и представить в установленном порядке проекты соответствующих федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения представить до 1 декабря 2015 г.;

д) подготовить и представить в установленном порядке предложения о создании при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции экспертного совета, предусмотрев участие в его деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений, предпринимательских организаций, образовательных организаций высшего образования. Доклад о результатах исполнения представить до 1 июля 2014 г.;

е) осуществлять координацию деятельности федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по формированию на территориях Республики Крым и г. Севастополя организационно-правовых механизмов противодействия коррупции.

а) федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" обеспечить создание подразделения, укомплектованного в основном на постоянной основе, главными задачами которого должны быть реализация актуальных учебных программ по практическим вопросам противодействия коррупции и учебно-методическое обеспечение этой деятельности. Доклад о результатах исполнения представить до 1 октября 2014 г.;

б) Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук во взаимодействии с другими российскими и иностранными научными организациями, государственными органами и иными организациями провести в первом полугодии 2014 г. и в III квартале 2015 г. конференции, в ходе которых рассмотреть актуальные вопросы научного обеспечения формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции.

22. Рекомендовать Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Торгово-промышленной палате Российской Федерации:

а) разработать и осуществить комплекс организационных и просветительских мер по противодействию коррупции при осуществлении международных коммерческих сделок;

б) разработать и осуществить комплекс мер по реализации требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предусматривающих принятие в этих организациях мер по противодействию коррупции;

В Российской Федерации 31 июля 2008 года был впервые принят Национальный план противодействия коррупции.

В Национальном плане отмечено, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В национальном плане были намечены меры:

  • - по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе и на муниципальном уровне;
  • - по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, в том числе и на муниципальном уровне;
  • - по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению;
  • - первоочередные меры по реализации Национального плана;
  • - перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции.

В первом разделе мероприятий по законодательному обеспечению противодействия коррупции была определена подготовка проекта федерального закона «О противодействии коррупции», в котором должно быть законодательно определено понятие «коррупции» - как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» - как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. Планом предусматривалось законодательно определить понятие «противодействие коррупции» - как скоординированную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, совершивших коррупционные преступления, минимизации или ликвидации их последствий.

В законе должны быть предусмотрены меры по профилактике коррупции, включающие в себя специальные требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, совершенствования порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне.

Предусматривалось законодательно определить развитие института общественного и парламентского контроля соблюдения антикоррупционного законодательства и механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

При подготовке проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации предусмотреть административную ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям. Уточнение требований к судьям, депутатам законодательных (представительных) органов всех уровней, членам избирательных комиссий, руководителям Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, служащим Банка России. Возложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей.

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции во 2 разделе Национального плана включали в себя:

  • а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • б) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, прозрачности процедур закупок, и при отчуждении государственного и муниципального имущества;
  • в) совершенствование функционирования государственного аппарата, повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
  • г) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны гражданского общества, взаимодействие с правоохранительными органами. Сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результата работы.

В 3 разделе Плана были определены меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

Предусмотрено повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся. Усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.

В 4 разделе Плана были определены меры по реализации Национального плана.

В пределах своей компетенции Правительству Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации необходимо осуществить меры:

  • а) по соблюдению государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих;
  • б) по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

Правительству Российской Федерации предложено обеспечить разработку и финансирование мероприятий:

  • а) по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования;
  • б) по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • в) по созданию многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
  • г) по расширению количества и повышению качества телевизионных программ по правовому просвещению;

д) было рекомендовано внести в установленном порядке предложения по повышению денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих и расширению общественного контроля использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

е) внести в установленном порядке предложения по внедрению в практику механизма ротации государственных служащих.

Генеральному прокурору Российской Федерации Национальным планом было определено организовать проверки законности использования государственного имущества. Результаты докладывать Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

Раз в полгода информировать Совет о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями.

В соответствии с 4 разделом Национального плана Министерству юстиции Российской Федерации было поручено разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства Российской Федерации. Организовать осуществление антикоррупционной экспертизы проектов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Руководителям федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции разработать и принять планы противодействия коррупции. Разработаны и приняты планы также и в органах местного самоуправления.

Национальным планом противодействия коррупции был определен перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые было необходимо разработать и принять. Предусмотрено принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, заключенной в Страсбурге 27января 1999 года, и принятием указанного закона. Всего предусмотрено внесение изменений и дополнений в 25 законодательных актов.

Председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции было поручено обеспечить подготовку проектов федеральных законов, указанных в Национальном плане и осуществлять контроль исполнения Плана. Один раз в полгода представлять Председателю Совета доклад о ходе его выполнения и предложений по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции.

Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. № Пр-1568, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями содержал ряд мер общего стратегического характера, являлся живым, рабочим, постоянно обновляющимся документом.

Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу, этапы её реализации, и обновляемого каждые два года Национального плана противодействия коррупции, являющегося инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции.

Указом Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и излагается Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации в новой редакции. При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции.

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом и представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе. Положения стратегии должны последовательно конкретизироваться с учётом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, путём планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

В свою очередь, Национальные планы противодействия коррупции принятые на 2010-2011 г.г. и затем на 2012-2013 г.г., будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляют систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяют исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами. Особенно при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен, прежде всего, на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

В Национальный план противодействия коррупции на 2010- 2011 годы были включены организационные меры, направленные на:

развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Ряд положений Национальной стратегии противодействия коррупции отражён или будет отражён в других актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы закреплены те мероприятия, реализация которых не предусмотрена иными актами и которые имеют непосредственное отношение к противодействию коррупции.

В феврале 2012 года Путин в статье «Демократия и качество государства» заявил, что победить коррупцию в России можно, если сделать борьбу с коррупцией общенациональным делом, и разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений- например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется», - пишет Путин. По его словам, борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер, и есть исторический соблазн победить коррупцию путём репрессий. «Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства... и проблема мотивации чиновников - людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности», - говорится в статье. По мнению Путина, если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие. «Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция». В.В. Путин полагает, что системные решения позволят гораздо эффективнее провести необходимую санацию государственных институтов, чем репрессии. «Внедрить новые принципы в кадровой политике - в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной», - пишет Путин. По его словам, нельзя всех чиновников считать коррупционерами - в стране немало честных людей, и в госаппарате, и за его пределами. «В государственных, муниципальных органах и сегодня работает множество профессионалов, которые всю жизнь живут на одну зарплату. Их оскорбляет, когда журналисты бездумно ставят их на одну доску с коррупционерами. А скольких честных и эффективных людей мы таким образом отталкиваем от работы на государство? Думаю - общество, СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца», - пишет Путин. По его мнению, борьба с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни - в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании. «Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы», - говорится в статье. «Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией», - заключил Путин.

Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учётом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

На целесообразность официального закрепления именно такой системы мер по противодействию коррупции нацеливают рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции стала приоритетным направлением работы Счетной палаты Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации предложено Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, общественным организациям и объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.