Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

От чего зависит цвет куполов православной церкви. Что означают купола православных церквей

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение – церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Как возник купол?

Купол церкви – это ее главная гордость. Название столь необычной конструкции происходит с итальянского cupola и представляет собой несущий элемент покрытия. Как правило, форма купола похожа на полусферу или параболу, эллипс. С помощью данного типа конструкции можно перекрыть огромные помещения. Купол помещают над круглыми и многоугольными зданиями.

История происхождения куполов

Сегодня каждый человек знает, что священный храм просто не может существовать без потрясающих куполов. Но мало кому известно, что придуманы и использованы они были в доисторический период, а именно в нурагах или памятниках Галлии. Кроме того, их можно было увидеть в этрусских погребальных склепах, пирамидах. Конечно же, ранее купол церкви, название которого на тот период не существовало, представлял собой совершенно иную конструкцию. Он был изготовлен из камней или кирпичной кладки. Конструкции могли нависать друг над другом и не передавали стенам горизонтальных усилий.

Только когда был изобретен бетон, строители научились делать правильные и качественные купола. Это произошло в период Римской архитектурной революции. Римляне строили прекрасные конструкции, которые перекрывали огромные пространства. При этом люди не использовали опоры. Было установлено, что самая древняя полусфера была сооружена в 128 году нашей эры.

Развитие куполостроения

В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.

Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.

Разновидность куполов

Многих интересует, каким должен быть купол церкви. Существует много видов конструкций, выбрать можно любой понравившийся (если это не противоречит религиозным убеждениям). Итак, выделяют следующие типы данного перекрытия: поясной, "луковица", овальный, парусный, "блюдце", полигональный, "зонтик". Первый из них считают самым древним и практически не используют в наше время. Овальный купол произошел от стиля барокко, он сооружается в виде яйца. Парусная конструкция позволяет мастерам изобразить арки, которые поддерживают "парус". Квадратный купол крепится в четырех углах и как будто продувается снизу. Разновидность конструкций в виде блюдца считается самой низкой. Она неглубокая, но в наши дни можно встретить множество зданий с данным видом купола. Полигональное сооружение основывается на многоугольнике. Что касается купола-"зонтика", то он разделяется на сегменты так называемыми "ребрами", которые расходятся от центра к основанию.

Купол-"луковица"

Самым распространенным видом считается "луковица". Он имеет выпуклую форму, которая плавно заостряется кверху. Такой вид купола является довольно распространенным во многих странах. Среди них можно выделить Индию, Россию, Турцию и Средний Восток. Более того, купол-"луковица" чаще всего используется в православных священных храмах. Он имеет большой диаметр и устанавливается на "барабане". Часто высота конструкции превышает ее ширину.

Считается, что церкви, имеющие несколько куполов, имеют русское происхождение. Поэтому, осматривая такие сооружения, люди сразу ассоциируют их с Россией. Также отличительной особенностью славянских строителей является размер куполов. Они значительно меньше византийских, и, как правило, окрашиваются в яркий цвет. Чаще всего конструкции покрывают позолотой. На самом деле совершенно неважно, каков цвет купола церкви. Это решают служащие, но обычно их делают яркими, чтобы они выделялись среди других зданий, и их всегда можно было найти по сиянию.

Что означает купол в религии разных народов?


В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных – это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.

Отметим также, что грандиозным строением считается поясной купол, который впервые был построен в 1250 году до нашей эры в Сокровищнице Атрея. Уже тогда греки наделяли конструкцию священным значением. Затем были сооружены монументальные купола в Италии. Как известно, именно благодаря итальянцам полусферы стали так быстро развиваться и обретать популярность. Кроме того, с их помощью они распространились по всему миру, поразив народы разных стран своей роскошью, торжественностью и уникальностью.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.


Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три - Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Какого цвета купола?

Тема, в общем-то, из пальца высосана, но вот сподвигла меня поискать разъяснения.

А дело вот в чем.

Довелось мне в Новогодние праздники посетить с экскурсией Коломну.
По пути была остановка в Бронницах, аккурат в центре, возле храмового комплекса.

Я был в здесь год назад, когда ездил с товарищем на городище Старой Рязани, так вот - за этот год на храме сменили купола. Старые купола всё еще стоят около храма.

Обратил я внимание на цвет куполов: старые – скажем так, цвета белого металла и новые – золотой центральный и четыре синих с золотыми звездами.

Однажды я услышал и запомнил фразу, что если купола (главы) синие с золотыми звездами, то можно быть уверенным, что храм поставлен в честь Богородицы. Но старые купола - белого (некрашеного) металла. То есть наметилась какая-то нестыковка теории и практики.

Потом выяснил, что храм в Бронницах поставлен в честь Архангела Михаила. Это добавило интриги. И решил я правду искать.

В сети большинство источников говорят о том, что «цвет куполов имеет важное символическое значение ». А именно:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола , потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами .
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Но попадались и чисто утилитарные трактовки, основанные исключительно на стойкости краски или экстерьера храма в окружающей застройке.
Например «до революции купола Смоленского собора (Новодевичий монастырь) были выкрашены в белый цвет, чтобы не давили своей массой на окружающую архитектуру. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый грунт, и поэтому сейчас выбрано качественное покрытие: имитация под луженое железо . » (источник )

Но это всё же светская трактовка. Искал, искал и вот нашел комментарий представителя церкви: в целом подтверждая вышеописанную символику цвета куполов, «надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода .» (источник )

Почему-то испытал легкое разочарование...

Чёрные купола на православных храмах

доброе время суток меня интересует почему купола у храмов разные и что значат черные купола в частности. Спасибо за ответ

Семён семёнович горбунков

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику (мученикам)
Зелёный - преподобному
Жёлтый - святителюОднако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество, форма и цвет куполов на храмах
Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога
3 - Святую Троицу
5 - Спаситель и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
13 - Спаситель и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола также важен в символике храма:
Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Лада ведунья

Чёрные купола -знак прихода Антихриста сына Сатанаила (сатаны). И церкви, что окрасят свои купола в чёрный цвет (не монастыри)... то зло под маской добродетели. Продали святое, развили культ смерти. Что осталось от того, чему учил великий пророк Иисус? Ничего! Но свято чтят они Сатанаила, пьют кровь Иисуса и едят плоть его, и мёртвых лобызают. И то, что было свято... тепреь осквернено! А купола красят везде и всюду... ибо с церковной реформы 1960-х правят теперь тёмные. И ныне их время и великий разгул! Бог, он в сердцах наших и делах наших и посредники меж ним, это наносное. И не важно, к какой религии ты принадлежишь, важно помнить о том, что ты и Бог связаны через любовь, ибо Бог и есть любовь

Сегодня татуировки всё больше становятся популярными. Изображений (тату) на теле можно встретить великое множество. Это и иероглифы, и кельтские узоры, и животные, и природа... Всего не перечесть. Но вот тату "Купола" встречается лишь у определенных лиц. Какое же значение оно имеет?

У кого можно увидеть такое тату?

Тату "Купола" наносит на свое тело только определенный круг людей. Согласитесь, в отличие от всевозможных бабочек, драконов и прочих популярных рисунков, такую татуировку встретишь не так часто. Связанно это с тем, что она является тюремной. Человек, на теле которого изображены или собор является бывшим заключенным.

Если вникнуть в буквальное значение данного тату, то можно перевести его как «тюрьма для вора — дом родной». Однако несет оно в себе и более глубокий смысл. Для того чтобы понять его, следует изучить историю происхождения тату.

История происхождения

Свою историю татуировка начала формировать еще в начале двадцатого века. Тогда на было отправлено в заключение множество людей. Основная часть их была теми, в ком большевики видели угрозу. К ним относились и церковные служители, которые не хотели идти на поводу у новой власти. Именно здесь, в местах лишения свободы, священники совместно с некоторыми заключёнными сформировали некое движение. Оно было призвано бороться с атеизмом.

Власти, в свою очередь, вынесли запрет на ношение нательных крестиков и прочую церковную атрибутику. Именно тогда заключенные и решили делать на своем теле тату верхушки собора или церкви.

Что означает тату "Купола"?

Сегодня такое тату также накалывают в местах лишения свободы. Однако оно несет в себе несколько другой смысл. Встретив человека с куполами на груди или спине, можно узнать о его судимостях. А именно: сколько лет человек провел в тюрьме или количество обвинительных приговоров, вынесенных ему. Если говорить сколько ходок у него было.

Так какое же имеет значение тату "Купола"? Количество нанесенных на тело куполов соответствует годам, проведенным в заключении. А вот число крестов на них говорит о количестве ходок в зону заключенного. Порой арестанты накалывают купола сразу по прибытию в лагерь. В этом случае их количество будет говорить о годах, которые ещё предстоит отбыть заключенному в неволе.

Такое тату может наколоть себе любой из осуждённых, поскольку оно не требует в уголовном мире «пояснений и обязалов», в отличие от истинно воровских наколок (звезд) или эполетов. Исключение составляет только спрос на соответствие количества куполов реальному сроку, проведенному в местах лишения свободы. Порой про срок заключения говорят и окна на церкви.

А вот если вы повстречаете человека, на теле которого имеется шесть темных куполов, это будет означать, что он провел шесть месяцев в одиночной камере за какие-либо нарушения тюремного режима или порядка. На кистях рук купола будут иметь значение протеста. Также это тату может быть нанесено и на предплечье или бедро.

Кроме того, рассматриваемое нами тату имеет отдельное значение в зависимости от половой принадлежности. У заключенных женского пола тату «Золотые купола» бьётся осужденным за грабежи и кражи.

Значение в настоящий момент

В современное время тату "Купола" своего значения в уголовном мире не изменило и не потеряло. Да и характер оно стало носить более формальный. Уже нет таких вопросов и придирок к данной тюремной тату. Но всё же набивать такой рисунок самостоятельно не стоит, поскольку большинство арестантов - люди принципиальные.

Не стоит делать такое тату и в том случае, если вы не имеете никакого отношения к уголовному миру. Сложился стереотип, что это исключительно тюремная наколка, хотя в целом так оно и есть. Такая татуировка может вызвать некие недоразумения в отношении личности её обладателя. Произойти это может независимо от того, с каким умыслом она накалывалась. К примеру, в буддизме символ купола абсолютно не связан с тюремными понятиями. В этом случае тату несет в себе идею духовной защиты. Однако в нашей стране тату "Купола" относится исключительно к тюремным.

Несмотря на то что за прошедшие десятилетия некоторые из тюремных наколок поменялись как во внешнем виде, так и в обозначении, они все же несут в себе определенный смысл. В каждую из них заложена некая история уголовного пути заключенного.

Символика русских храмов

Русский храм – сложное и гармоничное явление и помимо непосредственных функций культовой архитектуры заключает в себе разные символы, образы и понятия, ценные для православного россиянина.

Храм – «Дом Божий», «проход» на небеса», образ неба на земле

Храм – Человек или группа единомышленников



Храм – Человек/ группа единомышленников


Храм – корабль, ковчег, спасательный плот.


Сформировать представления о своеобразии русской средневековой архитектуры; познакомить с памятниками русской архитектуры и символическим значением отдельных архитектурных форм; развитие образного мышления.

Рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностей средневековой русской архитектуры:

Шесть особенностей средневековой русской архитектуры

Особенность.

Храмовое многоглавие. Символическое значение верхов


Купола храмов для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие , зелёные и даже чёрные купола.

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трёх даров, принесённых волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Значение количества куполов на храме.

1 купол символизирует Единого Бога, 3 - Святую Троицу.

5 куполов обозначают Спасителя и четырёх евангелистов.

7 куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

9 куполов символизируют девять ангельских чинов.

13 – Спаситель и 12 апостолов.

33 купола (бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чём говорит цвет храма? Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому святому посвящена та или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам).

Если цвет церкви зелёный, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если жёлтый, то строилась в честь святителя.