Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

План конспект урока классификация информационных технологий. Урок на тему «Информационные технологии и эволюция их развития

Урок 1. Информационные технологии в обществе.

Дата:_______

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

    формирование общих представлений о роли информационных технологий в обществе, этапах и перспективах его развития;

Метапредметные:

    уметь связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом и понимать значимость предмета в современном информационном обществе

Личностные:

    развитие речи, мышления, воображения школьников ;

    стремление учащихся совершенствовать свои коммуникативные способности ;

    формирование умений общаться и работать в команде .

Задачи урока:

1) знакомство учащихся с понятием информационные технологии в обществе ;

2) изучение правил и норм поведения при общении в глобальной сети Интерет;

3) знакомство с законами развития информационных технологий ;

Используемая технология: системно-деятельностный подход.

Организационные формы обучения: групповая, фронтальная.

Методы обучения: исследовательский, наглядно-иллюстративный.

Этапы урока

    Организационный. (3 минут)

    Актуализация знаний (7-10 минут)

    Введение новой темы (15-18 минут)

    Рефлексия (4-7минуты)

    домашнее задание (2-3 минуты)

Ход урока

III. Введение новой темы (15-18 мину т)

Человеческое общество постоянно развивается и изменяется на протяжении всей своей истории. Правила и нормы общения между людьми так же различны в зависимости от исторической эпохи, обычаях и традициях определенного народа. Как вы думаете, внесло ли развитие сети Интеренет и внедрение в повседеневную жизнь человека информационных технологий определенные изменения в обществе.

Понятие информационное общество неразрывно связано с технологическим уровнем развития. В информационном обществе главным ресурсом является информация, в таком обществе большинство людей замято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

Какае признаки информационного общества вы знаете?

наличие компьютеров;

уровень развития компьютерных сетей;

доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной жизни.

В настоящее время ни одно государство не может называться информационным обществом, но некоторые к этому подошли. Как вы думаете, какие это страны? ( Япония, США и некоторые страны Евросоюза).

В информационном обществе деятельность человека будет во
многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся
информацию.

Итак, мы с вами теперь знаем, что такое информационные общество. Давайте теперь сформулируем понятие информационных технологий в обществе.

Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности позволит:

обеспечить доступ к достоверным источникам информации;

избавить человека от рутинной работы;

ускорить принятие оптимальных решений;

а втоматизировать обработку информации.

В результате производство информационного продукта станет основной сферой деятельности людей. Этот процесс приведет к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Огромную роль в продвижении человечества по пути к информационному обществу сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему.

Сейчас мы всюду видим признаки приближения нашего общества к информационному. У каждого есть дома телевизор, телефон, у большинства компьютер, подключенный к сети Интернет, и мобильный телефон. Появились новые профессии, такие как программист, системный администратор. Многие профессии сильно изменились с появлением компьютеров.

Как вы считаете, существуют ли правила и нормы общения в глобальной сети Интернет?

В социальных сетях, формах и различных чатах, которых достаточно на просторах глобальной сети, так же как и в обычной жизни общаются и обмениваются информацией люди. Поэтому об этикете общения не стоит забывать если вы набираете сообщение в социальной сети своему однокласснику или отправляете электронное письмо делового содержания. Представляю вам десять заповедей этикет интернета. Давайте обсудим их и представим общение людей без соблюдения этих правил.

1.Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно... Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило:

2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным... Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле:

3.Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме или даже канале IRC существуют собственные, локальные правила (rules) - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах: например, правиле четвертом:

4.Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете расчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе в конце концов с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные... Однако этот принцип имеет и оборотную сторону, зафиксированному в правиле пятом:

5.Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот форме:

"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо"

Из этого правило вытекает и правило шестое:

6.Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило седьмое:

7.Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8.Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам... Как и следующее правило:

9.Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко!
И наконец - последнее, самое главное правило:

10.Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами...





Технология материального производства – процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология материального производства изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта


Технология материального производства Материальные ресурсы Материальны й продукт Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы Инструментарий технологии материального производства: станки, инструменты, оборудование и т.д.







Информационная технология– процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению каких-либо действий. Информационная технология?


Информационная технология Данные Информационный продукт Инструментарий информационной технологии: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.






Компоненты технологий для производства продуктов Технология материального производства Информационная технология Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения


Основное техническое средство современной информационной технологии - ПК (персональный компьютер) – сильно повлиял на качество результатной информации. 3 основных принципа новой (компьютерной) технологии: 1.Диалоговый режим работы с компьютером; 2.Интегрированность (взаимосвязь) программных продуктов; 3.Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.


В инструментарий ИТ входят такие компьютерные программы как текстовые редакторы, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, графические редакторы и пр. К инструментарию ИТ, исходя из определения ИТ, можно отнести и различные контролирующие программы и тестовые оболочки, т.к. в результате переработки первичной информации (ответов учеников на поставленные вопросы) получается информация нового качества (оценка), на основе анализа которой учителем принимается управленческое решение. В настоящее время существует и используется множество различных тестовых оболочек как закрытого, так и открытого типа.


Предлагаемая вниманию тестовая оболочка Utes 2 (автор – заместитель директора БСШ 27 по информатизации Дунаев А.В.) имеет следующие отличительные характеристики: 1.Является тестовой оболочкой открытого типа, т.е. позволяет вводить тестовый материал по любой теме любого предмета. 2.Количество вопросов в тесте неограниченно. 3.Количество вариантов ответа в вопросе практически неограниченно. 4.Количество правильных ответов может быть различным. 5.Возможен случайный порядок вопросов и случайный порядок вариантов ответов, т.е. перемешивание вопросов и вариантов ответов. 6. Возможно просматривать правильные ответы на вопросы после сдачи работы, (причем, имеет различные режимы просмотра), т.е. носит и обучающий характер. 7. Возможны ограничения по времени конкретного теста и др.


Электронную версию конспекта по данной теме можно найти в Internet по адресу: Подробнее ознакомиться с описанием тестовой оболочки Utes можно в статье Дунаева А.В. «Описание тестовой оболочки Utes», Материалы 3-й Международной научно-практической Интернет- конференции», выпуск 2, Москва, 2006 год.

Технологическая карта урока
Предмет: Технология
Класс: 10
Раздел: Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Тема урока: Информационные технологии.
Цель урока: формирование понимания у учащихся понятий «информационные технологии», «виды информационных технологий»; знакомство учащихся с понятиями: информационные системы, источник и приемник информации.
Задачи: - образовательные: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
- развивающие: развивать умения выделять главное, развивать аналитические умения; развивать информационную и алгоритмическую культуру;
- воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, ответственность при работе в коллективе.
Предметные результаты:
Знать:
виды информационных процессов: хранение, передача и обработка;
виды памяти;
способы обработки информации.
Уметь:
приводить примеры различных видов информационных процессов;
указывать в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор с экраном.
Материалы к уроку: Презентация, карточки с тестом для проверки домашнего задания, материалы для работы в группах (текст, бланк ответа, лист самооценки), карточки для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием.
№ Этап урока Время
(мин.)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 Организационный момент Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке. 1 Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку. Готовность к уроку.
2 Актуализация знаний Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу «Информация» 10 Наш урок я хотела бы начать со следующих строк: Эпиграф
Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой?
Только бог об этом знает,
До единой он считает
Их огромное число.
Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый Норберта Винера?
Сначала давайте определимся, кто ведёт подсчеты звезд? Да, это астрономы.
А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы называем их метеорологами.
А что их объединяет? Чем они занимаются?
Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно ее сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.
С первых дней становления человечества люди собирают, хранят (записывают), передают и обрабатывают информацию.
Что такое информация для человека? (Знания, которые он получает из различных источников)
Игра «Да /Нет» ответьте на несколько вопросов только да или нет.
Определите, как человек воспринимает информацию, и в какой форме она может быть представлена.
Человек до 90% информации воспринимает через зрение (Да)
Для хранения информации служат различные сооружения: библиотеки, музей, архивы (да)
Информацию можно хранить только на дисках и дискетах, книгах (нет)
Является ли человек только источником информации (нет)
Человек переходя улицу, использует только зрительную информацию (нет)
Человек непрерывно обрабатывает информацию (да) Учащиеся делают свои выводы по предложенному стихотворению, отвечая на вопросы учителя.
Целеполагание и мотивация
Дидактическая задача: сформулировать тему урока, определить цели урока. 2 Давайте еще раз уточним, что человек делает с полученной информацией? (получает, хранит, передает, ищет…) Как вы думаете, как можно назвать эти действия? (процессы, связанные с информацией).
Запишем тему урока: Информационные технологии.
Итак, как вы думаете что мы сегодня будем изучать на уроке. (сегодня на уроке мы должны изучить информационные технологии процессы и их виды, примеры). Учащиеся формулируют тему урока, отвечая на вопросы учителя. Записывают ее в тетрадь.
3 Формирование новых знаний
Дидактическая задача: сформировать представление учащихся о понятиях «информационный процесс», «виды информационных процессов: хранение, передача, обработка» 20 Любой человек постоянно занят определенной работой с информацией: читает книгу, пересказывает другому человеку, какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи. Все что связано с обработкой хранением и передачей информацией и называется информационными технологиями.(IT)
Информационные технологии развиваются просто бешеными темпами, еще 10 лет назад мало у кого был мобильный телефон, а сейчас практически с каждого телефона можно зайти в Интернет (который сам в привычном для нас виде появился менее 20 лет назад).
Чтобы наглядно представить себе, где и как применяются информационные технологии, составим небольшую классификацию.
Направления применения ИТ:
Развлечение (фильмы, музыка, книги, игры);
Общение (социальные сети, электронная почта, чаты и т.д.);
Предоставление доступа к информации (новости, прогноз погоды и т.д.);
Обработка информации (программы математического расчета, редакторы графики, звука и видео и т.д.);
Обучение (учебные пособия, интерактивные уроки, вебинары, справочники).
Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью. Приведите примеры. (это учителя, студенты, журналисты, писатели …)
Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно, информационные процессы.
Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов (каких?): хранение, передача и обработка информации.
Работа в группах.
Рассмотрим подробнее каждый из этих процессов.
(1 группа: хранение 2 группа: передача 3 группа: обработка)
Учитель оказывает индивидуальную помощь по необходимости, направляет работу групп.
Каждая группа описывает информационный процесс (дает определение, схематично представляет его (по возможности), указывает виды, способы (если есть) и приводит примеры. 10 мин группы работают самостоятельно, затем предъявляют полученный материал классу – запись на доске или ватмане).
После предъявления результатов группы оценивают свою работу.
Мы рассмотрели виды информационных процессов и привели примеры. Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? (Конечно нет! В природе и технике). Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе. Приведите примеры. (Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию.) Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.
Приведите примеры информационных процессов в технике (работа роботов, компьютера). Записывают в тетрадь понятия «информационные технологии», «классификация информационных технологий».
Выполняют задания в группах, (работа с текстом): самостоятельно воспринимают и анализируют предъявляемый материал, после чего делают выводы о том, что человек:
Хранит информацию: во внешней или внутренней памяти
Передает информацию другим людям (ключевые понятия - источник, приемник и канал связи)
Создает новые знания, новую информацию, изменяет форму или структуру, выполняя её обработку.
Предъявляют полученный результат другим группам (форма представления схема на доске).
Записывают полученную информацию в тетрадь.
Оценивают работу своей группы.
4 Домашнее задание. Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением. 2 Творческое задание. Напишите эссе о высказывании Н. Ротшильда «Кто владеет информацией – тот владеет миром»
записывают задание в дневник;
5 Первичное закрепление новых знаний и умений.
Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы. 7
Проверим, все ли понятно было на уроке. Для этого выполним небольшую проверочную работу
Самостоятельная работа с заданием на карточках.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Сдают их учителю
(при наличии времени выполняют проверку)
6 Подведение итогов
Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала 3 Рюкзак знаний (картинка рюкзака передается каждому учащемуся и он рассказывает что с сегодняшнего урока он положит в рюкзак, если он не знает то пропускает ход)
Я сегодня узнал на уроке…
Я разобрался в …..
Мне пригодиться в …
Я наконец-то понял что…
Учащиеся делают соответствующие выводы.

Цели урока:

1. Познакомить учеников с материальными и информационными технологиями , показать общие и различные характеристики этих технологий.

2. Показать, как выглядят технологические цепочки от исходного материала до получения результата, называя необходимые операции и инструменты.

3. Познакомить с профессиями, связанными с использованием компьютера.

4. Познакомить с использованием компьютеров в школе.

· Операции – действия, совершаемые с материалом.

· Инструменты – приспособления для обработки материала.

Какие инструменты изображены на странице 4? (Игла, лежащие рядом ножницы. Клей, нитки – это скорее материал, чем инструмент).

Может ли результат применения технологии стать материалом? (Да. Например, вышивка служит для отделки платья; резной наличник служит материалом для строительства дома).

Задание «Выполните» на странице 5.

Составить цепочки «материал – операция – результат». приведенные названия, достаточно, чтобы хотя бы одно название в цепочке было из числа, приведенных на странице 4.

Ответьте на вопросы на странице 6.

Каким общим словом называется то, что мы получаем и передаем в виде текста, речи, звука, рисунков, фотографий, видеофильмов? (информация .)

Когда мы читаем книгу, слушаем радио, смотрим фильм, наблюдаем за природой, слушаем кого-то, мы получаем … (информацию .)

Когда мы говорим кому-то что-то, пишем записку, дарим фотографию, мы передаем … (информацию .)

Почему информационные технологии называются «информационными»?

(Вспомним, что такое технологии – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. Когда мы выполняем действия с текстами, изображениями, таблицами и схемами, видеоматериалами, звуками (записями речи или музыки), то говорят, что мы работаем с информацией. Поэтому способы работы с текстами, изображениямии и т. д. для получения готового результата называются информационными технологиями).

Чем похожи и чем отличаются материальные и информационные технологии?

(Общее: и там и там есть исходные материалы, операции, инструменты, готовая продукция. Отличие: чтобы сделать ещё один экземпляр материальной продукции надо повторить с такими же исходными материалами те же самые операции, а чтобы сделать ещё один экземпляр информационной продукции те же операции выполнять не надо, достаточно выполнить операцию копирование (перезапись, распечатывание, и т. д.).

Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий? Что использовано в них в качестве исходных материалов? Например, учебник(исходные материалы: текст, картинки). Плакат на стене (исходные материалы: схемы, тексты, изображения). Портрет (исходный материал: изображение).

Задание «Проверьте себя» на странице 6.

Найти ошибку.

Ошибка логическая. От того, что какими-либо инструментами можно выполнить какие-то действия, вовсе не следует, что эти действия можно выполнить любым инструментом.


Пояснение. Один и тот же исходный материал, например, изображение, можно использовать для создания различной информационной продукции: портрета, учебника, плаката, набора слайдов для выступления и т. д.

4. Знакомство с модульной структурой учебника.

Страница 7.

Учебник состоит из отдельных частей – модулей. Не все модули обязательно изучать. (Например, «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание мультфильмов и живых картинок»).

На странице 7 видно, как выглядит первая страница каждого модуля. Прочитав её, можно узнать, что будет изучено в этом модуле и немного о том, как будет изучаться этот модуль.

Если в описании модуля сказано: «Вы узнаете» или «Вы научитесь», то по завершению изучения модуля это будет проверено в самостоятельной работе.

Прочитайте описания модуля; те, кто не успеют за это время дочитать, могут сделать это дома.

5. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам, что даже очень известные специалисты могут делать прогнозы, которые не сбываются. Например, известны такие прогнозы про компьютеры:

1) В журнале "Popular Mechanics" (Популярная механика) в 1949 годy было напечатано, что "Компьютеpы в бyдyщем могyт весить меньше 1.5 тонн".

2) "Я дyмаю, что в миpе есть спpос, может быть, на 5 компьютеpов" - Томас Ватсон, пpедседатель известной фирмы, производящей компьютеры, IBM, 1943 год.

3) "Hет пpичины, по котоpой кто-нибyдь захотел бы иметь компьютеp дома" - Кен Олсон, пpезидент, пpедседатель совета диpектоpов и основатель известной американской компьютерной компании Digital Equipment Corporation, 1977 год.

4) Основатель компании Intel, производящей сердце компьютера – процессоры, Гордон Мур в середине 70-х годов прошлого века, когда ему предложили идею компьютера, состоящего из системного блока, монитора и клавиатуры, в ответ на вопрос, как такая система будет использоваться, Мур сообщил, что компьютер пригодится домохозяйкам - для записи и хранения рецептов.

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

6. Профессии, связанные с применением компьютера.

Вопросы к учащимся (стр.8 «Как вы считаете?»):

1. Что изменилось в жизни людей с появлением компьютера?

стр.6 (люди стали использовать компьютеры на работе, в учебе, на компьютрах играют, смотрят фильмы, слушают музыку, с помощью компьютеров люди ведут беседы, находясь далеко друг от друга (форумы, чаты, ICQ, Twitter, и т. д.), посылают друг другу электронные письма, и т. д.)

2. Работа людей каких профессий изменилась с появлением компьютера?

стр.6 (конструкторов, верстальщиков, печатников, кинооператоров, продавцы железнодорожных и авиа - билетов, художники, фотографы, звукооператоры, и т. д.).

3. Какие новые профессии появились с появлением компьютера?

программист, продавец Интернет-магазинов, специалистов по ремонту и настройке компьютеров, создатели сайтов для сети Интернет, сценаристы компьютерных игр, учителя информатики).

Примечание: Для более наглядного освящения этого вопроса можно использовать фрагменты ПО «Мир информатики 1-2» СD диск издательства «Кирилл и Мефодий» (1 год обучения, тема «Применение компьютера» время показа 5-7 минут).

7. Компьютеры в школе.

Где и для чего в школе, кроме кабинета информатики, можно использовать компьютер?

рисунок на стр. 9 и обсудить с детьми фрагменты рисунка:

· объяснение материала на уроке;

· получение знаний, умений и навыков в компьютерном классе на уроке информатики;

· поиск необходимой информации для написания доклада или сообщения;

· доклад, сопровождающийся презентацией;

· виртуальные лаборатории, различные тренажеры;

· проверочные тесты.

Свой рассказ учитель может сопровождать демонстрацией своих наработок, которые подтверждают возможности компьютера.

8. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам беседу двух человек:

«- Никогда не пробовал есть в ванне? - Нет. Я как все нормальные люди, ем за компьютером!»

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

9. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Как вы думаете, что нельзя делать в компьютерном классе? Давайте составим список того, что нельзя делать в компьютерном классе.

Как назвать предложенный вами список? Должно быть произнесено слово «ПРАВИЛА». Итак, мы говорим о «Правилах поведения в компьютерном классе».

Рассмотреть рисунки на стр. 10-11. Если в классе есть проектор, то можно показать иллюстрации со стр. 10-11 на экране, если проектора нет, то можно приготовить плакат с похожими рисунками. Ответить на вопросы на странице 10.

Что нельзя делать в компьютерном классе, а главное, почему?

(Опасность поражения электрическим током. Наличие грязи и пыли влияет на работу компьютера.

10. Подведение итогов урока.

· С какими новые терминами вы сегодня познакомились?

· В чем сходство и различие материальных и информационных технологий?

· Какие задачи люди разных профессий решают с помощью компьютера?

· Какие правила поведения в компьютерном классе вы можете назвать?

11. Домашнее задание.

Выполняется в тетради по информатике. Задание на стр. 6 «Проверьте себя». Аккуратно, по пунктам перечислить все правила, которые нарушились.

Конспект урока по теме: "Информационные технологии"

Автор: Пирязева Наталья Владимировна, преподаватель, ТОГАОУ СПО "Промышленно-технологический колледж" г.Мичуринск, Тамбовская область
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока на тему: "Информационные технологии" для студентов 2 го курса колледжа. Этот конспект позволит отработать теоретическую часть данной темы и осуществить проверку качества знаний.
Цели занятия:
восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме "Информационные технологии", запоминание основных понятий и определений.
Задачи:
обучающие:
знакомство с базовыми терминами и понятиями
развивающие:
развитие мышления (умение строить по аналогии с ранее изученным, сравнивать, обобщать, систематизировать)
развитие познавательного интереса у студентов, уверенности в собственных силах, интереса к предмету и будущей специальности
воспитательные:
привитие навыков самостоятельной работы
привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Информационные технологии (ИТ) – понятие, свойства, составляющие, классификация.

В.1.

Понятие ИТ. Режим работы и режим эксплуатации.

Термин «информационная технология» получил распространение сравнительно недавно в связи с использованием средств вычислительной техники при выполнении операций с информацией.
ИТ базируются на аппаратных средствах и программном обеспечении. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий, т.е. могут применяться в любых сферах человеческой деятельности. Программное обеспечение организует процесс обработки информации в компьютере и решение профессиональных задач пользователей.
Областями применения ИТ являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги, например связь, развлечения.
Непременным условием повышения экономической эффективности управленческого труда является создание оптимальной ИТ.
В рамках предмета «Информационные Технологии» мы будем рассматривать автоматизированные ИТ.
ИТ – сочетание процедур реализующих функций сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств вычислительной техники и программного обеспечения.
Существенное влияние на качественный состав ИТ оказывают возможные режимы работы и режимы эксплуатации.
Режим Эксплуатации – определяется эффективностью работы пользователя (ПК это инструмент, который можно использовать полностью, а можно использовать как пишущую машинку или игровой автомат).
Режим Работы – определяется эффективностью работы самой вычислительной системы (ВС) (является определяющим, т.к. выше своей головы система не прыгнет).
Если рассматривать используемый режим функционирования информационной системы (ИС), то можно выделить:
1. Однопрограммный и мультипрограммный (позволяет подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора).
2. Однопроцессорные ИС (строящиеся на базе одного процессора в компьютере) и многопроцессорные системы (использующие ресурсы нескольких процессоров, что положительным образом влияет на производительность ВС)
3. Пакетная обработка – несколько прикладных программ объединяются в единую группу называемую пакетом. Обработка информации осуществляется единым массивом данных сразу несколькими программами. Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора и высокая эффективность ВС, но также большие затраты времени на ожидание результата (пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается). Индивидуальное пользование, когда все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя. При коллективном пользовании возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам ВС (система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний).
4. Ускорение выдачи результата возможно при использовании режима работы системы называемого параллельной обработкой или квантованием времени (при этом каждой программе из пакета присваивается определенный квант (единица, промежуток, интервал) времени по истечении которого управление передается следующей программе, что позволяет получить результаты по коротким программам еще до окончания обработки всего пакета.
5. По особенностям функционирования ИС во времени выделяют режим реального времени – режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

В.2.

Составляющие ИТ.

В состав ИТ входят 4 составляющие:
1. Техническое обеспечение (ТО) – ПК, оргтехника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства. ТО является определяющим при выборе проекта ИТ.
2. Программное обеспечение – это совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС (находится в прямой зависимости от техники) и реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения данных.
3. Информационное обеспечение – это совокупность данных представляемых в определенной форме для компьютерной обработки.
4. Организационное и методическое обеспечение (ОО и МО) – они представляют собой комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата.
ОО – инструкции организующие первичную работу
МО – учебное пособие (для учебы, для дальнейшей работы), встроенные учебники

В.3.

Свойства ИТ

Основными свойствами ИТ являются:
1. Целесообразность – главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, ПО и обслуживающего персонала, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
2. Наличие компонентов структуры
Структура ИТ – это внутренняя организация представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов.
Компоненты:

ПО – предметна область – это объект на котором функционирует ИТ
ФП – функциональный процессор – конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации выраженный в алгоритме решения задачи.
МПО – модель предметной области – это совокупность описаний обеспечивающая взаимодействие между пользователем и разработчиком.
ОТ – опорная технология – совокупность технических средств, системного и инструментального ПО.
ИТ – информационная технология
БЗ – база знаний – совокупность знаний хранящихся в памяти ЭВМ. Бывает – экстенсиональная (знания о каком-то конкретном предмете) и интенсиональная (общие знания)
РРПЗ – результат решения прикладной задачи.
3. Взаимодействие с внешней средой – это взаимодействие ИТ с объектом управления (другими предприятиями и системами, наукой, промышленность)
4. Целостность – ИТ является целостной системой способной решать задачи не свойственные ни одному из ее компонентов.
5. Реализация (развитие) во времени – это обеспечение динамичности развития ИТ, ее модернизация, модификация и адаптация.

В.4.

Классификация ИТ

1. По типу информации


Универсальность – это когда система делает все.
2. По степени типизации операций
a. Пооперационные ИТ – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническими средствами
b. Попредметные ИТ – при этом все операции выполняются на одном рабочем месте (АРМ).

Тест по теме: «Информационные технологии»

1) ИТ это...
а) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
б) Сочетание процедур реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств ВТ и ПО
в) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
2) Что оказывает влияние на качественный состав ИТ...
а) Режимы вставки и режим замены в работе
б) Режимы работы и режимы эксплуатации ВС
в) Режимы приема и режимы передачи информации
3) Основное влияние на режим эксплуатации оказывает...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
4) Основное влияние на режим работы оказывает...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
5) Какой режим является определяющим в ИТ...
а) Режим работы
б) Режим эксплуатации
в) Режим передачи
6) ИТ состоят из...
а) ЭВМ, ПП, ИО, МО
б) ВТ, ИТ, ПО, ППП
в) ТО, ПО, ИО, ОО, МО
7) Техническое обеспечение это...
а) ПК, организационная техника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства
б) Информационное и программное обеспечение, компьютеры, компьютерные сети, люди
в) Компьютеры, сетевое программное обеспечение, модемы, кабели, периферийные устройства
8) Программное обеспечение это...
а) Соблюдение правил создания, обработки, использования и защиты информации
б) Совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС
в) Документы и массивы документов в информационных системах
9) Информационное обеспечение это...
а) Совокупность данных представленных в определенной форме для компьютерной обработки
б) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
в) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
10)Организационное и методическое обеспечение это...
а) Комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата
б) Решение задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации основанных на методах искусственного интеллекта
в) Взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей
11) Основными свойствами ИТ являются:
а) Открытая архитектура, функционирование технического и программного обеспечения, распределение информации
б) Целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с -внешней средой, целостность, реализация во времени
в) Сочетание процедур, множество элементов, целостность, взаимосвязь технического. организационного и программного обеспечения
12)ИТ классифицируются по...
а) Типу информации и степени типизации операций
б) Типу программного обеспечения и технических средств обеспечения
в) Типу целевого назначения и области применения
13) По степени типизации операций ИТ делятся на:
а) Стратегические и поддерживающие
б) Прикладные и управленческие
в) Пооперационные и попредметные
14) Развитие ИТ во времени это...



15) Целостность ИТ это...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
16)Взаимодействие ИГ с внешней средой это...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
17)Многопрограммный режим работы ВС позволяет...
а) Подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода и вывода и центрального процессора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации, которая требуется для управления экономическим объектом
в) В пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не соответствующих заданной программе выбранных решений
18)Пакетный режим эксплуатации позволяет...
а) Осуществлять обработку информации единым массивом данных сразу несколькими программами; при минимальном вмешательстве оператора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение информации с целью выдачи сводных данных, которые требуются для управления объектом
в) Осуществляет по заданным программам воздействие на производственный процесс с целью приведения его к заданному состоянию
19)Режим квантования времени позволяет...
а) Повысить степень быстродействия ВС, с целью получения промежуточного результата
б) Присвоить каждой программе из пакета определенный интервал времени по истечении которого управление передается следующей программе
в) Изучать свойства информации, а так же способы представления, накопления, обработки и передачи данных с помощью технических средств
20) В чем отличие организационного и методического обеспечения ИТ:
а) ОО - организует первичную работу; МО - дальнейшую работу на ПК
б) ОО - организует дальнейшую работу на ПК; МО - первичную работу
в) ОО - предоставляет начальные сведения о МО
Ответы на тест:
1-б; 2-б; 3-а; 4-б; 5-а; 6-в; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а;
11-б; 12-а; 13-в; 14-а; 15-в; 16-б; 17-а; 18-а; 19-б; 20-а.