Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Все немецкие концлагеря. Жизнь и смерть в нацистских концлагерях

Времена Второй мировой войны были самыми страшными для еврейского народа. Шесть миллионов человек погибли от рук нацистов. Евреев отправляли в лагеря смерти, где не было шанса на жизнь. О самых страшных концлагерях нацистской Германии, в которых истребили почти треть всего еврейского населения планеты – читайте в материале 24 канала.

Международный день памяти жертв – отмечается 27 января, именно в этот день 1945 года солдаты 1-го Украинского фронта из рядов Советской Армии освободили узников крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Освенциме.

Аушвиц (Освенцим)

Это один из крупнейших концлагерей Второй мировой войны. Лагерь состоял из сети 48 локаций, которые подчинялись Освенциму. Именно в Освенцим отправляли первых политзаключенных в 1940 году.

А уже с 1942 года там начались массовые уничтожения евреев, цыган, гомосексуалистов и тех, кого нацисты считали "грязными людьми". За день там могли убить около 20 тысяч человек.

Основным способом убийства были газовые камеры, однако люди также массово умирали от переутомления, недостаточного питания, плохих условий жизни и инфекционных заболеваний.

По статистике, этот лагерь унес жизни 1,1 миллиона человек, 90% из которых были евреями

Треблинка

Один из самых страшных лагерей нацистов. Большинство лагерей с самого начала строились не совсем для пыток и истребления. Однако Треблинка был так называемым "лагерем смерти" – его спроектировали специально для убийств.

Туда со всей страны отправляли слабых и немощных, а также женщин и детей, то есть "второсортных", которые не были способны тяжело работать.

Всего в Треблинке погибло около 900 тысяч евреев и две тысячи цыган

Белжец

Нацисты в 1940 основали этот лагерь исключительно для цыган, однако уже в 1942 году там начали массово убивать евреев. Впоследствии там запытали поляков, которые выступали против нацистского режима Гитлера.

Всего в лагере погибло 500-600 тысяч евреев. Однако к этой цифре стоит добавить еще погибших цыган, поляков и украинцев

Евреев в Белжеце использовали как рабов для подготовки к военному вторжению в Советский союз. Лагерь был расположен на территории неподалеку от границы с Украиной, поэтому в тюрьме погибло немало украинцев, которые проживали в этом районе.

Майданек

Этот концлагерь был построен для содержания военнопленных во время вторжения Германии в СССР. Заключенных использовали как дешевую рабочую силу и намеренно никого не убивали.

Но впоследствии лагерь "переформатировали" – туда начали массово отсылать всех. Количество пленников увеличилось и нацисты просто не могли справиться со всеми. Началось постепенное и массовое уничтожение.

В Майданеке погибло около 360 тысяч человек. Среди которых были и "нечистокровные" немцы

Хелмно

В этот лагерь, кроме евреев, также массово депортировали обычных поляков из гетто Лодзя, продолжая процесс германизации Польши. В тюрьму не ходили поезда, так что пленных туда доставляли на грузовиках или они вынуждены были идти пешком. Многие умирали еще по дороге.

По статистике в Хелмно погибло ориентировочно 340 тысяч человек, практически все – евреи

Кроме массовых убийств, в "лагере смерти" также проводили медицинские опыты, в частности испытания химического оружия.

Собибор

Этот лагерь построили в 1942 году как дополнительное здание для лагеря Белжеца. В Собиборе поначалу удерживали и убивали исключительно евреев, которых депортировали из Люблинского гетто.

Именно в Собиборе испытали первые газовые камеры. А также впервые начали распределять людей на "пригодных" и "непригодных". Последних сразу же убивали, остальные работали до полного изнеможения.

По статистике там погибло около 250 тысяч заключенных.

В 1943 году в лагере произошел бунт, во время которого сбежали около около 50 заключенных. Все, кто остались – погибли, а сам лагерь вскоре уничтожили.

Дахау

Лагерь построили недалеко от Мюнхена в 1933 году. Сначала туда отсылали всех противников нацистского режима и обычных заключенных.

Однако позже в эту тюрьму попадали все: там даже были советские офицеры, которые ожидали казни.

Евреев туда начали отправлять в 1940 году. Для того, чтобы собрать больше людей, на территории южной Германии и Австрии было построено около 100 других лагерей, которые были подконтрольны Дахау. Именно поэтому этот лагерь считают крупнейшим.

Нацисты убили в этом лагере свыше 243 тысячи человек

После войны эти лагеря использовались как временное жилье для вынужденно переселенных немцев.

Маутхаузен-Гузен

Этот лагерь стал первым, где начали массово убивать людей и последний, который освободили от нацистов.

В отличие от многих других концлагерей, которые были предназначены для всех слоев населения, в Маутхаузене истребляли только интеллигенцию – образованных людей и членов высших социальных классов в оккупированных странах.

Точно неизвестно, сколько людей было замучено в этом лагере, однако цифра колеблется от 122 до 320 тысяч человек.

Берген-Бельзен

Этот лагерь в Германии был построен как тюрьма для военнопленных. Там содержали около 95 тысяч иностранных заключенных.

Евреи там тоже были – их выменивали на каких-то выдающихся немецких пленных. Поэтому очевидно, что этот лагерь не был предназначен для истребления. Специально там никого не убивали и не пытали.

Минимум в Берген-Бельзен погибли 50 тысяч человек

Однако из-за нехватки еды и лекарств, а также антисанитарных условий многие в лагере умерли из-за голода и болезни. После освобождения тюрьмы там нашли около 13 тысяч трупов, которые просто валялись повсюду.

Бухенвальд

Это был первый лагерь, который освободили во время Второй мировой войны. Хотя это и не удивительно, потому что с самого начала эту тюрьму создали для коммунистов.

В концлагерь также высылали масонов, цыган, гомосексуалистов и обычных преступников. Всех пленных использовали как бесплатную рабочую силу для производства оружия. Однако позже там начали проводить различные медицинские эксперименты на узниках.

В 1944 году лагерь попал под обстрел советской авиации. Тогда погибло около 400 заключенных, а еще около двух тысяч получили ранения.

По подсчетам, в лагере от пыток, голода и опытов погибло почти 34 тысяч заключенных.

Это название стало символом зверского отношения фашистов к попавшим в плен детям

За три года существования лагеря (1941–1944) в Саласпилсе по разным данным погибло порядка ста тысяч человек, семь тысяч из них – дети.

Место, откуда не возвращались

Этот лагерь построили плененные евреи в 1941 году на территории бывшего латвийского полигона в 18 километрах от Риги рядом с одноименным поселком. Согласно документам, первоначально «Саласпилс» (нем. Kurtenhof) называли «воспитательно-трудовым», а не концентрационным лагерем.

Внушительных размеров территория, огороженная колючей проволокой, была застроена наспех сооруженными деревянными бараками. Каждый был рассчитан на 200-300 человек, но нередко в одном помещении находилось от 500 до 1000 человек.

Изначально в лагере обрекали на смерть депортированных из Германии в Латвию евреев, но с 1942 года сюда отправляли «неугодных» из самых разных стран: Франции, Германии, Австрии, Советского Союза.

Печальную известность Саласпилский лагерь получил еще и потому, что именно здесь нацисты забирали у невинных детей кровь для нужд армии и всячески издевались над малолетними узниками.

Полные доноры для рейха

Новых заключенных привозили регулярно. Их заставляли раздеваться догола и отправляли в так называемую баню. Нужно было идти пешком полкилометра по грязи, а потом мыться в ледяной воде. После этого прибывших помещали в бараки, все вещи отбирали.

Имен, фамилий, званий не было – только порядковые номера. Многие погибали практически сразу, тех же, кому удавалось выжить после нескольких дней заточения и пыток, «рассортировывали».

Детей с родителями разлучали. Если матери не отдавали, надзиратели забирали малышей силой. Стояли страшные крики и вопли. Многие женщины сходили с ума; кого-то из них помещали в больницу, а некоторых – расстреливали на месте.

Грудных младенцев и детей в возрасте до шести лет отправляли в специальный барак, где они умирали от голода и болезней. Над узниками постарше нацисты ставили опыты: впрыскивали яды, проводили операции без анестезии, брали у детей кровь, которую передавали в госпитали для раненых солдат немецкой армии. Многие дети становились «полными донорами» - у них забирали кровь до тех пор, пока те не умирали.

Учитывая, что заключенных практически не кормили: кусок хлеба и баланда из овощных отходов, количество детских смертей исчислялось сотнями в день. Трупы, словно мусор, вывозили в огромных корзинах и сжигали в печах крематория или сбрасывали в утилизационные ямы.


Заметая следы

В августе 1944 года, перед приходом советских войск, в попытке уничтожить следы злодеяний, нацисты сожгли многие бараки. Выживших заключенных вывезли в концлагерь Штуттгоф, а на территории Саласпилса до октября 1946 года содержали немецких военнопленных.

После освобождения Риги от фашистов, комиссия по расследованию нацистских злодеяний обнаружила на территории лагеря 652 детских трупа. Также были найдены массовые захоронения и останки людей: ребра, тазобедренные кости, зубы.

Одна из самых жутких фотографий, наглядно иллюстрирующая события того времени, - «Саласпилсская мадонна», труп женщины, которая обнимает мертвого младенца. Было установлено, что их погребли заживо.


Правда глаза колет

Только в 1967 году на месте лагеря возвели Саласпилсский мемориальный комплекс, который существует и по сей день. Над ансамблем трудились многие известные русские и латвийские скульпторы и архитекторы, в том числе и Эрнст Неизвестный . Дорога в Саласпилс начинается с массивной бетонной плиты, надпись на которой гласит: «За этими стенами стонет земля».

Далее на небольшом поле возвышаются фигуры-символы с «говорящими» названиями: «Несломленный», «Униженная», «Клятва», «Мать». По обе стороны от дороги стоят бараки с железными решетками, куда люди приносят цветы, детские игрушки и конфеты, а на черной мраморной стене засечки отмеряют дни, проведенные невинными в «лагере смерти».

На сегодняшний день некоторые латвийские историки кощунственно называют лагерь Саласпилс «воспитательно-трудовым» и «общественно-полезным», отказываясь признавать те зверства, которые творились под Ригой во времена Второй мировой войны.

В 2015 году в Латвии была запрещена выставка, посвященная жертвам Саласпилса. Чиновники посчитали, что подобное мероприятие навредит имиджу страны. В итоге экспозицию «Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс» была проведена в Российском центре науки и культуры в Париже.

В 2017 году на пресс-конференции «Саласпилсский лагерь, история и память» также произошел скандал. Один из спикеров пытался изложить свою оригинальную точку зрения на исторические события, но получил жесткий отпор со стороны участников. «Больно слышать, как вы сегодня пытаетесь забыть о прошлом. Мы не можем допустить, чтобы столь страшные события повторились вновь. Не дай вам Бог пережить подобное», - обратилась к говорящему одна из женщин, которой удалось выжить в Саласпилсе.

Время на чтение: 2 мин

После прочтения произведения А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" захотелось поднять тему концентрационных лагерей в СССР. Понятие "концентрационный лагерь" впервые появилось не в Германии как многие считают, а в Южной Африке (1899 г) в виде жестокого насилия с целью унижения. Но первые концлагеря как государственный орган изолирования появились именно в СССР в 1918 году по приказу Троцкого, еще до известного Красного террора и за 20 лет до Второй мировой войны. Предназначались концлагеря для кулаков, духовенства, белогвардейцев и других "сомнительных".

Где возводили концлагеря?

Места лишения свободы часто были организованы в бывших монастырях. Из места поклонения, из очага веры во Всевышнего - в места насилия и зачастую незаслуженного. Подумайте, вы хорошо знаете судьбу своих прародителей? Многие из них попадали в лагеря за горсть пшеницы в кармане, за не выход на работу (например, по причине болезни), за лишнее слово. Пройдемся кратко по каждому из концлагерей СССР.

СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения)

Соловецкие острова с давних пор считались чистыми, нетронутыми человеческими страстями, именно поэтому здесь был возведен известный Соловецкий монастырь (1429 г), который в советские времена переквалифицировался в концлагерь.

Обратите внимание на книгу Ю. А. Бродского "Соловки. Двадцать лет Особого назначения" - это весомый труд (фотографии, документы, письма) о лагере. Особенно интересен материал о Секирной горе. Существует старинная легенда, что в 15 веке на этой коре два ангела избили розгами женщину, так как она могла вызвать желание у монахов. Во славу этой истории на горе установили часовню и маяк. Во времена концлагеря здесь находился изолятор с дурной славой. Заключенных отправляли в него отрабатывать штрафы: сидеть и спать приходилось на деревянных жердях, и каждый день осужденного ждали физические наказания (из слов сотрудника СЛОН И.Курилко).

Штрафников заставляли засыпать умерших от тифа и цинги, одеты узники были в мешки, естественно, из пищи им полагалась ужасная малость, поэтому отличались от остальных заключенных худобой, нездоровым цветом лица. Говорили, что редко кому удавалось вернуться живым после изолятора. Ивану Зайцеву удалось и вот что он рассказывает:

"Нас заставили раздеться, оставив на себе лишь рубашку и кальсоны. Лагстароста постучал болтом в входную дверь. Внутри заскрипел железный засов и тяжелая громадная дверь отворилась. Нас втолкнули внутрь так называемого верхнего штрафизолятора. Мы остановились в оцепенении у входа, изумленные представшим перед нами зрелищем. Вправо и влево вдоль стен молча сидели в два ряда на голых деревянных нарах узники. Плотно, один к одному. Первый ряд, спустив ноги вниз, а второй сзади, подогнув ноги под себя. Все босые, полуголые, имеющие лишь лохмотья на теле, некоторые – уже подобие скелетов. Они смотрели в нашу сторону мрачными утомленными глазами, в которых отражалась глубокая печаль и искренняя жалость к нам, новичкам. Все, что могло бы напомнить о том, что мы в храме, уничтожено. Росписи скверно и грубо забелены. Боковые алтари превращены в карцеры, где происходят избиения и надевания смирительных рубашек. Там, где в храме святой жертвенник, теперь огромная параша для "большой" нужды – кадка с положенной сверху доской для ног. Утром и вечером – поверка с обычным собачьим лаем "Здра!". Бывает, за вялый расчет мальчишка-красноармеец заставляет повторять это приветствие полчаса или час. Пища, причем очень скудная, выдается единожды в сутки – в полдень. И так не неделю или две, а месяцами, вплоть до года."

О том, что было на Соловках советским гражданам оставалось только догадываться. Так для осмотра, в каком виде содержатся заключенные в СЛОН, был приглашен известный советский писатель М. Горький.

"Не могу не отметить гнусную роль, которую сыграл в истории лагерей смерти Максим Горький, посетивший в 1929 г. Соловки. Он, осмотревшись, увидел идиллическую картину райского жития заключенных и пришел в умиление, морально оправдав истребление миллионов людей в лагерях. Общественное мнение мира было обмануто им самым беззастенчивым образом. Политзаключенные остались вне поля писателя. Он вполне удовлетворился сусальным пряником, предложенным ему. Горький оказался самым заурядным обывателем и не стал ни Вольтером, ни Золя, ни Чеховым, ни даже Федором Петровичем Гаазом..."Н.Жилов

С 1937 года лагерь перестал существовать, и до сих пор бараки разрушают, сжигают все, что может указать на страшную историю СССР. По данным Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра в этом же году оставшихся заключенных (1111 человек) казнили за ненадобностью. Силами приговоренных к заключению в СЛОНе были вырублены сотни гектаров леса, выловлены тонны рыбы и морской капусты, заключенные сами зарабатывали на свое скудное пропитание, а также выполняли бессмысленную работу на забаву сотрудникам лагеря (например, приказ "Черпай воду из проруби, пока не будет сухо").

До сих пор сохранилась огромная лестница с горы, по которой скидывали заключенных, достигнув земли человек превращался в окровавленное нечто (редко кто выживал после такого наказания). Вся территория лагеря покрыта курганами...

Волголаг - о заключенных, построивших Рыбинское водохранилище

Если о Соловках информации много, то о Волголаге известно немного, но цифры погибших ужасают. Образование лагеря как подразделения Дмитровлага датируется 1935 годом. На 1937 год в лагере больше 19 тыс. заключенных, в военное время количество осужденных достигает 85 тыс. (15 тыс. из них осуждены по 58 статье). За пять лет строительства водохранилища и ГЭС погибло 150 тыс. человек (статистика от директора Музея Мологского края).

Каждое утро отрядом шли заключенные на работу, следом за ним ехала телега с инструментами. По словам очевидцев к вечеру эти телеги возвращались усеянными умершими. Людей хоронили неглубоко, после дождя из-под земли торчали руки, ноги - вспоминают местные жители.

Почему заключенные умирали в таком количестве? Волголаг находился на территории постоянных ветров, каждый второй заключенный страдал легочными болезнями, постоянно разносился чахоточный гул. Работать приходилось в тяжелых условиях (подъем в 5 утра, работа по пояс в ледяной воде, а с 1942 начался страшный голод). Сотрудник лагеря вспоминает, как привезли солидол для смазывания механизмов, так заключенные бочку вылизали дочиста.

Котласлаг (1930–1953 гг)

Лагерь находился в глухом поселке Ардаши. Вся информация представленная в этой статье - воспоминания местных жителей и самих заключенных. На территории располагалось три мужских барака, один - женский. В основном здесь находились осужденные по статье 58-ой. Заключенные выращивали культуры для своего пропитания и осужденных из других лагерей, также работали по заготовке леса. Питания все равно катастрофически не хватало, оставалось приманивать воробьев в самодельные ловушки. Был случай (а может и не один), когда заключенные съели собаку начальника лагеря. Также местные отмечают, что регулярно под надзором конвоиров заключенные воровали овец.

Местные жители рассказывают, что в эти времена тоже жили тяжело, но все равно пытались чем-нибудь помочь заключенным: давали хлеб и овощи. В лагере свирепствовали разные болезни, особенно чахотка. Умирали часто, хоронили без гробов, зимой просто зарывали в снег. Местный житель рассказывает, как еще ребенком катался на лыжах, ехал с горы, споткнулся, упал, разбил губу. Когда понял, на что упал - стало страшно, это был покойник.

Продолжение следует..

Интерес к теме о числе погибших в немецких концлагерях поддерживается в первую очередь самими евреями, для которых поражающая воображение любого нормального человека численность их жертв стала одним из главных оправданий как создания государства Израиль, так и проводимой им политики, а также по сей день используется для предъявления самых разнообразных финансовых и политических претензий к государствам, так или иначе замешанным в "окончательном решении" еврейского вопроса. Германия до сих пор выплачивает компенсации жертвам "холокоста"; что Швейцарию вынудили заплатить миллиарды долларов за сохраненные в ее банках счета европейских евреев; что многие компании становятся жертвами шантажа, бойкота и экономических санкций только по малейшему подозрению в том, что они хоть как-то сотрудничали с нацистами. О том, как именно это происходит, а также о том, какой колоссальный материальный и моральный капитал еврейские организации извлекали и продолжают извлекать из гибели своих соплеменников в годы второй мировой войны, очень подробно рассказывается в превосходной книге израильского, заметим, исследователя Нормана Финкельштейна "Индустрия холокоста" ( Norman G. Finkelstein. The Holocaust Industry . Немало для восстановления истины сделали и такие ученые, как Дэвид Ирвинг, Кевин Макдональд, Жан-Клод Прессак, Роже Гароди, Робер Фориссон, Майкл Хоффман, Эрнст Цюндель и другие. Многие из них поплатились за свою деятельность свободой. Цюндель, например, отсидев несколько лет в США, сидит сегодня в канадской тюрьме, а в Европе вообще действуют законы, согласно которым даже простое сомнение в официальной истории "холокоста" является уголовно наказуемым преступлением. Сионисты делают всё возможное, чтобы не допустить пересмотра официальной статистики жертв нацизма. Согласно материалам Ваннзейской конференции , на которой было принято решение об "окончательном решении еврейского вопроса", общее число евреев, находившихся на территориях, контролировавшихся нацистами, составляло на конец 1941 года 4,5 миллиона человек. Никаких причин обманывать самих себя известным своей педантичностью немцам на тот момент не было. Но цифра эта представляет огромный интерес не только в сравнении с магическими шестью миллионами погибших в Европе евреев, но и в свете того, что, по данным правительства Федеральной Республики Германии, на 1988 год было удовлетворено около 4,3 миллиона требований о компенсации выжившим жертвам "холокоста", а значит, все эти люди смогли документально доказать, что в годы второй мировой войны находились на оккупированной немцами территории и подвергались преследованиям за свое еврейское происхождение, но тем не менее выжили. Казалось бы, располагая этими цифрами, можно было бы легко определить число убитых немцами евреев, но не всё, оказывается, так просто. Так, где замешана большая политика, законы арифметики, оказывается, теряют свою силу. Некоторое представление о том, как количеством погибших в годы войны евреев сегодня манипулируют в своих целях недобросовестные историки и политики, можно получить, проследив за тем, как менялось с годами число "сожженных в печах" самого, пожалуй, знаменитого немецкого концлагеря — Освенцима (Аушвиц). Подробная таблица этих данных с указанием источников была в 2001 году опубликована в престижном журнале "Барнс ревью". Например, французский документальный фильм "Ночь и туман", который широко демонстрировался по всему миру указывает цифру в 9 миллионов только одних евреев. Французское министерство по расследованию военных преступлений, декабрь 1945 г., даёт цифру в 8 миллионов., а через год уже 7 миллионов. 4 000 000 - Число, погибших в Освенциме, официально установленное на Нюрнбергском процессе. От 2 000 000 до 4 000 000 - Ведущий израильский специалист по данному вопросу Йехуда Бауэр в вышедшей в 1982 г. книге "История холокоста". Однако в издании 1989 г. Бауэр уже называет другую цифру: 1 600 000. При этом в опубликованной в "Джерузалем пост" статье Бауэр признал, что "более высокие цифры жертв уже много лет как опровергнуты, но эти данные еще не доведены до сведения общественности". 1 433 000 - "Монд" 1 сентября 1989 г. 1 250 000 - Историк Рауль Хильберг в своей вышедшей в 1985 г. книге "Уничтожение европейского еврейства". По данным Хильберга, из этого числа всех погибших в Освенциме людей около миллиона составляли евреи. 900 000 - Цифра, приведенная 3 августа 1990 г. в еврейской газете "Ауфбау". От 775 000 до 800 000 - Пересмотренные Прессаком данные, которые вошли в его вышедшую в 1993 г. книгу "Крематории Освенцима: Механизмы массового убийства". По данным Прессака, из этого числа погибших 630 000 составляли евреи. От 135 000 до 140 000 - Данные "Международной поисковой службы" Красного креста, основанные на проводившихся дважды в день перекличках заключенных Освенцима. 73 137 (из них 38 031 еврей) Эта цифра была впервые приведена газетой "Нью-Йорк таймс" 3 марта 1991 г. на основании архивов, известных под названием "Книги мертвых Освенцима". Эти составляющие 46 томов "книги" в конце войны были захвачены солдатами Красной армии и хранились в советских архивах до 1989 г., когда их передали Красному кресту. В "книгах" этих собраны все свидетельства о смерти всех заключенных лагеря с указанием полного имени, профессии и религиозной принадлежности покойного, а также даты и места рождения, предыдущего места жительства, имен родителей, времени и причины смерти, которая устанавливалась лагерным врачом. А вообще, согласно немецким архивам, число погибших во всех немецких концлагерях в период с 1935 по 1945 гг. составляет 403 713 человек, причем в это число входят представители всех рас и народов, а также умершие от тифа и других инфекционных заболеваний или скончавшиеся своей смертью от преклонного возраста. Казалось бы, надо радоваться, что евреев погибло как минимум в 20 раз меньше, чем принято считать в 6 миллионов. Всё человечество должно радоваться, но не рады таким цифрам только сионисты, материально заинтересованные в как можно большем числе погибших своих соплеменников. В сохранении и поддержании этого мифа о "6 миллионах" жизненно заинтересованы практически все еврейские организации — от общественных до правительственных в Израиле. Заинтересованы в этом и банки, выкачивающие под миллионные жертвы миллиардные компенсации. Никто не собирается оправдывать зверства нацистов или сбрасывать со счетов страдания и ужасы, пережитые теми, кто попал к ним в руки. Но фальсификация истории второй мировой войны и манипуляция в своих корыстных интересах количеством погибших в фашистских концлагерях людей является ведь по сути надругательством над памятью тех, кто действительно пал жертвой "коричневой чумы". В том числе, естественно, и над памятью убитых немцами евреев. (По материалам

Задачей фашистских концлагерей было уничтожить личность. Тех, кому повезло меньше, уничтожали физически, кому «больше» – морально. Даже имя человека переставало здесь существовать. Вместо него был только идентификационный номер, которым называл себя в своих мыслях даже сам заключенный.

Прибытие

Имя было отнято, как и все то, что напоминало о прошлой жизни. В том числе одежда, которая была на них, когда их привезли сюда – в ад. Даже волосы, которые сбривали и у мужчин, и у женщин. Волосы последних шли на «пух» для подушек. Человеку оставался только он сам – голый, как в первый день творения. А спустя какое-то время и тело изменялось до неузнаваемости – худело, не оставалось даже небольшой подкожной прослойки, формирующей естественную плавность черт.
Но перед этим людей несколько дней везли в вагонах для скота. В них негде было даже сесть, не говоря уже о том, чтобы лечь. Их просили взять с собой все самое ценное – они думали, что их везут на Восток, в трудовые лагеря, где они будут спокойно жить и трудиться на благо Великой Германии.
Будущие узники Освенцима, Бухенвальда и других лагерей смерти попросту не знали, куда их везут и зачем. После прибытия у них отбиралось абсолютно все. Ценные вещи нацисты забирали себе, а «бесполезные», такие как молитвенники, семейные фотографии и проч., отправлялись на помойку. Затем новоприбывшие проходили отбор. Их выстраивали в колонну, которая должна была двигаться мимо эсэсовца. Тот мельком осматривал каждого и, ни говоря ни слова, показывал пальцем либо налево, либо направо. Старики, дети, калеки, беременные женщины – любой, кто выглядел болезненным и слабым, – отправлялись налево. Все остальные – направо.
«Первую фазу можно охарактеризовать как «шок прибытия», хотя, конечно, психологически шоковое воздействие концлагеря может предшествовать фактическому попаданию в него, – пишет в своей книге «Сказать жизни «Да!». Психолог в конц­лагере» бывший узник Освенцима, знаменитый австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. – Я спросил у заключенных, уже давно находившихся в лагере, куда мог подеваться мой коллега и друг П., с которым мы вместе приехали. – Его послали в другую сторону? – Да, – ответил я. – Тогда ты увидишь его там. – Где? Чья-то рука указала мне на высокую дымовую трубу в нескольких сотнях метров от нас. Из трубы вырывались острые языки пламени, освещавшие багровыми всполохами серое польское небо и превращавшиеся в клубы черного дыма. – Что там? – Там твой друг парит в небесах, – прозвучал суровый ответ».


Знаменитый австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл
Новоприбывшие не знали, что те, кому указали следовать «налево», были обречены. Им приказывали раздеться и пройти в специальное помещение – якобы для того, чтобы принять душ. Никакого душа, конечно, там не было, хотя душевые отверстия для видимости вмонтированы были. Только через них шла не вода, а засыпаемые нацистами кристаллы циклона Б – смертельно ядовитого газа. Снаружи заводили несколько мотоциклов, чтобы заглушить крики умирающих, но сделать это не удавалось. Через какое-то время помещение открывали и осматривали трупы – все ли были мертвы. Известно, что поначалу эсэсовцы не знали точно смертельную дозу газа, поэтому засыпали кристаллы наугад. И некоторые выживали, испытывая страшные муки. Их добивали прикладами и ножами. Затем тела перетаскивали в другое помещение – крематорий. Через несколько часов от сотен мужчин, женщин и детей оставался лишь пепел. Практичные нацисты все пускали в дело. Этот пепел шел на удобрения, и среди цветов, краснощеких помидоров и пупырчатых огурцов то и дело находили непрогоревшие фрагменты человеческих костей и черепов. Часть пепла высыпали в реку Вислу.
Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,1 до 1,6 млн человек, большинство из которых были евреями. Эта оценка получена косвенным путем, для чего проводилось изучение списков на депортацию и подсчет данных о прибытии железнодорожных составов в Освенцим. Французский историк Жорж Веллер в 1983 году одним из первых использовал данные о депортации, на их основе оценив количество убитых в Освенциме в 1 613 000 человек, 1 440 000 из которых составляли евреи и 146 тыс. – поляки. В более поздней, считающейся наиболее авторитетной на сегодня работе польского историка Францишка Пипера приводится следующая оценка: 1,1 млн евреев, 140-150 тыс. поляков, 100 тыс. русских, 23 тыс. цыган.
Те, кто прошел процесс отбора, оказывались в помещении под названием «Сауна». В нем тоже были душевые, но уже настоящие. Здесь их мыли, брили и выжигали идентификационные номера на руках. Только здесь они узнавали, что их жены и дети, отцы и матери, братья и сестры, которых увели налево, были уже мертвы. Теперь им предстояла борьба за собственное выживание.


Печи крематория, где сжигали людей

Черный юмор

Прошедший через ужас немецкого концлагеря психолог Виктор Франкл (или номер 119104, которым он хотел подписать свою книгу) попытался провести анализ психологической трансформации, через которую прошли все узники лагерей смерти.
По словам Франкла, первое, что испытывает человек, попавший на фабрику смерти, это шок, который сменяется так называемым «бредом помилования». Человеком начинают овладевать мысли, что именно его и его близких должны отпустить или хотя бы оставить в живых. Ведь как так может быть, что его вдруг могут убить? Да и за что?..
Затем неожиданно наступает стадия черного юмора. «Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого до смешного голого тела, – пишет Франкл. – Еще под душем мы стали обмениваться шутливыми (или претендующими на это) замечаниями, чтобы подбодрить друг друга и прежде всего себя. Кое-какое основание для этого было – ведь все-таки из кранов идет действительно вода!»


Обувь погибших узников концентрационного лагеря Освенцим
Кроме черного юмора появилось и что-то вроде любопытства. «Лично мне такая реакция на чрезвычайные обстоятельства была уже знакома совсем из другой области. В горах, при обвале, отчаянно цепляясь и карабкаясь, я в какие-то секунды, даже доли секунды испытывал что-то вроде отстраненного любопытства: останусь ли жив? Получу травму черепа? Перелом каких-то костей?» – продолжает автор. В Аушвице (Освенциме) у людей тоже на короткое время возникало состояние некоей отстраненности и почти холодного любопытства, когда душа словно отключалась и этим пыталась защититься от окружавшего человека ужаса.
На каждой койке, представлявшей собой широкие нары, спали от пяти до десяти заключенных. Они были покрыты собственными экскрементами, все вокруг кишело вшами и крысами.

Умирать не страшно, страшно – жить

Ежеминутная угроза гибели хотя бы ненадолго приводила почти каждого из узников к мысли о самоубийстве. «Но я, исходя из моих мировоззренческих позиций <...> в первый же вечер, прежде чем заснуть, дал себе слово «не бросаться на проволоку». Этим специфическим лагерным выражением обозначался здешний способ самоубийства – прикоснувшись к колючей проволоке, получить смертельный удар тока высокого напряжения», – продолжает Виктор Франкл.
Впрочем, самоубийство как таковое в принципе теряло смысл в условиях концентрационного лагеря. На какую продолжительность жизни могли рассчитывать его узники? Еще день? Месяц или два? До освобождения дошли единицы из тысяч. Поэтому, находясь еще в состоянии первичного шока, заключенные лагеря совсем не боятся смерти и рассматривают ту же газовую камеру как нечто, что способно избавить их от заботы о самоубийстве.
Франкл: «В аномальной ситуации именно аномальная реакция становится нормальной. И психиатры могли бы подтвердить: чем нормальнее человек, тем естественнее для него аномальная реакция, если он попадает в аномальную ситуацию, – к примеру, будучи помещен в психиатрическую лечебницу. Так и реакция заключенных в концлагере, взятая сама по себе, являет картину ненормального, неестественного душевного состояния, но рассмотренная в связи с ситуацией, она предстает как нормальная, естественная и типичная».
Всех больных отправляли в лагерный госпиталь. Пациентов, которым не удавалось быстро встать на ноги, убивал врач-эсэсовец инъекцией карболовой кислоты в сердце. Нацисты не собирались кормить тех, кто не мог работать.

Апатия

После так называемых первых реакций – черного юмора, любопытства и мыслей о самоубийстве – через несколько дней наступает вторая фаза – период относительной апатии, когда в душе узника что-то отмирает. Апатия – главный признак этой второй фазы. Реальность сужается, все чувства и действия заключенного начинают концентрироваться вокруг одной-единственной задачи: выжить. Вместе с тем, правда, появляется и всеохватывающая, безграничная тоска по родным и близким, которую он отчаянно пытается заглушить.
Угасают нормальные чувства. Так, поначалу узник не может выносить картины садистских экзекуций, которые постоянно совершаются над его друзьями и товарищами по несчастью. Но через какое-то время он начинает привыкать к ним, никакие страшные картины его уже не трогают, он взирает на них совершенно безучастно. Апатия и внутреннее безразличие, как пишет Франкл, – это проявление второй фазы психологических реакций, которые делают человека менее чувствительным к ежедневным и ежечасным побоям и убийствам товарищей. Это защитная реакция, броня, с помощью которой психика пытается оградить себя от тяжелого урона. Нечто подобное, пожалуй, можно наблюдать у врачей скорой медицинской помощи или хирургов-травматологов: тот же черный юмор, те же безучастность и равнодушие.

Протест

Несмотря на каждодневные унижения, издевательства, голод и холод, заключенным не чужд бунтарский дух. По словам Виктора Франкла, самое большое страдание узникам приносила боль не физическая, а душевная, возмущение против несправедливости. Даже при осознании того, что за неповиновение и попытку протеста, какого-то ответа мучителям заключенных ждала неминуемая расправа и даже смерть, то и дело все равно возникали маленькие бунты. Беззащитные, измученные люди могли позволить себе ответить эсэсовцам если не кулаком, так хотя бы словом. Если это не убивало, то приносило временное облегчение.

Регресс, фантазии и навязчивые мысли

Вся душевная жизнь сужается до довольно примитивного уровня. «Психоаналитически ориентированные коллеги из числа товарищей по несчастью часто говорили о «регрессии» человека в лагере, о его возвращении к более примитивным формам душевной жизни, – продолжает автор. – Эта примитивность желаний и стремлений ясно отражалась в типичных мечтах заключенных. О чем чаще всего мечтают заключенные в лагере? О хлебе, о торте, о сигаретах, о хорошей горячей ванне. Невозможность удовлетворения самых примитивных потребностей приводит к иллюзорному переживанию их удовлетворения в бесхитростных грезах. Когда же мечтатель вновь пробуждается к реальности лагерной жизни и ощущает кошмарный контраст между грезами и действительностью, он испытывает что-то невообразимое». Появляются навязчивые мысли о еде и не менее навязчивые разговоры о ней, которые очень сложно остановить. Каждую свободную минуту узники стараются общаться на тему еды, о том, какие любимые блюда были у них в былые времена, о сочных тортах и ароматной колбасе.
Франкл: «Кто не голодал сам, тот не сможет представить себе, какие внутренние конфликты, какое напряжение воли испытывает человек в этом состоянии. Он не поймет, не ощутит, каково это – стоя в котловане, долбить киркой неподатливую землю, все время прислушиваясь, не загудит ли сирена, возвещающая половину десятого, а затем десять; ждать этого получасового обеденного перерыва; неотступно думать, выдадут ли хлеб; без конца спрашивать у бригадира, если он не злой, и у проходящих мимо гражданских – который час? И распухшими, негнущимися от холода пальцами то и дело ощупывать в кармане кусочек хлеба, отламывать крошку, подносить ее ко рту и судорожно класть обратно – ведь утром я дал себе клятвенное обещание дотерпеть до обеда!»
Мысли о еде становятся главными мыслями всего дня. На этом фоне исчезает потребность в сексуальном удовлетворении. В противоположность другим закрытым мужским заведениям в концлагерях не было тяги к похабничанью (не считая начальной стадии шока). Сексуальные мотивы не появляются даже в снах. А вот любовная тоска (не связанная с телесностью и страстью) по какому-либо человеку (например, по жене, любимой девушке) проявляется очень часто – и в сновидениях, и в реальной жизни.

Безбудущность

Тем не менее лагерная действительность влияла на изменения характера лишь у тех узников, кто опускался как в духовном, так и в чисто человеческом плане. Это случалось с теми, кто больше не чувствовал вообще никакой опоры и никакого смысла в дальнейшей жизни.
«По единодушному мнению психологов и самих заключенных, человека в концлагере наиболее угнетало то, что он вообще не знал, до каких пор он будет вынужден там оставаться, – пишет Франкл. – Не существовало никакого срока! Даже если этот срок еще мог обсуждаться <...> он был неопределенным настолько, что практически становился не просто неограниченным, а вообще безграничным. «Безбудущность» настолько глубоко вошла в его сознание, что он воспринимал всю свою жизнь только под углом зрения прошлого, как уже прошедшее, как жизнь уже умершего».
Нормальный мир, люди, находящиеся по ту сторону колючей проволоки, воспринимались узниками как нечто бесконечно далекое и призрачное. Они смотрели на этот мир, словно мертвые, которые смотрят «оттуда» на Землю, понимая, что все, что они видят, утрачено для них навсегда.
Отбор узников не всегда происходил по принципу «налево» и «направо». В некоторых лагерях их делили на четыре группы. Первая, которая составляла три четверти всех новоприбывших, отправлялась в газовые камеры. Вторую направляли на рабские работы, в ходе которых подавляющее большинство тоже погибало – от голода, холода, побоев и болезней. Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялась на различные медицинские эксперименты - в частности, к знаменитому доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «Ангел смерти». Опыты Менгеле над заключенными включали анатомирование живых младенцев; впрыскивание химических веществ в глаза детям с целью изменения цвета глаз; кастрацию мальчиков и мужчин без использования анестетиков; стерилизацию женщин и т. д. Представители четвертой группы, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными: в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка.

Отсутствие смысла

Всем врачам и психиатрам давно известно о самой тесной связи между иммунитетом организма и волей к жизни, надеждой и смыслом, которыми человек живет. Можно даже сказать, что тех, кто утрачивает этот смысл и надежду на будущее, смерть поджидает на каждом шагу. Это можно наблюдать на примере вполне еще крепких стариков, которые «не хотят» больше жить – и довольно скоро действительно умирают. Людей, готовых к смерти, последняя обязательно найдет. Поэтому в лагерях часто умирали от безысходности. Те, кто долгое время чудесным образом противостоял болезням и опасностям, наконец, утрачивали веру в жизнь, их организм «послушно» сдавался инфекциям, и они уходили в мир иной.
Виктор Франкл: «Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как». Надо было в той мере, в какой позволяли обстоятельства, помочь заключенному осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, а это дало бы ему силы перенести наше кошмарное «Как», все ужасы лагерной жизни, укрепиться внутренне, противостоять лагерной действительности. И наоборот: горе тому, кто больше не видит жизненной цели, чья душа опустошена, кто утратил смысл жизни, а вместе с ним – смысл сопротивляться».

Свобода!

Когда над концлагерями начали один за другим водружаться белые флаги, психологическое напряжение узников сменилось расслабленностью. Но и только. Как ни странно, никакой радости заключенные не испытывали. Лагерники так часто думали о воле, об обманчивой свободе, что она утратила для них реальные очертания, поблекла. После долгих лет каторжного заточения человек не способен быстро адаптироваться к новым условиям, пусть даже самым благоприятным. Поведение тех, например, кто побывал на войне, даже показывает, что, как правило, человек не может привыкнуть к изменившимся условиям никогда. В своей душе такие люди продолжают «воевать».
Вот как описывает свое освобождение Виктор Франкл: «Вялыми, медленными шагами плетемся мы к лагерным воротам; нас буквально ноги не держат. Пугливо оглядываемся, вопросительно смотрим друг на друга. Делаем первые робкие шаги за ворота… Странно, что не слышно окриков, что нам не грозит удар кулака или пинок сапогом. <…> Добираемся до луга. Видим цветы. Все это как бы принимается к сведению – но все еще не вызывает чувств. Вечером все снова в своей землянке. Люди подходят друг к другу и потихоньку спрашивают: «Ну скажи – ты сегодня радовался?» И тот, к кому обращались, отвечал: «Откровенно говоря – нет». Отвечал смущенно, думая, что он один такой. Но такими были все. Люди разучились радоваться. Оказывается, этому еще предстояло учиться».
То, что испытали освобожденные узники, в психологическом смысле можно определить как выраженную деперсонализацию – состояние отстраненности, когда все вокруг воспринимается как иллюзорное, ненастоящее, кажется сном, в который еще невозможно поверить.