Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Работы герберта. Социология герберта спенсера

(1820-1903) - английский философ, социологи психолог Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837-1841), затем сотрудничал в журнале Economist (1848-1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды С. изложил в десятитомном труде Система синтетической философии (System of synthetic philosophy, v. 1-10, L., 1862-1896), в которую входили Основные начала, Основания биологии, Основания психологии, Основания социологии, Основания этики. В своей философской концепции С. следовал за позитивизмом Конта, хотя и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Мил-ля, И. Кант и натурфилософские идеи Ф.В. Шеллинга. Соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, их не распространил только на природу и общество, но и на все проявления психической жизни. Стремясь соединить позитивистскую интерпретацию знания (требующую ограничиться наблюдаемыми фактами) с элементами априоризма, С. выдвинул версию, согласно которой принимаемое за априорное (самоочевидное, данное индивиду до всякого опыта) в действительности имеет опытные основания. Однако индивид этого не осознает, поскольку получает опытное знание по наследству от предшествующих поколений. В психологии С. твердо придерживался ассоцианистс-кой доктрины, господствующей в середине XIX века. Соединяя ее с принципом развития, объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Однако традиционный ассоцианизм, столь типичный для английской психологической мысли, претерпел в трактовке С. важную трансформацию, что было обусловлено опорой на принцип эволюционного объяснения всего, что происходит с организмом человека и его сознанием. С. выступил как основоположник эволюционного ассоциа-низма. Это и придало исключительную популярность его труду Основы психологии (1855). Первое издание этой книги (появившееся еще до Происхождения видов Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. Но второе издание Основ психологии (1870-1872) принесло С. всеевропейскую славу, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России. Развитие психики С. рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый вектор эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными. Особое значение в психологических объяснениях С. заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии С. утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: организм - среда как особой целостности, эволюционирующая по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей С, согласно которой жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним. С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал С, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания. Из этого следовало, что все психологические категории должны быть пересмотрены с точки зрения их служебной роли в выживании. Они не функции или явления сознания, как данное субъекту в процессе самоотчета о нем, а различные группировки операций (таких как восприятие, память, разум и др.), посредством которых реализуется приспособление к среде. Тем самым С. принадлежал приоритет в такой трактовке фактов сознания, при которой они соотносились бы как с внутриорганизменными связями, так и с внешними по отношению к нему характеристиками процессов. Отсюда радикально менялся взгляд на предметную область психологии, которая в те времена ограничивалась внутри психическими процессами. Для середины XIX в. учение С. было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интрос-пекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался С, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. С. же доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их сосуществованиям и последовательностям. Из этого явствовал эклектический характер психологического учения С, стремившегося примирить под эгидой эволюционной теории субъективную психологию с объективной. С. принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка. В России влияние С. испытал И.М. Сеченов, поставивший своей задачей при объяснении психического развития примирить Спенсера с Гельмгольцем и на этом основании разработать новое учение об элементах мысли. Взгляд С. на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем - инструментализму. Известное влияние на психологию оказали и другие положения С, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды С. потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии. Основные труды С: Works, v.l -18, L- N.Y., 1910. В рус пер. Собрание сочинений, т. 1-7, СПб, 1866-1869, (2-изд. 1898-1900); Автобиография, ч. 1-2, СПб., 1914. А. И. Липкина, М.Г. Ярошевский

Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.

Как и Конт , он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами , а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что об­щество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.

Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Соглас­но Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естест­венного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рас­сматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, кото­рые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социаль­ный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция).

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).

3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и эконо­мических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов

В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в на­учный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.

Герберт Спенсер основные идеи английского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Спенсер основные идеи кратко

Герберт Спенсер является основоположником органического направления в социологии. Он рассматривал общество как живой, биологический организм. Главные труды мыслителя — «Политические учреждения», «Основные начала» и «Система синтетической философии» в 3-ех томах.

  • Социальный мир является прямым продолжением мира природы. Сам же мир эволюционирует в 3-ех стадиях – доорганическая, органическая, недорганическая.
  • Создал теорию общества. Согласно ей существует научная пирамида: математика – биология – психология – социология – развитие человеческой психики. На пике пирамиды происходит формирование абстрактного мышления и представление про абстрактные сущности. Общество по Спенсеру – это сущность, тотальность по отношению к индивиду, реальность, которая не сводится к людям и является самодостаточной сама по себе. Общество – это организм подобный живому. Основные его характеристики: прогрессивная дифференциация структуры и строения, непрерывный рост, увеличение внутренней связанности и массы (прогрессивная интеграция), прогрессивная дифференциация отправления функций. Общество прогрессирует в направлении роста определенности и многообразия, объема и связанности.
  • Выделил базисные подсистемы общества, функционально едины. Это:
  1. Пищеварительная система – это промышленная организация общества, производительная деятельность. Она обусловлена геологией, экологией, географией, демографией.
  2. Распределительная система – это коммуникативные средства общества (дороги, пути сообщения, агенты, региональные связи) и система разделения труда.
  3. Регулятивная система – это тратящая и правящая система, которая основана на кооперации. Данная система возникает в результате общественных войн. Компоненты регулятивной системы: армия, финансы, правительство, банки. Со временем система усложняется.
  • По Спенсеру существуют базисные институты: церковные учреждения, обряд, семья, политика. Функция церковного учреждения – это сплочение общества путем осуществления правил поведения и обрядов поклонения. Когда ритуальный контроль заменяется нравственным, то церковь утрачивает свое значение. Обряд – это первичная форма политического и военного контроля, более древняя, чем церковная или политическая. Возникает для сплоченности общества. Формы семьи — эндогамия и экзогамия. Формы брака — полигамия (в военном обществе), полиандрия, моногамия (в промышленном обществе). Политические учреждения и организации – это организации, которые связаны с формой политического контроля на отдельной территории.
  • Выделил 2 типа общества – военное и промышленное. Военное общество занимается завоеванием территорий и новой рабочей силы. Его экономика построена на принудительной рабочей силе. В нем главным политическим институтом является государство. Промышленное общество характеризуется свободной кооперацией на базе взаимовыгодного контракта. Основу его экономики составляет система разделения труда на основе торговых и промышленных взаимодействий. Основные черты промышленного общества — свобода совести, географическая свобода политических взглядов и индивида, армия для народа.
  • Философия изучает феномены чувственного характера, поддающиеся систематизации.
  • Главная задача философской науки – примирение религии и науки.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Герберта Спенсера.

Спенсер Герберт (Herbert Spencer) (27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - британский философ и религиовед (рис. 2). Г. Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем в 1848-1853 гг.- помощником редактора в журнале “Экономист”. Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, последовательно реализуя составленную им для себя обширную писательскую программу. Несмотря на финансовые затруднения и длительные периоды неработоспособности из-за болезни, Г. Спенсер завершил издание своего главного труда - многотомной “Синтетической философии” - и внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. Жил Г. Спенсер в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы. Он умер в Брайтоне в 1903 г.

Рис. 2

Взгляды Г. Спенсера на религию разбросаны по многим его работам. Для религиоведения наиболее важными являются следующие его сочинения: “Первые принципы” (1862), “Принципы социологии” (1876-1896), “Природа и реальность религии” (1885).

Центральное место в философии Г. Спенсера занимает идея эволюции, которая понимается им как плавный и постепенный прогресс. Источником этого прогресса является взаимодействие внутренних и внешних сил, а его сущность состоит в преобразовании однородного в разнородное. Применяя эти общефилософские принципы к сфере религии, Г. Спенсер выдвинул положение о том, что возникновение религии связано с чувством страха перед умершими предками. В ходе эволюции человека и общества из единообразного для всех первобытных людей почитания предков возникают разнообразные представления о сверхъестественных сущностях и богах.

Краткая биография

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Воззрения

В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук.

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873--1881). Спенсер -- основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, -- это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903. Спенсер выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое".

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе “Основные начала” различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”.

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем “простого возрастания”. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. , где доминирует , характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) ; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  • общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение свободы

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, свободная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».