Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Древнегреческие философы имена. Философы древней греции

Клеонид - древнегреческий теоретик музыки

О позднем эллинизме можно говорить как об эпохе, относящейся к первым векам нашей эры. В это время традиция развития музыкальной теории и эстетики не прерывается. От этой эпохи до нас дошли несколько довольно значительных трактатов по музыке. Среди них трактаты Клеонида, Гауденция, Элиния, Эвклида, Птолемея, Никомаха и других.

Собственно говоря, трактат Плутарха "О музыке", о котором говорилось ранее, относится к этому же времени. Но он стоит несколько особняком. Плутарх стремился реставрировать в нём всю греческую классику - и Платона, и Аристотеля, и Пифагора. В этом своём стремлении к синтезу, к объединению самых различных точек зрения, Плутарх уникален среди всех античных теоретиков музыки. Но в целом развитие музыкальной мысли в эпоху эллинизма пошло по другому пути: оно шло не к синтезу, а, напротив, к противопосталению различных направлений внутри музыкальной теории. Особенно сильно и ярко в эту эпоху обнаружилось противопоставление двух линий в развитии античной теории музыки: одной, идущей от Аристоксена, и другой, связанной с пифагорейской эстетикой.

Поляризация двух направлений внутри музыкальной эстетики - аристоксеновской и пифагорейской - происходит в таких острых формах, что это даёт основание полагать, что между этими направлениями существовала жестокая борьба. Соотношение сил в этой борьбе складывалось не в пользу линии Аристоксена, более значительной и по количеству трактатов, и по своему влиянию была пифагорейская традиция. К аристоксеновской традиции следует отнести Клеонида и Гауденция, к пифагорейской - Эвклида, Птолемея, Никомаха.

Клеонид (Κλεονείδης, не ранее II и не позже IV вв. н. э.) — древнегреческий теоретик музыки . Гипотетический автор «Введения в гармонику» (Εἰσαγωγὴ ἁρμονική). Гармоника (др.-греч. ἁρμονική, лат. harmonica) в античности, в Средние века и в эпоху Возрождения — наука и учение о звуковысотной структуре музыки, т.е. о гармонии. Также «гармониками» назывались учебники по гармонии. Античная гармоника — прообраз современной научной и учебной дисциплины гармонии (отрасли музыкознания).

Трактат Клеонида был переведён на латинский язык в 1497 году и долгое время служил одним из важнейших источников для знакомства гуманистов Возрождения с музыкальной эстетикой античной Греции. В нём совершенно отчетливо сказывается влияние аристоксеновской эстетики, ориентированной на практику музыкального восприятия и исполнения. Как и Аристоксен, Клеонид говорит о необходимости единства между теорией и практикой музыки. Поэтому гармонику он определяет как "теоретическую и практическую науку, занимающуюся исследованием природы гармонического". Аристоксен выделяет семь частей гармонии - звуки, интервалы, роды, системы, лады, модуляции и составление мелодий - и каждому из них посвящает специальную главу этого трактата. Он говорит о высоте, понижении и напряжении звуков, о трёх родах - диатонике, хроматике, энгармонике, о пяти видах интервалов. В главе о ладах Клеонид перечисляет тринадцать установленных Аристоксеном ладов, а затем останавливается на этосе отдельных ладов и модуляций. В целом Клеонид развивает традицию практического отношения к музыке, следуя в этом за Аристоксеном.

Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики Цитата сообщения Barucaba

Гауденций

Ещё одним представителем "гармоников", последователем и сторонником Аристоксена был греческий писатель Гауденций. Гауденций (греч. Γαυδέντιος, лат. Gaudentius) — древнегреческий теоретик музыки, автор трактата «Введение в гармонику» (εἰσαγωγὴ ἁρμονική). О личности и времени жизни Гауденция не сохранилось никаких сведений. Обычно его относят к довольно длительному промежутку времени между II и V веком. Более точную дату установить трудно, хотя некоторые исследователи относят Гауденция к III - IV векам. Косвенным свидетельством поздней (эллинистической) датировки трактата может служить упоминание Гауденцием того факта, что в его дни музыканты пользуются только диатоникой, в то время как хроматика и энармоника оставлены в прошлом.

Трактат Гауденция "Введение в теорию гармонии" состоит из двадцати одной главы и небольшого введения. В этом введении Гауденций довольно чётко и определённо формулирует свои эстетические позиции. Прежде всего Гауденций говорит о необходимости изучения музыкальной теории. "Для посвященных пою - двери заприте профаны!" - поистине с этих слов следует начинать, принимаясь за такое дело".

Но вместе с тем, Гауденций считает, что одного знания теории далеко недостаточно. Необходимо также практическое упражнение, развитие слуха. Музыкант должен на слух различать как созвучные, так и несозвучные, диссонирующие звуки. Это главный критерий в оценке музыкального искусства. Без практического умения и природной одарённости все знания музыкальной теории остаются абстрактными и ненужными. "Тот же, кто лишен природного слуха, либо же не упражняет слух - пусть уйдёт, услышав одни лишь слова: для его слуха двери стались запертыми. Ибо он затыкает как бы уши и, присутствуя, не воспринимает своими чувствами то, о чем идёт речь. Итак, мы приступаем, обращаясь именно к тем, кто на практике старается развить и тренировать свой слух".

Эта аппеляция к слуху, к реальному и живому восприятию музыки чрезвычайно важна. Она убедительно показывает, что даже в эпоху позднего эллинизма, не смотря на математическую традицию в музыкальной теории всё ещё оставалась сильна традиция Аристоксена с её ориентацией на музыкальную практику, живое человеческое чувство.

Большой интерес представляет то, каким образом Гауденций определяет природу музыкальной гармонии. "Звучание, - говорит он, - может быть гармоничным (эммелес), либо негармоничным (экмелес). Тот вид звучания, который характеризуется рациональными интервалами и не отличается ни недостатком, ни избытком звучания, является гармоничным, а тот, в котором граничащие интервалы отличаются некоторым избытком или недостатком звучания, будет негармоничным. Таким образом гармоничный и негармоничный виды звучания противополагаются друг другу по своим свойствам".

Трактат Гауденция отличается четким и ясным определением главных понятий музыки. Прежде всего Гауденций начинает с теории звука. По его определению, звук это такой вид звучания, который характеризуется свойствами: тембром , местом (позицией) и длительностью . Каждый звук занимает определённое место в системе других звуков, отчего одни звуки произносятся более высокими, а другие более низкими. Длительность представляет собой время, необходимое для того, чтобы обнаружился имеющий место ритм. Но некоторые звуки могут иметь одинаковую длительность и занимать одинаковое место, и тем не менее отличаться характером звучания. Это отличие будет заключаться в тембре.

Гауденций вводит в музыкальную теорию деление звуков на четыре вида: омофонические, симфонические, диафонические и парафонические. Омофоническими он называет те звуки, которые занимают одинаковые позиции, то есть равны по высоте. Под симфоническими он подразумевает такие звуки, которые при их совместном исполнении сливаются и становятся созвучными (симфоничными). Диафонические же звуки, напротив, никогда не сливаются друг с другом и не составляют мелодии. Парафонические звуки, в классификации Гауденция, занимают промежуточное положение между симфоническими и диафоническими, то есть могут быть и теми, и другими.

Переходя к интервалам, гауденций подразделяет их на созвучные и несозвучные, большие и малые, первичные и простые. Различия между ними должны определяться не метематическим путём, как полагают "каноники", а посредством слуха. Именно слух должен быть гланым критерием в различении звуков и интервалов. "Являются ли созвучия гармоническими и симфоническими или нет, распознают на слух. Ибо разница между симфоничными и диафоничными звуками, а также между мелодическими или немелодическими определяется в основном характером эхо".

Ancient Greek Music



В этом признании роли слухового восприятия опять-таки проявляется влияние эстетики Аристоксена, и оно было прямым отрицанием пифагорейской эстетики. Правда, в своём трактате Гауденций довольно подробно излагает известные истории об открытии Пифагором определённых числовых отношений, лежащих в основе созвучий, и говорит о трёх способах определения величины этих созвучий (по весу молотков, по длине натянутых струн и по линейке).

Трактат Гауденция интересен прежде всего как отражение и развитие аристоксеновской теории музыки. Пифагорейская линия представлена в нём как определённый довесок, как необходимая дань общепринятому. Во всяком случае, во всём том, в чём Гауденций оригинален, самостоятелен, он идёт от эстетики Аристоксена, тогда как всё традиционное, каноническое оказывается связанным с идеями пифагорейской школы.

Лит.: Шестаков В. История музыкальной эстетики

Великие мыслители древней Греции.


Платон Афийский

Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён согласно определённому плану. По убеждениям Платона, мир, задуманный и созданный Вечносущим Богом, одушевлён и божествен.

Платон в одном из своих диалогах писал: «Весь этот замысел Вечносущего Бога относительно Бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким…одинаково распространённым во все стороны от центра… В его центре построивший дал место душе, откуда распространил её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне».

В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога – Творца. Его Платон называет Демиургом, что значит Мастер. По мнению Платона, Демиург для устройства Вселенной создал особое вещество в виде смеси двух сущностей – «неделимой идеальной» и «делимой материальной». Потом Демиург «рассёк состав по длине на две части», свернул их и из одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку остальных небесных тел – «разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных интервалов».

Это деление, определяющее расстояние между Землёй и орбитами светил, называют платоновской гармонией сфер.

Относительные расстояния от Земли до светил получились такими:

Луна – 1, Солнце – 2, Венера – 3, Меркурий - 4 , Марс - 8, Юпитер -9, Сатурн – 27.

На самом деле предложенные Платоном интервалы никак не связаны с действительностью, они имеют только историческое значение. Но в развитии астрономии принцип поиска закономерностей в размерах орбит сыграл достаточно важную роль.

В одном из наиболее поздних своих диалогов - «Тимее» Платон упомянул о подвижности Земли: «Земле же кормилице нашей, он (Демиург (авт).) определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей дня и ночи».

Это движение Земли противоречило вращению, которое философ приписывал небу и звёздам.

Возможно, Платон в своих выводах по движению небесных тел сомневался и не определился, какое вращение предпочесть.

В основанной Платоном Академии Философ читал лекции о создании мира, о нравственности. Что касается нравственности, то одним из примеров его убеждений является то, что он не одобрял дорогие наряды на молодых людях и даже осуждал эту, как он утверждал, женскую страсть к нарядам и украшениям. Он понимал, что молодым людям хотелось нравиться, что они чувствовали себя гораздо лучше в дорогих и красивых нарядах, чем в одноцветной хламиде, но многолетние привычки Платона не соглашаются с доводами его разума. Он был широкоплеч, красив, статен – он благороден. И простой наряд, считал философ, лишь подчёркивал его благородство.

Из школы философии Платона вышло много учеников, ставших впоследствии мыслителями, учёными, логиками. Некоторые из них следовали взглядам своего учителя, другие не во всём соглашались с великим философом и создавали свои, противоположные идеям Платона теории. Так зарождалась наука – в противоречиях и спорах, надо сказать, и не только в древние века. Так она развивается и по настоящее время.

Говоря о правильных и ошибочных точках зрения на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Платону, хочется отметить, что есть «вечные» вопросы, ответы на которые и сейчас являются неоднозначными. Вопрос о сотворении мира, т. е. о возникновении Вселенной – может ли когда-нибудь кто-то точно или с большой степенью вероятности ответить – как это произошло.

Или, к примеру, где искать Атлантиду? Что произошло на планете в то время, когда исчезла Атлантида? Поразительно, но в своё время Платон также писал о катастрофе, приведшей к гибели атлантов и их среды обитания. Платон в своих работах указывал, что Атлантида располагалась за проливом Гибралтар в Атлантике. Древнегреческий учёный привёл две весьма приблизительные даты гибели Атлантиды: одиннадцать и двенадцать тысяч лет назад, если вести счёт от нашего времени.

О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру, увы, только он один, великий философ Древней Греции – Платон. Но Платон же, по его утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона. (Год рождения Солона не установлен, но известно, что в 594 г. до н. э. он был архонтом в Афинах. Дата его смерти также не известна. Дожил Солон до глубокой старости).

Полулегендарная – полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил её своими детьми».

Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон – праправнуком Кодра. Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а быть может прочёл в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.

В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. От этого труда, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение наших современников точностью совпадений многих процессов, происходящих на планете, приведших к гибели загадочного острова, с данными современных учёных. Платон рассказывает о великом и могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях». Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова – в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море. Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона не сообщает ничего об Атлантиде.

Аристотель Стагирский

Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.

Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.

Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.

Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.

Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.

Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.

Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.

Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.

Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.

В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.

После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.

После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.

Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.

При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.

Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.

Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной. Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия. Какие же факторы сформировали древнегреческую философию? Какими школами, философами и идеями она была представлена? Рассмотрим подробнее в статье.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, и .
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а – огню.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся . Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля.

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
  • он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
  • у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Итоги

Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет. В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам. Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом.

Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии. Духовная Европа имеет место рождения» , - сказал Э. Гуссерль, немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это место – Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той или иной форме высказывает большинство философов самых различных направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями» , - писал К. Маркс.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии - качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.

Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской школы. Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания.

Фалес. (625 г. до н. э. – 547 г. до н. э.) Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды. Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимен. (ок. 585 г. до н. э. – ок. 525 г. до н. э.) Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни. Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в воде и только потом вышла на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н. э. – ок. 475 г. до н. э.) Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность, т. к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту закономерность он называл логосом. «Все совершается через борьбу и по необходимости» . Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной с ней”, говорил он. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н. э. – 360 г. до н. э.) Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т. е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

Сократа. Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества

Аристотель (384 -322 до н. э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. Этика Аристотеля тесно связана с его учением о душе. Душа, по его мнению, принадлежит только живым существам. Душа разумная присуща только человеку, она не является энтелехией, оно отделима от тела, не прирожденна ему, бессмертна.

Философия Древней Греции является ярким периодом в истории этой науки и является самой завораживающей и таинственной. Именно поэтому такой период назвали золотым веком цивилизации. Античная философия играла роль особого философского направления, которое существовало и развивалось с конца 7 века до нашей эры и до 6 века нашей эры.

Стоит отметить, что рождению древнегреческой философии мы обязаны великим мыслителям Греции. В их время они были не так известны, но зато в современном мире о каждом из них мы слышали со времен школы. Именно древнегреческие философы внесли в мир свои новые знания, заставляя по-новому взглянуть на бытие человека.

Известные и мировые философы Древней Греции

Когда идет речь о древнегреческой философии, на ум приходит Сократ-один из первых мыслителей, который использовал философию как способ познания истины. Его главным принципом было то, что для познания мира человеку требуется по-настоящему узнать себя истинного. Иными словами, он был уверен, что с помощью самопознания любой желающий сможет достигнуть настоящего блаженства в жизни. В учении говорилось о том, что человеческий разум толкает людей на добрые поступки, ведь мыслитель никогда не будет совершать дурные дела. Собственное учение Сократ преподносил в устной форме, а его знания записывали в свои сочинения ученики. А благодаря этому мы сможем прочесть его слова в наше время.

“Сократический” способ ведения споров давал понять, что истина познается только в споре. Ведь именно с помощью наводящих вопросов можно заставить обоих противников признать свое поражение, а потом заметить справедливость слов своего оппонента. Сократ также считал, что человек, который не занимается политическими делами, не имеет права осуждать деятельную работу политики.

Философ Платон ввел в свое учение первую классическую форму объективного идеализма. Такие идеи, среди которых была высшая (идея блага), были вечными и неизмененными образцами вещей, всего . Вещи же в свою очередь играли роль отражения идей. Эти мысли можно найти в сочинениях Платона, таких как “Пир”, “Государство”, “Федр” и др. Ведя диалоги со своими учениками, Платон часто говорил о прекрасном. Отвечая на вопрос “Что есть прекрасное”, философ давал характеристику самой сущности красоты. В итоге Платон пришел к выводу, что своеобразная идея играет роль всего прекрасного. Познать это человек сможет только во время вдохновения.

Первые философы Древней Греции

К философам Древней Греции относится и Аристотель, который был учеником Платона и воспитанником Александра Македонского. Именно он стал основоположником научной философии, ведя учения о возможностях и осуществления человеческих способностей, материи и форме мыслей и идей. В основном его интересовали люди, политика, искусство, этнические взгляды. В отличие от своего учителя Аристотель видел прекрасное не в общей идее, а в объективном качестве вещей. Для него истинной красотой были величина, симметрия, пропорции, порядок, иными словами, математические величины. Поэтому Аристотель считал, что для достижения прекрасного человек должен заниматься математикой.

Говоря о математике нельзя не вспомнить о Пифагоре, который создал таблицу умножения и собственную теорему с его именем. Этот философ был уверен, что истина кроется в изучении целых чисел и пропорций. Даже было развито учение о “гармонии сфер”, в котором указывалось, что весь мир представляет собой отдельный космос. Пифагор со своими учениками задавался вопросами музыкальной акустики, которые были решены соотношением тонов. Вследствие этого был сделан вывод, что красота является гармоничной фигурой.

Ещё одним философом, который искал красоту в науке, был Демокрит. Он открыл существование атомов и посвятил свою жизнь поиску ответа на вопрос “Что есть красота?”. Мыслитель утверждал, что истинной целью существования человека является его стремление к блаженству и благодушию. Он считал, что не стоит стремиться к любому наслаждению, и нужно познать лишь к тому, которое хранит в себе красоту. Определяя красоту, Демокрит указал, что к прекрасное имеет свою меру. Если её переступить, то даже самое настоящее наслаждение превратится в мучение.

Гераклит видел красоту пропитанной диалектикой. Мыслитель видел гармонию не статичным равновесием, как Пифагор, а постоянно пребывающее в движении состояние. Гераклит утверждал, что красота возможна только с противоречием, которое является созидателем гармонии и условием существования всего прекрасного. Именно в борьбе между согласием и спором Гераклит видел образцы истинной гармонии красоты.

Гиппократ-это философ, труды которого стали известными в области медицины и этики. Именно он стал основателем научной медицины, написал сочинения о целостности человеческого организма. Учеников он учил индивидуальному подходу к больному человеку, вести истории болезней, врачебной этике. Ученики учились у мыслителя обращать внимание на высокий моральный облик врачей. Именно Гиппократ стал автором известной клятвы, которую дает каждый, кто становится врачом: не навреди пациенту.

Периодизация древнегреческой философии

По мере того, как древнегреческие философы сменяли друг друга и становились представителями новых учений, в каждом веке ученные находят яркие отличия в изучении науки. Именно поэтому периодизацию развития философии Древней Греции принято делить на четыре главных этапа:

  • досократовская философия (4-5 вв до н.э.);
  • классический этап (5-6 вв до н.э.);
  • эллинский этап (6 век до н.э-2 век н.э.);
  • римская философия (6 век до н.э.-6 век н.э.).

Досократовский период-это время, которое было обозначено в 20 веке. В этот период существовали философские школы, которые вели философы до Сократа. Одним из них был мыслитель Гераклит.

Классический период-это условное понятие, которое обозначало расцвет философии в Древней Греции. Именно в это время появились учения Сократа, философия Платона и Аристотеля.

Эллинский период-это время, когда Александр Македонский образовал государства в Азии и Африке. Для него характерно рождения стоического философского направления, рабочая деятельность школ учеников Сократа, философия мыслителя Эпикура.

Римский период-это время, когда появились такие известные философы, как Марк Аврелий, Сенека, Тут Лукреций Кар.

Философия в Древней Греции появилась и усовершенствовалась в период появления рабовладельческого общества. Тогда такие люди делились на группы рабов, которые занимались физическим трудом, и на общество людей, которые занимались умственным трудом. Философия не появилась бы, если своевременно не произошло развитие естествознания, математики и астрономии. В античное время естествознания никто ещё не выделял как отдельную область для человеческого познания. Каждое знание о мире или о людях включалось в философию. Поэтому древнегреческую философию прозвали наукой наук.