Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Неохотно и несмело пробивается трава. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева: образ грозы и особенности композиции

Создавая очередное своё прекрасное произведение Тютчев Фёдор Иванович постарался внести в него индивидуальный смысл, и понимание того, что происходит вокруг. Описывая природу, он как бы вместе с ней переживает непогоду, а именно такую стихию как гроза.

Только начиная читать данное произведение читатель может заметить как тонко автор показал изменения состояния природы, которая подверглась обрушению на неё грозовой тучи и ненастной погоды. Стоит отметить, что автор подчеркнул то, что гроза в данном случае стала неожиданностью и пугала, своей надвигающейся неизвестностью.

Более того, использование однокоренных слов и их повтор, который встречается в стихотворении зеленеющие и зеленее позволяет увидеть и почувствовать изменения, которые появляются в природе во время дождя, грозы и непогоды.

Важным будет отметить, что в предпоследней строчке был применен синтаксический параллелизм, и это поспособствовало передаче моментальных перемен, случающихся и на земле, и в небе.

В конце стихотворения так называемая буря непогоды всё же уступает, и на небе появляется солнце, но читатель может понять, что буря ещё рядом, он как бы наблюдает, за тем что происходит вокруг, медленно отступая.

Анализ стихотворения Неохотно и несмело

Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире. Тютчев – и есть тот самый человек, который видит и умеет замечать самые маленькие и незаметные для простого человека прекрасные мгновения нашей жизни.

Природа – это основное дарование, данное человеку свыше, как считает поэт. Именно в ней можно найти то, что чаще всего трудно и почти невозможно найти в человеческом существе. Природа – это и красота реальная, и вместе с тем – духовная. Умея чувствовать духовную красоту природы, никогда не будешь одинок, и всегда будешь счастлив. Тютчев не скрывал свои мысли, он степенно проявлял их в своих произведениях. Его стихотворения славятся красотой слова, особенно произведения о природе. Особенное явление в природе для талантливого писателя – это гроза. Начало грозы, само предвкушение грозы и когда гроза уже отгремела - буквально все ее проявления этого явления природы, Тютчев обожал и любил часто о ней писать.

Стихотворение «Неохотно и несмело» Федора Тютчева – является тем образчиком проявления грозы в природе. Тютчев написал это произведение в 1849 году. Произведение произвело на его читателей большое впечатление, даже можно сказать - большое. Ведь все эмоции были переданы с большим чувством и тонкостью. Поэт постарался передать все самые незаметные эмоции и проявления грозы днем. Эта тонкая грань между писателем и природой особо тонко чувствуется в этом произведении. Тютчев сумел передать красиво и поэтично описание начала грозы весной, когда солнце хмуриться, так как слышатся дальние раскаты грома, и тучи начинаются закрывать сияющие царские лучи.

Естественно, повелителю света не нравиться такое происходящее, и оно пытается все же выглянуть и снова появиться перед всеми подданными, но тучи и властелин, гроза, никак не могут этого допустить. Так постепенно, тучи собираются сильнее, а солнце давно скрыто под ними. Все сильнее слышны раскаты грозы, и они уже не такие дальние. Природа, как будто предчувствуя что-то серьезное и грозное, затихает и полностью меняет свой лик. Ветер становиться немного сильнее, и все же продолжает поглаживать траву зеленую своими порывами. Все как бы притаилось в предвкушении и предчувствии грозы.

Само это чувство – уже по себе великолепно. Это затишье перед бурей – оно внезапно, и к тому же не может продолжаться вечно. Этот миг дарен не каждому, но кто сможет увидеть, да еще и почувствовать его – тот поистине видел прекрасное в своей жизни. Природа никогда не повторяется, и потому каждый такой миг – повторяется каждый раз по-своему.

Анализ кратко для 6 класса

Анализ стихотворения Неохотно и несмело по плану

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля -
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы -
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Другие редакции и варианты

11   Пламень беглый и летучий

Изд. 1900 . С. 149.

13   Гуще капли дождевые -

Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. Ед. хр. 5083. Л. 183 об.

20   Вся смущенная земля.

Киевлянин. 1850. Кн. III. С. 192.



КОММЕНТАРИИ:
  Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Ч. I. Л.183–183 об.; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 11.
  Первая публикация - Киевлянин . 1850. Кн. III. С. 192. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 33; Изд. 1854 . С. 67; Изд. 1868 . С. 109–110 (в Изд. СПб., 1886 , отсутствует); Изд. 1900 . С. 149–150.
  Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 255.
  Автографы имеют название «Гроза дорогой». В автографе РГАЛИ в скобках дата «6 июня 1849». В 13-й строке - «Гуще капли дождевые». Следующее стих. - «Вновь твои я вижу очи». В альбомном автографе в 13-й строке - «Чаще капли дождевые». Название («Гроза дорогой») заключено в скобки. В альбоме стихотворение находится в таком контексте: ему предшествует «Русской женщине», после него идет «Святая ночь на небосклон взошла…».
  Все названные публикации имеют название «Гроза дорогой», в Киевлянине - «Гроза». Однако, как справедливо полагает Г.И. Чулков, название во втором автографе заключено в скобки, поэтом сделана как бы помета для памяти, и стихотворение нельзя считать озаглавленным (Чулков. I . С. 307).
  Разночтения в печатных изданиях: в Киевлянине 20-я строка - «Вся смущенная земля», в Изд. 1900 11-я строка - «Пламень беглый и летучий». Возможно, здесь допущены опечатки.
  Датируется 6 июня 1849 г. на основании даты в автографе; было написано по дороге из Москвы в Овстуг.
  С.С. Дудышкин увидел в стихотворении «искусную руку мастера» и полностью процитировал, сопроводив таким комментарием: «Тут нет ни «ветреной Гебы», ни ее «громокипящего кубка», пролитого на землю среди веселого смеха; но зато есть своя чарующая прелесть в этой «смятенной земле», которая потонула в сиянии лучей солнца, проглянувшего из-за туч. Это значит изображать одною чертою то, что в другом искусстве потребовало бы множество красок. Заметим опять тот же верный глаз, уменье подмечать в явлении самые тонкие оттенки и находить им соответствующие звуки в речи (рецензент указал в особенности на третий куплет. - В.К .). <…> Все это опять напоминает ту эпоху творчества в языке, когда каждое явление в природе так легко покорялось художественному слову» (Отеч. зап . С. 64). Рецензенту из Пантеона (с. 6) не понравились образы: «принахмурилась земля», «смятенная земля». В рецензии на Изд. 1900 Е. Поселянин (Московские ведомости. 1899, 13 дек. № 343) давая высокую оценку стихотворению, полностью процитировал его в короткой рецензии и заметил, что стих. « Гроза дорогой» должно быть поставлено «в ряду удачнейших картин природы, нарисованных Тютчевым, столь выдающимся в поэзии пейзажистом».

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля» . Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам : синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.

Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит ) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула .

Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье . Произведение насыщено движением, красками, звуками.

Поэт использует разнообразные тропы : олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля ), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы ), метафоры (земля потонула, молния пробилась ).

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Ф. И. Тютчев известен своими лирическими стихотворениями удивительной красоты. В них он воспевает величие природы. Не секрет, что поэт из всех природных явлений всегда больше всего восхищался грозой. Именно о ней написал Тютчев стихотворение "Неохотно и несмело", анализ которого представлен ниже.

Поэт, воспевающий красоту природы

Анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля".

Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.

Особенности композиции

В анализе стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.

Композиция стихотворения - кольцевая. "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля" состоит из 5 строф. В начале поэт описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, небо становится темнее. Кульминационным моментом в стихотворении является вспышка молнии. Раскаты грома звучат все сильнее, ветер все больше усиливается. Но гроза проходит, и на небе начинает вновь сиять солнце.

Главная тема

Тема стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" - это ожидание грозы. Поэт всегда восхищался этим явлением природы. Для Федора Ивановича гроза ассоциировалась с молодостью, беспечностью, она приносила очищение для окружающего мира.

Предвкушение грозы - это особое состояние, когда все замирает, и от ожидания чего-то таинственного и прекрасного человек испытывает восторг. У человека обостряются все чувства, он по-другому начинает воспринимать окружающий мир. Поэт описывает грозу не как страшное явление природы. Дождь с ветром и молния словно придают ей новые силы, окружающий мир становится ярче и чище.

Образы в стихотворении

Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.

Небо и земля - это символ связи человека и Вселенной. Если рассматривать стихотворение с этой точки зрения, то тогда они становятся главными героями сюжета. А гроза - это отражение сложных отношений между ними, она показывает противоположность их стихий.

Немного мифологии

В стихотворении Федора Ивановича Тютчева "Неохотно и несмело" можно найти и некоторые мифологические зарисовки. Это момент, когда молния словно разделила небо на две части. Люди издавна боялись и в тоже время восхищались этим загадочным природным явлением.

Яркая вспышка на фоне спокойного темного неба кажется фантастической волшебной картиной. В тот миг, когда все замирает перед грозой и везде становится тихо и спокойно, вдруг появляется молния. И это переносит наблюдателя в то время, когда люди верили в легенды. В то время, когда люди поклнялись молнии, считая ее признаком божества. Они наделили ее силой, способной карать человека за его грехи.

Но Тютчев в своем стихотворении изобразил ее не карательницей людей, а предвестницей грозы, очищения. Гроза приносит с собой живительный дождь, который способен пробудить это замершее царство природы.

Литературные тропы

Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным. В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния. Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.

Чтобы передать весь этот динамизм, поэт использовал большое количество глагольной лексики. Но во второй строфе глаголы отсутствуют - это позволяет показать предгрозовое ожидание природы. Глагольная лексика отличается выразительностью и красочностью.

Также Тютчев использует и цветовые эпитеты, чтобы сделать стихотворение более ярким. И вся палитра - светлых оттенков, что подчеркивает его мнение о том, что гроза - это символ молодости и задора. Чтобы показать изменения в природе, поэт прибегает к синтаксическому параллелизму и ассонансу. Аллитерация звуков "Р" и "Г" создает звуковое сопровождение грома, а звук "С" - ассоциацию с сиянием солнца. Поэт использовал и литературные тропы: метафоры, олицетворение.

Идея стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" - в том, чтоб показать читателям, как прекрасна гроза, как восхитителен в этот миг окружающий мир. Для поэта молния не ассоциировалась ни с чем пугающим, для него она была символом очищения. Гроза - это миг волшебства, миг, когда человек становится более впечатлительным и по-другому воспринимает окружающий его мир. Поэтому в творчестве поэта часто главной героиней становилась гроза. Федор Иванович Тютчев был тонко чувствующим поэтом, который не уставал в своих стихотворениях воспевать красоту и величие природы.

Федор Тютчев являлся приверженцем романтизма, поэтому для него мир чувств и ощущений был важнее, чем материальные ценности. Он обладал редким талантом, потому что умел видеть в окружающем мире только прекрасное. Ниже представлен анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" по плану. Чтобы передать все краски природы, поэт использовал все богатство и многообразие языка.

Главная тема стихотворения

Художественные средства

В анализе стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева стоит описать и средства выразительности. Это и синтаксический параллелизм, и ассонанс, и аллитерация, благодаря которой создается звуковой образ грозы, а в последнем четверостишии - сияние солнца.

Про другие художественные средства выразительности: можно написать в "Неохотно и несмело" об эпитетах, которые помогают поэту передать все краски природы, создать радостный колорит. Следует отметить, что все описание грозы насыщено глаголами, что придает динамичность описываемой картине. Из литературных тропов поэт использовал олицетворение и метафоры, чтобы придать пейзажу еще большую выразительность.

Федор Тютчев умел очень тонко чувствовать красоту окружающего мира. И смог передать все разнообразные природные оттенки так ярко, что они каждый раз раскрываются для читателей с новой стороны. Именно такое тонкое восприятие и делает поэзию Тютчева изящной и возвышенной. И, читая ее, можно увидеть все великолепие и величие царства природы.