Надежда Гарифуллина
Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы , которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста .
В 2010 году в нашем детском саду в рамках муниципальной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи . В организации нового подразделения ДОУ оказал огромную помощь ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» г. Йошкар-Олы.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.
Задачи службы :
1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи , ее миссии, целях и задачах.
2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи , семьям с проблемными детьми.
3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье , сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе .
7. Планировать и организовывать процесс управления службой ранней помощи и непрерывного профессионального образования специалистов.
Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет : с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.
Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке , определяемым Уставом учреждения.
Перечень должностей работников Службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования науки РФ, Госкомвуза РФ от 14 августа 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. №32.
Примерное штатное расписание : руководитель Службы , методист, социальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач-педиатр, врач детский невролог, врач детский психиатр, медицинская сестра.
К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :
1. Консультативно – диагностическое направление :
Определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
Максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
Анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
Консультирование родителей по вопросам;
Обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
Реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
Создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
Консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста .
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :
Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
Обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
Проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста ;
Проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Информационно-методическое направление :
Информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства : женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов , объявлений, информационных писем;
Информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
Создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста ;
Повышение квалификации педагогов групп раннего возраста .
4. Организационное направление :
Организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;
Координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ;
Организация взаимодействия службы ДОУ и республиканского Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи ;
Организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Организационная модель службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.
1 блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ .
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе :
Развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста , реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
Коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи .
Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс;
Игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Второй блок ориентирован на оказание помощи педагогам , работающими с детьми раннего возраста . Большую часть педагогов групп раннего возраста составляли молодые воспитатели, то для них в детском саду не первый год функционирует «Школа молодого педагога» , на которой освещаются теоретические вопросы методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Практические навыки воспитатели получают при посещении и наблюдении за работой своих педагогов-наставников, а также при проведении открытых мероприятий.
В 2011- 2012 учебном году методическая работа с педагогами раннего возраста осуществлялась через педагогическое объединение «Особый малыш» , где заседания проводились не только педагогами-наставниками, но узкими специалистами : логопедами, дефектологами, психологами и т. д. Воспитатели осваивали методы и приемы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
Деятельность третьего блока в организационной структуре Службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста . Помощь оказывается через консультирование и «Школу заботливых родителей» .
Заседания «Школы заботливых родителей» носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей : компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т. д.
Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
2. Выявление детей раннего возраста , нуждающихся в психолого-педагогической помощи .
3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи .
4. Заседание ПМПк. Квалификация выявленных отклонений в развитии. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку .
5. Промежуточная диагностика.
6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи , можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Так, если в 2010-2011 году из Службы ранней помощи были выведены 35% детей, то в 2011-2012 г. г. этот показатель вырос до 68%.
Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
Целевой группой для вмешательства службы ранней помощи должны стать не только семьи с детьми-инвалидами, но также родители с детьми из группы риска и даже семьи, в которых ребенок еще не родился, заявили участники проектного семинара, посвященного созданию региональной системы ранней помощи. Семинар прошел 28 мая в Общественной палате РФ. +
«Ранняя помощь это комплекс семейно-центрированных услуг, направленный на функционирование ребенка в естественной жизненной ситуации », - заявила Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ , председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.
Если раньше специалисты ранней помощи занимались коррекцией нарушений развития у детей-инвалидов, то теперь объект внимания этой службы меняется. «Целевая группа - это дети группы риска, дети с установленной инвалидностью, дети из социальной группы риска. Т.е. не то что там инвалидность должна быть как непременное условие, а как бы ее избежать », - заявила Клочко. +
На комментарий одного из участников о том, что в Москве услуги ранней помощи получают только дети с инвалидностью, Елена Клочко ответила, что теперь будет по-другому. +
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко заявил, что специалисты должны заниматься даже теми семьями, у которых еще нет детей. +
«Вопросом здоровья ребенка нужно заниматься еще до того, как родители подумали о зачатии. Потому что все основные проблемы возникают именно в этот период. А кто с этим работает? Сейчас ВОЗ в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, партнерством по охране матерей и новорожденных детей и сетью действий по раннему развитию разрабатывают глобальную рамочную программу по стимулированию воспитания , ориентированную на содействие мероприятиям достижения необходимых результатов. В основном внимание будет уделять первым тысячам дней жизненного цикла. Это от зачатия, не от рождения », - заявил Рыбальченко.
Рыбальченко предложил внимательно отнестись к рекомендациям ВОЗ. « ВОЗ - это, пожалуй, самая сильная организация, которая занимается здоровьем ребенка », - сообщил член Общественной палаты. +
По его мнению, специалисты должны работать «не там, когда уже все обнаружили, а там, когда можно не просто информированием заниматься, а заниматься непосредственно работой по оценке здоровья, оценкой потенциала развития ребенка» . +
С этими задачами блестяще справляются некоммерческие организации (НКО), роль которых до сих пор недооценена и они недостаточно хорошо финансируются государством, считает Рыбальченко. +
В ходе дискуссии Елена Клочко подчеркнула что услуги ранней помощи - это не образовательные услуги, направленные на обучение ребенка. Они также не являются медицинскими услугами. « Услуги ранней помощи – это услуги семье » , - заявила Клочко. При этом она заявила, что служба ранней помощи также не должна находиться в ведомстве соцзащиты. Для успешного формирования сети региональных служб ранней помощи нужно « создание надведомственного органа » , считает Елена Клочко. +
Служба ранней помощи в ДОУ
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.
Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины) , коррекционного взаимодействия с детьми.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи службы:
- Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.
Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.
Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:
- Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
- Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.) , у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
- Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:
1. Консультативно – диагностическое направление:
- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- консультирование родителей по вопросам;
- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
- реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
3. Информационно-методическое направление:
- информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
- информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
- создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
- повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
- развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
- коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
- игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Так же оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста. Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых мероприятий.
Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.
Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:
- Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
- Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
- Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
- Промежуточная диагностика.
- Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
- Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
- Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
Глава 8. Организация работы в службе ранней помощи
Актуальное социально-экономическое и демографическое положение, сложившееся в России в последние десятилетия, и необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития цивилизации требуют проведения в жизнь государственной политики и управленческих решений, направленных на всемерное содействие улучшению человеческого потенциала, оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, начиная с раннего детства. В этой связи особую важность приобретает диагностика раннего развития и своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая работа с проблемным ребенком и его семьей, т.е. ранняя помощь. Система ранней помощи может обеспечивать максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе нарушений в развитии, максимально эффективной коррекции уже возникших нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также оптимального включения родителей в коррекционную работу. Одной из форм оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов могут быть службы (отделы) ранней помощи.
В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям групп биологического и социального риска, детям с выявленными отклонениями в развитии; психологической помощи и консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется организовывать службы ранней помощи как структурные подразделения (отделы) этих учреждений. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении), а также в специальных (коррекционных) школах рекомендуется организовывать службы ранней помощи по профилю учреждения. Службы (отделы) ранней помощи могут открываться в структуре дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и в различных центрах образования: в центрах диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других. При обеспечении соответствующих условий службы (отделы) ранней помощи могут функционировать как узкопрофильные, оказывающие помощь только определенным категориям детей и их семей, так и многопрофильные структуры, способные проводить диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия для детей групп риска и детей выявленными отклонениями в развитии. Подобный подход позволяет наиболее успешно использовать сетевой организационный и кадровый ресурс дошкольного или школьного образования, ресурс психолого-педагогических и медико-социальных центров или иных центров и учреждений образования, приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребенка, охватить ею как можно большее количество семей с детьми групп риска и с выявленными отклонениями в развитии.
Службы (отделы) ранней помощи открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Службы (отделы) оснащаются необходимым инвентарем, игрушками, пособиями и оборудованием в установленном порядке для специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений и учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Целесообразно организовать работу служб (отделов) как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в субботние и воскресные дни (в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения или центра). График их работы составляется с учетом потребностей родителей (законных представителей).
Деятельность службы (отдела) основана на семейно-ориентированном подходе, предполагающем работу со всей семьей. Ребенок при таком подходе является частью семейной системы, а его возможности и потенциал развития рассматриваются в контексте семейных отношений.
Служба (отдел) ранней помощи – система ценностная и не может организовывать свою работу без продуманных ценностных оснований, определяющих ориентиров в деятельности организации. Система ценностей предопределяет миссию службы, которая вырабатывается всем коллективом с учетом потребностей заказчика, клиента и учитывает реальные возможности коллектива специалистов службы (отдела).
Служба (отдел) ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах :
открытости – способности к обмену информацией с социумом, со специалистами внутри службы, с родителями, лицами их замещающими, способности отвечать на запрос социума, организаций, родителей, родительских ассоциаций, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;
партнерства – установление партнерских отношений с организациями, учреждениями, фондами, родительскими организациями, семьей ребенка, ребенком и его ближайшим окружением;
командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы команды специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности службы (отдела) ранней помощи, обменивающихся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и с семьей проблемного ребенка в своей профессиональной деятельности;
профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка - содействие и укрепление семейных ценностей, семьи в целом, как социального института, создание условий для домашнего воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии;
добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;
конфиденциальности – неразглашение служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, без согласия всех членов семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.
Целью работыслужбы (отдела) ранней помощи может быть оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка первых трех - четырех лет жизни, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе.
В связи с поставленной целью может быть определен базовый круг задач , решаемый службой (отделом) ранней помощи:
1. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи, ее миссии, цели и задачах. Работа с ближайшим социумом по формированию позитивного отношения к ранней помощи и службе ранней помощи, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами.
2. Выстраивание взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для организации дополнительного медицинского обследования и/или обеспечения квалифицированной профильной медицинской помощью, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования. Создание партнерской сети службы (отдела) ранней помощи из организаций здравоохранения, социальной защиты и образования.
3. Планирование и организация процесса комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
4. Планирование, организация и оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
5. Планирование и организация процесса оказания информационно-просветительской, консультативно-методической и психологической помощи семье, сопровождение семьи на всем протяжении ее нахождения в службе. Планирование и организация психотерапевтической помощи семье.
6. Содействие семье в дальнейшем переходе в систему дошкольного и школьного образования.
7. Планирование и организация процесса непрерывного профессионального образования специалистов службы (отдела) ранней помощи.
8. Планирование и организация процесса управления службой (отделом) ранней помощи.
Участниками образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи являются дети, их родители (законные представители), педагогические, психологические, медицинские, социальные, инженерно-технические и юридические работники учреждения.
Содержание образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура нарушения, уровень психофизического развития и т.п.), т.е. образовательный процесс может осуществляться с использованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ. Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.
Клиентами службы (отдела) ранней помощи
являются семьи с проблемными детьми первых трех - четырех лет жизни: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу (отдел) ранней помощи принимаются дети от нескольких дней жизни до 3- 4-х лет по заявлению
родителей (законных представителей) и/или направленные другими образовательными, медицинскими или социальными учреждениями с согласия родителей (законных представителей) на основании медицинской
справки о состоянии здоровья ребенка.
Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до трех - четырех лет в службу (отдел) ранней помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей:
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.
2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.
3. Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.
Зачисление семей с детьми в службу (отдел) производится на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы (отдела) ранней помощи в порядке, определяемом Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.
Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы (отдела) ранней помощи.
Примерное штатное расписание:
1. Руководитель службы (отдела);
2. Зам. рук. службы (отдела);
3. Координатор;
4. Методист;
5. Социальный работник;
6. Педагог-психолог (в соответствии с нормативом);
7. Учитель – логопед;
8. Сурдопедагог;
9. Тифлопедагог;
10. Учитель-дефектолог;
11. Музыкальный руководитель;
12. Педагог дополнительного образования;
13. Врач педиатр;
14. Врач детский невролог;
15. Врач детский психиатр;
16. Врач ЛФК;
17. Врач офтальмолог;
18. Врач сурдолог;
19. Специалист по ЛФК и массажу;
20. Медицинская сестра;
21. Медицинская сестра – ортоптистка;
22. Сурдотехник;
23. Специалист (по одному специалисту на каждый профиль работы);
24. Обслуживающий персонал.
Количество ставок по соответствующей должности определяется исходя из статуса учреждения, цели, задач, направлений деятельности и структуры службы (отдела), отраженных в Уставе учреждения, а также на основе изучения потребностей населения и количества нуждающихся в ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей и их семей.
Тарифно-квалификационные характеристики по должностям разрабатываются в соответствие с нормативными актами и ведомственной принадлежностью. Количество рабочих часов в неделю для каждого сотрудника определяется занимаемой должностью в соответствии с тарификационной системой.
Права и обязанности специалистов и обслуживающего персонала службы (отдела) определяются правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом того государственного учреждения, на базе которого она создана. Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой, педагогической и медицинской деятельностью осуществляется администрацией того государственного учреждения, на базе которого она создана.