Немецкая разработка самолета-снаряда (крылатой ракеты) «Фау-1» была первым подобным беспилотным летательным аппаратом, который использовался во время Второй мировой войны. «Фау-1», известная также под обозначениями V-1, А-2, Fi-103, состояла на вооружении немецкой армии в заключительной части войны. Название данной ракеты происходит от немецкого слова Vergeltungswaffe ( возмездия). Самолет-снаряд с боевой частью массой до тонны мог поражать цели на удалении до 250 км, а последние ракеты - до 400 км.
Проект данного оружия являлся совместной разработкой немецких конструкторов Фрица Госслау (фирма Argus Motoren) и Роберта Луссера (служащего фирмы Fieseler). В июле 1941 года плод их совместного труда, который получил шифр Fi-103, был одобрен немецким Министерством авиации, возглавляемым в те годы ближайшим сподвижником фюрера (нацистом №2, как его часто называли) рейхсмаршалом авиации Германом Герингом. Промышленное производство самолета-снаряда Фау-1 было развернуто в конце 1942 года.
Выпуск ракеты был налажен на острове Узедом, расположенном напротив устья реки Одер в Балтийском море. В годы Второй мировой войны на данном острове был расположен концентрационный лагерь «Узедом». Заключенные, содержавшиеся в данном лагере, использовались немцами на заводах, которые выпускали самолеты-снаряды Фау-1. При этом производство «чудо-оружия» в виде ракет Фау-1 и Фау-2 на несколько месяцев удалось задержать благодаря тому, что 17-18 августа 1943 года английская авиация провела масштабную воздушную операцию против объектов, расположенных на острове.
Бомбардировка острова стала возможна после того, как разведка Армии крайовой (АК) провела одну из самых своих успешных операций. Поляки смогли разработать немецкий исследовательский центр в Пенемюнде, где собирались самолеты-снаряды Фау-1 и ракеты Фау-2. Первая информация о данном стратегическом объекте появилась у АК осенью 1942 года, а в марте 1943 года в Англию был отправлен детальный рапорт, который и позволил англичанам организовать воздушную операцию против острова.
Впервые Фау-1 были массово использованы 13 июня 1944 года против Великобритании, ровно через неделю после того, как войска союзников высадились на пляжах Нормандии, открыв Второй фронт в Европе. В тот день воздушный удар был нанесен по Лондону. Позднее немцы стали использовать самолеты-снаряды для обстрела освобожденных англо-американскими войсками городов Бельгии и Голландии. Помимо этого, несколько Фау-1 было выпущено по столице Франции, откуда немецкие войска были выбиты силами Сопротивления еще до подхода основой части войск союзников.
Всего за годы войны немецкая военная промышленность успела собрать порядка 30 тысяч самолетов-снарядов «Фау-1». К 29 марта 1945 года около 10 тысяч из них были применены для обстрелов Великобритании. При этом только 3200 ракет смогли достигнуть британских островов. 2419 ракет поразили английскую столицу, потери от их применения составили 6184 человека убитыми и 17 981 ранеными. При этом около 20% ракет отказали еще на старте, 42% удалось сбить зенитной артиллерии и английской авиации, а 7% распались на части, столкнувшись с аэростатами воздушного заграждения.
Использование самолетов-снарядов Фау-1
Главными целями для немецких самолетов-снарядов Фау-1 были большие города - Лондон и Манчестер, а позднее их целями стали Антверпен, Льеж, Брюссель и даже Париж.
Вечером 12 июня 1944 немецкая дальнобойная артиллерия, которая располагалась в районе Кале на севере Франции, провела необычайно сильный обстрел Британских островов. Данный обстрел проводился с отвлекающей целью. В 4 часа утра 13 июня артиллерийский обстрел подошел к концу, и спустя некоторое время английские наблюдатели, располагавшиеся в Кенте, заметили некое подобие «самолета», который издавал нехарактерные звуки, а в его хвостовой части отмечалось яркое свечение. Замеченный аппарат продолжал свой полет над Даунсом, после чего спикировал и взорвался возле Грейвсенда в Суонскоуме. Это было падение первой ракеты Фау-1, которая взорвалась на территории Британских островов. В течение последующего часа еще 3 подобных ракеты упали в Какфилде, Бетнал-Грине и Плэтте. Затем немцы приступили к ежедневным систематическим налетам на английские города с использованием самолетов-снарядов Фау-1. Жители британской столицы прозвали их «летающими бомбами», а также «жужжащими бомбами» - за издаваемый их двигателями характерный громкий звук.
После первых налетов англичане срочно приступили к разработке плана обороны городов от нового немецкого оружия. Согласно их плану, надлежало построить 3 рубежа обороны: истребители ПВО, зенитная артиллерия и аэростаты воздушного заграждения. Для обнаружения Фау-1 было решено использовать уже развернутую сеть наблюдательных постов и радиолокационных станций. При этом аэростаты заграждения англичане разместили сразу за линией зенитных орудий, в количестве 500 штук. Количество зенитной артиллерии было срочно увеличено. 28 июня 1944 года для отражения воздушной атаки Фау-1 на Лондон использовалось уже 522 легких и 363 тяжелых зенитных орудия.
Вскоре для отражения налетов англичане начали использовать зенитные самоходные установки и только начавшие появляться ракетные установки, также было вдвое увеличено число аэростатов. Более того, королевский военно-морской флот отправлял к французскому побережью корабли, которые должны были обнаруживать запуски ракет. Данные корабли располагались в 7 милях от французского берега с интервалом между судами в 3 мили. Недалеко от кораблей несли дежурство английские истребители. При обнаружении воздушной цели корабли подавали сигнал истребителям, используя осветительные или сигнальные ракеты. При этом задача сбить самолет-снаряд была не самой простой из-за его достаточно высокой скорости полета. У пилота истребителя было не более 5 минут на то, чтобы сбить Фау-1. За это время немецкий самолет-снаряд проходил от французского побережья до зоны действия английской зенитной артиллерии, а еще через одну минуту он попадал в зону расположения аэростатов воздушного заграждения.
Для достижения наибольшей эффективности обороны от немецких самолетов-снарядов английские военные передвинули зенитную артиллерию от своих городов прямо к побережью. 28 августа 1944 года стало переломным днем для нового немецкого чудо-оружия. Из 97 самолетов-снарядов Фау-1, пересекших пролив Ла-Манш, англичане смогли сбить 92 штуки, лишь 5 ракет достигли Лондона. Последняя ракета Фау-1 упала в Англии лишь в марте 1945 года, незадолго до полной капитуляции гитлеровской Германии.
При этом немецкие ракеты Фау-1 успели нанести Великобритании действительно серьезный ущерб. Ракетами было уничтожено 24 491 здание, еще 52 293 постройки были повреждены до такой степени, что стали непригодными для жилья. Потери среди гражданского населения составили 5 864 человека убитыми, еще 17 197 человек получили серьезные ранения, 23 174 человека отделались легкими ранениями. В среднем на каждую Фау-1, которая смогла достичь английской столицы или ее окрестностей, приходилось примерно 10 убитых и тяжело раненых англичан. Помимо Лондона бомбардировке ракетами Фау-1 подвергались Манчестер, Портсмут, Саутгемптон и ряд других городов. Несмотря на тот факт, что лишь половина всех ракет достигала намеченной цели, данные удары оказывали на население Британских островов большой морально-психологический эффект.
После того, как союзники высадились во Франции и быстро отодвинули Западный фронт вглубь материка, освободив Францию и Голландию, немцы перенацелили свои удары на Льеж и Антверпен. При этом сами пусковые установки Фау-1 изначально размещались на северном побережье Франции и на территории Голландии.
Так как самолеты-снаряды Фау-1 были не в состоянии поражать точечные цели, а также объекты средних размеров, к которым можно отнести заводы или английские военно-морские базы, в конце 1944 года было принято решение поработать над пилотируемой версией Фау-1. Также такие ракеты могли использоваться против кораблей союзников в английских портах. Новая разработка получила обозначение «Рейхенберг». В средней части ракеты располагалась кабина пилота, в качестве носителей таких ракет немцы собирались использовать бомбардировщики FW-200 «Кондор» и Не-111. После того, как ракета отделялась от самолета-носителя, летчик осуществлял ее пилотирование. Обнаружив необходимую цель, он направлял на нее Фау-1, после чего, сбросив колпак кабины, катапультировался.
Естественно, шансов остаться в живых у летчиков было мало, да и в случае удачного катапультирования пилот почти гарантировано попадал в плен. Несмотря на это, немцам достаточно легко удалось набрать 250 первых добровольцев, среди которых оказалась и знаменитая немецкая летчица Ханна Рейч. Ей даже удалось успешно испытать пилотируемую версию Фау-1. Всего до конца войны немцы создали 175 пилотируемых версий Фау-1, но ни одна из них так и не была использована в бою.
Тактико-технические характеристики самолета-снаряда Фау-1:
Габаритные размеры: длина - 7,74 м, высота - 1,42 м, размах крыльев - 5,3 м, диаметр фюзеляжа 0,85 м.
Снаряжённая масса - 2160 кг.
Силовая установка - один пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Argus As 014, тяга 2,9 кН.
Максимальная скорость полета - от 656 км/ч (полная заправка) до 800 км/ч (на подлете к цели).
Максимальная дальность - 286 км.
Практический потолок - 2700-3050 м (на практике от 100 до 1000 м).
Масса боевой части - 800-1000 кг, амматол.
Емкость топливного бака - 570 л бензина.
Круговое вероятное отклонение - 0,9 км.
Стоимость крылатой ракеты (проектная) - 10 тыс. рейхсмарок, в конце войны - 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда узников концлагерей.
Источники информации:
http://dasreich.ru/armaments/aviacia/raketi/fau-1.php
http://www.calend.ru/event/4039/
http://www.weltkrieg.ru/aircrafts/259-v1.html
http://forum.guns.ru/forummessage/36/142.html
Массой 750-1000 кг. Дальность полёта - 250 км, позже была доведена до 400 км.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Фау-1 Оружие возмездия/ Vergeltungswaffe-1 V-1
✪ Суперсооружения третьего рейха. Фау 1.
✪ Запуски ракеты Р-1 (ФАУ-2) редкие архивные материалы
✪ САМОЕ БЕЗУМНОЕ ОРУЖИЕ ГИТЛЕРА
✪ Мать всех ракет - ФАУ 2
Субтитры
История
Экспериментальная станция «Куммерсдорф -Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 3 километрах к югу от Берлина , в редком сосновом лесу провинции Бранденбург. Там работали офицеры и специалисты, было лучшее испытательное оборудование, для которого разработали методику испытаний, имелись стенды для ракет на твёрдом и жидком топливе.
В 1930-е годы на полигоне Куммерсдорф Вернер фон Браун попал в подчинение к капитану Дорнбергеру , вместе с которым он трудился много лет. Дорнбергер ведал до этого разработкой реактивных снарядов на бездымном порохе. Начиная с 1937 года фон Браун приступил к испытаниям больших ракет на полигоне «Пенемюнде » острова Узедом на Балтийском море, который начали строить в 1935 году.
Первое испытание ракеты произошло 21 декабря 1932 года , в работе принимал участие инженер-испытатель и конструктор Вальтер Ридель из фирмы «Хейланд», расположенной в городке Бритц. Инженер Артур Рудольф предложил отделу вооружений полностью автоматизированный двигатель на жидком топливе, с тягой 295 килограммов и временем горения шестьдесят секунд. В августе 1932 года во время неудачного демонстрационного полёта ракета, построенная группой Ракетенфлюгплац, вертикально поднялась на 30 метров, затем резко легла на горизонтальный курс и рухнула в лес. Этот ракетный двигатель был первым из разработанных, созданных и испытанных на полигоне. Он был сделан из меди , сферические ёмкости с кислородом и спиртом располагались наверху, отделённые от камеры сгорания, снабженной системой охлаждения.
Проект ракеты был разработан конструкторами Робертом Луссером (фирма Fieseler) и Фритцем Госслау (фирма Argus Motoren). Проект Fi-103 предложен Техническому управлению Министерства авиации совместно обеими фирмами в июле 1941 года . Во время работ по проектированию, а позже и на испытаниях, возникла необходимость в стабилизации ракеты в полёте, поэтому её оснастили гироскопом и установили стабилизаторы .
Производство ракеты начато в конце 1942 года, на острове Узедом (расположенном в Балтийском море , напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь , рабочая сила заключенных которого и была использована на предприятиях по производству Фау-1.
Наиболее эффектным достижением разведки Армии крайовой (АК) была разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде, на которых собирали ракеты «Фау-1» и «Фау-2 ». Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942, а в марте 1943 года в Лондон был отправлен подробный рапорт. Это позволило англичанам 17-18 августа 1943 года провести массированную бомбовую атаку , что на несколько месяцев приостановило производство «чудо-оружия ».
Устройство
В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло . Горючее и воздух подаются периодически.
Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:
- Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
- Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания . Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
- Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.
В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями .
Всего было изготовлено около 30 000 [ ] аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными . Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась .
После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Бельгии (в первую очередь порт Антверпена , Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу .
Оценка проекта
В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками .
Им была подготовлена следующая таблица:
Blitz | V1 | |
1. Стоимость для Германии | ||
Вылетов | 90000 | 8025 |
Вес бомб, тонн | 61149 | 14600 |
Израсходовано топлива, тонн | 71700 | 4681 |
Потеряно самолетов | 3075 | 0 |
Потеряно экипажа | 7690 | 0 |
2. Результаты | ||
Строений уничтожено/повреждено | 1150000 | 1127000 |
Потери населения | 92566 | 22892 |
Отношение потерь к расходу бомб | 1,6 | 4,2 |
3. Стоимость для Англии Усилия самолетов сопровождения |
||
Вылетов | 86800 | 44770 |
Потеряно самолетов | 1260 | 351 |
Потеряно человек | 2233 | 805 |
В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой Фау-2). Она была дешевой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок - менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой [ ] .
Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от англичан значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала и в итоге значительно превосходили по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба [
Сегодня и завтра я решил разместить у себя посты по Фау-1 и Фау-2 и еще несколько интересных фотографий. А вообще хочу Вам сказать, что пришел к парадоксальному выводу - Германия, обладая передовыми, для того времени, технологиями в области реактивной техники, по сути, создала крайне неудачные ее образцы в лице Фау-1 и Фау-2. Главное здесь это то, что оба они были неэффективны с точки зрения боевого применения, плюс - Фау-2 была слишком дорогая "игрушка". В следующем посте я дам Вам одну очень интересную цитату по этому поводу, а пока начну с Фау-1...
"В последние полтора года Второй мировой войны немецкое высшее командование обратилось к идее применения пилотируемых самолетов-снарядов против кораблей и хорошо защищенных наземных целей противника. Эту идею они заимствовали у японцев, у которых авиационные отряды летчиков-самоубийц (камикадзе) официально формировались со второй половины 1943-го. В немалой степени это явилось следствием низкой эффективности немецких крылатых ракет FI 103.
План разработки первых крылатых ракет, которые по немецкой терминологии того времени назывались "планирующими бомбами" ("Gleitbombe"), министерство авиации Германии (RLM) приняло в марте 1942-го. Три месяца спустя фирме "Физелер" выдали контракт на создание ракеты Fi 103. И уже в декабре в ракетном центре в Пенемюнде начались испытания безмоторного прототипа Fi 103, буксировавшегося за самолетом FW 200. Затем и летные испытания опытного образца ракеты с ПуВРД As 014, только что разработанного фирмой "Аргус моторен".
Подготовка к запуску немецкого самолета-снаряда Фау-1 с помощью катапульты
Начало массового производства Fi 103 планировалось на сентябрь 1943-го, однако из-за участившихся налетов союзной авиации оно началось только в марте следующего года. На фирме "Физелер" выполнялась лишь небольшая часть заказа из-за того, что большинство ее мощностей занимал выпуск самолета Fw 190. Основное же производство развернулось на фирмах "Фольксваген" (в Фаллерсле-бене и Шенбекке) и "Миттельверке" в Нордхаузене.
Ракета представляла собой свободно-несущий среднеплан с фюзеляжем длиной около 6,5 м (максимальный диаметр 0,8 м ), выполненный из стальных сплавов. Крыло ракеты в ходе проектирования постоянно менялось. То оно было трапециевидным, то - с прямыми кромками и даже типа "бабочка". Изменялся и его размах - от 4,88 до 7 м . Сверху над хвостовой частью фюзеляжа крепился ПуВРД As 014, а общая длина ракеты достигала 7,7м.
He-111 с самолетом-снарядом Фау-1 на внешней подвеске. 1944г.
В передней части фюзеляжа располагался боезаряд весом 850 кг , в средней части - топливный бак емкостью 600 л , два баллона со сжатым воздухом, аккумулятор, автопилот и устройства контроля высоты и дальности полета, а в хвостовой части - приводы рулей.
Ракета запускалась с наземного устройства и разгонялась ускорителем до 280- 320 км/ч , крейсерская же скорость изменялась от 565 до 630 км/ч в зависимости от модификации, высота полета 800- 1000 м , дальность - 250 км .
Конвейер на подземном заводе по сборке Фау-1
В конце 1943-го сформировали специальное подразделение 155(W), вооруженное Fi 103 наземного базирования. Боевой пуск первых десяти ракет по целям в Англии состоялся на рассвете 13 июня 1944-го. К концу июня с наземных катапульт стартовало 2000 ракет, а 7 июля состоялся первый боевой запуск ракеты с самолета-носителя Не 111.
Немецкая пропаганда сразу же присвоила самолетам-снарядам название "оружие возмездия" или сокращенно V-1 ("Фау-1"). Однако опыт боевого применения V-1 выявил их низкую эффективность, о чем свидетельствовали следующие данные.
До конца войны по целям в Англии выпустили 10492 ракеты , из которых 3004 взорвались на старте, 232 разрушились при столкновении с аэростатами заграждения, 1878 сбила зенитная артиллерия и 1847 - истребители ПВО . Почти треть ракет потеряли из-за конструктивных и технологических недоработок . Некоторые английские летчики-истребители даже умудрялись переворачивать летящую ракету, поддев законцовку ее крыла плоскостью своего самолета, после чего ракета, потеряв управляемость, падала на землю.
Фау-1 за мгновение до падения в жилом квартале Лондона. 1944г.
В связи с этим немецкое военное руководство предложило использовать пилотируемые самолеты-снаряды, которые могли бы, маневрируя, преодолевать зону ПВО противника и более эффективно поражать наземные или надводные цели. В отличие от японского летчика-камикадзе (по опубликованным данным число погибших японских камикадзе к концу Второй мировой войны превысило 5000), немецкому пилоту предписывалось после наведения самолета-снаряда на цель покинуть кабину с парашютом. Более того, RLM предписывало разработчику пилотируемого самолета-снаряда обязательно бронировать кабину летчика и оборудование ее средствами быстрого покидания, в том числе и катапультным креслом.
Предполагалось, что после приводнения или приземления летчик будет подобран специальными спасательными эскадрильями, на вооружении которых состояли легкие самолеты Fi 156. Однако специалисты оценивали реальные шансы летчика спастись после атаки как один из ста.
Трофейная Фау-1
В планерном институте (DFS) по заданию RLM разработали проект самолета-снаряда "Рейхенберг" - пилотируемый вариант крылатой ракеты FI 103 Было предложено четыре варианта самолета первые три предназначались для испытаний и обучения летного состава, четвертый - для боевого применения Доставка "Рейхенберга-1 V" в зону боевых действий планировалась под крылом носителя Не 111.
"Рейхенберг-IV" отличался от FI 103 только установкой кабины летчика перед воздухозаборником двигателя (вместо отсека с баллонами сжатого воздуха) В кабине устанавливалась приборная доска с прицелом и комплектом пилотажно-навигационного оборудования Управление самолетом с помощью ручки и педалей Фонарь кабины открывался вправо, лобовое стекло было бронированным.
Первые опытные образцы "Рейхенберга-IV" не имели системы аварийного спасения летчика. На серийной же машине предполагалось установить простейшее устройство для аварийного покидания пилота через нижний люк "Райхенберг-IV" имел размах крыла 5,7 м и длину 8 м , взлетный вес 2250 кг , а боеголовки - 850 кг Ожидалось, что максимальная скорость достигнет 800 км/ч , дальность полета (при сбросе с высоты 2500 м ) 330 км , а продолжительность - 32 мин.
В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».
К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» – крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.
Крылатая ракета «Фау-1»
Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.
Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.
Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.
Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.
Баллистическая ракета «Фау-2»
Семейство , создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.
В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.
Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.
Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.
Применение
Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.
По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.
Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.
Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.
«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.
Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.
Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.
Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.
В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.
Технические характеристики
Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».
Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.
Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.
Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.
А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.
Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.
Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.
В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.
Видео
Про создание и особенности крылатой ракеты Фау-1. Но в начале упомянут эпизод взрыва, спикировавшего в районе столицы Великобритании самолета, произошедшего в ночь на 13 июня 1944 года. Результаты осмотра данной местности показали, что пилот в летательном аппарате отсутствовал. Именно в этот момент британцами было открыто для себя новое средство воздушного нападения, созданного немцами (речь идёт о крылатой ракете Фау-1).
«Первые проекты управляемых ракет большой дальности, снабженных крыльями, предлагали еще в годы Первой мировой войны. В межвоенный период опытно-конструкторские работы над крылатыми ракетами с ЖРД велись во многих странах, в том числе в Советском Союзе и Германии. Тот факт, что Третьему рейху первым удалось применить новое оружие, вполне объясняется теми средствами, которые были вложены в проект, а также традиционно высоким уровнем развития немецкой промышленности.
Руководство германских ВВС заинтересовалось самолетами-снарядами в 1939 году. Инициирование их разработки стала своего рода ответом ведомства Г. Геринга на «армейский» проект баллистической ракеты А-4, позднее ставшей широко известной под наименованием Фау-2. В середине лета 1941-го фирмами «Аргус» и «Физелер» был предложен проект крылатой ракеты с расчетной дальностью полета порядка 250 км, который основывался на идеях беспилотного самолета Ф. Госслау и предельно простого пульсирующего воздушно-реактивного двигателя П. Шмидта, работающего на дешевом горючем. Оккупация северной Франции позволяла обстреливать подобными снарядами Лондон и многие другие города Англии.
В январе 1942-го проект, именуемый в целях секретности FZG-76 (летающая мишень для обучения боевых расчетов ПВО), был представлен руководству министерства авиации, а в июле о нем доложили начальнику технической службы Люфтваффе, фельдмаршалу Мильху. Простота и низкая стоимость обеспечили проекту статус «высшего приоритета». Было решено принять «мишень» на вооружение не позднее декабря 1943 года.
Уже в апреле 1942-го с планами разработки крылатой ракеты ознакомили Роберта Люссера, занимавшегося на заводе «Физелер» в Касселе различными задачами по самодвижущимся авиабомбам. Зная это, координатор проекта штабной инженер Брее из министерства авиации утвердил фирму «Физелер» главным разработчиком. Поставщиком системы управления выбрали фирму «Аскания». Люссер привлек к работе коллективы предприятий DFS, «Хеншель» и «Шварц», проводивших в 1930-1937 годах работы в смежных областях.
Это позволило в декабре 1942-го испытать опытный образец в планирующем полете после сброса с самолета FW-200 «Кондор». А всего через несколько дней прототип FZG-76 совершил свой первый полет на расстояние 2,7 км с работающим двигателем. После 50 пусков определились основные характеристики крылатой ракеты: дальность - 240 км, скорость - 550-600 км/ч, высота полета - 200 - 2000 м, вес боевого заряда - 700 кг. Одновременно проверялись возможности ракеты по преодолению британской противовоздушной обороны. Произвели несколько учебных перехватов нового летательного аппарата трофейным истребителем «Спитфайр» Мк.V. Это, кстати, привело к недооценке сил противника, так как скорости последующих модификаций английских перехватчиков «Спитфайр» и «Темпест» были гораздо выше.
В мае 1943 года авторитетная комиссия на полигоне в Пенемюнде заслушала сравнительные характеристики FZG-76 и баллистической ракеты V-2 (Фау-2). Состоялись показ и практические стрельбы. Запуск двух Фау-2 прошел достаточно успешно, а оба пуска FZG-76 закончились взрывом через несколько секунд после старта. Тем не менее, пуски ракет выглядели настолько впечатляюще, что даже эти аварии не поколебали уверенности германского руководства в новом оружии. Комиссия постановила максимально ускорить серийный выпуск и рекомендовала применять оба вида ракет в комплексе. Крылатая ракета получила наименование Fi-103, но более известна стала под неофициальным названием V-1. «V» (немецкая «фау») означала Vergeltungswaffe, «оружие возмездия». Геббельсовской аппарат объявил, что оно предназначено для «ударов возмездия» за варварское разрушение американо-британской авиацией Любека и Гамбурга.
Была разработана программа производства самолетов-снарядов с августа 1943 года по июль 1944-го, предусматривавшая выпуск 24,5 тыс. Фау-1, с доведением к маю 1944-го ежемесячной сборки до 5000 штук. Но министерство вооружений оказалось не в силах обеспечить такие темпы работ. Ведь только для ежемесячного изготовления 3 тыс. Фау-1 от химической промышленности требовалось 2 тыс. т низкооктанового бензина и 4,5 тыс. т взрывчатки. Не лучше обстояло дело с другими требуемыми материалами и полуфабрикатами. К тому же только в сентябре 1943-го было сделано более 150 дополнений и изменений к проекту».
«Несмотря на это, весной 1943-го началось ускоренное формирование ракетных частей. На испытательном полигоне Циннтовитц (остров Узедом) сформировали 155-й зенитный полк под командованием полковника М. Вахтеля. Наименование «зенитный» и зашифрованные имена командира «Михаэль Вагнер» и «Мартин Вольф» были даны из соображений конспирации. В полк входили четыре дивизиона, включавшие по четыре огневые и две вспомогательные батареи (обслуживания и снабжения)».
Также подчеркнуто, как целый ряд остальных стран стремились получить как можно больше данных о немецких разработках данного оружия. Так, английская разведка стремилась получить соответствующую информацию ещё с октября 1939 года. Однако «сведения были скупы и разрозненны, но из них следовал вывод, что в Германии буквально кипит работа над баллистическими и крылатыми ракетами огромной разрушительной силы. Испытания проводятся на таинственном полигоне где-то в Северном море, пусковые позиции готовят на побережье Ла-Манша, а на заводах уже идет массовое производство».
Количество поступающей информации постепенно нарастало. «Об этом докладывали группы Сопротивления из Польши и Франции, плененные генералы Грювель и Том, инженер-антифашист Ганс Куммеров, работавший в Берлинской высшей технической школе. 15 мая 1942-го фоторазведчик «Спитфайр» сделал первый снимок полигона и аэродрома в Пенемюнде. С тех пор остров Узедом не выходил из-под пристального внимания английской разведки.
Кропотливая работа разведчиков воплотилась 17 августа 1943 года в операцию «Гидра» - удару по Пенемюнде. Для дезориентации Люфтваффе восемь «Москито», сбросив над полигоном алюминиевую фольгу, которая «ослепила» радары ПВО, устремились на Берлин. Вслед за ними поднялись 597 тяжелых бомбардировщиков, летевших только до «таинственного острова». Обнаружив огромное скопление самолетов над Балтикой, и проследив путь восьми «Москито», немцы решили, что ожидается массированный налет на столицу.
Когда «Москито» достигли Берлина и сбросили осветительные и маркировочные бомбы, немецкое командование отдало приказ поднять в воздух 160 ночных и дополнительно привлечь 55 дневных истребителей. В суматохе они атаковали свои же ночные перехватчики, далее присоединилась зенитная артиллерия. В течение двух часов над Берлином шел «воздушный бой» без участия самолетов противника. А в это время почти 1600 т фугасных и более 280 т зажигательных бомб обрушились на Пенемюнде. В результате налета погибло 732 человека. Было разрушено 50 из 80 зданий полигона и 18 из 39 бараков для рабочих, электростанция и завод на котором производился 20-40 жидкого кислорода. Англичане потеряли 42 самолета.
Между тем аэрофоторазведка побережья Ла-Манша приносила все более интересные сведения. За два дня, с 8 по 10 ноября, количество стартовых позиций увеличилось с 19 до 26, а через две недели их стало уже 95. Сравнивая несколько снимков полигона Пенемюнде, одна из шифровальщиц обнаружила такие же позиции, но оборудованные рельсовыми направляющими. На них стоял небольшой самолетик без кабины с прямым коротким крылом, которому в английской разведке присвоили название «Пенемюнде-20».
Почти за год до начала ракетного нападения стало ясно, что из двух видов нового оружия - баллистических ракет и «летающих бомб» - наибольшую опасность будут представлять последние. Плененные немецкие летчики из эскадры КG-100, имевшей на вооружении бомбардировщики Не-111, рассказывали, что они экспериментировали с пусками крылатых снарядов. А в донесении, поступившем начальнику отдела научно-технической разведки министерства авиации, отмечалось, что этот тип оружия будет применен первым.
Английское командование решило помешать планам противника при помощи бомбардировок предприятий, изготавливающих беспилотные самолеты и пусковые установки. С 5 декабря 1943 года американские и английские самолеты начали бомбить стартовые площадки и склады ракет Фау-1. В течение полугода из 52 стартовых площадок было полностью уничтожено 36, а из 96 складов самолетов-снарядов - 88. В общей сложности на ракетные объекты, расположенные вблизи побережья, союзные бомбардировщики совершили более 25 тыс. самолетовылетов.
Но и после этого англичане не могли вздохнуть спокойно, так как немецкая игра в «кошки-мышки» заставила их бросать бомбы в песок. Немцы все силы направили на строительство небольших бетонных площадок. К июню 1944-го разведка уже обнаружила 69 таких объектов. Аналитические отделы британской разведки и не подозревали, что для установки 6-метровой секции сборной конструкции с направляющими рельсами нужно всего 48 часов.
В декабре 1943 года командование ПВО Англии получило приказ разработать план защиты от Фау-1. Необходимо было реорганизовать сложившуюся систему противовоздушной обороны, которая во время «битвы за Британию» прикрывала Лондон и промышленные города средней Англии. Положение было довольно сложным: ведь с Фау-1 могли успешно бороться только «Темпесты» и «Спитфайры» XIV. Да и то с них снимали все лишнее оборудование, смывали защитную краску и полировали обшивку до блеска. Только при таком раскладе, при росте скорости на 35-50 км/ч, они становились для крылатых ракет действительно грозным противником.
6 июня 1944-го (через несколько часов после высадки союзного десанта в Северной Франции) радист 155-го «зенитного» полка самолетов-снарядов принял кодированную шифрограмму. Штаб 65-го армейского корпуса приказывал полковнику Вахтелю привести к 12 июня свой полк в боевую готовность. 10 июня через Гент к передовым складам последовал первый поезд с 90 самолето-снарядами Фау-1. Вахтель намеревался отложить пуски ракет до 20 числа. Он докладывал, что испытывает недостаток топлива и многих предметов снабжения, не подготовлены в полном объеме сборные пусковые установки. Но командование не обратило на доклад никакого внимания и отдало приказ о нанесении в ночь на 13 июня ударов по Лондону.
Всего за период систематического обстрела Лондона, с 13 июня по 5 сентября, по английской столице было выпущено 9017 ракет, но часть пусков оказалась неудачной. Около 2 тыс. Фау-1 взорвались вскоре после старта или на траектории полета к цели. В начале эффективность применения оказалась очень высокой. 82% Фау-1 разорвались в черте Лондона в течение первой недели пусков, однако к концу месяца это число снизилось до 60%.
Для затруднения борьбы с новым оружием немцы по ходу одного «пускового» дня чередовали массированные залпы со всех установок и одиночные беспокоящие запуски. Мало кто знает, но высота полета крылатых ракет, равная 900-1000 м, была выбрана не случайно. Ракеты шли ниже рубежа поражения тяжелой артиллерией и выше эффективной зоны огня артиллерии малого калибра. На этой высоте малогабаритная крылатая ракета плохо засекалась радиолокаторами и представляла собой трудную мишень для автоматической и ручной наводки зениток и приборов управления огнем.
От летчиков-истребителей также требовалось большое мастерство и немалое мужество, чтобы, нередко в плохих погодных условиях, уничтожить малоразмерную цель. Ее нужно было поразить сзади-сверху с расстояния более 100 м, так как подрыв 800 кг взрывчатки представлял смертельную угрозу и для атакующего самолета.
Все это породило и необычные способы борьбы с самолетами-снарядами. Один из французских офицеров в составе королевских ВВС, капитан Жан-Мари Маридор, вплотную подвел свой «Темпест» к летящей ракете и опрокинул ее консолью крыла. Тактику Маридора приняли на вооружение и другие летчики, а мужественному 24-летнему пилоту генерал Шарль де Голль вручил орден Почетного легиона. Отважный летчик погиб 4 августа 1944 г., протаранив полого пикирующий Фау-1.
Использовался и другой прием уничтожения Фау-1 без применения стрелкового вооружения: некоторые пилоты «Темпестов» струями винта своего истребителя заставляли крылатую ракету перевернуться и врезаться в землю. Хотя эти способы и приносили победу в борьбе с «летающими бомбами», большинство пилотов обходилось штатным вооружением, достигая при этом значительных успехов. Одним из наиболее результативных стал командир эскадрильи Т. Бэрри, на его счету было 37 уничтоженных крылатых ракет.
Сборные пусковые установки Фау-1 легко восстанавливались после налетов бомбардировщиков союзников. Поэтому, несмотря на все усилия союзников, в июне-июле 1944-го интенсивность налетов Фау-1 заметно не снизилась. В некоторые дни в зону патрулирования британских ВВС прорывалось до 160 крылатых ракет.
Чтобы как-то решить эту проблему, американцы разработали достаточно экстравагантный план «Наковальня», по которому роль высокоточного оружия выполняли отслужившие свой срок самолеты В-17. У «летающих крепостей» срезали верхнюю часть кабины для облегчения покидания самолета двумя членами экипажа, устанавливали телевизионную аппаратуру и радиокомандную систему управления. После того как загруженный взрывчаткой В-17 поднимался в воздух, члены экипажа выводили самолет на курс и покидали бомбардировщик с парашютами. Дальнейшее управление В-17 осуществлялось с истребителя, который летел параллельным курсом. С высоты 6000 м пилот истребителя обнаруживал и распознавал цель, после чего переводил радиоуправляемый бомбардировщик в пикирование. 4 и 6 августа таким образом были уничтожены цели, надежно защищенные прочными железобетонными укрытиями, в районах Спракота, Ваттона и Вирзена.
Со второй половины июля снова возобновились бомбардировки баз снабжения и заводов, связанных с производством ракет. За неполный месяц было совершено 20 крупных налетов стратегической авиации союзников на склады Фау-1. На объекты ракетной промышленности совершено 15000 самолетовылетов и сброшено 48 000 т бомб.
Новые 6-тонные бомбы «Толлбой» применялись против подземного склада ракет в Сент-Езерне, завода «Фольксваген» в Фаллерслебене, опытного завода в Пенемюнде и предприятия «Опель» в Рюссельгейме. Впрочем, удары по промышленным объектам Германии не смогли оказать какого-либо серьезного влияния на выпуск крылатых ракет. Темпы производства даже возросли. В первую очередь из-за того, что с июля 1944 года сборка Фау-1 сосредоточилась в Нордхаузене, на неуязвимом для воздушных налетов подземном заводе.
Система противоракетной обороны Англии состояла из четырех зон: внешней и внутренней зон прикрываемых истребителями, зоны береговой зенитной артиллерии и зоны аэростатов заграждения. Во внешнюю зону входило воздушное пространство над Ла-Маншем до побережья Британии. Там патрулировало от четырех до шести истребителей «Мустанг» Мк.III и «Спитфайр» Мк.ХIV днем, или 3-4 самолета ночью. Здесь же расположили 15 кораблей радиолокационного дозора, наводивших на цели перехватчиков. Их легкие зенитные пушки также вели огонь по пролетающим крылатым ракетам.
В течение лета 1944-го потери английского населения от ракет составили порядка 21400 человек убитыми и ранеными. Было полностью разрушено 25511 домов, а огромное количество зданий получило повреждения различной степени. Только в густонаселенных районах Лондона и его пригородах пострадало до 75% строений. Это все, чем могли «гордиться» создатели «чудо-оружия».
Оставшись без системы стартовых позиций в результате летнего наступления союзников, немцы отказались от запуска Фау-1 по Англии с территории Франции и передислоцировали 155-й зенитно-ракетный полк из Голландии в Германию. Новыми целями стали города Антверпен, Брюссель и Льеж. Боевой опыт запуска Фау-1 с самолетов-носителей, впервые проведенный 8 июля, позволял наносить удары по Британии с различных направлений в обход уже сформировавшейся системы ПВО. Было использовано около ста самолетов-носителей из трех авиагрупп.
До 14 января 1945-го по городам Англии с бомбардировщиков запустили около 1200 Фау-1. Для экипажей самолетов-носителей это было совсем не простым занятием. Ночной полет без наземных ориентиров над морем на высоте 100-300 м, выход на рубеж пуска на удалении 50-60 км от береговой линии, набор высоты в несколько тысяч метров, выдерживание точного курса во время сброса Фау-1 представляли немалые трудности. При этом необходимо остаться невидимым для радиолокационных станций и ночных перехватчиков. Сюда же следует добавить угрозу, которую представлял для экипажа собственный самолет-снаряд: из 77 экипажей Не-111, не вернувшихся на свои аэродромы, 30 погибло в моменты запуска ракет.
Хотя «Хейнкели» и сделали ракетный террор более мобильным, но они действовали эпизодически, а масштаб их применения был относительно невелик. Англичанам по-прежнему удавалось сбивать около половины самолетов-снарядов.
Однако в феврале 1945-го немецкие конструкторы создали усовершенствованный вариант Фау-1, с увеличенной до 370 км дальностью пуска. На территории Западной Европы успели построить три наземные стартовые позиции, нацеленные на Лондон. После того, как это стало известно английской разведке, две из них были уничтожены. С третьей же пусковой установки, расположенной около города Дельфта, в течение всего марта производились старты.
В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент изменит обстановку в пользу третьего рейха. Это говорилось всего за два месяца до падения Берлина. Ставка на ракетное оружие явно провалилась, но вновь и вновь шли приказы увеличить производство Фау-1, сократившееся до 2000 экземпляров в месяц. Новыми самолетами-носителями должны были стать реактивные бомбардировщики «Арадо» Аг-234С-2. Предусматривалась буксировка и запуск Фау-1 при помощи жесткой сцепки.
В альтернативном варианте самолет-снаряд должен был устанавливаться на подъемной пусковой рампе над фюзеляжем ракетоносца. Ракетных специалистов, техническую документацию, уникальные опытные образцы и новейшее оборудование эвакуировали в Нордхаузен, где изо всех сил продолжался выпуск ракет. Последний самолет-снаряд упал на территорию Англии 29 марта 1945-го.
Советское военное командование также учитывало возможность применения фашистами Фау-1 на Восточном фронте. С началом первых боевых пусков по Англии Ставка приказала командующему артиллерией Н. Воронову принять все меры по защите Ленинграда и других крупных городов от беспилотных средств. 19 июля 1944-го были утверждены и направлены в войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». По специально разработанному плану с выделением необходимых сил и средств в зоне ответственности ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Но стремительное отступление на Восточном фронте, а также желание нацистской верхушки хоть напоследок покарать «туманный Альбион» не дали возможности применить Фау-1 против Советского Союза.
Большой разброс (до 80% снарядов падало на расстоянии свыше 6,5 км от точки цели) и невозможность прицельной стрельбы из-за отсутствия коррекции по дальности и боковому сносу привели руководство Люфтваффе к созданию на базе Фау-1 ее пилотируемого варианта.
Идейными вдохновителями проекта стали оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени, известный диверсант, террорист, разработчик и исполнитель различных тайных операций, и лучшая немецкая летчица Ханна Рейч. Начальник штаба Люфтваффе Гюнтер Кортен приказал командиру эскадры специального назначения КG 200 полковнику В. Баумбаху сформировать отдельную учебно-боевую группу. Таким образом внутри КG 200 образовалась эскадрилья «Leonidasstaffel», в которую вошли 60 опытных пилотов и летчиков-испытателей исследовательского центра в Рехлине».
Автор статьи рассматривает особенности технических конструкций ракеты Фау – 1. «Завод в Даннебурге переделал 175 Фау-1 в пилотируемые самолеты-снаряды. С них снимали систему автоматической стабилизации, а на месте баллонов со сжатым воздухом оборудовали кабину пилота с органами управления и минимальным числом приборов, крыло оснастили элеронами. Были изготовлены одно- и двухместные учебные варианты пилотируемого самолета Fi-103 с посадочной лыжей, а для боевого варианта вообще никакого шасси не предусматривалось.
Одновременно строилось несколько экземпляров четырех вариантов пилотируемых снарядов под названием «Рейхенберг». Это «Рейхенберг I» - двухместный, учебно-тренировочный, с увеличенным размахом крыла, без пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), «Рейхенберг II» - одноместный, учебно-тренировочный, с ПуВРД, «Рейхенберг III» - с весовым макетом боевой части и посадочной лыжей, «Рейхенберг IV» - с боевой частью, ПуВРД, без посадочной лыжи».
Подчеркивается, что «первое же испытание пилотируемого снаряда «Рейхенберг III», за которым с земли наблюдали Скорцени и Рейч, закончилось катастрофой. После отстыковки от самолета-носителя летательный аппарат некоторое время выдерживал заданное направление и высоту, а затем вдруг резко пошел вниз, скрылся за лесом и взорвался. Дальнейшие испытания Ханна Рейч, имевшая опыт полетов на Ме-163, проводила уже сама.
В ходе исследовательских полетов выяснилось, что «Рейхенберг» имеет неудовлетворительные летные данные. Причем особенно опасен он был на посадке с выпущенной лыжей, что отмечали и другие летчики-испытатели. Осуществить же запланированное ранее покидание пилотируемого снаряда на парашюте не было никакой возможности, так как непосредственно за фонарем зиял воздухозаборник двигателя. Требовалась катапульта.
Провальные результаты испытаний «Рейхенберга» не остановили верхушку нацистского руководства. Для улучшения летных характеристик фирме «Порше» было выдано техническое задание на разработку турбореактивного двигателя одноразового применения «109-005» мощностью 5000 л.с. С заводских стапелей начали сходить боевые образцы пилотируемого снаряда «Рейхенберг» IV, 28 из которых даже поступили в учебно-боевую часть. Но до их боевого применения дело так и не дошло.
За годы войны немецкая промышленность изготовила более 20440 крылатых ракет (из 60000 запланированных). С июля 1944-го по март 1945-го только на Англию было выпущено 10492 Фау-1. Из них 2419 поразили Лондон, на другие города упало 1112 «летающих бомб». 8696 запущено по Антверпену и 3141 по Льежу. Хотя из этого количества 1847 оказались сбитыми перехватчиками, 1878 - зенитной артиллерией, 232 штуки попали в тросы аэростатов заграждения, а 3004 просто не долетели из-за низкой технической надежности, военным и политикам стало ясно, что появилось новое средство ведения войны с огромными потенциальными возможностями».
В заключении автор пишет, что результаты боевого применения крылатых ракет системы Фау-1 не оправдали военных и политических ожиданий руководства Третьего Рейха. Несмотря на мощное морально-психологическое воздействие, произведенное на британской население, англичане все равно вознамерились продолжать вести войну до победного конца.
Тем не менее, капитуляция гитлеровской Германии не означала завершение истории Фау-1.. В конце войны оставшиеся баллистические и крылатые ракеты, тонны технической документации, технология производства, стартовое оборудование, специалисты достались странам-победителям в качестве трофеев. Многие государства начали всё это использовать, перерабатывать и «ставить на вооружение своих армий» . «Первыми к этой гонке вооружений приступили Соединенные Штаты. Уже 9 июня 1944 года обломки неразорвавшейся Фау-1 были доставлены самолетом на авиабазу «Райтфилд». Группа авиаконструкторов в срочном порядке реконструировала узлы и агрегаты крылатой ракеты, а всего через семнадцать дней уже был готов первый реальный образец самолета-снаряда. Серийное изготовление ракет под обозначением В-2 поручили фирме «Рипаблик», а производство пульсирующего двигателя - компании «Форд». До конца войны американцы изготовили около 1200 ракет, получивших название KUW-1 «Лун», но применить их так и не успели. Развитием Фау-1 стал самолет-снаряд SSM-N-8 «Регулус I», запущенный американцами в начале пятидесятых в серийное производство для оснащения тяжёлых крейсеров и крупных специальных субмарин.
Не остался в стороне и Советский Союз. Несмотря на то, что наши военные специалисты были крайне невысокого мнения о боевых возможностях самолета-снаряда Фау-1, к концу 1944 г. на авиазаводе №51 началась постройка аналога германской ракеты на основе полученных из Британии образца Фау-1 и отдельных частей и узлов, обнаруженных на территории Польши. Испытания самолёта-снаряда, названного «10Х», провели в августе 1945 года. Дальнейшее последовательное развитие крылатой ракеты 10Х шло под руководством В.Н. Челомея.
Были созданы модификации 10ХН и 16Х, отличавшиеся от германских самолетов-снарядов высокой эксплуатационной надёжностью. Но в конце 1952 года было решено прекратить работы по созданию крылатых ракет на основе Фау-1».
Какой вывод желательно сделать из вышеизложенных событий? Во-первых, неудачные результаты испытания немецкой ракеты Фау-1 полностью свидетельствуют о несостоятельности утверждений, будто Советская социалистическая экономика якобы проигрывала капиталистической в области производства оборонной продукции. Напротив, качество Фау-1 продемонстрировало технико-технологическое отставание от производства Советского образца. Во-вторых, материал, представленный в статье, даёт лишний раз понять, что разговоры о США как о «самой прогрессивной и передовой стране мира» также являются беспочвенными. Какие аргументы выдвигают в пользу данной версии? Якобы, они производят высокотехнологические товары, активно внедряют инновации и т.д. Но конкретный пример показывает, что американцы пользуются разработками других стран. присваивая их себе, он выдают это за свои мифические «успехи».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. .