Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Истории любви: маэстро и изменчивые музы. Бессмертный скрипач паганини

Огонь является: символом торжества света и жизни над смертью и мраком; символом очищения и домашнего богатства; символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым); символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света. Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий).




К. Васильев «Человек с филином» Как вы думаете, о чем картина К. Васильева? Какой смысл вложил художник в горящую свечу и горящий свиток на картине «Человек с филином»? В качестве подсказки: назовите корень слова «просвещение»? Почему говорят «Учение- свет, а неученье- тьма»? (свет = знания).


В христианской традиции свеча божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость его способность слушать волю Бога. Три совмещенные свечи Святая Троица, триединство мира. Свеча вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом Свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Свет, свечи… А это что за символ?


Во время молитвы на Елеонской горе Божией Матери явился архангел Гавриил и сообщил радостную весть, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. При прощании с апостолами Богородица обещала не оставлять их и всех христиан после Своей смерти. В час успения Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее душу. ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ» На иконе «Успение Богородицы» горящая свеча говорит о чем?








А.Скрябин В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/721915) выдающийся русский композитор, пианист, педагог создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно. В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям. По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию 5 Л. Бетховена, а финал Симфонии 3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей». Бетховен= Симфония 3Бетховен= Симфония 5Миф= Прометей


А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это активная энергия Вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.


Как пишет Б. Асафьев: «Скрябин мыслил параллельными цветомузыкальными образами», «К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» - предвестники музыки с реальным светом. В «Прометее» Скрябин решается на «визуализацию» собственных цвето-тональных представлений, и как воплощение этого, им была придумана так называемая «световая строка». В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы ее будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зал/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно. Борис Владимирович Асафьев


Какой символ он вкладывал в определенный цвет, вы сейчас прочитаете отрывок из учебника и выпишите в тетрадь? На работу - 5 минут. Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На фоне «прометеевской гармонии» вступает мелодия символ дерзновенной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы. Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара. Н.Рерих


При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.




Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина АНС. Все эти направления позднее воплотились современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).


Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромала; исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой.20 мая 1915 года Карнеги-Холле Модеста Альтшулера В е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес. В 1962 г., по сообщению режиссёра Булата Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани, а в 1965 г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм. В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было записано на фирме «Мелодия».70-е 1962Казани году Государственным академическим симфоническим оркестром СССРМелодия


Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет? Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности». Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильные могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его».





К.Бальмонт Огонь Не устану тебя восхвалять, О внезапный, о страшный, о вкрадчивый, На тебе расплавляют металлы, Близ тебя создают и куют. «Будем как солнце» Огнепоклонником я прежде был когда-то, Огнепоклонником останусь я всегда. Мое индийское мышление богато Разнообразием рассвета и заката, Я между смертными падучая звезда. Средь человеческих бесцветных привидений, Меж этих будничных безжизненных теней, Я вспышка яркая, блаженство исступлений, Игрою красочной светло венчанный гений, Я праздник радости, расцвета и огней. Как обольстительна в провалах тьмы комета! Она пугает мысль и радует мечту. На всем моем пути есть светлая примета, Мой взор блестящий круг, за мною вихри света, Из тьмы и пламени узоры я плету.


Жар-Птица То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня! К. Д. Бальмонт. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. Ленинград: "Советский писатель", 1969.



Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.

Краткую биографию и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Паганини

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.


Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он,благодаря этому,смог начать концертную деятельность. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году.

После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки .

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. В биографии Пагании есть такой факт, что через некоторое время маэстро представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Известно также, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.

Спустя время, вернувшись в родной город, Никколо уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, и поэтому она вынуждена была отправиться назад в Геную. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей значительную денежную сумму.


В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.


В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.



Интересные факты

  • До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
  • Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был "держателем мандолин".
  • Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
  • Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине , а через год на скрипке . Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
  • Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
  • Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
  • Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
  • Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».
  • Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
  • Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
  • Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
  • Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.


  • В биографии Паганини есть история о том, как маэстро однажды, отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
  • У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
  • Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
  • Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.


  • Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
  • Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
  • В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.

История скрипки Паганини

Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос. Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».

В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.

Скрипка Паганини в настоящее время находится под пристальным наблюдением в музее Палаццо Дориа-Турси, там же есть и некоторые другие личные вещи музыканта. Несмотря на то, что инструмент хранится постоянно в музее, иногда его все же можно услышать в концертном зале. Правда играть на нем разрешается лишь победителю музыкального конкурса имени Паганини .

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.


По биографии Паганини снято много интересных фильмов, особо хочется выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.

Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.


Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче. Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар. На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.

Необычайно виртуозная и прекрасная игра Паганини на скрипке породила множество легенд и мистических рассказов современников. А по-другому и быть не могло, ведь маэстро играл так, что присутствующие в зале дамы падали в обморок, а особо дотошные слушатели всматривались в закулисье, пытаясь там разглядеть второго музыканта, помогающего ему. Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было, и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней. Паганини оставил после себя 24 каприса, 6 концертов для скрипки, большое количество вариаций, сонат и прочих произведений для скрипки и гитары. Кроме того он оставил множество легенд о себе, о жизни и своем необычайном таланте, которые и по сей день будоражат воображение почитателей его творчества.

Видео: смотреть фильм о Никколо Паганини

Никколо ПАГАНИНИ

Никтоиз скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не написано столько книг,как о Паганини. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считалиего гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.

Онпородил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIXвека; его инструментальные новации послужилипримером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; егокаприсами восхищался Шуман, создавший их фортепиальные транскрипции; он оказалсущественное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсупринадлежат фортепиальные вариации на тему его 24-го каприса, а в наш век«Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманов. Сочинения Паганини более 100лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостьюобразов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодняможно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что еготворчество интересно лишь виртуозностью. Его судьба в этом отношении похожа насудьбу Листа, композиторское дарование которого так же долгие годы многим непризнавалось. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он былвыдающимся композитором.

К1796 году относится начало большой дружбы между Никколо и страстно увлекшимсяего искусством маркизом Ди Негро. В его салоне в 1796 году Р. Крейцер услышалПаганини и предсказал ему блестящую будущность. Вместе с маркизом и отцомПаганини совершил свою первую концертную поездку по городам Италии. В Парме онхотел стать учеником знаменитого Алессандро Ролла. Однако, услышав его игру,Ролла заявил, что ему с ним нечего делать. В Парме Никколо брал урокикомпозиции у Гаспаро Джиретти и пользовался советами Фердинанда Фаэра. За времяэтих занятий он сочинил множество инструментальных пьес и два скрипичныхконцерта.

К1801 году отношения Паганини с отцом становились натянутыми. Воспользовавшисьприглашением на концерты в Лукку, он уезжает туда со старшим братом Карло ипорывает с домом. Начинается новый период его жизни. После Лукки онконцертирует в Пизе, Милане, Парме, Ливорно. Слава о необычайном виртуозебыстро разносится по Италии. Его игра и личность кажутся фантастическими, егоискусство непостижимо, ново, оригинально. Понемногу вокруг Паганини начинаетвиться клубок легенд, создаётся ореол таинственности. В Ливорно его успех былнастолько велик, что один из поклонников в дар преподнес ему в дар чудеснуюскрипку – Гварнери дель Джезу, с которой Паганини не расставался до конца своихдней.

Вырвавшисьиз под опеки отца, он ведёт бесшабашную жизнь, проигрывая в карты баснословныесуммы, зарабатываемые концертами.

В1802 году к нему приходит первая любовь, имя этой женщины не известно. На еёвилле в Тоскане Паганини провёл три года, занимаясь земледелием и игрой нагитаре; писал квартеты для смычковых и гитар, гитарные пьесы, и многие эффекты,внесённые им в скрипичную игру, были имитацией гитарных звучаний.

В1805 году он внезапно появился в Лукке. К этому времени Наполеон окончательносбросил личину революционности и на месте бывших итальянских республик учреждалмонархии. Лукку он отдал сестре Эльзе Бачокки, получившей титул принцессы. К еёдвору и был приглашен Паганини в качестве камер-музыканта и капельмейстера.Паганини согласился, привлеченный не только музыкальной атмосферой двора, но ипрелестной принцессой, с которой у него начался роман. Впрочем, по музыкальнойчасти он был связан и с принцем. В письмах 1809-1810 годов Буше де Пертисообщает: «Принц Баччоки страстный любитель скрипки, и мы играем квартеты.Генуэзец, по фамилии Паганини, держит первую скрипку и играет на гитаре».

Вего же письмах любопытное описание игры Паганини; называя его самоучкой, Бушеде Перти добавляет: «Так не играет никто. Но он портит игру панталонадами,недостойного искусства и своего прекрасного таланта; я слышал егоимпровизировавшим в Концерте Виотти каденцию, в которой он подражал ослу,собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну.Казалось бы, следует остановить, а он продолжает игру на трёх струнах. В чем онвеликолепен, так это в арпеджио, двойных нотах и пиццикато, которое извлекаетлевой рукой, не расстраивая скрипки. Затем он соединяет все приёмы игры, и этокружит головы…»

Каквидим, к этому времени уже выработались все характерные для Паганини приемыигры и виртуозные эффекты, которыми впоследствии он удивлял мир.

ВЛукке его музыкальные обязанности были широки – он выступал соло, играл вквартетах, дирижировал оперными спектаклями. Однако долгое пребывание на одномместе не в характере Паганини и уже с 1809 года, то есть еще не порываяокончательно со службой, он вновь начинает вести жизнь странствующегоконцертанта, разъезжая по Италии. Весной 1813 года он поселился в Милане и сголовой окунается в художественную жизнь столицы северной Италии, полнуюожесточённых споров между романтиками и классицистами. Здесь он сближается сознаменитыми поэтами, музыкантами, знакомится со Стендалем.

Славао Паганини, его фантастическом искусстве к этому времени выходит уже за пределыИталии. Опубликованные 24 каприса для скрипки соло вызывают в Париже недоумениеБайо, Берио, Абенека. Никто не верит, что их можно играть. В Милан, померятьсясилами с Паганини, едет известный французский скрипач-виртуоз Лафон. 7 марта1816 года в театре Ла Скала состоялось их состязание, на котором Лафон потерпелполное поражение. Но абсолютно прав И. Ямпольский, когда пишет: «В историческойперспективе времени ясно, что Лафон и Паганини были явлениями несоизмеримыми,что между Паганини, который, по словам Гейне, «легким ударом смычка то уводилнас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», иэлегантным Лафоном, этим аристократом среди французских скрипачей, так же какмежду Листом и Тальбергом, не могло быть подлинного соперничества».

Романтизм– многоликое явление с разными, порой эстетически противоположными тенденциями.В начале XIX века,когда романтизм только формировался, он порождал и смешанные течения,причудливо сочетавшие в себе черты классического и романтического искусств.Лафон был скрипачом, в стиле которого принципы старой французской классическойскрипичной школы Виотти, Байо, Крейцера потерпели значительную трансформациюромантического порядка в его игре уже проявилась синтементалистско-салоннаялирика и хрупкая, изящная виртуозность, которая постепенно стала одним изхарактерных признаков франко-бельгийской скрипичной и виолончельной школ первойполовины XIXвека.Представители этой школы резко отличались от темпераментного, буйного романтикаПаганини.

НоПаганини не принял и такой романтик, как Л. Шпор, впервые познакомившийся сгениальным итальянцем в 1816 году в Венеции. Игру Паганини Шпор услыхалпозднее, уже у себя на родине, и резко осудил, но уже по услышанным им в Италиирассказам, эффекты, которыми славился генуэзер, казались ему шарлатанскими.

«То,что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает её, - записывает Шпор вавтобиографии, - оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми замного лет до него восхищал наших бабушек наш соотечественник Шеллер. Этоискусственные флажолеты, вариации на одной струне… известного рода пиццикатолевой рукой и многие, противоречащие природе инструмента звуки фагота, голосастарой бабы и тому подобные фокусы».

ВВенеции Паганини создает одно из самых своих прославленных произведений –«Венецианский карнавал», порождающий массу подражаний. «Карнавал» –энциклопедия его виртуозности и вариационной техники. Он примечателен также иромантичностью пестрых, ярких образов, свежим народным колоритом, Именно этопроизведение стало своего рода знамением виртуозно-романтического искусствапоследователей Паганини. В Венеции же произошла встреча Паганини с Байроном,оставившая глубокий след в душе скрипача.

В1818 г. в Италию приезжает знаменитый польский скрипач К. Липиньский,привлеченный славой Паганини. Первоначально он, подобно Лафону, намеревалсявступить в состязание со своим итальянским собратом, но, услыхав игру Паганини,отказался от этой мысли. Между Паганини и Липиньским завязалась дружба,продолжающаяся до приезда итальянца в Варшаву. Липиньский был безумно увлеченискусством Паганини и стремился в своей игре приблизиться к его стилю. Но ихиндивидуальности были не менее различны, чем у Паганини с Лафаном, хотя поиному. Свойственная искусству Липиньского благородная, строгая мужественностьсвязывала его с классицизмом и становилась неодолимой преградой между ним и Паганини.

В1818 г. завязалась дружба Паганини с Россини. Композитор обожал скрипача.Паганини отвечал ему тем же. Известно. Что скрипач написал ряд фантазий на ариииз опер Россини. В 1819 г. Паганини познакомился в Риме со знаменитымфранцузским художником Энгром; памятью этой встречи остался карандашный портретскрипача.

Интенсивнаяконцертная деятельность, бурная жизнь приводит Паганини к тяжелой болезни,которая сопровождается душевной депрессией. Он перестает концертировать и до1824 г. живет замкнуто, в одиночестве. Лишь в апреле 1824 г. выходит изсостояния кризиса и начинает выступать. Приехав в Геную, он проводит в нейцелую зиму и с увлечением дает уроки 7-летнему вундеркинду КамиллоСивори. Под его руководством Сивориделает быстрые успехи. Занятия с мальчиком продолжались в течение 7 месяцев, но до конца дней Паганини называл Сивори своим единственным учеником.

20-егоды чреваты для Паганини тяжелыми личными переживаниями. Увлекающийся отприроды, он отдавал много времени женщинам. Биографии, ему посвященные, полныописаний его бесчисленных любовных связей. Имена принцессы ЭлизыБачокки, а также другой сестры Наполеона – Паолы Боргезе, некой синьоры Диды,Элеоноры Квиличи, баронессы Елены Добенек составляют лишь небольшую часть егодонжуанского списка. Однако, на основании ознакомления с письмами Паганини,Ямпольский приходит к выводу, что по натуре он отнюдь не был Дон-Жуаном и Казановой, а всегда мечтал о настоящей любви испокойной семейной жизни.

Еслидо 1828 г. деятельность Паганини развертывалась исключительно в пределахИталии, то покинув ее, он ни разу в последующие годы не приезжал сюда. Онвернулся в родную страну лишь в конце жизни больным, сломленным человеком.

ПослеВены Паганини концертировал по городам Германии. В Дюссельдорфе судьба свелаего с одной из самых замечательных женщин, встречавшихся на его жизненном пути– баронессой Еленой фон Добенек. Их встреча былатрагичной. Любовь к Паганини сломала всю ее жизнь. Трудно сказать, чтозаставляло Паганини покинуть Добенек. Несмотря наразрыв с Паганини баронесса добилась развода с мужем и уехала в Париж. Послесмерти Паганини она перешла в католичество и постриглась в монахиниБенедиктинского монастыря в Швейцарии.

Вбиографии великого скрипача много неясного, несмотря на пристальное внимание кего жизни. Был ли он карбонарием? В какой мере он был связан с итальянскимреволюционным движением?

Большаячасть биографов считает участие Паганини в революционном движении неоспоримым,основываясь на факте его связи с рядом итальянских революционеров.

Концертныетурне по Австрии, Германии и Франции сопровождались невиданными триумфами.Виднейшие музыканты мира в восторге от Паганини. В Вене он окончательнорасстался с Бьянкой и направился в Прагу, гденеожиданно для себя встретил холодный прием; затем следуют Дрезден и Берлин. ВБерлине он вновь побеждает публику. Но вместе со славой за ним ползут илегенды, грязный вымыслы. Утверждают, что он преступник, что на его совестиубийство возлюбленной. Респектабельная публика в ужасе, но все же покоряетсяего волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения,бесконечным разнообразием красок, «…его инструмент поистине говорит, стонет,подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес, но не взлетающимна небеса, во всем – поэзия…».

11апреля 1830 г. во Франкфурте-на-Майне его слушает Р.Шуман и, потрясенный, записывает в дневнике: «Разве это не восторг! Под егоруками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества Пифии». Из концертовэтого периода следует упомянуть о выступлении в Касселе,где его, наконец, услышал Шпор, и в Гамбурге, где на его концерте присутствовалГейне. Образ Паганини в последствии великий поэт запечатлел в своемзамечательном творении «Флорентийские ночи».

Вфеврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только чтопережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоноснымбичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем – восторга, повергнувшеготолпу к ногам Паганини», - пишет Берлиоз.

Париж30-ых годов – арена ожесточенных боев между представителями классицизма иромантизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма–отец, новеллы П. Мериме, а в музыкепрограммный симфонизм Г. Берлиоза; насцене оперных театров – «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера,«Фауст» Шпора – такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. Вэтот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражаетнаэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму –огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного инизменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтичнасама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики,демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, чтоперед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты. В фантазии на тему«Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианнойтехнике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическомуискусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма,породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с«дьявольскими» мотиваит искусства Паганини.

ПередПаганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторгефранцузские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культмузыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеалпредставал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи,придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великомскрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганиниждут только необычайного? В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но издесь, после первого же выступления начинается то же самое.

ВПариже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянскихреволюционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билетыПаганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно,черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой емуприписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай сБерлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил20 000 франков.

До52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Онработает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудоммиллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратитьконцертирование. Купив себе роскошной поместье близ Пармы, носящее название«Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда.

В1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занятьпост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра. В монографии Ямпольского приводятсяинтересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать по-новомуоркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов допятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера иклавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по темвременам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку. Закороткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствоватьмастерство этого коллектива.

В1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровьеокончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание,по которому все свое громадное состояние (1,7 миллионов франков, кромеимущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу.

Паганиниуезжает на юг Франции. Он мечтает поправить здоровье. В эти годы онподдерживает близкие отношения лишь с Берлиозом, да с тесным кружком любителеймузыки, который сгруппировался около него в Марселе. Он сам музицирует,особенно охотно играя квартеты Бетховена.

Расчетына целебные свойства юга Франции не оправдались. В октябре 1839 г. Паганиниприехал в Геную, но сильный нервный припадок заставил его покинуть город.Перевезенный в Ниццу, он почти все дни пролежал в постели. К физическимстраданиям прибавились и нравственные – процесс, связанный с казино, все ещетянулся. К тому же его вновь попыталась вернуть в свое лоно католическаяцерковь. Однако умирающий артист стойко отказался принять причастие. Скончалсяон 27 мая 1840 г. в возрасте 58 лет.

СкрипкаПаганини знаменитый Гварнери дель Джезу хранится в музее в Генуе. Один раз вгод витрину со скрипкой вскрывают и на ней играет самый выдающийся изскрипачей, находящийся в это время в Италии. В 1957 г. такой чести удостоилсяДавид Ойстах, а в 1963 г. – победивший намеждународном конкурсе имени Паганини воспитанник Ленинградской консерваторииболгарский скрипач Емил Камилларов.

Паганинибессмертен. Мятежный дух живет в его творениях, до сих пор влекущих к себенеизъяснимой прелестью щедрых мелодий, роскошью инструментальных красок,поэтичностью образов.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог - создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки . Это было ново и необычно.

В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.

По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея - одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это - активная энергия Вселенной, творческий принцип, это - огонь, свет , жизнь, борьба , усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.

Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На фоне «прометеевской гармонии» вступает мелодия - символ дерзновенной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.

Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя.

Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе - кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вестником социальных бурь начала XX в. При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы , громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру ». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина - АНС. Все эти направления позднее воплотились в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).

Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую композицию этого сочинения.

Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стремлений», а в кульминации - «тему Прометея»?

Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.

Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (выберите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?

Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?

Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности».

Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его».

Художественно-творческое задание
Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе , живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки