Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Силуан Афонский: житие Святой Силуан Афонский. Молитва силуану афонскому от болезней и уныния

Жил на свете человек по имени Силуан Афонский. Он ежедневно и отчаянно молился, прося Бога его помиловать. Но его молитвы оставались без ответа. Прошло несколько месяцев, и силы его истощились. Силуан отчаялся и крикнул в небеса: «Ты неумолим». С этими словами в его душе словно что-то надломилось. На мгновение он увидел перед собой живого Христа. Его сердце и тело заполнил огонь - с такой силой, что, если бы видение продлилось ещё пару секунд, монах бы просто умер. Всю свою жизнь Силуан помнил невыразимо кроткий, радостный, беспредельно любящий взгляд Иисуса и рассказывал окружающим о том, что Бог - это непостижимая и безмерная любовь. Об этом святом мы и поговорим в данной статье.

Детство

Силуан Афонский (настоящее имя - Семён Антонов) родился в Тамбовской губернии в 1866 году. Впервые о Боге мальчик услышал в четыре года. Как-то его отец, любивший принимать у себя гостей и расспрашивать их о чём-нибудь интересном, пригласил в дом книгоношу. Во время трапезы завязалась «горячая» беседа о существовании Бога, а маленький Семён сидел рядом и внимательно слушал. Книгоноша убеждал отца, что Господа не существует. Особенно мальчику запомнились его слова: «Где же он, Бог?» Семён сказал тогда отцу: «Ты учишь меня молитвам, а этот человек отрицает существование Господа». На что тот ответил: «Не слушай его. Я думал, он умный, а оказалось, наоборот». Но ответ отца заронил в душе мальчика сомнения.

Молодые годы

Прошло пятнадцать лет. Семён вырос и устроился столяром в имение князя Трубецкого. Там же работала кухарка, регулярно ходившая молиться на могилу Иоанна Сезеневского. Она всегда рассказывала о жизни затворника и о происходивших на его могиле чудесах. Некоторые из присутствовавших работников подтверждали эти истории и тоже считали Иоанна святым. После услышанного будущий преподобный Силуан Афонский отчётливо ощутил присутствие Всевышнего, и сердце его загорелось любовью к Господу.

С этого дня Семён начал много молиться. Его душа и характер менялись, пробуждая в юноше влечение к монашеству. У князя были очень красивые дочери, но он смотрел на них как на сестёр, а не как на женщин. В то время Семён даже просил отца отправить его в Киево-Печёрскую Лавру. Тот разрешил, но только после того, как юноша закончит военную службу.

Необыкновенная сила

Старец Силуан Афонский обладал в молодости огромной физической силой. Однажды один из постояльцев князя собрался Но в ночь ударили сильные морозы, и все её копыта были во льду, а отбить его она не давала. Семён крепко обхватил рукой лошадиную шею и сказал мужику: «Отбивай». Животное даже не могло пошелохнуться. Постоялец сбил лёд с копыт, запряг лошадь и уехал.

Также Семён мог голыми руками взять чан с кипящими щами и перенести его на стол. Ударом кулака юноша перебивал толстую доску. В жару и холод поднимал и носил тяжести на протяжении нескольких часов без отдыха. Кстати, ел и пил он так же, как работал. Однажды после сытного мясного обеда на Пасху, когда все разошлись по домам, мать предложила Семёну яичницу. Он не отказался и с удовольствием съел глазунью, в которой, как поговаривают, было не меньше полусотни яиц. То же самое с выпивкой. На праздники в трактире Семён мог легко выпить два с половиной литра водки и даже не захмелеть.

Первый большой грех

Сила юноши, пригодившаяся ему в дальнейшем для совершения подвигов, стала причиной первого большого греха, который Силуан Афонский долго отмаливал.

В один из праздников, когда все жители деревни были на улице, Семён гулял с товарищами и играл на гармошке. Навстречу им шли два брата, работающие в селе сапожниками. Старший был огромного роста и силы, да к тому же любил поскандалить. Он начал забирать у Семёна гармошку. Тот передал её своему товарищу, а к сапожнику обратился с просьбой угомониться и идти своей дорогой. Это не помогло. Пудовый кулак полетел в сторону Семёна.

Вот как этот случай вспоминал сам святой Силуан Афонский: «Сначала я хотел уступить, но потом мне стало стыдно, что жители будут надо мной смеяться. Поэтому я нанёс сильный удар ему в грудь. Сапожник отлетел на несколько метров, а из его рта хлынула кровь и пена. Я думал, что убил его. Слава Богу, всё обошлось. Около получаса его откачивали, поливая холодной водой. Потом с трудом подняли и отвели домой. Окончательно он выздоровел только через два месяца. После мне пришлось быть очень осторожным, ведь два брата постоянно подкарауливали на улице с ножами и дубинками. Но Господь уберёг меня».

Первое видение

Молодая жизнь Семёна «кипела». Он уже забыл о желании служить Богу и просто нецеломудренно проводил время. После очередной попойки с друзьями он задремал и во сне увидел, как змея вползла к нему внутрь через рот. Ощутив сильнейшее омерзение, Семён проснулся и услышал слова: «Ведь тебе противно от увиденного? Также и мне неприятно наблюдать за тем, что ты делаешь со своей жизнью».

Рядом никого не было, но голос, произнёсший эти слова, был необычайно приятным и потрясающим. Силуан Афонский был убеждён, что с ним говорила сама Богородица. До конца своих дней он благодарил её за наставление на истинный путь. Семёну стало стыдно за свою прошлую жизнь, и он укрепился в желании служить Богу после окончания военной службы. В нём проснулось чувство греха, что полностью поменяло его отношения ко всему окружающему.

Военная служба

Служить Семёна отправили в Петербург, в лейб-гвардию. В армии его любили, так как он был хорошим, спокойным и исполнительным солдатом. Однажды он вместе с тремя товарищами пошёл в город, чтобы отметить праздник в трактире. Все пили и общались, а Семён сидел и молчал. Один из солдат его спросил: «Почему ты молчишь? О чём задумался?» Он ответил: «Вот мы сидим, веселимся, а на Афоне сейчас молятся!»

На протяжении всей своей службы в армии Семён постоянно думал об этой Святой Горе и даже посылал туда получаемое жалование. Как-то он отправился в ближайшее село для перевода денег. На обратном пути ему встретилась которая хотела наброситься на него. Скованный страхом, Семён лишь произнёс: «Господи, помилуй!» Собака как будто наткнулась на невидимую преграду и побежала в село, где нанесла вред скоту и людям. После этого случая он ещё больше укрепился в желании служить Господу. Когда служба закончилась, Семён приехал домой, собрал вещи и отправился в монастырь.

Приезд на Святую Гору

Силуан Афонский, поучение которого актуально и по сей день, приехал на Святую Гору в 1892 году. Свою новую подвижническую жизнь он начал в русском монастыре

По афонским обычаям, новый послушник должен был на протяжении нескольких дней находиться в полном покое, вспоминая собственные грехи. Затем изложить их в письменной форме и покаяться духовнику. Грехи Силуана были отпущены, и началось его служение Господу: молитвы в келье, длительные богослужения в храме, бдения, посты, причащения, исповеди, труд, чтение, послушание... Со временем он выучил Иисусову молитву по чёткам. В монастыре его все любили и регулярно хвалили за хороший характер и исправную работу.

Монашеские подвиги

За годы служения Богу на Святой Горе преподобный совершил много аскетичных подвигов, которые большинству покажутся невозможными. Сон монаха был прерывчатым - он спал несколько раз в сутки по 15-20 минут, причём делал это на табуретке. Кровати у него не было вовсе. Молитва Силуана Афонского длилась всю ночь. Днём монах трудился, как рабочий. Придерживался внутреннего послушания, отсекая собственную волю. Был воздержан в движениях, беседах и пище. В общем, он являл собою образец для подражания.

Заключение

Силуан Афонский, житие которого было описано в этой статье, до конца жизни спал буквально считанные минуты. И это несмотря на болезни и тающие силы. Тем самым у него освобождалось много времени для молитвы. Особенно усиленно он делал это ночью, до утрени. В сентябре 1938 года монах мирно скончался. Своей жизнью преподобный Силуан Афонский явил пример смирения, кротости и любви к ближним. Спустя пятьдесят лет со дня его смерти старца причислили к лику святых.

Годы жизни и дата памяти

Преподобный Силуан (в миру – Семен) родился в России в 1866 году в селе Товское Томбовской губернии. Скончался на Афоне в 1938 году. День его смерти (11 сентября по старому стилю и 24-е по новому) отмечается Церковью как день памяти.

Один из самых почитаемых святых XX века

Преподобный Силуан не был мучеником, и нам неизвестно, чтобы он творил чудеса и исцелял приходящих к нему больных. У него не было многотысячной паствы, как, например, у недавно прославленного преподобного Порфирия Кавсокаливитского, и он не оставил после себя многотомного собрания сочинений. Силуан Афонский, может быть, вообще оказался известен лишь благодаря своему ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который написал о нем книгу. Однако он один из самых известных святых XX века.

Почему? Его путь – ориентир и добрая наука современному человеку в том, что спасение происходит не через внешнее делание, но через смирение. Его жизнь – пример того, как Господь выбирает Себе не мудрых мира сего, а простых. Полуграмотный молодой человек из России, он всю жизнь мечтал о монашестве, сам добрался до Афона, а на Святой Горе стяжал такой силы благодать, любовь ко Христу и смирение, что даже при его жизни находились те, кто говорил: вот он, истинный святой.

Был искушаем еще до ухода в монастырь

Как таковых фактов о жизни преподобного Силуана практически нет. Из его жизнеописания можно составить лишь общее представление о святом. Например, отец, хотя и воспитал сына в любви к Богу (да и сам являлся образцом христианского отношения к людям), однако попросил того сначала отслужить в армии и только потом, если захочет, оставить мир.

Для будущего подвижника это стало первой проверкой. Ревность к иноческой жизни стала угасать. Семен был молодой и красивый, к тому же из зажиточной семьи. И перед армией он «вкусил много из того, что принято называть грехом», и, казалось, даже забыл о своем желании.

Наставление Богородицы и молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Афонские монахи. Прп. Силуан - сидит крайний слева

По воспоминаниям самого преподобного, образумила его Пресвятая Богородица. Как-то раз в «тонком» сне ему почудилось, что он глотает змею, а проснувшись от омерзения, он услышал женский голос: «Ты проглотил змия во сне, и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Этот положило начало его раскаянию.

А окончательно утвердил Семена в желании новой жизни поход к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он шел испросить благословение и молитв, чтобы мир не задержал его. Святого он не застал, но оставил записку и, как сказано в жизнеописании, «уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое с тех пор не переставало повсюду, где бы он ни находился».
И через неделю он отправился самостоятельно на Афон, где оказался в 1892 году в возрасте 26 лет.

Много лет был искушаем бесами

В начале духовного пути Господь открывается человеку, чтобы «направить», вдохновить и дать силы, а затем «отходит» на время, чтобы научить его идти самостоятельно. И то, и другое было пережито Силуаном с особой глубиной и остротой.

Согласно житию, в самом начале иноческой жизни он сподобился благодати такой силы, которая для иных опытных монахов была неведома. А затем на несколько лет был низвергнут в такую пучину уныния и богооставленности, что доходил в этих состояниях до полного отчаяния. Сам Силуан объяснял происходившее не столько «духовными законами», сколько собственным тщеславием, которое по неопытности не сумел отследить.

Много лет Господь попускал ему быть подвреженным нападкам бесов. Это выражалось и в тяжелых моральных состояниях: бесы то пытались вознести Силуана, внушая помысел, что он уже стал святым, то повергали в пучину отчаяния, говоря, что со своими грехами он никогда не спасется.

Они являлись ему и физически, и даже в виде «чудесных явлений»: однажды келия его вся наполнилась дивным светом, но потом этот свет стал такой силы, что преподобный мог видеть все свои внутренности.

Сподобился видеть Христа

Силуан Афонский

Проведя в таком состоянии многие годы, он дошел почти до полного изнеможения, пока чудесным образом не был спасен Тем, Кому отдал свое тело и жизнь.

Лучше всего об этом моменте рассказано в книге «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) в самом ее начале. Мы процитируем этот отрывок:
«Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», – но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

Имел самое суетливое послушение в монастыре

Опыт преподобного Силуана должен вдохновлять еще и по той причине, что преподобный умел хранить в себе непрестанную молитву, несмотря на то что жил в одном из самых многочисленных монастырей Афона (русском, Пантелеимоновом) и выполнял одно из самых « немонашеских» суетливых послушаний – эконома, то есть отвечал за все работы, которые производятся в монастыре мирскими людьми или с мирским связаны: в частности, следил за бригадой строителей. Несовместимые, казалось бы, с исихазмом вещи…

Архимандрит Софроний (Сахаров) - его ученик

Архимандрит Софроний Сахаров

Как уже говорилось, известен преподобный Силуан стал во многом благодаря его ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который был на 30 лет его младше. Тот тоже имел русские корни, жил много лет на Афоне и там зародилась его духовная связь со старцем. Позже Софроний покинул Святую Гору и жил в Великобритании, где основал мужской монастырь с самым строгим уставом. Впрочем, нам он известен больше своими книгами, в которых описывает свое видение христианского опыта. В описаниях духовной борьбы и различных переживаний архимандрит Софроний вплотную подошел к той грани, за которой слова исчезают, при том, что сам слог остается достаточно простым.

А написанная им книга « Старец Силуан» , может быть, главная православная книга XX века. С одной стороны, в ней во всей полноте раскрывается внешний и внутренний мир преподобного. А с другой, житие старца стало поводом рассказать о духовной брани христианина. Борьба со страстями, борьба с помыслами, смирение, покаяние, любовь, созерцание Нетварного Света. Архимандрит Софроний в этой книге совершил удивительное путешествие по внутреннему миру человека.

Оставил после себя записки

Одно из негласных правил Афона – не говорить о человеке как о святом, пока тот жив. Когда об этом правиле вспоминают, то чаще имеют в виду ситуацию, когда все уже признали монаха святым, но смиренно молчат. Преподобного Силуана это правило касалось иным образом: большинство братии не смогло при жизни разглядеть в нем святого. Силуан, по их мнению, был слишком прост и лишен видимой утонченности, чтобы казаться избранным.

Говорят, многие из братии поверили, что это был великий подвижник лишь после его смерти, когда были обнаружены его личные записи. Преподобный писал их для себя изредка, время от времени.

Удивительно само по себе, что написаны они человеком, который получил два класса образования и учил грамоту по Священному Писанию и житиям. Однако, в первую очередь, эти короткие тексты поражают своей глубиной и искренностью. Они без конца переиздаются на разных языках. Их лейтмотив: покаяние, любовь к Богу и Божия Любовь к человеку.

Вот, посмотрите:

« Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, – потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата» .

« Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа» .

« Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего не ждем» .

Его самое известное поучение

Как и преподобный Серафим Саровский, он специально не размышлял и не формулировал никакого « своего» учения, но все равно остался в памяти Церкви как монах, создавший свое учение. Его можно свести к одной единственной фразе-вразумлению, которое Силуан сам же получил во время очередного периода бесовских искушений: « Держи свой ум во аде и не отчаивайся» .

Лишь осознавая себя достойными ада и осознавая, насколько греховна по своей сути природа человеческая (и не теряя при это упования и любви к Богу), – лишь так мы выжигаем в себе страсти. « И только так, – заключал преподобный, – побеждаются враги. А когда я умом выхожу из этого огня, то помыслы снова приобретают силу»…

Был прославлен в 1988 году

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тропарь преподобного Силуана Афонского
глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю
и Иеремии, о народе плачущему,
усердный подражателю,
всеблаженне отче Силуане,
ты бо зову Матере Господа Сил внемляй,
змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси
и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами
благодать Святаго Духа обильно стяжав,
еюже сердца наша воспламени
и с тобою умильно взывати укрепи:
Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,
спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского
глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный
и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,
Богу возлюбленне Силуане,
о подвизе твоем Церковь Российская радуется,
иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,
веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются.
Его же моли о нас, равноангельне боговедче,
во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Жил на свете человек по имени Силуан Афонский. Он ежедневно и отчаянно молился, прося Бога его помиловать. Но его молитвы оставались без ответа. Прошло несколько месяцев, и силы его истощились. Силуан отчаялся и крикнул в небеса: «Ты неумолим». С этими словами в его душе словно что-то надломилось. На мгновение он увидел перед собой живого Христа. Его сердце и тело заполнил огонь — с такой силой, что, если бы видение продлилось ещё пару секунд, монах бы просто умер. Всю свою жизнь Силуан помнил невыразимо кроткий, радостный, беспредельно любящий взгляд Иисуса и рассказывал окружающим о том, что Бог — это непостижимая и безмерная любовь. Об этом святом мы и поговорим в данной статье.

Силуан Афонский (настоящее имя — Семён Антонов) родился в Тамбовской губернии в 1866 году. Впервые о Боге мальчик услышал в четыре года. Как-то его отец, любивший принимать у себя гостей и расспрашивать их о чём-нибудь интересном, пригласил в дом книгоношу. Во время трапезы завязалась «горячая» беседа о существовании Бога, а маленький Семён сидел рядом и внимательно слушал. Книгоноша убеждал отца, что Господа не существует. Особенно мальчику запомнились его слова: «Где же он, Бог?» Семён сказал тогда отцу: «Ты учишь меня молитвам, а этот человек отрицает существование Господа». На что тот ответил: «Не слушай его. Я думал, он умный, а оказалось, наоборот». Но ответ отца заронил в душе мальчика сомнения.

Молодые годы

Прошло пятнадцать лет. Семён вырос и устроился столяром в имение князя Трубецкого. Там же работала кухарка, регулярно ходившая молиться на могилу Иоанна Сезеневского. Она всегда рассказывала о жизни затворника и о происходивших на его могиле чудесах. Некоторые из присутствовавших работников подтверждали эти истории и тоже считали Иоанна святым. После услышанного будущий преподобный Силуан Афонский отчётливо ощутил присутствие Всевышнего, и сердце его загорелось любовью к Господу.

С этого дня Семён начал много молиться. Его душа и характер менялись, пробуждая в юноше влечение к монашеству. У князя были очень красивые дочери, но он смотрел на них как на сестёр, а не как на женщин. В то время Семён даже просил отца отправить его в Киево-Печёрскую Лавру. Тот разрешил, но только после того, как юноша закончит военную службу.

Необыкновенная сила

Старец Силуан Афонский обладал в молодости огромной физической силой. Однажды один из постояльцев князя собрался запрячь лошадь. Но в ночь ударили сильные морозы, и все её копыта были во льду, а отбить его она не давала. Семён крепко обхватил рукой лошадиную шею и сказал мужику: «Отбивай». Животное даже не могло пошелохнуться. Постоялец сбил лёд с копыт, запряг лошадь и уехал.

Также Семён мог голыми руками взять чан с кипящими щами и перенести его на стол. Ударом кулака юноша перебивал толстую доску. В жару и холод поднимал и носил тяжести на протяжении нескольких часов без отдыха. Кстати, ел и пил он так же, как работал. Однажды после сытного мясного обеда на Пасху, когда все разошлись по домам, мать предложила Семёну яичницу. Он не отказался и с удовольствием съел глазунью, в которой, как поговаривают, было не меньше полусотни яиц. То же самое с выпивкой. На праздники в трактире Семён мог легко выпить два с половиной литра водки и даже не захмелеть.

Первый большой грех

Сила юноши, пригодившаяся ему в дальнейшем для совершения подвигов, стала причиной первого большого греха, который Силуан Афонский долго отмаливал.

В один из праздников, когда все жители деревни были на улице, Семён гулял с товарищами и играл на гармошке. Навстречу им шли два брата, работающие в селе сапожниками. Старший был огромного роста и силы, да к тому же любил поскандалить. Он начал забирать у Семёна гармошку. Тот передал её своему товарищу, а к сапожнику обратился с просьбой угомониться и идти своей дорогой. Это не помогло. Пудовый кулак полетел в сторону Семёна.

Вот как этот случай вспоминал сам святой Силуан Афонский: «Сначала я хотел уступить, но потом мне стало стыдно, что жители будут надо мной смеяться. Поэтому я нанёс сильный удар ему в грудь. Сапожник отлетел на несколько метров, а из его рта хлынула кровь и пена. Я думал, что убил его. Слава Богу, всё обошлось. Около получаса его откачивали, поливая холодной водой. Потом с трудом подняли и отвели домой. Окончательно он выздоровел только через два месяца. После мне пришлось быть очень осторожным, ведь два брата постоянно подкарауливали на улице с ножами и дубинками. Но Господь уберёг меня».

Первое видение

Молодая жизнь Семёна «кипела». Он уже забыл о желании служить Богу и просто нецеломудренно проводил время. После очередной попойки с друзьями он задремал и во сне увидел, как змея вползла к нему внутрь через рот. Ощутив сильнейшее омерзение, Семён проснулся и услышал слова: «Ведь тебе противно от увиденного? Также и мне неприятно наблюдать за тем, что ты делаешь со своей жизнью».

Рядом никого не было, но голос, произнёсший эти слова, был необычайно приятным и потрясающим. Силуан Афонский был убеждён, что с ним говорила сама Богородица. До конца своих дней он благодарил её за наставление на истинный путь. Семёну стало стыдно за свою прошлую жизнь, и он укрепился в желании служить Богу после окончания военной службы. В нём проснулось чувство греха, что полностью поменяло его отношения ко всему окружающему.

Военная служба

Служить Семёна отправили в Петербург, в лейб-гвардию. В армии его любили, так как он был хорошим, спокойным и исполнительным солдатом. Однажды он вместе с тремя товарищами пошёл в город, чтобы отметить праздник в трактире. Все пили и общались, а Семён сидел и молчал. Один из солдат его спросил: «Почему ты молчишь? О чём задумался?» Он ответил: «Вот мы сидим, веселимся, а на Афоне сейчас молятся!»

На протяжении всей своей службы в армии Семён постоянно думал об этой Святой Горе и даже посылал туда получаемое жалование. Как-то он отправился в ближайшее село для перевода денег. На обратном пути ему встретилась бешеная собака, которая хотела наброситься на него. Скованный страхом, Семён лишь произнёс: «Господи, помилуй!» Собака как будто наткнулась на невидимую преграду и побежала в село, где нанесла вред скоту и людям. После этого случая он ещё больше укрепился в желании служить Господу. Когда служба закончилась, Семён приехал домой, собрал вещи и отправился в монастырь.

Приезд на Святую Гору

Силуан Афонский, поучение которого актуально и по сей день, приехал на Святую Гору в 1892 году. Свою новую подвижническую жизнь он начал в русском монастыре святого Пантелеймона.

По афонским обычаям, новый послушник должен был на протяжении нескольких дней находиться в полном покое, вспоминая собственные грехи. Затем изложить их в письменной форме и покаяться духовнику. Грехи Силуана были отпущены, и началось его служение Господу: молитвы в келье, длительные богослужения в храме, бдения, посты, причащения, исповеди, труд, чтение, послушание… Со временем он выучил Иисусову молитву по чёткам. В монастыре его все любили и регулярно хвалили за хороший характер и исправную работу.

Монашеские подвиги

За годы служения Богу на Святой Горе преподобный совершил много аскетичных подвигов, которые большинству покажутся невозможными. Сон монаха был прерывчатым — он спал несколько раз в сутки по 15-20 минут, причём делал это на табуретке. Кровати у него не было вовсе. Молитва Силуана Афонского длилась всю ночь. Днём монах трудился, как рабочий. Придерживался внутреннего послушания, отсекая собственную волю. Был воздержан в движениях, беседах и пище. В общем, он являл собою образец для подражания.

Заключение

Силуан Афонский, житие которого было описано в этой статье, до конца жизни спал буквально считанные минуты. И это несмотря на болезни и тающие силы. Тем самым у него освобождалось много времени для молитвы. Особенно усиленно он делал это ночью, до утрени. В сентябре 1938 года монах мирно скончался. Своей жизнью преподобный Силуан Афонский явил пример смирения, кротости и любви к ближним. Спустя пятьдесят лет со дня его смерти старца причислили к лику святых.

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: “Помилуй меня,” но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: “Ты не умолим!” И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Афонский схимонах отец Силуан (мирское имя – Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму – в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря.

От “родился” до “скончался” – все бедно, не о чем рассказать; касаться же внутренней жизни человека пред Богом – дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать “глубокое сердце” христианина – почти святотатство; но уверенные в том, что ныне старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно богатом житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни.

Многие, соприкасаясь с монахами вообще и со старцем Силуаном в частности, не видят в них ничего особенного и потому остаются неудовлетворенными и даже разочарованными. Происходит это потому, что подходят они к монаху с неверною меркою, с неправильными требованиями и исканиями.

Монах пребывает в непрестанном подвиге, и нередко чрезвычайно напряженном, но православный монах – не факир. Его совершенно не увлекает достижение, посредством специальных упражнений, своеобразного развития психических сил, что так импонирует многим невежественным искателям мистической жизни. Монах ведет сильную, крепкую, упорную брань, некоторые из них, как отец Силуан, ведут титаническую борьбу, неведомую миру, за то, чтобы убить в себе гордого зверя, за то, чтобы стать человеком, подлинным человеком, по образу совершенного Человека Христа, т.е. кротким и смиренным.

Странная, непонятная миру христианская жизнь; все в ней парадоксально, все в порядке как бы обратном порядку мира, и нет возможности объяснить ее словом. Единственный путь к уразумению – это творить волю Божию, т.е. блюсти заповеди Христа; путь, указанный Им Самим.

Детство и молодые годы

Из долгой жизни старца хочется привести несколько фактов, являющихся показательными для его внутренней жизни и в то же время его “историей.” Первый из них относится к его раннему детству, когда ему было не более 4-х лет. Отец его, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды, в праздничный день, с особенным удовольствием он пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от него, как человека “книжного,” узнать что-либо новое и интересное, ибо томился он своей “темнотой” и жадно тянулся к знанию и просвещению. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семен (мирское имя) с любопытством ребенка смотрел на него и внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: “Где Он, Бог-то?” и он подумал: “Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога.” Когда гость ушел, то Семен сказал отцу: “Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет.” На это отец сказал: ” Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его.” Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.

Много лет прошло с тех пор. Семен вырос, стал большим здоровым парнем и работал неподалеку от их села, в имении князя Трубецкого. Работали они артелью, Семен в качестве столяра. У артельщиков была кухарка, деревенская баба. Однажды она ходила на богомолье и посетила могилу замечательного подвижника – затворника Иоанна Сезеновского (1791-1839). По возвращении она рассказала о святой жизни затворника и о том, что на его могиле бывают чудеса. Некоторые из присутствующих подтвердили рассказы о чудесах, и все говорили, что Иоанн был святой человек.

Слыша эту беседу, Семен подумал: “Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его,” и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу.

Удивительное явление, с четырехлетнего до девятнадцатилетнего возраста продержалась мысль, запавшая в душу ребенка при слышании книгоноши; мысль, которая, видимо, тяготила его, оставаясь где-то в глубине неразрешенной, и которая разрешилась таким странным и, казалось бы, наивным образом.

После того как Семен почувствовал себя обретшим веру, ум его прилепился к памяти Божией, и он много молился с плачем. Тогда же он ощутил в себе внутреннее изменение и влечение к монашеству, и, как говорил сам Старец, на молодых красивых дочерей князя стал он смотреть с любовью, но без пожелания, как на сестер, тогда как раньше вид их беспокоил его. В то время он даже просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, но отец категорически ответил: “Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти.”

В таком необычном состоянии Семен пробыл три месяца; затем оно отступило от него, и он снова стал водить дружбу со своими сверстниками, гулять с девками за селом, пить водку, играть на гармонике, и вообще жить подобно прочим деревенским парням.

Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, Семен наслаждался жизнью. В селе его любили за хороший миролюбивый и веселый характер, а девки смотрели на него, как на завидного жениха. Сам он увлекся одною из них и, прежде чем был поставлен вопрос о свадьбе, в поздний вечерний час с ними произошло “обычное.”

Замечательно при этом, что на следующий день утром, когда он работал с отцом, тот тихо сказал ему: “Сынок, где ты был вчера, болело сердце моё.” Эти кроткие слова отца запали в душу Семена, и позднее, вспоминая его, Старец говорил: “Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, и даже “Отче наш” читал с ошибкой, говорил “днесть” вместо “днесь,” заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек.”

У них была большая семья: отец, мать, пять братьев-сыновей и две дочери. Жили они вместе и дружно. Взрослые братья работали с отцом. Однажды, во время жатвы, Семену пришлось готовить в поле обед; была пятница; забыв об этом, он наварил свинины, и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою, в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой: Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву.

– Что же ты мне не сказал тогда?

– Я, сынок, не хотел тебя смутить.

Старец Силуан был весьма большой физической силы. Он был еще совсем молодой, до военной службы, однажды на Пасху, после обильного мясного обеда, когда братья его разошлись по гостям, а он остался дома, мать предложила ему “яичницу”; он не отказался; мать сварила ему целый чугун, до полусотни яиц, и он всё съел.

В те годы он работал со своими братьями в имении князя Трубецкого, и в праздники иногда ходил в трактир; были случаи, что он выпивал за один вечер “четверть” (2.5 литра) водки, но пьяным не бывал.

Однажды, в сильный мороз, ударивший после оттепели, сидел он на постоялом дворе. Один из постояльцев, переночевавший там, хотел возвращаться домой; пошел он запрячь свою лошадь, однако скоро вернулся, говоря:

– Беда! Нужно ехать, и не могу: лед обложил лошади копыта толстым слоем, и она от боли не дается отбить его.

Семен говорит: – Пойдем, я тебе помогу.

На конюшне он взял шею лошади около головы подмышку и говорит мужику: “Обивай.” Лошадь все время стояла не шелохнувшись; мужик отбил лед с копыт, запряг и уехал.

Голыми руками Семен мог брать горячий чугун со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака он мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.

Но эта сила, которая позднее послужила ему для совершения многих исключительных подвигов, в то время была причиной его самого большого греха, за который он принес чрезвычайное покаяние.

Однажды, в престольный праздник села, днем, когда все жители весело беседовали возле своих изб, Семен с товарищами гулял по улице, играя на гармонике. Навстречу им шли два брата – сапожники села. Старший – человек огромного роста и силы, большой скандалист, был “навеселе.” Когда они поравнялись, сапожник насмешливо стал отнимать гармошку у Семена; но он успел передать её своему товарищу. Стоя против сапожника, Семен уговаривал его “проходить” своей дорогой, но тот, намереваясь, по-видимому, показать своё превосходство над всеми парнями села в такой день, когда все девки были на улице и со смехом наблюдали сцену, набросился на Семена. И вот, как рассказывал об этом сам Старец:

– Сначала я подумал уступить, но вдруг стало мне стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил его в грудь; он далеко отлетел от меня и грузно повалился навзничь посреди дороги; изо рта его потекла пена и кровь. Все испугались и я; думаю: убил. И так стою. В это время младший брат сапожника взял с земли большой булыжник и бросил в меня, я успел увернуться; камень попал мне в спину, тогда я сказал ему: “Что ж, ты хочешь, чтоб и тебе то же было?” – и двинулся на него, но он убежал. Долго пролежал сапожник на дороге; люди сбежались и помогали ему, омывали холодной водой. Прошло не менее получаса прежде, чем он смог подняться, и его с трудом отвели домой. Месяца два он проболел, но, к счастью, остался жив, мне же потом долго пришлось быть осторожным: братья сапожника со своими товарищами по вечерам с дубинками и ножами подстерегали меня в закоулках, но Бог сохранил меня.

Так в шуме молодой жизни начал уже заглушаться в душе Семена первый зов Божий к монашескому подвигу, но избравший его Бог снова воззвал его уже некоторым видением.

Однажды, после нецеломудренно проведенного времени, он задремал и в состоянии легкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил сильнейшее омерзение и проснулся. В это время он слышит слова:

“Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь.”

Семен никого не видел. Он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца – то был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения. Он говорил:

“Теперь я вижу, как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с небес вразумить меня-юношу во грехах.”

То, что он не удостоился видеть Владычицу, он приписывал нечистоте, в которой пребывал в тот момент.

Этот вторичный зов, совершившийся незадолго до военной службы, имел уже решающее значение на выбор дальнейшего пути. Его первым следствием было коренное изменение жизни, принявшей недобрый уклон. Семен ощутил глубокий стыд за свое прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение по окончании военной службы уйти в монастырь вернулось с умноженной силой. В нем проснулось острое чувство греха, и в силу этого изменилось отношение ко всему, что он видел в жизни. Это изменение сказалось не только в его личных действиях и поведении, но и в его чрезвычайно интересных беседах с людьми.

Время военной службы

Военную службу Семен отбывал в Петербурге, в Лейб-Гвардии, в саперном батальоне. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, он не переставал помнить о Боге.

В армии его очень любили как солдата всегда исполнительного, спокойного, хорошего поведения, а товарищи как верного и приятного друга; впрочем, это было нередким явлением в России, где солдаты жили очень по-братски.

Однажды, под праздник, с тремя гвардейцами того же батальона он отправился в город. Зашли они в большой столичный трактир, где было много света и громко играла музыка; заказали ужин с водкой и громко беседовали. Семен больше молчал. Один из них спросил его:

– Семен, ты все молчишь, о чем ты думаешь?

– Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?

Тогда другой сказал:

– Какой человек Семен! Мы слушаем музыку и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном Суде.

Слова гвардейца о Семене: – “а он умом на Афоне и на Страшном Суде” – могут быть отнесены не только к тому моменту, когда они сидели в трактире, но и ко всему времени пребывания его на военной службе. Мысль его об Афоне, между прочим, выражалась и в том, что он несколько раз посылал туда деньги. Однажды ходил он из Устижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на почту в село Колпино, чтобы сделать перевод денег на Афон. На обратном пути, еще недалеко от Колпина, по дороге, прямо навстречу ему бежала бешеная собака; когда она совсем уже приблизилась и готова была броситься на него, он со страхом проговорил: “Господи, помилуй!.” Лишь только произнес он эту короткую молитву, как какая-то сила отбросила собаку в сторону, словно наткнулась она на что-то; обогнув Семена, она побежала в село, где причинила много вреда и людям, и скоту.

Этот случай произвел на Семена глубокое впечатление. Он живо почувствовал близость хранящего нас Бога и еще сильнее прилепился к памяти Божией.

Окончив свою службу в гвардии, Семен, незадолго до разъезда солдат его возраста по домам, вместе с ротным писарем поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому просить его молитв и благословения. Отца Иоанна они в Кронштадте не застали и решили оставить письма. Писарь стал выводить красивым почерком какое-то мудреное письмо, а Семен написал лишь несколько слов:

“Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал.”

Возвратились они в Петербург в казармы, и, по словам Старца, уже на следующий день он почувствовал, что кругом него “гудит адское пламя.”

Покинув Петербург, Семен приехал домой и пробыл там всего одну неделю. Быстро собрали ему холсты и другие подарки для монастыря. Он попрощался со всеми и уехал на Афон. Но с того дня, как помолился о нем отец Иоанн Кронштадский, “адское пламя гудело” вокруг него не переставая, где бы он ни был: в поезде, в Одессе, на пароходе, и даже на Афоне в монастыре, в храме, повсюду.

Приезд на Святую Гору.

Монашеские подвиги.

Приехал Семен на Святую Гору осенью 1892г. и поступил в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Началась новая подвижническая жизнь.

По афонским обычаям, новоначальный послушник “брат Симеон” должен был провести несколько дней в полном покое, чтобы вспомнить свои грехи за всю жизнь и, изложив их письменно, исповедать духовнику. Испытываемое адское мучение породило в нем неудержимое горячее раскаяние. В таинстве Покаяния он хотел освободить свою душу от всего, что тяготило ее, и потому с готовностью и великим страхом, ни в чем себя не оправдывая, исповедал все деяния своей жизни.

Духовник сказал брату Симеону: “Ты исповедал грехи свои перед Богом и знай, что они тебе прощены… Отныне положим начало новой жизни… Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения.”

Вводился брат Симеон в духовный подвиг вековым укладом Афонской монастырской жизни, насыщенной непрестанной памятью о Боге: молитва в келье наедине, длительное богослужение в храме, посты и бдения, частая исповедь и причащение, чтение, труд, послушание. Вскоре он освоил Иисусову молитву по четкам. Прошло немного времени, всего около трех недель, и однажды, вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала совершаться там день и ночь, но тогда он еще не разумел величия и редкости дара, полученного им от Божией Матери.

Брат Симеон был терпеливый, незлобивый, послушливый; в Монастыре его любили и хвалили за исправную работу и хороший характер, и ему это было приятно. Стали тогда приходить к нему помыслы: “Ты живешь свято: покаялся, грехи тебе прощены, молишься непрестанно, послушание исполняешь хорошо.”

Ум послушника колебался при этих помыслах, и тревога проникала в сердце, но по неопытности своей он не понимал, что же, собственно, с ним происходит.

Однажды ночью келья его наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел и внутренности свои. Помысел говорил ему: “Прими, – это благодать,” однако душа послушника смутилась при этом, и он остался в большом недоумении.

После видения странного света, стали ему являться бесы, а он, наивный, с ними разговаривал, “как с людьми.” Постепенно нападения усиливались, иногда они говорили ему: “Ты теперь святой,” а иногда: – “Ты не спасешься.” Брат Симеон спросил однажды беса: “Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я свят, то, – что я не спасусь?” Бес насмешливо ответил: “Мы никогда правды не говорим.”

Смена демонических внушений, то возносящих на “небо” в гордости, то низвергающих в вечную гибель, угнетала душу молодого послушника, доводя его до отчаяния, и он молился с чрезвычайным напряжением. Спал он мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табуретке. Изнемогая, он сидя засыпал на 15-20 минут, и затем снова вставал на молитву.

Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяния – росли, ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келье, в предвечернее время, подумал: “Бога умолить невозможно.” С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски.

В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.

“Господь непостижимо явился молодому послушнику,” – и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12:49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся.

Невозможно описать то состояние, в котором находился он в тот час. Его осиял великий Божественный свет, он был изъят как бы из мира и духом возведен на небо, где слышал неизреченные глаголы, в тот момент он получил как бы новое рождение свыше (Ин. 1:13, 3:3). Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к себе всего человека и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества уже вне образов мира. Впоследствии в своих писаниях он без конца повторяет, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом. Он утверждал также, что когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога.

Познавшая свое воскресение и увидевшая свет подлинного и вечного бытия, душа Симеона первое время после Явления переживала пасхальное торжество. Все было хорошо: и мир великолепен, и люди приятны, и природа невыразимо прекрасна, и тело стало иным, легким, и сил как бы прибавилось. Но постепенно ощутимое действие благодати стало слабеть. Почему? Что же делать, чтобы не допустить этой потери?

Началось внимательное искание ответа на растущее недоумение в советах духовника и в творениях Святых отцов-аскетов. “Во время молитвы ум храни чистым от всякого воображения и помысла и заключай его в слова молитвы,” – сказал ему старец отец Анатолий из Святого Русика. У старца Анатолия Симеон провел достаточно времени. Свою поучительную и полезную беседу отец Анатолий закончил словами: “Если ты теперь такой, то что же ты будешь под старость?” Так уж получилось, но своим удивлением он дал молодому подвижнику сильный повод к тщеславию, с которым тот не умел еще бороться.

У молодого и еще неопытного монаха Симеона началась самая трудная, самая сложная, самая тонкая брань с тщеславием. Гордость и тщеславие влекут за собой все беды и падения: благодать оставляет, сердце остывает, ослабевает молитва, ум рассеивается и начинаются приражения страстных помыслов.

Молодой монах Силуан постепенно научается более совершенным аскетическим подвигам, которые большинству вообще покажутся невозможными. Сон его по-прежнему прерывчатый – несколько раз в сутки по 15-20 минут. В постель по-прежнему он не ложится, спит сидя на табуретке; пребывает в трудах днем, как рабочий; несет подвиг внутреннего послушания – отсечение своей воли; учится возможно более полному преданию себя на волю Божию; воздерживается в пище, в беседах, в движениях; подолгу молится умною Иисусовою молитвою. И несмотря на весь его подвиг, свет благодати часто оставляет его, а бесы толпою окружают по ночам.

Смена состояний, то некоторой благодати, то оставленности и демонических нападений, не проходит бесплодно. Благодаря этой смене душа Силуана пребывает в постоянной внутренней борьбе, бодрствовании и усердном искании исхода.

Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды, в одно из таких мучительных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе; келья полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву: “Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен делать я, чтобы они не мешали мне?” И был ответ ему в душе: “Гордые всегда так страдают от бесов.” “Господи, – говорит Силуан, – научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа.” И снова в сердце ответ от Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся.”

Отныне душе его открылось не отвлеченно-интеллектуально, а бытийно, что корень всех грехов, семя смерти есть гордость; что Бог – есть Смирение, и потому желающий стяжать Бога должен стяжать смирение. Он познал, что то несказанно сладкое великое смирение Христово, которое ему было дано пережить во время Явления, есть неотъемлемое свойство Божественной любви, Божественного бытия. Отныне он воистину познал, что весь подвиг должен быть направлен на стяжание смирения. Ему дано было познать великую тайну Бытия, бытийно познать.

Он духом проник в тайну борьбы преподобного Серафима Саровского, который после явления ему Господа в храме, во время Литургии, переживая потерю благодати и богооставленность, тысячу дней и тысячу ночей стоял в пустыне на камне, взывая: “Боже, милостив буди мне, грешному.”

Ему открылся подлинный смысл и сила ответа преподобного Пимена Великого своим ученикам: “Поверьте, чада! Где сатана, там и я буду.” Он понял, что преподобный Антоний Великий был послан Богом к Александрийскому сапожнику учиться тому же деланию: от сапожника он научился помышлять: “Все спасутся, один я погибну.”

Он познал в опыте жизни своей, что полем духовной битвы со злом, космическим злом, является собственное сердце человека. Он духом узрел, что самым глубоким корнем греха является гордость, – этот бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания; это подлинное семя смерти, окутавшее человечество мраком отчаяния. Отныне Силуан, выдающийся гигант духа, все силы свои сосредоточит на подвиге за смирение Христово, которое ему было дано познать в первом Явлении, но которое он не сохранил.

Монах Силуан после данного ему Господом откровения твердо стал на духовном пути. С того дня его “любимой песнью,” как сам он выражался, становится:

“Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: “Где Ты, свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя.”

Это делание привело скоро к миру души и чистой молитве. Но даже и этот огненный путь оказался некратким.

Благодать уже не оставляет его, как прежде: он ощутимо носит ее в сердце, он чувствует живое присутствие Бога; он полон удивления перед милосердием Божиим, глубокий мир Христов посещает его; Дух Святой снова дает ему силу любви. И хотя теперь он уже не тот неразумный, что был прежде; хотя из долгой и тяжелой борьбы он вышел умудренным; хотя из него выработался великий духовный борец, – однако и теперь страдал он от колебаний и изменчивости человеческой натуры и продолжал плакать невыразимым плачем сердца, когда умалялась в нем благодать. И так еще целых пятнадцать лет, доколе не получил он силу одним мановением ума, никак невыражаемым внешне, отражать то, что раньше тяжело поражало его.

Через чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием.

“Брат наш есть наша жизнь,” – говорил Старец. Через любовь Христову все люди воспринимаются, как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия. Заповедь – любить ближнего, как самого себя, – он начинает понимать не как этическую норму; в слове как он видит указание не на меру любви, а на онтологическую общность бытия.

“Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну… потому что Он Сын человеческий” (Ин: 5:22-27). Сей Сын человеческий, Великий Судья мира, – на Страшном Суде скажет, что “единый от меньших сих” есть Он Сам; иными словами бытие каждого человека Он обобщает со Своим, включает в Свое личное бытие. Все человечество, “всего Адама,” воспринял в Себя и страдал за всего Адама.

После опыта адских страданий, после указания Божия: “Держи ум твой во аде,” для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться “во тьме кромешной.”

В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: “Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.” Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: “Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?”- “А что поделаешь, сами виноваты” – ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: “Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех.”

И он действительно молился за всех; молиться только за себя стало ему несвойственным. Все люди подвержены греху, все лишены славы Божией (Рим. 3:22). Для него, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжка. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей дал им Себя познать.

До конца своей жизни, несмотря на падающие силы, и на болезни, он сохранил привычку спать урывками. У него оставалось много времени для уединенной молитвы, он постоянно молился, меняя в зависимости от обстановки образ молитвы, но особенно усиливалась его молитва ночью, до утрени. Тогда молился он за живых и усопших, за друзей и врагов, за весь мир.

Силуан Афонский - человек, который познал на своем опыте, что молитвы и просьбы, обращенные Богу, не бывают не услышанными. Помолившись перед ликом святого, каждый сможет избавиться от грехов и познать могущество и силу Всевышнего.

Преподобный Силуан Афонский известен как монах с необычайной верой в Бога и силу молитвы. Отказавшись от всех удовольствий жизни, в 30 лет он поступил в Пантелеймонов монастырь, где решил стать монахом и навсегда посвятить себя православной религии. До последних дней жизни к Силуану Афонскому обращались за советами и благословением, а после смерти канонизировали и стали почитать как святого.

История иконы Силуана Афонского

Еще будучи в молодом возрасте, преподобный Силуан Афонский решил, что станет вести аскетичный образ жизни в соответствии с церковными правилами, и решил покинуть дом родной и уйти в монахи. Однако отец настоял, чтобы сын хорошо обдумал такое решение, после чего будущий монах на время отдалился от религии, и на смену пришли соблазны и удовольствия земного мира. Тем не менее, вскоре он вернулся на праведный путь, с которого больше не сходил.

В чем помогает образ Силуана Афонского

Перед иконой Силуана Афонского молятся об избавлении от грехов , о здоровье и счастье ближних, о сохранении семьи, чтобы безбожники смогли обрести веру, о прекращении войн и бунтов, о спокойствии и равенстве в мире.

Молитвы, произнесенные перед иконой преподобного монаха, обладают особой силой, так как при жизни сам Силуан Афонский придавал молитвам особое значение. Он считал, что пока жива молитва — мир в безопасности, но стоит ей ослабнуть, и мир рухнет.

Молитва перед иконой

«О преподобный и предивный Отец Силуан! По Божией благодати дано тебе молиться за спасение мертвых и живых, грешных и безгрешных, здоровых и больных. Помоги же нам, Пресвятой Силуан, веру такую же обрести, быть Богом спасенными и защищенными. Поблагодари Святую Деву Марию за просвещение и защиту нас, рабов Божьих. Всем народом искреннее просим тебя: обратись от нас к Всевышнему нашему, пусть Он услышит молитвы наши, пусть увидит веру нашу, пусть благословит нас, грешных, и защитит нас от болезней страшных, от людей злых и от войн смертельных. Услышь нас, Отец Силуан, и передай Богу молебны наши. Аминь!»

Дни празднования иконы

Ежегодно 24 сентября православная церковь отдает дань памяти святому монаху. В этот день, согласно религиозным традициям, не только в России, но и в других странах проходят торжественные богослужения. Люди с молитвами припадают к образу Силуана Афонского и просят его о желаемом .

Личность Силуана Афонского стала ярким примером того, что искренняя молитва и неколебимая вера помогут Богу услышать вас. Если такая икона оберегает ваш дом , то в нем будет царить покой, а ваши близкие всегда будут здоровы. Берегите себя и свою семью и не забывайте нажимать на кнопки и

24.09.2017 05:32

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, ...