Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Грибоедов профессия. Литературно-исторические заметки юного техника

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич родился - драматург, дипломат.

Происходил из старинного дворянского рода.

Александр Сергеевич с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал также латинский и греческий языки и впоследствии пер­сидский, арабский и турецкий. Отлично играл на фортепьяно и написал несколь­ко музыкальных композиций. Воспитате­лями его были библиотекарь Москов­ского университета Петрозилиус, потом Б. И. Ион, питомец Геттингенского университета; в дальнейшем образование шло под руковод­ством философа, филолога и искусство­веда И. Т. Буле.

Летние каникулы юноша проводил у богатого дяди - А. Ф. Грибоедова в Смоленской губернии. В Москве Грибоедовы были связаны родст­вом с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барст­ва.

Около 1803 Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион.

В 1806 был принят в Московский университет, занимался по программам трех факультетов (сло­весного, юридического и физико-математического) и в 1812 был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» (прав).

В Благородном пансионе и в университете Александр Сергеевич мог общаться со многими будущи­ми декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым , Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским , С. П. Тру­бецким, А. И. Якубовичем и другими.

В начав­шуюся Отечественную войну патриотизм увлек поэта на военную службу. Грибоедов доб­ровольцем зачислился корнетом в Мос­ковский гусарский полк. Однако полк всю осень и декабрь 1812 простоял в Ка­занской губернии.

В декабре 1812 полк был присо­единен к Иркутскому гусарскому полку под командой генерала Кологривова. Вско­ре Грибоедов стал адъютантом самого Кологри­вова и принимал участие в комплектова­нии кавалерийских резервов в Белоруссии, о чем напечатал статью в «Вестнике Европы» (1814). В Белоруссии он подру­жился с С. Н. Бегичевым. Не побывав ни в одном сражении, по окончании войны Грибоедов подал прощение об отставке «для опре­деления к статским делам».

В 1817 был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге; познакомился с Пушкиным и Кюхельбе­кером .

В Петербурге Грибоедов вошел в обществен­ные, литературные и театральные круги. Он общается с членами нарождавшихся тайных организаций, участвует в двух масонских ложах, знакомится со многими литераторами. Грибоедов А. С. выступает и в журналистике (эпиграммой «От Апол­лона» и антикритикой на Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматичес­кой литературе -

«Молодые супруги» (1815),

«Своя семья» (1817; в сотрудничест­ве с Шаховским и Хмельницким),

«При­творная неверность» (1818),

«Проба интер­медии» (1818).

В костромском имении матери Грибоедова нача­лись волнения крепостных, вызванные не­посильными налогами. Волнения превра­тились в целое восстание, продолжавшее­ся несколько лет. В конце концов, Нас­тасья Федоровна вынуждена была продать крепостных в другие руки, что сильно подорвало материальное положение семьи. Это вынудило Александра Сергеевича искать постоянной служ­бы.

В начале 1818 в министерстве иностран­ных дел организовывалось русское пред­ставительство при персидском дворе; поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем - Грибоедов А.С.

В августе 1818 Александр Сергеевич покинул Петербург. В Тифлисе он сблизился с «проконсулом Кавказа» А. П. Ермоловым. Герой Отече­ственной войны 1812, человек большой культуры и личного обаяния, Ермолов сильно повлиял на «молодого человека» (как он сам называл Грибоедова) в вопросах общей политики и международных отношений. В частности, сильным было это влия­ние на взгляды и действия Грибоедова в Грузии и Персии.

В Грузии Александр Сергеевич очень скоро вошел в дру­жеские отношения с местной передовой национальной интеллигенцией. Объедине­нию русской и грузинской интеллигенции служил дом П. Н. Ахвердовой. Она была воспитательницей Нины Чавчавадзе, на которой Грибоедов женился (1828). Александр Сергеевич вошел в близ­кое общение с грузинскими поэтами - своим будущим тестем А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани.

В феврале 1819 русская дипломатическая миссия прибыла в Тавриз, резиденцию наследника престола Аббаса-Мирзы, была принята в Тегеране шахом и потом вер­нулась в Тавриз. По Гюлистанскому трактату, русская миссия имела право требовать возвращения русских солдат - пленных и дезертиров, служивших в пер­сидских войсках. Грибоедов разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 в Тифлис. Ермолов представил его к на­граде.

С ноября 1821 по февраль 1823 Грибоедов служил в Тифлисе при Ермолове секретарем по иностранной части, разъезжал часто с ним по Кавказу. В Тифлисе он общался с Кюхельбекером, который приехал туда в декабре 1821 и прожил до мая 1822. В то время Грибоедов уже работал над «Горем от ума» и читал другу комедию, сцену за сценой, как они создавались. После отъез­да Кюхельбекера в Россию он сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 он был уже в Москве. Здесь он прочел Бегичеву первых два акта «Горя от ума» (в ранней редакции). Вторые два действия комедии были написаны летом 1823 в тульском имении Бегичева.

В сентябре Грибоедов возвратился в Москву. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, читал ее в литературных кругах. Вместе с П. А. Вяземским он написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» , с музыкой А. Н. Верстовского.

В июне 1824 Александр Сергеевич переехал в Петер­бург, опасаясь, очевидно, что московская цензура не разрешит печатание комедии «Горе от ума», сатирически изображающей московское барское общество.

Грибоедов читал свою комедию в театральных и литературных кругах Петербурга. Но провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопо­ты. В печать же цензура пропустила только отрывки: 7 -10 явление первого действия и третий акт с большими сокращениями. Появление отрывков в альманахе Булгарина «Русская Талия на 1825 год» вызвало целый поток критических ста­тей в петербургских и московских жур­налах, в том числе декабриста А. А. Бестужева .

«Горе от ума» быстро распространилось в бесцензурных полных списках. Но угрю­мое настроение не покидало поэта. Он пытался поехать за границу. Такие по­пытки он делал и ранее, не удалось это и в 1825. Тогда Грибоедов отправился в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ.

В мае 1825 Грибоедов прибыл в Киев, где изучал древ­ности. Встречался с членами тайного декаб­ристского общества: князем Трубецким, Бестуже­вым-Рюминым, Сергеем, Матвеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но вопрос о формальной принадлежности Грибоедова к организации декабристов остается неясным. Александр Сергеевич разделял скептицизм Ермоло­ва в отношении революционного военного восстания.

Вернувшись на Кавказ в конце сен­тября, в укреплении Каменный Мост, на реке Малке, Грибоедов написал стихотворение «Хищники на Чегеме» , навеянное недав­ним нападением горцев на станицу Сол­датская. К концу января 1826 в крепость Грозную собрались Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Грибоедов был арестован, 11 февраля 1826 он уже сидел на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. В След­ственной комиссии и в письме к ца­рю он решительно отрицал свою принад­лежность к тайному обществу. Такое отрицание было смелым тактическим при­емом.

Александр Сергеевич Грибоедов сочувствовал идеям декабристов, их протесту против самодержавия и крепост­ного права. Вместе с тем он скептически смотрел на осуществимость конспиратив­ного движения и видел в декабризме не­мало слабых сторон. Александр Сергеевич не разделял радикальных социально-политических мне­ний, какие формировались в Южном об­ществе и в Обществе соединенных славян. Он ближе был к умеренному Северному обществу, а в нем - скорее ближе к центру, чем к левому или правому кры­лу. Возможно, что имело место заступ­ничество И. Ф. Паскевича, члена След­ственной комиссии, как и расчет Нико­лая I сохранить на Востоке выдающегося дипломата. Комиссия постановила освободить его, Грибоедов получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги и был произведен в надворные советники.

Июнь и июль Грибоедов прожил в Петербурге. Это было для него тяжелое время. Радость освобождения меркла при мысли о каз­ненных или сосланных в Сибирь друзьях. К концу июля он приехал в Москву, куда собрался весь двор и войска к коро­нации нового императора; здесь же был и Паскевич. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим разгневан, винил Ермолова в бездействии и командиро­вал на Кавказ Паскевича с большими полномочиями. Ермолов подал в отстав­ку, а Грибоедова перевели на службу к Паскевичу. К служебным неприятностям при­соединилось еще физическое недомога­ние - стали часто повторяться приступы лихорадки и нервные припадки. Еще тя­желее было политическое и моральное по­ложение Грибоедова Паскевич был крупным пред­ставителем дворянско-крепостнической реакции. Он сурово обращался с декабри­стами, сосланными на Кавказ, а Александр Сергеевич стре­мился облегчить их участь, в частности он хлопотал об А. И. Одоевском , А. А. Добринском, братьях Бестужевых.

Паскевич поручил Грибоедову заграничные сно­шения с Турцией и Персией. Он вел огромную переписку Паскевича, участво­вал в обсуждении военных действий, терпел все лишения походной жизни, принял на себя дипломатические пере­говоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае. После побед Паскевича, взятия Эривана и оккупации Тавриза был за­ключен Туркманчайский мирный договор, выгодный для России.

Паскевич командировал Грибоедова для пред­ставления Туркманчайского трактата ца­рю в Петербург. 15 марта 1828 Александр Сергеевич был принят царем; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедову - чин статского советника и четыре тысячи червонцев. В Петербурге он прожил три месяца, собирался выйти в отставку. Но в Персии не оставалось русского опытного дипломатического представителя. Выбора не было: ехать должен был Грибоедов. Он был назначен министром-рези­дентом при шахе. Вместе с юной женой Грибоедов прибыл в Тавриз. В Персии у него было два трудных поручения: взыскивать контри­буцию за прошлую войну и разыскивать и отправлять в Россию русских поддан­ных, попавших в руки персиян или, нередко, бежавших от крепостной не­воли или жестокой солдатчины. То и дру­гое вызывало озлобление в персидском народе. Чтобы уладить дела, он выехал в Тегеран к шаху, оставив жену в Тавризе. В Тегеране обострились споры из-за контрибуции и из-за пленных. Грибоедов дал приют в миссии бывшему русскому под­данному, евнуху шахского гарема, и двум армянкам из гарема зятя шаха Алаяр-хана. Вспыхнул бунт. В деле сказались интриги английских дипломатов. По Туркманчайскому и Адрианопольскому мирным договорам, Россия усилила свое влияние, политическое и экономическое, на Востоке, подрывая тем самым влияние Англии. При попустительстве персидских властей русская миссия, во главе с Грибоедовым, была истреблена 30 янв. 1829 (кроме сек­ретаря посольства Мальцева). Тело Грибоедова было доставлено из Тегерана в Тифлис и погребено на горе святого Давида. Жена Грибоедова поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя лю­бовь моя?»

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова органически связано с политическим движением в стране после Отечественной войны 1812. Он печатался в течение 14 лет, но его литературное наследие невелико. В нем совершенно нет эпической прозы и почти отсутствует лирика. Больше всего у Грибоедова драматических произведений, но большинство из них, за исключением знаменитой комедии, не­высокого достоинства. Ранние пьесы инте­ресны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих. По форме они совершенно ординарны, как десятки тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо зна­чительнее пьесы, написанные после «Горя от ума»:

«1812 год» ,

«Грузинская ночь» ,

«Радомист и Зенобия» , но они дошли до нас только в планах да в отрывках, но которым трудно судить о, целом; достоин­ство стиха здесь сильно понижается, и сценарии их слишком сложны и обшир­ны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.

В наброске пьесы «1812 год» (название условное) слышатся отклики пережитого автором патриотиче­ского подъема в Отечественную войну. В пьесе затронута тема крепостного пра­ва - в связи с характеристикой роли народа и дворянства в войне.

В трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов снова ставит проблему крепостного права. Гру­зинский князь в обмен на коня отдает другому князю отрока-крепостного, сына своей кормилицы, теперь няни его дочери. Кормилица упрекает князя в бесчеловеч­ном поступке, но ее сын остается в рабст­ве; тогда кормилица замышляет месть - и на этом строится развитие драмы.

Еще значительнее незаконченный текст историко-политической драмы «Радомист и Зенобия» (из истории древней Грузии и Иверии). В споре деспота Иверии Радомиста с послом Рима Касперием послед­ний кичится свободой отечества - восхва­ляет римскую доблесть и патриотизм, а восточный властелин похваляется слепой преданностью своих подданных и возра­жает, что Рим стал «самовластной импе­рией». В дальнейшем предполагалось изо­бразить придворных. В плане трагедии имеются явные намеки на декабристское время: всевластие временщика Арфаксада (Аракчеев), готовность к цареубийству Ашода (Якубович), вражда к иноземцам (немцеедство) и так далее. Если бы эта социаль­но-историческая трагедия была закончена, она стала бы документом декабристской художественной литературы. Но пьеса ос­тавлена Грибоедовым в отрывках.

В историю литературы Александр Сергеевич вошел как автор «Горя от ума». Над пьесой он рабо­тал несколько лет. Она была закончена в деревне Бегичева в 1823. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, которая хранится те­перь в Государственной исторической библиотеке в Москве (Музейный автограф). В Петер­бурге он вновь совершенствовал пьесу, например вставил сцену заигрывания Молчалина с Лизой в четвертом акте. Исправ­ленный список был подарен им в 1824 А. А. Жандру («Жандровская рукопись», хранится там же).

В 1825 отрывки комедии были перепечатаны в «Русской Талии» Булгарина («первопечатный текст»).

В 1828 Грибоедов поручил Булгарину для печата­ния список «Горя от ума», вновь пере­смотренный («Булгаринский список», хра­нится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Эти четыре текста и образуют цепь до­шедших до нас авторизованных текстов.

Между тем для всех поколений чита­телей и критиков была очевидна тес­ная связь «Горя от ума» с декабризмом. Эта связь определялась не принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а глу­боким кровным родством его с социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. Идеологи­чески и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских револю­ционеров; недаром декабристы с таким энтузиазмом приняли «Горе от ума»; пока цензура запрещала печатать полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую дик­товку и распространяли. Известно, что ко­медия «Горе от ума» была напечатана в двух разных подпольных изданиях, вышедших, очевидно, из полковых типографий. Но списки распространялись не только в пе­редовой дворянской среде, но и в широ­ких кругах демократической разночин­ской интеллигенции. Легенда о 40 тысячах списков должна быть отвергнута, но мы вправе говорить о многих сотнях руко­писных экземпляров.

Комедия преисполнена отголосков тог­дашней общественной жизни: ученый ко­митет, карбонарии, толки о камерах, то есть палатах депутатов, о суде присяжных, о Байроне и многих других. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права.

Реакционное значение скалозубовщины - аракчеевщины обостряло политиче­скую сатиру на характерные особенности военно-феодальной монархии, которая сложилась в те времена. С горячим со­чувствием отзывается Грибоедов о новых людях, друзьях Чацкого. Созданием образа Репетилова он сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм. Идеологически «Горе от ума» кровно роднится с гражданской поэзией тех времен. Чита­тели-современники воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет-сатиру. Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в пер­вом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Это подкрепляется анализом пьесы. Реалисти­чен ее язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для пи­сателей декабристской эпохи. Грибоедов А.С. после­довательно истреблял элементы книжности и заменял их элементами речи живой, раз­говорной. В комедии встречаются старин­ные, слова и речения но употреблены они художественно целесообразно. Речь отдельных персонажей мастерски индивидуализирована. Речь Скалозуба склады­вается из отрывочных слов, коротких фраз, пересыпана профессиональными военными словечками. Молчалин избегает грубых, простонародных выражений. Он немногословен: не смеет своего суждения иметь. Замечательно выдержана речь Хлестовой. Это язык знатной московской барыни, умной и бывалой, но малокуль­турной, матери-командирши в богатых барских гостиных. Роль Лизы задумана и композиционно организована Грибоедовым как традиционная роль конфидентки в лю­бовной интриге барышни, тем не менее в речи Лизы немало элементов живого просторечья. Фамусовская Москва гово­рит бытовым языком, московским наречи­ем. Порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изо­билует реалиями, она элементарна, образ­на, тяготеет к повседневности. Иные за­дачи должна была разрешать речь Чац­кого и речь Софьи. Язык этих персонажей призван выразить сложную гамму чувств: любовь, ревность, душевную боль, граж­данскую скорбь, иронию, сарказм и так далее. В языке Софьи проступают всего явствен­нее понятия психологические, этические. Многочисленны они и в речах Чацкого: «когда все мягко так и нежно, и незрело», «лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «смятенье», «жар к ис­кусствам творческим, высоким и прекрас­ным», «слабодушие, рассудка нищету», «жалчайшее созданье», «та страсть, то чув­ство, пылкость та», «где прелесть этих встреч, участье в ком живое?», «что хуже в них - душа или язык?».

Но существенной особенностью речей Чацкого является их социально-политичес­кая идейность и патетика. В речах Чац­кого свой особый словарь: «участье», «ге­ний», «безлюдье», «чужевластье», «слабо­душие», «биенье», «пылкость», «уничиженье»; свой строй эпитетов: «неподражае­мый», «разгневанный», «бессловесный», «подлейший», «алчущий», «творческий», «рабский», «величавый»; свой синтаксис - с развитыми формами предложения, про­стого и сложного, с тяготением к периоди­ческому построению.

Явственно стремление художника выде­лить двух героев не только в образности, но и по языку, иному, чем бытовая речь других персонажей,- языку, богатому инверсиями, анафорами, градациями, ан­титезами, патетикой.

Язык Чацкого и Софьи обработан дра­матургом тоже реалистически. Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее, и здесь огромны достижения автора в словесном выражении сложной психологии. Заслугой драматур­га-реалиста было воссоздание речи дво­рянской интеллигенции декабристской по­ры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлестовой, в речи Чацкого найдутся сло­ва и речения из простонародной и живой дворянской, московской, речи: «окромя», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др. Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в речь московского фамусовского общества. Современники с наи­большей остротой воспринимали публици­стичность речей Чацкого, роднящую их с языком петербургской, декабристски ори­ентированной литературы. Популярным словом в декабристской патриотической лексике было слово «отечество» и словосо­четания, с ним связанные. У Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы...» Декабри­сты во славу вольности писали оды. У Грибоедова - «Вольнее всякий дышит». Даже у Фаму­сова: «Он вольность хочет проповедать». Слово «свобода» и производные от него нашли отклик в монологе Чацкого: «К свободной жизни их вражда неприми­рима». В декабристской лексике было распространено слово «раб» в значении политически угнетенного или развращен­ного человека и производные от него; у Чацкого: «в раболепстве самом пылком». В Музейном автографе комедии Загорецкий говорит: «Я сам ужасный либерал и рабства не терплю до смерти». Характерно употребление слова «народ»: «Чтоб умный, бодрый наш народ». Знамениты слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого, раб­ского, слепого подражанья».

Огромно значение «Горя от ума» в об­новлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогаще­нии литературной речи живым просторе­чием.

Анализ художественной формы «Горя от ума» подтверждает отход Грибоедо­ва как от традиций классицизма, так и от новейшей легкой комедии и распро­страненной тогда романтической драмы. Стремление писать «свободно и свободно» приводило его к реализму, к самобытно­сти. Реалистической формы требовала са­ма русская жизнь. В печати критики разделились на два лагеря. Реакционеры стремились опорочить художественные до­стоинства комедии, уронить Чацкого. На сторону «Горя от ума» встала вся прогрес­сивная критика. Всех ярче и глубже на­писал о «Горе от ума» А. А. Бестужев в декабристском альманахе «Полярная звезда».

Проблема национального будущего, проблема социально-исторического опти­мизма в «Горе от ума» была близка де­кабристам. Борьба между Фамусовым - Скалозубом и Чацким кончается в пьесе как будто неблагополучно для Чацкого: он бежит из Москвы. Некоторые литературоведы спешили приписать Чацкому «раз­очарование в человечестве», «безысходный пессимизм». Но Герцен думал иначе: Чац­кий, «если уцелел 14 декабря, то, навер­ное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом». Внутреннее бессилие фамусовского обще­ства и внутренняя сила Чацкого по­нятны читателю и зрителю. Автор ве­рит в эту силу и в ее конечную победу над внешним гнетом. Он сочувствует сво­ему герою в его борьбе за «свободную жизнь». Оптимизм его был близок де­кабристам. Реалистический метод у писателей-де­кабристов только намечался. Грибоедов А.С. пошел дальше. «Горе от ума» целиком отвечало задачам сатирического изображения. И оно же одновременно с «Онегиным» по­ставило проблему реалистического изображения современной жизни.

Гонча­ров в «Мильоне терзаний» убедительно показал, что в «Горе от ума» - две драмы, общественная и психологическая. Обще­ственная драма и драма психологическая уравновешены в «Горе от ума» и компози­ционно, и по содержанию. Не внешняя любовная интрига, типичная для старой легкой комедии, а именно драма любви - вот огромное завоевание драматургии Грибоедова. В горячих похвалах Софьи Молчалину он мастерски раскрывает то развращающее влияние косной социальной среды, под которое подпадает и эта сильная девушка. Реалистично, психологически убедительно изображает Александр Сергеевич в четвертом действии душевную катастрофу Софьи. По сущест­ву, «Горе от ума» не комедия, а драма, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. Побе­да реализма у Грибоедова была и победой гума­низма. Воинствующий гуманизм наиболее ярко сказался в монологах Чацкого. Это - гуманизм декабристский. Граждан­ская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей, напр. на молодого Добролюбова.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологиче­ской драмы Чацкого - Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной, со­циальной. Первое название драмы было еще значительнее: «Горе уму». Сопостав­ление Чацкого и барской Москвы - это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это - столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического мира с новы­ми людьми. Драматург создает наряду с индивидуальными образами еще один образ - коллективный, образ барского общества. Грибоедов гениально изобразил быт фамусовской Москвы. Но в «Горе от ума» воссоздана еще иная Москва - социальная, барская, крепостническая, воинствую­щая, нимало не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житей­скими Идеалами, искалечила Софью Пав­ловну. Ее отец - яркий представитель Москвы. На балу у Фамусова столк­новение двух общественных групп изо­бражено Грибоедовым с замечательной реалисти­ческой силой. В гостиной собирается как бы летучий митинг - целый суд над Чац­ким и его единомышленниками. Это - кульминация социальной драмы.

Высокое идейное и моральное значение «Горя от ума» по достоинству оценил В. И. Ленин. В его сочинениях находим многие десятки цитат и ссылок на « Горе от ума». Острая и афористичная речь Грибоедова перешла в пословицы и поговорки.

В истории русского театра «Горе от ума» занимает важное место. С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит со сцены столичных и периферийных театров. «Горе от ума» иллюстрировали Павел Соколов (1850), М. Башилов (1862), Д. Н. Кардовский (1913, 1915), Н. Кузьмин (1958) и многие другие художники.

Умер - , Тегеран.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4(15) января 1795 года (по другим историческим источникам - 1790 года) в Москве, в семье родовитых дворян. Отец его вёл свою родословную от польской шляхты.

Образование детей контролировала мама. Она была гордой и чванливой представительницей своего сословия, но не лишённой ума и практичности. Настасья Фёдоровна понимала, что в новые времена продвижение по службе и занятие высокого положения в обществе может дать не только происхождение и связи, но и образованность человека. Поэтому большое внимание в семье уделялось не только воспитанию, но и образованию детей. Учителями Александра были действительно просвещённые французы-гувернёры. Позднее для уроков приглашали профессоров из университета. Уже в детские годы Грибоедов прочёл огромное количество книг.

С 1803 года мальчика определяют в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 году он поступает в Московский университет. До войны 1812 года Грибоедов оканчивает обучение на словесном и юридическом факультетах, образование на физико-математическом ему не даёт закончить война.

Уже в университете Александр Сергеевич единодушно признаётся окружающими одним из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знает всю мировую классику, читает и свободно говорит на нескольких иностранных языках, сочиняет музыку, прекрасно играет на фортепиано.

Военная служба и светская жизнь в Петербурге

С началом войны 1812 года Грибоедов считает своим долгом записаться в гусарский полк для защиты отечества. Но пока полк формируется - Наполеона уже отбрасывают далеко от Москвы, а вскоре армия уходит на европейскую территорию.

Несмотря на окончание военных действий, Грибоедов решает остаться в армии, и их полк переводят в глухие места Белоруссии. Эти годы практически «выпадут» из жизни писателя. Позднее он будет вспоминать их с сожалением, хотя некоторых своих знакомых этого времени выведет в качестве героев в своей комедии «Горе от ума». Вместе с товарищами он участвовал в самых бесшабашных затеях, проводил время в разгуле и играх. Всё лучшее, привитое ему университетским воспитанием, казалось было утеряно. Но через некоторое время бурное времяпрепровождение начинает тяготить Грибоедова. Сначала он примыкает к кружку офицеров, которые в свободное от службы время занимаются сочинительством простеньких стихов, потом начинает писать статьи. В это время им были посланы в Петербург заметки «О кавалерийских резервах» и «Описание праздника в честь Кологривова». Всё больше увлекаясь литературой, Грибоедов понимает, что не может больше существовать в гусарской среде и в 1815 году, побывав в Петербурге, заводит там нужные связи и знакомства, подготавливая свой переход в коллегию иностранных дел.

В 1816 году Александр Сергеевич выходит в отставку и переезжает в Петербург. Здесь он сближается с передовыми людьми своего времени и сразу принимает их идеи. Среди его друзей оказывается много будущих организаторов тайных обществ. В светских салонах Грибоедов блещет холодным остроумием и даже циничностью. Его тянет и к театральным подмосткам. В этот период он пишет и переводит для театра комедии «Молодые супруги» (1815) и «Своя семья или Замужняя невеста» (1817).

В коллегии иностранных дел Грибоедов слывёт на хорошем счету.

Спокойствие и размеренность жизни нарушает участие писателя в дуэли, которая заканчивается смертью одного из дуэлянтов. Во многом благодаря связям матери, Грибоедова отправляют подальше от столицы - секретарём в дипломатическую миссию России в Персии.

Служба в Персии и на Кавказе

В марте 1819 года, после нарочно медленного путешествия, Грибоедов наконец прибывает к месту своей службы - в Тегеран, а затем в Тавриз. Он получает массу новых впечатлений, встречается с придворными и местными князьями, простыми людьми и бродячими поэтами. Служба оказывается несложной, и у Грибоедова остаётся достаточно времени для занятий литературным творчеством и самообразованием. Он много читает, оттачивает знание персидского и арабского языков, с удивлением и радостью понимает, что комедия его «Горе от ума» пишется здесь как никогда плодотворно. Вскоре первые два акта окончательной редакции комедии были готовы. В этот период Грибоедову удалось совершить один действительно героический поступок. На свой страх и риск он смог вывезти из Персии нескольких русских пленных. Отчаянную смелость Грибоедова заметил генерал Ермолов и решил, что такой человек достоин лучшей участи, чем прозябание в Персии. Благодаря стараниям Ермолова Александра Сергеевича переводят на Кавказ в Тифлис. Здесь набело были закончены первый и второй акты «Горя от ума».

Возвращение в Петербург и арест

В 1823 году писатель едет в отпуск. В Москве и имении его друзей под Тулой он полностью заканчивает главный труд своей жизни.

Осенью 1824 года Грибоедов отправляется в Петербург с надеждой на публикацию и театральную постановку «Горе от ума». Но встречает категорическое противодействие. С большим трудом отрывки комедии удаётся напечатать в альманахе «Русская Талия». Что же касается рукописных вариантов - их количество приближалось к книжным тиражам. Распространению книги способствовали и декабристы, которые считали её своим «печатным манифестом». В произведении сплелись воедино новаторство и классицизм, точное следование правилам построения комедии и свободное развитие характеров. Значительным украшением «Горя от ума» служит использование разностопного ямба, точный и афористичный язык. Многие строки комедии «растащили на цитаты» уже во времена рукописных списков.

Осенью 1825 года Грибоедов собирается обратно на Кавказ, но его возвращают с дороги по подозрению в участии в подготовке восстания декабристов. Благодаря предупреждению Ермолова Грибоедову удалось уничтожить компрометирующие материалы из своего архива. К моменту ареста на него нет никаких улик. На следствии писатель категорически отрицает своё участие в заговоре. В июне 1826 года Грибоедова освобождают из-под ареста как полностью невиновного.

Трагическая удача

С огромной неохотой он снова собирается на Кавказ. И может быть, писатель добился бы отставки и остался в Петербурге, занимаясь литературным трудом, но матушка его берёт с сына клятву о продолжении дипломатической карьеры.

С началом русско-персидской войны Александр Сергеевич участвует в нескольких сражениях, но с большим успехом действует на поприще дипломатии. Он «выторговывает» для России крайне выгодный Туркманчайский мирный договор и привозит документы в Петербург, надеясь остаться в столице. Он мечтает продолжать писать стихи, закончить трагедии «Родамист и Зенобия» и «Грузинскую ночь», начатую драму «1812 год».

Но именно благодаря личному вкладу Александра Сергеевича в составление статей столь выгодного мирного договора царь решает, что на должность посла в Персии больше всего подходит Грибоедов. Отказаться от высочайшего назначения невозможно и писатель вынужден снова ехать в Персию.

Трагический финал

С большим нежеланием в июне 1828 года Грибоедов выезжает из Петербурга. Всеми силами он оттягивает прибытие к месту назначения, как будто предчувствуя свою судьбу.

Последним «лучом счастья» в его судьбе стала горячая любовь к дочери своего друга А.Г.Чавчавадзе - Нине, на которой он женился, проезжая через Тифлис. Оставив жену в Тавризе, он едет в Тегеран, чтобы приготовить всё к приезду любимой женщины.

То, что произошло дальше, сложно оценивать однозначно. Согласно большинству источников, за попытку вывоза женщин-армянок из гарема знатного вельможи и смотрителя гарема шаха, Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками, а вся русская миссия разгромлена.

Согласно другим источникам - Грибоедов и сотрудники миссии вели себя неуважительно по отношению к шаху и законам страны, и слух о вывозе женщин из гарема просто стал последней каплей, которая переполнила чашу терпения персиян и заставила их расправиться с обнаглевшими чужаками.

Есть версия - что на русскую миссию религиозные фанатики были умело натравлены английскими дипломатами.

Какая бы из этих версий ни оказалась правдой, итог оказался печальным - замечательный русский дипломат, поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов принял ужасную смерть от рук мусульманских фанатиков Персии 30 января (11 февраля) 1829 года.

Тело его было перевезено на Родину и захоронено в Тифлисе (ныне - Тбилиси) в монастыре святого Давида.

Интересные факты о Грибоедове:

Писатель отлично знал французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, латинский, арабский, персидский и турецкий языки.

Проживая на Кавказе Грибоедов использовал своё положение и все связи, чтобы любым способом облегчить жизнь декабристов, сосланных сюда и смог «вытащить» некоторых из них из Сибири.

Писатель являлся членом самой крупной масонской ложи в Петербурге.

Творчество Грибоедова кратко вряд ли удастся описать, ведь этот человек написал не одно увлекательное и интересное произведение. А. С. Грибоедова даже в какое-то время называли самым умным человеком.

Но больше всего он запомнился людям, после написания своей юмористической комедии «Горе от ума».

Его жизнь была наполнена приятными и положительными эмоциями. За все, за что бы не брался , у него хорошо получалось.

Особенности творчества Грибоедова

Писать он еще начал, обучаясь в Московском университете, но публике го произведения не были представлены. В то время он регулярно выпускал корреспонденции. Больше всего произведений Грибоедов написал в жанре комедия.

Одним из отличительных моментов творчества можно назвать то, что Александр Сергеевич полностью отказался от романтизма, по которому фанатели его предшественники. Ему по душе был реализм. После своей главной комедии Грибоедову не удалось закончить ни одного произведения, хотя у него было много планов на свое будущее.

Вообще его личность и писательская судьба уникальная, в памяти народа он остался как автор одного масштабного произведения. Все те произведения, которые были написаны Грибоедовым, нельзя было сравнивать с комедией.

Другими комедиями Грибоедова можно назвать следующие:

  • Притворная неверность
  • Молодые супруги
  • Студент
  • Замужняя невеста
  • Своя семья.

Обобщение творчества Грибоедова

«Горе от ума» - это уникальное произведение, где писатель смог себя проявить как индивидуальность. Если все его произведения ничуть не отличались от произведений других писателей, то этого не сказать о главной комедии Грибоедова. Именно поэтому это произведение можно назвать одним из последних. Тут он рушил представлении я о классической комедии и писал, так как считал нужным, никого не слушая.

Не смотря на то, что после выхода комедии она собрала много критики, это произведение одно из удачных среди тех, которые создавались в девятнадцатом веке. В «Горе от ума» сталкиваются два поколения, и Грибоедов правдиво описывает то, как жили люди разных времен. Он подбирает слова, которые могут правильно описать состояние героев и самого автора. На этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму.

Фразы, которые произносили Грибоедовские герои, нашли применение и в современном мире. Об этом еще говорил Пушкин после прочтения комедии, и вправду они давно стали крылатыми выражениями. Все комедии, за исключением «Горе от ума» были написаны по правилам, и может быть, поэтому получились не такими увлекательными и захватывающими.

В произведениях он описывал такие моменты:

  • Любовные интриги
  • Бедность народа
  • Жизнь дворян девятнадцатого века.

Такова характеристика великого поэта, которому принадлежат многие захватывающие труды.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями ( , ); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»).

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

История создания «Горе от ума»

В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы. Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально - «Горе уму»). В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина Декабрист И. И. Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

Сюжет «Горе от ума»

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной - Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник - молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

(1790 или 1795-1829)

Елена Лавренова

Биография

Русский писатель, поэт, драматург, дипломат. Александр Грибоедов родился 15 января (по старому стилю - 4 января) 1795 (в некоторых источниках указан 1790) в Москве, в старинной дворянской семье. «Дворянский род Грибоедовых - шляхетского происхождения. Ян Гржибовский переселился в Россию в первой четверти XVII столетия. Его сын, Федор Иванович, был разрядным дьяком при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче и первый стал писаться Грибоедовым.» («Русский биографический словарь»)Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны (1768-1839) (Новинский бульвар, 17). Александр и его сестра Мария (1792-1856; в замужестве - М.С.Дурново) получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы - Петрозилиус и Ион, для частных уроков приглашались профессора университета. В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 Александр Грибоедов поступил на словесный факультет Московского университета, который окончил в 1808 со званием кандидата словесности; продолжил обучение на этико-политическом отделении; в 1810 окончил юридический, а затем поступил на физико-математическй факультет. С момента обучения в университете и на всю жизнь Александр Сергеевич сохранил любовь к занятиям историей и к экономическим наукам. По окончании обучения по образованности Грибоедов превосходил всех своих сверстников в литературе и в обществе: владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки. В 1812, до нашествия на Россию Наполеона, Александр Сергеевич готовился к экзамену на степень доктора.

В 1812, несмотря на недовольство семьи, Грибоедов записался волонтером - корнетом в московский гусарский полк, набиравшийся графом Салтыковым, но пока он организовывался, Наполеон успел покинуть Москву, а затем и Россию. Война закончилась, но карьере чиновника Александр решил предпочесть мало привлекательную кавалерийскую службу в глухих закоулках Белоруссии. Три года он провел сначала в иркутском гусарском полку, потом в штабе кавалерийских резервов. В Бресте-Литовском, где корнет Грибоедов был прикомандирован к штабу резервов и состоял адъютантом при гуманном и образованном генерале от кавалерии А.С.Кологривове, в нем вновь пробудился вкус к книгам и творчеству: в 1814 он посылает в московский «Вестник Европы» свои первые статьи («О кавалерийских резервах» и «Описание праздника в честь Кологривова»). Побывав в 1815 в Петербурге и подготовив свой переход в коллегию иностранных дел, в марте 1816 Грибоедов вышел в отставку.

В 1817 Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, где вскоре стал числиться на хорошем счету. В Петербурге были напечатаны и поставлены его первые пьесы, он познакомился с А.С.Пушкиным, В.К.Кюхельбекером, П.Я.Чаадаевым. Служебное положение Грибоедова едва не испортило его участие в качестве секунданта в дуэли Шереметева с Завадовским, возмутившей всех ожесточением противников: по некоторым предположениям, после этой дуюли должна была состояться и дуэль между секундантами. По настоянию матери, чтобы дать улечься пересудам и смягчить гнев начальства, Александр Грибоедов должен был временно покинуть Петербург и ему, помимо его воли, было обеспечено место секретаря посольства в Персии. 4 марта 1819 Грибоедов въехал в Тегеран, но значительная часть службы прошла в Тавризе. Обязанности были несложные, что давало возможность усиленно заниматься персидским и арабским языками. Периодически Грибоедову приходилось ездить с деловыми поручениями в Тифлис; однажды он вывез из Персии и возвратил на родину группу русских пленных, несправедливо задержанных персидскими властями. Это предприятие обратило на Грибоедова внимание командующего русскими войсками на Кавказе Алексея Петровича Ермолова (1777-1861), разгадавшего в нем редкие дарования и оригинальный ум. Ермолов добился назначения Александра Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе и с февраля 1822 он стал служить в Тифлисе. Здесь продолжилась работа над пьесой «Горе от ума», начатая еще до назначения в Персию.

После 5 лет пребывания в Иране и на Кавказе в конце марта 1823, получив отпуск (сначала краткий, а потом продленный и в общем охвативший почти два года), Грибоедов приезжает в Москву, а в 1824 - в Петербург. Комедия, завершенная летом 1824, была запрещена царской цензурой и 15 декабря 1825 в альманахе Ф.В.Булгарина «Русская Талия» были опубликованы только фрагменты. В целях пропаганды своих идей, декабристы стали распространять «Горе от ума» в десятках тысяч списков (в январе 1825 список «Горя от ума» был привезен и Пушкину в Михайловское). Несмотря на скептическое отношение Грибоедова к военному заговору будущих декабристов и сомнения в своевременности переворота, среди его друзей в этот период были К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский. В мае 1825 Грибоедов вновь выехал из Петербурга на Кавказ, где и узнал о том, что 14 декабря восстание декабристов потерпело поражение.

В связи с открытием дела о декабристах, в январе 1826 в крепости Грозный Александр Грибоедов был арестован; Ермолов успел предупредить Грибоедова о прибытии фельдъегеря с приказом немедленно доставить его в следственную комиссию, и все компрометирующие бумаги были уничтожены. 11 февраля он был доставлен в Петербург и посажен на гауптвахту Главного штаба; среди причин было то, что на допросах 4 декабриста, в том числе С.П.Трубецкой и Е.П.Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества и в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума». Под следствием он находился до 2 июня 1826, но т.к. доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор. В сентябре 1826 Грибоедов продолжил дипломатическую деятельность, вернувшись в Тбилиси. Главнокомандующим на Кавказе был назначен Иван Федорович Паскевич (1782-1856), женатый на двоюродной сестре Александра Грибоедова - Елизавете Алексеевне (1795-1856). На Кавказ Грибоедов возвратился неохотно и серьезно думал об отставке, но просьбы матери заставили его продолжать службу.

В разгар русско-иранской войны Грибоедову поручают ведение отношений с Турцией и Ираном. В марте 1828 прибыл в Петербург, доставив выгодный для России Туркманчайский мирный договор, принесший ей значительную территорию и большую контрибуцию. В переговорах с Аббас-мирзой и подписании договора Александр Сергеевич Грибоедов принимал непосредственное участие. Уступки были сделаны персами против воли и Грибоедов, справедливо гордясь своим успехом, не скрывал своих опасений мести и скорого возобновления войны.

В апреле 1828 Грибоедов, пользовавшийся репутацией специалиста по персидским делам, был назначен полномочным министром-резидентом (послом) в Иран. Несмотря на нежелание ехать в Персию, отказаться от назначения было невозможно ввиду категорически заявленного желания императора. За годы службы на Востоке Грибоедов пригляделся к восточному быту и складу мысли и открывшаяся перед ним перспектива долгого житья в одном из центров застоя, самоуправства и фанатизма не вызывала в нем особого желания приступить к выполнению новых обязанностей; к назначению он отнесся как к политической ссылке.

По пути к месту назначения Грибоедов провел несколько месяцев в Грузии. В августе 1828, находясь в Тифлисе, он женился на дочери своего друга, грузинского поэта и генерал-майора Александра Гарсевановича Чавчавадзе (1786-1846), - княгине Нине Чавчавадзе (1812-1857), которую он знал еще девочкой. Несмотря на лихорадку, не оставившую его и во время брачного обряда, Александр Сергеевич, быть может, впервые испытал счастливую любовь, переживая, по его словам, такой «роман, который оставляет далеко за собой самые причудливые повести славящихся своей фантазией беллетристов». Молодой супруге только что пошел шестнадцатый год. После выздоровления он довез жену до Тавриза и отправился без нее в Тегеран, чтобы приготовить там все к ее приезду. 9 декабря 1828 они виделись в последний раз. О нежности, с которой он относился к своей маленькой «мурильевской пастушке», как он называл Нину, говорит одно из последних писем к Нине (24 декабря 1828, Казбин): «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со ногими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя - и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда не разлучаться.»

Приехав в Тегеран, Грибоедов действовал иногда вызывающим образом, не уступал ни в чем строптивости персиян, настойчиво требуя уплаты контрибуции, нарушал этикет шахского двора, выказывая самому шаху возможно меньше уважения. Все это делалось вопреки личным склонностям и этими ошибками пользовались английские дипломаты, чтобы разжигать ненависть к послу в придворных сферах. Но более грозная ненависть к русским, поддерживаемая духовными лицами, разжигалась в народной массе: в базарные дни невежественной толпе втолковывали, что русских следует истребить как врагов народной религии. Зачинщиком восстания был тегеранский муджшехид (высшее духовное лицо) Месих, а его главными пособниками - улемы. По официальной версии целью заговора было нанесение некоторого урона русской миссии, а не резня. Когда в роковой день 11 февраля (по старому стилю - 30 января) 1829 года собралось около 100 тысяч человек (по показаниям самих персидских сановников), и масса фанатиков бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ними. Понимая, какой опасности подвергается, за день до смерти Грибоедов отправил во дворец ноту, заявляя в ней, что «ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана». Но было уже поздно. На следующий день произошло почти поголовное избиение русских (спастись удалось лишь советнику посольства Мальцову); особенно зверским было убийство Грибоедова: его обезображенное и изуродованное тело было найдено в груде трупов. Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на горе Давида в Тифлисе - у монастыря святого Давида. На могильной плите - слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Среди произведений - пьесы, стихи, публицистика, письма: «Пьсьмо из Бреста Литовского к издателю» (1814; письмо к издателю «Вестника Европы»), «О кавалерийских резервах» (1814, статья), «Описание праздника в честь Кологривова» (1814, статья), «Молодые супруги» (1815, комедия; переделка пьесы Крезе де Лессера «Семейный секрет» 1807), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817, комедия; в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким: Грибоедову принадлежат пять явлений второго акта), «Студент» (1817, комедия; в соавторстве с П.А.Катениным), «Притворная неверность» (1818, пьеса; в соавторстве с А.Жандром), «Проба интермедии» (1819, пьеса), «Горе от ума» (1822-1824, комедия; возникновение замысла - в 1816, первая постановка - 27 ноября 1831 в Москве, первая публикация, урезанная цензурой - в 1833, полная публикация - в 1862), «1812 год» (драма; отрывки опубликованы в 1859), «Грузинская ночь» (1827-1828, трагедия; публикация - 1859), «Частные случаи петербургского наводнения» (статья), «Загородная поездка» (статья). Музыкальные произведения: известно два вальса для фортепиано.

(Составитель краткой биографии А.С.Грибоедова - Елена Лавренова)

Список литературы

А.С. Грибоедов «Сочинения». М. «Художественная литература», 1988

«Русский биографический словарь» rulex.ru (статья проф. А.Н.Веселовского «Грибоедов»)

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург», Энциклопедия «Москва», Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект «Россия поздравляет!»